Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
(Продолжение. Нач. в№ 1 36 , 138). Проблема укрепления дис циплины приобрела большую остроту. Наглость «бичей» в резерве тралового флота, пьяные дебоши на судах, по ножовщин;,. все чаще вызы вали возмущение. Почин ударников траулера «Кит» помог всколыхнуть широкое общественное мне ние. Их примеру последова ли экипажи траулеров «Фе ликс Дзержинский», «Дви на», • «Ерш», «Белуга», «Сом». Собрания команд требовали публичного суда над разгильдяями и прогуль щиками. изгнания их из фло та с обязательным оповеще нием об этом во все порты страны. Борьба за укрепление дис циплины вызвала подъем трудовой активности моря ков. Не случайно экипажи траулеров «Днепр» и «Кета», всегда отличавшиеся спаян ностью и сознательном от ношением к делу, успешно выполняли рейсовые зада- ' ния. А институт помполитов, введенный в траловом флоте в середине тридцатых годов, помог улучшить политиче ское воспитание рыбаков. ЯНВАРЯ 1932 года Совет Народных Ко миссаров СССР при нял специальное постановле ние о перспективах развития Мурмана. обратив особое внимание на развитие окруж ного центра. Все гтооите ь- ство в Мѵрманске было от несено к «ударны:,і строй кам в части снабжения кре дитами. стройматериалами, оборудованием и рабочей си лой». Для ликвидации дис пропорции между промысло вым Флотом и береговой ба зой началось возведение су доремонтного завода со <ли пом. большого консервного завода, рыбообрабатывающе го комбината. Расширялись производственные площади холодильника. Сооружалась новая причальная линия. " Ленинграде! ий домострои тельный комбинат стал вы пускать для рыбаков Мѵо- —маяа стандартные дома. На ѵлине Лейтенанта Шмидта П. П. развернулось строи тельство здания морского техникума. Несмотря на трудности ро ста. береговая служба непло хо справлялась с обслужива нием промысловиков Обра батывающие предприятия Севтралтреста давали рыб ную продукцию не только на внутренний, но и на внеш ний рынок В годы первой пятилетки экспорт значи тельно расширился. Италия. Греция. Англия и даже Еги пет ежегодно получали от; мурманчан пятнадпать-двад- цать тысяч центнеров креп- коголрной рыбной пласти — клипфиска. В , Германию и Голландию шла рыбная му ка (семь-девять тысяч цент неров я год). В страны Во- стоки вывозили медицинский рыбий жир. И везде мурман ская продукция зарекомен- доипля гебя отлично.' РУД МОРЯКОВ, му жественный но самой своей природе, требо вал порою от них большой выдержки и самообладания. Хотя в то время зимние рей сы уже перестали быть чем- то исключительным, однако многие капитаны все еше страшились выходить в мо розное штормовое море, Они предпочитали отстояться в порту, приурочив к зиме и полярной ночи ремонт судов. Капитан Дмитрий Афанасье вич Бурков не относился к их числу Еше в январе 1929 гола, н шторм и метель, по вел он РТ .49 «Зубатка» в Центральный район, отыскал хороший косяк, поднимал за траление по три тонны тре ски и вернулся с богатым уловом, На следующую зиму «Зѵбатка» повторила успех. В январе 1931 года, командуя новым дизельным траулером «Судак». Дмитрий Афанасьевич промышлял на Гусиной банке. Рыба шла хо рошо, но поднялся ветер, разгулялась волна, и, как на беду, порвался трал. Чинить его в сильный мороз — проб лема нелегкая, Трал застыл на палубе жестким коробом, и, чтобы зашить разрывы, приходилось то и дело поли вать сетное полотно горячей водой. Спасая голые рукл от обморожения, моряки смазы вали*их смесью жира и таво та. А ветер достиг одиннад цати баллов, Пришлось пре кратить лов и держать судно «носом на волну». Быстро падала температура воздуха: было минус шесть, минус де сять — и вот уже минус шестнадцать градусов. Вода, захлестывающая палубу, те перь не успевала стекать ч застывала ледяной коркой. Каждая следующая волна наращивала толщину этого ш.нциря. Обледенение! Капитан объ явил аврал С лопатами, то порами и ломами команда бросилась скалывать лед. Од нако волны, мороз и ветер оказались сильнее. К ночч траулер приобрел фантасти ческий шід: надстройка ста ла айсбергом, глыбы льда висели на месте сигнальных фонарей. Ухудшилась остой чивость судна. Оно тяжело ложилось то на левый, то на правый борт, причем крен достигал тридцати пяти — сорока градусов Экипаж про должал яростную борьбу со льдом, но у некоторых опыт ных моря кон уже появилась тревожная мысль- «Еше не много — и оверкиль!» Лучше всех видел т а с - ность капитан. Он мучитель но искал выход. А что. если?.. И решитель но скомандовал: «Каіать во ду в левый кафердам!» Команда выполнила рас поряжение капитана, и трау лер выровнялся, Через десять часов ветер стал стихать. Воду выкача ли. И опять застучали ломы, топоры, лопаты... В ОПРОСЫ развития Мурманска, деятель ности тралового флота неоднократно обсуждались в Ленинградском обкоме ВКП(б) (Мурманск входил тогда в состав Ленинград ской области). Весной 1932 года было заслушано сооб щение специальной комиссии во главе с наркомом снабже ния СССР А: И. Микояном и секретарем обкома партии П. А. Ирклисом. Летом, в июне, Мурманск посетил пер вый секретарь обкома Сергей Мипон івич Киров. Вылепилось, какие слабые места есть у рыбной индуст рии Севера, какая ей нужна помощь. Чтобы улучшить эксплуатацию траулеров Оте чественной постройки и со кратить сроки их освоения, приняли решение заблаговре менно посылать на судострои тельную верфь капитана и старшего механика. Они должны были наблюдать за окончанием постройки трау лера. активно вмешиваться в дела, не допускать брака.■ Принятый корабль станоьил- ся детищем обеих сторон: и поставщика, и заказчика. Об ластной комитет партии утвердил график ввода трау леров з строй и строго сле дил за его соблюдением. В полном соответствии с этим распорядком Северная верфь Ленинграда поставила запо лярному флоту во второй по ловине 1932 года траулеры «Ворошилов», «Северный», «Революция», «Северный по люс»... - Во время знакомства с мурманской тралбазой С. М. Киров обратил внимание на несовершенство методов об работки рыбы. Разгрузку судов, напри мер, осуществляли совсем примитивно: из трюмов рыбу поднимали в корзинах вруч ную и высыпали в тачки. В лучшем случае для подъема корзин использовалась «ло шадиная тяга». 26 августа 1932 года сек ретариат обкома ВКП(б) при нял специальное постановле ние «О качестве обработки и транспортировки рыбы на М.урмане», в котором потре бовал дать потребителю больше свежей и мороженой рыбы консервов разных ви дов, копченостей и полуфаб рикатов, Севтралтрестѵ пору чалось построить новый коп тильный завод, а на старом увеличить выработку продук ций. Обком партии взял под свой контроль обеспечение порта вагонетками, транспор терами и электролебедками. ГГервым шагом и механиза ции процессов на трнлбазе стало применение стеллингов и моечных'барабанов, Стеллинги представляли собой металлические стрелы, зависавшие у приемных це хов рыбокомбината над трю мами судна. Череп блок на свободном конце стрелы был переброшен трос с укреплен ной на нем бадьей (стампой). Подъем из трюма нагружен ной рыбой --гнилы осущест влялся с помощью электро мотора. Вначале поставили десять стеллингов — по двн на каж дый из пяти причалов Это нехитрое приспособление ин женера Я, С Томаса осво бождало от тяжелого* физи ческого труда десятки рабо чих и сокращало время раз грузки траулеров. А моеч ные барабаны и транспорте ры вошли в практику благо даря мурманскому изобрета телю М И Образцову. В НИМАНИЕ Ленинград ского обкома ВКП/б/ к нуждам рыбаков За полярья было повседневным. Особенно тесно связана исто рия Мурманского тпалоного флота в годы первой и вто рой пятилеток с именем пар тийного руководителя обла сти, выдающегося деятеля нашего государства С. М Ки рова Он трижды-приезжал на Кольский полуостров и каж дый раз первым делом инте ресовался «А как работает траловый флот?» Он ходатай ствовал в 'Москве о льготах для моряков, добивался, что бы новые траулеры своевре менно сходили со стапелей верфи, подбирал крепкие ры боловецкие кадры, Кто бы из мурманчан ни шел к нему со своими делами и заботами — каждый встречал внимание. А шли сотни людей — капи таны и судоремонтники, ру ководители и рядовые рабо чие. Шли с неразрешимыми, как иМ казалось, проблема ми, с тысячами вопросов, с неудачами и радостями, с по бедами и новыми >открытия ми... Сергей Миронович всех был готов принять и внима тельно выслушать, всем ус певал ответить, помочь, по советовать... Он всегда знал: сколько рыбы выловлено и обработа но, какие трудности на сель дяной путине, в чем испыты вают нужду корабли флота. Первый секретарь Мурман ского окружкома партии А. И. Абрамов писал через год после гибели Сергея Ми роновича Кирова: «Помню заседание бюро Лениградского обкома в 1931 году, С оттенком неко торого волнения люди слу шали доклад о работе Сев тралтреста. Результаты этой работы были незавидные. Между тем Ленинград и дру гие крупные пролетарские центры страны, вступившей в реорганизационный период сельского хозяйства, испы тывали некоторые затрудне ния в продовольствии, осо бенно в жирах и мясе, И то и другое могли с успехом за менить несметные рыбные бо гатства Баренцева и Белого морей. Но сама рыба не да валась, Она казалась «ум нее» некоторых хозяйствен ников. Руководители треста (да и не только они) оправдыва ли огромный недолов (план был выполнен всего на 36%) ссылками на постоян ные шторма в Баренцевом мо ре, на трудности работы в ус ловиях длительной полярной ночи, на вскрытое недавно в рыбной промышленности вре дительство, на «диспропор ции» и т. д. Сергей Мироно вич. внимательно слушавший доклад, вдруг прервал его вопросом: «А рыбу-то вы все-таки дадите?» — и. улыб нувшись, предупреждайте добави.т «Если вы там дело не наладите, поедем в Мур манск сами. И промысел дви нем обязательно. Ей-ей, дви нем...» Авторитет С. М. Кирова среди моряков Мурманска был очень высок Его советы и указания всегда были на вооружении. Его отношение к людям служило примером по-отечески теплого участия к их невзгодам и трудностям. Когда летом 1933 гола С М, Киров вместе с И, В. Сталиным и К, Е. Ворошило вым осматривал гавани Коль ского залива, он познакомил ся с капитаном спасательно го буксира «Буревестник» Андреем Чукчиньім, А вес ной следующего года А. Чук чи!! попал в беду: осколком стали он был ранен в глаз, возникла реальная угроза потери зрения • Моряка на плавили в глазную клинику Ленинграда. Об этом узнал С. М. Киров. Секретарь ЦК и секретарь обкома партии нашел время созвать для мурманского капитана конси лиум врачей, а затем посто янно интересовался ходом лечения. Внимание С. М.. Кирова к работе тралового флота ха рактеризуют его последние письма и телеграммы в Мур манск осенью 1934 года. 27 октября он запросил у руководства «Мурмапрь-бы» точные данные о ходе про мысла и уловах сельди. Через неделю прислал те леграмму о мерах помощи рыбакам: «Последние три дня отгрузили из Ленинграда Мурманску брезента 3,5 ты сячи метров, обручного же леза 17 тонн. 5 ноября вы ходит первый эшелон тары. Из Карелии на днях будет отгружено 8,5 тысячи бо чек». За несколько дней до ги бели он интересовался жи лищным строительством для моряков, ходом сельдяной пу тины, уловом рыбы в запо рах Западной Лицы... Б ЫСТРО пролетели годы первой пяти летки. Много бы ло трудовых побед, боевых рапортов, неуемных страстей и горячего накала. Но было много и бед, недостатков, трудностей. Не хватало опы та, не хватало специалистов, а темпы поджимали: «Даешь пятилетку!», «Пятилетку в четыре года!» И рыбаки поставляли ры бу, рыбообработчики — кон сервы, клипфиск, филе, копт чености, рыбную муку, ры бий жир. Уловы за пятилет ку возросли в 1.7 раза. Наш край стал давать десять про центов общесоюзной добычи рыбы. К середине тридцатых го дов. когда в СССР победил и утвердился социализм, Мур манск вырос в мощную базу самого крупного в нашей стране тралового флота, ко- торый_ насчитывал уже 68 траулеров. По типам они рас пределялись так' отечествен ные — 25, зарубежной по стройки — 42. Из небольших паровых «ветеранов» остал ся один траулер «Палтус». Летом 1935 года на Мур манском рейде появилось но вое судно, размерами пре восходящее остальные. — «Пищевая индустрия». Оно пришло из Англии, История этого парохода водоизмещением около 16 000 тонн была весьма при мечательной, Сначала он на зывался «Вессари» и почти четверть века исправно нес морскую службу. В молодос ти видел многие порты мира, но в годы экономического кризиса был вынужден сме нить профессию. Судно купи ли рыбопромышленники, по ставили на нем рефрижера торную установку, дали новое имя — «Королева Арктики». Пароход играл роль крупней шего плавучего холодильника Европы В 1934 году «Коро лева Арктики» встала на прикол в Гулле. В ее трю мах перебивались, по добро те старого сторожа, бездом ные безработные. А с насту плением весны ремонтники навели на судне порядок, и' оно было продано нашей стране. После реконструкции «Пи щевая индустрия» — так теперь назывался пароход — стала плавбазой нашего Се вера. С нее посылали на ко шельковый лов сельди около тридцати дор, на ней затем перерабатывали в мороже ную рыбопродукцию богатый улов — до ста тони рыбы за сутки. Тогда же в Мурманске бросил якорь еще один ко рабль из Англин — бывший уголыпик «Лиз». Его обору довали как рефрижератор. Сто пятьдесят рабочих еже дневно трудились на борту судна, чтобы быстрее сдать его в эксплуатацию: наращи вали новую палубу, строили каюты для экипажа, устанав ливали холодильное обору дование. (Продолжение следует). А. НИСЕЛЕВ. М. ТУЛИН Рыб а цк а я слава Глава из книги о Мурманске
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz