Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

и (Продолжение. Начало is № 136, 138, 139). Была предусмотрена са­ мая современная техноло­ гия производства продукции: рыбу пропускали через мо­ розильный конвейер и после укладки в ящики хранили в охлажденных трюмах. Но основное пополнение присылала в Мурманский траловый флот Северная су­ достроительная верфь Ленин­ града. В 1933— 1934 годах оттуда пришли четырнадцать судов. С ЛАВУ отечественного судостроения в пер­ вых же рейсах упро­ чил траулер «Димитров». Его привел с верфи старый промысловик Степан Дмит­ риевич Копытов. У капита- на-помора был богатейший опыт, да и не зря он сидел в Ленинграде, наблюдая за достройкой судна: все меха­ низмы внушали полное дове­ рие в надежности. Экипаж дружно взялся за работу. Результат 1936 года оказал­ ся небывалым: 40 тысяч центнеров рыбы. Движение «тридцатитысяч­ ников» и «сорокатысячни- ков» в Мурманском траловом флоте развернулось в то время, когда по стране раз­ неслась слава о рекордах А. Г. Стаханова, Н. А. Изо­ това, А. X. Бусыгина, Н. С. Сметанина. Для рыбаков оно открыва­ ло новые горизонты борьбы за повышение производитель­ ности труда, улучшение ка­ чества продукции, макси­ мальное - использование тех­ ники. Оно стало формой ста­ хановского движения на фло­ те. Среди инициаторов труда по-стахановски — команд траулеров «Ленинград», «Ки­ ров», ' «Москва», «Навага», «Лебедка» — выделился экипаж «Лебедки». До 1934 года он отставал: часто менялась команда, не было постоянного старшего меха­ ника. Но вот судно принял Николай Ефимович Скорня­ ков. Новый капитан начал с приведения в «божеский вид» всех помещений траулера: машинного отделения, куб­ риков, подсобных служб, па­ лубной надстройки, корпуса. Моряки все почистили и по­ красили. Скорость судна под­ еялась до девяти миль в час. Это позволило увеличить пло­ щадь облова, а следователь­ но, — и добычу рыбы. В 1935 году траулер доставил в порт 24,5 тысячи центне­ ров продукции. Капитан поставил перед командой задачу: довести годовой вылов рыбы до 35 тысяч центнеров. Расчет был предельно прост: делать за год десять рейсов и в каж­ дом рейсе добывать по три тысячи центнеров. Экипаж «Лс.бедки» поста­ новил: все рейсы объявить стахановскими и вызвать на соревнование другие кораб­ ли флота. Это было в январе 1936 года. Зима выдалась суровой. Замерз Кольский залив. В Баренцевом море неделями бушевали жесто­ кие штормы. Кораблям гро­ зило обледенение. Над райо­ нами лова висели туманы и мгла полярной ночи. Поздним вечером 11 янва­ ря траулер «Лебедка» по фарватеру, проложенному ледоколом, пошел в промы­ словые квадраты. Старшим помощником у Н. Е. Скорня- кова был тогда И. А. Кар-,, пенко, впоследствии один из широко известных капитанов тралового флота, глава ры­ бацкой династии. Он вспоми­ нает, что в этом первом ста­ хановском рейсе пришлось работать на Гусиной банке. Лов вели даже при восьми- баллыюм шторме. Примеру передового эки­ пажа последовали и другие промысловики. Корабли воз­ вращались в порт досрочно с полным грузом. Между тем условия труда моряков были неимоверно тяжелы. Достаточно обратиться к свидетельству еще одного ветерана траловего флота — Александра Васильевича Бронзова, — начавшего «карьеру» матросом на тра­ улере «Сайда» и ушедшего на заслуженный отдых с капитанского мостика: «Жили моряки в общем кубрике. За едой бегали с бачком на камбуз — о судо­ вой столовой и понятия не имели. Рыбацкий труд нелегок и сейчас. А тогда он был куда тяжелее. Траловый мешок, к примеру, вываливали за борт вручную. И подтягива- , ли так же. Работали на две вахты. А пошла рыба — ав­ рал за авралом. Выкроишь для сна часов шесть в сутки — и рад. И в порту работы шеннее их конструкция, сло­ жнее и разнообразнее обору­ дование. Бессчетны приборы: одни помогают видеть и в ту­ мане, и ночью, другие-наво­ дят на косяки рыб и показы­ вают ход трала в воде. Бога­ че стало и оснащение судо­ вых рыбофабрик, А что же траулеры-борто- вики? Честно отслужив свой . корабельный век, они посте­ пенно уходят в отставку. В октябре 1976 года списан РТ «Лот» — последний трау­ лер, работавший на угле. Кстати, он был спущен на воду в том же, 1955 году, что и БМРТ «Пушкин». Пе­ реоснащение флота совре­ менными судами в основном завершено. Некоторые быв­ шие «угольщики», еще ис­ пользуемые на промысле, давно уже переоборудованы под жидкое топливо. Распрямляясь в воде, благо­ даря поплавкам — «кухты- лям», сети образовывали вертикальную стенку. На нее и натыкалась сельдь, поднимаясь ночью из глубин к поверхности моря. Суда всю ночь дрейфовали вместе с порядком. А утром для экипажей начиналась стра­ да. Работали сетевыбороч­ ная и сететрясная машины. Сельдь серебряным пото­ ком лилась на палубу. Сту­ чали молотками бондари, упаковывая её в бочки... Техническое перевоору­ жение флота позволило поз­ же развивать и более актив­ ные способы лова: кошелько- • вьім неводом,' разноглубин- ' ным и близнецовым трала­ ми. Их внедрение шло быст­ рыми темпами: если в 1966 году на долю активного про-, мысла приходилось только А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыб ацк а я слава Глава из к н и ги о М урм ан с ке хватало. Сами мыли трюм­ ные доски. И вахту стояли — береговых бригад не бы­ ло...» Теперь рыбный Мурман не узнать. Если перед вой­ ной из Кольского залива уходили на промысел 6 0— 70 небольших траулеров, то ныне число рыболовных ко­ раблей исчисляется сотня­ ми. И каких кораблей! Пла­ вучих заводов, способных плавать без захода в порт несколько месяцев подряд и вырабатывать прямо на про­ мысле готовую рыбную про­ дукцию. Не соленый полу­ фабрикат, а свежемороже­ ную — вкусную и питатель­ ную. капитан производственного рефрижераторного траулера «Глетчер» Геннадий Степа­ нович Филимонов писал в га­ зете «Полярная' правда»: «К слову сказать, ни н а . одном рыболовном корабле в мире нет таких удобств для эки­ пажа, как на нашем кораб­ ле-гиганте. Тут и каюты с кондиционированным возду­ хом, и киноустановка, и ком­ наты для занятий. А сколько здесь разнообразных прибо­ ров, сколько автоматики на рабочих местах!..» И суда такого типа — сокращенно их называют ПРТ — приходят на Мурман постоянно. Вместе с БМРТ — большими морозильными рыболовными траулерами — они составляют главную си­ лу флота. Впрочем, возраст у БМРТ уже достаточно со­ лидный: год их рождения — 1955-й. Именно тогда при­ шел в Кольский залив пер­ вый из них — «Пушкин». Он поражал своей мощью и размерами, цехами рыбофаб- рики, закрытыми от ветров и волн, а главное — неви­ данной до тех пор, принци­ пиально новой схемой трале­ ния — с кормы. Все поколе­ ния рыбаков знали только один метод спуска и подъе­ ма трала — через борт. Ме­ тод тяжелый и небезопас­ ный. А тут при команде: «Отдать стопор!» — трал словно сам соскальзывает в воду через вырез в корме по наклонной палубе — слипу. Удобно, легко, наделено! П УШКИН» БЫЛ ПЕРВЫМ. Теперь со стапелей сходят БМРТ, порой не похожие на него даже внешне. Совер­ Появление БМРТ и ПРТ стало революцией в промыс­ ловом деле. Рабочий цех за­ полярных моряков раскинул­ ся практически на весь Ат­ лантический океан. А на прилавки магазинов потоком пошли рыбные товары мно­ гих видов... Заслуги северян в разви­ тии промышленного рыболов­ ства и внедрении передовой техники получили высокую оценку., В 1970 году, когда старейший в стране Мурман­ ский траловый флот отмечал пятидесятилетие со дня осно­ вания, он был награжден По­ четной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. А его успешная работа в го­ ды девятой пятилетки отме­ чена всенародным признани­ ем: к знамени флота при­ креплен орден Октябрьской Революции. В 1949 ГОДУ в Мур­ манске, наряду с траловым флотом, появилась еще одна рыбодо­ бывающая организация — «Мурмансельдь», ныне — «Мурманрыбпром». Она бы­ ла создана как своеобразная специализированная «фир­ ма» по вылову и обработке сельди. Речь об этом шла еще в тридцатые годы, когда сельдь стала самостоятель­ ным объектом промысла за­ полярных рыбаков. Понача­ лу ловом ее в губах побере­ жья занималось так называ­ емое «запорное хозяйство», которое перегораживало уз­ кие губы сетями и в бук­ вальном смысле слова «вы­ черпывало» таким образом сельдь. Но с середины трид­ цатых годов рыба в губы почти не заходила. Ее стали искать в открытом море. Эта работа была продолжена и после войны. Она заверши­ лась успешно, и «Мурман­ сельдь» «отпочковалась» от тралового флота. Тралфло- товцы помогли ей судами и людьми, послав в новое уп­ равление свыше двухсот квалифицированных специа­ листов. Долгое время основным видом . сельдяного промысла был дрифтерный. С наступ­ лением вечера на средних рыболовных траулерах при­ ступали к выметке так назы­ ваемого «порядка» — длин­ ного шлейфа сетей, прикреп­ ленных н а .«поводцах» к ве­ дущему канату — «вожаку». тридцать процентов общей добычи рыбы, то спустя все­ го два года — почти девяно­ сто процентов. 1965 год стал годом рож­ дения еще одной мощной организации рыбного Мур- мана — управления «Сев- рыбхолодфлот». Слово «хо­ лод» в этом названии — главное. «Холод» — значит свежая рыба. Свежая даже’ при плавании судов в тропи­ ках. И все-таки название ма­ ло о чем говорит непосвя­ щенному. Будет понятнее, если расшифруем его так: «Севрыбхолодфлот» — это флот приемоперерабатыва­ ющий и транспортный. На вооружении флота — крупнотоннажные плавучие базы и танкеры, производст­ венные рефрижераторы и транспорты. Э ТА ТЕХНИКА — в надежных руках. Об­ щепризнано мастерст­ во заполярных рыбаков, не­ оспорим их приоритет во многих ценных начинаниях. Именно в Мурманске роди­ лось и получило широкое распространение парное и групповое соревнование, ко­ гда два или несколько эки­ пажей договариваются о сов­ местной работе и о взаимо­ выручке на промысле. Они ревниво следят за делами ДРУГ друга, стараются не от­ стать от напарника, но уж если у того что-нибудь раз­ ладилось — незамедлитель­ но приходят на помощь: об­ меняются опытом, дадут' со­ вет по радио, а если надо — пересадят па борт и знаю­ щего специалиста. Действует незыблемый закон морского товарищества. М ОРСКИЕ ДОРОГИ всегда ведут к прича­ лам. Любой флот, тем более — флот мощный, не­ мыслим без развитой бере­ говой базы. Какая же она у заполярных рыбаков? Кратко можно сказать: под стать флоту. Мурманский морской рыб­ ный порт носит на зна.мени высшую награду страны — орден Ленина. Он награж­ ден в июле 1966 года за до­ срочное выполнение заданий семилетки, достижение высо­ кой производительности тру­ да и внедрение механизации погрузочно - разгрузочных работ. Это ли не -полная его характеристика! А ведь за последнее десятилетие порг еще шире шагнул .. вперед. • Километры причальной стен?^ | ки, глубоководные пирсйГу I разветвленная система о<$* служивания кораблей, мощ- I ные буксиры, десятки пор- И тальных кранов, эстакады, ■ электропогрузчики,: укруп- а ненные комплексные брига- I ды механизаторов — вот что | такое сегодняшний порт. Он выдвинулся уже и на дру- 1 гой — западный берег Коль- I ского залива, в район Абрам- ■ мыса. Там на сваях — обо- ■ лочках длиной от 18 до 24 I метров разместился новый | причал для крупнотоннаж- _ ных промысловых судов, I Со станционных ■ путей | порта рыбопродукция еже­ дневно отправляется на ■юг в I 120— 130 вагонах-холодиль- I никах. Впрочем, железнодо- ■ рожникам случается форми- . | ровать и по 200—300 даго- I ков. I Д АРЫ рыбного Мур- I мана богаты и разно- I образны. Один to I tJ P рыбокомбинат выпусА^т I продукцию около 400 найме- I нований. Покупают ее шест- I надцать стран мира. Спрос, • что и говорить, отменный. I Многие изделия рыбокомби- I нага удостоены государствен- ■ кого Знака качества. Рыбо- щ комбинат — гордость Мур- I манска. По масштабам про- I изводства он стоит в ряду ■ крупнейших рыбоперераба- ■ тываюіцих предприятий Со- I ветского Союза. Мощности^ I его год от года увеличива-' _ ются. Растет и техническая I оснащенность. Корпуса его I заводов и цехов — самые ■ приметные строения в порту. ■ И если вы бывали на комби- I нате, то разве не восхища- I лись механизированной ли- ■ нией по выпуску рыбных ■ пельменей? Или не стояли I подолгу в светлом, простор- I ном, убранном цветами по- | мещении, где автоматизиро­ ванная установка разделыва- I ет и пакует в красочные кочюх. I робки брикеты рыбного фи-?, * ■ ле? а Коллектив рыбокомбината I всегда стремился быть на I уровне требований, которые предъявляет время. В coot- I ветсгвии с задачами десятой I пятилетки — пятилетки зф- • I фективности и качества — он видит свою цель в том, что- . I бы постоянно наращивать I выпуск продукции, пользую- • щейся повышенным спросом. ■ О іДНО из крупнейших | ‘ подразделений рыб- _ ного Мурмана — I производственное объедине- I ние «Судоверфь». Без него * невозможно себе представить ■ нормальную деятельность 1 промыслового флота. Верфь ■ — лечебница кораблей. Ус- ■ талые от трудных походов, I поизносившие механизмы, | траулеры становятся к ее _ причалам, в ее плавучие до- I ки или на ее слипы, чтобы I пройти курс обновления, по- ■ лѵчить запас прочности и ,на- в дежности для новых рейсов. I Мощное и разветвленное хо- I зяйство у мурманских сѵ ремонтников, далеко в т ѵшло оно от скромных меха­ нических мастерских двадца­ тых годов. Только в девятой пятилетке построены секция блока механомонтажных це­ хов, плавучий причал, набе­ режная южного района, бы­ товой корпус и другие объ­ екты, Многие участки рекон­ струированы, перевооруже­ ны новой техникой. Вот только один пример. Раньше трудно было проводить швар­ товые испытания главных судовых двигателей. Мешали большие перепады уровня воды, возникающие при при­ ливах и отливах, — перепа­ ды порой до четырех метров. А теперь они не страшны: испытания двигателей могут вестись круглосуточно специального ~ железобет ного причала. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz