Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
• Н О В Ы Е И З Д А Н И Я lllillllllllllllllllllllllllf ІІІІІІІНІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІПІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІНІІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІ В ДЕЛОВЫХ ли поезд ках, в отпуске ли на юге — мы встречаем сотни людей, и, как обычно, завязывается разговор: — Откуда? — Из Мурманска. — Ах, из Мурманска? Слышал о нем, слышал... И мы «узнаем» от собе седника, что наш город —; там, далеко на Севере, где холодно и где много рыбы. «Много рыбы»... Слава о Мурманске, как рыбном центре, широко раз неслась по стране. Не слу чайно в герб города вписа ны на фоне моря корабль и рыба. С морем и рыболовст вом так или иначе связана жизнь почти каждого мур манчанина. И хотя в последние годы мы переживаем тревогу из- за ухудшающихся промыс ловых прогнозов, из-за «ис- *чезновения» знаменитой норвежской сельди и сниже ния уловов крупной трески, эта тревога мало известна жителям иных краев. Они по-прежнему имеют право, считать Мурманск самым что ни на есть рыбным горо дом страны. Как никак, а разнообразную продукцию из рыбы Кольский Север по ставляет к народному столу во всевозрастающих количе ствах. Промысловики научи лись использовать богатства моря и полнее и заботливее. О многих рыбах еще считан ные годы назад мы и поня тия не имели. А ныне они •— деликатес... П РО ЩЕДРОСТЬ се верных морей извест но давно. Русские по моры еще со времен Новго рода Великого промышляли на Мурмане не только рыбу, но и морского зверя. Голый каменный остров Сальный, лежащий посреди Кольского залива неподалеку от выхо да в океан, получил свое на звание в те далекие време на, когда на его берегах скапливались огромные ста да жирных тюленей. Об этом острове лет пол тораста назад бытовала сре ди польских жителей стран ная легенда. Будто бы во времена второго царя толь ко что утвердившейся дина стии Романовых жила да по живала в Коле поморка-во рожея. От всех других гада лок Руси она отличалась тем, что имела дар предве щать пол и даже судьбу еще не родившегося ребенка. Об этом узнали в Москве, когда царица Наталья Кириллов на готовилась стать мате рью. Послали тогда из сто лицы (это было в 1672 го ду) гонцов за ворожеей, при везли ее пред царские очи, и она предсказала, что у царицы родится сын, кото рый станет умнейшим чело веком и прославит Россию. Родился будущий царь Петр Первый. Царица отблагода рила ворожею' за доброе: предсказание и подарила - eft остров Сальный, всегда при- - носивший большой доход. Позже тюленей на остро ве истребили,. й он потерял промысловое значение. А лоз рыбы продолжался. Из вестный географ-путешест венник Федор Литке, побы вавший летом 1822 года в Кольском заливе, свидетель ствует, что на берегу до вольно часто встречались рыбачьи избушки, где мож но было отдохнуть и пере ждать непогоду; .. В -конце прошлого .века в заливе ставили сети н а,нер пу и морских зайцев, "из винтовки били тюленя. Как сообщали очевидцы, коло нист Олонкин из Средней Губы добывал за год до ста шкур разного зверя. Однако промысел трески здесь поч ти совсем прекратился. Ее М УРМАНСКОЕ книжное издательство сделало к 60-ле- тню Великого Октября хороший подарок читателям: подготовлена к выпуску «Книга о Мурманске». Ав торы — доктор исторических наук Алексей Алексеевич Ки селев и мурманский журналист Михаил Асафьевич Тулин. Редактор — Александр Борисович Тимофеев. Издание — из серии «Города и районы Мурманской области». « Книга о Мурманске» — новый шаг во всестороннее показе истории развития столицы нашего заполярного края — от дня закладки до наших дней. Об этом н сказано в обращении к читателям: «Вы рас крываете книгу о городе — нашем современнике, городе, ро дившемся в двадцатом веке. О городе — моряке и рыбаке, городе-стронтеле. О городе, который ждет нас, если мы в ог- лучке; городе, который дает нам работу, друзей, северное сияние и незакатное солнце. О городе — любимом, ибо это так естественно — любить свой город: он — родина, место жительства, место жизни. О городе, чья доблесть и в ратных делах, и в мирных буднях отмечена наградой Родины — ор деном Трудового Красного Знамени. Землякам-мурманчанам, бывшим, нынешним и будущим, посвящают эту книгу авто ры». В каждой главе —богатый материал: интересные факты, редкие архивные фотографии. Конечно, мурманчане старших поколений много знают о своем городе. Но и их, по нашему мнению, уже в первой главе «Основание» привлекут внима ние фотография, на которой запечатлена закладка города, а также план его центра. Далее следуют главы о революции, об интервенции, где показана роль большевиков в борьбе за становление и упро- чение Советской власти на Мурмане. И здесь авторы при влекли богатый фактами, именами материал. «^орота в океан» — глава, раскрывающая историю строительства и роста Мурманского ордена Трудового Крас ного Знамени морского торгового порта. Показан вклад пор товиков в развитие города, в освоение Арктики, в победу над- фашизмом. Далее — «Полярные Одиссеи» — все об Арктике, «Ры бацкая слава» — о рыбаках, «Транспортные артерии» — о железнодорожниках и строительстве дороги, которая впервые в мире так далеко на Севере стала электрифицированной; о городском и морском транспорте, об авиации... Глава «На правом фланге» повествует о подвиге северян в годы Великой Отечественной войны. «И вширь, и ввысь» — о строительстве города за всю его историю, о повседневной жизни мурманчан. Очень к месту приведены слова песни: Коль не видел ты Мурманска с моря, То не знаешь, как город красив... Это — о городе-порте, о гордости нашей и славе. В заключение книги — основные даты истории Мурман ска, а также список орденоносных предприятий и кораблей. Конечно, книга могла быть по объему больше. Еще не раз исследователи истории края, в том числе — и рыбной про мышленности, возьмут в руки архивные документы, побесе дуют со старожилами, чтобы обнаружить интересный факт, дополнить биографию города. А. А. Киселев и М. А. Тулин много лет в Мурманске, лю бят его, история столицы края не просто их интересует — ею они живут. Как нам сообщил А. Б. Тимофеев, авторы готовили ру копись к изданию длительное время. Это их личный подарок 60-летню Великого Октября. С разрешения авторов и издательства мы публикуем гла ву из «Книги о Мурманске» — «Рыбацкая слава». А. НИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Р ы б а ц к а я с л а в а Глава из к н и г и о М урм ан с ке ловили в открытом море —•■ вокруг Кильдина, у Рыба чьего и Териберки. Именно туда, на побережье, прихо дили ватаги промышленни ков и покрученников. Половина из них не знала грамоты, а среди остальных только каждый пятый мог читать. И вот ежегодно три, а то и четыре тысячи таких «промышленников», иначе говоря — просто неимущих мужиков из Карелии и Ар хангельска, двигались к ры бацким становищам. Пока на Мурмане не было паро ходного сообщения, добира лись они длинным и утоми тельным трактом Кемь —-■ Кандалакша — Зашеек — Кола. В Коле, если были деньги, долго бражничали: уж «зело соблазнительны» были здешние кабаки... На путине труд пришлых рыбаков мало чем отличал ся от каторжного. Промысел вели с беспалубных утлых судов — шняк и ел. Основ ной рыбацкой, снастыо был ЯРУС — длинный, иногда в несколько сот метров, канат с подвязанными . к нему на живочными крючками. Шер шавый канат оставлял сса- -дины и рубцы . на ладонях, соленая вода разъедала -ра ны, и руки рыбаков часто кровоточили... В рыбацкие станы на бе регу набивалось к ночи столько народу, сколько мог ла вместить площадь нар и пола. У очага, сложенного' из дикого камня, сушились снасти, портянки, одежда. Запах пота, соленой рыбы, гниющих водорослей не вы ветривался никогда. Грязь,- духота, смрад, сумеречная темнота и скудная, однооб--. разная пища плодили по вальные болезни. Как «бо-, жье наказание», обрушива лись на поморов цинга, про студные недомогания и ду шевные расстройства. А ле карство от всех недугов бы ло одно — норвежский ром... Так продолжалось до Ок тябрьской революции. Точ нее — до изгнания с Коль ского полуострова интервен тов и белогвардейцев. Р ОВНО через месяц после восстановления в Мурманске Совет ской власти, в марте 1920 года, первый уездный съезд Советов, собравшийся в ка зарме на месте пересечения нынешней улицы имени К. Самойловой и Пионерско го переулка (там сейчас ме мориальная доска в честь этого события), принял спе циальное постановление о развитии рыбных промыс лов. Резолюция съезда пре дусматривала необходи мость снабжения рыбаков современными судами, строительство судоремонт ных мастерских, создание рыбообрабатывающих заво дов, внедрение тралового ло ва... Совет Труда и Обороны (СТО) под. председательст вом В. И. Ленина принял постановление о выделении Мурману 1 100 ООО рублей золотом на покупку судов и оборудования. Внимание Владимира Ильича к освое- ' нию рыбных запасов север ных морей было постоян ным. Он считал, что Мув- ман должен стать основным поставщиком рыбы, внима тельно изучал состояние промыслов и их лерспенти- вы. Эти вопросы обсужда лись на многих заседаниях Совнаркома и ^СТО. Костяк тралового флота составили двенадцать траль щиков, купленных еще цар ским правительством в Анг лии во время , первой миро вой войны для н е с е > л пат рульной службы.: " Старые, изрядно ' ~потрепанные, они были мало приспособлены для лова. Всего не хватало: тралов, распорных досок, шкерочных ножей, ваеррв. И все-таки флотилия начала промысел. П ЕРВЫМИ в конце июня 1920 года вы шли в море РТ-ЗО (капитан М. А. Викман) и РТ-39 «Зубатка» под коман дованием Федора Михайло вича Михова. За ними по следовали и другие. Ловили вблизи берегов. Промысел, как водилось исстари у сезонных .добыт чиков, закончили осенью. Затем траулеры ушли на зимнюю стоянку в Архан гельск. Так зарождался Мурман ский траловый флот. В начале июля 1921 года по распоряжению В. И. Ле нина «Муробластьрыбе» пе редали бывший военный порт города. Промысловики получили и суда, и берего вую базу. Год спустя в отделе про ектирования портов Всерос сийского совета народного хозяйства инженер В. А. Малюков составил первый проект Мурманского рыбно го порта. Порт был задуман как гавань, в виде бассейна, прикрытого одним длинным защитным молом. Забегая вперед, скажем, что первая очередь строительства была завершена за пять лет. Ры баки получили в свое распо ряжение сто десять погон ных метров причалов. По тем временам, когда промы сел вели на малых судах, —' достижение огромное. А ны-' не у того ^ причала мог бы ошвартоваться только один современный супертраулер. Уже в начале двадцатых годов Мурманск заявил о себе как город, который хо тел быть не только перева лочным пунктом в торговле с заграницей, но и круглого дичной траловой базой в не замерзающей зимой гавани. Архангельск, как известно, не имел этого преимущества: его на полгода сковывало льдом. В 1924 ГОДУ по реше нию СТО был орга низован Северный государственный рыбопро мышленный трест с контора ми в Архангельске и Мур манске. Началась перебро ска тралового флота в рай он Кольского залива. Стра стным ее поборником стал первый управляющий Сев- госрыбтрестом Иван. Алек сандрович Мурашов. Много дней провел он на Варнич ном мысу, прикидывая ме ста для сооружения прича лов, сам измерил всю пло щадь будущей тралбазы и указал, где строить склады для рыбы, помещения посо лочного завода. На зиму в Мурманске ос тавили половину «рыбьей флотилии», как в шутку на зывали тралфлот за то. что суда носили однотипные на звания — «Сайда», «Кам бала», «Палтус», «Окунь», «Навага», «Пикша», «Тре ска» и т. д. Эти траулеры, вслед за РТ «Щука», где капитаном ходил Я. А. Бог данов, и стали с декабря 1924 года первыми осваи вать зимний промысел в от крытом море. Это было неслыханно. В успех многие не верили. Но рыбаки сделали до весны пятнадцать рейсов. Начало круглогодичному лову было положено... К тому времени относит ся и первая экспортная экс педиция в Англию —• важ ное событие в жизни Мур манска. Дело в том, что промысловики освоили но вый метод обработки тре ски: они доставляли в порг не соленую, «продубленную» рыбу, а свежепросольную, пахнущую океаном. Такой вид продукции заинтересо вал англичан. Было реше но сделать несколько торго вых рейсов в страну туман ного Альбиона. За границу ходили траулеры «Налим» и «Форель». .В течение 1925 года в Мурманск пришло пополне ние — рыболовный флот увеличился на пять трауле ров. Хотя суда были и не но вые, все же они стали значи тельной силой. Не случай ны такие : статистические данные: в 1924 году трау леры сделали 88 рейсов, а в 1925 году — 138. Рейсы были короткие, как говорит ся, «от бани до бани» — . двенадцать — четырнадцать дней. Именно на столько хватало угля в топливных бункерах. Обычно за это время экипажи успевали до быть по пять тысяч пудов 1 рыбы (восемьсот центне ров). (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz