Рыбный Мурман. 1978 г. Февраль.
Боцман И. А . Чейпиш и матрос первого класса В. М. С а бельни ков трудятся в кол хозе «Ударник >. Судьба и х свела на траулере « К о рш у н :. Оба хорошие моряки, болеют за п р о и зво д ство, всегда готовы помочь товарищам. Виталий Ми хайлови ч Сиделъников в море не новичок. Он потомственный моряк, пошел, к ак говорят, по пути отца. Он вполне может заменить и боцмана. Фото В. Нименского. ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ — ЛУЧШИМ Состоялась то рж еств ен н ая встреча э к и п аж а БМ Р Т - 3 8 7 «Мы с Буденного». Поздрави ть к о ллектив с т р у довой победой пришли за м ес ти т е л ь генерального ди ректора о бъ единения «Му рм анры бп ром» Э. К. Наумов, зам ести тел ь сек р е т а р я пар тком а В. А. С алф ет- ников и председ ател ь базового комитета Г. Н. Иванов. В салоне с обрали сь все м о р я ки судна и их родственники. К а питан-директор БМ Р Т -3 8 7 И. В. Миретин доложил, что рейс, дл ившийся 175 суток, заверш ен успешно, задание п еревыполне но. П редставители адм и н и ст р а ции ф л о та тепло поздр ави ли мо р я к о в и вручили почетные г р а моты лучшим людям судна: мо тористу В. А. Федосееву, с т а р ш ем у м еханику И. Г. Сиротен- ко, котельному машинисту В. Л. Вологдину, м атро сам первого к л ас са В. В. Х а бар о в у и К. Д. Власику. З н а к «Поб ед итель со ци алистического со р ев н о в ан и я» вр у чен старш ем у м астеру лова С. R. Смольянинову. Конц ертная бригада культба- зы в составе Л. Л азар ев ой , Я. Гизун и А. Волковой подарила м о р як ам песни. Как уже рассказывалось в нашей газете, в Мурманске со стоялся вечер встречи участников социалистического сорев нования коллективов смежных предприятий. На этом сним ке вы видите некоторых из них. Слева направо: маневровый диспетчер станции Мурманск А. М. Зарипов, старший мастер лова БМРТ «Туман-2» А. А. Коледенков, слесарь отдела снабжения управления «Севрыб- холодфлот» Е. II. Остров, крановщик рыбного порта А. Я. Тимофеев, старший электромеханик ТР «Дежьян Коротчен- ко» А. С. Яворский, старший мастер лова БМРТ «Диксон» И. Ф. Епифанов. Фото Б. Гарина. Н АШ РТ -3 1 4 -М е д веж ьегорск» — по исковое судно. Ищ ем чы п ромы словы е скоп лени я рыбы и д ел аем свое дело не хуж е добытчиков. Когда из- за непогоды или при перехо дах вы н уж д ены п р е к р а щ ать поиск, читаем, « к р у тим» к инофильмы , « р е ж е м ся» в морского козла, в яж ем из разны х подобранных т р а лов со дна моря, ж ил о к, ве ревок « авоськи». Некоторы е достигают в этом искусства. На этом судне я второй раз, после долгого п е р ер ы ва. Состав к ом ан ды изм е н и л ся, но костяк, среди них то варищи по прош лым рейсам , остался. Капитаном стал опытный ры бак Николай Григорьевич Поваренкин. Немногословный, с д ерж а н ный по х а р ак т ер у помор. С ним я ходил еще в 1 9 6 9 го ду на тр ау л е р е «Мацеста». ...Шторми т у ж е четвертые сутки, не спасают и с к а л и стые неуютны е берега, под которые с п р ятал ась от н а л е тевшего у р а га н а бол ьш ая группа судов. Напротив моей каю ты — каю та помощников, т ак по старинке іѵіоряки н азы ваю т мастеров по добыче. Один — веселый, н еуны вающ ий Б о р я Зы к ан о в что-то чи та ет, и зр ед к а о трываясь, что бы р а сск азать вспомнившу юся историю. Другой — Ни колай А л ек сандр о вич Калитенков — молча, дум ая о чем-то своем, в яж е т авось ку. К алитенков. Давно я со бираюсь « доб раться» до не го и написать о нем. Ин те ресный он человен, чуть бы ло не н а зв а л парнем , т ак он бодро и свежо вы глядит, а ведь ему скоро о т м ечать п я тидесятилетие. Н астоящий ры бак и моряк. Впрочем, го ворят, что ры бак — д в аж д ы моряк. Ш т о рм предоставил с л у чай и время. Н И КО ЛА И А Л Е К С А Н Д Р О В И Ч родом из Смоленщины . Смо л ен ск ая глубинка дала мно го известны х людей, кото рыми гордится страна. Д л я .меня Смоленщина — родина талантливого советского по эта А л ек сан дра Т р иф оно ви ча Т вардовского. Р а й о н Ни к о л а я Ал ек сандро вич а гра ничит с родиной поэта. Рос К оля, как все дере венские «военны е» ребята. Своими глазам и видел, что вы тв ор ял и на его родной зем л е оккупанты . Н а в и д а л с я всего и перечувствовал многое. Но сколько ни спра ш и в аеш ь у него: «Ал ександ- рыч, р а сс к аж и про те годы», — он только посмотрит с у рово из-под кустисты х бро вей и молчит. Мож ет быть, еще с той поры не любит он в ерх о гл яд ства и пустоты. Не по душе ему л егкость взглядов и суждений. К людям , товари щ ам добр, не при знает т о л ь ко людей мелких. Слов на ветер не бросает, з р я ничего не обещает... Годы с луж бы в арми и прош л и незаметно. Много пришлось поездить, многое понять. З а к о н ч и л с луж бу здесь, на С евере. Р я д о м было .море, о кото ром столько чи тал и с лы ш ал . Т януло оно, да и хоте лось помочь .материально стар икам . С н есколькими демобили зо ванным и т о вар ищ ам и он пр иш ел в 1 9 5 5 году в М ур манский т р ал о вы й флот. На него бы л а отли чная с л у ж е б н а я х а р ак тер и с ти к а, и его в зя л и на ку р сы т р алм ей стеров. Специальность эта к а з а л а с ь ему серьезной, ос новательной (такой считает и до сих пор), к о то рая мо ж ет пригодиться везде, в том числе и на берегу. Долго он не хотел плавать: ну, годика три-пять — и домой... И сам не мож ет понять, как это получилось, что уж е де ся т и л е ти я не р а сс та ется с флотом . Мне, про п л а в авш е м у чуть меньше по ловины этого срока, к аж е т с я недосягаемым такой стаж . Ж и в у я с ним рядом вот у ж е около года и виж у , что авторитета ему не заним ать. Т ак и слыш иш ь у в аж и т е л ь ное: «А л е к са н д ры ч , А л е к сандрита...» А он только по смотрит строго, но под с у ровостью в згл я д а в гл а за х его стоит доброта и чело- вечгіость. Иногда у лы бк а пробежит по его лицу, и к ак будто не было суровости и строгости, хотя это не так. Ра б о т у свою А л е к с а н д р о вич любит и относится к ней, как ко всему, серьезн о и до бросовестно. Об этом говорит не только почетное звание у да р н и к а коммунистического труда, но и п а м ятн ы й зн ак ветерана тралового ф лота, часы с дарственно]'! н ад писью «У д ар н и к у девятой п яти л етк и », ряд других по ощрений в учетной карточке. Н есколько благодарностей и премий он получил и на на ш ем «М ед в еж ь его р ск е». Т р алм ей стерск ое дело зн а ет н астолько хорошо, что неоднократно з а м е н я л «м ай ора» — с тарш его м астер а по добыче. Р а зг о в а р и в а е т он мало, но и н те р есующ ем у ся всегда готов помочь, не ж а л е я нн времени, ни энергии. Р у к о водит бн л у чш ей на судне вахтой. В том, что она л у ч ш ая , его за сл у г а и ста рш и ны вахты Эдуарда Р о м а н о вича Ильвеса. В с амы х тр у д ны х у с л о в и я х н а вахте нет «ЧП » , нет заверто в трала. Спуск, п о д ъем его делаю т быстро и четко. Т ак у ж пол уч ается, что наибольшим изм енениям в эк и п аж е под вергается м а тросский состав. И не один м атрос с тр ет ье й вахты , уш едший с судна, будет с у в аж е н и е м вспоминать у р о к и Н и к о л а я А л е к са н д р о вича К али тенк ова, как и у р о к и >юря. Породнившись с морем, Н и ко л ай А л ек сандр ович по р одн ил ся и с Мурманском . О П И С Ы В АЮ М А Т Е Р И А Л у ж е ночью. Ш т о рм стих, и э т о му р ад у ем с я необыкновенно. Б е зд е л ь е в море тягостно. Д он о сится ш ум o f с п уск ае мого трал а, к ом ан ды Ни ко л а я А л ек сан др о в и ч а, старпо ма. С лыш иш ь мелодию мо ря... В соседней каю те кто-то чи тает стихи, к о торы е мне понравились, и я их записал. Ночь. Моя — вто рая вахта. З а бортом г у ст ая пелена, Н ад которой облака седые, С ум ер ки от холода густые, II о чем-то шепчет мне волна... В. Д Р О З Д Е Н К О , помощ ни к ры бм астера. Б о р т т р ау л ер а «М едв еж ь егорск». ■Установлено, что в тер р и то р и ал ьны х водах С С С Р л еж а т свыш е 5 0 0 боевых кораблей и торговых судов р а зны х стран, погибших в годы В ели кой Отечественной войны. Многие из них буд ут по д няты с помощью гигантского п лавучего крана, построенного в С евастополе, его грузоподъемн ость — 1 6 0 0 тонн! К а к и на земле, без к р а нов не обойтись и на воде. Они н уж ны д л я подъем а су дов со дна и стаскивания их с мелей, д л я стр оительства портов, у глу б л ен и я пр и ч а ль ны х линий, у к р еп л ен и я бе регов, на многих других р а ботах, в том числе на мор ски х неф тепромы слах. Ещ е не т ак давно С овет ск и й Сою з покупал плавучие к р аны за границей, сейчас ж е у нас им еется своя мощ н а я о трасль т яж ел о го плав- к раностроения. З а ее с о зд а ние бо л ьш ая группа спец иа листов удостоена Государст венной премии СССР . Ф л а г м аном этой отрасли с та л Морской завод им ени С. Ор джони ки дзе в Севастополе. З д е с ь были построены « Ч е р ном о р цы », первы е отечест венны е к р аны многоцелево го назн ачен и я гру зо п о д ъ е м ностью 1 00 тонн, затем по ш л а серия « Б о гаты р ей » , они в трое мощнее «Ч е р н ом о р цев». И вот теперь готов голов ной обр азец новой серии — «В и тя зей », способных под нимать гр у зы весом до 1 60 0 тонн. Электроэнергию вы р а батывают четыре дизель-ге н ератора, к аж ды й мощно стью по 1 0 0 0 киловатт. Го довой экономический э ф ф ек т от использовани я одного т а кого к р а н а превы сит 3 м ил лиона рублей. Сотни к ораб лей, что л еж а т у наших бе регов, — это более чем 1 0 0 0 0 0 0 тонн Металла. Со врем енем он будет поднят. Ш и р о ко е применение найдут «В и т я зи » в гидротехниче ском строительстве. Б л а го д а р я им легче, быстрее, де ш евле будет обходиться и строительство судов — на борт можно переносить со бранны е на берегу очень кру пны е у зл ы и блоки, вес которы х достигает многих сотен тонн. З а ру бежом такж е с тр о я т с я к раны аналогичной гр у зо подъемности. Но у «В и т я зя » есть нем ало преимущ еств перед ними, главны е — вы сокая маневренность, воз можность перед вигаться на большие расстоян ия с подня тым на стреле грузом . Это — самоходный кран , его ско рость — девять узлов, или почти 17 килом етров в час. Р а й о н п л ав ан и я и работы во внутренних м ор ях п р ак ти чески неограниченный, в от к ры ты х — до 2 0 0 м ил ь от берега. Д л я эк и п аж а из 18 чело век с о зд аны комф о р т аб е л ь ные к аю ты и бытовые поме щ ени я, естественно, с конди ционированным воздухом. Весной, когда А тл ан ти к у будет ш тормить не так силь но, как сейчас, «В и т язь » а сопровождении буксира обо гнет Европу и придет в порт своей приписки — Л ен и н град. П редполагается, что первую работу ему поручат на выходе из Финского за л и ва в Б а л ти й ск ом море. Здесь осенью 1 9 7 6 года наскочил на камни наш теплоход «К у ра» в одоизм ещ ен ием 5 ты сяч тонн. Всех моряков у д а лось тогда спасти, часть гру за снята. Но судно по-преж нему висит на камнях, мно гие попытки стяну ть его на большую воду к успеху не привели. Д л я этого нужна сила «В и тязя» . В. З А Х А Р Ь К О .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz