Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

В с е с о ю з н о е о в Т а щ л а н я е л и В ТАЛЛИНЕ, в объ­ единении «Эстрыб- пром» состоялось первое заседание секции «Судовая теплотехника» ко­ ординационного совета по организации технической эк­ сплуатации флота Министер­ ства рыбного хозяйства СССР. В работе секции при­ нимали участие представите­ ли Министерства рыбного хо­ зяйства СССР, Государст­ венного проектно - конструк­ торского института рыбопро­ мыслового флота Гипрорьіб- флот, всесоюзных рыбопро­ мышленных производствен­ ных объединений «Азчерры- ба», «Каспрыба», «Дальры- ба», «Севрыба», работники высших учебных заведений. В течение трех дней участ­ ники заседания обсуждали положение дел и перспекти- і развития важнейших на­ правлений в области тепло­ техники. Задача повышения эффек­ тивности работы флота не может быть решена без сни­ жения различных затрат, в том числе себестоимости вы­ пускаемой продукции. Одним из основных резервов сниже­ ния эксплуатационных расхо­ дов является улучшение топ- ливоиспользования на судах флота, снижение затрат на горюче-смазочные материа­ лы. Как известно, удаление раііонов промысла от мест базирования флота, измене­ ние режимов промысловой работы, применение совре­ менных орудий и тактики промысла, установка рыбооб­ рабатывающего оборудовав пня для выпуска продукции улучшенного ассортимента — все это ведет к неуклон­ ному росту затрат на горюче­ смазочные материалы. В свя­ зи с этим все более актуаль­ ными становятся вопросы применения дешевых — средневязких и тяжелых сор­ тов топлива взамен дорогого и дефицитного дизельного, а также внедрение различных мероприятий по экономии топлива. Этой теме были по­ священы доклады представи­ телей института Гипрорыб- флот и всех объединений. Доклад проректора по на­ учной работе Калининград­ ского технического институ­ та рыбной промышленности и хозяйства доцента В. Ща- гшіа был посвящен вопросам нормирования масел для су­ дов. Заведующий кафедрой силовых установок промыс­ ловых судов из этого же ин­ ститута доцент Л. Коршунов выступил с докладом «Утили­ зация тепла выхлопных га­ зов главных и вспомогатель­ ных двигателей». Подробно были обсуждены вопросы применения присадок к дви­ гателям внутреннего сгора­ ния, язвенной коррозии в су­ довых паровых котлах и пу­ тях ее предотвращения, за­ слушаны результаты испы­ таний масел в двигателях су­ дов типа «Атлантик». Участники заседания при­ няли развернутое решение, в котором наметили конкрет­ ные темы н работы на пред­ стоящий год. Второе заседание секции «Судовая теплотехника» бу­ дет проведено в октябре 1978 г. р Севастополе. Я. ЯЛАКАС, замести­ тель начальника отдела теплотехники объедине­ ния «Эетрыбпром». [ИТАТЕЛИ «.Рыбного Мур- — группа передовиков этого ко- Н. А. Шабалов, машинист мама» хорошо знают об рабля (слева направо): рыбмас- успехах экипажа имецн 60-летия Великого Октября РТ-283 «Алѵнка». На снимке тер М. Г. Глухов, старший мас­ тер добычи Д. И. Кокорин, боц­ ман II. А. Аристов, старпом РМУ II. Н. Ференс, • матрос В. Н. Аверкин. Фото Б. ЩУКИНА. 99 На них держится флот' Ді ЛЯ КАЖДОЙ судовой команды день предъ­ яв л е н и я корабля и ме­ ханизмов инспекции Регист­ ра СССР — своего рода эк­ замен. Перед тем, как будет получено «добро» на выход судна в море, много волне­ ний переживут старший ме­ ханик, боцман, старпом. Особенно много хлопот и волнений выпадет на долю тех, кто работает в машин­ ном отделении. Виктор Парфенович Мар- шалко много лет своей жиз­ ни отдал морю и механиз­ мам. Это специалист высо­ кого класса. Но мало кто знает о его судьбе, не лю­ бит старший механик и ры­ бак говорить о себе и о тех, трудностях, которые ему пришлось пережить. Война... Она у каждого что-то отняла. У В. П. Мар- шалко не стало родных, судьба забросила его, несо­ вершеннолетнего, в оккупи­ рованную Латвию. Батрачил мальчишка с утра до вече­ ра. Возражать хозяину было нельзя, требовать лишний кусок хлеба — тоже. Непо­ сильная работа — вот все, что оставалось Виктору. Победа Советского Союза над фашистской Германией изменила его жизнь корен­ ным образом. Он поступил в Рижское мореходное учи­ лище и успешно окончил его. Трудно понять, когда Вик­ тор Парфенович умудряется отдохнуть во время стоян­ ки судна в порту: приходит самым ранним утром, а ухо- Э К О Н О М И Я возможности и Т О П Л И В А : П Е Р С П Е К Т И ВЫ п. Большую экономию топлива можно получить, применяя ору­ дия лова е малым сопротивле­ нием. Этот вопрос становится актуальным с выходом флота на большие глубины, с широ­ ким применением разгюглубин- _ ных тралов. За примерами да- могательных леко ходить не надо. Исполь­ зуя 'свои» орудия лова, мно­ гие мощные траулеры типа «Алтай» не смогли успешно работать в отдельных районах промысла и почти все пришли в порт с перерасходом топли­ ва. Видимо, отделу добычи сле- ет подумать об этом. Такти­ ка разноглубинного лова пока отработана недостаточно хоро­ шо, а потому один из вепомо- лолной нагрузки двигателя на вин работы топливной аппара- расход топлива можно ироана- туры, подбором новых распы- лнзиров&ть. Так, на судах типа лителей форсунок, вопросами «Алтай» при мощности генера- лучшей организации смесеобра- тора 600 квт/час на выработ- зования и очистки цилиндров ку одного киловатт-часа расхо- дизелей. Это уже дает свои дуется 0,24 килограмма топ- отрицательные последствия, лива, а при нагрузке 300 квт Так, на БМРТ-426 во время — уже 0,267 килограмма, ремонта у вспомогательных В среднем для всех вспо- двигателей заменили турби- двигателей для ны; вновь установленные, по производства 1 киловатт-часа заявлению судовых специали- требуется 280 граммов топлн- стов, не обеспечивают ва. За сутки — около 7 кнло- точного воздухообмена, граммов. Это количество топ- зультате применение рацио- лива можно приравнять к тон нальных сортов топлива пли мощности, которую за 24 часа вывод двигателя на полную из­ расходуют 10 лампочек общей грузку приводят к дымному мощностью 1 квт. Только эти выхлопу, недопустимому росту десять лишних лампочек могут температур по цилиндрам, па­ за рейс увеличить расход топ- гарообразованию и, естествен- лива на 1120 килограммов, но, к перерасходу топлива. То кументы иа мостике, где ими должны постоянно пользовать­ ся?! Не так легко встретить штурмана, который мог бы тол­ ково объяснить, почему при одной и тон же скорости, но разных сочетаниях угла разво­ рота лопастей ВРШ и оборо­ тов двигателя, разной осадке, дифференте расход топлива не доста- одинаков. На судах типа «Гру- В Ре' мант» при скорости хода 11 уз­ лов расход топлива может быть и 290 кг/час, и 350 кг/час. При хозяііском подходе к этому вопросу, в первую очередь ка­ питанов и штурманов, флот мог бы сократить расход дизтоплн- Конечно, четко организовать же наблюдается на БМРТ № 412 ва на 8000 тонн в год, и только гательных двигателей посгоян- работу по включению потреби- и 411, которые недавно вернѵ- > 10 работает вхолостую, ожидая телей электроэнергии только лись из ремонта в Польше. Пе- момента, когда надо будет по специальному расписанию реводя корабли почти полно- подвирать или потравить вае- ра. А ведь каждый такой дви­ гатель, при малой нагрузке, расходует в среднем около 20 кг/час дизтоплива, и за год только по этой причине мы увеличиваем его расход на 2500 тонн. На каждом судне есть еще один неиспользованный резерв — экономия электроэнергии. На тех судах, где наблюдают­ ся резкие колебания в потреб­ лении электроэнергии, пе ре­ шаются выводить вспомога­ тельные двигатели на эконо­ мичные режимы, близкие к ' полной нагрузке. Влияние не- (Продолжеиие. Нач. в № 135). не легко, но необходимо. II этот резерв могут пустить в дело только на тех судах, где администрация, партийные, і "т:сомольские, профсоюзные организации и посты народно­ го контроля будут па деле бо­ роться за сокращение энерго­ затрат, за экономию горюче­ смазочных материалов, за сни­ жение выработки моторесурса двигателей. Есть и другая причина в из­ лишнем расходовании топлива — это низкое качество топлив­ ной аппаратуры и ее малая надежность. К сожалению, в нашем бассейне практически никто должным образом пе за­ нимается исследованием усло- етыо па использование за счет выбора оптимальных режимов работы главных дви- рацио- гателей. Немаловажные резервы по сокращению затрат топлива за­ ключены в увеличении коэффи- нальных сортов топлива, нам уже сейчас надо готовить их для этого. И самым серьезным образом, с помощью научных учреждений надо заниматься циента полезного действия пе вопросамп подбора соответству- пользуемых механизмов и теп ющей аппаратуры, подбора спо- лоо5менных аппаратов, в эф- собов снижения нагароооразо- .. .„„„„к вания. улучшения организации фективнои и своевре^ ь охлаждения, смазки цилиндров очистке поверхностей теплооб- н т. д. мена и т. д. Еще одни резерв. Так, на всех судах флота есть паспорт­ ные диаграммы мощности и расхода топлива в зависимости от угла разворота лопастей винта регулируемого шага, ско­ рости судна и оборотов двига­ теля. Но попробуйте каіпи до- Л. ПУРЛИЦИС. групповой инженер-механик отдела теплотехники трало­ вого флота, секретарь парт бюро механико-судовой служ­ бы. (Окончание следует) дит поздним вечером. В ка­ юте РТ-301 «Моздок» его застанешь разве что в обе­ денный перерыв, а так — постоянно находится в ма- шинном отделении. Вместе со вторым механиком Пав­ лом Степановичем Панасо- вым он что-то проверяет, ре­ монтирует. Отличный по­ мощник у Виктора Парфе- иовича. Коммунист, на ко­ рабле уважаемый человек. В том, что РТ-301 год ходил без междурейсовых ремон­ тов, есть и его немалая за­ слуга. Большая трудовая жизнь за плечами В. П. Маршалко. Он может припомнить слу­ чаи, когда по нескольку ча­ сов приходилось работать в душной и пыльной утробе парового котла, когда ценою невероятных усилий доводи­ лось за короткое время ре­ монтировать машину и пря­ мо-таки частицей своею сердца заставлять его зара­ ботать, двигать судно. Вот именно за это его уважают на флоте, и про таких часто можно услышать: '«На них держится флот». В. НИМЕНСКИИ. Фото автора. ТАТАРСКАЯ АССР. Каждый день с главного кон­ вейера КамАЗа сходит более ста автомобилей. Досрочно выполнен план двух лет де­ сятой пятилетки. До конца года автомобилестроители обязались выпустить сверх задания семь тысяч камских большегрузов. (Фотохроника ТЛСС I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz