Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.
О ДНИМ из важнейших на правлений работы КПСС по коммунистическому строительству является всесто роннее развитие политической системы советского общества. Внимание партии к этим проб лемам определяется их значи мостью как для теории, так и для практики коммунистиче ского строительства. Можно сказать, что всестороннее раз витие политической системы со ветского общества — это веду щий политический аспект ком мунистического строительства, основная программная линия партии в политической обла сти. Как известно, характеристи ка политической системы разви того социалистического общест ва дана в первой главе .Консти туции СССР. Это отражает традицию, сложившуюся в пре жних советских Конституциях. По инициативе В. И. Ленина в Конституцию 1918 года была включена Декларация прав тру дящегося и эксплуатируемого народа, в которой закреплялись принципы общественного и го сударственного устройства РСФСР. В Конституции СССР 1036 года также имелся специ альный раздел, посвященный общественному устройству СССР. В новой Конституции СССР не только продолжаются, но и развиваются эти традиции. Что же такое политическая система, каковы ее структура я особенности, место и роль в развитом социалистическом об ществе? Составными элементами по литической организации разви того социализма являются: со ветское общенародное государ ство, массовые общественные организации и КПСС. Каждый из этих элементов занимает в политической система строго определенное место, выполняет свои определенные функции, имеет свое назначение. Центральное место в полити ческой организации принадле жит государству. Именно госу дарство является главным ору дием построения социализма и коммунизма, главным инстру ментом управления социали стическим обществом, главным средством защиты завоеваний социализма. Характерной чертой полити ческой системы социализма с момента ее возникновения яв ляется ее подлинно народная сущность. Если в период стро ительства социализма политиче ская система представляла со бой организацию диктатуры пролетариата, то в условиях развитого социализма она пре вращается в общенародное го сударство. Эта важная особен ность политической системы зрелого социалистического об щества отражена в первой ста тье Конституции СССР: «Союз Советских Социалистических х еспублик есть социалистиче ское общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны». Общенародный характер на шего государства раскрывается прежде всего в деятельности Советов как политической осно вы социалистического народо властия. В ст. 2 Основного Закона го ворится: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную . власть через Советы народных депутатов, составляющие поли тическую основу СССР. Все Другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам». Дело в том, что все другие организации трудящих ся, какими бы они массовыми ни были, объединяют какую-ли бо определенную часть населе ния, и потому ни одна из них не может конкурировать с Совета ми в области охвата масс. На пример, профсоюзы объединя ют только рабочих и служащих, комсомол — молодежь, колхо зы — кооперированное кресть янство и т. д. Советы же пред ставляют собой организацию всего многонационального со ветского народа, который через них объединяется в единый Со юз Советских Социалистиче ских Республик. Добровольный союз равноправных и суверен ных советских республик явля ется государственной основой новой исторической общности людеіі — советского народа. Сила советского общенарод ного государства заключается в широте его социальной базы, что позволяет ему опереться на небывало широкое участие тру дящихся в осуществлении сво их задач и функций. В местных Советах ныне на считывается более 2 млн. депу татов, причем 70 процентов среди них — представители ра бочего класса и колхозного кре стьянства. Широкий размах народовла стия виден н в том, что депута ты представляют все сферы общественной жизни: сферу ма териального производств#, нау ку, культуру, просвещение и здравоохранение. В Советах представлены работники пар тийных органов, военнослужа щие. Для характеристика предста вительства Советов можно на звать и такие цифры: в выбо рах в Верховный Совет СССР 16 июня 19 7 4 года участвовало венные организации трудящих ся. Статья 7 Конституции СССР подчеркивает, что «про фессиональные союзы, Всесо юзный Ленинский Коммунисти ческий Союз Молодежи, коопе ративные и другие массовые об щественные организации в со ответствии со своими уставны ми задачами участвуют в уп равлении государственными и общественными делами, в ре шении политических, хозяйст венных и социально-культур ных вопросов». Общественные организации отличаются друг от друга це лями и задачами, составом, формами и методами деятель ности. Профсоюзы, например, объединяют рабочих и служа щих для обеспечения непрерыв ного подъема народного хозяй ства, роста народного благосо стояния, а также в целях защи ты интересов своих членов. Со юзы писателей, композиторов, художников объединяют людей творческих профессий, способ ствуют созданию ими произве дений культуры, повышению уровня идеологической работы в обществе. Вместе с тем, общественным организациям свойственны и стве. Коммунистическая партия Советского Союза является высшей формой общественно- политической организации в СССР. Познавая и сознательно используя законы общественно го развития, КПСС руководит всеми государственными и об щественными организациями, направляет их деятельность в интересах народа, в интересах построения коммунизма. Место и роль Коммунистиче ской партии в условиях разви того социализма ныне закреп лены законодательно. В шестой статье Конституции СССР чи таем: «Руководящей н направ ляющей силой советского обще ства, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Усиление руководящей роли КПСС на современном этапе развития советского общества обусловлено глубокими измене ниями в общественных отноше ниях, активным вовлечением в государственное и обществен ное управление широких масс трудящихся, дальнейшим разви- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В н о т о х ц х , и з у ч а ю н - и м Кометжтущшжо CCC JP болеэ 161 ала. человек, т. о. практически все взрослое насе ление страны. После каждых очередных выборов происходит обновление не менее одной тре ти депутатов. В результате все новые и новые массы трудя щихся овладевают навыками управления. 2а последние два десятилетня практику управле ния в Советах прошли 20 млн. человек. Надо, кроме того, иметь в виду, что Советы рас полагают сейчас ЗО-мпллиой- ным активом, добровольно по могавши:;! органам власти в их повседневной работе. В новей Конституции СССР отмечается, что Советы народ ных депутатов руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально культурного строительства, строят свою деятельность на основе -коллективного, свобод ного и делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности, широ кого.. привлечения граждан к участию в их работе. Каждый Совет в пределах спределепной территория — полновластный орган, который вправе прини мать решения по всем вопросам своей компетенции и участво вать в обсуждении вопросов, от носящихся • к компетенции вы шестоящих Советов. Роль Советов п колитиче ской система нашего общества неуклонно возрастает. В новой Конституции СССР получили дальнейшее развитие демокра тические принципы формирова ния и деятельности Советов, определены главные пути ук репления связей Советов п их депутатов с массами. Особо подчеркнут систематический ха рактер контроля Советов за де ятельностью организаций и должностных лиц. Чтобы еще более поднять роль депутатов, основные полномочия, сформу лированные в Законе о статусе депутатов Советов, включены теперь в текст новой Конститу ции СССР. Вместе с тем следует сказать, что в социалистическом общест ве народовластие не исчерпыва ется участием, трудящихся в де ятельности советских предста вительных органов государст венной власти. Характерной чертой социалистического наро довластия является то, что вме сте с государством большую ра боту по управлению страной выполняют массовые общест общне черты. Все они, будучи каждая в отдельности специфи ческой, решают задачи, стоя нию перед всем обществом, — задачи коммунистического строительства. Все более активное участие принимает общественность в осуществлении таких функций, которые всегда считались ком петенцией государственных ор гапоз. Возьмем для примера охрану общественного порядка. В се осуществлении наряду с государственными органами (суд, прокуратура, милиция), m которых и теперь лежит главная ответственность ко охране законности и борьбе с преступностью, участвуют об щественные организации и са модеятельные органы парода — добровольные народные дру жины, товарищеские суды, по сты народного контроля. Советские профсоюзы давно уж е гыполияют многие важные функции в области социально го страхования и охраны тру да. Общество «Знание» выпол няет принадлежавшие ранее Министерству культуры СССР функции руководства лекцион ной пропагандой в стране. Повышение роли обществен ных организаций в коммунисти ческом строительстве ни в ка кой мере не умаляет роли со циалистического государства как основного орудия строи тельства коммунизма. Как ни велика роль общественных ор ганизаций, они не могут быть поставлены в один ряд с госу дарством в решении этих задач. Вместе с тем, в развитом соци алистическом обществе роль общественных организаций дей ствительно велика, причем она повышается день ото дня. Бо лее того, сама жизнь показыва ет, что с решением некоторых задач общественные организа ции могут справиться успеш нее, нежели государство. В этом находит свое выражение общественное самоуправление, которое зарождается одновре менно с социалистическим го сударством, вместе с ним раз вивается н в конечном счете при полной победе коммунизма придет на смену государствен ной власти. Дальнейшее совершенствова ние советской политической си стемы неразрывно связано с возрастанием роли КПСС в коммунистическом строитель тнем социалистической демо кратии. Руководство партии охваты вает все важнейшие сферы жизни общества. Именно пар тия обеспечивает политический подход и политическое содер жание деятельности государ ственных и общественных ор ганизаций. Политика партии является основой деятельности всей политической организации нашего общества. Политиче ский характер руководства партии областью социальных отношений заключается в том, что она выражает крепнущее политическое единство совет ского общества, воплощая в своей политике интересы всех классов и групп. И чем выше степень этого единства, тем вы ше руководящая роль партии. Партия не заменяет и не подменяет государственные ор ганы или общественные орга низации, не ограничивает их самостоятельность и инициати ву* Грубой клеветой являются утверждения буржуазной иде ологии о том, что укрепление партийного руководства это «узурпация» власти, «приниже ние роли народных масс» и др. Общеизвестно, что КПСС как правящая партия свои усилия направляет на то, чтобы вся политическая система развива лась, чтобы входящие в нее организации, в первую очередь социалистическое общенародное государство, такие массовые общественные объединения, как профсоюзы, ВЛКСМ, выступа ли все более активно, пол ностью раскрывали свои демо кратические возможности в но вых социальных условиях. Из определения политиче ской системы и ее составных частей вытекают ее функции. К их числу можно отнести сле дующие: 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами рабочего класса, трудящегося крестьянства, на родной интеллигенции, всех на ций и народностей страны, всех социальных групп. Главную роль в этом процессе играет КПСС — руководящая и на правляющая сила всего совет ского общества. 2. Важной функцией полити ческой системы развитого со циализма является организа ция деятельности общества в борьбе за осуществление его целей и задач. В выполнение этой функции включены все элементы политической систе мы. КПСС осуществляет поли тическое руководство. Совет ское государство сосредоточи вает свое внимание непосред ственно на управлении, органи зации и контроле. Большую роль в осуществлении этой функции играют профессио нальные союзы и другие обще ственные организации. 3. В функции политической системы входит и укрепление социально-политического и идейного единства общества, усиление его социальной одно родности, развитие его куль туры. Первостепенную роль в осуществлении этой функции также играет КПСС, в частно сти ее идеологическая деятель ность. Огромную роль в осу ществлении этой функции игра-: ют н государственные органы, и общественные организации. Весьма показательно, что во всех разделах новой Конститу ции СССР, где определяются основы общественно-политичен ского н экономического строя, содержится характеристика за дач по дальнейшей социальной и культурной интеграции со ветского общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества, отдельные* классов, социальных групп, на ций и народностей, каждого советского человека. Конечно, огромную роль в выполнении этой функции играют другие системы нашего общества —■: экономическая и социально культурная. Но последнее ело-, во принадлежит и здесь поли тической системе, которая при нимает обязательные для об щее, ва решения в области распределения национального богатства, материальных и ду ховных благ, намечает меры по повышению уровня жизни тру дящихся. Ярким подтвержде нием этого являются решения декабрьского (1977 года) Пле нума ЦК КПСС и VIII сессии Верховного Совета СССР о Го сударственном плане экономи ческого и социального разви тия СССР и Государственного бюджета СССР на 1978 год и об исполнении Государственно го бюджета СССР за 1976 год. Из всего сказанного можно сделать вывод, что главное со циальное назначение политиче-. ской системы — способство- к вать реализации возможностей, заложенных в развитом социа листическом обществе, обеспе чивать дальнейшее успешное продвижение нашей страны к коммунизму. Материальным путем разви тия политической системы со ветского общества является дальнейшее углубление и со вершенствование социалистиче ской демократии. Это марк систско-ленинское положение нашло свою конкретизацию в Конституции СССР. Статья 8 Конституции, определяя основ ные направления развития по литической системы советского общества, называет все более широкое участие трудящихся в управлении делами общества и государства, совершенствова ние государственного аппарата, повышение активности общест венных организаций, усиление народного контроля, укрепле ние правовой основы государ ственной и общественной жиз ни, расширение гласности, по стоянный учет общественного мнения. В. И. Ленин подчеркивал, что главный критерий соци альной ценности демократии ее реальность. А наша реаль ность — это построение само отверженным трудом народа общества развитого, зрелого социализма. «Мы еще не до стигли коммунизма, — говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС. — Но весь мир видит, что деятельность нашей партии, ее устремления направлены на то, чтобы сделать все необхо димое для блага человека, во имя человека». (Материал подготовлен До мом политического просвещ е ни я обкома КПСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz