Рыбный Мурман. 1977 г. Сентябрь.

С промысла - в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД; ПСТ-1308 ' «Кре­ нометр», РТ-307 «Мярго ■рОд», БМРТ-134 «Караку­ мы», ТР «Эрнет Тельман», ТР «А. Иванов*, ЗАВТРА: РТ-305 «Ма­ хачкала», РТ-228 «Шексиа^, экипажа БМРТ-248 - «Улья­ новск* (в 11.00 на теплохо­ де в рыбный корт), СРТ-12.1 За редактора В. С. ХРЯШКОВ, «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Це.<а 1 эіса. — 2 коп Мурманская областная типография, г. 'Мурѵтіск. НА ЭКСКУРСИЮ С ДЕ­ ДУШКОЙ. Фото В, Нименского. П л а в а н и е Т . Х е й е р д а л а Норвежский ученый про­ фессор Тур Хейердал в ок­ тябре этого года отправится из Ирака в новое морское путешествие на борту трост­ никового судна Тигрис». Его нуть пройдет через Персид­ ский залив в Индийский оке­ ан. Цель эксперимента — подтвердить гипотезу, что древние жители Месопота­ мии были первыми в исто­ рии нашей планеты, кто ос­ мелился пускаться в плава­ ние через океан. Маршрут судна «Тигрис» начнется в древнем городе Гурна, где сливаются реки Тигр н Ефрат. Команда Т. Хейердала состоит из 14 представителей разных стран. Среди них советский врач, иракский ученый, японский фотокорреспон­ дент и индейцы из Боливии. Корабль, на котором путе­ шественники совершат пла­ вание, будет построен по об­ разцу судна, которое было сооружено за 6.000 лет до нашей эры. П РИРОДА словно предна­ меренно разбросала ост­ рова Мона — эти естест­ венные ориентиры — вблизи рекомендованных курсов судов, следующих вдоль Таймырского побережья. Юго-западный в группе — остров Павлова. На­ зван он в честь нашего земля­ ка Владимира Васильевича Павлова, капитана небольшого гидрографического с у д н а с Норд», который 26 августа 1944 года неподалеку от этих мест не спустил флага перед вооруженной' до зубов фашист­ ское субмариной... Не сохранилось никаких до­ кументов с описанием этого не­ равного боя. Если и успели штурманы «Норда» М. И. Шил­ линг, Н. К, Скорняков, И, В, Фокин во время скоротечного боя сделать какие-то записи з вахтенном журнале, то они по­ гибли вместе с судном и эки­ пажем в студеных водах Кар­ ского моря у острова Белуха. До последнего своего часа оста­ вались на посту механики И, М. Галашев, И. И. Храмцов, А. Н. Колтозой и моторист Г. И, Ма- каровский. Зимовщики поляр­ ной станции Мыс Стерлегова слышали, как малокалиберная пушчонка «Норда», у которой комендором был И. Д. Таханов. отвечала подводному пирату. Радист Л. А. Попов успел передать в эфир открытым тек­ стом, что судно обстреляно под­ водной лодкой. До конца вы­ полнили свой долг матросы П, В. Пономарев, Я. А. Нау­ мов, И. П. Баженов, Е. М. По­ лез, А. В. Кузнецов и самый молодоіі — пятнадцатилетний Борис Торопин, палубный уче­ ник. В плен попали лишь боцман Іі. А. Рогачев и радист Тымин- ский. Уже после войны мне до­ велось работать в Такси с И. А. Рогачевым. Он не любил рас­ сказывать о тех тяжелых днях. Да, собственно, и рассказывать особенно было нечего. Почти все люди погибли на своих бое­ вых постах в считанные мину­ ты — уж очень неравными бы­ ли силы. Когда оглушенного и контуженного Рогачева гитле­ ровце: поднимали на борт под­ водной лодки, он видел остав­ шихся в нордовской шлюпке тя­ жело раненного в живот совет­ ского моряка и лишившуюся рассудка буфетчицу В. Б. Пооль. Их фашистские варзары с подводной лодки Ю-957 оста­ вили в море. В числе погибших в бою нор- довцев был и их капитан В. В. Павлов. Родился он 28 октября 1899 года в Шенкурске, в кре­ стьянской семье. Когда мальчи­ ку исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Архангельск — отец, Василий Андреевич, ОСТРОВ ПАВЛОВА получил должность надсмотр­ щика почтово-телеграфной кон­ торы. В 1916 году пришло вре­ мя и Владимиру зарабатывать на хлеб. Летом он плавал мат­ росом на судах Архангельско- Мурманского срочного пароход­ ства, а зимой учился в мореход­ ном училище. Техникум водного транспорта Павлов кончал осенью 1921 го­ да, когда служил в Архангель­ ском флотском полуэкипаже. В тот же год его демобилизовали и направили третьим помощни­ ком капитана на торговые суда Северного бассейна. Восемь лет возил он грузы в дальних пла­ ваниях и в каботаже, у берегов Новой Земли производил гидро­ графические работы. Прошел должности всех помощников ка­ питана. И. наконец, сам стал капитаном. В 1929 году пере­ шел на работу в Севморзвер- пром в Мурманск и четыре года занимался промыслом в аркти­ ческих морях, на Новоіі Земле и Земле Франца-Иосифа. В 1933 году капитан Воро­ нин В. И. отбирал для аркти­ ческой экспедиции наиболее опытных судоводителей, знако­ мых с условиями плавания в высоких широтах. Должность дублера старшего помощника капитана на пароходе «Челюс­ кин» он предложил Павлову. Впереди был переход через пять арктических морей, много­ месячный дрейф, гибель судна, лагерь на льду и чудесное спа­ сение, принесенное на крыльях Родины. 20 апреля ,1934 года постановлением ВЦИК СССР В. В. Павлова наградили орде­ ном Красной Звезды, Орден, который М. И. Калинин при­ крепил в Кремле на его грудь, имел номер 254. Позднее в книге '«Поход «Челюскина» среди шестидесяти четырех ее авторов-челюскинцев был и В. В. Павлов. Работая потом в Ленинград­ ском управлении Главсевморпу- ти, Павлов исполнял обязанно­ сти морского инспектора и группового капитана, участво­ вал в проводке иностранных судов в Карских операциях. В 1937 году Владимир Василье­ вич выехал в Японию для при­ емки нового танкера «Юкагир». Под его командованием танкер некоторое время плавал на Дальнем Востоке, а затем со­ вершил сквозной рейс по Се­ верному морскому пути. В 1939 году В. В. Павлов перешел на работу в Гидрогра­ фическое управление Елавсев- морпутц и возглавил экипаж старейшего гидрографического судна «Циркуль». В многих уголках Арктики.работал «Цир­ куль» под его руководством, в том числе и в первые военные годы. Вернувшись в Архангельск, Павлов некоторое время испол­ нял обязанности группового ка­ питана Архангельской гидроба­ зы, затем больше года работал в Северном морском пароход­ стве. В июне 1944 года Владимир Васильевич принял гидрографи­ ческое судно «Норд». К тому времени на счету этого неболь­ шого парусно-моторного судна было немало славных географи­ ческих открытий. Еще до вой­ ны на карте Арктики, появились названные его именем две бух­ ты, банка н остров. 25 августа «Норд» вышел зажигать огни для транспортных караванов Огонь маяка на островах Мона был последним, который ему удалось зажечь. Этот маяк на­ ходится неподалеку от острова Павлова, С. ПОПОВ, гидрограф. П о и с к м а к р е л е щ у к и В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ (Окончание. Нач. на 3 стр.). некоторые рыбы так ударялись о борт судна, что оставались на поверхности оглушенными. Откармливаясь у поверхно­ сти моря, косяки макрелещуки обычно плавают с небольшой скоростью, порядка 1—3 узла, но с увеличением ветра и вол­ нения моря скорость косяков повышается до 5,5 узла. По нашим наблюдениям, на­ ходясь на глубине; они задер­ живаются в месте обнаружения и не покидают район до подъе­ ма к поверхности моря. На основании собранных ма­ териалов мы приходим к следу­ ющим выводам. 1); В осенне-зимний период косяки макрелещуки совершают суточные вертикальные мигра­ ции:, днем — держатся на глу­ бине до 5 0 0—600 м, а с на­ ступлением сумерек и ночью мо- но- поднимаются к поверхности ря. В большинстве случаев, чью макрелещука отрицательно реагирует на надводный и под­ водный белый и синий свет. Вы­ прыгивая из воды, уходит из ярко освещенной зоны и дер­ жится в затемненной зоне. Лю­ страми красного света привле­ кается к борту судна в зону об­ лова. 2), Нагуливающиеся косяки можно обнаружить с помощыо горизонтального тракта гидро­ локатора «Палтус-М», которые могут быть обловлены активны­ ми орудиями лова: днем — разноглубинными тралами, но­ чью — "кошельковыми невода­ ми или бортовыми ловушками с привлечением к борту $удна люстрами квасного светЙ»~-“ А. ДЕГТЯРЕВ, сотрудник ПЙНРО. Приглашает МВИМУ имени Л е н и н с к о г о к о м с о м о л а Мурманское высшее инже­ нерное морское училище име­ ни Ленинского комсомола объ­ являет прием на подготови­ тельное отделение (дневная форма обучения) на 1Р77-78 учебный год по направлению промышленных предприятий, предприятий транспорта и свя­ зи, колхозов и совхозов, воин­ ских частей. На подготовитель­ ное отделение принимаются мо­ ряки, рабочие и колхозники, годные по состоянию здоровья к морской службе, имеющие учащиеся выпускных классов средних школ, Занятия на вечерних подго­ товительных курсах проводят­ ся по следующим предметам: математике, физике, русскому языку и литературе. Плата за обучение — 29 руб­ лей, Для поступления на вечер, ние подготовительные курсы необходимы заявление на" имя ректора, копия документа о среднем образовании, справка с места работы и квитанция о внесении платы за обучение. среднее образование и стаж ра- Начало занятий с 3 октября, боты не менее года, - демобили- Документы принимаются q зованньіе из рядов Вооружен­ ных Сил СССР, Лица, направ­ ленные на подготовительное от­ деление, должны представить следующие документы: Заявление на имя ректора, направление по установленной форме, документ о среднем об­ разовании в подлиннике, копию трудовой книжки, характери­ стику, автобиографию, семь фотографий (размер 3x4 см), медицинскую справку по фор­ ме № 286. Прием документов с 1 октяб­ ря по 10 ноября 1977 года. На­ чало занятий с 1 декабря. Слушатели подготовитель­ ного отделения, успешно сдав­ шие все выпускные экзамены, зачисляются на 1 курс учили­ ща без сдачи вступительных эк­ заменов. Срок обучения с от­ рывом от производства 8 ме­ сяцев. Слушателям подготови­ тельного отделения выплачива­ ется стипендия. Нуждающимся предоставляется общежитие. Мурманское высшее инже­ нерное морское училище имени Ленинского комсомола продол­ жает прием на восьмимесячные подготовительные курсы (по вечерней и заочной формам обучения). а заочные и вечерние под­ готовительные курсы принима­ ются лица, работающие на производстве, имеющие закон­ ченное среднее образование, и 1 августа по 24 сентября 19Т1: года. Плата за обучение на заоч­ ных подготовительных курсах — 16 рублей. Слушателям курсов высыла­ ются методические указания и контрольные задания по мате­ матике, физике, русскому язы ­ ку и литературе. Для зачисле­ ния на курсы необходимо вы­ слать заявление на имя ректо­ ра училища, в котором указать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, пар­ тийность, место работы и долж­ ность, общий стаж работы, но­ мер аттестата (диплома) о сред­ нем образовании и дату его выдачи, полный почтовый ад ­ рес, Для военнослужащих — справку командования о разре­ шении на учебу. К заявлению приложить почтовую квитан­ цию о переводе платы за обу­ чение, Срок обучения с 1 нояб­ ря по 1 июля 1978 года. Плата за обучение переводит­ ся почтовым переводом по ад­ ресу: 183778, * г. Мурманск, Первомайское отделение Гос­ банка, расчетный счет 14004. Документы высылать і!^ 0 - адресу: 183778, ул. Спортивная, подготовительное ращаться по г. Мурманск, 13, МВИМУ, отделение. Справки 78-89-13 телефону: НА КОНКУРС. Северные красавицы. Фото А. Емельянова Зак. 5671. ПН-08110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz