Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

А орден-известно за что... Ж И В Е Т в Мурманске и работает матросом в море коммунист Нико­ лай Васильевич Брень. Хоть ему и пятьдесят, выглядит ■он молодо: строен, подтя- нут, в смоляных волосах ни одной сединки, только на лице две глубокие морщины — отметины океанов и мо­ рей, которым он посвятил свою жизнь, да еще, может быть, войны. Война в жизнь Николая Васильевича ворвалась не­ ожиданно и стремительно. Семья не успела эвакуиро­ ваться из села Славное Херсонской области, и нача­ лись для нее сплошные м ы ­ тарства и испытания. Осо­ бенно фашисты ожесточи­ лись при отступлении. Гра­ били и жгли беспощадно. Сегодня Николай Василье­ вич и сам толком объяснить не берется, как мать смогла уберечь двух сыновей и дочь^ ѵдержать возле себя: многие' подростки из села Славное были вывезены для работы в Германию. В армию Николай Василь­ евич уходил с радостью. Н а ­ терпевшись за годы войны такого, что другому и не приснится, он хотел честно исполнить свой долг перед Родиной. В армии Николай Василь­ евич Брень выучился плот­ ницкому делу, после демо­ билизации остался в Архан­ гельской области, поднимал в поселках и деревнях ж и ­ лые дома, клубы, магазины. Там, в архангелогородских деревнях, он и понаслышал- ся рассказов о море, о М у р ­ манске и в один из осенних дней распрощался с плот­ ницкой артелью. Мурманск встретил его холодной сыростью. Моро­ сил нудный дождь, порывис­ тый ветер забирался под по- л*”Чльто, прохожие не об­ ращали на него внимания, а небольшое здание вокзала не могло вместить всех же­ лающих погреться. Но рабо­ ты в Мурманске хватало, и через три дня Николая Ва­ сильевича уже качало на «малыше» седое Баренцево море. Кончался 1954 год... Р Ы Б Ы было много. Рыболовные траулеры совершали «челноч­ ные» рейсы. Время летело быстро и незаметно. Нико­ лаю Васильевичу нравились морская дружба суровых мужчин, понятливость в л ю ­ бой работе и огромное тру­ долюбие каждого. Из-за это­ го он и остался в Мурман­ ске. Появилась семья, и это еще крепче привязало к мо­ рю. В 1957 году он стал коммунистом. Когда М у р ­ манский траловый флот по­ полнился промыслово-про­ изводственными рефриже­ раторами, Николаю Василь­ евичу Бреню предложили ра­ ботать на одном из них плот­ ником. ...Южное солнце слепило глаза. Все было непривыч­ ным. Ж а р а стояла нестерпи­ мая, давила духота. Она ли­ лась потоками со стороны моря и неба, палубы и вы­ сокой надстройки. Матросы насверлили дырок в старом бобинце, шлангом подсоеди­ нили его к насосу, но даже такой импровизированный душ не помогал: через пять минут опять нечем было ды ­ шать. К этому прибавьте не­ легкую, но обязательную матросскую работу с тралом и на рыбной фабрике. Н и ­ колай Васильевич говорил, что так уж само собой полу­ чилось, что он в течение де­ сятка лет ходит за рыбой в Атлантику. Припомнил такой случай. Район работы был рекомен­ дован промысловым отде­ лом, но рыбы там не оказа­ лось. Несколько дней «утю­ жили» его совершенно бес­ полезно. Рыбная фабрика стояла наготове, матросы изнывали без дела, загорать и бултыхаться в самодель­ ном бассейне им надоело, и многие поговаривали, что пора сменить район. И рай­ он сменили бы, если бы не настойчивость капитана, ко­ торый все-таки решил сде­ лать еще одно контрольное траление. И через четыре часа началось... Рыба шла валом. Николай Васильевич в то время уже был оператором морозиль­ ной линии. На фабрике ра­ ботали по такой системе: сначала все шкерили, а по­ том, когда приходила под- вахта, матросы занимали свои места. Морозильные линии использовались мак­ симально, а от рыбоделов все равно покрикивали: «Шевелись!» По 70— 80 тонн морозили в сутки. И так длилось несколько меся­ цев. Молодежь уставала, а «старики» держались. И сре­ ди них Николай Васильевич Брень. Сказывались рейсы на «малышах»; именно на их палубах он получил хо­ р ошую морскую закалку. Н Е Т А К давно в порт пришел промыслово­ производственный реф­ рижератор «Зеленоборск». Николай Васильевич Брень замещал боцмана. Разгова­ ривать с ним было непросто. То он торопился принять питьевую воду, то краску со склада получить, то матро­ сов одеть для работы, то ог­ нетушители сдать на за­ правку. Одним словом, не успел он рассказать, за что получил орден Трудового Красного Знамени. Но это и так ясно — за отличный и честный труд, за предан­ ность морскому делу. С. ДАНИЛОВ. ■4 £* ЛЕТ работает в Мурманском ордена Ленина морском рыб. I О ком П0РТУ слесарь центральной котельной Николай Ива­ нович Иванов. Ремонт котельного оборудования он знает в совершенстве. Коммунист Н. И. Иванов отмечен высокой пра­ вительственной наградой — орденом «Трудовой славы» третьей степени. Фото Б. ГАРИНА. & V Ч і 2 2 Щ 3 З А ХОРОШУЮ РАБО­ ТУ и активное учас­ тие в социалистичес­ ком соревновании в третьем квартале 1977 года Минис­ терство рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабо­ чих пищевой промышленно­ сти присудили: переходящее Красное зна­ мя и первую денежную премию рыболовецкому кол­ хозу «Освобождение» Архан­ гельского РКС; переходящий вымпел и первую денежную премию экипажам судов: СРТ-р-722 «Снегирь» ры­ боловецкого колхоза «Энер­ гия» Мурманского РКС, СРТ-р-0030 «Котоярви» рыболовецкого колхоза «Се­ вер» Архангельского РКС. ★ ★ * Совет директоров Всесоюз­ ного объединения «Севры- ба», президиумов Мурман­ ского, Архангельского и Ка­ рельского обкомов профсою­ за рабочих пищевой промыш­ ленности постановили: признать победителями в социалистическом соревнова­ нии и присудить вторую де­ нежную премию рыболовец­ кому колхозу «Ударник» Мурманского РКС, рыболо­ вецкому колхозу «Север» Архангельского РКС, экипа­ жам СРТ-м-1394 «Нолннск», СРТ-213 «Саку» Мурманско­ го РКС. Третью денежную премию рыболовецкому колхозу «Бе­ ломорский рыбак» «Карел- рыбпрома», рыболовецкому колхозу им. XXI съезда КПСС Мурманского РКС, рыболовецкому колхозу «Энергия» Мурманского РКС, экипажам СРТ-р-715 «Коршун» колхоза «Удар­ ник» Мурманского РКС, СРТ-2006 «Кумбыш» колхо­ за «Северный полюс» Ар­ хангельского РКС. Э К О Н О М И Я Т О П Л И В А : ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ II I. Б О Л Ь Ш О Е З Н А Ч Е Н И Е в системе проводимых в жизнь мер по экономии топлива отводится утилизации вторичных тепловых энергоре­ сурсов. Объем их использова­ ния в стране по данным Гос­ плана С С С Р к концу пятилетки превысит 100 миллионов гига- калорий. Утилизация экономич­ на: затраты, необходимые для экономии тонны топлива, в 2 — 3 раза ниже затрат на ее добычу и транспортировку. П/ 'члетним планом развития народк’ого хозяйства С С С Р предусматривается за счет эко­ номии снизить нормы расхода котельно-печного топлива на 3 — 4 процента. Снизить же нор­ м ы можно только в том случае, если м ы с каждым годом бу­ дем все полнее использовать как высокотемпературные, так и низкотемпературные вторич­ ные энергоресурсы. Таких ре­ сурсов и источников тепла на судах много. Это уходящие га­ зы котлов и двигателей, охлаж­ дающая теплообменники среда — вода, воздух, масло и т. п. На многих судах умело ис­ пользуют как вторичные энер­ горесурсы, так и генераторы тепла. Так, например, по пред­ ложению специалистов Б М Р Т «Валдай» на судах этого типа за, -чет вторичных энергоресур­ сов*--поддерживают температуру (Окончание. Нач. в № 135, 137), воды в теплом ящике около 75 градусов Цельсия (при обыч­ ной схеме — до 45— 50 граду­ сов Цельсия), что позволяет увеличить экономию топлива на 2 процента. По предложе­ нию специалистов Б М Р Т «А. Андреев» охлаждающая вода конденсатора отработан­ ного пара направлена на рыбо- фабрику для оттайки блок- форм. В результате этого отпа­ ла необходимость включать в работу подогреватели заборт­ ной воды. По предложению специалистов отдела теплотех­ ники на судах типа «Алтай» обеспечивается работа всех по­ требителей пара почти на всех режимах одним котлом, что по­ зволяет сократить расход топ­ лива на 2 — 3 процента. Такой результат уже получают на Б М Р Т Ко 115, 123, 135, 136, 137 и других. По моему предложению на судах типа «Пушкин» устанавливаются подогреватели питательной во­ ды паровых котлов. Подогреватели компактны, используют тепло отработавше­ го пара. Как показывает опыт работы Б М Р Т № 240, 253, 257 и других, новшество по­ зволяет сократить расход топ­ лива на 2 — 3 процента. Такие же подогреватели предложено установить на судах типа «Ал­ тай», «Грумант» и «Лесков» для питательной воды котлов, а на судах типа «Грумант» и «Лес­ ков» еще и для вакуумных оп­ реснителей. Установка подогре­ вателей необходима, так как на этих судах котлы часто рабо­ тают с перегрузкой, особенно в зимнее время, а тепло отрабо­ тавшего пара теряется в теп­ лом ящике или в конденсато­ рах. В конденсаторах выбрасы­ вается за борт до 600 килока­ лорий тепла с каждого кило­ грамма отработавшего пара, хотя он может быть всегда ис­ пользован как вторичный энер­ горесурс (тонна пара примерно эквивалентна 100 килограммам топлива). Значительные резервы эко­ номии топлива можно ввести в действие при замене избыточ­ ных опреснителей на вакуум­ ные, использовав в них тёпло охлаждающей воды двигателей. Этот резерв вводится в дейст­ вие крайне медленно. Практи­ чески наш флот уже 5 лет за­ казывает вакуумные опресни­ тели, но до сих пор ни одного не получили. Только одно суд­ но типа «Алтай» из-за этого ежегодно впустую расходует до 500 тонн топлива. Тут нам нужна помощь В Р П О «Севры- ба» и Министерства рыбного хозяйства. Без этой помощи не улучшить структуру производ­ ства пресной воды на дизель­ ных судах. Они в настоящее время еще около 155 ООО тонн воды производят за счет тепла парового котла. Использование этого резерва позволило бы со­ кратить расход топлива при­ мерно на 15.000 тонн. В настоящее время только 17 судов флота имеют утили­ зационные котлы, использую­ щие тепло уходящих газов дви­ гателей. Тепло же уходящих газов котлов ни на одном ди­ зельном судне не используется. Предложения рационализаторов об установке пароперегревате­ лей на судах типа «Алтай» и «Пушкин» хозяйственные руко­ водители флота отклоняют, так как работы эти требуют определенных затрат, а окупа­ емость их около 3— 4 лет. Да­ же установленные утилизаци­ онные котлы на судах типа «Лесков» не всегда ремонтиру­ ются (из 14 котлов в действии осталось только 6), лишь по­ тому, что эти объекты счита­ ются третьестепенной важности. Свежий пример — БМРТ-417, ремонт котла которого из ведо­ мости был исключен. Т А К О В О П О Л О Ж Е Н И Е Д Е Л с вводом в хозяйст­ венный оборот высокотем­ пературных, а, значит, и требу­ ю щ и х меньших затрат при вне­ дрении вторичных энергоресур­ сов. Если же говорить о низко­ температурных вторичных энер­ горесурсах вообще, то их ис­ пользованием с целью сокраще­ ния расхода топлива никто серьезно не занимается. Напри­ мер, на судах при плавании в высоких широтах в зимнее вре­ мя используется свежий пар для обогрева забортной арма­ туры. Разве нельзя для этого эксплуатировать низкотемпе­ ратурные источники — охлаж­ д а ю щ у ю забортную воду тепло­ обменников, и м е ю щ у ю темпе­ ратуру около 15— 20 градусов Цельсия? М о ж н о и нужно. Возможностей и резервов экономии топлива на судах много, и можно надеяться, что объявленный смотр-конкурс ра­ ционализаторов поможет флоту добиться высоких результатов в этом направлении. Тем для творчества много — это подо­ грев воздуха для подачи в топ­ ки котла за счет использования тепла его корпуса или любого другого теплообменника, кото­ рое сейчас уходит в окружаю­ щ у ю среду; подогрев топлива для котлов и двигателей отра­ ботанным паром; использование тепла охлаждающей воды в бы­ товых теплообменниках; про­ дувка котлов на отдельную ем­ кость с повторным использова­ нием продувочной воды в оп­ реснителях; использование теп­ ла отработанного пара в подо­ гревателях топлива и масла пе­ ред сепараторами; использова­ ние низкотемпературного тепла в особых холодильных уста­ новках для охлаждения возду­ ха, подаваемого в двигатели, н т. п. Вся работа рационализато­ ров, людей творческой мысли, а также судовых специалистов и управления должна быть на­ правлена на создание безот­ ходного производства тепловой, механической и электрической энергии, на сокращение непро­ изводительных затрат топлива, на экономию и бережливость во всем. Только приведя в дей­ ствие все эти силы, м ы смо­ жем сказать, что приняли все меры для успешного выполне­ ния решений X X V съезда К П С С в этом направлении. Закончить статью хотелось бы словами Генерального сек­ ретаря Ц К К П С С Л. И. Бреж­ нева: «Как бы ни росло богат­ ство нашего общества, стро­ жайшая экономия и бережли­ вость остаются важнейшими условиями развития народного хозяйства, повышения благосо­ стояния народа». Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик отдела теплотехники тралового флота, секретарь партбюро механико-судовой службы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz