Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
С ТАТЬЕЙ;восьмойсКонстн-,. ' туции СССР законод^- . тслыю закреплено ' По ложение о трудовых коллек тивах, которые -призваны-уча ствовать ..во всех вопросах уп равления предприятиями., В частности, вторая часть статьи гласит: .«Трудовые коллективы развивают социалистическое со- ревнование, способствуют рас пространению передовых мето дов работы, укреплению трудо вой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммуни стической нравственности, за ботятся о повышении их поли тической сознательности, куль туры и профессиональной ква лификации». В организации социалистиче ского соревнования призваны принимать участие профессио нальные союзы- В наших тру довых коллективах — экипа жах промысловых судов вместе с администрацией в развертыва нии социалистического сорев- д ящ е г о н а промысел. А если бы брался. на вооружение в полном объеме этот неисчерпа емый резерв,. результаты рабо ты приведенных выше экипа жей, несомненно, были бы вы ше. ■ На БМРТ «Мир» проверяю щие проанализировали более двадцати индивидуальных со циалистических обязательств. Написанные под копирку, они .похожи друг на друга как близ нецы. Скорее всего — это по вторение положений и требова ний Устава флота. К сожалению, не отличаются конкретностью индивидуальные обязательства и на БМРТ «Вер- хояны». На РТ «Геническ» и «Вилково», где неплохие кол лективные обязательства, инди видуальных обязательств про веряющим предъявить... не мог ли. .......... ' Вот пример личного обяза тельства-»*близнеца»: «Своим трудом способствовать' выпол- и «ударник коммунистического Труда». . 1ѵ. , .v,:;.,. Или вот выдержка из социа листического обязательства ко тельного машиниста Н. К. Гу зенко: , — Активно участвовать в движении наставничества. К концу года подготовить матро са В. Н. Шведа к сдаче техми нимума котельного машиниста. — Всемерно бороться за эко номию .топлива и горюче-сма зочных материалов. В этих це лях в течение года, подать не менее трех рационализаторских предложений с экономическим эффектом до двухсот рублей. — При обильных уловах еже суточно отрабатывать на под- вахте не менее трех часов, шке- рить 12 рыбин в минуту. Рыбмастер А. М. Тодосьев в своем личном плане предусмот рел: — Добиться экономии мате риалов и тары коллективом смены на один процент. моряка ордена Октябрьской Революции тралового флота ва десятую пятилетку». . В них каждый член экипажа заносит свои, обязательства или твор ческие планы на год. Это еди ная и единственная форма для всех моряков. Толуіо соде^ик^- ние планов-обязательств .долж но быть сугубо индивидуаль ным и конкретным. Прежде чем делать записи в личных ( планах-обязательст вах на новый, 1978 год, необ ходимо. побеседовать с каждым моряком, с каждым молодым специалистом, выяснить, чего он добился в минувшем году, планы на наступающий год, по советовать, подсказать. К этой кропотливой работе следует привлечь весь командный со став, наставников. План-обязательство, если мо ряк списывается с корабля, ре комендуется выдавать ему на руки, а на другом корабле он должен его предъявить. Тогда 5'ЧІІШШІІІІІШ[ІШІІІ1ІНІШІШІІІІІІІІІ1ІШШ)ШІІШІІІІІІШІІІМІ1ШІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІШІІІ1ІІІШІІІШІІІШІШІІІІІІШШІІІІІІІІІІШІІІШІІІ! і ( Б о л ь ш о й р е з е р в [Шхдивидуалъшые обязаггельс ггва ,— I I в аж шал с о с т а в н а я ч а с т ь I I к о л л е к т и в н ы х р у б е ж е й 1 І7 іііііі 1 і 1ІІПІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ! іііііііііііііііііііііііііііііііііііііііііі ||ШІІІІІІІІІІІІІІ| і | | | | і |1 і | | | | | | | | | | | | | | [ | | | | і | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | = кования принимают активное участие судовые комитеты. И там, где оно соответствует ле нинским принципам: гласности, сравнимости, где создана воз можность практической переда чи передового опыта, — там налицо результаты высокой производительности труда, его качества, там хорошая произ водственная дисциплина и ак тивность членов коллектива. Э КИПАЖ БМРТ «Верхоя- ны» план двух лет повы- работке пищевой продук ции в стоимостном и натураль ном выражении выполнил до срочно, нескольким видам про дукции присвоен Знак качества •-предприятия. В числе еще семи экипажей: ППР «Гейзер», «За полярный», БМРТ -«Сверд ловск», «Рыбачий», «Анатолий .Бредов», «Салют», РТ «Алуп- ка» ' — коллективу БМРТ «Верхряны» присвоено звание экипажа имени 60-летия Вели кого Октября, с нанесением со- , ответствующей надписи на руб аку судна, с занесением в Кни гу почета флота и выдачей де- нежной премии. Успешно работают в десятой пятилетке" и моряки БМРТ «Мир». План двух лет пягалет- • ки они обязались выполнить к ; 60-летнему юбилею Октября, , но рапортовали об этом уже "одиннадцатого октября. А через ' три дня был завершен годовой : план. Сверх плана двух лет вы работано 630 тонн рыбной ' продукции. В парно-групповом [ соревновании в последнем рей- се экипаж завоевал второе мес то. В результате заключения ло- . кальных договоров в развитие Договора одиннадцати сэконом лено 56 часов промыслового ■времени. На судне хорошо ра ботал совет наставников. Соз дан и работает совет по управ лению качеством продукции и бездефектного труда. Социалистические обязатель ства экипажей БМРТ «Верхоя ны» и «Мир» в целом, а так- ; же смен и вахт, как и на по- . давляющем большинстве судов флота, в части экономических показателей конкретны, ход их выполнения предается глас- '. ности. . Ч ТО же касается индиви дуальных социалистиче ских обязательств и лич- , ных' творческих планов инже- . нерно-технических работников, то здесь далеко не всегда поря- . док даже на передовых судах. Охвачено ими не более 60 про- центов личного состава, выхо- нению планового задания суд на. Освоить смежную специ альность филейщика, не иметь нарушений трудовой и произ водственной дисциплины. Гра мотно эксплуатировать меха низмы и оборудование рыбной фабрики, бороться за звание «ударник коммунистического труда». Закончить класс заоч ной школы моряков. Вызываю на соревнование матроса М.». А за что же, собственно, бу дут соревноваться эти два мат роса? Ну, предположим, сколь ко рыбин в минуту будут шке- рить, чтобы добиться звания «лучший по профессии» и ког да его получить? Кстати, звание «лучший по профессии» — обя зательный этап в борьбе за зва ние ударника коммунистнческо- го труда. Но по содержанию обязательств чувствуется, что эта последовательность не* всег да учитывается. Каждый конкретный пункт обязательства должен иметь срок выполнения. Скажем, за кончить какой класс заочной средней школы в текущем году, вплоть до количества зачетов, которые предполагается сдать в данном рейсе. Но не в каждом обязательстве, в том числе и приведенном, выше, это можно найти. В противопоставление ему можно привести некоторые пункты из социалистических обязательств членов, экипажа одного из передовых судов флота — ППР «Буссоль», где индивидуальные социалистиче ские обязательства и личные творческие планы имеет каж дый член экипажа. Матрос Л. В. Кучевский в 1977 году обязался: — Постоянно повышать про изводительность труда, доведя шкерку рыбы до 12— 13 штук в минуту, выпускать рыбопродук цию только высокого качества. — Систематически работать над повышением своей квали фикации, политического и об щеобразовательного уровня, в этих целях заниматься в круж ке комсомольского просвеще ния и школе коммунистического труда. К концу года получить квалификацию матроса перво го класса и закончить десятый класс заочной школы моряков. — Освоить к концу рейса смежную специальность котель ного машиниста, чтобы при не обходимости заменить товари ща. — К концу года добиться званий «лучший по профессии» — В течение года подгото вить к аттестации на Знак ка чества предприятия не менее двух видов продукции. Электрик Н, В. Макеев обя зался в течение года подать четыре рационализаторских предложения. Второй помощник капитана Н. Д. Демяненко взял обяза тельство- к концу года помочь четвер&ояу^ т у рм а н у Чуркину освоить квалифика цию третьего помощника капи тана, матросам В. Н. Щвецу и В. И. Болдесову — первый класс. Он наметил также в 1977 году бороться за звание «луч ший по профессии» и приз име ни П. И. Баева, дать в течение года не менее трех рационали заторских предложений с эко номическим эффектом до пяти сот рублей. Экипаж ППР «Буссоль» по результатам работы за десять месяцев, задание по вылову пе ревыполнил на 35840 центне ров, а по выпуску пищевой рыбной продукции — на 31872 центнера. И можно сказать с уверенностью, что это — след ствие выполнения индивидуаль ных социалистических обяза тельств и личных творческих планов членами экипажа, 8 ко торых предусмотрены и рост квалификации каждого работа ющего, и повышение активно сти во всей деятельности судна, и воспитательные факторы’ Индивидуальные социали стические обязательства и лич ные творческие планы могут быть и короче. Преамбула, по ясняющая, зачем берется дан ный пункт, не всегда обязатель на. Ведь если старший - мастер или мастер добычи решает бо роться за приз имени Ф. Е. Ша- малуева, а они обязательно должны к этому стремиться, то это и без объяснений понятно зачем. А если общественный консультант. молодой специа лист. обязуется в данном рейсе: обеспечить сдачу зачетов Трем- четырем молодым морякам за очной школы или помочь по высить квалификацию матросу, то это тоже в комментариях не нуждается. Все в итоге имеет одну конечную цель. О ТДЕЛ труда и зарплаты флота разослал на все суда, а при необходи мости каждый первый помощ ник капитана или председатель судового комитета перед выхо дом в рейс могут взять допол нительный комплект книжечек: «Личный план-обязательство в течение года и всех остав шихся лет пятилетки старшие товарищи, наставники смогут принимать молодых моряков как эстафету. И уж не давать ему на подпись обязательство под копирку. Но социалистическое обяза тельство моряков, особенно старшего поколения, личные планы ^инн^енерио-технических pjffioffcrfiiB' нуждаются в кор ректировке не только при пе реходе на другой корабль, но и при выходе в очередной рейс: Меняется обстановка промыс ла, изменяется состав экипажа. Это рождает новые задачи: (Ска жем. у, наставников появляются новые подшефные,' у рациона лизаторов — новые темы. Часто возникает вопрос: нужт но ли, чтобы наставники и их подщефные имели специальные между собой обязательства? На БМРТ «Мир», где, как уже го ворилось, движение наставни чества поставлено хорошо, на ставники и их. подопечные име ют фактически по два обяза тельства. Но, видимо, целесо образней их объединять. Пунк ты об осуществлении наставни чества вносить в планы-обяза тельства обеих сторон. И бумаг меньше, и проверять легче. И НДИВИДУ А Л ЬН Ы Е обязательства — это, собственно, шаг к выра ботке социалистических обяза тельств смен, вахт, экипажа в целом, потому что коллектив ные обязательства — это не только цифры экономических показателей. На передовых ко раблях в них обязательно отра жено то, за счет чего цифро вые рубежи будут преодолены. Сколько членов экипажа будут бороться за звание «лучший по профессии» и «ударник ком мунистического труда», кто подтвердит это звание, кто включится в соревнование за приз П. И. Баева и Ф. Е. Ша- малуева, какую лепту внесут рационализаторы, наставники. Словом, ссуммированно то конкретное, что предусмотрено планами-обязательствами, то, из чего будут складываться общая высокая производительность труда, его качество, экономия, вся воспитательная работа на судне, ѵ Но именно эту вот сторону и не отражают коллективные обя зательства на некоторых кораб лях. Фактически делается мно гое и по наставничеству, и по организации движения за ком» муниетический ТРУЛ Но этот, в сущности главный- резерв по вышения производительное! труда, борьбы за качество боты, дисциплину, должным разом не учтенный, не всегда •поддается анализу и сравне нию, а значит, не всегда пол- ■ностью используется. В ТЕКУЩЕМ году админи страция и базовый коми тет флота разработали и распространили на все суда .«Условия социалистического соревнования коллектива тра лового ф-jOTa на десятую пяти» летку». Там очень подробно изложены все вопросы органи зации социалистического со ревнования, подведения его итогов и виды поощрения побе дителей. И к рекомендованным формам необходимо подойти дифференцированно, избрать подходящие для каждого кораб ля, с учетом его эксплуатаци онных качеств. Например, суда, работающие в спецрейсах, не могут исполь зовать такой вид соревнования, как достижение максимального выпуска пищевой рыбно£)яро- дукции в стоимостном и нату ральном выражениях, !тогда как борьба за высокое качество продукции или безопасность плавания и культура судовож дения обязательны для, всех экипажей. Конечно, все действующие формы социалистического со ревнования должны Постоянно совершенствоваться, должна повышаться их действенность. Особое внимание следует уде лять там, гДе экипажи сталки ваются с новыми условиями рыболовства. Надо выбирать пути быстрейшего и эффектив нейшего освоения возможно стей, представляемых для эки пажа регламентируемыми доку, ментами промысла. Цель — оставшееся свободное время использовать с большей отда чей в других районах океана. Одним из источников улуч шения работы флота на промыс ле должно, ехать участие кол лективов судов, в соревновании под девизом; «За наивысиИ^ эффективность и качество, "W работу без отстающих», усло вия которого разработаны об комом профсоюза рабочих пи щевой промышленности и Все союзным ѵ рыбопромышленным объединением «Севрыба». В свете этих условий сейчас уточняется флотское подозре ние о парном и групповом со ревновании. К ОЛЛЕКТИВ флота, как й весь советский народ, вступает , в третий под десятой..пятилетки — один %з решающих его годов. Главная его задача состоит в том, что бы сосредоточить свои усилия на дальнейшее увеличение:про изводства пищевой рыбной, про дукции повышенного спроса, направление на это максимума уловов, обеспечение дальней шего роста производительности труда, более эффективное ис пользование производственных фондов, усиление режима эко номии, снижение себестоимости продукции. В оставшееся до конца года время судовые комитеты долж ны помочь администраций ш)о- делать кропотливую, тр^^оем- кую работу по выработке инди видуальных социалистических обязательств и личных творче ских планов членами экипажей на 1978 год. Принятые не фор мально, а с инженерным, эко номическим обеспечением, об щественной защитой их на соб раниях вахт и смен, они лягут в основу всех коллективных обязательств, в том числе -и экипажа. А выполнение такого обязательства, которое коман дование затем будет защищать в управлении флота, безуслов но, положительно скажется на всех качественных и количест венных, показателях работы от дельного корабля и флота в це лом. А. ГЛАЗУНОВ, председа тель базового комг"*'га профсоюза тралового та. і - Ф о -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz