Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
В с е с о ю з н о е о в Т а щ л а н я е л и В ТАЛЛИНЕ, в объ единении «Эстрыб- пром» состоялось первое заседание секции «Судовая теплотехника» ко ординационного совета по организации технической эк сплуатации флота Министер ства рыбного хозяйства СССР. В работе секции при нимали участие представите ли Министерства рыбного хо зяйства СССР, Государст венного проектно - конструк торского института рыбопро мыслового флота Гипрорьіб- флот, всесоюзных рыбопро мышленных производствен ных объединений «Азчерры- ба», «Каспрыба», «Дальры- ба», «Севрыба», работники высших учебных заведений. В течение трех дней участ ники заседания обсуждали положение дел и перспекти- і развития важнейших на правлений в области тепло техники. Задача повышения эффек тивности работы флота не может быть решена без сни жения различных затрат, в том числе себестоимости вы пускаемой продукции. Одним из основных резервов сниже ния эксплуатационных расхо дов является улучшение топ- ливоиспользования на судах флота, снижение затрат на горюче-смазочные материа лы. Как известно, удаление раііонов промысла от мест базирования флота, измене ние режимов промысловой работы, применение совре менных орудий и тактики промысла, установка рыбооб рабатывающего оборудовав пня для выпуска продукции улучшенного ассортимента — все это ведет к неуклон ному росту затрат на горюче смазочные материалы. В свя зи с этим все более актуаль ными становятся вопросы применения дешевых — средневязких и тяжелых сор тов топлива взамен дорогого и дефицитного дизельного, а также внедрение различных мероприятий по экономии топлива. Этой теме были по священы доклады представи телей института Гипрорыб- флот и всех объединений. Доклад проректора по на учной работе Калининград ского технического институ та рыбной промышленности и хозяйства доцента В. Ща- гшіа был посвящен вопросам нормирования масел для су дов. Заведующий кафедрой силовых установок промыс ловых судов из этого же ин ститута доцент Л. Коршунов выступил с докладом «Утили зация тепла выхлопных га зов главных и вспомогатель ных двигателей». Подробно были обсуждены вопросы применения присадок к дви гателям внутреннего сгора ния, язвенной коррозии в су довых паровых котлах и пу тях ее предотвращения, за слушаны результаты испы таний масел в двигателях су дов типа «Атлантик». Участники заседания при няли развернутое решение, в котором наметили конкрет ные темы н работы на пред стоящий год. Второе заседание секции «Судовая теплотехника» бу дет проведено в октябре 1978 г. р Севастополе. Я. ЯЛАКАС, замести тель начальника отдела теплотехники объедине ния «Эетрыбпром». [ИТАТЕЛИ «.Рыбного Мур- — группа передовиков этого ко- Н. А. Шабалов, машинист мама» хорошо знают об рабля (слева направо): рыбмас- успехах экипажа имецн 60-летия Великого Октября РТ-283 «Алѵнка». На снимке тер М. Г. Глухов, старший мас тер добычи Д. И. Кокорин, боц ман II. А. Аристов, старпом РМУ II. Н. Ференс, • матрос В. Н. Аверкин. Фото Б. ЩУКИНА. 99 На них держится флот' Ді ЛЯ КАЖДОЙ судовой команды день предъ яв л е н и я корабля и ме ханизмов инспекции Регист ра СССР — своего рода эк замен. Перед тем, как будет получено «добро» на выход судна в море, много волне ний переживут старший ме ханик, боцман, старпом. Особенно много хлопот и волнений выпадет на долю тех, кто работает в машин ном отделении. Виктор Парфенович Мар- шалко много лет своей жиз ни отдал морю и механиз мам. Это специалист высо кого класса. Но мало кто знает о его судьбе, не лю бит старший механик и ры бак говорить о себе и о тех, трудностях, которые ему пришлось пережить. Война... Она у каждого что-то отняла. У В. П. Мар- шалко не стало родных, судьба забросила его, несо вершеннолетнего, в оккупи рованную Латвию. Батрачил мальчишка с утра до вече ра. Возражать хозяину было нельзя, требовать лишний кусок хлеба — тоже. Непо сильная работа — вот все, что оставалось Виктору. Победа Советского Союза над фашистской Германией изменила его жизнь корен ным образом. Он поступил в Рижское мореходное учи лище и успешно окончил его. Трудно понять, когда Вик тор Парфенович умудряется отдохнуть во время стоян ки судна в порту: приходит самым ранним утром, а ухо- Э К О Н О М И Я возможности и Т О П Л И В А : П Е Р С П Е К Т И ВЫ п. Большую экономию топлива можно получить, применяя ору дия лова е малым сопротивле нием. Этот вопрос становится актуальным с выходом флота на большие глубины, с широ ким применением разгюглубин- _ ных тралов. За примерами да- могательных леко ходить не надо. Исполь зуя 'свои» орудия лова, мно гие мощные траулеры типа «Алтай» не смогли успешно работать в отдельных районах промысла и почти все пришли в порт с перерасходом топли ва. Видимо, отделу добычи сле- ет подумать об этом. Такти ка разноглубинного лова пока отработана недостаточно хоро шо, а потому один из вепомо- лолной нагрузки двигателя на вин работы топливной аппара- расход топлива можно ироана- туры, подбором новых распы- лнзиров&ть. Так, на судах типа лителей форсунок, вопросами «Алтай» при мощности генера- лучшей организации смесеобра- тора 600 квт/час на выработ- зования и очистки цилиндров ку одного киловатт-часа расхо- дизелей. Это уже дает свои дуется 0,24 килограмма топ- отрицательные последствия, лива, а при нагрузке 300 квт Так, на БМРТ-426 во время — уже 0,267 килограмма, ремонта у вспомогательных В среднем для всех вспо- двигателей заменили турби- двигателей для ны; вновь установленные, по производства 1 киловатт-часа заявлению судовых специали- требуется 280 граммов топлн- стов, не обеспечивают ва. За сутки — около 7 кнло- точного воздухообмена, граммов. Это количество топ- зультате применение рацио- лива можно приравнять к тон нальных сортов топлива пли мощности, которую за 24 часа вывод двигателя на полную из расходуют 10 лампочек общей грузку приводят к дымному мощностью 1 квт. Только эти выхлопу, недопустимому росту десять лишних лампочек могут температур по цилиндрам, па за рейс увеличить расход топ- гарообразованию и, естествен- лива на 1120 килограммов, но, к перерасходу топлива. То кументы иа мостике, где ими должны постоянно пользовать ся?! Не так легко встретить штурмана, который мог бы тол ково объяснить, почему при одной и тон же скорости, но разных сочетаниях угла разво рота лопастей ВРШ и оборо тов двигателя, разной осадке, дифференте расход топлива не доста- одинаков. На судах типа «Гру- В Ре' мант» при скорости хода 11 уз лов расход топлива может быть и 290 кг/час, и 350 кг/час. При хозяііском подходе к этому вопросу, в первую очередь ка питанов и штурманов, флот мог бы сократить расход дизтоплн- Конечно, четко организовать же наблюдается на БМРТ № 412 ва на 8000 тонн в год, и только гательных двигателей посгоян- работу по включению потреби- и 411, которые недавно вернѵ- > 10 работает вхолостую, ожидая телей электроэнергии только лись из ремонта в Польше. Пе- момента, когда надо будет по специальному расписанию реводя корабли почти полно- подвирать или потравить вае- ра. А ведь каждый такой дви гатель, при малой нагрузке, расходует в среднем около 20 кг/час дизтоплива, и за год только по этой причине мы увеличиваем его расход на 2500 тонн. На каждом судне есть еще один неиспользованный резерв — экономия электроэнергии. На тех судах, где наблюдают ся резкие колебания в потреб лении электроэнергии, пе ре шаются выводить вспомога тельные двигатели на эконо мичные режимы, близкие к ' полной нагрузке. Влияние не- (Продолжеиие. Нач. в № 135). не легко, но необходимо. II этот резерв могут пустить в дело только на тех судах, где администрация, партийные, і "т:сомольские, профсоюзные организации и посты народно го контроля будут па деле бо роться за сокращение энерго затрат, за экономию горюче смазочных материалов, за сни жение выработки моторесурса двигателей. Есть и другая причина в из лишнем расходовании топлива — это низкое качество топлив ной аппаратуры и ее малая надежность. К сожалению, в нашем бассейне практически никто должным образом пе за нимается исследованием усло- етыо па использование за счет выбора оптимальных режимов работы главных дви- рацио- гателей. Немаловажные резервы по сокращению затрат топлива за ключены в увеличении коэффи- нальных сортов топлива, нам уже сейчас надо готовить их для этого. И самым серьезным образом, с помощью научных учреждений надо заниматься циента полезного действия пе вопросамп подбора соответству- пользуемых механизмов и теп ющей аппаратуры, подбора спо- лоо5менных аппаратов, в эф- собов снижения нагароооразо- .. .„„„„к вания. улучшения организации фективнои и своевре^ ь охлаждения, смазки цилиндров очистке поверхностей теплооб- н т. д. мена и т. д. Еще одни резерв. Так, на всех судах флота есть паспорт ные диаграммы мощности и расхода топлива в зависимости от угла разворота лопастей винта регулируемого шага, ско рости судна и оборотов двига теля. Но попробуйте каіпи до- Л. ПУРЛИЦИС. групповой инженер-механик отдела теплотехники трало вого флота, секретарь парт бюро механико-судовой служ бы. (Окончание следует) дит поздним вечером. В ка юте РТ-301 «Моздок» его застанешь разве что в обе денный перерыв, а так — постоянно находится в ма- шинном отделении. Вместе со вторым механиком Пав лом Степановичем Панасо- вым он что-то проверяет, ре монтирует. Отличный по мощник у Виктора Парфе- иовича. Коммунист, на ко рабле уважаемый человек. В том, что РТ-301 год ходил без междурейсовых ремон тов, есть и его немалая за слуга. Большая трудовая жизнь за плечами В. П. Маршалко. Он может припомнить слу чаи, когда по нескольку ча сов приходилось работать в душной и пыльной утробе парового котла, когда ценою невероятных усилий доводи лось за короткое время ре монтировать машину и пря мо-таки частицей своею сердца заставлять его зара ботать, двигать судно. Вот именно за это его уважают на флоте, и про таких часто можно услышать: '«На них держится флот». В. НИМЕНСКИИ. Фото автора. ТАТАРСКАЯ АССР. Каждый день с главного кон вейера КамАЗа сходит более ста автомобилей. Досрочно выполнен план двух лет де сятой пятилетки. До конца года автомобилестроители обязались выпустить сверх задания семь тысяч камских большегрузов. (Фотохроника ТЛСС I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz