Рыбный Мурман. 1978 г. Апрель.

„Приятно петь для моряков” З а д о л і г до н а ч а л а к о н ц е р т а лю д и и с т о ч а ­ л и ИДУЩИХ во Д в о р е ц к у л ь т у р ы ИМОНИ С. М. Киров.» воп росом : « Н е т л и л иш н е го б и л е т и ­ к а ? » Но « л и ш н е г о » не было. Ш е с т ь дне:; ш л и к о н ц е р т ы н ар о д н о й а р т и с т к и Р С Ф С Р Э д и ты П ь ех и , и к а ж д ы й р а з б о л ьш о й з а л Д в о р ц а б ы т з а п о л н е н до о т к а з а . И м я этой а р т и с т к и не н у ж д а е т с я в р е к о м е н д а ц и я х : ее з н а ю т и л ю б я г з н а ш е й с т р а н е и за р у б е ж о м . С н о я б р я 1 9 7 6 года Э д и т а ГІьеха в ы с т у п а е т с н о в ы м а н с а м б л е м , я в л я я с ь его х у д о ж е с т в е н ­ ным р у к о в о д и т е л е м ( м у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и ­ т е л ь Г р и го р и й К л е й м и ц ). К о л л е к т и в в о с х и ­ щ а е т зрителе;': в ы с о к и м м а с т е р с т в о м , то н к и м п о н и м а н и е м м у з ы к и , к р асо то й и сп о л н ен и я . М у р м а н ч а н е до л г о а п л о д и р о в а л и со л и сту а п е з я и п л В я ч е с л а в у Д р у ж и н и н у . О со бен но теп л о в о с п р и н я л и з р и т е л и песни в и с п о л н е н и и л а у р е а т а в с е р о с с и й с к о го к о н к у р с а А н а т о л и я ■' ’ к о т о р ы й п ел п о л ю б и в ш у ю с я с е в е р я ­ нам « В о л о гду » и ш у т о ч н ы е песни. К о г д а п о я в и л а с ь н а с ц е н е Э д и та П ь е х а , з а л з а г р е м е л о в ац и ей . II п е р в ы е с л о в а п есн и в ее и сп о л н е н и и «Лю д и , у л ы б а й т е с ь м и р у , у л ы ­ б ай т е с ь с о л н ц у ...» з а ж г л и с в е т л ы е у л ы б к и на л и ц а х м у р м а н ч а н . Р а д о с т н а я в с тр е ч а состоя- л 'С-,. П е с н и н о в ы е и х о р ош о и з в е с т н ы е с м е н я л и д р у г д р у га. З а т а и в д ы х а н и е , с л у ш а л о г р о м ­ ный з а л п есню « У б и в а л и л ю б о в ь » , п р о з в у ч а в ­ ш ую в п е р в ы е . II к а к в сегда, Э д и та П ь ех а смогла д о н е с т и д о с л у ш а т е л е й всю г л у б и н у к ь :с л и и чу в ства, з а л о ж е н н ы х в сти х ах . « М а ­ ма > — п е с н я А. Б р о н е в и ц к о г о много л е т з в у ­ чит но р ади о и т е л е в и д е н и ю . Но не н а с к у ч и ­ ла оод — п о -п р е ж н е м у б л и з к а и п о н я т н а к а ж ­ д о м у - Н а д е ж д а » , « Г о в о р я щ а я к у к л а » и м но­ го д р у г и х песен п р о з в у ч а л о в и с п о л н е н и и Э д и ­ т ы П ь е х и по з а я в к а м з р и т е л е й . А потом Э д и ­ та С т а н и с л а в о в н а в ы ш л а на с е р е д и н у з а л а , и в м е с т е с неіі все п е л и « В е р о н и к у » . А л ы е гв о зд и к и , т ю л ь п а н ы , гр о м а п л о д и с ­ м ен то в, до л го не с м о л к а в ш и й п о сл е к о н ц е р т а , — д а р б л а г о д а р н ы х с е р д е ц м у р м а н ч а н . П о с л е к о н ц е р т а я п о дош л а к Э д и т е С т а н и ­ с л а в о в н е и п о п р о с и л а ее с к а з а т ь н е с к о л ь к о сл о в н а ш и м ч и т а т е л я м . П о д а р и в свою ф о т о ­ г р а ф и ю с а в т о г р а ф о м : « Ч и т а т е л я м га зе т ы « Р ы б н ы й М у р м а н » — с е р д е ч н ы е п о ж е л а н и я » , Э д и та П ь е х а с к а з а л а : — Я в сег д а в о с х и щ а ю с ь м у ж е с т в о м м о р я ­ ков. Ж е л а ю им сп о к о й н о го м о р я и у д а ч з их с л а в н о м тр у д е . Я ж е л а ю им р а д о с т н ы х в стр е ч на бер егу . Мн е всегда п р и я т н о п еть д л я них. Н а ш а в с т р е ч а в М у р м а н с к е — не п о с л е д н я я . ^ е з ж а я , м ы б у д е м пом ни ть, что о с т а в л я е м здесь, д о б р ы х д р у з е й и бѵдем ж д а т ь новой встречи . И. Б Е Р Е З Ю К , 1 « С е р д е ч н о б л а го д ар и в за ч е с т н ы й и добросовестный т р у д , за душ евное отноше­ ние, за тепло...» — м а т р о с ы т р а л о з о г , ф л о т а Л е б е д е в и С МОЛ- НСКИЙ. «Я часто живу в фили але Дома междурейсового от­ дыха я всегда нахожу здесь чуткое отношение и заботу о веек проживающих...» *— м о т о р и с т Б е л о м о р с к о й базы г ѳ с л о з а Д м и т р и е в . Это в ы п и ск и и з К н и ги о т ­ з ы в е и п о ж е л а н и й ф и л и а л а м е ж д у р е й с о в о г о До-ма о т ­ д ы х а м о р я к о в М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . Н е с м о т р я на. в н у ш и т е л ь н ы е р а з м е р ы , ее не х в ати л о , и за в е д е н а в т о р а я . Н е и щ и т е в ней ж а ­ лоб. И х нет. Т а к ж е, как нет у п р о ж и в а ю щ и х п озода д л я них. Ч у т к о с т ь и д у ш е в ­ ное т:> с т а л и н о р м о й в о т н о ­ ш е н и я х п е р с о н а л а ф и л и а л а с п р о ж и в а ю щ и м и м о р я к а м и . Л и д и я Ал ексеевна Заспн- иа, с т а р ш и й а д м и н и с т р а т о р ф и л и а л а , о к а з а л а с ь в з а т р у д ­ н е н и и п е р е д во п р о со м — « в ы д е л и т ь л у ч ш и х »: — Это д р у ж н ы й , д о б р о с о ­ в ест ны й к о л л е к т и в . У в а ж а ­ ю т м о р я к и Ф а и н у С е м е н о в н у В о р о н о в у , с о ч е т а ю щ у ю свои н е л е г к и е о б я з а н н о с т и д е ­ ж у р н о г о а д м и н и с т р а т о р а с р аб о т о й н ар о д н о г о д е п у та та го р о д ско го С о ве та, ч е л о в е к а б о л ьш о й д у ш е в н о й т е п л о ты , чу тко го т о в а р и щ а и в е л и к о ­ л еп н о го р аб о т н и к а . М а р и я Ф е д о с е е в н а Нечи- п у р е н к о — с т а р ш а я г о р н и ч ­ ная. В ее а д р е с в К н и г е о т ­ з ы в о в н а п и с а н о н е м а л о слов б л а г о д а р н о с т и и п р и з н а т е л ь ­ ности. К л а в д и я А л е к с е е в н а На з а р о з а — ш в е й ц а р ф и л и а л а оче н ь т р у д о л ю б и в ы й ч е л о в е к В с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о р е з н о зэ н и и с к о л л е к т и в о м основ ного ко р п у са в п ер во м к в а р тал е 1973 года ф и л и а л вы ш е л п о б ед и т ел ем . С боль ш им в о о д у ш е в л е н и е м р або т н и ки ф и л и а л а г о т о в и л и с ь к Л е н и н с к о м у су б б о тн и ку . В. ТОПТУНОВ. Н а сн и м ке: Ф . С. В о р о н о в а , На в е д а и род в о ю й Моторные лодки универ­ сального типа начали строить в Японии. Они мо­ гут плавать как в надводном, так и в подводном положе­ нии и предназначены в ос­ новном для научно-нсследо- вательских работ. Вместе с тем их можно, использовать для спортивных и турист­ ских целей. Новая одноместная мото­ лодка имеет длину 3 м, ши рину немногим более 1.5 м. В надводном положении она развивает 10 узлов, а под во­ дой двигается со скоростью 3 узла. Лодки оригинальной кон­ струкции начали произво­ дить также в Нозоя Зелан­ дии. Предназначены они для аквалангистов. Их особен­ ностью является смотровое устройство в иосозой око­ нечности. Вечер для ветеранов 2 5 а п р е л я Д з о р е ц к у л ь т у ­ р ы и м ен и С. М. К и р о в а п р и ­ г л а ш а е т н а в е ч е р о т д ы х а в е т е р а н о в во й н ы и т р у д а — р а б о т н и к о в р ы б о п р о м ы с л о ­ вого б а с с е й н а и и х сем ьи . С о т ч е т н ы м к о н ц е р т о м в ы ­ с т у п и т хо р ве те р а н о в . З а ч а ш к о й чая вы п р и я т н о и ве­ с е л о п р о в е д е т е веч ер , в с т р е ­ т и т е с ь с и н т е р е с н ы м и л ю д ь ­ ми, п р и м е т е у ч а с т и е в р а з ­ л и ч н ы х и гр ах и а т т р а к ц и о ­ нах, п о тан ц у ете . Н а ч а л о в е ч е р а в 1 9 часов. П о п - в и у з ы н а и и д е о л о г и я У в а ж а е м а я редакция! Н ах о дясь в дали от родных берегов, мы часто с я ь ііш ш т ак н а зы в аем ую поп-музыку, спорим о ней. Н екоторым м о р я ­ к ам эта м у зы к а очень нравится, другим нет. Просим вас р а с ­ с к а за ть поподробней, что это за м у зы к а, как появилась, по­ чему его т ак у в л ек а ет ся молодежь. ' В. Г Р Е Г О Р А Щ У К . матрос, П. Ж Е Р Д Е Ц К И И , мага- рист БМ Р Т - 2 6 4 «Град». Д и к и м и и з б и е н и я м и и по­ в а л ь н о й и с т е р и е й з а к о н ч и л с я м у з ы к а л ь н ы й ф е с т и в а л ь в а м е ­ р и к а н с к о м го р о д е А л т а м о н д е в 1 9 7 0 году в ш т а т е К а л и ф о р н и я . I Ф е с т и в а л ь б ы л ^ о с в я щ е н с о в р е ­ м е н н е й ш е й п о п у л я р н о й м у з ы к е (п о п -м у зы к е), а осн о вн о й тон I з а д а в а л а н с а м б л ь « Р о л л и и г - сто.ѵнз». Его п о к л о н н и к и , и м е ­ н у ю щ и е с е б я « а н г е л а м и а д а » , о б л а ч е н н ы е в ш к у р ы ш е к с п и р о з - ского К а л и б а н а , д о в е д е н н ы й до н е и с т о в с т в а и с п о л н е н и е м сво и х к у м и р о в , у с т р о и л и это д и к о е п о бо ищ е. Вот то гда-то б у р ж у а з - I ны е м у з ы к о в е д ы , и с т о р и к и , ф и ­ л о с о ф ы , со ц и о л о г и и з а д а л и се- I бе р о к о в о й воп рос в с в я з и с д а л ь н е й ш и м р а з в и т и е м поп-му- I зы ки : « Ч т о ж е д а л ь ш е ? » В е д ь « Р о л л и н г - с т о у и з » б ы л I е д и н с т в е н н ы м и с п о л н и т е л ь ­ ск им с о ста в о м , у с п еш н о к о н к у ­ р и р у ю щ и м со з н а м е н и т ы м а н г ­ л и й с к и м а н с а м б л е м « Б и т л з » с Д ж о н о м Л е н н о ц о м и М а к к а р т ­ ни. II з о т р е з у л ь т а т : д н к и п ш а ­ б а ш в з б е с и в ш и х с я юнцов, р а з ­ гу л н е и с т о в ы х с т р а с т е й , сотни и з у в е ч е н н ы х и п огибших. Н е б ы л о воііиы. Н о б ы л а м у з ы к а , в л е к у щ а я к себе с е р д ц а и дѵ- І ш и ю ны х , о г л у ш а ю щ а я их езо- I им резо.м в 1 1 0 — 1 2 0 дец и б е л - л ов, ш о к и р у ю щ а я с о з н а н и е , тра- I в м и р у ю щ а я ф и з и ч е с к и и дѵ.хов- I но. О т бойни о А л т а м о н д е в ы и г ­ р а л он ш ее. Н е з д о р о в ы й и н т е ­ р ес к зтоіі м у з ы к е д о ст и г н е б ы ­ в а л ы х р а з м е р о в в с т р а н а х к а п и ­ т а л а . р а з д у т ы й с р е д с т в а м и б у р ­ ж у а з н о й п р о п а г а н д ы . П о п -м у ­ з ы к а п е р е ш а г н у л а г р а н и ц ы го­ с у д а р с т в , з а в о е в ы в а я и с е й ч ас все б о л ь ш е е чи сл о своих ю ны х п о к л о н н и к о в и п о к л о н н и ц в в о з р а с т е от 14 до 22-х лет! А к т у а л ь н о й п р о б л е м о й ста- I л а п о п -м у зы к а и у нас в С С С Р . И х о т я у нас н е в о з м о ж н ы по­ д о б н ы е ш а б а ш и , к а к в А л т а м о н ­ де, п о п -м у зы к а и у н ас р евет, р з е т н е р в ы и п си х и к у в люб ом р е с т о р а н е , б ар е , на т а н ц е в а л ь ­ ны х п л о щ а д к а х , а у ж е б е з у с и ­ л и в а ю щ е й э л е к т р о а п п а р а т у р ы з в у ч и т в п о д ъ е з д а х , во д в о р а х , ( с к в е р а х и п р о сто в к в а р т и р а х . Ч то ж е эт о за « б о л е з н ь ве- | к а » , чем о на н е у д е р ж и м о в л е ­ чет к себе с е р д ц а м о л о д е ж и , н а ­ х о д я п р и з н а н и е и у к р у п н е й ш и х I к о м п о з и т о р о в н а ш и х дней, в ч а ­ с т н о с т и , у А . П а х м у т о в о й , Л. Ч е р н о в а , А, П е т р о в а , В. Б а с н е ­ ра, Б. А р а п о в а и д р у г и х ? П р и ­ веду р я д их в ы с к а з ы в а н и й . А. П. П е т р о в , л а у р е а т Г о с у ­ д а р с т в е н н ы х п р ем и й , н а р о д н ы й I а р т и с т Р С Ф С Р : — ...П ер в о е, что к а ж е т с я о с о ­ бен н о в п е ч а т л я ю щ и м , — э то м а с ш т а б р а с п р о с т р а н е н и я поп- м у зы к и , ее м ассо в о сть ... Погг- I м у з ы к а — с а м а я р а с п р о с т р а н е н ­ н а я из всех ви до в б ы то в о й м у ­ зы к и ... Н а одно из п о сл ед н и х в ы с т у п л е н и й Боба Д н л о н а в Чи- [ к аго б ы л о п р о д а н о т р и м и л л и о ­ на б и л ето в... Мн е . к а к м у з ы ­ к ан ту . к а ж у т с я о ч е н ь с у щ е с т ­ в е н н ы м и п р о сто та и д о с т у п н о с ть п о п -м у зы к и ... Н е и с к л ю ч е н о . I что то м есто, к о т о р о е з а н и м а л I ф о л ь к л о р , н а р о д н а я п есн я з XIX веке, се г о д н я з а н и м а е т п о п -м у ­ з ы к а . . . Ч т о к а с а е т с я в о п р о са о п о п -м у зы к е и ее с в я з я х с с о в е т ­ с к о й п есн ей , то з д е с ь н ет п р о ­ с т ы х и о д н о зн а ч ны :: ответов. Р а з у м е е т с я , н е л ь з я сл еп о п ере­ н и м а т ь то, что д е л а е т с я нл З а ­ паде... К о н еч н о , п о п -м у зы к а п р и в л е ­ к а е т к себе з п е р в у ю о ч е р е д ь л е г к о с т ь ю о св о ен и я гл ав но го ин­ с т р у м е н т а — ги т ар ы . Д о с т а т о ч ­ но н а у ч и т ь с я б р а т ь на ней н е­ с к о л ь к о п р о с т е й ш и х ак к о р д о в , д р у г о м у у ч а с т н и к у и з о щ р и т ь с я в р и т м е на с т и р а л ь н о й доске и л и чем у годн о, т р е т ь е м у петь п р о с т е й ш и е м е л о д и и — и г о т о ­ ва р а н н я я и п р о с т е й ш а я ф о р м а п о п -м у зы к и и ли би т-м у зы к и , с к и ф ф л - м у з ы к и . Б и т — это чет­ кий т а н ц е в а л ь н ы й р и тм (т е р м и ­ н о л о ги я Ю. Ф е р к с л ь м а и а ) и о д ­ н о в р е м е н н о особый ж а н р (т е р ­ м и н о л о г и я А. С о х о р а ). «П о п » и « би т» з м у з ы к о в е д ч е с к о й т е р ­ м и н о л о г и и ст а л и с и н о н и м и ч н ы ­ ми. К э т о м у н ео б х о д им о д и з ­ ви ть т е р м и н « р о к » , п о д ч е р к и ­ в а ющ и й с т и л е в у ю п р и р о ду « ан ­ т и к у л ь т у р ы » п о др о стк о в , п р о ­ т и в о п о с т а в и в ш и х тр ад и ц и о н н о й к у л ь т у р е с т а р ш и х п о ко л ен и й свое и ску сство . Р а з н о в и д н о с т е й н о в е йш е й п о п у л я р н о й м у з ы к и н ем ал о : поп, бит. рок, с к и ф ф л , р ок-он-ролл, к ан тр и -эн д-о естер н , б лю з, б ар -блю з, гоопэл. б к г -ік г . ф о л к -р о к , р о к б и л л и и Др. В с ем эти м т е ч е н и я м ( ж а н р о ­ в ы м и с т и л е в ы м ) поп и бит му­ з ы к и п р е д ш е с т в о в а л д ж а з , по­ я в и в ш и й с я п о сл е перво:: м и р о ­ во:: зоііны. Он т а к ж е п р е т е р ­ пел м н о г о ч и с л е н н ы е т р а н с ф о р ­ м а ц и и ч е р е з ви ды мю зи к -х о л ­ ла ( ф о к с т р о т , танго, ч а р л ь с т о н и т. д.). д ж а з - б а н д (2 0 -е годы ), сви н г и ли « гз р я ч н іі д ж а з » (30-е годы) до в о з р о ж д е н и я ново о р ­ л е а н с к о г о д ж а з а , 'б и - б о л і » . « х о л о д н о го д ж а з а > и т. д. Об э в о л ю ц и и д ж а з а подр о бн о го в о ­ р и т с я в кн и ге В. К о н ей « И / т и а м е р и к а н с к о й м у з ы к и » ( М . 1961 г). ІІо д ж а з , н е с м о т р я из то, что д л я него г л а з н ы м бы по не с о д е р ж а н и е и сти л ь , а со став а н с а м б л я и о б ес п е ч ен и е четк о й , яс н о с л ы ш и м о й о сн о вы дл я м а с ­ с о в ы х т а н ц е з , в ш у м н о м п о м е ­ щ е н и и т р е б о в а л т ех н и ч еск о й п р о ф е с с и о н а л ь н о й в ы у ч к и и б ы л д о с т у п е н д а л е к о не к а ж д о м у . — Д а ж е п ри всей с л о ж н о ­ сти ее н е к о т о р ы х о б р а з ц о в ( п о п -м у зы к и ), — го в о р ит А. П е т р о в , — все песни а н с а м б ­ л я « Б и т л з - м о гу т сп еть и с ы ­ г р а ть др у ги е. П о ч ти всегда при в о с п р о и з в е д е н и и м о ж н о с д е л а т ь т а к о й о тбо р , что с о х р а н и т с я суть. Т а к и м о б р а з о м в о з н и к а е т с т о л ь п с и х о л о г и ч е с к и в а ж н о е о щ у щ е н и е п р и о бщ е н и я , л и чн ого с о у ч асти и . Т а к о е не б ы л о в о з­ м о ж н о д а ж е с д ж а з о м , не г о в о ­ р я у ж е о Б а х е и ли Б е т х о в е н е ... ' ІІо с л о в а м а в с т р и й с к о го м у ­ з ы к о в е д а и с о ц и о л о га К. Б л а - у к о п ф а , грохот би т-м ѵ зы к н с о з ­ д а е т « зв у к о в о е у б е ж и щ е > дл я м олоден:н и с л у ж и т <33 h j ле­ с о м » , о т д е л я ю щ и м ее от всех. Б и т - м у з ы к а н е р а з р ы в н о с в я з а ­ на с су дь бо й с о в р е м е н н о й мото- д е ж и м и р а — это ее иедѵгп и б ес п о к о й с тва, ее потерн н ее н а д е ж д ы на л у ч ш е е б у д у щ е е . О. Б Е ЛО Г РУ Д О В . м узы к о ­ вед. ( Продол ж е н н э с лед у е т ). Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в порт С Е Г О Д Н Я ОЖ И Д А Е Т С Я П РИХО Д : Р Т -2 6 5 «Гриди но», БМ Р Т - 4 4 2 «Кировск», БМ Р Т - 1 2 4 «Бел омѳр ье* , т ан к ера «Грозный». ЗА В Т Р А : РТ -2 63 « Г а ­ лич», БйІРТ -451 « Л а з у р ­ н ы й -, БМ РТ -1 0 1 «Тыидэ*. 2 5 А П Р Е Л Я : ПСТ -1 3 1 3 «Костополь», Б М Р Т -423 «П ар ал л ак с» . « Р ы б н ы й М у р м а н » . И н д е к с 5 2 8 0 1 . Ц ен а 1 экз. — 2 коп. Мурм а некая областная типографи я, г. Мурманск. З а к. 2 9 7 7 . Г Ш - 0 3 1 4 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz