Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

(Продолжение. Нач. в№ 1 36 , 138). Проблема укрепления дис­ циплины приобрела большую остроту. Наглость «бичей» в резерве тралового флота, пьяные дебоши на судах, по­ ножовщин;,. все чаще вызы­ вали возмущение. Почин ударников траулера «Кит» помог всколыхнуть широкое общественное мне­ ние. Их примеру последова­ ли экипажи траулеров «Фе­ ликс Дзержинский», «Дви­ на», • «Ерш», «Белуга», «Сом». Собрания команд требовали публичного суда над разгильдяями и прогуль­ щиками. изгнания их из фло­ та с обязательным оповеще­ нием об этом во все порты страны. Борьба за укрепление дис­ циплины вызвала подъем трудовой активности моря­ ков. Не случайно экипажи траулеров «Днепр» и «Кета», всегда отличавшиеся спаян­ ностью и сознательном от­ ношением к делу, успешно выполняли рейсовые зада- ' ния. А институт помполитов, введенный в траловом флоте в середине тридцатых годов, помог улучшить политиче­ ское воспитание рыбаков. ЯНВАРЯ 1932 года Совет Народных Ко­ миссаров СССР при­ нял специальное постановле­ ние о перспективах развития Мурмана. обратив особое внимание на развитие окруж­ ного центра. Все гтооите ь- ство в Мѵрманске было от­ несено к «ударны:,і строй­ кам в части снабжения кре­ дитами. стройматериалами, оборудованием и рабочей си­ лой». Для ликвидации дис­ пропорции между промысло­ вым Флотом и береговой ба­ зой началось возведение су­ доремонтного завода со <ли­ пом. большого консервного завода, рыбообрабатывающе­ го комбината. Расширялись производственные площади холодильника. Сооружалась новая причальная линия. " Ленинграде! ий домострои­ тельный комбинат стал вы­ пускать для рыбаков Мѵо- —маяа стандартные дома. На ѵлине Лейтенанта Шмидта П. П. развернулось строи­ тельство здания морского техникума. Несмотря на трудности ро­ ста. береговая служба непло­ хо справлялась с обслужива­ нием промысловиков Обра­ батывающие предприятия Севтралтреста давали рыб­ ную продукцию не только на внутренний, но и на внеш­ ний рынок В годы первой пятилетки экспорт значи­ тельно расширился. Италия. Греция. Англия и даже Еги­ пет ежегодно получали от; мурманчан пятнадпать-двад- цать тысяч центнеров креп- коголрной рыбной пласти — клипфиска. В , Германию и Голландию шла рыбная му­ ка (семь-девять тысяч цент­ неров я год). В страны Во- стоки вывозили медицинский рыбий жир. И везде мурман­ ская продукция зарекомен- доипля гебя отлично.' РУД МОРЯКОВ, му­ жественный но самой своей природе, требо­ вал порою от них большой выдержки и самообладания. Хотя в то время зимние рей­ сы уже перестали быть чем- то исключительным, однако многие капитаны все еше страшились выходить в мо­ розное штормовое море, Они предпочитали отстояться в порту, приурочив к зиме и полярной ночи ремонт судов. Капитан Дмитрий Афанасье­ вич Бурков не относился к их числу Еше в январе 1929 гола, н шторм и метель, по­ вел он РТ .49 «Зубатка» в Центральный район, отыскал хороший косяк, поднимал за траление по три тонны тре­ ски и вернулся с богатым уловом, На следующую зиму «Зѵбатка» повторила успех. В январе 1931 года, командуя новым дизельным траулером «Судак». Дмитрий Афанасьевич промышлял на Гусиной банке. Рыба шла хо­ рошо, но поднялся ветер, разгулялась волна, и, как на беду, порвался трал. Чинить его в сильный мороз — проб­ лема нелегкая, Трал застыл на палубе жестким коробом, и, чтобы зашить разрывы, приходилось то и дело поли­ вать сетное полотно горячей водой. Спасая голые рукл от обморожения, моряки смазы­ вали*их смесью жира и таво­ та. А ветер достиг одиннад­ цати баллов, Пришлось пре­ кратить лов и держать судно «носом на волну». Быстро падала температура воздуха: было минус шесть, минус де­ сять — и вот уже минус шестнадцать градусов. Вода, захлестывающая палубу, те­ перь не успевала стекать ч застывала ледяной коркой. Каждая следующая волна наращивала толщину этого ш.нциря. Обледенение! Капитан объ­ явил аврал С лопатами, то­ порами и ломами команда бросилась скалывать лед. Од­ нако волны, мороз и ветер оказались сильнее. К ночч траулер приобрел фантасти­ ческий шід: надстройка ста­ ла айсбергом, глыбы льда висели на месте сигнальных фонарей. Ухудшилась остой­ чивость судна. Оно тяжело ложилось то на левый, то на правый борт, причем крен достигал тридцати пяти — сорока градусов Экипаж про­ должал яростную борьбу со льдом, но у некоторых опыт­ ных моря кон уже появилась тревожная мысль- «Еше не­ много — и оверкиль!» Лучше всех видел т а с - ность капитан. Он мучитель­ но искал выход. А что. если?.. И решитель­ но скомандовал: «Каіать во­ ду в левый кафердам!» Команда выполнила рас­ поряжение капитана, и трау­ лер выровнялся, Через десять часов ветер стал стихать. Воду выкача­ ли. И опять застучали ломы, топоры, лопаты... В ОПРОСЫ развития Мурманска, деятель­ ности тралового флота неоднократно обсуждались в Ленинградском обкоме ВКП(б) (Мурманск входил тогда в состав Ленинград­ ской области). Весной 1932 года было заслушано сооб­ щение специальной комиссии во главе с наркомом снабже­ ния СССР А: И. Микояном и секретарем обкома партии П. А. Ирклисом. Летом, в июне, Мурманск посетил пер­ вый секретарь обкома Сергей Мипон івич Киров. Вылепилось, какие слабые места есть у рыбной индуст­ рии Севера, какая ей нужна помощь. Чтобы улучшить эксплуатацию траулеров Оте­ чественной постройки и со­ кратить сроки их освоения, приняли решение заблаговре­ менно посылать на судострои­ тельную верфь капитана и старшего механика. Они должны были наблюдать за окончанием постройки трау­ лера. активно вмешиваться в дела, не допускать брака.■ Принятый корабль станоьил- ся детищем обеих сторон: и поставщика, и заказчика. Об­ ластной комитет партии утвердил график ввода трау­ леров з строй и строго сле­ дил за его соблюдением. В полном соответствии с этим распорядком Северная верфь Ленинграда поставила запо­ лярному флоту во второй по­ ловине 1932 года траулеры «Ворошилов», «Северный», «Революция», «Северный по­ люс»... - Во время знакомства с мурманской тралбазой С. М. Киров обратил внимание на несовершенство методов об­ работки рыбы. Разгрузку судов, напри­ мер, осуществляли совсем примитивно: из трюмов рыбу поднимали в корзинах вруч­ ную и высыпали в тачки. В лучшем случае для подъема корзин использовалась «ло­ шадиная тяга». 26 августа 1932 года сек­ ретариат обкома ВКП(б) при­ нял специальное постановле­ ние «О качестве обработки и транспортировки рыбы на М.урмане», в котором потре­ бовал дать потребителю больше свежей и мороженой рыбы консервов разных ви­ дов, копченостей и полуфаб­ рикатов, Севтралтрестѵ пору­ чалось построить новый коп­ тильный завод, а на старом увеличить выработку продук­ ций. Обком партии взял под свой контроль обеспечение порта вагонетками, транспор­ терами и электролебедками. ГГервым шагом и механиза­ ции процессов на трнлбазе стало применение стеллингов и моечных'барабанов, Стеллинги представляли собой металлические стрелы, зависавшие у приемных це­ хов рыбокомбината над трю­ мами судна. Череп блок на свободном конце стрелы был переброшен трос с укреплен­ ной на нем бадьей (стампой). Подъем из трюма нагружен­ ной рыбой --гнилы осущест­ влялся с помощью электро­ мотора. Вначале поставили десять стеллингов — по двн на каж­ дый из пяти причалов Это нехитрое приспособление ин­ женера Я, С Томаса осво­ бождало от тяжелого* физи­ ческого труда десятки рабо­ чих и сокращало время раз­ грузки траулеров. А моеч­ ные барабаны и транспорте­ ры вошли в практику благо­ даря мурманскому изобрета­ телю М И Образцову. В НИМАНИЕ Ленинград­ ского обкома ВКП/б/ к нуждам рыбаков За­ полярья было повседневным. Особенно тесно связана исто­ рия Мурманского тпалоного флота в годы первой и вто­ рой пятилеток с именем пар­ тийного руководителя обла­ сти, выдающегося деятеля нашего государства С. М Ки­ рова Он трижды-приезжал на Кольский полуостров и каж­ дый раз первым делом инте­ ресовался «А как работает траловый флот?» Он ходатай­ ствовал в 'Москве о льготах для моряков, добивался, что­ бы новые траулеры своевре­ менно сходили со стапелей верфи, подбирал крепкие ры­ боловецкие кадры, Кто бы из мурманчан ни шел к нему со своими делами и заботами — каждый встречал внимание. А шли сотни людей — капи­ таны и судоремонтники, ру­ ководители и рядовые рабо­ чие. Шли с неразрешимыми, как иМ казалось, проблема­ ми, с тысячами вопросов, с неудачами и радостями, с по­ бедами и новыми >открытия­ ми... Сергей Миронович всех был готов принять и внима­ тельно выслушать, всем ус­ певал ответить, помочь, по­ советовать... Он всегда знал: сколько рыбы выловлено и обработа­ но, какие трудности на сель­ дяной путине, в чем испыты­ вают нужду корабли флота. Первый секретарь Мурман­ ского окружкома партии А. И. Абрамов писал через год после гибели Сергея Ми­ роновича Кирова: «Помню заседание бюро Лениградского обкома в 1931 году, С оттенком неко­ торого волнения люди слу­ шали доклад о работе Сев­ тралтреста. Результаты этой работы были незавидные. Между тем Ленинград и дру­ гие крупные пролетарские центры страны, вступившей в реорганизационный период сельского хозяйства, испы­ тывали некоторые затрудне­ ния в продовольствии, осо­ бенно в жирах и мясе, И то и другое могли с успехом за­ менить несметные рыбные бо­ гатства Баренцева и Белого морей. Но сама рыба не да­ валась, Она казалась «ум­ нее» некоторых хозяйствен­ ников. Руководители треста (да и не только они) оправдыва­ ли огромный недолов (план был выполнен всего на 36%) ссылками на постоян­ ные шторма в Баренцевом мо­ ре, на трудности работы в ус­ ловиях длительной полярной ночи, на вскрытое недавно в рыбной промышленности вре­ дительство, на «диспропор­ ции» и т. д. Сергей Мироно­ вич. внимательно слушавший доклад, вдруг прервал его вопросом: «А рыбу-то вы все-таки дадите?» — и. улыб­ нувшись, предупреждайте добави.т «Если вы там дело не наладите, поедем в Мур­ манск сами. И промысел дви­ нем обязательно. Ей-ей, дви­ нем...» Авторитет С. М. Кирова среди моряков Мурманска был очень высок Его советы и указания всегда были на вооружении. Его отношение к людям служило примером по-отечески теплого участия к их невзгодам и трудностям. Когда летом 1933 гола С М, Киров вместе с И, В. Сталиным и К, Е. Ворошило­ вым осматривал гавани Коль­ ского залива, он познакомил­ ся с капитаном спасательно­ го буксира «Буревестник» Андреем Чукчиньім, А вес­ ной следующего года А. Чук­ чи!! попал в беду: осколком стали он был ранен в глаз, возникла реальная угроза потери зрения • Моряка на­ плавили в глазную клинику Ленинграда. Об этом узнал С. М. Киров. Секретарь ЦК и секретарь обкома партии нашел время созвать для мурманского капитана конси­ лиум врачей, а затем посто­ янно интересовался ходом лечения. Внимание С. М.. Кирова к работе тралового флота ха­ рактеризуют его последние письма и телеграммы в Мур­ манск осенью 1934 года. 27 октября он запросил у руководства «Мурмапрь-бы» точные данные о ходе про­ мысла и уловах сельди. Через неделю прислал те­ леграмму о мерах помощи рыбакам: «Последние три дня отгрузили из Ленинграда Мурманску брезента 3,5 ты­ сячи метров, обручного же­ леза 17 тонн. 5 ноября вы­ ходит первый эшелон тары. Из Карелии на днях будет отгружено 8,5 тысячи бо­ чек». За несколько дней до ги­ бели он интересовался жи­ лищным строительством для моряков, ходом сельдяной пу­ тины, уловом рыбы в запо­ рах Западной Лицы... Б ЫСТРО пролетели годы первой пяти­ летки. Много бы­ ло трудовых побед, боевых рапортов, неуемных страстей и горячего накала. Но было много и бед, недостатков, трудностей. Не хватало опы­ та, не хватало специалистов, а темпы поджимали: «Даешь пятилетку!», «Пятилетку в четыре года!» И рыбаки поставляли ры­ бу, рыбообработчики — кон­ сервы, клипфиск, филе, копт чености, рыбную муку, ры­ бий жир. Уловы за пятилет­ ку возросли в 1.7 раза. Наш край стал давать десять про­ центов общесоюзной добычи рыбы. К середине тридцатых го­ дов. когда в СССР победил и утвердился социализм, Мур­ манск вырос в мощную базу самого крупного в нашей стране тралового флота, ко- торый_ насчитывал уже 68 траулеров. По типам они рас­ пределялись так' отечествен­ ные — 25, зарубежной по­ стройки — 42. Из небольших паровых «ветеранов» остал­ ся один траулер «Палтус». Летом 1935 года на Мур­ манском рейде появилось но­ вое судно, размерами пре­ восходящее остальные. — «Пищевая индустрия». Оно пришло из Англии, История этого парохода водоизмещением около 16 000 тонн была весьма при­ мечательной, Сначала он на­ зывался «Вессари» и почти четверть века исправно нес морскую службу. В молодос­ ти видел многие порты мира, но в годы экономического кризиса был вынужден сме­ нить профессию. Судно купи­ ли рыбопромышленники, по­ ставили на нем рефрижера­ торную установку, дали новое имя — «Королева Арктики». Пароход играл роль крупней­ шего плавучего холодильника Европы В 1934 году «Коро­ лева Арктики» встала на прикол в Гулле. В ее трю­ мах перебивались, по добро­ те старого сторожа, бездом­ ные безработные. А с насту­ плением весны ремонтники навели на судне порядок, и' оно было продано нашей стране. После реконструкции «Пи­ щевая индустрия» — так теперь назывался пароход — стала плавбазой нашего Се­ вера. С нее посылали на ко­ шельковый лов сельди около тридцати дор, на ней затем перерабатывали в мороже­ ную рыбопродукцию богатый улов — до ста тони рыбы за сутки. Тогда же в Мурманске бросил якорь еще один ко­ рабль из Англин — бывший уголыпик «Лиз». Его обору­ довали как рефрижератор. Сто пятьдесят рабочих еже­ дневно трудились на борту судна, чтобы быстрее сдать его в эксплуатацию: наращи­ вали новую палубу, строили каюты для экипажа, устанав­ ливали холодильное обору­ дование. (Продолжение следует). А. НИСЕЛЕВ. М. ТУЛИН Рыб а цк а я слава Глава из книги о Мурманске

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz