Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
А орден-известно за что... Ж И В Е Т в Мурманске и работает матросом в море коммунист Нико лай Васильевич Брень. Хоть ему и пятьдесят, выглядит ■он молодо: строен, подтя- нут, в смоляных волосах ни одной сединки, только на лице две глубокие морщины — отметины океанов и мо рей, которым он посвятил свою жизнь, да еще, может быть, войны. Война в жизнь Николая Васильевича ворвалась не ожиданно и стремительно. Семья не успела эвакуиро ваться из села Славное Херсонской области, и нача лись для нее сплошные м ы тарства и испытания. Осо бенно фашисты ожесточи лись при отступлении. Гра били и жгли беспощадно. Сегодня Николай Василье вич и сам толком объяснить не берется, как мать смогла уберечь двух сыновей и дочь^ ѵдержать возле себя: многие' подростки из села Славное были вывезены для работы в Германию. В армию Николай Василь евич уходил с радостью. Н а терпевшись за годы войны такого, что другому и не приснится, он хотел честно исполнить свой долг перед Родиной. В армии Николай Василь евич Брень выучился плот ницкому делу, после демо билизации остался в Архан гельской области, поднимал в поселках и деревнях ж и лые дома, клубы, магазины. Там, в архангелогородских деревнях, он и понаслышал- ся рассказов о море, о М у р манске и в один из осенних дней распрощался с плот ницкой артелью. Мурманск встретил его холодной сыростью. Моро сил нудный дождь, порывис тый ветер забирался под по- л*”Чльто, прохожие не об ращали на него внимания, а небольшое здание вокзала не могло вместить всех же лающих погреться. Но рабо ты в Мурманске хватало, и через три дня Николая Ва сильевича уже качало на «малыше» седое Баренцево море. Кончался 1954 год... Р Ы Б Ы было много. Рыболовные траулеры совершали «челноч ные» рейсы. Время летело быстро и незаметно. Нико лаю Васильевичу нравились морская дружба суровых мужчин, понятливость в л ю бой работе и огромное тру долюбие каждого. Из-за это го он и остался в Мурман ске. Появилась семья, и это еще крепче привязало к мо рю. В 1957 году он стал коммунистом. Когда М у р манский траловый флот по полнился промыслово-про изводственными рефриже раторами, Николаю Василь евичу Бреню предложили ра ботать на одном из них плот ником. ...Южное солнце слепило глаза. Все было непривыч ным. Ж а р а стояла нестерпи мая, давила духота. Она ли лась потоками со стороны моря и неба, палубы и вы сокой надстройки. Матросы насверлили дырок в старом бобинце, шлангом подсоеди нили его к насосу, но даже такой импровизированный душ не помогал: через пять минут опять нечем было ды шать. К этому прибавьте не легкую, но обязательную матросскую работу с тралом и на рыбной фабрике. Н и колай Васильевич говорил, что так уж само собой полу чилось, что он в течение де сятка лет ходит за рыбой в Атлантику. Припомнил такой случай. Район работы был рекомен дован промысловым отде лом, но рыбы там не оказа лось. Несколько дней «утю жили» его совершенно бес полезно. Рыбная фабрика стояла наготове, матросы изнывали без дела, загорать и бултыхаться в самодель ном бассейне им надоело, и многие поговаривали, что пора сменить район. И рай он сменили бы, если бы не настойчивость капитана, ко торый все-таки решил сде лать еще одно контрольное траление. И через четыре часа началось... Рыба шла валом. Николай Васильевич в то время уже был оператором морозиль ной линии. На фабрике ра ботали по такой системе: сначала все шкерили, а по том, когда приходила под- вахта, матросы занимали свои места. Морозильные линии использовались мак симально, а от рыбоделов все равно покрикивали: «Шевелись!» По 70— 80 тонн морозили в сутки. И так длилось несколько меся цев. Молодежь уставала, а «старики» держались. И сре ди них Николай Васильевич Брень. Сказывались рейсы на «малышах»; именно на их палубах он получил хо р ошую морскую закалку. Н Е Т А К давно в порт пришел промыслово производственный реф рижератор «Зеленоборск». Николай Васильевич Брень замещал боцмана. Разгова ривать с ним было непросто. То он торопился принять питьевую воду, то краску со склада получить, то матро сов одеть для работы, то ог нетушители сдать на за правку. Одним словом, не успел он рассказать, за что получил орден Трудового Красного Знамени. Но это и так ясно — за отличный и честный труд, за предан ность морскому делу. С. ДАНИЛОВ. ■4 £* ЛЕТ работает в Мурманском ордена Ленина морском рыб. I О ком П0РТУ слесарь центральной котельной Николай Ива нович Иванов. Ремонт котельного оборудования он знает в совершенстве. Коммунист Н. И. Иванов отмечен высокой пра вительственной наградой — орденом «Трудовой славы» третьей степени. Фото Б. ГАРИНА. & V Ч і 2 2 Щ 3 З А ХОРОШУЮ РАБО ТУ и активное учас тие в социалистичес ком соревновании в третьем квартале 1977 года Минис терство рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабо чих пищевой промышленно сти присудили: переходящее Красное зна мя и первую денежную премию рыболовецкому кол хозу «Освобождение» Архан гельского РКС; переходящий вымпел и первую денежную премию экипажам судов: СРТ-р-722 «Снегирь» ры боловецкого колхоза «Энер гия» Мурманского РКС, СРТ-р-0030 «Котоярви» рыболовецкого колхоза «Се вер» Архангельского РКС. ★ ★ * Совет директоров Всесоюз ного объединения «Севры- ба», президиумов Мурман ского, Архангельского и Ка рельского обкомов профсою за рабочих пищевой промыш ленности постановили: признать победителями в социалистическом соревнова нии и присудить вторую де нежную премию рыболовец кому колхозу «Ударник» Мурманского РКС, рыболо вецкому колхозу «Север» Архангельского РКС, экипа жам СРТ-м-1394 «Нолннск», СРТ-213 «Саку» Мурманско го РКС. Третью денежную премию рыболовецкому колхозу «Бе ломорский рыбак» «Карел- рыбпрома», рыболовецкому колхозу им. XXI съезда КПСС Мурманского РКС, рыболовецкому колхозу «Энергия» Мурманского РКС, экипажам СРТ-р-715 «Коршун» колхоза «Удар ник» Мурманского РКС, СРТ-2006 «Кумбыш» колхо за «Северный полюс» Ар хангельского РКС. Э К О Н О М И Я Т О П Л И В А : ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ II I. Б О Л Ь Ш О Е З Н А Ч Е Н И Е в системе проводимых в жизнь мер по экономии топлива отводится утилизации вторичных тепловых энергоре сурсов. Объем их использова ния в стране по данным Гос плана С С С Р к концу пятилетки превысит 100 миллионов гига- калорий. Утилизация экономич на: затраты, необходимые для экономии тонны топлива, в 2 — 3 раза ниже затрат на ее добычу и транспортировку. П/ 'члетним планом развития народк’ого хозяйства С С С Р предусматривается за счет эко номии снизить нормы расхода котельно-печного топлива на 3 — 4 процента. Снизить же нор м ы можно только в том случае, если м ы с каждым годом бу дем все полнее использовать как высокотемпературные, так и низкотемпературные вторич ные энергоресурсы. Таких ре сурсов и источников тепла на судах много. Это уходящие га зы котлов и двигателей, охлаж дающая теплообменники среда — вода, воздух, масло и т. п. На многих судах умело ис пользуют как вторичные энер горесурсы, так и генераторы тепла. Так, например, по пред ложению специалистов Б М Р Т «Валдай» на судах этого типа за, -чет вторичных энергоресур сов*--поддерживают температуру (Окончание. Нач. в № 135, 137), воды в теплом ящике около 75 градусов Цельсия (при обыч ной схеме — до 45— 50 граду сов Цельсия), что позволяет увеличить экономию топлива на 2 процента. По предложе нию специалистов Б М Р Т «А. Андреев» охлаждающая вода конденсатора отработан ного пара направлена на рыбо- фабрику для оттайки блок- форм. В результате этого отпа ла необходимость включать в работу подогреватели заборт ной воды. По предложению специалистов отдела теплотех ники на судах типа «Алтай» обеспечивается работа всех по требителей пара почти на всех режимах одним котлом, что по зволяет сократить расход топ лива на 2 — 3 процента. Такой результат уже получают на Б М Р Т Ко 115, 123, 135, 136, 137 и других. По моему предложению на судах типа «Пушкин» устанавливаются подогреватели питательной во ды паровых котлов. Подогреватели компактны, используют тепло отработавше го пара. Как показывает опыт работы Б М Р Т № 240, 253, 257 и других, новшество по зволяет сократить расход топ лива на 2 — 3 процента. Такие же подогреватели предложено установить на судах типа «Ал тай», «Грумант» и «Лесков» для питательной воды котлов, а на судах типа «Грумант» и «Лес ков» еще и для вакуумных оп реснителей. Установка подогре вателей необходима, так как на этих судах котлы часто рабо тают с перегрузкой, особенно в зимнее время, а тепло отрабо тавшего пара теряется в теп лом ящике или в конденсато рах. В конденсаторах выбрасы вается за борт до 600 килока лорий тепла с каждого кило грамма отработавшего пара, хотя он может быть всегда ис пользован как вторичный энер горесурс (тонна пара примерно эквивалентна 100 килограммам топлива). Значительные резервы эко номии топлива можно ввести в действие при замене избыточ ных опреснителей на вакуум ные, использовав в них тёпло охлаждающей воды двигателей. Этот резерв вводится в дейст вие крайне медленно. Практи чески наш флот уже 5 лет за казывает вакуумные опресни тели, но до сих пор ни одного не получили. Только одно суд но типа «Алтай» из-за этого ежегодно впустую расходует до 500 тонн топлива. Тут нам нужна помощь В Р П О «Севры- ба» и Министерства рыбного хозяйства. Без этой помощи не улучшить структуру производ ства пресной воды на дизель ных судах. Они в настоящее время еще около 155 ООО тонн воды производят за счет тепла парового котла. Использование этого резерва позволило бы со кратить расход топлива при мерно на 15.000 тонн. В настоящее время только 17 судов флота имеют утили зационные котлы, использую щие тепло уходящих газов дви гателей. Тепло же уходящих газов котлов ни на одном ди зельном судне не используется. Предложения рационализаторов об установке пароперегревате лей на судах типа «Алтай» и «Пушкин» хозяйственные руко водители флота отклоняют, так как работы эти требуют определенных затрат, а окупа емость их около 3— 4 лет. Да же установленные утилизаци онные котлы на судах типа «Лесков» не всегда ремонтиру ются (из 14 котлов в действии осталось только 6), лишь по тому, что эти объекты счита ются третьестепенной важности. Свежий пример — БМРТ-417, ремонт котла которого из ведо мости был исключен. Т А К О В О П О Л О Ж Е Н И Е Д Е Л с вводом в хозяйст венный оборот высокотем пературных, а, значит, и требу ю щ и х меньших затрат при вне дрении вторичных энергоресур сов. Если же говорить о низко температурных вторичных энер горесурсах вообще, то их ис пользованием с целью сокраще ния расхода топлива никто серьезно не занимается. Напри мер, на судах при плавании в высоких широтах в зимнее вре мя используется свежий пар для обогрева забортной арма туры. Разве нельзя для этого эксплуатировать низкотемпе ратурные источники — охлаж д а ю щ у ю забортную воду тепло обменников, и м е ю щ у ю темпе ратуру около 15— 20 градусов Цельсия? М о ж н о и нужно. Возможностей и резервов экономии топлива на судах много, и можно надеяться, что объявленный смотр-конкурс ра ционализаторов поможет флоту добиться высоких результатов в этом направлении. Тем для творчества много — это подо грев воздуха для подачи в топ ки котла за счет использования тепла его корпуса или любого другого теплообменника, кото рое сейчас уходит в окружаю щ у ю среду; подогрев топлива для котлов и двигателей отра ботанным паром; использование тепла охлаждающей воды в бы товых теплообменниках; про дувка котлов на отдельную ем кость с повторным использова нием продувочной воды в оп реснителях; использование теп ла отработанного пара в подо гревателях топлива и масла пе ред сепараторами; использова ние низкотемпературного тепла в особых холодильных уста новках для охлаждения возду ха, подаваемого в двигатели, н т. п. Вся работа рационализато ров, людей творческой мысли, а также судовых специалистов и управления должна быть на правлена на создание безот ходного производства тепловой, механической и электрической энергии, на сокращение непро изводительных затрат топлива, на экономию и бережливость во всем. Только приведя в дей ствие все эти силы, м ы смо жем сказать, что приняли все меры для успешного выполне ния решений X X V съезда К П С С в этом направлении. Закончить статью хотелось бы словами Генерального сек ретаря Ц К К П С С Л. И. Бреж нева: «Как бы ни росло богат ство нашего общества, стро жайшая экономия и бережли вость остаются важнейшими условиями развития народного хозяйства, повышения благосо стояния народа». Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик отдела теплотехники тралового флота, секретарь партбюро механико-судовой службы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz