Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

(Окончание. Нач. в № 136, 138, 139, 141). С УДОРЕМОНТ И И К И много делают для ус­ корения сроков и улучшения качества работ. Они активно внедряют сете­ вое планирование, специа­ лизацию производственных участков, выдачу гарантий­ ных паспортов на отремонти­ рованные узлы, механизмы и суда в целом. Они — на­ дежные помощники моря­ ков. В числе других передо­ вых предприятий страны мурманское объединение «Судоверфь» за успешное выполнение плана 1975 года и девятой пятилетки награж­ дено переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. С о в р е м е н н ы й океа­ нический промысел — при его сложности, размахе и вооруженности техникой — невозможно представить в отрыве от ры­ бохозяйственной науки. И ее благотворное влияние запо­ лярные рыбаки ощущают каждодневно — идет ли речь о рекомендациях ученых, где и как с наименьшими затра­ тами сил, времени и средств добиться наилучших уловов, или о внедрении на судах но: вых тралов, приборов, рыбо­ обрабатывающих механиз­ мов. Ради этого и работает в Мурманске с 1933 года крупный научно-исследова­ тельский центр — Поляр­ ный институт морского рыб­ ного хозяйства и океаногра­ фии (ПИНРО). носящий имя основоположника отечест­ венных научно - промысло­ вых исследований, почетного академика Николая Михай­ ловича Кннновича. Еще 10 марта 1921 года В. И. Ле­ нин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о создании Плавуче­ го морского научного инсти­ тута для изучения северных морей, их островов и побере­ жий. Так возник Плавмор- ниц — предшественник ПИНРО. Тогда на Мурмане в распоряжении ученых бы­ ли только траулер «Дель­ фин», парусно-моторное суд­ но «Шарлотта», парусник «Надежда», два мотобота и моторная лодка. Ныне ПИНРО располагает целой флотилией хорошо оснащен­ ных и мощных судов неогра­ ниченного радиуса плавания, которые с честью несут по морям флаг с эмблемой ин­ ститута: семь белых звезд на голубом фоне — созвез­ дие Персея. Флагманы этой флотилии — «Одиссей» и «Персей-3». Каждый из них по-своему примечателен... «Одиссей», можно ска­ зать, корабль - носитель. На его борту находится своеоб­ разная подводная лодка, де­ тище ленинградских конст­ рукторов — глубоководный аппарат «Север-2». Он, кста­ ти, не первый в семье науч­ ных «подводников». В конце пятидесятых годов ученым верно послужила подводная лодка «Северянка»: она со­ вершила девять экспедиций в Северную Атлантику и Ба­ ренцево море, ложилась на грунт среди тресковых «паст­ бищ», вторгалась в косяки сельди, шла рядом с тралом, и через ее иллюминаторы можно было наблюдать мир глубин. Уже много лет ра­ ботает для науки глубоко­ водный аппарат ПИНРО «Север-1», Не так давно по­ лучил путевку в жизнь «Те- тис». II вот теперь — «Се­ вер-2». Он может двигаться прямо у грунта или, наобо­ рот, зависнуть в одной точ­ ке. Его многочисленные ил­ люминаторы создают пре­ красный обзор... А красавец «Персей-3» ппиіпел в Мѵомапск в марте 1969 года. Окончания его строительства ждали с не­ терпением. Это новейшее судно продолжает сейчас де­ ло, начатое славной семьей «Персеев» — «Персеем-1» (год рождения 1923-й) и «Персеем-2» (1949-й). Первый экспедиционный корабль мурманских ученых «Персей-1» плавал восемна­ дцать лет. На его счету девя­ носто экспедиций, более двухсот тысяч миль. Он по­ бывал на Земле Франца- Иосифа н на Шпицбергене, огибал Новую Землю и мыс Нордкап. В 1935 году по случаю завершения его 50-й арктической экспедиции нар­ ком пищевой промышленно­ сти А. И. Микоян издал спе­ циальный приказ, в котором высоко оценивал вклад кол­ лектива ПИНРО в освоение северных морей. Последний научно - иссле­ довательский рейс «Персея- 1» прервала война. А погиб он 10 июля 1941 года. На­ чальник экспедиции Олег Николаевич Киселев, канди­ дат географических наук, за­ ведующий лабораторией под­ водных исслед о в а и и й ІШНРО, вспоминал: «По Мотовскому заливу шли к губе Эйна. «Персея» заме­ тил фашистский самолет-раз- ведчик. Вскоре появились вражеские бомбардировщи­ ки. На корабль обрушились авиабомбы. Начался пожар. «Персей» заполняла вода, машина вышла Из строя. Часть экипажа на шлюпке и вплавь добиралась до бере­ га». О дальнейшей судьбе ко­ рабля известно со слов пол- ковника-инженера в отставке Н. П. Быстрякова, который тогда командовал саперной ротой. Ему было приказано построить в губе Эйна при­ чал. Заметив одиноко сидя­ щий на мели обгоревший корпус небольшого деревян­ ного судна, саперы решили использовать его. «...Причал построили за неделю, — пи­ сал Н. Быстряков. — Капи­ тан только что прибывшего мотобота был удивлен отлич­ ным, как он выразился, со­ оружением, неожиданно по­ явившимся здесь... Капитан- то и сообщил о том, что кор­ пус судна, на котором по­ строили причал, принадле­ жал знаменитому «Пер­ сею»...» Развитию рыбохозяйствен­ ной науки на Севере много сил отдали такие видные уче­ ные, как И, И. Месяцев, М. П. Сомов, Н. А. Маслов, Ю. Б. Марти, В. П. Мантей- фель, И. Г. Юданов, К. А. Лямин. За большие заслуги в об­ ласти наѵчно-промысловых исследований Полярный ин­ ститут 24 сентября 1.971 го­ да награжден Почетной гра­ мотой Президиума Верховно­ го Совета РСФСР. - В ДЕВЯТОЙ пятилетке на рыбном Мурма­ не родилось важное и перспективное новшест­ во — договор о содруже­ стве промысловиков и ра­ ботников береговых пред­ приятий. Иначе говоря — договор смежников. Сначала было девять участников до­ говора. Потом — двенадцать и десять. Практика показала, что лучший вариант — один­ надцать. Сейчас взаимными обязательствами связаны траловый флот, «Мурман- рыбпром», «Севрыбхолод- флот», рыбный порт, рыбо­ комбинат, объединение «Су­ доверфь», Полярный инсти­ тут имени Н. М. Книповича, Мурманское отделение Ок­ тябрьской железной дороги, Центральное проектное кон­ структорское и технологиче­ ское бюро Всесоюзного объе­ динения «Севрыба», тарный комбинат и управление «Сев- рыбебыт». Соревнование проходит под девизом: «Берег — про­ мыслу, промысел — берегу». Оно стало мощным рычагом повышения эффективности и качества работы. О ДНА из сложных проб­ лем рыбного Мурмана сейчас — комплекта­ ция экипажей. Раньше было легче. На небольшое судно требовалось подобрать от си­ лы 35 —40 человек, причем немногих профессий: матрос, кочегар, рыбмастер, трал­ мейстер, механик, штурман. Иное дело теперь, когда про­ мысловые суда в буквальном смысле «нашпигованы» раз­ нообразной техникой, будь то в рулевой рубке, в машин­ ном отделении или на рыб­ ной фабрике. Новичка за не­ сколько часов не обучишь управляться с механизмами и приборами. Тут нужны гра­ мотные, высококвалифициро­ ванные специалисты. Есть в Мурманске особого рода средняя школа. Здание ее стоит на одной из улиц города, но члены коллектива — и ученики и преподавате­ ли — встречаются гораздо чаще не в классных комна­ тах, а далеко от берега — в открытом океане, на борту траулеров и плавбаз. Такова уж специфика заочной шко­ лы моряков. Педагоги здесь в не меньшей степени при­ вычны к долгим плаваниям, чем их подопечные, которых, кстати, весьма круглое чис­ ло — пять тысяч! В рейсе проходит все —■* и занятия по курсу средней школы, и консультации, и прием экза­ менов. Поневоле учителям (даже если они — женщи­ ны) надо привыкать к мор­ ской жизни. И преподавате­ ли заочной средней школы моряков только в 1974/75 учебном году «наплавали» свыше двадцати тысяч су­ ток! Выпускники профтехучи­ лища № 6 получают дипло­ мы матросов, корабельных мотористов и машинистов. В Г11ТУ № 4 можно.стать су­ довым официантом. Из стен училища № 12 выходят спе­ циалисты судоремонта. Прак- тики промыслового дела по­ вышают квалификацию в ШУКСе — школе усовер­ шенствования командного со­ става. Более шестисот человек принимает ежегодно на очное вечернее и заочное отделе­ ния мореходное училище имени И. И. Месяцева — одно из старейших в системе Министерства рыбного хо­ зяйства СССР. За годы свое­ го существования оно выпус­ тило свыше семи тысяч судо­ водителей. судомехаников и радиотехников. Мурманское высшее инже­ нерное морское училище имени Ленинского комсомо­ ла, основанное в 1950 году, долгое время было единст­ венным вузом страны, гото­ вящим инженеров непосред­ ственно для работы на про­ мысловых судах. Его питом­ цы по своей квалификации способны обеспечить надеж­ ную работу корабля в любых условиях плавания. Число выпускников непрерывно рас­ тет: двадцатый выпуск дал в шесть раз больше специали­ стов, чем первый. Учатся здесь и представители один­ надцати развивающ и х с я стран Азии, Африки, Латин­ ской Америки. Строители Мурманска недавно порадо­ вали коллектив училища, вручив ему ключи от нового учебно-лабораторного корпу­ са. Теперь возможности у <•инженерной мореходки » еще более широкие. У МУРМАНСКА счаст­ ливая судьба: он стал родиной океанического рыболовства в нашей стра­ не, обогатился опытом мно­ гих поколений мастеров про­ мыслового дела, был и ос­ тается кузницей передовых кадров. Имена лучших его сынов — первопроходцев и перво­ открывателей — навсегда запечатлены в исторической хронике города. Больше то­ го, они сохраняются в памя­ ти народной, в судьбах, де­ лах и помыслах северян. Разве не об этом думается, когда проходишь улицами, названными в честь капита­ нов Буркова, Егорова, Копы- това. Тарана? И разве не эти же мысли приходят на ум, когда слышишь утром объявления по радио о воз­ вращении в порт траулеров «Николай Кононов», «Капи­ тан Скорняков», «Капитан Де.мидов»? Капитаны, имена которых воплощены в названиях улиц и современных судов, при­ надлежали к плеяде тех лю­ дей, чья жизнь продолжает­ ся и после смерти, чьи нова­ торские традиции служат лучшей школой воспитания... На их плечи легла тяжелая ноша освоения северных мо­ рей. И ВАН Николаевич Де­ мидов рано лишился отца и, по обычаям по­ морских семей, уже в девя­ тилетием возрасте был пос­ лан зуйком на промысел тре­ ски. Суровая морская наука выковала характер—стойкий к невзгодам, целеустремлен­ ный и на редкость жизнера­ достный. В Мурманском тра­ ловом флоте, куда Иван Ни­ колаевич пришел в 1920 го­ ду с дипломом штурмана, он вскоре стал всеобщим лю­ бимцем. В то время редкий судо­ водитель разбирался в ору­ диях лова, считая, что его назначение — быть моряком, а не «сетевязом». И когда во время зимней стоянки трау­ леров в Архангельском пор­ ту все штурманы в порядке производственной практики получили задание связать по одному тралу, за дело мало кто принялся. Некоторые да­ же обиделись. А Демидов не только связал тралы разных систем, но и вооружил их, изучил правила починки. Больше всего влекли И. Н. Демидова неисследованные районы. Особенно — на се­ вере Баренцева моря. Не­ сколько раз он просил у ру­ ководства флота разрешения сделать туда рейс, но неиз­ менно получал ответ: «Зачем зря время терять0» Иван Николаевич побывал в об­ любованном районе само­ вольно. Он открыл богатей­ шие скопления трески и оку­ ня. Настолько богатейшие, что на берегу не поверили в правдивость его отчетов и це­ лый год не решались посы­ лать корабли в указанные квадраты. А весной 1939 го­ да траловый флот за полтора месяца выловил там полмил­ лиона центнеров рыбы. Но­ вому району дали название Демидовская банка. Теперь она есть на каждой промыс­ ловой карте. К ОГДА началась Вед? *■ кая Отечественная вой­ на и Баренцево море стало ареной боевых дейст­ вий. И. Н. Демидов вместе с капитанами И. Е. Кононовым и Г. С. Форощуком внес предложение: «Несмотря ни ка что, промысел продол­ жать! Рыба нужна городу, стране, фронту!» Первый от­ ряд траулеров возглавил он сам... К ТО на Севере (да и только ли на Севере!) не знает сегодня о ка­ питан-директоре производ­ ственного рефрижераторно­ го траулера «Навигатор» Ле­ онтии Васильевиче Евграфо­ ве! В труде промысловика Л. В. Евграфов нашел свое истинное призвание. Он при­ шел к морю во всеоружии современных инженерных знаний — после окончания Мурманского высшего инже­ нерного морского училища имени Ленинского комсомо­ ла. Он руководитель новой формации. В поле его зрения — не только производствен­ ные дела экипажа. Ему не менее важно знать, каков ду­ шевный настрой моряков — бодры они или устали, весе­ лы или удручены. Под руководством Л. В. Евграфова экипаж «Навига­ тора» добился выдающихся успехов: задание девятой пя­ тилетки по производству продукции он завершил за три с половиной года. С при­ ветствием к морякам судна обратился Генеральный се­ кретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. А капитан-дирек­ тору траулера коммунисты Мурманской областной пар­ тийной организации оказали высокую честь, избрав его делегатом XXV съезда пар­ тии. Трудящиеся Заполярья облекли его и полномочиями депутата Верховного Совета СССР. Р ЫБНЫЙ МУРМАН вправе гордиться свои­ ми людьми. Тысячг' его моряков, рыбообработчи-' ков. судоремонтников отме­ чены орденами и медалями Родины. Среди всех промыс­ ловых бассейнов страны здесь самое яркое созвездие Героев Социалистического Труда. Этого звания в раз­ ные годы были удостоены шестнадцать человек: капи­ таны К. В. Ардеев. А. В. Абакумов, А. Я. Маклаков, В. Я. Орликова, В. Д. Пет­ ров, П. П. Решетов, П. Ф. Телов. Д. И. Шайтанов, И. Т. Шаньков, старший механик В. А. Попов, тралмейстеры П. И. Городилов, В. Т. Коз­ лов, К. М. Мошников, боц­ ман Г. М. Коптяков, судоре­ монтники Ф. Г. Кондаков и М. В. Шеронкин. Рыбацкой елгве Мурман­ ска — крепнуть! А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыбацкая слава о Глава из к н и г и о М урм ан с ке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz