Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
и (Продолжение. Начало is № 136, 138, 139). Была предусмотрена са мая современная техноло гия производства продукции: рыбу пропускали через мо розильный конвейер и после укладки в ящики хранили в охлажденных трюмах. Но основное пополнение присылала в Мурманский траловый флот Северная су достроительная верфь Ленин града. В 1933— 1934 годах оттуда пришли четырнадцать судов. С ЛАВУ отечественного судостроения в пер вых же рейсах упро чил траулер «Димитров». Его привел с верфи старый промысловик Степан Дмит риевич Копытов. У капита- на-помора был богатейший опыт, да и не зря он сидел в Ленинграде, наблюдая за достройкой судна: все меха низмы внушали полное дове рие в надежности. Экипаж дружно взялся за работу. Результат 1936 года оказал ся небывалым: 40 тысяч центнеров рыбы. Движение «тридцатитысяч ников» и «сорокатысячни- ков» в Мурманском траловом флоте развернулось в то время, когда по стране раз неслась слава о рекордах А. Г. Стаханова, Н. А. Изо това, А. X. Бусыгина, Н. С. Сметанина. Для рыбаков оно открыва ло новые горизонты борьбы за повышение производитель ности труда, улучшение ка чества продукции, макси мальное - использование тех ники. Оно стало формой ста хановского движения на фло те. Среди инициаторов труда по-стахановски — команд траулеров «Ленинград», «Ки ров», ' «Москва», «Навага», «Лебедка» — выделился экипаж «Лебедки». До 1934 года он отставал: часто менялась команда, не было постоянного старшего меха ника. Но вот судно принял Николай Ефимович Скорня ков. Новый капитан начал с приведения в «божеский вид» всех помещений траулера: машинного отделения, куб риков, подсобных служб, па лубной надстройки, корпуса. Моряки все почистили и по красили. Скорость судна под еялась до девяти миль в час. Это позволило увеличить пло щадь облова, а следователь но, — и добычу рыбы. В 1935 году траулер доставил в порт 24,5 тысячи центне ров продукции. Капитан поставил перед командой задачу: довести годовой вылов рыбы до 35 тысяч центнеров. Расчет был предельно прост: делать за год десять рейсов и в каж дом рейсе добывать по три тысячи центнеров. Экипаж «Лс.бедки» поста новил: все рейсы объявить стахановскими и вызвать на соревнование другие кораб ли флота. Это было в январе 1936 года. Зима выдалась суровой. Замерз Кольский залив. В Баренцевом море неделями бушевали жесто кие штормы. Кораблям гро зило обледенение. Над райо нами лова висели туманы и мгла полярной ночи. Поздним вечером 11 янва ря траулер «Лебедка» по фарватеру, проложенному ледоколом, пошел в промы словые квадраты. Старшим помощником у Н. Е. Скорня- кова был тогда И. А. Кар-,, пенко, впоследствии один из широко известных капитанов тралового флота, глава ры бацкой династии. Он вспоми нает, что в этом первом ста хановском рейсе пришлось работать на Гусиной банке. Лов вели даже при восьми- баллыюм шторме. Примеру передового эки пажа последовали и другие промысловики. Корабли воз вращались в порт досрочно с полным грузом. Между тем условия труда моряков были неимоверно тяжелы. Достаточно обратиться к свидетельству еще одного ветерана траловего флота — Александра Васильевича Бронзова, — начавшего «карьеру» матросом на тра улере «Сайда» и ушедшего на заслуженный отдых с капитанского мостика: «Жили моряки в общем кубрике. За едой бегали с бачком на камбуз — о судо вой столовой и понятия не имели. Рыбацкий труд нелегок и сейчас. А тогда он был куда тяжелее. Траловый мешок, к примеру, вываливали за борт вручную. И подтягива- , ли так же. Работали на две вахты. А пошла рыба — ав рал за авралом. Выкроишь для сна часов шесть в сутки — и рад. И в порту работы шеннее их конструкция, сло жнее и разнообразнее обору дование. Бессчетны приборы: одни помогают видеть и в ту мане, и ночью, другие-наво дят на косяки рыб и показы вают ход трала в воде. Бога че стало и оснащение судо вых рыбофабрик, А что же траулеры-борто- вики? Честно отслужив свой . корабельный век, они посте пенно уходят в отставку. В октябре 1976 года списан РТ «Лот» — последний трау лер, работавший на угле. Кстати, он был спущен на воду в том же, 1955 году, что и БМРТ «Пушкин». Пе реоснащение флота совре менными судами в основном завершено. Некоторые быв шие «угольщики», еще ис пользуемые на промысле, давно уже переоборудованы под жидкое топливо. Распрямляясь в воде, благо даря поплавкам — «кухты- лям», сети образовывали вертикальную стенку. На нее и натыкалась сельдь, поднимаясь ночью из глубин к поверхности моря. Суда всю ночь дрейфовали вместе с порядком. А утром для экипажей начиналась стра да. Работали сетевыбороч ная и сететрясная машины. Сельдь серебряным пото ком лилась на палубу. Сту чали молотками бондари, упаковывая её в бочки... Техническое перевоору жение флота позволило поз же развивать и более актив ные способы лова: кошелько- • вьім неводом,' разноглубин- ' ным и близнецовым трала ми. Их внедрение шло быст рыми темпами: если в 1966 году на долю активного про-, мысла приходилось только А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыб ацк а я слава Глава из к н и ги о М урм ан с ке хватало. Сами мыли трюм ные доски. И вахту стояли — береговых бригад не бы ло...» Теперь рыбный Мурман не узнать. Если перед вой ной из Кольского залива уходили на промысел 6 0— 70 небольших траулеров, то ныне число рыболовных ко раблей исчисляется сотня ми. И каких кораблей! Пла вучих заводов, способных плавать без захода в порт несколько месяцев подряд и вырабатывать прямо на про мысле готовую рыбную про дукцию. Не соленый полу фабрикат, а свежемороже ную — вкусную и питатель ную. капитан производственного рефрижераторного траулера «Глетчер» Геннадий Степа нович Филимонов писал в га зете «Полярная' правда»: «К слову сказать, ни н а . одном рыболовном корабле в мире нет таких удобств для эки пажа, как на нашем кораб ле-гиганте. Тут и каюты с кондиционированным возду хом, и киноустановка, и ком наты для занятий. А сколько здесь разнообразных прибо ров, сколько автоматики на рабочих местах!..» И суда такого типа — сокращенно их называют ПРТ — приходят на Мурман постоянно. Вместе с БМРТ — большими морозильными рыболовными траулерами — они составляют главную си лу флота. Впрочем, возраст у БМРТ уже достаточно со лидный: год их рождения — 1955-й. Именно тогда при шел в Кольский залив пер вый из них — «Пушкин». Он поражал своей мощью и размерами, цехами рыбофаб- рики, закрытыми от ветров и волн, а главное — неви данной до тех пор, принци пиально новой схемой трале ния — с кормы. Все поколе ния рыбаков знали только один метод спуска и подъе ма трала — через борт. Ме тод тяжелый и небезопас ный. А тут при команде: «Отдать стопор!» — трал словно сам соскальзывает в воду через вырез в корме по наклонной палубе — слипу. Удобно, легко, наделено! П УШКИН» БЫЛ ПЕРВЫМ. Теперь со стапелей сходят БМРТ, порой не похожие на него даже внешне. Совер Появление БМРТ и ПРТ стало революцией в промыс ловом деле. Рабочий цех за полярных моряков раскинул ся практически на весь Ат лантический океан. А на прилавки магазинов потоком пошли рыбные товары мно гих видов... Заслуги северян в разви тии промышленного рыболов ства и внедрении передовой техники получили высокую оценку., В 1970 году, когда старейший в стране Мурман ский траловый флот отмечал пятидесятилетие со дня осно вания, он был награжден По четной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. А его успешная работа в го ды девятой пятилетки отме чена всенародным признани ем: к знамени флота при креплен орден Октябрьской Революции. В 1949 ГОДУ в Мур манске, наряду с траловым флотом, появилась еще одна рыбодо бывающая организация — «Мурмансельдь», ныне — «Мурманрыбпром». Она бы ла создана как своеобразная специализированная «фир ма» по вылову и обработке сельди. Речь об этом шла еще в тридцатые годы, когда сельдь стала самостоятель ным объектом промысла за полярных рыбаков. Понача лу ловом ее в губах побере жья занималось так называ емое «запорное хозяйство», которое перегораживало уз кие губы сетями и в бук вальном смысле слова «вы черпывало» таким образом сельдь. Но с середины трид цатых годов рыба в губы почти не заходила. Ее стали искать в открытом море. Эта работа была продолжена и после войны. Она заверши лась успешно, и «Мурман сельдь» «отпочковалась» от тралового флота. Тралфло- товцы помогли ей судами и людьми, послав в новое уп равление свыше двухсот квалифицированных специа листов. Долгое время основным видом . сельдяного промысла был дрифтерный. С наступ лением вечера на средних рыболовных траулерах при ступали к выметке так назы ваемого «порядка» — длин ного шлейфа сетей, прикреп ленных н а .«поводцах» к ве дущему канату — «вожаку». тридцать процентов общей добычи рыбы, то спустя все го два года — почти девяно сто процентов. 1965 год стал годом рож дения еще одной мощной организации рыбного Мур- мана — управления «Сев- рыбхолодфлот». Слово «хо лод» в этом названии — главное. «Холод» — значит свежая рыба. Свежая даже’ при плавании судов в тропи ках. И все-таки название ма ло о чем говорит непосвя щенному. Будет понятнее, если расшифруем его так: «Севрыбхолодфлот» — это флот приемоперерабатыва ющий и транспортный. На вооружении флота — крупнотоннажные плавучие базы и танкеры, производст венные рефрижераторы и транспорты. Э ТА ТЕХНИКА — в надежных руках. Об щепризнано мастерст во заполярных рыбаков, не оспорим их приоритет во многих ценных начинаниях. Именно в Мурманске роди лось и получило широкое распространение парное и групповое соревнование, ко гда два или несколько эки пажей договариваются о сов местной работе и о взаимо выручке на промысле. Они ревниво следят за делами ДРУГ друга, стараются не от стать от напарника, но уж если у того что-нибудь раз ладилось — незамедлитель но приходят на помощь: об меняются опытом, дадут' со вет по радио, а если надо — пересадят па борт и знаю щего специалиста. Действует незыблемый закон морского товарищества. М ОРСКИЕ ДОРОГИ всегда ведут к прича лам. Любой флот, тем более — флот мощный, не мыслим без развитой бере говой базы. Какая же она у заполярных рыбаков? Кратко можно сказать: под стать флоту. Мурманский морской рыб ный порт носит на зна.мени высшую награду страны — орден Ленина. Он награж ден в июле 1966 года за до срочное выполнение заданий семилетки, достижение высо кой производительности тру да и внедрение механизации погрузочно - разгрузочных работ. Это ли не -полная его характеристика! А ведь за последнее десятилетие порг еще шире шагнул .. вперед. • Километры причальной стен?^ | ки, глубоководные пирсйГу I разветвленная система о<$* служивания кораблей, мощ- I ные буксиры, десятки пор- И тальных кранов, эстакады, ■ электропогрузчики,: укруп- а ненные комплексные брига- I ды механизаторов — вот что | такое сегодняшний порт. Он выдвинулся уже и на дру- 1 гой — западный берег Коль- I ского залива, в район Абрам- ■ мыса. Там на сваях — обо- ■ лочках длиной от 18 до 24 I метров разместился новый | причал для крупнотоннаж- _ ных промысловых судов, I Со станционных ■ путей | порта рыбопродукция еже дневно отправляется на ■юг в I 120— 130 вагонах-холодиль- I никах. Впрочем, железнодо- ■ рожникам случается форми- . | ровать и по 200—300 даго- I ков. I Д АРЫ рыбного Мур- I мана богаты и разно- I образны. Один to I tJ P рыбокомбинат выпусА^т I продукцию около 400 найме- I нований. Покупают ее шест- I надцать стран мира. Спрос, • что и говорить, отменный. I Многие изделия рыбокомби- I нага удостоены государствен- ■ кого Знака качества. Рыбо- щ комбинат — гордость Мур- I манска. По масштабам про- I изводства он стоит в ряду ■ крупнейших рыбоперераба- ■ тываюіцих предприятий Со- I ветского Союза. Мощности^ I его год от года увеличива-' _ ются. Растет и техническая I оснащенность. Корпуса его I заводов и цехов — самые ■ приметные строения в порту. ■ И если вы бывали на комби- I нате, то разве не восхища- I лись механизированной ли- ■ нией по выпуску рыбных ■ пельменей? Или не стояли I подолгу в светлом, простор- I ном, убранном цветами по- | мещении, где автоматизиро ванная установка разделыва- I ет и пакует в красочные кочюх. I робки брикеты рыбного фи-?, * ■ ле? а Коллектив рыбокомбината I всегда стремился быть на I уровне требований, которые предъявляет время. В coot- I ветсгвии с задачами десятой I пятилетки — пятилетки зф- • I фективности и качества — он видит свою цель в том, что- . I бы постоянно наращивать I выпуск продукции, пользую- • щейся повышенным спросом. ■ О іДНО из крупнейших | ‘ подразделений рыб- _ ного Мурмана — I производственное объедине- I ние «Судоверфь». Без него * невозможно себе представить ■ нормальную деятельность 1 промыслового флота. Верфь ■ — лечебница кораблей. Ус- ■ талые от трудных походов, I поизносившие механизмы, | траулеры становятся к ее _ причалам, в ее плавучие до- I ки или на ее слипы, чтобы I пройти курс обновления, по- ■ лѵчить запас прочности и ,на- в дежности для новых рейсов. I Мощное и разветвленное хо- I зяйство у мурманских сѵ ремонтников, далеко в т ѵшло оно от скромных меха нических мастерских двадца тых годов. Только в девятой пятилетке построены секция блока механомонтажных це хов, плавучий причал, набе режная южного района, бы товой корпус и другие объ екты, Многие участки рекон струированы, перевооруже ны новой техникой. Вот только один пример. Раньше трудно было проводить швар товые испытания главных судовых двигателей. Мешали большие перепады уровня воды, возникающие при при ливах и отливах, — перепа ды порой до четырех метров. А теперь они не страшны: испытания двигателей могут вестись круглосуточно специального ~ железобет ного причала. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz