Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.

ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК В ОКЕАНЕ Н А ЛЕСТНИЧНОЙ п л о ­ щ а д к е заочной шко­ ты моряков стояли парни. Была перемена, пере­ кур. II по время неторопли­ вой беседы о том, о сем бы­ ла произнесена такая ворч­ ливая фраза: — Заставляют нас учить­ ся!.. Знали бы, каково там, в море... Поработали бы да поучились сами! Наверное, новичок «по­ плыл»... ...Качает корабль штормо­ вая волна. Закончилась не­ легкая вахта. В салоне си­ дят моряки — ученики заоч­ ной школы. Трудно... Надо забыть, что ноют руки после вахты, что очень хочется спать, на­ до забыть постоянную, не­ преходящую тоску по дому, выкинуть из головы то, что сегодня еще мет почты, на­ до только сосредоточиться н решить эту, никак не решаю­ щуюся задачу, надо вспом­ нить (ох, как давно их учил!) правила грамматики... А учителю легко? Боль­ шинство учителей нашей школы — женщины. II ей, учительнице, надо делить со своими учениками все труд­ ности морской жизни. Так же качает ее штормовая вол­ на, так же, как и моряки, тоскует она по дому, по сво­ им олизким, вместе с экипа­ жем смотрит она порядком надоевшие за рейс фильмы. Вместе, рядом и все поров­ ну. Помню, рассказывала Ли­ дия Павловна Корнеева, на­ ша учительница, человек, за­ служивший большое уваже­ ние и учеников, и педагоги­ ческого коллектива: — На переходах, когда нет почты долго-долго, ребя­ та после занятиіі не уходят, сидят, смотрят на меня. Ждут, Они ждут большого разговора о жизни, о красо­ те человеческих отношений, о семье, о любви, верности. Они хотят, чтобы их снова и снова убедили в том, что их 250-й рейс КУЗЬМИЧА В ПРАИ! — Лебедка подтянула мешок трала к рыбоделу, и на палубу хлы ­ нул поток трепещущей рыбы. Сразу же начинается спуск трала. Руково­ дит этоіі сложной операцией мастер добычи Вячеслав Кузьмич Федоров. Небольшого роста, незаметный в обычной обстановке, этот уже пожилой человек бук­ вально преображается, когда руководит подъ­ емом и спуском трала. Меняется настолько, что кажется и выше ростом, и подвижней мо­ лодых рослых матросов, выполняющих его команды. А голос! Его басовитое, бодрое «ви- рай!» слышно даже в каютах. — Поморский голос, — уважительно оце­ нивают матросы. Свинцово-тяжелые волны, бухающие в бор­ та судна, завывание ветра, мрак полярной но­ чи, И, кажется, не будь этого голоса, в соз­ данной природоіі величественной картине по­ теряется важный штрих. ...Вячеслав Кузьмич родился и восемна­ дцать лет прожил в поморском селе Нижмо- зеро, в трех километрах от Белого моря. II поморский у него не только голос, но и ха­ рактер: трудолюбивый, целеустремленный. Требовательность и одновременно доброта и скромность — вот важные его качества. Труд — постоянный его спутник с ' самых ранних лет. Он закал ял Вячеслава Кузьмича на парусных карбасах, что были в тридцатых годах основными судами рыболовецкого кол­ хоза села Нижмозеро, в походах на озера «по рыбу и дичь», в делах по дому в семье из восьми человек. Стройным и мускулистым пришел в 1947 году Вячеслав Федоров на службу в воен­ но-морской флот. За шесть с лишком лет ос­ воил, кроме военноіі специальности наводчи­ ка орудия, боцманскую службу, приобрел де­ сятки других навыков, делающих человека мастером на все руки. Демобилизация застала главстаршину Фе­ дорова в Североморске. Бывший военный мо­ ряк с крейсера снова уходит в море, но теперь уже матросом рыболовного траулера. В первом рейсе «стоял в ящике» — пода­ вал улов на рыбодел. Затем освоил шкерку. Меньше года потребовалось ему, чтобы сра­ вняться по быстроте И качеству обработки ры­ бы с матросами первого класса. Но особенно ловок и сноровист он при работах с тралом. С 1954 года и по сей день он мастер добы­ чи. Завидное постоянство человека, влюблен­ ного в свою профессию. З а 25 лет работы с тралом Кузьмич, как его зовут матросы, в со­ вершенстве освоил свое дело. Самым ответственным является подъем трала. Сделать это надо быстро и аккуратно, чтобы не выпустить, не помять рыбу, не за­ путать трал. Кузьмич зорок и предусмотрите­ лен. Матросы, хотя и опыта у иных малова­ то, под его командой все операции делают быстро, четко. Но перед этим Кузьмич каждому терпеливо растолковывал, что такое «Жильсон» и «па­ тент» и как ими управлять. А голос при этом был настолько доверительным и доходчивым, что матросам передаются не только знания, но и сама любовь наставника к избранной морскоіі профессии. У Кузьмича есть чему научиться: и как по­ чинить трал, н как сростнть канат. И как по­ строить самую жизнь рыбака. Это не только слова. Вячеслав Кузьмич — хорошиіі семьянин. С женой Еленой Александровной — ветера­ ном бондарного завода — вырастил он до­ стойных детей. Сын Виталин работает слеса­ рем на судоремонтном заводе в Мурманске, дочь Марина заканчивает десятый класс. В марте Вячеславу Кузьмичу Федорову ис­ полняется 50 лет. Четверть века он трудится в траловом флоте. Ветеран уходит в свой двухсотпятидесятыіі рейс. А . ЛЕВИН , первый помощник капитана траулера «Артек». Н А Б Е Р Е ностям, умело руководил кол­ лективом. Экипаж «Кеги» си­ стематически перекрывал рей­ совые задания. Все было бы хорошо, если . бы Сивков не пристрастился к спиртному. З а задержку судна в порту его лишали трети окла­ да, за пьянство на судне пони­ жали в должности до старпома, объявляли выговоры. Послед­ ний-Оыл за два месяца до безо­ бразного случая, о котором я рассказал. Капитан Сивков рас­ терял все качества команднра- руководителя. ...Начальник портового фло­ та Мурманского рыбного порта Н М. Сизов, придя на линей­ ный буксир «Минула», был по­ ражен: старший механик этого судна Л. В. Леонтьев, как гово­ рится, и лыка не вязал. При­ шлось (наверное, впервые в ис­ тории портового флота) отпра­ вить моряка с судна в медвы­ трезвитель. Лев Владимирович оправды­ вает свое поведение «вескими» доводами: «Я, Л еонтьев Л ез Владимирович, отстоял вахту с 8 до 16 и,сдал второму механи­ ку. 28 числа в 5 ноль-ноль по­ ставили горловину на котле ле­ вого борта и подтопили. Я на­ ходился на .судне. В 8 ноль- ноль на вахту заступил третий механик. В 13 ноль-ноль он от­ просился и был отпущен. Я выпил, а вечером прибыл на­ чальник портофлота Н. М. Си­ зов и сдал меня в медвытрез­ витель. Причиной этого послу­ жило, может быть, нервное на­ пряжение, т. к. я не был в от­ пуске два года, а семью отпра­ вил, хотел уже рассчитывать­ ся...». Все подчеркнул старший ме­ ханик: и свое трудолюбие (в 5 ноль-ноль поставил горловину), и ' заботу о подчиненных (тре­ тий механик отпросился и был отпущен), и занятость (не был в отпуске два года), только о главном, о своем проступке го­ ворит между прочим, походя (я выпил). А вот как раз об зтом- то и надо крепко призадумать­ ся Льву Владимировичу. Ведь случай-то у него не первый. В 1972 году Леонтьеву был объяв­ лен строгий выговор за опозда­ ние к отходу судна. В 1973 — за пьянство, в 1976 — за появ­ ление на буксире в нетрезвом состоянии. Какое уж тут нерв­ ное напряжение! Леонтьев в портовом флоте не одинок. В минувшем году ждут, что отсутствие писем еще ничего не значит, что выбрали они море не напрас­ но и т. д И мне нужно быть только откровенной: они проницательны, бескомпро­ миссны. Но они молоды. II я должна быть самым кор­ ректным, самым вниматель­ ным и понимающим собесед­ ником на судне, самым чут­ ким старшим другом, таким, с которым всегда интересно, всегда нужным, своим чело­ веком. Поговорим — и от­ легло от сердца у того или иного моряка непрошеное сомнение. Ведь и уверен­ ность нуждается в укрепле­ нии. А каково учительнице? Море не бывает к ней лас­ ковей, чем к мужчинам. А люди на флоте разные: бы- (Окончание на 10 стр.) Чествование впередсмотрящих Чествование передовиков производства состоялось на ППР «Ван-Дейк». Их здесь не­ мало. Более двадцати лет работает на флоте боцман С. М. Боча­ ров, 2 6 раз поощрялся он адми­ нистрацией судна и флота за отличный труд. Председатель судового коми­ тета матрос Ш. И. Хасанов то­ же более двадцати лет отдал флоту. II всегда был для моря­ ков примером добросовестного отношения к труду. Пять лет назад стал моряком газоэлектросварщик А. Ф. З а ­ вадский, более десятка у него благодарностей и премий. Он занесен на судовую Доску поче­ та, награжден знаком «Победи­ тель социалистического сорев­ нования 1975 года». Мастер добычи П. И. Лице- впч, наставник молодежи, от­ зывчивый и трудолюбивый че­ ловек. Секретарь комсомольской о р ­ ганизации, кандидат в члены КПСС, штурман Н. А. Козлов уважаемый человек на судне. Его фотография — на судовой Доске почета. Он — отличный специалист. Исключительной добросовест­ ностью, высокой требователь­ ностью к себе отличается ма­ трос Н. В. Мартиян. Он — на­ ставник молодежи. Его фото­ графия уже много лет не схо­ дит с судовой Доски почета. 12 лет назад стал моряком механик-наладчик А. Л. Плат- пирс. Более тридцати раз по­ ощрялся он за отличную рабо­ ту. А. Л. Платпирс — кавалер ордена «Знак Почета», замести­ тель секретаря партийной орга­ низации судна. Немало из пред­ ложенных им рационализатор­ ских предложений внедрено в производство. Для передовых моряков агит­ бригада культбазы дала кон­ церт. Я. ГИЗУН , методист культ- базы плавсостава. там лишены дипломов 12 судо­ водителей и механиков, 10 из них—за пьянство. Если учесть, что в 1976 году ни один из представителей комсостава пор­ тофлота не был лишен диплома, то поневоле напрашивается вы­ вод, что в последнее время вос­ питательная работа в этой орга­ низации заметно ослабла. Командир производства на судне — штурман он или меха­ ник — должен не только хоро­ шо знать и исполнять свои обя­ занности. Он обязан воспиты­ вать подчиненных, быть приме­ ром для них. Но каким приме­ ром могут быть Сивков, Леон­ тьев да и некоторые другие? И. ЗАСУХИН, старший ин­ спектор «Севгосрыбфлотин- спекции». Как строение? Семь интервью недели 1 В е р а П е т р о в к а Ермоленко 22 года, станочница жестяно­ баночной ф а б р и к и тарного комбината: — Нормальное настроение. Солнце недавне появилось — рада ему, как и все мурман­ чане. Я считаю себя мурман­ чанкой, хотя выросла в Чече­ но-Ингушетии. Кончила десять классов, поработала дома, а в 1973 году приехала сюда, на Север, к родньім, да и оста­ лась здесь. Сейчас не жалею, что уеха­ ла столь далеко от дома. По­ нравился мне город, люди... Сначала было непривычно: то солнце круглые сутки, то ночь несколько месяцев, а сейчас уже не удивляюсь этому. Но все равно как-то необычно. Когда я прихожу в магазин и вижу в руках у людей рыб­ ные консервы, мне кажется, что именно эта банка сделана мною, на моем станке. Недавно выбрали меня чле­ ном «Комсомольского прожек­ тора». Вхожу понемногу в курс дела. В свободное время люб­ лю ходить в кино, полюбила лыжи... Владимир Павлович Моска­ ленко, 30 лет, сотрудник уп­ равления промысловой раз­ ведки и научно-исследователь­ ского флота: — Настроение обычное. Много работы именно сейчас, в связи с реорганизацией промразведки. Но это хоро­ шо: будет больше возможно­ стей для исследований, про­ ще и легче можно решать различные вопросы поиска. В 1972 году меня направили после окончания Калининград­ ского института в промысло­ вую разведку Северного бас­ сейна. За пять лет работы мне довелось побывать практиче­ ски во всех районах исследо­ ваний, но только теперь меня официально направили в за­ крепленный за мной район по­ иска. Появилась возможность собрать научный материал об одном из многих районов Ат­ лантического океана. Занима­ юсь я проблемой создания концентраций рыбы искусст­ венным путем. Семья моя небольшая, друж­ ная. Жена работает на судо­ верфи. Недавно дочери ис­ полнилось два года. Трудно, конечно, уходить от них в мо­ ре надолго, но ведь это моя работа. Ш урмаа 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz