Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.
ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК В ОКЕАНЕ Н А ЛЕСТНИЧНОЙ п л о щ а д к е заочной шко ты моряков стояли парни. Была перемена, пере кур. II по время неторопли вой беседы о том, о сем бы ла произнесена такая ворч ливая фраза: — Заставляют нас учить ся!.. Знали бы, каково там, в море... Поработали бы да поучились сами! Наверное, новичок «по плыл»... ...Качает корабль штормо вая волна. Закончилась не легкая вахта. В салоне си дят моряки — ученики заоч ной школы. Трудно... Надо забыть, что ноют руки после вахты, что очень хочется спать, на до забыть постоянную, не преходящую тоску по дому, выкинуть из головы то, что сегодня еще мет почты, на до только сосредоточиться н решить эту, никак не решаю щуюся задачу, надо вспом нить (ох, как давно их учил!) правила грамматики... А учителю легко? Боль шинство учителей нашей школы — женщины. II ей, учительнице, надо делить со своими учениками все труд ности морской жизни. Так же качает ее штормовая вол на, так же, как и моряки, тоскует она по дому, по сво им олизким, вместе с экипа жем смотрит она порядком надоевшие за рейс фильмы. Вместе, рядом и все поров ну. Помню, рассказывала Ли дия Павловна Корнеева, на ша учительница, человек, за служивший большое уваже ние и учеников, и педагоги ческого коллектива: — На переходах, когда нет почты долго-долго, ребя та после занятиіі не уходят, сидят, смотрят на меня. Ждут, Они ждут большого разговора о жизни, о красо те человеческих отношений, о семье, о любви, верности. Они хотят, чтобы их снова и снова убедили в том, что их 250-й рейс КУЗЬМИЧА В ПРАИ! — Лебедка подтянула мешок трала к рыбоделу, и на палубу хлы нул поток трепещущей рыбы. Сразу же начинается спуск трала. Руково дит этоіі сложной операцией мастер добычи Вячеслав Кузьмич Федоров. Небольшого роста, незаметный в обычной обстановке, этот уже пожилой человек бук вально преображается, когда руководит подъ емом и спуском трала. Меняется настолько, что кажется и выше ростом, и подвижней мо лодых рослых матросов, выполняющих его команды. А голос! Его басовитое, бодрое «ви- рай!» слышно даже в каютах. — Поморский голос, — уважительно оце нивают матросы. Свинцово-тяжелые волны, бухающие в бор та судна, завывание ветра, мрак полярной но чи, И, кажется, не будь этого голоса, в соз данной природоіі величественной картине по теряется важный штрих. ...Вячеслав Кузьмич родился и восемна дцать лет прожил в поморском селе Нижмо- зеро, в трех километрах от Белого моря. II поморский у него не только голос, но и ха рактер: трудолюбивый, целеустремленный. Требовательность и одновременно доброта и скромность — вот важные его качества. Труд — постоянный его спутник с ' самых ранних лет. Он закал ял Вячеслава Кузьмича на парусных карбасах, что были в тридцатых годах основными судами рыболовецкого кол хоза села Нижмозеро, в походах на озера «по рыбу и дичь», в делах по дому в семье из восьми человек. Стройным и мускулистым пришел в 1947 году Вячеслав Федоров на службу в воен но-морской флот. За шесть с лишком лет ос воил, кроме военноіі специальности наводчи ка орудия, боцманскую службу, приобрел де сятки других навыков, делающих человека мастером на все руки. Демобилизация застала главстаршину Фе дорова в Североморске. Бывший военный мо ряк с крейсера снова уходит в море, но теперь уже матросом рыболовного траулера. В первом рейсе «стоял в ящике» — пода вал улов на рыбодел. Затем освоил шкерку. Меньше года потребовалось ему, чтобы сра вняться по быстроте И качеству обработки ры бы с матросами первого класса. Но особенно ловок и сноровист он при работах с тралом. С 1954 года и по сей день он мастер добы чи. Завидное постоянство человека, влюблен ного в свою профессию. З а 25 лет работы с тралом Кузьмич, как его зовут матросы, в со вершенстве освоил свое дело. Самым ответственным является подъем трала. Сделать это надо быстро и аккуратно, чтобы не выпустить, не помять рыбу, не за путать трал. Кузьмич зорок и предусмотрите лен. Матросы, хотя и опыта у иных малова то, под его командой все операции делают быстро, четко. Но перед этим Кузьмич каждому терпеливо растолковывал, что такое «Жильсон» и «па тент» и как ими управлять. А голос при этом был настолько доверительным и доходчивым, что матросам передаются не только знания, но и сама любовь наставника к избранной морскоіі профессии. У Кузьмича есть чему научиться: и как по чинить трал, н как сростнть канат. И как по строить самую жизнь рыбака. Это не только слова. Вячеслав Кузьмич — хорошиіі семьянин. С женой Еленой Александровной — ветера ном бондарного завода — вырастил он до стойных детей. Сын Виталин работает слеса рем на судоремонтном заводе в Мурманске, дочь Марина заканчивает десятый класс. В марте Вячеславу Кузьмичу Федорову ис полняется 50 лет. Четверть века он трудится в траловом флоте. Ветеран уходит в свой двухсотпятидесятыіі рейс. А . ЛЕВИН , первый помощник капитана траулера «Артек». Н А Б Е Р Е ностям, умело руководил кол лективом. Экипаж «Кеги» си стематически перекрывал рей совые задания. Все было бы хорошо, если . бы Сивков не пристрастился к спиртному. З а задержку судна в порту его лишали трети окла да, за пьянство на судне пони жали в должности до старпома, объявляли выговоры. Послед ний-Оыл за два месяца до безо бразного случая, о котором я рассказал. Капитан Сивков рас терял все качества команднра- руководителя. ...Начальник портового фло та Мурманского рыбного порта Н М. Сизов, придя на линей ный буксир «Минула», был по ражен: старший механик этого судна Л. В. Леонтьев, как гово рится, и лыка не вязал. При шлось (наверное, впервые в ис тории портового флота) отпра вить моряка с судна в медвы трезвитель. Лев Владимирович оправды вает свое поведение «вескими» доводами: «Я, Л еонтьев Л ез Владимирович, отстоял вахту с 8 до 16 и,сдал второму механи ку. 28 числа в 5 ноль-ноль по ставили горловину на котле ле вого борта и подтопили. Я на ходился на .судне. В 8 ноль- ноль на вахту заступил третий механик. В 13 ноль-ноль он от просился и был отпущен. Я выпил, а вечером прибыл на чальник портофлота Н. М. Си зов и сдал меня в медвытрез витель. Причиной этого послу жило, может быть, нервное на пряжение, т. к. я не был в от пуске два года, а семью отпра вил, хотел уже рассчитывать ся...». Все подчеркнул старший ме ханик: и свое трудолюбие (в 5 ноль-ноль поставил горловину), и ' заботу о подчиненных (тре тий механик отпросился и был отпущен), и занятость (не был в отпуске два года), только о главном, о своем проступке го ворит между прочим, походя (я выпил). А вот как раз об зтом- то и надо крепко призадумать ся Льву Владимировичу. Ведь случай-то у него не первый. В 1972 году Леонтьеву был объяв лен строгий выговор за опозда ние к отходу судна. В 1973 — за пьянство, в 1976 — за появ ление на буксире в нетрезвом состоянии. Какое уж тут нерв ное напряжение! Леонтьев в портовом флоте не одинок. В минувшем году ждут, что отсутствие писем еще ничего не значит, что выбрали они море не напрас но и т. д И мне нужно быть только откровенной: они проницательны, бескомпро миссны. Но они молоды. II я должна быть самым кор ректным, самым вниматель ным и понимающим собесед ником на судне, самым чут ким старшим другом, таким, с которым всегда интересно, всегда нужным, своим чело веком. Поговорим — и от легло от сердца у того или иного моряка непрошеное сомнение. Ведь и уверен ность нуждается в укрепле нии. А каково учительнице? Море не бывает к ней лас ковей, чем к мужчинам. А люди на флоте разные: бы- (Окончание на 10 стр.) Чествование впередсмотрящих Чествование передовиков производства состоялось на ППР «Ван-Дейк». Их здесь не мало. Более двадцати лет работает на флоте боцман С. М. Боча ров, 2 6 раз поощрялся он адми нистрацией судна и флота за отличный труд. Председатель судового коми тета матрос Ш. И. Хасанов то же более двадцати лет отдал флоту. II всегда был для моря ков примером добросовестного отношения к труду. Пять лет назад стал моряком газоэлектросварщик А. Ф. З а вадский, более десятка у него благодарностей и премий. Он занесен на судовую Доску поче та, награжден знаком «Победи тель социалистического сорев нования 1975 года». Мастер добычи П. И. Лице- впч, наставник молодежи, от зывчивый и трудолюбивый че ловек. Секретарь комсомольской о р ганизации, кандидат в члены КПСС, штурман Н. А. Козлов уважаемый человек на судне. Его фотография — на судовой Доске почета. Он — отличный специалист. Исключительной добросовест ностью, высокой требователь ностью к себе отличается ма трос Н. В. Мартиян. Он — на ставник молодежи. Его фото графия уже много лет не схо дит с судовой Доски почета. 12 лет назад стал моряком механик-наладчик А. Л. Плат- пирс. Более тридцати раз по ощрялся он за отличную рабо ту. А. Л. Платпирс — кавалер ордена «Знак Почета», замести тель секретаря партийной орга низации судна. Немало из пред ложенных им рационализатор ских предложений внедрено в производство. Для передовых моряков агит бригада культбазы дала кон церт. Я. ГИЗУН , методист культ- базы плавсостава. там лишены дипломов 12 судо водителей и механиков, 10 из них—за пьянство. Если учесть, что в 1976 году ни один из представителей комсостава пор тофлота не был лишен диплома, то поневоле напрашивается вы вод, что в последнее время вос питательная работа в этой орга низации заметно ослабла. Командир производства на судне — штурман он или меха ник — должен не только хоро шо знать и исполнять свои обя занности. Он обязан воспиты вать подчиненных, быть приме ром для них. Но каким приме ром могут быть Сивков, Леон тьев да и некоторые другие? И. ЗАСУХИН, старший ин спектор «Севгосрыбфлотин- спекции». Как строение? Семь интервью недели 1 В е р а П е т р о в к а Ермоленко 22 года, станочница жестяно баночной ф а б р и к и тарного комбината: — Нормальное настроение. Солнце недавне появилось — рада ему, как и все мурман чане. Я считаю себя мурман чанкой, хотя выросла в Чече но-Ингушетии. Кончила десять классов, поработала дома, а в 1973 году приехала сюда, на Север, к родньім, да и оста лась здесь. Сейчас не жалею, что уеха ла столь далеко от дома. По нравился мне город, люди... Сначала было непривычно: то солнце круглые сутки, то ночь несколько месяцев, а сейчас уже не удивляюсь этому. Но все равно как-то необычно. Когда я прихожу в магазин и вижу в руках у людей рыб ные консервы, мне кажется, что именно эта банка сделана мною, на моем станке. Недавно выбрали меня чле ном «Комсомольского прожек тора». Вхожу понемногу в курс дела. В свободное время люб лю ходить в кино, полюбила лыжи... Владимир Павлович Моска ленко, 30 лет, сотрудник уп равления промысловой раз ведки и научно-исследователь ского флота: — Настроение обычное. Много работы именно сейчас, в связи с реорганизацией промразведки. Но это хоро шо: будет больше возможно стей для исследований, про ще и легче можно решать различные вопросы поиска. В 1972 году меня направили после окончания Калининград ского института в промысло вую разведку Северного бас сейна. За пять лет работы мне довелось побывать практиче ски во всех районах исследо ваний, но только теперь меня официально направили в за крепленный за мной район по иска. Появилась возможность собрать научный материал об одном из многих районов Ат лантического океана. Занима юсь я проблемой создания концентраций рыбы искусст венным путем. Семья моя небольшая, друж ная. Жена работает на судо верфи. Недавно дочери ис полнилось два года. Трудно, конечно, уходить от них в мо ре надолго, но ведь это моя работа. Ш урмаа 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz