Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

КАК ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ к \ 'W* ОРРОЗИОННО - ка- витационные разруше­ ния в системах охлаж­ дения дизелей наносят боль­ шой ущерб, поэтому вопро­ сам предотвращения корро­ зионно-кавитационных разру­ шений (КНР) в последнее время стали уделять все возрастающее внимание. Р е­ шением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике создана Временная научно- техническая комиссия, зада­ чей которой является прове­ дение детального анализа состояния дел с защитой си­ стем охлаждения от КНР и накипеобразования, обобще­ ние опыта применения мето­ дов и средств защиты в раз­ личных отраслях народного хозяйства, разработка пред­ ложений по координации ра­ бот в этом направлении. J-іпслород и углекислый газ —іСют два основных газа, присутствие которых в ох­ лаждающей воде необходимо снижать до минимума. Хотя кислород в 5— 10 раз более агрессивен, чем углекислый газ, сочетание обоих может быть на 40 процентов более коррозирующим, чем воз­ действие каждого из них в отдельности. В условиях сравнительно низких температур раство­ ренный в воде кислород ока­ зывает слабое воздействие ка металл, но по мере воз­ растания температуры аг­ рессивность растворенного кислорода заметно увеличи­ вается. Коррозия, вызванная присутствием растворенного кислорода, может выражать­ ся в разномерном разруше­ нии металла, но самым опас­ ным считается точечная кор­ розия. Она появляется вследствие того, что локали­ зованные зоны повышенной концентрации растворенного кислорода образуют электро­ химические ячейки, которые в свою очередь и вызывают точечную коррозию. В ряде случаев этот вид коррозии сопровождается ка­ витационной эрозией, кото­ рая способствует интенсив­ ному разрушению элементов систем охлаждения. Из вышесказанного следу­ ет, что основными фактора­ ми надежной работы систе­ мы охлаждения являются, во-первых, правильный ре­ жим эксплуатации системы и, во-вторых, эффективная обработка охлаждающей сре­ ды. В настоящее время приме­ няют три основных метода обработки охлаждающей во­ ды дизелей: применение эмульсионных масел; применение хроматов; применение нитритов. Эмульсионные масла обес­ печивают защиту поверхнос­ тей систем охлаждения ’от коррозии и эрозий. ; Однако применение этих продуктов требует предварительной хо­ рошей очистки системы, да­ бы избежать отложений на поверхностях теплообмена. Кроме этого, здесь необхо­ дим очень внимательный подход к дозировке, так как при чрезмерных дозах эмульсионные масла имеют склонность к образованию «толстых» пленок на поверх­ ностях системы. Такие плен­ ки обладают низкой тепло­ проводностью и могут обра­ зовать соединения с суспен­ зированными твердыми ча­ стицами, содержащимися в охлаждающей воде. А это, в свою очередь, ведет к мест­ ному перегреву с весьма не- ж елательными последствия­ ми. Продукты, основанные на хроматах, обеспечивают хо­ рошую защиту от коррозии и очень эффективны в ма- И з о п ы т а д р у з е й п о с о р е в н о в а н и ю лых дозах. Хотя они и одоб­ рены в качестве ингибито­ ров коррозии фирмами — строителями дизелей, хрома- тами нельзя пользоваться, если охлаждающая вода ди­ зелей применяется в качест­ ве источника тепла в ути­ лизационных опреснитель­ ных установках: возможно загрязнение дистиллята сое­ динениями хроматов. Продукты, основанные на нитритах, обеспечивают так­ же хорошую защиту от кор­ розии и эрозии и весьма ус­ пешно применяются в малых дозах. Их можно применять и в случаях, когда охлажда­ ющая вода дизеля исполь­ зуется в качестве источника тепла в опреснительных ус­ тановках. По данным фирмы Перолин (Голландия), прово­ дившей научно-исследова­ тельские и опытно-конструк­ торские работы по оценке ингибиторов коррозии, нит­ риты являются наиболее эф­ фективными продуктами для обработки воды в замкнутых системах охлаждения дизе­ лей. На судах МРХ СССР наи­ большее применение в ка­ честве присадок к охлажда­ ющей воде пол у ч и л и ВНИИНП-117/11Э производ­ ства Львовского нефтепере­ рабатывающего завода, Ви- зура Ароста М (ФРГ), Шелл Дромус В и другие. Надежность, экономич- ность и срок службы систем охлаждения в значительной мере зависят от состояния рабочей поверхности их эле­ ментов. При эксплуатации замкну­ тых систем охлаждения ди­ зелей на поверхностях со стороны воды, в зависимо­ сти от метода и режима водообработки, образуются загрязнения, состоящие из масла, углекислых солей кальция, магния и окислов железа. Загрязнения поверх­ ностей втулок, крышек ци­ линдров и других поверхно­ стей ухудшают условия отвода тепла и ускоряют процессы коррозии -метал­ ла. Для обеспечения нор­ мальных условий работы двигателей систему охлаж­ дения необходимо периоди­ чески очищать от отложений. Наиболее эффективным ме­ тодом очистки признан хи­ мический. При очистке систем от на­ кипи, имеющей карбонатный характер, а также от желе- зоокислых отложений реко­ мендуется метод с исполь­ зованием сульфаминовой кислоты. Для удаления из систем, не подвергающихся термическому разложению маслянистых отложений, об­ разовавшихся в результате попадания в систему неболь­ ших количеств масла, а так­ же от длительного использо­ вания антикоррозионных присадок на масляной осно­ ве (ВНИИНП-117/119, Ви- зура Ароста М и др.) реко­ мендуются поверхностно-ак- тивные вещества ОП-7 и ОП-10. Очистка системы ох­ лаждения производится 1,5 — 2-процентным раствором ОП-7 или ОП-Ю при непре­ рывной циркуляции моюще­ го раствора в течение 10— 12 часов при температуре 5 0—60° С. ЦНИИМФом разработан препарат ИМФ-3 для очист­ ки судового энергетического оборудования и топливных танков. ИМФ-3 представляет собой смесь поверхностно­ активного вещества — суль- фанола ИП-2, триполифос- фата натрия и кальциниро­ ванной соды. Для очистки системы ох­ лаждения от маслянистых отложений используе т с я 3—5-процентный водный раствор препарата при тем­ пературе 60—65° С в тече­ ние 3—4 часов при непре­ рывной циркуляции моюще­ го раствора. После очистки система промывается прес­ ной водой. Практика применения хи­ мической очистки судового энергетического оборудова­ ния показала, что эпизоди­ ческие занятия этой пробле­ мой не способны кардиналь­ но решить ее — необходи­ мы инициатива и большие усилия как судовых экипа­ жей, так и теплотехнических служб. Я. ЯЛАКАС, зам. начальника отдела теплотехники объедине­ ния «Эстрыбпроіѵі». П О Р О Д И О Н С Т Р А Н Е I !1:111!ПШ IМ II111111!11 і 111 і [[IП И11 ! 1111 і 11!!Ш IStf[1111 і 11П І11111 і!П 11!III!III111!11!і!! 11111[11111і!IИ П I!іIМI!11 і П 1111Н11![П 11111[111 W _ _____ На снимке: бригада проход­ чиков, которой руководит Вик­ тор Егорович Башкатов. Коллек­ тив первым на руднике выпол- ТРУДОВАЯ ПОБЕДА СУДОСТРОИТЕЛЕЙ НЕФТЕКАМСКИЕ АВТОСАМОСВАЛЫ БАШКИРСКАЯ АССР. В мо­ лодом городе башкирских неф­ тяников и энергетиков Нефте­ камске рождается новая для ре­ спублик отрасль — автомоби­ лестроение. Здесь заканчивает- і ся сооружение автозавода по j выпуску самосвалов на базе ! шасси КамАЗа. і Перспективным планом пре­ дусмотрены два варианта авто­ самосвала: промышленный — грузоподъемностью 10 тонн и сельскохозяйственный — 14 тонн с трехсторонним опрокиды­ ванием кузова. Уже изготовле­ на первая партия машин. В год 60-летия Великого Ок­ тября завод обязался собрать тысячу автосамосвалов. Среди автомобилестроителей разверну­ лось социалистическое соревно­ вание за право сборки тысячно­ го автомобиля. На снимке: промышленный вариант нефтекамского автоса- мосвг.. 1 ? КамАЗ-5511. Фото В. Вонога (Фотохроника ТАСС) Фото В. Кожевникова. (Фотохроника ТАСС). БЕЛГОРОДСКАЯ ОБ­ ЛАСТЬ. Горняки шахты имени Губкина одержали большую трудовую победу — выполнили социалистические обязательст­ ва, взятые в честь 60-летия Ве­ ликого Октября. Они на месяц раньше срока отправили метал­ лургам страны 51 тысячу тонн высококачественного металлур­ гического сырья. нил план двух лет десятой пяти­ летки, и сейчас на его трудовом календаре октябрь 1978 года. Слева направо: М. А. Якунин, В. В; Минин, В. Е. Башкатов, Н. С. Моспак, Ю. Н. Середин и А. С. Каландин. Фото О. Сизова (Фотохроника ТАСС) ГОРЬКИИ. Гавань завода «Красное Сормово» покинул сухогрузный теплоход «60 лет Великого Октября» (на сним­ ке), построенный по заказу Беломорско-Онежского пароход­ ства. Судно сдано экипажу в срок, предусмотренный юбилей­ ными обязательствами сормовичей. Теплоход «60 лет Вели­ кого Октября» удостоен государственного Знака качества. Фото В. Войтенко. Фотохроника ТАСС. 60 миллиардов киловатт-часов Нововоронежской АЭС ВОРОНЕЖСКАЯ ОБ­ ЛАСТЬ. Четыре атомных ре­ актора Нововоронежской АЭС имени 50-летия СССР общей мощностью около 1.5 миллиона киловатт, рабо­ тая в едином комплексе, да­ ли с начала пуска 60 милли­ ардов киловатт-часов элек­ троэнергии. Сегодня там, где размес­ тился комплекс четырех энергоблоков АЭС, сооружа­ ется пятый, мощностью в один миллион киловатт. На снимке: Нововоронеж­ ская АЭС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz