Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
КАК ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ к \ 'W* ОРРОЗИОННО - ка- витационные разруше ния в системах охлаж дения дизелей наносят боль шой ущерб, поэтому вопро сам предотвращения корро зионно-кавитационных разру шений (КНР) в последнее время стали уделять все возрастающее внимание. Р е шением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике создана Временная научно- техническая комиссия, зада чей которой является прове дение детального анализа состояния дел с защитой си стем охлаждения от КНР и накипеобразования, обобще ние опыта применения мето дов и средств защиты в раз личных отраслях народного хозяйства, разработка пред ложений по координации ра бот в этом направлении. J-іпслород и углекислый газ —іСют два основных газа, присутствие которых в ох лаждающей воде необходимо снижать до минимума. Хотя кислород в 5— 10 раз более агрессивен, чем углекислый газ, сочетание обоих может быть на 40 процентов более коррозирующим, чем воз действие каждого из них в отдельности. В условиях сравнительно низких температур раство ренный в воде кислород ока зывает слабое воздействие ка металл, но по мере воз растания температуры аг рессивность растворенного кислорода заметно увеличи вается. Коррозия, вызванная присутствием растворенного кислорода, может выражать ся в разномерном разруше нии металла, но самым опас ным считается точечная кор розия. Она появляется вследствие того, что локали зованные зоны повышенной концентрации растворенного кислорода образуют электро химические ячейки, которые в свою очередь и вызывают точечную коррозию. В ряде случаев этот вид коррозии сопровождается ка витационной эрозией, кото рая способствует интенсив ному разрушению элементов систем охлаждения. Из вышесказанного следу ет, что основными фактора ми надежной работы систе мы охлаждения являются, во-первых, правильный ре жим эксплуатации системы и, во-вторых, эффективная обработка охлаждающей сре ды. В настоящее время приме няют три основных метода обработки охлаждающей во ды дизелей: применение эмульсионных масел; применение хроматов; применение нитритов. Эмульсионные масла обес печивают защиту поверхнос тей систем охлаждения ’от коррозии и эрозий. ; Однако применение этих продуктов требует предварительной хо рошей очистки системы, да бы избежать отложений на поверхностях теплообмена. Кроме этого, здесь необхо дим очень внимательный подход к дозировке, так как при чрезмерных дозах эмульсионные масла имеют склонность к образованию «толстых» пленок на поверх ностях системы. Такие плен ки обладают низкой тепло проводностью и могут обра зовать соединения с суспен зированными твердыми ча стицами, содержащимися в охлаждающей воде. А это, в свою очередь, ведет к мест ному перегреву с весьма не- ж елательными последствия ми. Продукты, основанные на хроматах, обеспечивают хо рошую защиту от коррозии и очень эффективны в ма- И з о п ы т а д р у з е й п о с о р е в н о в а н и ю лых дозах. Хотя они и одоб рены в качестве ингибито ров коррозии фирмами — строителями дизелей, хрома- тами нельзя пользоваться, если охлаждающая вода ди зелей применяется в качест ве источника тепла в ути лизационных опреснитель ных установках: возможно загрязнение дистиллята сое динениями хроматов. Продукты, основанные на нитритах, обеспечивают так же хорошую защиту от кор розии и эрозии и весьма ус пешно применяются в малых дозах. Их можно применять и в случаях, когда охлажда ющая вода дизеля исполь зуется в качестве источника тепла в опреснительных ус тановках. По данным фирмы Перолин (Голландия), прово дившей научно-исследова тельские и опытно-конструк торские работы по оценке ингибиторов коррозии, нит риты являются наиболее эф фективными продуктами для обработки воды в замкнутых системах охлаждения дизе лей. На судах МРХ СССР наи большее применение в ка честве присадок к охлажда ющей воде пол у ч и л и ВНИИНП-117/11Э производ ства Львовского нефтепере рабатывающего завода, Ви- зура Ароста М (ФРГ), Шелл Дромус В и другие. Надежность, экономич- ность и срок службы систем охлаждения в значительной мере зависят от состояния рабочей поверхности их эле ментов. При эксплуатации замкну тых систем охлаждения ди зелей на поверхностях со стороны воды, в зависимо сти от метода и режима водообработки, образуются загрязнения, состоящие из масла, углекислых солей кальция, магния и окислов железа. Загрязнения поверх ностей втулок, крышек ци линдров и других поверхно стей ухудшают условия отвода тепла и ускоряют процессы коррозии -метал ла. Для обеспечения нор мальных условий работы двигателей систему охлаж дения необходимо периоди чески очищать от отложений. Наиболее эффективным ме тодом очистки признан хи мический. При очистке систем от на кипи, имеющей карбонатный характер, а также от желе- зоокислых отложений реко мендуется метод с исполь зованием сульфаминовой кислоты. Для удаления из систем, не подвергающихся термическому разложению маслянистых отложений, об разовавшихся в результате попадания в систему неболь ших количеств масла, а так же от длительного использо вания антикоррозионных присадок на масляной осно ве (ВНИИНП-117/119, Ви- зура Ароста М и др.) реко мендуются поверхностно-ак- тивные вещества ОП-7 и ОП-10. Очистка системы ох лаждения производится 1,5 — 2-процентным раствором ОП-7 или ОП-Ю при непре рывной циркуляции моюще го раствора в течение 10— 12 часов при температуре 5 0—60° С. ЦНИИМФом разработан препарат ИМФ-3 для очист ки судового энергетического оборудования и топливных танков. ИМФ-3 представляет собой смесь поверхностно активного вещества — суль- фанола ИП-2, триполифос- фата натрия и кальциниро ванной соды. Для очистки системы ох лаждения от маслянистых отложений используе т с я 3—5-процентный водный раствор препарата при тем пературе 60—65° С в тече ние 3—4 часов при непре рывной циркуляции моюще го раствора. После очистки система промывается прес ной водой. Практика применения хи мической очистки судового энергетического оборудова ния показала, что эпизоди ческие занятия этой пробле мой не способны кардиналь но решить ее — необходи мы инициатива и большие усилия как судовых экипа жей, так и теплотехнических служб. Я. ЯЛАКАС, зам. начальника отдела теплотехники объедине ния «Эстрыбпроіѵі». П О Р О Д И О Н С Т Р А Н Е I !1:111!ПШ IМ II111111!11 і 111 і [[IП И11 ! 1111 і 11!!Ш IStf[1111 і 11П І11111 і!П 11!III!III111!11!і!! 11111[11111і!IИ П I!іIМI!11 і П 1111Н11![П 11111[111 W _ _____ На снимке: бригада проход чиков, которой руководит Вик тор Егорович Башкатов. Коллек тив первым на руднике выпол- ТРУДОВАЯ ПОБЕДА СУДОСТРОИТЕЛЕЙ НЕФТЕКАМСКИЕ АВТОСАМОСВАЛЫ БАШКИРСКАЯ АССР. В мо лодом городе башкирских неф тяников и энергетиков Нефте камске рождается новая для ре спублик отрасль — автомоби лестроение. Здесь заканчивает- і ся сооружение автозавода по j выпуску самосвалов на базе ! шасси КамАЗа. і Перспективным планом пре дусмотрены два варианта авто самосвала: промышленный — грузоподъемностью 10 тонн и сельскохозяйственный — 14 тонн с трехсторонним опрокиды ванием кузова. Уже изготовле на первая партия машин. В год 60-летия Великого Ок тября завод обязался собрать тысячу автосамосвалов. Среди автомобилестроителей разверну лось социалистическое соревно вание за право сборки тысячно го автомобиля. На снимке: промышленный вариант нефтекамского автоса- мосвг.. 1 ? КамАЗ-5511. Фото В. Вонога (Фотохроника ТАСС) Фото В. Кожевникова. (Фотохроника ТАСС). БЕЛГОРОДСКАЯ ОБ ЛАСТЬ. Горняки шахты имени Губкина одержали большую трудовую победу — выполнили социалистические обязательст ва, взятые в честь 60-летия Ве ликого Октября. Они на месяц раньше срока отправили метал лургам страны 51 тысячу тонн высококачественного металлур гического сырья. нил план двух лет десятой пяти летки, и сейчас на его трудовом календаре октябрь 1978 года. Слева направо: М. А. Якунин, В. В; Минин, В. Е. Башкатов, Н. С. Моспак, Ю. Н. Середин и А. С. Каландин. Фото О. Сизова (Фотохроника ТАСС) ГОРЬКИИ. Гавань завода «Красное Сормово» покинул сухогрузный теплоход «60 лет Великого Октября» (на сним ке), построенный по заказу Беломорско-Онежского пароход ства. Судно сдано экипажу в срок, предусмотренный юбилей ными обязательствами сормовичей. Теплоход «60 лет Вели кого Октября» удостоен государственного Знака качества. Фото В. Войтенко. Фотохроника ТАСС. 60 миллиардов киловатт-часов Нововоронежской АЭС ВОРОНЕЖСКАЯ ОБ ЛАСТЬ. Четыре атомных ре актора Нововоронежской АЭС имени 50-летия СССР общей мощностью около 1.5 миллиона киловатт, рабо тая в едином комплексе, да ли с начала пуска 60 милли ардов киловатт-часов элек троэнергии. Сегодня там, где размес тился комплекс четырех энергоблоков АЭС, сооружа ется пятый, мощностью в один миллион киловатт. На снимке: Нововоронеж ская АЭС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz