Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
(Окончание. Нач. в № 136, 138, 139, 141). С УДОРЕМОНТ И И К И много делают для ус корения сроков и улучшения качества работ. Они активно внедряют сете вое планирование, специа лизацию производственных участков, выдачу гарантий ных паспортов на отремонти рованные узлы, механизмы и суда в целом. Они — на дежные помощники моря ков. В числе других передо вых предприятий страны мурманское объединение «Судоверфь» за успешное выполнение плана 1975 года и девятой пятилетки награж дено переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. С о в р е м е н н ы й океа нический промысел — при его сложности, размахе и вооруженности техникой — невозможно представить в отрыве от ры бохозяйственной науки. И ее благотворное влияние запо лярные рыбаки ощущают каждодневно — идет ли речь о рекомендациях ученых, где и как с наименьшими затра тами сил, времени и средств добиться наилучших уловов, или о внедрении на судах но: вых тралов, приборов, рыбо обрабатывающих механиз мов. Ради этого и работает в Мурманске с 1933 года крупный научно-исследова тельский центр — Поляр ный институт морского рыб ного хозяйства и океаногра фии (ПИНРО). носящий имя основоположника отечест венных научно - промысло вых исследований, почетного академика Николая Михай ловича Кннновича. Еще 10 марта 1921 года В. И. Ле нин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании Плавуче го морского научного инсти тута для изучения северных морей, их островов и побере жий. Так возник Плавмор- ниц — предшественник ПИНРО. Тогда на Мурмане в распоряжении ученых бы ли только траулер «Дель фин», парусно-моторное суд но «Шарлотта», парусник «Надежда», два мотобота и моторная лодка. Ныне ПИНРО располагает целой флотилией хорошо оснащен ных и мощных судов неогра ниченного радиуса плавания, которые с честью несут по морям флаг с эмблемой ин ститута: семь белых звезд на голубом фоне — созвез дие Персея. Флагманы этой флотилии — «Одиссей» и «Персей-3». Каждый из них по-своему примечателен... «Одиссей», можно ска зать, корабль - носитель. На его борту находится своеоб разная подводная лодка, де тище ленинградских конст рукторов — глубоководный аппарат «Север-2». Он, кста ти, не первый в семье науч ных «подводников». В конце пятидесятых годов ученым верно послужила подводная лодка «Северянка»: она со вершила девять экспедиций в Северную Атлантику и Ба ренцево море, ложилась на грунт среди тресковых «паст бищ», вторгалась в косяки сельди, шла рядом с тралом, и через ее иллюминаторы можно было наблюдать мир глубин. Уже много лет ра ботает для науки глубоко водный аппарат ПИНРО «Север-1», Не так давно по лучил путевку в жизнь «Те- тис». II вот теперь — «Се вер-2». Он может двигаться прямо у грунта или, наобо рот, зависнуть в одной точ ке. Его многочисленные ил люминаторы создают пре красный обзор... А красавец «Персей-3» ппиіпел в Мѵомапск в марте 1969 года. Окончания его строительства ждали с не терпением. Это новейшее судно продолжает сейчас де ло, начатое славной семьей «Персеев» — «Персеем-1» (год рождения 1923-й) и «Персеем-2» (1949-й). Первый экспедиционный корабль мурманских ученых «Персей-1» плавал восемна дцать лет. На его счету девя носто экспедиций, более двухсот тысяч миль. Он по бывал на Земле Франца- Иосифа н на Шпицбергене, огибал Новую Землю и мыс Нордкап. В 1935 году по случаю завершения его 50-й арктической экспедиции нар ком пищевой промышленно сти А. И. Микоян издал спе циальный приказ, в котором высоко оценивал вклад кол лектива ПИНРО в освоение северных морей. Последний научно - иссле довательский рейс «Персея- 1» прервала война. А погиб он 10 июля 1941 года. На чальник экспедиции Олег Николаевич Киселев, канди дат географических наук, за ведующий лабораторией под водных исслед о в а и и й ІШНРО, вспоминал: «По Мотовскому заливу шли к губе Эйна. «Персея» заме тил фашистский самолет-раз- ведчик. Вскоре появились вражеские бомбардировщи ки. На корабль обрушились авиабомбы. Начался пожар. «Персей» заполняла вода, машина вышла Из строя. Часть экипажа на шлюпке и вплавь добиралась до бере га». О дальнейшей судьбе ко рабля известно со слов пол- ковника-инженера в отставке Н. П. Быстрякова, который тогда командовал саперной ротой. Ему было приказано построить в губе Эйна при чал. Заметив одиноко сидя щий на мели обгоревший корпус небольшого деревян ного судна, саперы решили использовать его. «...Причал построили за неделю, — пи сал Н. Быстряков. — Капи тан только что прибывшего мотобота был удивлен отлич ным, как он выразился, со оружением, неожиданно по явившимся здесь... Капитан- то и сообщил о том, что кор пус судна, на котором по строили причал, принадле жал знаменитому «Пер сею»...» Развитию рыбохозяйствен ной науки на Севере много сил отдали такие видные уче ные, как И, И. Месяцев, М. П. Сомов, Н. А. Маслов, Ю. Б. Марти, В. П. Мантей- фель, И. Г. Юданов, К. А. Лямин. За большие заслуги в об ласти наѵчно-промысловых исследований Полярный ин ститут 24 сентября 1.971 го да награжден Почетной гра мотой Президиума Верховно го Совета РСФСР. - В ДЕВЯТОЙ пятилетке на рыбном Мурма не родилось важное и перспективное новшест во — договор о содруже стве промысловиков и ра ботников береговых пред приятий. Иначе говоря — договор смежников. Сначала было девять участников до говора. Потом — двенадцать и десять. Практика показала, что лучший вариант — один надцать. Сейчас взаимными обязательствами связаны траловый флот, «Мурман- рыбпром», «Севрыбхолод- флот», рыбный порт, рыбо комбинат, объединение «Су доверфь», Полярный инсти тут имени Н. М. Книповича, Мурманское отделение Ок тябрьской железной дороги, Центральное проектное кон структорское и технологиче ское бюро Всесоюзного объе динения «Севрыба», тарный комбинат и управление «Сев- рыбебыт». Соревнование проходит под девизом: «Берег — про мыслу, промысел — берегу». Оно стало мощным рычагом повышения эффективности и качества работы. О ДНА из сложных проб лем рыбного Мурмана сейчас — комплекта ция экипажей. Раньше было легче. На небольшое судно требовалось подобрать от си лы 35 —40 человек, причем немногих профессий: матрос, кочегар, рыбмастер, трал мейстер, механик, штурман. Иное дело теперь, когда про мысловые суда в буквальном смысле «нашпигованы» раз нообразной техникой, будь то в рулевой рубке, в машин ном отделении или на рыб ной фабрике. Новичка за не сколько часов не обучишь управляться с механизмами и приборами. Тут нужны гра мотные, высококвалифициро ванные специалисты. Есть в Мурманске особого рода средняя школа. Здание ее стоит на одной из улиц города, но члены коллектива — и ученики и преподавате ли — встречаются гораздо чаще не в классных комна тах, а далеко от берега — в открытом океане, на борту траулеров и плавбаз. Такова уж специфика заочной шко лы моряков. Педагоги здесь в не меньшей степени при вычны к долгим плаваниям, чем их подопечные, которых, кстати, весьма круглое чис ло — пять тысяч! В рейсе проходит все —■* и занятия по курсу средней школы, и консультации, и прием экза менов. Поневоле учителям (даже если они — женщи ны) надо привыкать к мор ской жизни. И преподавате ли заочной средней школы моряков только в 1974/75 учебном году «наплавали» свыше двадцати тысяч су ток! Выпускники профтехучи лища № 6 получают дипло мы матросов, корабельных мотористов и машинистов. В Г11ТУ № 4 можно.стать су довым официантом. Из стен училища № 12 выходят спе циалисты судоремонта. Прак- тики промыслового дела по вышают квалификацию в ШУКСе — школе усовер шенствования командного со става. Более шестисот человек принимает ежегодно на очное вечернее и заочное отделе ния мореходное училище имени И. И. Месяцева — одно из старейших в системе Министерства рыбного хо зяйства СССР. За годы свое го существования оно выпус тило свыше семи тысяч судо водителей. судомехаников и радиотехников. Мурманское высшее инже нерное морское училище имени Ленинского комсомо ла, основанное в 1950 году, долгое время было единст венным вузом страны, гото вящим инженеров непосред ственно для работы на про мысловых судах. Его питом цы по своей квалификации способны обеспечить надеж ную работу корабля в любых условиях плавания. Число выпускников непрерывно рас тет: двадцатый выпуск дал в шесть раз больше специали стов, чем первый. Учатся здесь и представители один надцати развивающ и х с я стран Азии, Африки, Латин ской Америки. Строители Мурманска недавно порадо вали коллектив училища, вручив ему ключи от нового учебно-лабораторного корпу са. Теперь возможности у <•инженерной мореходки » еще более широкие. У МУРМАНСКА счаст ливая судьба: он стал родиной океанического рыболовства в нашей стра не, обогатился опытом мно гих поколений мастеров про мыслового дела, был и ос тается кузницей передовых кадров. Имена лучших его сынов — первопроходцев и перво открывателей — навсегда запечатлены в исторической хронике города. Больше то го, они сохраняются в памя ти народной, в судьбах, де лах и помыслах северян. Разве не об этом думается, когда проходишь улицами, названными в честь капита нов Буркова, Егорова, Копы- това. Тарана? И разве не эти же мысли приходят на ум, когда слышишь утром объявления по радио о воз вращении в порт траулеров «Николай Кононов», «Капи тан Скорняков», «Капитан Де.мидов»? Капитаны, имена которых воплощены в названиях улиц и современных судов, при надлежали к плеяде тех лю дей, чья жизнь продолжает ся и после смерти, чьи нова торские традиции служат лучшей школой воспитания... На их плечи легла тяжелая ноша освоения северных мо рей. И ВАН Николаевич Де мидов рано лишился отца и, по обычаям по морских семей, уже в девя тилетием возрасте был пос лан зуйком на промысел тре ски. Суровая морская наука выковала характер—стойкий к невзгодам, целеустремлен ный и на редкость жизнера достный. В Мурманском тра ловом флоте, куда Иван Ни колаевич пришел в 1920 го ду с дипломом штурмана, он вскоре стал всеобщим лю бимцем. В то время редкий судо водитель разбирался в ору диях лова, считая, что его назначение — быть моряком, а не «сетевязом». И когда во время зимней стоянки трау леров в Архангельском пор ту все штурманы в порядке производственной практики получили задание связать по одному тралу, за дело мало кто принялся. Некоторые да же обиделись. А Демидов не только связал тралы разных систем, но и вооружил их, изучил правила починки. Больше всего влекли И. Н. Демидова неисследованные районы. Особенно — на се вере Баренцева моря. Не сколько раз он просил у ру ководства флота разрешения сделать туда рейс, но неиз менно получал ответ: «Зачем зря время терять0» Иван Николаевич побывал в об любованном районе само вольно. Он открыл богатей шие скопления трески и оку ня. Настолько богатейшие, что на берегу не поверили в правдивость его отчетов и це лый год не решались посы лать корабли в указанные квадраты. А весной 1939 го да траловый флот за полтора месяца выловил там полмил лиона центнеров рыбы. Но вому району дали название Демидовская банка. Теперь она есть на каждой промыс ловой карте. К ОГДА началась Вед? *■ кая Отечественная вой на и Баренцево море стало ареной боевых дейст вий. И. Н. Демидов вместе с капитанами И. Е. Кононовым и Г. С. Форощуком внес предложение: «Несмотря ни ка что, промысел продол жать! Рыба нужна городу, стране, фронту!» Первый от ряд траулеров возглавил он сам... К ТО на Севере (да и только ли на Севере!) не знает сегодня о ка питан-директоре производ ственного рефрижераторно го траулера «Навигатор» Ле онтии Васильевиче Евграфо ве! В труде промысловика Л. В. Евграфов нашел свое истинное призвание. Он при шел к морю во всеоружии современных инженерных знаний — после окончания Мурманского высшего инже нерного морского училища имени Ленинского комсомо ла. Он руководитель новой формации. В поле его зрения — не только производствен ные дела экипажа. Ему не менее важно знать, каков ду шевный настрой моряков — бодры они или устали, весе лы или удручены. Под руководством Л. В. Евграфова экипаж «Навига тора» добился выдающихся успехов: задание девятой пя тилетки по производству продукции он завершил за три с половиной года. С при ветствием к морякам судна обратился Генеральный се кретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. А капитан-дирек тору траулера коммунисты Мурманской областной пар тийной организации оказали высокую честь, избрав его делегатом XXV съезда пар тии. Трудящиеся Заполярья облекли его и полномочиями депутата Верховного Совета СССР. Р ЫБНЫЙ МУРМАН вправе гордиться свои ми людьми. Тысячг' его моряков, рыбообработчи-' ков. судоремонтников отме чены орденами и медалями Родины. Среди всех промыс ловых бассейнов страны здесь самое яркое созвездие Героев Социалистического Труда. Этого звания в раз ные годы были удостоены шестнадцать человек: капи таны К. В. Ардеев. А. В. Абакумов, А. Я. Маклаков, В. Я. Орликова, В. Д. Пет ров, П. П. Решетов, П. Ф. Телов. Д. И. Шайтанов, И. Т. Шаньков, старший механик В. А. Попов, тралмейстеры П. И. Городилов, В. Т. Коз лов, К. М. Мошников, боц ман Г. М. Коптяков, судоре монтники Ф. Г. Кондаков и М. В. Шеронкин. Рыбацкой елгве Мурман ска — крепнуть! А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыбацкая слава о Глава из к н и г и о М урм ан с ке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz