Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.

Т Е О Р Е Т И КОНФЕРЕНЦИЯ В канун празднования 60-ле- тпя Великого Октября на БМРТ «Олентуй» объединения «Мур- манрыбпром» состоялась теоре­ тическая конференция на тему: «Торжество ленинских идей», участие в которой приняли бо­ лее шестидесяти членов экипа­ жа. С докладами: «Шаги пяти­ леток ■>, «Индустриальная мощь Страны Советов», «Преобразо­ вание сельского хозяйства», «Единый народнохозяйствен­ ный комплекс», «Для блага че­ ловека, во имя человека», «По­ бедная поступь страны социа­ лизма» выступили электрора­ дионавигатор И. М. Сидоров, старший механик А. Л. Бада- нин, старший помощник капита­ на М. II. Иноземцев, рефмаши- пиет В. Г. Девершцев. матрос В. А. Жилин, электрик В. С. Данилов. Ііа конференции выступил также капитан-директор В. А. Панков, который рассказал мо­ рякам о развитии города Мур­ манска в послевоенные годы. Ч Е С К А Я НА КОРАБЛЕ Первый помощник капитана Ш. В. Путкарадзе подвел ито­ ги работы конференции. Он за­ острил внимание участников конференции на историческом значении принятой: на внеоче­ редной седьмой сессии Верхов­ ного Совета СССР новой Кон­ ституции СССР, которая вновь убедительно показала, что по­ нятие свободы, прав человека, демократии и социальной спра­ ведливости наполняются дейст­ вительным содержанием только в условиях социализма. Участники конференции под­ черкнули плодотворную дея­ тельность Коммунистической партии и Советского правитель­ ства, направленную на обеспе­ чение всеобщего мира, повыше­ ние материального благосостоя­ ния н культурного уровня жиз­ ни советского парода. J История A j jx a jw e jw I м 0 Р е х 0 д н о г о . . . I ЗДШШі ■ I Е СТЬ НА СЕВЕРЕ, в Архангельской обла­ сти, место, которое дорого каждому русскому че­ ловеку. Это Холмогоры. Здесь родился наш великий соотечественник — Михаил Васильевич Ломоносов. Но не все знают, что старинное село Холмогоры в давние времена являлось в этих кра­ ях центром морской торговли и судостроения, что отсюда пошли многие династии мо- реходов-поморов. Не случай­ но именно здесь в 1781 г. учредили мореходную школу. Вскоре ее перевели в Архан­ гельск, где с перерывом в несколько десятков лет она существует и поныне, полу­ чив в 1944 г. свое настоящее название — Архангельское мореходное училище. Богатой истории первого в России морского коммерче­ ского учебного заведения по­ священа книга К. Бурсина и Г. Попова «Старейшее морэ- ходное», выпущенная Северо- Западным книжным изда­ тельством в 1976 г. Авторы шаг за шагом проследили все ступени развития учили­ ща, сыгравшего, как справед­ ливо отмечено во вступле­ нии, «исключительно важную роль в развитии отечествен­ ного мореплавания на Севе­ ре». В книге отобраны наибо­ лее значительные факты, ин­ тересные сведения. Можно узнать, например, о любо­ пытных подробностях учебы и быта тех молодых людей, которые без малого два сто­ летия назад сели за стол, чтобы изучать науки «море­ ходству потребные». Сейчас нельзя без улыбки читать о том, что, помимо «россий­ ской грамоты и письма», арифметики, английского и других иностранных языков, первые ученики изучали здесь «купеческую» и «круг­ лую» навигацию, «сферику» и даже «бухгалтерство на нталианский образец» или что несколько из них «за не- рачение науки и неприлеж- ность — сечены розгами». В жизни училища, как сви­ детельствует книга, наблюда­ лись различные изменения, менялось и его название. Но суть всегда оставалась — оно готовило высококвалифи­ цированных моряков для оте­ чественного флота. Авторы обосновали причины различ­ ных преобразований, показа­ ли их зависимость прежде всего от социально-экономи­ ческих условий страны, свя­ зали это с состоянием и раз­ витием судостроения и мо­ реплавания. Книга рассказывает об из­ вестных всей стране капита­ нах — питомцах Архангель­ ского мореходного училища. Среди них: «российский шки­ пер» Д. И. Шваненберг, ка­ питан «Утренней зари», пер­ вой в 1877 г. проложившей курс от Енисея до Петербур­ га: Н. М. Сахаров — штур­ ман, а затем капитан «Св. Фоки», сподвижник Г. Я. Се­ дова; А. С. Кучин — штур­ ман и океанограф экспедиции Р. Амундсена на «Фраме» в Антарктику в 1910— 1912 гг.. а затем капитан экспеди­ ции В. А. Русанова на «Гер­ кулесе». В разное время закончили училище В. И. Воронин, ко­ мандовавший «Г. Седовым», «Сибиряковым», «Челюски­ ным», «Ермаком», знамени­ тые на Севере капитаны С. В. Гудин, И. Ф. Котцов, Б. Е. Ушаков, И. А. Понома­ рев, А. К. Бурке, А. Ф. Пи- нежанинов. Здесь получил диплом штурмана дальнего плавания П. А. Пономарев, капитан первого в мире атом­ ного ледокола «Ленин». Трое воспитанников учи­ лища стали кавалерами Зо­ лотой Звезды, Героями Со­ ветского Союза. Семеро удо­ стоены высокого звания Ге­ роя Социалистического Тру­ да. Около двадцати судов со­ ветского флота носят на сво­ ем борту имена выпускников Архангельской мореходки. Больше половины своего труда авторы посвящают со­ ветскому периоду жизни учи­ лища. Они подчеркивают, что после установления Совет­ ской власти были созданы большие возможности для развития специального обра­ зования. Интерес представ­ ляют те страницы книги, где авторы рассказывают о рево­ люционных традициях училища. Его курсанты и вы­ пускники никогда не остава­ лись в стороне от важнейших политических событий. Так, специалисты, окон­ чившие училище в первые годы Советской власти, при­ няли активное участие в вос­ становлении водного транс­ порта, реализации разрабо­ танного по инициативе В. И. Ленина плана развития про­ изводительных сил на Севе­ ре и освоения морей Север­ ного Ледовитого океана. «Годы становления техни­ кума водного транспорта, преобразованного из торгово­ мореходного училища, — пи­ шет в предисловии секретарь Архангельского обкома КПСС, кандидат историче­ ских наук Ю. Н. Кучепатов, выпускник училища, —> это волнующие годы, когда в неимоверно трудных услови­ ях, переживаемых страной, готовились не только кадры судоводителей, но и судоме­ хаников. Светом Великого Октября была озарена его деятельность». В заключение можно отме­ тить, что, по нашему мне­ нию, книгу К, Бурснна и Г. Попова с интересом прочтут не только те, кто окончил Архангельское мореходное училище, но и многие дру­ гие, которые хотят узнать о развитии мореходного обра­ зования на русском Севере. В. РЕДАНСКИИ, В О З В Р А Щ А Я С Ь К Н А П Е Ч А Т А Н Н О М У Проблема протирки 28 октября с. г. «Рыбный Мурман» опубликовал письмо консервного мастера рыболовно­ го траулера «Морозовск» П. Е. Жигунова под заголовком «Тре­ бовать, но не придираться». В письме рассказывалось о том, что на «Морозовске» долгое время не могли сдать рыбоком­ бинату большую партию делика­ тесной продукции — «Печень трески натуральная», и консерв­ ная бригада, которую заставили приемщики протирать чистые банки, не успела отдохнуть в междурейсовую стоянку, кроме того, была задержана зарплата экипажу, Оказывается, такая участь — протирать банки с консервами — постигла не только эту кон­ сервную бригаду. Вот письмо в редакцию механика - наладчика БМРТ «Пушкин» В. Я. Чербу- нина. * * * Я очень хорошо понимаю тревогу бригады по изготовле­ нию консервов РТ-323, потому что и нашим консервщикам при­ шлось пройти через это же ис­ пытание. И мы хранили в трю­ мах «Печень трески натураль­ ную» в течение всей междурей­ совой стоянки в порту. А дли­ лась она полтора месяца. И вот в этот раз по приходе в порт (7 октября) мы привезли консервы из тресковой печени. И было-то их немного — девять тысяч условных банок, ибо рейс был коротким. Думали, быстро сдадим всю продукцию, успеем что-нибудь подремонтировать. Однако не так все скоро дела­ лось: принимать консервы на рыбокомбинате отказались. Ес­ тественно, я, как предсудкома, поинтересовался, в чем же де­ ло. Причиной задержки оказа- лись сами банки, которые нуж­ но было протирать. И вот вме­ сто того, чтобы консервным мас­ терам и их помощникам подго­ тавливать свое хозяйство к ре­ монту (навести порядок в цехе, кое-что списать и т. д.), они все время потратили на протирку банок. И протирали не один раз. Зарплата рейсовая всему эки­ пажу была также задержана. б а н о к В беседе начальник отдела ВРПО «Севрыба» тов. Мотории сказал в защиту рыбокомбина­ та, что, мол, есть для банок спе­ циальная моечная машина, од­ нако Мурманский рыбообраба­ тывающий комбинат в настоя­ щее вревія не имеет специали­ стов для ее наладки. Лично мне такое заступничество кажется несерьезным. Мы заставляем работать в условиях моря ма­ шины, проработавшие на судо­ вых рыбных фабриках более 20 лет, помогаем этим экипажам выполнять планы по различным ассортиментам и гордимся этим. На нашем корабле задание года, например, по консервам уже давно намного перекрыто, а іушку выпускаем с флотским знаком качества. И вдруг слы­ шим, что в условиях берега не могут наладить одну машину. Не думаю, чтобы эта м о ем а я машина напоминала по сложнос­ ти исполнения вычислительную, а если не получается, можн^ об­ ратиться за помощью на флота. Думаю, руководители не отка­ жут, откомандируют специали­ стов, тем боле-- что живет и дей­ ствует Договор одиннадцати смежных предприятий. В связи с этим я и консерв- ная бригада БМРТ-250 «Пуш­ кин» просим руководителей производственного отдела ва­ шего тралового флота, рыбопе­ рерабатывающего комбината и консервного завода объяснить нам, когда с судов будут сни­ мать консервы за короткое вре­ мя полностью, а не малыми пар­ тиями, когда трюмы корабл * перестанут использовать кан складские помещения, В. ЧЕРБУНИН. механик-, наладчик БМРТ «Пушкин». -'ШІІІІІІІІІІШІІІІІІШІІІІІІІІІШІШІІІІІІІІШІІІІІШІШІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШе: = Комсомолец боцман ПСТ-1308 «Кренометр» Георгин Масленников ~ Е — один из передовиков экипажа. =• = Фото Б. Щук# . . Щ ’>111II11 1 11111!і 111 11 1 ! 111111 ! 11 !і 111111111111 ! і 111 ! I! 1111 !і 11 ! 11111111111 ! 1111 !! Ill 1111111111111111111 ! 11111111111II111111 і 11111 !! 111 III 111 ! I !ПIП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz