Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.

18 июня в областном к р а ­ еведческом музее откры л ась вы ставка «П о л ярф и л-7 8», ор гани зован ная Мурманским клубом филателистов « З а п о ­ л яр ье » и областным отделе­ нием Всесоюзного общества филателистов. Она посвящ е­ на героическому освоению Севера. Скоро исполнится год, как С еверный полюс покорился нашей «Арктике». З а в ерш и ­ лась вы сокоширотная про­ водка транспортного судна «К апитан Мышевский» ато­ моходом «С и б и р ь»— в такое вр ем я года и по такой т р ас ­ се, что трудно поверить в реальность совершившегося. Вспомним, что 4 0 лет тому н азад на этой трассе зазим о ­ вал целый караван из пяти судов с ледоколом. Л есовоз «Рабочий» был раздавлен льдами, а вмерзший в ок­ тябре 193 7 года л ед ок о ль­ ный пароход «Георгий С е­ дов» продрейф овал 8 1 2 дней к только в 194 0 году был освобожден из плена тезкой атомного л ед окола «Сибирь». Первый раз с запада на восток через С еверный Л ед о­ витый океан прош ел А. Э. Нордёнш ель, но затр атил он тта это два года — 1878-й и 1879-й. В 1 9 1 5 году с вос­ тока на запад этот путь пре­ одолели «Т аймы р» и «Вай- гач», и тоже потребовалось две навигации. Первому в истории леген­ д а р н ом у «А. Сибирякову» удалось пройти В ели ким С е­ верным путем за одну н ави­ гацию с 2 8 июля по 1 октяб­ р я 19 3 2 года. Год спустя «Ч елю ски н» был раздавлен в конце этого ж е пути, а в 1 9 3 4 году ледорез «Ф. Лит­ ке» прошел за одну навига­ цию от Владивостока до Мур­ манска. Так осваивалась ле­ д о в а я трасса. В декабре 1 9 3 2 года ЦК КПСС и Советское правитель­ ство, оценив по достоинст­ в у проход «А . Сибирякова» по Северному пути за одну навигацию, приняли решение о создании специальной орга­ низации, Главного уп р а в л е ­ ния Северного морского п у ­ ти. Его первым начальником стал О. Ю. Шмидт, а ди рек­ тором Всесоюзного научно- исследовательского институ­ та, подчиненного «Главсев- морпути», бы л назначен Р. Л. Самойловнч. Н еобы чн ая популярность С амойловича, поднимавшего красный ф л а г над З ем лей Ф ранц а-Иосиф а (вместе со Шм и дтом и К ренкелем ) и бывшего научным руководи­ телем междун ародной экспе­ диции на ди риж абле «Г раф Цеппелин» в 1931 году, во­ сходит к зн ам ен ательн ом у в п олярны х исследованиях со­ бытию — спасению эк и п аж а погибшего д и риж абл я «И т а ­ л ия». 50 лет назад. 16 июня 1 9 2 8 года, «К расин» вышел из Л ен инград а на спасение эки паж а дириж абля. Р у к о в о ­ ди телем операции был Р . Л. Самойлович. Поиск и про­ движение к затерянной груп­ пе были очень трудными. 12 июля «К расин» спас пер­ вую группу потерпевших и в этот ж е день — вторую. Б у д у ч и членом Г еограф и­ ческого общ ества СССР , США , А встри и и ряда др у ­ гих стран, Р. Л. С амойлович сделал очень многое дл я ут­ верж дения авторитета совет­ ской науки, расш ирения ее влияния и укреп лени я м еж ­ дународны х научных связей. Ж и зн ь С амойловича оборва­ лась в 1 9 3 8 году, спустя 10 лет после знаменитого похо­ да «Красина», на долю ко­ торого «вы пал о великое сча­ стье вырвать у смерти семь человек», как написал в сво­ их воспоминаниях Самойло­ вич. На выставке представлена подборка почтовых штемпе­ лей полярной филателии. Ее автор — мурманчанин Ю. Ю. Сээт. А. КАУФМАН, член Ге­ ографического общества СССР, «Ж у р а в л ь в н е б е . . .» Москва. На киностудии «Мосфильм» режиссер С. Самсо­ нов, автор известных лент, таких, как «Оптимистическая траге­ дия», «Ровесник века», «Три сестры», «Много шума из ниче­ го» и многих других, по сценарию В. Мережко поставил худо­ жественный фильм «Журавль в небе...*. Сорежиссер фильма — А . Сиренко, оператор Е. Гуслинский, художники — С. Ворон­ ков, В. Кострин, Л . Збруев, звукооператор О. Упеник. В фильме снимались артисты Александр Демьяненко, Люд­ мила Зайцева, Лия Ахеджакова, Иван Рыжов и другие. На снимке: кадр из фильма «Журавль я н ебе...». Васька — Сережа Знадитдинов, Андрей Заболотный — артист А л ек ­ сандр Демьяненко. Фото ТАСС. В С Т У П И Л И в и о в ы й г о д Во Д ворце кул ьтуры имени С. М. Кирова состоялся вечер, организованный культбазой плавсостава, «М арш руты ры ­ бацкой славы ». На него вместе с сем ьями пришли моряки С Т Р -3 0 2 «Сою з-10», СРТ-м- 1 4 4 4 «Новоспасск», БМ Р Т -4 1 6 «К ольский», транспортного р е ф ­ р иж ер ато р а «Хибинские горы», плавбазы «Ри га». Экипажи «С ою за-10» и «Но- воспасска» уж е выполнили пла­ новое задание 1 9 7 8 года. По всем пок азател ям выполнил план рейса эки паж «Хибинских гор», а м о ряк и пл авбазы «Ри-, га» награж дены переходящим вымпелом В РП О «С евры ба» и обкома профсоюза рабочих пи­ щевой: промышленности за боль­ шие успехи в социалистиче­ ском соревновании за первый к в ар тал 1 9 7 8 года. Об этом расс к аза л и на вечере капитаны судов: К. И. Никифоров, Ю. В. Патракеев, В. П. Козлов, Н. И. Л яп л и ев и первый помощник капитана ТР «Хибинские горы» А. Н. Турков. Нептун вручил за жж е н ны е елочки тем, кто уж е вступил в четвертый год пятилетки. Л у ч­ шим м о р як ам дети вручили цве­ ты. С л авны х труж еников моря приветствовали артисты М ур­ манского областного драм атич е­ ского театр а и сам одеятельны е артисты Д ворца к у л ьтуры име­ ни С. М. Кирова. П о д а р о к н е в е с т е Ребенок еще сидит за ш кол ь­ ной партой, а мож ет быть, толь­ ко научился ходить, но его близкие уж е заботятся о его завтрашн ем дне. На таких пре­ дусмотри тельны х людей и рас­ считан договор страхования, по которому деньги выплачиваю т­ ся юноше или девушке к мо­ менту вступления в брак. А сколько подарков готовят к бракосочетанию лю бящие дру­ зья и родные! З а стр ах ов ать детей можно в возрасте от 2-х до 15 лет. Р а с ­ тет ребенок — растут и денеж ­ ные накопления. Придет час, и эти накопления — страховая сумма — помогут юноше или девушке, вступившим в брак, обзавестись домашним хозяй ст­ вом, отправиться в свадебное путешествие, приобрести коопе­ ративную квартиру и т. д. Р а зм е р страховой суммы оп­ ределяется по соглашению м е ж ­ ду страхователем и госстрахом, но не мож ет быть м еньш е 3 0 0 рублей. Если юноша или девушка вступают в брак в возрасте м еж д у 18 и 2 5 годами, то с тр а ­ ховая сумм а выплачивается с начислением процентов из рас­ чета 2 процента за к аж ды й год, истекший после окончания до­ говора. Бы вает, молоды е люди до­ стигают соверш енн о летия, а с ж енитьбой или зам уж еством не торопятся. В таком случае страховая сумм а будет вы п л а­ чена по достижении 25-летнего возраста с увеличением ее на 14 процентов. С тр ах ов ател ям и могут стать родители, бабушки, дедушки, дяди и тети, старшие братья и сестры , опекуны ребенка, в пользу которого заклю чается договор. Возраст страхователя — от 2 0 до 6 7 лет. Срок страховани я зависит от возраста ребенка, в пользу ко­ торого заключен договор, а" р а з­ мер еж ем есячны х взносов — от возраста страхователя, страхо­ вой с уммы и срока страхова­ ния. Новый вид личного страхо­ вания имеет и такую особен­ ность — до свадьбы еще д ал е­ ко, но ребенок считается заст­ рахованным и имеет право на получение страховой суммы или части ее, если врачи уста­ новят стойкое расстройство зд о ­ ровья от травмы , полученной в ре зул ьтате несчастного случая, от острого заболевания к л ещ е ­ вым весенне-летним эн ц еф ал и ­ том или полномиэлитом. С трахование к бракосочета­ нию введено с 1 ян в ар я 1977 года. Цель его — помочь роди­ тел ям и другим родственникам ребенка создать определенные накопления, которые будут вы­ плачены юноше или девушке по достижении ими соверш енн о­ летия, но не ранее дня брако­ сочетания. Подводная лодка на буксире В Японии намечаются большие работы по созда­ нию нового типа океанской подводной лодки без экипа­ жа, предназначенной для на­ учных исследований. Лодка будет находиться на букси­ ре надводного судна, плыву­ щего со скоростью 2 0 узлов, фиксировать степень солено­ сти воды, ее температуру, волнение, глубину и другие физические данные, которые автоматически будут записы­ ваться на буксирном судне. В корпусе подводной лодки, по форме напоминающей со­ временный самолет, разм ес­ тятся механизмы, приводя­ щие в движение горизон­ тальные и глубинные рули, благодаря чему лодка, на­ ходясь на длинном лине, мо­ жет самостоятельно плыть и погружаться на глубину до 1 0 0 метров. Стабилизаторы в форме рыбьих плавников придадут лодке большую остойчивость, а ее движени­ ям — эластичность. Посещение Мурманска входит в программу В сесо­ ю зного туристического маршрута по городам К о л ь ­ ского полуострова. Посещая ры б ны й порт, п ромы словы е корабли, ту­ ристы обязательно приходят в м узей рыбной пр омыш л ен ­ ности ВРПО «Севрыба ■, Здесь они знакомятся с ста ноелением и развитием рыб* ной промышленности на Мур.чане, с историей к р у п ­ нейши х рыбопромышлен­ н ы х предприятий, с л у чши ­ ми традициями рыбаков, с именами тех, ч ьими руками создавался соврем енный р ы ­ бопромышленный комплекс. Недавно м узей посетили две туристические группы, В Книге отзывов туристы из Латвии, Литвы, Ярославля, Москвы и многих других го­ родов страны оставили вос­ торженные отзывы о музее. Частые гости здесь — ре‘ б ята из мурманских школ, Среди них много тех, чьи родители внесли немалый вклад в развитие рыбной. промышленности Мурман* ска. На снимке В. Щукина.’, ученики школы М I f рас* сматривают в музее модели современного промыслового судна. Как знать, может быть, с этой экскурсии при­ дет к ним увлечение морем и определит их будущий тру­ довой путь. Редактор А. А . МИРОНОВ. С промысла — В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -146 «Украи­ на», Р Т -2 7 0 «Дубоссары», ТР «Карл Либкнехт». ЗА ВТ РА : РТ -220 «Вилко- во», РТ -281 «Алма-Ата», СРТ -440, БМ РТ -252 «Н ек­ расов», экипажа БМ РТ -238 (в 1 1 .0 0 на теплоходе в рыб­ ный порт). Мурманск — 1 8 3 0 0 1 , Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 -6 4 , заместитель редакто­ ра, ответственный секретарь — 7 0 8 9 , литературные со­ трудники — 6 3 9 6 и 7 0 -4 5 . Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7 -7 0 4 5 . «Рыбный Мурман». Индекс 52861 Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 4523. ПН-05316.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz