Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
(Продолжение. Нач. в № 136) Всего за год траловый флот дал 126 тысяч центне ров рыбы — почти столько же, сколько и кустарный лов у берега — с лодок, поддевом и на ярус. Но это было не так уж плохо — ведь флот только-только ста новился на ноги. Специальная комиссия гидрологов, возглавляемая профессорами В. Е. Ляхниц- ким и В. Н. Кандибой, в 1925 году окончательно вы брала место для сооружения рыбной гавани — прибреж-' ную полосу длиной 350 мет ров от Варничного мыса до Базовской пристани. Ч ТО из себя представ лял тогда Мурманск? Это был город с бре венчатыми домишками и с деревянными тротуарами вдоль улиц, протянутыми как бог на душу положит. Непролазная грязь весной и осенью и еще более непро лазные сугробы зимой. По склонам сопок базарной вольницей раскинулись «са мостийные» поселки: «Ва за», «Шанхай», две «Наха ловки» — скопище бараков, землянок и полуземлянок. Лишь в припортовой зоне да на бугре у железной дороги стояли сводчатые жилища из гофрированного железа — пресловутые «чемода ны». В городе жило 8 тысяч человек. Электроэнергии ед ва-едва хватало на освеще ние. Сергей Обручев, сын зна менитого геолога и путеше ственника и сам геолог, при ехав в 1925 году в Заполя рье, писал: «Мурманск — забавный город, город в мо мент рождения. Вы видите, как дома один за другим вы бегают за старые пределы города, как новые и новые железнодорожные пути оп летают грязные избушки первых жителей у моря, а на горе все дальше и даль ше строятся двухэтажные дома на правильно распла нированных улицах, лома ются старые, копаются ка кие-то дороги, канавы, за сыпаются ямы... Порт пока еще не очень оживлен: несколько рыбных тральщиков, несколько ры боловных ботов, две-три шху ны, казенные пароходы». С. Обручев вспоминал о двух достопримечательно стях города: «Это базар, где под .маленькими навесами торгуют почти сплошь ки тайцы — осадок империали стической войны, и ресто ран, где вечером пьют пиво матросы и где слышится речь, а к концу вечера и ру гань, на всех языках». И гем не менее Мурманск с небогатой десятилетней биографией бросил вызов старому центру рыболовства — Архангельску. Там, где в Кольский залив ддадали хо лодные прозрачные струи Варничного ручья, спешно шло сооружение индустри альной базы рыбной про мышленности. Рабочие заби вали многочисленные сваи причалов рыбного порта, строили посолочный завод и склады, прокладывали вель сы узкоколейки. Место ока залось удобным, но часть территории потребовалось отвоевать у моря. В районе нынешнего посол завода, на пример, в часы прилива плавали рыбы у медузы, плескались волны. Море от ступало метр за метром. Ра ботам еще не было видно конца, а у просмоленных бо ков причальной стенки уже отдавали швартовы и ѣгру- жали улон первые мурман ские траулеры. Б АЗА «Севгосрыбтре- ста» создавалась це ной величайших уси лий. К трудностям, вызван ным заполярным климатом, нехваткой рабочей силы и техники, прибавлялись труд ности организационные. Губ- ком РКП(б), который ни на один день не упускал ново стройку из поля зрения, по сылал в Москву настойчи вые ходатайства о финанси ровании: хотя на сооруже ние тралбазы было выделе но свыше миллиона рублей, к началу 1927 года дали только шестьсот тысяч. Чуть ли не на каждом заседании губкома шел разговор о проблемах, связанных с раз витием рыбной промышлен ности. Необходимость быст рейшего форсирования ра бот подчеркивалась и в по становлении VIII губернской партийной конференции. Строительством тралба зы жил весь город. Потребо вались ей новые энергетиче ские мощности — началось возведение электростанции. Понадобилось кораблям мно го пресной воды — протяну ли новую нитку водопровода из Семеновского озера (до этого тралфлот платил за доставку воды в железнодо- оказались неплохие. «Фе ликс Дзержинский» — в то время самое крупное рыбо добывающее судно страны — мог промышлять круглый год в высоких северных ши ротах. Но, к сожалению, и у него обнаружились неко торые недостатки в конструи ровании, не все удовлетворя ло наших рыбаков. В обору дование последующих трау леров, строившихся на не мецких стапелях, были вне сены изменения и усовер шенствования, предложен ные мурманчанами. Наша страна постепенно становилась на индустриаль ные рельсы, освобождалась от иностранной зависимости и в области судостроения. В 1928 году было принято спе циальное решение о строи тельстве для Мурманска на отечественных верфях рыбо промысловых судов по про ектам советских конструкто ров. Заказ получили ленин- После перевода из Ар хангельска в Мурманск тра ловый флот стал работать рентабельнее, ритмичнее, увереннее. В 1927 году, ко гда он перебазировался пол ностью, траулеры совершили сто семьдесят пять рейсов и выловили 175,3 тысячи центнеров рыбы. По сравне нию с показателями 1925 года: рост числа рейсов —• на 27 процентов, рост уло ва — в полтора раза! Пре имущества базирования на Мурманск были окончатель но доказаны. Солиднее становилась и береговая база флота. Весь район так называ е м о й «гражданской пристани» до вольно быстро был застроен производственными поме щениями, административны ми зданиями, складами и жилыми домами. В заливе непрерывно шли землечер пательные работы, сооружа лись новые причалы, углуб- А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыб а цк а я слава Глава из книги о Мурманске рожных цистернах по четы ре рубля за тонну). Росло в городе количество моряков — активнее шло и сооруже ние жилья. Неотложной проблемой стало в эти годы закрепле ние промысловых кадров. Траловому флоту нужны были люди, которые жили не где-нибудь в Мезени, а здесь, под боком. Чтобы привлечь рыбаков в Заполя рье, город предоставлял им общежития и льготные кре диты на строительство инди видуальных домов. Т РАЛОВЫЙ промы сел закладывался на Мурмане основательно, с широкой перспективой. Уп равляющий Севгосрыбтрес- том И. А, Мурашов, в прош лом рабочий-кровелыцик, а в дни революции — комис сар петроградского водопро вода, получил заграничную командировку специально для того, чтобы познако миться с постановкой рыбо промышленного дела в не которых капиталисгических странах. Зарубежный опыт пригодился — Севгосрыб- трест передал кооперации многочисленные фактории на побережье, которые от нимали много времени, вни мания и средств, но давали мало рыбы, и вплотную за нялся траловым флотом, его техническим оснащением, кадрами, береговой базой. Забот хватало, Средний возраст траулеров был два дцать лет. Некоторые из них, многократно латанные, были столь плохи, что в штормовые зимние месяцы их боялись выпускать на промысел: чего доброго, не вернутся, пропадут без вес ти, Ведь большинство судов не имело радиосвязи ни с берегом, ни друг с другом. Но с 1927 года флот стал получать солидное подкреп ление. Один за другим из Германии в Кольский залив приходили новые траулеры: «Феликс Дзержинский», «Большевик». «Мурманск», «Архангельск», «Максим Горький». Они были круп нее и мощнее, чем прежние суда, с большей дальностью плавания, лучше оснащены приборами. И бытовые ус ловия для команды на них градские заводы. Потребовались и новые, более совершенные орудия лова. Группе специалистов, в которую входили С. П. Леонтьев, Ф. Е. Шамалуев, Ф. М. Михов, Н. П. Амосов, удалось создать общими уси лиями 34-метровый отечест венный трал, который по своим промысловым качест вам и простоте конструкции явился одним из лучших в мире. П О-ИНОМУ пришлось решать проблему кад ров плавсостава. Преж нее, стихийное комплектова ние команд ла счет приез жих уже не годилось. Спе циалистов надо было гото вить, Об этом все настойчи вее шла речь на съездах и слегах рыбаков, на страни цах «Полярной правды». Еще 15 апреля 1924 года губисполком принял поста новление, в котором предло жил Севгосрыбтресту орга низовать н Мурманске спе циальную школу, где бы мо ряки могли изучить технику лова, методы обработки ры бы, заграничный опыт тра лового промысла. Преиму щественное право поступле ния в школу давалось мест ным жителям. На кратко срочных профессионально- технических курсах при фло те, в две смены, днем и ве чером, обучались .матросы, засольщики, строи т е л и. Тралмейстеры и кочегары проходили подготовку на курсах в Архангельске. Ко мандный состав — капита ны, штурманы, механики — направлялся на учебу в ву зы Ленинграда. Для подго товки кадров мурманские ор ганизации средств не жале ли. Однако и нелегкой была эта рыбацкая наука! По вос поминаниям ветеранов, са мый жестокий шторм казал ся им сущим пустяком в сравнении с премудростью, которую приходилось теперь постигать. «Помножить дробь на дробь — это не морской узел завязать», — сетовали они. Многие моря ки не имели достаточной общешкольной подготовки. И приходилось им просижи вать над учебниками ночи напролет. ии иициѵ ікіиіѵ , ■. j jx и ш іи о ш д ,У^ лзаіо п ^ it u n n n a iw n n y i n L-nJrlA n U M M jn U t iU D 1 . тов. Он наладил массово-вос- (Продолжение следует). лялись подходы к существу ющим. 7 ноября 1927 года состо ялось торжественное откры тие Мурманской тралбазы. Вот хроника дальнейшего ее роста и развития: 1929 год — введены в строй первая очередь посо лочного завода и фильтро вочный завод, 1930 год — заложен су доремонтный завод. 1931 год — построена первая очередь холодильни ка. 1932 год — сдана вторая очередь посолочного завода. Баржа «Юпитер», на о- торой вырабатывали рыб ную муку, доживала послед ние дни: началось строитель ство мощного мукомольно- абстракционного завода. Прежний пустырь, отве денный некогда под тралба- зу, было не узнать, Здесь вы растал мощный рыбный порт. В СЛЕД за первой парти ей судов, купленных за границей, в Мур манск стали прибывать трау леры второй серии, «Ленин», «Сталин», «Коминтерн», «Профинтерн», «Баклан».,. Всего поступило (в основном из Германии) 34 паровых и 10 дизельных траулеров, По сравнению с английскими тральщиками, на которых мурманчане начинали про мысел, новые суда были сильнее, маневреннее, ком фортабельнее. Водоизмеще ние около шестисот тонн. MouiHQCTb двигателя — 650 индикаторных сил. Экипаж — 35 —43 человека. Запасы топлива и воды позволяли вести лов в течение месяца. Такого типа суда зарубежной постройки составляли тогда ядро промыслового флота. В Мурманск все чаще ста ли прибывать инженерно-тех нические работники из цент ра страны. Большая их груп па во главе с коммунистами приехала специально для укрепления кадров рыбной промышленности. Отряд спе циалистов направил по пар тийной мобилизации Ленин град. На траулере «Кит» добро совестно трудился помощник капитана по политической части, посланец ленинград ских коммунистов Г. Асикле- питательную работу, улуч шил подбор экипажа, принял меры для закрепления лично го состава на судне. Активизировались низовые партийные ячейки тралфло та. На траулере «Кета» в ячейке были три члена и один кандидат в члены ВКП(б). Несмотря на мало численность, они сумели по казать образцы работы: воз главили социалистическое соревнование, мобилизовали команду на выполнение пла на. Важную роль сыграла ре организация управления рыб ной промышленностью. 22 августа 1931 года Севгосрыб- трест был ликвидирован, и на его базе возникли две но вые организации: Мурман ский государственный рыбо промышленный трест (Мур- госрыбтрест) и Северный траловый трест (Севтрал- трест). Первому поручался облов рыбы в прибрежной по лосе Баренцева моря, второ му — морской траловый про мысел. В ЧЕСТЬ XIV годовщи ны Октябрьской реѣм^ люции ноябрь 1931 года в Мурманске был объяв лен штурмовым и ударнььм. Чтобы увеличить вылов ры бы, в море направили как можно больше судов — три четверти всего флота. Пар тийная организация Мурман ского округа прислала на тра улеры подмогу: тридцать опытных коммунистов стали парторганизаторами. Вот некоторые итоги это го ударного месячника. Про изводительность труда в Сев- тралтресте выросла на семь процентов. Поступило 255 рационализаторских предло жений: почти половину из них внедрили. Все траулеры были радиофицированы, укомплектованы библиотека ми-передвижками, на пяти появились киноустановки. Строители сдали государст венной комиссии за месяц два дома для судовых команд и один дом для передовиков мехмастерской. Сто пятьде- • сят матросов вселились в но- '' вые общежития. Вступила в строй электростан. ,ия мощ ностью 100 киловатт. А спустя два месяца кол лектив Севтралтреста рапор товал: «В подарок IV Мур манской партийной конфе ренции досрочно пускаем в эксплуатацию холодильник с пропускной способностью в 32 тонны мороженой рыбы и 20 тонн заготовки льда в сут ки, бондарный завод с про- - изводительностью 400 бочек в сутки, железобетонный склад посола, водопровод с Семеновского озера на трал- базу, временное здание мор- техникума». В ЕСНОЙ 1932 года по инициативе ударни ков траулера «Кит» на флоте начался поход за высокую дисциплину труда. Его целью была ликвидация прогулов и опозданий, борь ба с рвачеством, пьянством. Испокон веку во всех гава нях мира корабли задержива лись из-за подгулявших мо ряков. Это стало своего рода традицией. Социалис?»? ческая дисциплина труда требовала традиций иных. К сожалению, многие экипажи были очень пестрыми по составу: партийные и комсо мольские организации пока оставались слабыми: воспита тельная работа страдала серьезными упущениями. Да же позднее, в середине трид цатых годов, помполит JI. Н. Загладюк столкнулся на трау лере «Акула» с безотрадной картиной: «Несколько разби тых балалаек и мандолин, не исправная кинопередвижка с кинофильмом пятилетней дав ности, самодельный «козел» (домино) да библиотека-пере движка, составленная из слу чайных книг (например, «Как сеять лен»), хранившихся в» ящике вместе с мылом, вот что я нашел на корабле».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz