Рыбный Мурман. 1977 г. Сентябрь.
С промысла - в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД; ПСТ-1308 ' «Кре нометр», РТ-307 «Мярго ■рОд», БМРТ-134 «Караку мы», ТР «Эрнет Тельман», ТР «А. Иванов*, ЗАВТРА: РТ-305 «Ма хачкала», РТ-228 «Шексиа^, экипажа БМРТ-248 - «Улья новск* (в 11.00 на теплохо де в рыбный корт), СРТ-12.1 За редактора В. С. ХРЯШКОВ, «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Це.<а 1 эіса. — 2 коп Мурманская областная типография, г. 'Мурѵтіск. НА ЭКСКУРСИЮ С ДЕ ДУШКОЙ. Фото В, Нименского. П л а в а н и е Т . Х е й е р д а л а Норвежский ученый про фессор Тур Хейердал в ок тябре этого года отправится из Ирака в новое морское путешествие на борту трост никового судна Тигрис». Его нуть пройдет через Персид ский залив в Индийский оке ан. Цель эксперимента — подтвердить гипотезу, что древние жители Месопота мии были первыми в исто рии нашей планеты, кто ос мелился пускаться в плава ние через океан. Маршрут судна «Тигрис» начнется в древнем городе Гурна, где сливаются реки Тигр н Ефрат. Команда Т. Хейердала состоит из 14 представителей разных стран. Среди них советский врач, иракский ученый, японский фотокорреспон дент и индейцы из Боливии. Корабль, на котором путе шественники совершат пла вание, будет построен по об разцу судна, которое было сооружено за 6.000 лет до нашей эры. П РИРОДА словно предна меренно разбросала ост рова Мона — эти естест венные ориентиры — вблизи рекомендованных курсов судов, следующих вдоль Таймырского побережья. Юго-западный в группе — остров Павлова. На зван он в честь нашего земля ка Владимира Васильевича Павлова, капитана небольшого гидрографического с у д н а с Норд», который 26 августа 1944 года неподалеку от этих мест не спустил флага перед вооруженной' до зубов фашист ское субмариной... Не сохранилось никаких до кументов с описанием этого не равного боя. Если и успели штурманы «Норда» М. И. Шил линг, Н. К, Скорняков, И, В, Фокин во время скоротечного боя сделать какие-то записи з вахтенном журнале, то они по гибли вместе с судном и эки пажем в студеных водах Кар ского моря у острова Белуха. До последнего своего часа оста вались на посту механики И, М. Галашев, И. И. Храмцов, А. Н. Колтозой и моторист Г. И, Ма- каровский. Зимовщики поляр ной станции Мыс Стерлегова слышали, как малокалиберная пушчонка «Норда», у которой комендором был И. Д. Таханов. отвечала подводному пирату. Радист Л. А. Попов успел передать в эфир открытым тек стом, что судно обстреляно под водной лодкой. До конца вы полнили свой долг матросы П, В. Пономарев, Я. А. Нау мов, И. П. Баженов, Е. М. По лез, А. В. Кузнецов и самый молодоіі — пятнадцатилетний Борис Торопин, палубный уче ник. В плен попали лишь боцман Іі. А. Рогачев и радист Тымин- ский. Уже после войны мне до велось работать в Такси с И. А. Рогачевым. Он не любил рас сказывать о тех тяжелых днях. Да, собственно, и рассказывать особенно было нечего. Почти все люди погибли на своих бое вых постах в считанные мину ты — уж очень неравными бы ли силы. Когда оглушенного и контуженного Рогачева гитле ровце: поднимали на борт под водной лодки, он видел остав шихся в нордовской шлюпке тя жело раненного в живот совет ского моряка и лишившуюся рассудка буфетчицу В. Б. Пооль. Их фашистские варзары с подводной лодки Ю-957 оста вили в море. В числе погибших в бою нор- довцев был и их капитан В. В. Павлов. Родился он 28 октября 1899 года в Шенкурске, в кре стьянской семье. Когда мальчи ку исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Архангельск — отец, Василий Андреевич, ОСТРОВ ПАВЛОВА получил должность надсмотр щика почтово-телеграфной кон торы. В 1916 году пришло вре мя и Владимиру зарабатывать на хлеб. Летом он плавал мат росом на судах Архангельско- Мурманского срочного пароход ства, а зимой учился в мореход ном училище. Техникум водного транспорта Павлов кончал осенью 1921 го да, когда служил в Архангель ском флотском полуэкипаже. В тот же год его демобилизовали и направили третьим помощни ком капитана на торговые суда Северного бассейна. Восемь лет возил он грузы в дальних пла ваниях и в каботаже, у берегов Новой Земли производил гидро графические работы. Прошел должности всех помощников ка питана. И. наконец, сам стал капитаном. В 1929 году пере шел на работу в Севморзвер- пром в Мурманск и четыре года занимался промыслом в аркти ческих морях, на Новоіі Земле и Земле Франца-Иосифа. В 1933 году капитан Воро нин В. И. отбирал для аркти ческой экспедиции наиболее опытных судоводителей, знако мых с условиями плавания в высоких широтах. Должность дублера старшего помощника капитана на пароходе «Челюс кин» он предложил Павлову. Впереди был переход через пять арктических морей, много месячный дрейф, гибель судна, лагерь на льду и чудесное спа сение, принесенное на крыльях Родины. 20 апреля ,1934 года постановлением ВЦИК СССР В. В. Павлова наградили орде ном Красной Звезды, Орден, который М. И. Калинин при крепил в Кремле на его грудь, имел номер 254. Позднее в книге '«Поход «Челюскина» среди шестидесяти четырех ее авторов-челюскинцев был и В. В. Павлов. Работая потом в Ленинград ском управлении Главсевморпу- ти, Павлов исполнял обязанно сти морского инспектора и группового капитана, участво вал в проводке иностранных судов в Карских операциях. В 1937 году Владимир Василье вич выехал в Японию для при емки нового танкера «Юкагир». Под его командованием танкер некоторое время плавал на Дальнем Востоке, а затем со вершил сквозной рейс по Се верному морскому пути. В 1939 году В. В. Павлов перешел на работу в Гидрогра фическое управление Елавсев- морпутц и возглавил экипаж старейшего гидрографического судна «Циркуль». В многих уголках Арктики.работал «Цир куль» под его руководством, в том числе и в первые военные годы. Вернувшись в Архангельск, Павлов некоторое время испол нял обязанности группового ка питана Архангельской гидроба зы, затем больше года работал в Северном морском пароход стве. В июне 1944 года Владимир Васильевич принял гидрографи ческое судно «Норд». К тому времени на счету этого неболь шого парусно-моторного судна было немало славных географи ческих открытий. Еще до вой ны на карте Арктики, появились названные его именем две бух ты, банка н остров. 25 августа «Норд» вышел зажигать огни для транспортных караванов Огонь маяка на островах Мона был последним, который ему удалось зажечь. Этот маяк на ходится неподалеку от острова Павлова, С. ПОПОВ, гидрограф. П о и с к м а к р е л е щ у к и В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ (Окончание. Нач. на 3 стр.). некоторые рыбы так ударялись о борт судна, что оставались на поверхности оглушенными. Откармливаясь у поверхно сти моря, косяки макрелещуки обычно плавают с небольшой скоростью, порядка 1—3 узла, но с увеличением ветра и вол нения моря скорость косяков повышается до 5,5 узла. По нашим наблюдениям, на ходясь на глубине; они задер живаются в месте обнаружения и не покидают район до подъе ма к поверхности моря. На основании собранных ма териалов мы приходим к следу ющим выводам. 1); В осенне-зимний период косяки макрелещуки совершают суточные вертикальные мигра ции:, днем — держатся на глу бине до 5 0 0—600 м, а с на ступлением сумерек и ночью мо- но- поднимаются к поверхности ря. В большинстве случаев, чью макрелещука отрицательно реагирует на надводный и под водный белый и синий свет. Вы прыгивая из воды, уходит из ярко освещенной зоны и дер жится в затемненной зоне. Лю страми красного света привле кается к борту судна в зону об лова. 2), Нагуливающиеся косяки можно обнаружить с помощыо горизонтального тракта гидро локатора «Палтус-М», которые могут быть обловлены активны ми орудиями лова: днем — разноглубинными тралами, но чью — "кошельковыми невода ми или бортовыми ловушками с привлечением к борту $удна люстрами квасного светЙ»~-“ А. ДЕГТЯРЕВ, сотрудник ПЙНРО. Приглашает МВИМУ имени Л е н и н с к о г о к о м с о м о л а Мурманское высшее инже нерное морское училище име ни Ленинского комсомола объ являет прием на подготови тельное отделение (дневная форма обучения) на 1Р77-78 учебный год по направлению промышленных предприятий, предприятий транспорта и свя зи, колхозов и совхозов, воин ских частей. На подготовитель ное отделение принимаются мо ряки, рабочие и колхозники, годные по состоянию здоровья к морской службе, имеющие учащиеся выпускных классов средних школ, Занятия на вечерних подго товительных курсах проводят ся по следующим предметам: математике, физике, русскому языку и литературе. Плата за обучение — 29 руб лей, Для поступления на вечер, ние подготовительные курсы необходимы заявление на" имя ректора, копия документа о среднем образовании, справка с места работы и квитанция о внесении платы за обучение. среднее образование и стаж ра- Начало занятий с 3 октября, боты не менее года, - демобили- Документы принимаются q зованньіе из рядов Вооружен ных Сил СССР, Лица, направ ленные на подготовительное от деление, должны представить следующие документы: Заявление на имя ректора, направление по установленной форме, документ о среднем об разовании в подлиннике, копию трудовой книжки, характери стику, автобиографию, семь фотографий (размер 3x4 см), медицинскую справку по фор ме № 286. Прием документов с 1 октяб ря по 10 ноября 1977 года. На чало занятий с 1 декабря. Слушатели подготовитель ного отделения, успешно сдав шие все выпускные экзамены, зачисляются на 1 курс учили ща без сдачи вступительных эк заменов. Срок обучения с от рывом от производства 8 ме сяцев. Слушателям подготови тельного отделения выплачива ется стипендия. Нуждающимся предоставляется общежитие. Мурманское высшее инже нерное морское училище имени Ленинского комсомола продол жает прием на восьмимесячные подготовительные курсы (по вечерней и заочной формам обучения). а заочные и вечерние под готовительные курсы принима ются лица, работающие на производстве, имеющие закон ченное среднее образование, и 1 августа по 24 сентября 19Т1: года. Плата за обучение на заоч ных подготовительных курсах — 16 рублей. Слушателям курсов высыла ются методические указания и контрольные задания по мате матике, физике, русскому язы ку и литературе. Для зачисле ния на курсы необходимо вы слать заявление на имя ректо ра училища, в котором указать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, пар тийность, место работы и долж ность, общий стаж работы, но мер аттестата (диплома) о сред нем образовании и дату его выдачи, полный почтовый ад рес, Для военнослужащих — справку командования о разре шении на учебу. К заявлению приложить почтовую квитан цию о переводе платы за обу чение, Срок обучения с 1 нояб ря по 1 июля 1978 года. Плата за обучение переводит ся почтовым переводом по ад ресу: 183778, * г. Мурманск, Первомайское отделение Гос банка, расчетный счет 14004. Документы высылать і!^ 0 - адресу: 183778, ул. Спортивная, подготовительное ращаться по г. Мурманск, 13, МВИМУ, отделение. Справки 78-89-13 телефону: НА КОНКУРС. Северные красавицы. Фото А. Емельянова Зак. 5671. ПН-08110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz