Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.

Так добивались успеха © J5 JL 3 A T Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ -416 «Кольский» выполнил задание трех лет пятилетки по выпуску пищевой рыбопродукции. Сто двадцать семь суток продолжался минув­ ший рейс. З а это время коллектив побывал в различных рай­ онах промысла: и на мойвенной путине, и в районах, где об­ лавли вали донные породы, работал по лицензии в экономи- яеской зоне. Рейсовое задание перекрыто. О работе технологической службы рассказывает помощ­ ник капитана по производству Виктор Иванович Коробицын: — В самом начале рейса мы вышли на мойвенную пу­ тину. Промысловая обстанов­ ка была неважной. Мойву морозили блоками по десять килограммов. Еще в порту взяли на борт 50 тонн сырья для производства пресервов. Выработали их 25 тысяч ба­ нок. Переоборудовали линию по типу БМРТ -415 «Рыба­ чий», то есть приспособили такие же лотки, систему тран­ спортеров, только пресервы ие хранили в трюме, они по­ местились в консервном це­ хе. Затем кончилась банкота- ра. Посылали запрос в отдел снабжения — тары нет. Впрочем, еели бы мы выра­ батывали до 12 тысяч банок в сутки, как на «Рыбачьем», тогда был бы резон посы­ лать нам тару, но у нас не было еще такого опыта. Одиннадцать суток мы проработали на путине, а за­ тем перешли в другой район на донные породы. Правда, через некоторое время мы проработали на промысле мойвы еще 16 суток. Мойва была крупная, не в. пример той, что попадалась в начале рейса. Около 70 процентов улова мы пускали на выра­ ботку мороженой продукции блоками по два килограмма. Искали Способ увеличить производительность труда. Очень помогла статья стар­ шего инженера производст­ венного отдела К. А. Исмаи­ лова, опубликованная в «Рыбном Мурмане» (№ 26 от 1 марта 1978 года). Правда, мы и сами проду­ мывали возможные варианты делителей. Остановились на следующем: берется ■ доска чуть длиннее противня, на нее прикреплены четыре пла­ стины, так, чтобы противень делился на пять равных ча­ стей. На пластины кладется лист пергамента, продавли­ вается .внутрь противня, об­ разуя пять карманов. Засы ­ пается мойва, разравнивает­ ся. Делитель вынимается. Противень идет в камеру. Производительность труда резко возросла. Мы вырабо­ тали 152 тонны продукции в двухкилограммовых брике­ тах. Теперь мы думаем о том, чтобы сделать делитель стационарным. На облове окуня мы ста­ рались вырабатывать мак­ симум пищевой продукции из рыбы-сырца. Выпускали окунь потрошеный с голо­ вой. Заморозили 490 тонн этой продукции. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему раз­ витию производства, расши­ рению ассортимента, повы­ шению качества рыбной про­ дукции и по улучшению тор­ говли рыбными товарами», мы выпустили 277 центне­ ров окуня потрошеного без головы в коробочках по одно­ му килограмму. Кроме того, выработали 29 тонн полуфаб­ риката окуня и 11 тони по- луфабрпката палтуса для коптильных заводов. На облове трески мы за месяц сделали около 110 тонн тушки. В сутки выра­ ботка доходила до девяти тонн. По рекомендации про­ изводственного отдела выпу­ стили 240 тонн трески по­ трошеной с головой. За рейс заморозили 50 тонн го­ лов трески. Сделали 15 тонн трескового филе, три тонны филе пестрой зубатки, филе палтуса — четыре тонны. Для рыбокомбината выраба­ тывали пласт синей зубатки. Поскольку танки были вычи­ щены для запланированного ремонта, мы не вырабатыва­ ли медицинский жир, а выпу­ скали консервы «Печень тре­ ски натуральная». Сделали за рейс 41 тысячу условных банок этой продукции. В социалистическом со­ ревновании смен первое место занял коллектив рыб- мастера Л. С. Клннцова. Хо­ рошо работала и смена заоч­ ника АМРТ рыбмастера В. А. Пугачева. ІІз матросов мож­ но выделить В. В. Новикова, И. А. Полищука и И. И. Шевчука, чьи имена занесе­ ны на судовую Доску почета. Этот рейс стал победным для экипажа. Около тридцати процентов личного состава — новички. Свыше половины экипажа -т- молодежь. Но комсомольцы, а их в орга­ низации судна 44 человека, В н я м а я я е : о п ы т Выравнивание в а е р о в при дрейфе Специалистам тралового флота известно, что если при равной длине ваеров за бортом на судах кормового траления плоскость их симметрии откло­ няется от диаметральной пло­ скости судна, то трал имеет некоторый перекос. Исправить положение можно путем пере- травливания ваера подветрен­ ного борта на величину, рав­ ную между подвесными ваер- ?ыми блоками, умноженную на синус угла дрейфа. На практике обычно начина­ ют учитывать дрейф с углов, равных 5— 10 градусам. При этом перетравливают подвет­ ренный ваер на 2 — 4 метра. Если учесть, что на большинст­ ве типов судов расстояние меж­ ду подвесными ваерными бло­ ками составляет порядка 6 —8 метров, то согласно расчету при этих углах следует потрав­ ливать лишь 0.6 — 1,2 метра. Отсюда видно, что ошибка в длинах ваеров при учете дрей­ фа допускается больше, чем тогда, когда дрейф не учитыва­ ется совсем. Возникновению этой ошибки способствует и то, что в подав­ ляющем большинстве случаев угол дрейфа определяется ви­ зуально наблюдателем, находя­ щимся в промысловой рубке или в районе траловой лебедки. Определенный таким образом угол оказывается завышенным примерно вдвое против факти­ ческого, который можно наблю­ дать, находясь непосредственно у подвесного ваерного блока. Слишком большой величине перетравливашш ваера способ­ ствует также и то, что формула ее расчета легко забывается, и поэтому обычно ваер перетрав­ ливают «по интуиции». В поисках замены в приве­ денной выше формуле тригоно­ метрического синуса более про­ стой величины . на БМРТ -125 «Березники» мастер добычи Николай Леонтьевич Куземин предложил л е г к о . запоминаю­ щуюся упрощенную формулу, в которой величина перетрав- ливаиия подветренного ваера равна числу градусов угла дрейфа, помноженному на по­ стоянный коэффициент, полу­ чаемый путем деления рассто­ яния между подвесными блока­ ми на 90 ('90 градусов, заклю­ ченных между диаметральной плоскостью судна и перпендику­ ляром к ней). Нами была составлена спе­ циальная таблица, в которой показаны углы дрейфа и вели­ чины перетравливашш подвет­ ренного ваера по общеизвест­ ной формуле и формуле Н. JI. Куземпна. В этом расчете при­ нято расстояние между подвес­ ными ваерными блоками, рав­ ное 7 метрам, как среднее для большинства крупнотоннажных судов. Р азвивая предложение Н. Л. Куземина, можно предложить еще один простой и легко запо­ минающийся коэффициент, рав­ ный 10 сантиметрам на 1 гра­ дус угла дрейфа, и л и ,м е т р на 10 градусов. С таблицей мож­ но познакомиться в отделе ЦП КТ Б. Е. ЛЕБЕДЕВ , старший ин­ женер научной группы БМ Р Т «Березники». доказали, что не зря коллек­ тив носит звание комсомоль­ ско-молодежного экипажа. Большую роль сыграло соци­ алистическое соревнование. Есть у экипажа достойный со­ перник — коллектив БМРТ- 409 «Комета». С ним заклю­ чен договор па целый год. Поддерживается постоянный контакт. Удачно получилось, что даже ремонт запланиро­ ван в одно и то же время. В парно-групповом соревно­ вании экипаж БМРТ -416 «Кольский» соперничал с коллективами БМРТ «Друж­ ба», «Орбита», «Салют». Они постоянно обмещівались информацией. В определен­ ное время подводились ито­ ги соревнования. З а работу на мойвенной путине экипаж БМРТ -416 «Кольский» полу­ чил премию за первый квар­ тал. 40 членов экипажа по­ ощрены. 13 человек получи­ ли благодарность за рейс. Во внутрисудовом соревно­ вании соперничали две комп­ лексные смены и три вахты в машинном отделении. Побе­ дила вахта второго механика В. Т. Евтушенко. О смене рыбмастера А. С. Клинцова говорят как о дружном, спло­ ченном коллективе. Она за­ няла первое место в соревно­ вании среди смен. К Дню рыбака моряки на­ метили провести соревнова­ ние на звание лучшего по профессии. Большую работу проводит группа народного контроля. Ее руководитель, начальник радиостанции Валентин Ми­ хайлович Паршин, считает, чго нарушения лучше преду­ преждать, нежели исправ­ лять. Этому и были посвяще­ ны рейды народного контро­ ля совместно с «Комсомоль­ ским прожектором». Особое внимание уделяется повыше­ нию классности. Если моряк по-настоящему болеет за свое дело, то он, разумеется, учит­ ся более производительно ра­ ботать. Экипаж БМРТ -416 «Коль­ ский» снова уходит в рейс. На этот раз на два месяца. К Дню рыбака коллектив решил дополнительно выпус­ тить 2000 центнеров пищевой рыбопродукции. с к уд е т т р ы б н ы е б о г а т с т в а Р ека Урал, одна из крупных водных артерий бассейна Кас­ пийского моря, располагает на­ иболее значительными нерести­ лищами рыбы ценных промыс­ ловых пород. На долю этой ре­ ки приходится более трети ми­ ровой добычи осетровых. Здесь вырабатывается изысканное ла­ комство. гурманов — знамени­ тая черная икра, которая поль­ зуется огромным спросом и на внутреннем рынке, и за рубе­ жом. На две с половиной тысячи километров протянулась река, в водах которой самоіі природой созданы исключительно благо­ приятные условия для нагула рыбы. Рыболовство здесь с дав­ них пор было одним из основ­ ных занятий местного населе­ ния. В последние десятилетия в связи с ростом индустриальных центров и строительством круп­ ных гидротехнических сооруже­ ний встала задача не только со­ хранения, но и приумножения фауны Каспийского моря и впа­ дающих в него пек. Экологиче­ ское состояние Волги и Урала стало предметом особой заботы хозяйственников и ученых. На промышленных объектах, в крупных городах построены со­ оружения для очистки сточных вод от загрязнений и вредных примесей. Р яд научно-исследо­ вательских и проектных инсти­ тутов работает над проблемой воспроизводства рыбных запа­ сов, создания управляемого рыб­ ного хозяйства. Ежегодно в мо­ ре выпускается большое количе­ ство выращенной искусственно молоди, что дает отличные ре­ зультаты. * Ежегодно на эксперименталь­ ном Курилкинском рыбоводном заводе Урало-Каспийского отде­ ления центрального научно-ис­ следовательского института осетрового хозяйства выращива­ ют сотни миллионов молоди осетра, белуги и других рыб. Партии икринок осетровых от­ правляют отсюда на Дои и Ку­ бань. На снимке: выборка невода. Ежегодно пять рыболовецких колхозов Балыкшинского рай­ она Гурьевской области Сдают ііа приемные пункты 100 тысяч центнеров выловленной в реке Урал рыбы семейства осетро­ вых. Фотохроника ТАСС. • Посолъно-свежъсвой трау­ лер «Краснослободск» не­ давно е составе тралового флота. Но экипаж уже су­ мел показать себя: в рей­ сах, сделанных за время эксплуатац ии, коллектив всегда добивался успеха. На этом снимке передови­ ки производства, ударники коммунистического труда, чьи имена на судовой Доске почета (слева, направо!: ма­ стер по добыче рыбы Вик­ тор Федорович Алешин, на­ чальник радиостанции А н а ­ толий Яковлевич Крутиков, второй механик Александр Павлович Клюшин, электро­ механик Геннадий Николае­ вич Яцык. Фото Б. Щукина. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz