Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.
Так добивались успеха © J5 JL 3 A T Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ -416 «Кольский» выполнил задание трех лет пятилетки по выпуску пищевой рыбопродукции. Сто двадцать семь суток продолжался минув ший рейс. З а это время коллектив побывал в различных рай онах промысла: и на мойвенной путине, и в районах, где об лавли вали донные породы, работал по лицензии в экономи- яеской зоне. Рейсовое задание перекрыто. О работе технологической службы рассказывает помощ ник капитана по производству Виктор Иванович Коробицын: — В самом начале рейса мы вышли на мойвенную пу тину. Промысловая обстанов ка была неважной. Мойву морозили блоками по десять килограммов. Еще в порту взяли на борт 50 тонн сырья для производства пресервов. Выработали их 25 тысяч ба нок. Переоборудовали линию по типу БМРТ -415 «Рыба чий», то есть приспособили такие же лотки, систему тран спортеров, только пресервы ие хранили в трюме, они по местились в консервном це хе. Затем кончилась банкота- ра. Посылали запрос в отдел снабжения — тары нет. Впрочем, еели бы мы выра батывали до 12 тысяч банок в сутки, как на «Рыбачьем», тогда был бы резон посы лать нам тару, но у нас не было еще такого опыта. Одиннадцать суток мы проработали на путине, а за тем перешли в другой район на донные породы. Правда, через некоторое время мы проработали на промысле мойвы еще 16 суток. Мойва была крупная, не в. пример той, что попадалась в начале рейса. Около 70 процентов улова мы пускали на выра ботку мороженой продукции блоками по два килограмма. Искали Способ увеличить производительность труда. Очень помогла статья стар шего инженера производст венного отдела К. А. Исмаи лова, опубликованная в «Рыбном Мурмане» (№ 26 от 1 марта 1978 года). Правда, мы и сами проду мывали возможные варианты делителей. Остановились на следующем: берется ■ доска чуть длиннее противня, на нее прикреплены четыре пла стины, так, чтобы противень делился на пять равных ча стей. На пластины кладется лист пергамента, продавли вается .внутрь противня, об разуя пять карманов. Засы пается мойва, разравнивает ся. Делитель вынимается. Противень идет в камеру. Производительность труда резко возросла. Мы вырабо тали 152 тонны продукции в двухкилограммовых брике тах. Теперь мы думаем о том, чтобы сделать делитель стационарным. На облове окуня мы ста рались вырабатывать мак симум пищевой продукции из рыбы-сырца. Выпускали окунь потрошеный с голо вой. Заморозили 490 тонн этой продукции. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему раз витию производства, расши рению ассортимента, повы шению качества рыбной про дукции и по улучшению тор говли рыбными товарами», мы выпустили 277 центне ров окуня потрошеного без головы в коробочках по одно му килограмму. Кроме того, выработали 29 тонн полуфаб риката окуня и 11 тони по- луфабрпката палтуса для коптильных заводов. На облове трески мы за месяц сделали около 110 тонн тушки. В сутки выра ботка доходила до девяти тонн. По рекомендации про изводственного отдела выпу стили 240 тонн трески по трошеной с головой. За рейс заморозили 50 тонн го лов трески. Сделали 15 тонн трескового филе, три тонны филе пестрой зубатки, филе палтуса — четыре тонны. Для рыбокомбината выраба тывали пласт синей зубатки. Поскольку танки были вычи щены для запланированного ремонта, мы не вырабатыва ли медицинский жир, а выпу скали консервы «Печень тре ски натуральная». Сделали за рейс 41 тысячу условных банок этой продукции. В социалистическом со ревновании смен первое место занял коллектив рыб- мастера Л. С. Клннцова. Хо рошо работала и смена заоч ника АМРТ рыбмастера В. А. Пугачева. ІІз матросов мож но выделить В. В. Новикова, И. А. Полищука и И. И. Шевчука, чьи имена занесе ны на судовую Доску почета. Этот рейс стал победным для экипажа. Около тридцати процентов личного состава — новички. Свыше половины экипажа -т- молодежь. Но комсомольцы, а их в орга низации судна 44 человека, В н я м а я я е : о п ы т Выравнивание в а е р о в при дрейфе Специалистам тралового флота известно, что если при равной длине ваеров за бортом на судах кормового траления плоскость их симметрии откло няется от диаметральной пло скости судна, то трал имеет некоторый перекос. Исправить положение можно путем пере- травливания ваера подветрен ного борта на величину, рав ную между подвесными ваер- ?ыми блоками, умноженную на синус угла дрейфа. На практике обычно начина ют учитывать дрейф с углов, равных 5— 10 градусам. При этом перетравливают подвет ренный ваер на 2 — 4 метра. Если учесть, что на большинст ве типов судов расстояние меж ду подвесными ваерными бло ками составляет порядка 6 —8 метров, то согласно расчету при этих углах следует потрав ливать лишь 0.6 — 1,2 метра. Отсюда видно, что ошибка в длинах ваеров при учете дрей фа допускается больше, чем тогда, когда дрейф не учитыва ется совсем. Возникновению этой ошибки способствует и то, что в подав ляющем большинстве случаев угол дрейфа определяется ви зуально наблюдателем, находя щимся в промысловой рубке или в районе траловой лебедки. Определенный таким образом угол оказывается завышенным примерно вдвое против факти ческого, который можно наблю дать, находясь непосредственно у подвесного ваерного блока. Слишком большой величине перетравливашш ваера способ ствует также и то, что формула ее расчета легко забывается, и поэтому обычно ваер перетрав ливают «по интуиции». В поисках замены в приве денной выше формуле тригоно метрического синуса более про стой величины . на БМРТ -125 «Березники» мастер добычи Николай Леонтьевич Куземин предложил л е г к о . запоминаю щуюся упрощенную формулу, в которой величина перетрав- ливаиия подветренного ваера равна числу градусов угла дрейфа, помноженному на по стоянный коэффициент, полу чаемый путем деления рассто яния между подвесными блока ми на 90 ('90 градусов, заклю ченных между диаметральной плоскостью судна и перпендику ляром к ней). Нами была составлена спе циальная таблица, в которой показаны углы дрейфа и вели чины перетравливашш подвет ренного ваера по общеизвест ной формуле и формуле Н. JI. Куземпна. В этом расчете при нято расстояние между подвес ными ваерными блоками, рав ное 7 метрам, как среднее для большинства крупнотоннажных судов. Р азвивая предложение Н. Л. Куземина, можно предложить еще один простой и легко запо минающийся коэффициент, рав ный 10 сантиметрам на 1 гра дус угла дрейфа, и л и ,м е т р на 10 градусов. С таблицей мож но познакомиться в отделе ЦП КТ Б. Е. ЛЕБЕДЕВ , старший ин женер научной группы БМ Р Т «Березники». доказали, что не зря коллек тив носит звание комсомоль ско-молодежного экипажа. Большую роль сыграло соци алистическое соревнование. Есть у экипажа достойный со перник — коллектив БМРТ- 409 «Комета». С ним заклю чен договор па целый год. Поддерживается постоянный контакт. Удачно получилось, что даже ремонт запланиро ван в одно и то же время. В парно-групповом соревно вании экипаж БМРТ -416 «Кольский» соперничал с коллективами БМРТ «Друж ба», «Орбита», «Салют». Они постоянно обмещівались информацией. В определен ное время подводились ито ги соревнования. З а работу на мойвенной путине экипаж БМРТ -416 «Кольский» полу чил премию за первый квар тал. 40 членов экипажа по ощрены. 13 человек получи ли благодарность за рейс. Во внутрисудовом соревно вании соперничали две комп лексные смены и три вахты в машинном отделении. Побе дила вахта второго механика В. Т. Евтушенко. О смене рыбмастера А. С. Клинцова говорят как о дружном, спло ченном коллективе. Она за няла первое место в соревно вании среди смен. К Дню рыбака моряки на метили провести соревнова ние на звание лучшего по профессии. Большую работу проводит группа народного контроля. Ее руководитель, начальник радиостанции Валентин Ми хайлович Паршин, считает, чго нарушения лучше преду преждать, нежели исправ лять. Этому и были посвяще ны рейды народного контро ля совместно с «Комсомоль ским прожектором». Особое внимание уделяется повыше нию классности. Если моряк по-настоящему болеет за свое дело, то он, разумеется, учит ся более производительно ра ботать. Экипаж БМРТ -416 «Коль ский» снова уходит в рейс. На этот раз на два месяца. К Дню рыбака коллектив решил дополнительно выпус тить 2000 центнеров пищевой рыбопродукции. с к уд е т т р ы б н ы е б о г а т с т в а Р ека Урал, одна из крупных водных артерий бассейна Кас пийского моря, располагает на иболее значительными нерести лищами рыбы ценных промыс ловых пород. На долю этой ре ки приходится более трети ми ровой добычи осетровых. Здесь вырабатывается изысканное ла комство. гурманов — знамени тая черная икра, которая поль зуется огромным спросом и на внутреннем рынке, и за рубе жом. На две с половиной тысячи километров протянулась река, в водах которой самоіі природой созданы исключительно благо приятные условия для нагула рыбы. Рыболовство здесь с дав них пор было одним из основ ных занятий местного населе ния. В последние десятилетия в связи с ростом индустриальных центров и строительством круп ных гидротехнических сооруже ний встала задача не только со хранения, но и приумножения фауны Каспийского моря и впа дающих в него пек. Экологиче ское состояние Волги и Урала стало предметом особой заботы хозяйственников и ученых. На промышленных объектах, в крупных городах построены со оружения для очистки сточных вод от загрязнений и вредных примесей. Р яд научно-исследо вательских и проектных инсти тутов работает над проблемой воспроизводства рыбных запа сов, создания управляемого рыб ного хозяйства. Ежегодно в мо ре выпускается большое количе ство выращенной искусственно молоди, что дает отличные ре зультаты. * Ежегодно на эксперименталь ном Курилкинском рыбоводном заводе Урало-Каспийского отде ления центрального научно-ис следовательского института осетрового хозяйства выращива ют сотни миллионов молоди осетра, белуги и других рыб. Партии икринок осетровых от правляют отсюда на Дои и Ку бань. На снимке: выборка невода. Ежегодно пять рыболовецких колхозов Балыкшинского рай она Гурьевской области Сдают ііа приемные пункты 100 тысяч центнеров выловленной в реке Урал рыбы семейства осетро вых. Фотохроника ТАСС. • Посолъно-свежъсвой трау лер «Краснослободск» не давно е составе тралового флота. Но экипаж уже су мел показать себя: в рей сах, сделанных за время эксплуатац ии, коллектив всегда добивался успеха. На этом снимке передови ки производства, ударники коммунистического труда, чьи имена на судовой Доске почета (слева, направо!: ма стер по добыче рыбы Вик тор Федорович Алешин, на чальник радиостанции А н а толий Яковлевич Крутиков, второй механик Александр Павлович Клюшин, электро механик Геннадий Николае вич Яцык. Фото Б. Щукина. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz