Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

(Продолжение. Нач. в № 136) Всего за год траловый флот дал 126 тысяч центне­ ров рыбы — почти столько же, сколько и кустарный лов у берега — с лодок, поддевом и на ярус. Но это было не так уж плохо — ведь флот только-только ста­ новился на ноги. Специальная комиссия гидрологов, возглавляемая профессорами В. Е. Ляхниц- ким и В. Н. Кандибой, в 1925 году окончательно вы­ брала место для сооружения рыбной гавани — прибреж-' ную полосу длиной 350 мет­ ров от Варничного мыса до Базовской пристани. Ч ТО из себя представ­ лял тогда Мурманск? Это был город с бре­ венчатыми домишками и с деревянными тротуарами вдоль улиц, протянутыми как бог на душу положит. Непролазная грязь весной и осенью и еще более непро­ лазные сугробы зимой. По склонам сопок базарной вольницей раскинулись «са­ мостийные» поселки: «Ва­ за», «Шанхай», две «Наха­ ловки» — скопище бараков, землянок и полуземлянок. Лишь в припортовой зоне да на бугре у железной дороги стояли сводчатые жилища из гофрированного железа — пресловутые «чемода­ ны». В городе жило 8 тысяч человек. Электроэнергии ед­ ва-едва хватало на освеще­ ние. Сергей Обручев, сын зна­ менитого геолога и путеше­ ственника и сам геолог, при­ ехав в 1925 году в Заполя­ рье, писал: «Мурманск — забавный город, город в мо­ мент рождения. Вы видите, как дома один за другим вы­ бегают за старые пределы города, как новые и новые железнодорожные пути оп­ летают грязные избушки первых жителей у моря, а на горе все дальше и даль­ ше строятся двухэтажные дома на правильно распла­ нированных улицах, лома­ ются старые, копаются ка­ кие-то дороги, канавы, за­ сыпаются ямы... Порт пока еще не очень оживлен: несколько рыбных тральщиков, несколько ры­ боловных ботов, две-три шху­ ны, казенные пароходы». С. Обручев вспоминал о двух достопримечательно­ стях города: «Это базар, где под .маленькими навесами торгуют почти сплошь ки­ тайцы — осадок империали­ стической войны, и ресто­ ран, где вечером пьют пиво матросы и где слышится речь, а к концу вечера и ру­ гань, на всех языках». И гем не менее Мурманск с небогатой десятилетней биографией бросил вызов старому центру рыболовства — Архангельску. Там, где в Кольский залив ддадали хо­ лодные прозрачные струи Варничного ручья, спешно шло сооружение индустри­ альной базы рыбной про­ мышленности. Рабочие заби­ вали многочисленные сваи причалов рыбного порта, строили посолочный завод и склады, прокладывали вель­ сы узкоколейки. Место ока­ залось удобным, но часть территории потребовалось отвоевать у моря. В районе нынешнего посол завода, на­ пример, в часы прилива плавали рыбы у медузы, плескались волны. Море от­ ступало метр за метром. Ра­ ботам еще не было видно конца, а у просмоленных бо­ ков причальной стенки уже отдавали швартовы и ѣгру- жали улон первые мурман­ ские траулеры. Б АЗА «Севгосрыбтре- ста» создавалась це­ ной величайших уси­ лий. К трудностям, вызван­ ным заполярным климатом, нехваткой рабочей силы и техники, прибавлялись труд­ ности организационные. Губ- ком РКП(б), который ни на один день не упускал ново­ стройку из поля зрения, по­ сылал в Москву настойчи­ вые ходатайства о финанси­ ровании: хотя на сооруже­ ние тралбазы было выделе­ но свыше миллиона рублей, к началу 1927 года дали только шестьсот тысяч. Чуть ли не на каждом заседании губкома шел разговор о проблемах, связанных с раз­ витием рыбной промышлен­ ности. Необходимость быст­ рейшего форсирования ра­ бот подчеркивалась и в по­ становлении VIII губернской партийной конференции. Строительством тралба­ зы жил весь город. Потребо­ вались ей новые энергетиче­ ские мощности — началось возведение электростанции. Понадобилось кораблям мно­ го пресной воды — протяну­ ли новую нитку водопровода из Семеновского озера (до этого тралфлот платил за доставку воды в железнодо- оказались неплохие. «Фе­ ликс Дзержинский» — в то время самое крупное рыбо­ добывающее судно страны — мог промышлять круглый год в высоких северных ши­ ротах. Но, к сожалению, и у него обнаружились неко­ торые недостатки в конструи­ ровании, не все удовлетворя­ ло наших рыбаков. В обору­ дование последующих трау­ леров, строившихся на не­ мецких стапелях, были вне­ сены изменения и усовер­ шенствования, предложен­ ные мурманчанами. Наша страна постепенно становилась на индустриаль­ ные рельсы, освобождалась от иностранной зависимости и в области судостроения. В 1928 году было принято спе­ циальное решение о строи­ тельстве для Мурманска на отечественных верфях рыбо­ промысловых судов по про­ ектам советских конструкто­ ров. Заказ получили ленин- После перевода из Ар­ хангельска в Мурманск тра­ ловый флот стал работать рентабельнее, ритмичнее, увереннее. В 1927 году, ко­ гда он перебазировался пол­ ностью, траулеры совершили сто семьдесят пять рейсов и выловили 175,3 тысячи центнеров рыбы. По сравне­ нию с показателями 1925 года: рост числа рейсов —• на 27 процентов, рост уло­ ва — в полтора раза! Пре­ имущества базирования на Мурманск были окончатель­ но доказаны. Солиднее становилась и береговая база флота. Весь район так называ е м о й «гражданской пристани» до­ вольно быстро был застроен производственными поме­ щениями, административны­ ми зданиями, складами и жилыми домами. В заливе непрерывно шли землечер­ пательные работы, сооружа­ лись новые причалы, углуб- А. КИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Рыб а цк а я слава Глава из книги о Мурманске рожных цистернах по четы­ ре рубля за тонну). Росло в городе количество моряков — активнее шло и сооруже­ ние жилья. Неотложной проблемой стало в эти годы закрепле­ ние промысловых кадров. Траловому флоту нужны были люди, которые жили не где-нибудь в Мезени, а здесь, под боком. Чтобы привлечь рыбаков в Заполя­ рье, город предоставлял им общежития и льготные кре­ диты на строительство инди­ видуальных домов. Т РАЛОВЫЙ промы­ сел закладывался на Мурмане основательно, с широкой перспективой. Уп­ равляющий Севгосрыбтрес- том И. А, Мурашов, в прош­ лом рабочий-кровелыцик, а в дни революции — комис­ сар петроградского водопро­ вода, получил заграничную командировку специально для того, чтобы познако­ миться с постановкой рыбо­ промышленного дела в не­ которых капиталисгических странах. Зарубежный опыт пригодился — Севгосрыб- трест передал кооперации многочисленные фактории на побережье, которые от­ нимали много времени, вни­ мания и средств, но давали мало рыбы, и вплотную за­ нялся траловым флотом, его техническим оснащением, кадрами, береговой базой. Забот хватало, Средний возраст траулеров был два­ дцать лет. Некоторые из них, многократно латанные, были столь плохи, что в штормовые зимние месяцы их боялись выпускать на промысел: чего доброго, не вернутся, пропадут без вес­ ти, Ведь большинство судов не имело радиосвязи ни с берегом, ни друг с другом. Но с 1927 года флот стал получать солидное подкреп­ ление. Один за другим из Германии в Кольский залив приходили новые траулеры: «Феликс Дзержинский», «Большевик». «Мурманск», «Архангельск», «Максим Горький». Они были круп­ нее и мощнее, чем прежние суда, с большей дальностью плавания, лучше оснащены приборами. И бытовые ус­ ловия для команды на них градские заводы. Потребовались и новые, более совершенные орудия лова. Группе специалистов, в которую входили С. П. Леонтьев, Ф. Е. Шамалуев, Ф. М. Михов, Н. П. Амосов, удалось создать общими уси­ лиями 34-метровый отечест­ венный трал, который по своим промысловым качест­ вам и простоте конструкции явился одним из лучших в мире. П О-ИНОМУ пришлось решать проблему кад­ ров плавсостава. Преж­ нее, стихийное комплектова­ ние команд ла счет приез­ жих уже не годилось. Спе­ циалистов надо было гото­ вить, Об этом все настойчи­ вее шла речь на съездах и слегах рыбаков, на страни­ цах «Полярной правды». Еще 15 апреля 1924 года губисполком принял поста­ новление, в котором предло­ жил Севгосрыбтресту орга­ низовать н Мурманске спе­ циальную школу, где бы мо­ ряки могли изучить технику лова, методы обработки ры­ бы, заграничный опыт тра­ лового промысла. Преиму­ щественное право поступле­ ния в школу давалось мест­ ным жителям. На кратко­ срочных профессионально- технических курсах при фло­ те, в две смены, днем и ве­ чером, обучались .матросы, засольщики, строи т е л и. Тралмейстеры и кочегары проходили подготовку на курсах в Архангельске. Ко­ мандный состав — капита­ ны, штурманы, механики — направлялся на учебу в ву­ зы Ленинграда. Для подго­ товки кадров мурманские ор­ ганизации средств не жале­ ли. Однако и нелегкой была эта рыбацкая наука! По вос­ поминаниям ветеранов, са­ мый жестокий шторм казал­ ся им сущим пустяком в сравнении с премудростью, которую приходилось теперь постигать. «Помножить дробь на дробь — это не морской узел завязать», — сетовали они. Многие моря­ ки не имели достаточной общешкольной подготовки. И приходилось им просижи­ вать над учебниками ночи напролет. ии иициѵ ікіиіѵ , ■. j jx и ш іи о ш д ,У^ лзаіо п ^ it u n n n a iw n n y i n L-nJrlA n U M M jn U t iU D 1 . тов. Он наладил массово-вос- (Продолжение следует). лялись подходы к существу­ ющим. 7 ноября 1927 года состо­ ялось торжественное откры­ тие Мурманской тралбазы. Вот хроника дальнейшего ее роста и развития: 1929 год — введены в строй первая очередь посо­ лочного завода и фильтро­ вочный завод, 1930 год — заложен су­ доремонтный завод. 1931 год — построена первая очередь холодильни­ ка. 1932 год — сдана вторая очередь посолочного завода. Баржа «Юпитер», на о- торой вырабатывали рыб­ ную муку, доживала послед­ ние дни: началось строитель­ ство мощного мукомольно- абстракционного завода. Прежний пустырь, отве­ денный некогда под тралба- зу, было не узнать, Здесь вы­ растал мощный рыбный порт. В СЛЕД за первой парти­ ей судов, купленных за границей, в Мур­ манск стали прибывать трау­ леры второй серии, «Ленин», «Сталин», «Коминтерн», «Профинтерн», «Баклан».,. Всего поступило (в основном из Германии) 34 паровых и 10 дизельных траулеров, По сравнению с английскими тральщиками, на которых мурманчане начинали про­ мысел, новые суда были сильнее, маневреннее, ком­ фортабельнее. Водоизмеще­ ние около шестисот тонн. MouiHQCTb двигателя — 650 индикаторных сил. Экипаж — 35 —43 человека. Запасы топлива и воды позволяли вести лов в течение месяца. Такого типа суда зарубежной постройки составляли тогда ядро промыслового флота. В Мурманск все чаще ста­ ли прибывать инженерно-тех­ нические работники из цент­ ра страны. Большая их груп­ па во главе с коммунистами приехала специально для укрепления кадров рыбной промышленности. Отряд спе­ циалистов направил по пар­ тийной мобилизации Ленин­ град. На траулере «Кит» добро­ совестно трудился помощник капитана по политической части, посланец ленинград­ ских коммунистов Г. Асикле- ­ питательную работу, улуч­ шил подбор экипажа, принял меры для закрепления лично­ го состава на судне. Активизировались низовые партийные ячейки тралфло­ та. На траулере «Кета» в ячейке были три члена и один кандидат в члены ВКП(б). Несмотря на мало­ численность, они сумели по­ казать образцы работы: воз­ главили социалистическое соревнование, мобилизовали команду на выполнение пла­ на. Важную роль сыграла ре­ организация управления рыб­ ной промышленностью. 22 августа 1931 года Севгосрыб- трест был ликвидирован, и на его базе возникли две но­ вые организации: Мурман­ ский государственный рыбо­ промышленный трест (Мур- госрыбтрест) и Северный траловый трест (Севтрал- трест). Первому поручался облов рыбы в прибрежной по­ лосе Баренцева моря, второ­ му — морской траловый про­ мысел. В ЧЕСТЬ XIV годовщи­ ны Октябрьской реѣм^ люции ноябрь 1931 года в Мурманске был объяв­ лен штурмовым и ударнььм. Чтобы увеличить вылов ры­ бы, в море направили как можно больше судов — три четверти всего флота. Пар­ тийная организация Мурман­ ского округа прислала на тра­ улеры подмогу: тридцать опытных коммунистов стали парторганизаторами. Вот некоторые итоги это­ го ударного месячника. Про­ изводительность труда в Сев- тралтресте выросла на семь процентов. Поступило 255 рационализаторских предло­ жений: почти половину из них внедрили. Все траулеры были радиофицированы, укомплектованы библиотека­ ми-передвижками, на пяти появились киноустановки. Строители сдали государст­ венной комиссии за месяц два дома для судовых команд и один дом для передовиков мехмастерской. Сто пятьде- • сят матросов вселились в но- '' вые общежития. Вступила в строй электростан. ,ия мощ­ ностью 100 киловатт. А спустя два месяца кол­ лектив Севтралтреста рапор­ товал: «В подарок IV Мур­ манской партийной конфе­ ренции досрочно пускаем в эксплуатацию холодильник с пропускной способностью в 32 тонны мороженой рыбы и 20 тонн заготовки льда в сут­ ки, бондарный завод с про- - изводительностью 400 бочек в сутки, железобетонный склад посола, водопровод с Семеновского озера на трал- базу, временное здание мор- техникума». В ЕСНОЙ 1932 года по инициативе ударни­ ков траулера «Кит» на флоте начался поход за высокую дисциплину труда. Его целью была ликвидация прогулов и опозданий, борь­ ба с рвачеством, пьянством. Испокон веку во всех гава­ нях мира корабли задержива­ лись из-за подгулявших мо­ ряков. Это стало своего рода традицией. Социалис?»? ческая дисциплина труда требовала традиций иных. К сожалению, многие экипажи были очень пестрыми по составу: партийные и комсо­ мольские организации пока оставались слабыми: воспита­ тельная работа страдала серьезными упущениями. Да­ же позднее, в середине трид­ цатых годов, помполит JI. Н. Загладюк столкнулся на трау­ лере «Акула» с безотрадной картиной: «Несколько разби­ тых балалаек и мандолин, не­ исправная кинопередвижка с кинофильмом пятилетней дав­ ности, самодельный «козел» (домино) да библиотека-пере­ движка, составленная из слу­ чайных книг (например, «Как сеять лен»), хранившихся в» ящике вместе с мылом, вот что я нашел на корабле».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz