Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
и ВСЕ II О Т В Е Т Е Ш ЕСТОП МОРСКОЙ п о д м е н н ы й э к и п а ж Мурманского тралового флота работал на БМРТ-423. Все шло своим чередом, но матросы нет-нет да и поглядывали на край ний рыбодел, возле которого собрались рыбмастер Нико лай Григорьевич Кораваев, механик-наладчик Василий Кузьмич Никиенков, стар ший механик Иван Акимо- інч Ботвенко и другие. Позже на рыбную фабрику пришли кагштан-директор Анатолий Кузьмич Лысенко и первый помощник Виктор Михайлович Царев. Такое скопление командного со става на рыбной фабрике в рядовой день, когда уловы были не ахти какими, объяс нялось тем, что механик-на- дчик и старший механик устанавливали на рыбоделе переносной станок для обре зания плавников. О станке много говорили, и вот он, на конец, разработай, собран и доставлен на фабрику. •— Наш экипаж, — рас сказывал Виктор Михайло вич Царев, — решил в рей сах при низких уловах и сла бой промысловой обстанов ке буквально всю рыбу от правлять на выработку туш ки. Это — один из важней ших путей повышения эф фективности работы судна, флота. А гласным тормозом в увеличении выработки тушки является то, что на нее затрачивается много ручного труда. Переносной станок нашей машинной команды исключает такую трудоемкую операцию, как обрезание плавников. Два матроса, работая на нем, по спевают за целой вахтой. Но жи станка закрыты пру жинным кожухом. Это обе спечивает полную безопас ность. Насколько станок помогает в работе, говорят цифры. Рейсовое задание по выра ботке тушки на 17 ноября было выполнено более чем на 200 процентов, впереди же шестому подменному эки пажу оставалось еще рабо тать на промысле 20 суток. И в первую очередь в этом «повинен» старший механик Иван Акимович Ботвенко — человек широкой творче ской мысли, огромного тру долюбия и большой практи ки. Свой трудовой путь он начинал совсем не так, как ему хотелось, но сегодня об этом ничуть не жалеет. Иван Акимович пришел на корабли Мурманского тралового флота 18 лет назад, после окончания Б а кинского среднего мореход ного училища. Весь выпуск этого училища направили в Мурманск, а кораблей для всех не хватило. Стали вновь испеченные механики полу чать направление мотори стами. Не всем это понрави лось, не понравилось и Ива ну Акимовичу. — В таком случае, — ска зали ему в отделе кадров, — пройдитесь сами по кораб лям, если где найдете место механика, приходите к нам с личным требованием капита на за направлением. Долго, не день и не два, бродил Иван Акимович по причалам, пока не попал в машинное отделение танке ра «Пирятин». Старший ме ханик Георгий Петрович Никитин ничего против Ботвенко не имел, но в штатном расписании «Пиря- тина» не было свободного места механика, было толь ко место моториста. Выхода не было, а уйти в море не терпелось. Č благословения старшего механика пошел Иван Акимович к капитану за личным требованием и там до крайности.удивился -— в капитанском кресле си дела женщина с медалью Ге роя Социалистического Тру да на кителе. — Валентина Яковлевна Орлпкова, — говорил Иван Акимович, — встретила ме ня без апломба. Тут же вы писала требование в отдел кадров, а в следующие сут ки «Пирятин» вышел в мо ре. Так я начал свою мор скую жизнь с моториста вто рого класса. Через рейс уже был переведен в мото ристы первого класса, потом в четвертые механики, третьи и так далее. В 1963 году мне доверили командо вать машинной командой БМРТ «Куприн». Судно в техническом от ношении оказалось трудным, после рейса его нужно было ставить в ремонт, и плава ние практически проводи лось только с честного слова машинной команды. Трубо проводы, механизмы не раз и не два подводили на про мысле, ремонтировали их оперативно, о какой-либо технологии не могло быть и речи. Помогали только со образительность механиков да их энтузиазм. И все-таки, вспоминал Иван Акимович, рейсовое задание выполни ли. Помогли те знания, кото рые были приобретены во время работы мотористом, и потом •— чувство ответст венности за дела экипажа. Сейчас Иван Акимович Ботвенко в море на ВМРТ- 415 все в том же шестом морском подменном экипа же. И здесь на его плечи ло жится много трудностей. Экипаж переходит с трауле ра на траулер. На каждом механизмы и технологиче ское оборудование находятся в разных степенях изношен ности, а времени на раз думье, проверку практически нет. И опять машинная команда под его руководст вом то ремонтирует механиз мы, то налаживает, чтобы команда смогла уже в пер вый день по выходе из Коль ского залива приступить к добыче рыбы, выработке пи щевой рыбной продукции высокого качества. И на пе реднем крае всегда стармех коммунист Ботвенко, потому что он, как и капитан-дирек тор, за все в ответе. С. ДАНИЛОВ. На снимке: И. А. Бот венко. Фото Б. Щукина. \ jp > О с с е и н о м , \ С Т Р А Н Ы ЛУЧШИЙ В «ЗАПРЫБЕ» В канун 60-детня Велико го Октября Ео Всесоюзном рыбопромышленном объеди нении «Запрыба» подведены итоги бассейнового сорев- нования-смотра морских рыбных портов за нанвыс- шую производительность труда докеров за девять ме сяцев юбилейного года. Смотр проводился в честь 60-летня Великого Октября и включал следующие усло вия: добиться увеличения морского грузооборота, в том числе по рыбопродукции, улучшения обработки судов в портах, сокращения про стоев вагонов под обработ кой, снижения производст венного травматизма и т. д. Участвовали в соревнова нии все порты Западного бас сейна. Победителями стали докеры Таллинского мор ского рыбного порта, до бившиеся при вьшолненіш всех условий соревнования наивысшей производитель ности труда. СПАСИБО, РЫБАКИ! В испанском порту Санта- Крус де Тенерифе экипаж супертраулера «Гарпунер Прокопенко» сдавал рыбо продукцию для советско-ис панского акционерного об щества «Совиспан». Сданная рыбопродукция отличалась высоким качест вом и была в хорошо оформ ленной упаковке. Выгрузка прошла организованно и четко. Руководство «Совиспан* Тенерифе благодарит капи тан-директора судна В. И. Стрюкова и весь экипаж за слаженную работу при от грузке рыбопродукции. Ю. МАКАРОВ, директор «Совиспан» Тенерифе. (Окончание. Нач. на 1 стр.). для выработки пресервов. Пос ле внедрения стандарта пред приятия, когда проверки каче ства укладки и качества мойвы в банках стали делать от каж дого рыбообработчика, содержа ние нестандартной рыбы в пре сервах резко сократилось. Од нако определение солености мой вы до конца рейса оставалось трудной операцией из-за отсут ствия требуемого оборудования, и без этого внедрить стандарт предприятия по изготовлению пресервов на наших судах пол ностью нельзя. В связи с этим для делового контроля качества мойвы в бая нах и расфасовки ее необходи мо на БМРТ иметь металличе ские бирки для каждого уклад чика, Если укладчик, отправляя cfL«,! банку для закатки, поло жит наверх бирку, очень легко будет определить источник не качественной работы. Это необ ходимо в первую очередь для внедрения стандарта предприя тия. Б о л ь ш а я р а б о т а по внедрению стандартов предприятия была про делана непосредственно на рыб ной фабрике БМРТ-2643 «Вым пел». Рыбная фабрика — ос новная производственная пло щадка судна, именно здесь ку ется трудовая слава коллекти ва. Поэтому этому участку все гда уделяется максимум внима ния, По предложению дублера ме ханика-наладчика БМРТ-2643 %№. Каца был сделан лоток по &?і\ длине рыборазделочных столов для сбора печени. Лоток выполнен из нержавеющей ста ли, он разборный и имеет ук лон к правому борту. Стампы, которые раньше на рыбных фаб риках широко применялись, а фактически мешали рыбообра ботчикам и загромождали ра бочие места, убраны совсем. Та кие лотки можно сделать (в переносном варианте) и за рыб ными бункерами. Лотки позво ляют значительно полнее отби рать печень. При выработке тушки и пал туса специальной разделки па БМРТ-2643 столкнулись с не допусков треоовашш техниче ских условий в части обязатель ного оставления кожного покро ва у боковых и хвостового плав ников. Для увеличения выра ботки палтуса спецразделки бы ла проделана опытная работа для определения границы раз мерного ряда, который необхо димо направлять только на спецразделку или только на тушку. Так, спецразделка пал туса из рыбины длиной 35 см Ч т о п о к а з а л ри кие н т 111(!! I ! 1[!! іі1111111!11!11111!! 111:111[1111Ш111М f 11111!11і і 11і!111111111ЕIіМI!]111111111Ш1111 малыми трудностями. Здесь пре жде всего сказалась неопыт ность рыбообработчиков. Все 80 процентов новичков от лич ного состава рыбной фабрики и палубной команды подобными ассортиментами никогда не за нимались, В результате при проверке, хотя уже занятия по ассортиментам проводились, 21 августа у 50 процентов вы работанных тушек макруруса были обнаружены остатки че шуи. После беседы с матроса ми на рабочем месте, после разъяснений наметился сдвиг в лучшую сторону. 24 августа уже на дообработку было от правлено только 25 процентов тушки. Постепенно и этот про цент снизили до нуля. Для производства палтуса, специально разделанного под копчение, в каждой смене было обучено по два матроса. Одна ко требования ТУ-15-02-200-74 оказались для экипажа трудно преодолимыми, из-за выдержки весит. 3 2 0—350 граммов, 40 см — 440 г, 42 см — 530 г, 45 см — 5 7 0—630 г. 50 см — 900 г, 55 —68 см — 1350 граммов. Из опытной работы видно, что палтус длиной 42 см и выше необходимо направлять на спец разделку, а ниже 42 см — на выработку тушки. Это будет соответствовать стандарту пред приятия на эту продукцию, раз работанному в производствен ном отделе объединения «Мур- манрыбпром». Большая, очень большая ра бота была проделана на БМРТ- 2643 «Вымпел» во время эк спериментов и внедрения стан дартов предприятия. Она вобра ла в себя и техническую сторо ну дела, и воспитательную. В конечном итоге можно считать, что максимальная часть рабо ты по организационному и тех ническому внедрению СТП вы полнена. Было проверено техни ческое состояние оборудования и произведена его наладка, уст ранены отдельные нарушения технологии выработки рыбной муки, полуфабриката медицин ского жира, пресервов, внедрен пооперационный контроль каче ства вырабатываемой продук ции. На судне было организова но теоретическое и практическое изучение стандартов предприя тия. Во время рейса для боль шей наглядности были состав лены и вывешены памятки для рыбообработчиков основных то чек контроля производства: го товой рыбной муки , техниче ского жира, полуфабриката ме дицинского жира, пресервов «Мойва жирная пряного посо ла» в банке № 27 «Б», выход ной контроль качества мороже ной рыбной продукции по СТП 400-021-77. Памятки, конечно, следует еще раз проверить, до полнить и составить типовые для всех БМРТ польской и оте чественной постройки. К АК хорошо видно из приведенных примеров, стандарты предприятия призваны поднять работу экипа жей объединения «Мурман- рыбпром» на более высокую в качественном отношении хту- пень. Из опыта внедрения СТП па БМРТ-2643 видно, что для это го требуется кропотливая, инди видуальная для каждого судна организационно - техническая и моральная подготовка, начиная с порта. Здесь и заключение спе циалистов о проверке состоя ния технического уровня техно логического оборудования, пол ное удовлетворение материаль ной заявки на снабжение техно логической службы и механика- наладчика, и в целом всего снабжения на рейс судну, на личие на судне откоррек тированной технологической документации, подбор техноло гической службы и дополнитель ная перед рейсом проверка их знаний и комплектация судна кадрами строго по промыслово му и технологическому распи санию. Принято решение перед мас совым внедрением стандартов предприятия на судах органи зовать квалифицированную под готовку всех технологов-настав- ников отдела глазного техноло га и нормировщиков отдела НОТ. В этой связи особое внимание заслуживает беспрекословное и пунктуальное исполнение тре бований СТП 400-009-77 «По* рядок проверки технической, технологической и организаци онной подготовки судна к про мыслу». Ибо этот стандарт предусмат ривает санкционирование выхо да судна в море для промыс ловой работы только при усло вии полной его готовности к до быче рыбы, выработке разно образной рыбопродукции. От чет за период внедрения СТП на этом судне подробно изуча ется в отделах и службах, гене ральным директором объедине ния уже утверждены «Органи зационно - технические меро приятия по внедрению стандар тов предприятия на БМРТ». Выполнение этих мероприя тий создаст реальные возмож ности для широкого внедрения стандартов предприятия на дру гих судах. А. ПАЗИЧ, технолог-настав ник объединения «Мурман- рыбяром».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz