Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

• Н О В Ы Е И З Д А Н И Я lllillllllllllllllllllllllllf ІІІІІІІНІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІПІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІНІІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІ В ДЕЛОВЫХ ли поезд­ ках, в отпуске ли на юге — мы встречаем сотни людей, и, как обычно, завязывается разговор: — Откуда? — Из Мурманска. — Ах, из Мурманска? Слышал о нем, слышал... И мы «узнаем» от собе­ седника, что наш город —; там, далеко на Севере, где холодно и где много рыбы. «Много рыбы»... Слава о Мурманске, как рыбном центре, широко раз­ неслась по стране. Не слу­ чайно в герб города вписа­ ны на фоне моря корабль и рыба. С морем и рыболовст­ вом так или иначе связана жизнь почти каждого мур­ манчанина. И хотя в последние годы мы переживаем тревогу из- за ухудшающихся промыс­ ловых прогнозов, из-за «ис- *чезновения» знаменитой норвежской сельди и сниже­ ния уловов крупной трески, эта тревога мало известна жителям иных краев. Они по-прежнему имеют право, считать Мурманск самым что ни на есть рыбным горо­ дом страны. Как никак, а разнообразную продукцию из рыбы Кольский Север по­ ставляет к народному столу во всевозрастающих количе­ ствах. Промысловики научи­ лись использовать богатства моря и полнее и заботливее. О многих рыбах еще считан­ ные годы назад мы и поня­ тия не имели. А ныне они •— деликатес... П РО ЩЕДРОСТЬ се­ верных морей извест­ но давно. Русские по­ моры еще со времен Новго­ рода Великого промышляли на Мурмане не только рыбу, но и морского зверя. Голый каменный остров Сальный, лежащий посреди Кольского залива неподалеку от выхо­ да в океан, получил свое на­ звание в те далекие време­ на, когда на его берегах скапливались огромные ста­ да жирных тюленей. Об этом острове лет пол­ тораста назад бытовала сре­ ди польских жителей стран­ ная легенда. Будто бы во времена второго царя толь­ ко что утвердившейся дина­ стии Романовых жила да по­ живала в Коле поморка-во­ рожея. От всех других гада­ лок Руси она отличалась тем, что имела дар предве­ щать пол и даже судьбу еще не родившегося ребенка. Об этом узнали в Москве, когда царица Наталья Кириллов­ на готовилась стать мате­ рью. Послали тогда из сто­ лицы (это было в 1672 го­ ду) гонцов за ворожеей, при­ везли ее пред царские очи, и она предсказала, что у царицы родится сын, кото­ рый станет умнейшим чело­ веком и прославит Россию. Родился будущий царь Петр Первый. Царица отблагода­ рила ворожею' за доброе: предсказание и подарила - eft остров Сальный, всегда при- - носивший большой доход. Позже тюленей на остро­ ве истребили,. й он потерял промысловое значение. А лоз рыбы продолжался. Из­ вестный географ-путешест­ венник Федор Литке, побы­ вавший летом 1822 года в Кольском заливе, свидетель­ ствует, что на берегу до­ вольно часто встречались рыбачьи избушки, где мож­ но было отдохнуть и пере­ ждать непогоду; .. В -конце прошлого .века в заливе ставили сети н а,нер ­ пу и морских зайцев, "из винтовки били тюленя. Как сообщали очевидцы, коло­ нист Олонкин из Средней Губы добывал за год до ста шкур разного зверя. Однако промысел трески здесь поч­ ти совсем прекратился. Ее М УРМАНСКОЕ книжное издательство сделало к 60-ле- тню Великого Октября хороший подарок читателям: подготовлена к выпуску «Книга о Мурманске». Ав­ торы — доктор исторических наук Алексей Алексеевич Ки­ селев и мурманский журналист Михаил Асафьевич Тулин. Редактор — Александр Борисович Тимофеев. Издание — из серии «Города и районы Мурманской области». « Книга о Мурманске» — новый шаг во всестороннее показе истории развития столицы нашего заполярного края — от дня закладки до наших дней. Об этом н сказано в обращении к читателям: «Вы рас­ крываете книгу о городе — нашем современнике, городе, ро­ дившемся в двадцатом веке. О городе — моряке и рыбаке, городе-стронтеле. О городе, который ждет нас, если мы в ог- лучке; городе, который дает нам работу, друзей, северное сияние и незакатное солнце. О городе — любимом, ибо это так естественно — любить свой город: он — родина, место жительства, место жизни. О городе, чья доблесть и в ратных делах, и в мирных буднях отмечена наградой Родины — ор­ деном Трудового Красного Знамени. Землякам-мурманчанам, бывшим, нынешним и будущим, посвящают эту книгу авто­ ры». В каждой главе —богатый материал: интересные факты, редкие архивные фотографии. Конечно, мурманчане старших поколений много знают о своем городе. Но и их, по нашему мнению, уже в первой главе «Основание» привлекут внима­ ние фотография, на которой запечатлена закладка города, а также план его центра. Далее следуют главы о революции, об интервенции, где показана роль большевиков в борьбе за становление и упро- чение Советской власти на Мурмане. И здесь авторы при­ влекли богатый фактами, именами материал. «^орота в океан» — глава, раскрывающая историю строительства и роста Мурманского ордена Трудового Крас­ ного Знамени морского торгового порта. Показан вклад пор­ товиков в развитие города, в освоение Арктики, в победу над- фашизмом. Далее — «Полярные Одиссеи» — все об Арктике, «Ры­ бацкая слава» — о рыбаках, «Транспортные артерии» — о железнодорожниках и строительстве дороги, которая впервые в мире так далеко на Севере стала электрифицированной; о городском и морском транспорте, об авиации... Глава «На правом фланге» повествует о подвиге северян в годы Великой Отечественной войны. «И вширь, и ввысь» — о строительстве города за всю его историю, о повседневной жизни мурманчан. Очень к месту приведены слова песни: Коль не видел ты Мурманска с моря, То не знаешь, как город красив... Это — о городе-порте, о гордости нашей и славе. В заключение книги — основные даты истории Мурман­ ска, а также список орденоносных предприятий и кораблей. Конечно, книга могла быть по объему больше. Еще не раз исследователи истории края, в том числе — и рыбной про­ мышленности, возьмут в руки архивные документы, побесе­ дуют со старожилами, чтобы обнаружить интересный факт, дополнить биографию города. А. А. Киселев и М. А. Тулин много лет в Мурманске, лю­ бят его, история столицы края не просто их интересует — ею они живут. Как нам сообщил А. Б. Тимофеев, авторы готовили ру­ копись к изданию длительное время. Это их личный подарок 60-летню Великого Октября. С разрешения авторов и издательства мы публикуем гла­ ву из «Книги о Мурманске» — «Рыбацкая слава». А. НИСЕЛЕВ, М. ТУЛИН Р ы б а ц к а я с л а в а Глава из к н и г и о М урм ан с ке ловили в открытом море —•■ вокруг Кильдина, у Рыба­ чьего и Териберки. Именно туда, на побережье, прихо­ дили ватаги промышленни­ ков и покрученников. Половина из них не знала грамоты, а среди остальных только каждый пятый мог читать. И вот ежегодно три, а то и четыре тысячи таких «промышленников», иначе говоря — просто неимущих мужиков из Карелии и Ар­ хангельска, двигались к ры­ бацким становищам. Пока на Мурмане не было паро­ ходного сообщения, добира­ лись они длинным и утоми­ тельным трактом Кемь —-■ Кандалакша — Зашеек — Кола. В Коле, если были деньги, долго бражничали: уж «зело соблазнительны» были здешние кабаки... На путине труд пришлых рыбаков мало чем отличал­ ся от каторжного. Промысел вели с беспалубных утлых судов — шняк и ел. Основ­ ной рыбацкой, снастыо был ЯРУС — длинный, иногда в несколько сот метров, канат с подвязанными . к нему на­ живочными крючками. Шер­ шавый канат оставлял сса- -дины и рубцы . на ладонях, соленая вода разъедала -ра­ ны, и руки рыбаков часто кровоточили... В рыбацкие станы на бе­ регу набивалось к ночи столько народу, сколько мог­ ла вместить площадь нар и пола. У очага, сложенного' из дикого камня, сушились снасти, портянки, одежда. Запах пота, соленой рыбы, гниющих водорослей не вы­ ветривался никогда. Грязь,- духота, смрад, сумеречная темнота и скудная, однооб--. разная пища плодили по­ вальные болезни. Как «бо-, жье наказание», обрушива­ лись на поморов цинга, про­ студные недомогания и ду­ шевные расстройства. А ле­ карство от всех недугов бы­ ло одно — норвежский ром... Так продолжалось до Ок­ тябрьской революции. Точ­ нее — до изгнания с Коль­ ского полуострова интервен­ тов и белогвардейцев. Р ОВНО через месяц после восстановления в Мурманске Совет­ ской власти, в марте 1920 года, первый уездный съезд Советов, собравшийся в ка­ зарме на месте пересечения нынешней улицы имени К. Самойловой и Пионерско­ го переулка (там сейчас ме­ мориальная доска в честь этого события), принял спе­ циальное постановление о развитии рыбных промыс­ лов. Резолюция съезда пре­ дусматривала необходи­ мость снабжения рыбаков современными судами, строительство судоремонт­ ных мастерских, создание рыбообрабатывающих заво­ дов, внедрение тралового ло­ ва... Совет Труда и Обороны (СТО) под. председательст­ вом В. И. Ленина принял постановление о выделении Мурману 1 100 ООО рублей золотом на покупку судов и оборудования. Внимание Владимира Ильича к освое- ' нию рыбных запасов север­ ных морей было постоян­ ным. Он считал, что Мув- ман должен стать основным поставщиком рыбы, внима­ тельно изучал состояние промыслов и их лерспенти- вы. Эти вопросы обсужда­ лись на многих заседаниях Совнаркома и ^СТО. Костяк тралового флота составили двенадцать траль­ щиков, купленных еще цар­ ским правительством в Анг­ лии во время , первой миро­ вой войны для н е с е > л пат­ рульной службы.: " Старые, изрядно ' ~потрепанные, они были мало приспособлены для лова. Всего не хватало: тралов, распорных досок, шкерочных ножей, ваеррв. И все-таки флотилия начала промысел. П ЕРВЫМИ в конце июня 1920 года вы­ шли в море РТ-ЗО (капитан М. А. Викман) и РТ-39 «Зубатка» под коман­ дованием Федора Михайло­ вича Михова. За ними по­ следовали и другие. Ловили вблизи берегов. Промысел, как водилось исстари у сезонных .добыт­ чиков, закончили осенью. Затем траулеры ушли на зимнюю стоянку в Архан­ гельск. Так зарождался Мурман­ ский траловый флот. В начале июля 1921 года по распоряжению В. И. Ле­ нина «Муробластьрыбе» пе­ редали бывший военный порт города. Промысловики получили и суда, и берего­ вую базу. Год спустя в отделе про­ ектирования портов Всерос­ сийского совета народного хозяйства инженер В. А. Малюков составил первый проект Мурманского рыбно­ го порта. Порт был задуман как гавань, в виде бассейна, прикрытого одним длинным защитным молом. Забегая вперед, скажем, что первая очередь строительства была завершена за пять лет. Ры­ баки получили в свое распо­ ряжение сто десять погон­ ных метров причалов. По тем временам, когда промы­ сел вели на малых судах, —' достижение огромное. А ны-' не у того ^ причала мог бы ошвартоваться только один современный супертраулер. Уже в начале двадцатых годов Мурманск заявил о себе как город, который хо­ тел быть не только перева­ лочным пунктом в торговле с заграницей, но и круглого­ дичной траловой базой в не замерзающей зимой гавани. Архангельск, как известно, не имел этого преимущества: его на полгода сковывало льдом. В 1924 ГОДУ по реше­ нию СТО был орга­ низован Северный государственный рыбопро­ мышленный трест с контора­ ми в Архангельске и Мур­ манске. Началась перебро­ ска тралового флота в рай­ он Кольского залива. Стра­ стным ее поборником стал первый управляющий Сев- госрыбтрестом Иван. Алек­ сандрович Мурашов. Много дней провел он на Варнич­ ном мысу, прикидывая ме­ ста для сооружения прича­ лов, сам измерил всю пло­ щадь будущей тралбазы и указал, где строить склады для рыбы, помещения посо­ лочного завода. На зиму в Мурманске ос­ тавили половину «рыбьей флотилии», как в шутку на­ зывали тралфлот за то. что суда носили однотипные на­ звания — «Сайда», «Кам­ бала», «Палтус», «Окунь», «Навага», «Пикша», «Тре­ ска» и т. д. Эти траулеры, вслед за РТ «Щука», где капитаном ходил Я. А. Бог­ данов, и стали с декабря 1924 года первыми осваи­ вать зимний промысел в от­ крытом море. Это было неслыханно. В успех многие не верили. Но рыбаки сделали до весны пятнадцать рейсов. Начало круглогодичному лову было положено... К тому времени относит­ ся и первая экспортная экс­ педиция в Англию —• важ­ ное событие в жизни Мур­ манска. Дело в том, что промысловики освоили но­ вый метод обработки тре­ ски: они доставляли в порг не соленую, «продубленную» рыбу, а свежепросольную, пахнущую океаном. Такой вид продукции заинтересо­ вал англичан. Было реше­ но сделать несколько торго­ вых рейсов в страну туман­ ного Альбиона. За границу ходили траулеры «Налим» и «Форель». .В течение 1925 года в Мурманск пришло пополне­ ние — рыболовный флот увеличился на пять трауле­ ров. Хотя суда были и не но­ вые, все же они стали значи­ тельной силой. Не случай­ ны такие : статистические данные: в 1924 году трау­ леры сделали 88 рейсов, а в 1925 году — 138. Рейсы были короткие, как говорит­ ся, «от бани до бани» — . двенадцать — четырнадцать дней. Именно на столько хватало угля в топливных бункерах. Обычно за это время экипажи успевали до­ быть по пять тысяч пудов 1 рыбы (восемьсот центне­ ров). (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz