Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.

Крылья „Альбатроса" К ОГДА ЮНЫЙ МУРМАНЧАНИН «заболевает» морем, то четко знает, что сделает: он пойдет в Клуб-флотилию юных моряков «Аль­ батрос». И вот настает день, когда мальчишка надевает морскую форму, точно такую же, какая у штурманов или механиков настоящего корабля. А потом наступа­ ет волнующий, торжественный день, когда его принимают в курсанты .«Аль­ батроса». Вместе с другими, такими, как он, влюбленными в море ребятами, повторяет слова торжественного обе­ щания: быть достойной сменой стар­ шим. И особый- смысл и значение при­ обретают для него слова на голубом плакате: «И с этих пор в морях твои дороги...» Тогда настают дни напряженной уче­ бы, Заканчиваются школьные уроки — начинаются занятия в Клубе-флотилии по одной из девяти избранной специ­ альности, начинается становление «мор­ ского» характера... Дисциплине в «Альбатросе» могут позавидовать иные «взрослые» кол­ лективы. Если у курсанта пришита не того размера Пуговица на форме или неровно лежат на погонах знаки раз­ личия, не подстрижены волосм или плохо отутюжена одежда — не допу­ скают к занятиям, И это каждый день, каждую смену ждет такая проверка. Большая любовь к морю, что привела мальчишек в Клуб-флотилию, помогает им во многом. Например, расслабились ребята после каникул, «нахватали» в школах 72 двойки. Но прошло две не­ дели, и двоек не стало. Приходят в «Альбатрос» «трудные» мальчишки, а через некоторое время их снимают с учета в детской комнате милиции, а многие из них становятся активными членами оперативного отр-іда. Каждую субботу шестеро курсантов отправляются на практику на учебном суДне «Восток», а на каникулах — на учебных судах «Севрыбхолодфлота», Рядом со взрослыми стоят на вахте юные судоводителе и мотористы, мат­ росы и электрики, боцманы и электро­ радионавигаторы. Летом «Альбатрос» выезжает в свой пионерский морской лагерь на Белом море «Гандвиг». Там сначала мальчиш­ ки учатся хождению на шлюпках. А по­ том начинаются увлекательные мор­ ские шлюпочные переходы, парусные регаты. Продолжаются в «Гандвиге» занятия по специальности, ребята про­ водят различные спортивные состяза­ ния, ходят в туристические походы. А во время зимних каникул на тур­ базах предприятий Всесоюзного ры­ бопромышленного объединения «Сев- рыба» курсанты «Альбатроса» прово­ дят военно-морские спортивные сбо­ ры. Это лыжные и стрелковые со­ ревнования, штурмы снежных крепо­ стей, морские КВН и викторины, защи­ та дерзких проектов на тему «Клуб- флотилия «Альбатрос» в будущем», спортивные встречи с пионерами, отды­ хающими на турбазах. Профессия моряка требует от чело­ века выносливости, физической закал­ ки. Поэтому все альбатросовцы нераз­ лучны со спортом; «спринт юных», спортивные встречи со своими ровес­ никами из мурманских школ и юными моряками из клубов нашей области, слеты мальчишек — везде участвуют курсанты «Альбатроса» и неизменно одерживают победы и занимают при­ зовые места. Кают-компания в «Альбатросе» назы­ вается «Голубые дороги». Здесь кур­ санты принимают гостей: ветеранов войны и труда, победителей рыбацкой вахты Мурмана. А на днях в гости к мальчишкам пришел бывший юнга Се­ верного флота писатель Виталий Петро­ вич Гузанов. Затаив дыхание, слушали юные моряки рассказ писателя о шко­ ле юнг на Соловках, их героических подвигах, судьбах после Великой Оте­ чественной войны. ...Всего шесть лет существует Клуб- флотилия юных моряков «Альбатрос». 130 его выпускников продолжают уче­ бу в морских профтехучилищах, 26 — учатся а Мурманском мореходном учи­ лище имени И. И. Месяцева, 10 — кур­ санты Мурманского высшего инженер­ ного морского училища имени Ленин­ ского комсомола, многие плавают на рыбопромысловых судах, работают на предприятиях рыбной промышленности. И отовсюду в «Альбатрос» идут отлич­ ные отзывы о деловых качествах быв­ ших курсантов Клуба-флотилии. Сегодня 500 мурманских мальчишек в синей морской форме готовят себя к профессии моряка. Их наставники, ру­ ководители Клуба-флотилии — люди, беспредельно преданные морю, отдав­ шие ему не один десяток лет своей рабочей биографии. Это и начальник Клуба-флотилии Геннадий Федорович Орлов, и комиссар Сергей Павлович Федотьев, и руководитель стрелковой секции Виктор Андреевич Судейкин, и капитан «Востока» Игорь Георгиевич Меняев, и другие воспитатели. ...На синем фоне — штурвал, в цент­ ре его распростер белоснежные крылья альбатрос. Это — эмблема Клуба-фло- тилии и символ: море, которое выбрали для себя на всю жизнь курсанты «Аль­ батроса», всегда связано с романтикой. Пройдет год, другой, третий, «уле­ тят» сегодняшние «альбатросы» из «Альбатроса». «Улетят», окрепшие в учебных походах, познавшие многое из того, что станет их самым главным делом завтра. И. Б Е РЕ ЗЮ К . ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК В ОКЕМЕ (Окончание. Нач. на 9 стр.) вает, и обидят неумной шут­ кой, и в ухажеры будут на­ биваться... — Море для сильных, ду­ ховно богатых людей. Др у ­ гие там — временные люди. И я не стала в море ни мельче, ни корыстней, ни просто хуже. У меня с моря­ ками общие трудности, об­ щие взгляды и общие цели. И когда мне было трудно, мне помогала их мужская дружба. А когда приходи­ лось встречаться со своими бывшими учениками, встре­ ча всегда была радостной и для меня и для них. Очень многое на судне зависит от первого помощни­ ка капитана. Вывший судостроитель, ныне первый помощник ка­ питана Константин Василье­ вич Тюнин — интеллигент­ ный человек, умеющий най­ ти подход к любому моряку, умеющий сплотить коллек­ тив так, что морякам просто некогда скучать. На ППР «Глетчер» он организовал и вел изучение английского разговорного языка. И когда «Глетчер» был в канадском порту, нашим морякам было куда как легче побеседовать с портовиками, с жителями города. Первый помощник капита­ на ППР «Апатит» Владимир Васильевич Конюхов знает каждого из учеников, прове­ ряет и подбирает учебную и программную литературу. Под его неослабным контро­ лем находится и работа ко­ миссии содействия, и расста­ новка учащихся по вахтам, и посещение занятий ученика­ ми. Разумеется, на тех судах, где работают такие люди, легче и учителю. Да, нелегко в море и учить, и учиться. И тем не менее в заочной школе мо­ ряков обучается 4 6 5 9 уча­ щихся. З а последние два го­ да 1474 человека получили аттестат о среднем образо­ вании. За пять месяцев это­ го учебного года окончат школу еще 399 моряков. В управлении «Севрыбхолод­ флот» 800 молодых моря­ ков успешно перешли в сле­ дующий класс — 100-про­ центная успеваемость, и это управление завершило пере­ ход ко всеобщему среднему образованию. Приближается к решению этой задачи объ­ единение «Мурманрыбпром». В Мурманской заочной шко­ ле моряков — самая высо­ кая в стране успеваемость — 85,6 процента. И это в условиях нелегкого рыбац­ кого труда! Связь «учитель — уче­ ник» в школе постоянная — и в море и на берегу. В шко­ ле имеются все технические средства обучения: киноап­ параты, кодоскоп, аппарат ЛЭТИ, эпидиаскопы, магни­ тофоны, проигрыватели, Фильмоскопы, телевизоры. Кабинеты оснащены необхо­ димыми наглядными посо- ■биями, оборудованием для лабораторных и практиче­ ских работ. Мы практикуем различ­ ные формы обучения; инди­ видуальные консультации и прием зачетов у самостоя­ тельно занимающихся моря­ ков, сессионной обучение в учебных группах для уча­ щихся 9 и 10 классов, пред­ экзаменационные сессии для учащихся 8 и 11 классов, установочные сессии в шко­ ле и на тех судах, где учеб­ ные группы малочисленны. Но основная форма обуче­ ния — на судах, во время плавания. Салоны судов — это основное место работы наших учителей. Кроме учебных занятий, учитель организует иа судне и различные лекции. Темати­ ка достаточно разнообразна, значительная часть их — по пропаганде решений XXV съезда КПСС, нашей новоіі Конституции СССР. «Заполярье мое», «Море с четырех сторон», «Хвала рукам, что пахнут рыбой», «Родной наш порт — Мур­ манск»— это далеко не весь перечень тематических вече­ ров, проведенных учителями на рыбопромысловых судах. Учитель В. С. Лаврентьев проводит на судах теорети­ ческую конференцию « Зн а­ ния, идейную убежденность, высокие моральные качества — каждому советскому че­ ловеку»; М. Н. Арсеньева создает клубы по интересам (туристы, друзья животных, любители поэзии, мелома­ ны и др.), проводит циклы лекций о современных писа­ телях, о художниках, по краеведению и т. д, Р . А. Власова, Е. А. Ванзенко, Е, В. Коновалов, А. С. К уз­ нецов и другие маши коллеги проводят диспуты «О хоро­ ших и плохих вкусах», «По­ чему в наше время нужно среднее образование». Р, Т. Исаева создает на судах на общественных началах кур­ сы по подготовке к поступ­ лению в мореходное учили­ ще. В. И. Васютинская ве­ дет радиогазету «Широка страна моя родная». Э. А. Букина оформляет содержа­ тельные изорепортажи, орга­ низует клуб занимательной математики. На 174 рыбопромысло­ вых судах ведут работу 158 морских учителя. Они делят с рыбаками их нелегкие буд­ ни. Они несут им главную человеческую ценность: зна­ ния. И становятся надежны­ ми друзьями и помощника­ ми моряков, пробуждая в них не только желание стать образованными людьми, но и творческую мысль, де­ лая их богаче духовно и жизнерадостней. Г. МАЛЫШЕВ , дирек­ тор Мурманской заочной школы моряков. ...Качает корабль штормо­ вая волна. Закончилась оче­ редная вахта. В салоне си­ дят моряки — ученики за­ очной школы. Рядом — учи­ тель. Идет очередной школь­ ный урок в Атлантическом океане. Ю стр. » Рыбный:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz