Рыбный Мурман. 1977 г. Ноябрь.
Т Е О Р Е Т И КОНФЕРЕНЦИЯ В канун празднования 60-ле- тпя Великого Октября на БМРТ «Олентуй» объединения «Мур- манрыбпром» состоялась теоре тическая конференция на тему: «Торжество ленинских идей», участие в которой приняли бо лее шестидесяти членов экипа жа. С докладами: «Шаги пяти леток ■>, «Индустриальная мощь Страны Советов», «Преобразо вание сельского хозяйства», «Единый народнохозяйствен ный комплекс», «Для блага че ловека, во имя человека», «По бедная поступь страны социа лизма» выступили электрора дионавигатор И. М. Сидоров, старший механик А. Л. Бада- нин, старший помощник капита на М. II. Иноземцев, рефмаши- пиет В. Г. Девершцев. матрос В. А. Жилин, электрик В. С. Данилов. Ііа конференции выступил также капитан-директор В. А. Панков, который рассказал мо рякам о развитии города Мур манска в послевоенные годы. Ч Е С К А Я НА КОРАБЛЕ Первый помощник капитана Ш. В. Путкарадзе подвел ито ги работы конференции. Он за острил внимание участников конференции на историческом значении принятой: на внеоче редной седьмой сессии Верхов ного Совета СССР новой Кон ституции СССР, которая вновь убедительно показала, что по нятие свободы, прав человека, демократии и социальной спра ведливости наполняются дейст вительным содержанием только в условиях социализма. Участники конференции под черкнули плодотворную дея тельность Коммунистической партии и Советского правитель ства, направленную на обеспе чение всеобщего мира, повыше ние материального благосостоя ния н культурного уровня жиз ни советского парода. J История A j jx a jw e jw I м 0 Р е х 0 д н о г о . . . I ЗДШШі ■ I Е СТЬ НА СЕВЕРЕ, в Архангельской обла сти, место, которое дорого каждому русскому че ловеку. Это Холмогоры. Здесь родился наш великий соотечественник — Михаил Васильевич Ломоносов. Но не все знают, что старинное село Холмогоры в давние времена являлось в этих кра ях центром морской торговли и судостроения, что отсюда пошли многие династии мо- реходов-поморов. Не случай но именно здесь в 1781 г. учредили мореходную школу. Вскоре ее перевели в Архан гельск, где с перерывом в несколько десятков лет она существует и поныне, полу чив в 1944 г. свое настоящее название — Архангельское мореходное училище. Богатой истории первого в России морского коммерче ского учебного заведения по священа книга К. Бурсина и Г. Попова «Старейшее морэ- ходное», выпущенная Северо- Западным книжным изда тельством в 1976 г. Авторы шаг за шагом проследили все ступени развития учили ща, сыгравшего, как справед ливо отмечено во вступле нии, «исключительно важную роль в развитии отечествен ного мореплавания на Севе ре». В книге отобраны наибо лее значительные факты, ин тересные сведения. Можно узнать, например, о любо пытных подробностях учебы и быта тех молодых людей, которые без малого два сто летия назад сели за стол, чтобы изучать науки «море ходству потребные». Сейчас нельзя без улыбки читать о том, что, помимо «россий ской грамоты и письма», арифметики, английского и других иностранных языков, первые ученики изучали здесь «купеческую» и «круг лую» навигацию, «сферику» и даже «бухгалтерство на нталианский образец» или что несколько из них «за не- рачение науки и неприлеж- ность — сечены розгами». В жизни училища, как сви детельствует книга, наблюда лись различные изменения, менялось и его название. Но суть всегда оставалась — оно готовило высококвалифи цированных моряков для оте чественного флота. Авторы обосновали причины различ ных преобразований, показа ли их зависимость прежде всего от социально-экономи ческих условий страны, свя зали это с состоянием и раз витием судостроения и мо реплавания. Книга рассказывает об из вестных всей стране капита нах — питомцах Архангель ского мореходного училища. Среди них: «российский шки пер» Д. И. Шваненберг, ка питан «Утренней зари», пер вой в 1877 г. проложившей курс от Енисея до Петербур га: Н. М. Сахаров — штур ман, а затем капитан «Св. Фоки», сподвижник Г. Я. Се дова; А. С. Кучин — штур ман и океанограф экспедиции Р. Амундсена на «Фраме» в Антарктику в 1910— 1912 гг.. а затем капитан экспеди ции В. А. Русанова на «Гер кулесе». В разное время закончили училище В. И. Воронин, ко мандовавший «Г. Седовым», «Сибиряковым», «Челюски ным», «Ермаком», знамени тые на Севере капитаны С. В. Гудин, И. Ф. Котцов, Б. Е. Ушаков, И. А. Понома рев, А. К. Бурке, А. Ф. Пи- нежанинов. Здесь получил диплом штурмана дальнего плавания П. А. Пономарев, капитан первого в мире атом ного ледокола «Ленин». Трое воспитанников учи лища стали кавалерами Зо лотой Звезды, Героями Со ветского Союза. Семеро удо стоены высокого звания Ге роя Социалистического Тру да. Около двадцати судов со ветского флота носят на сво ем борту имена выпускников Архангельской мореходки. Больше половины своего труда авторы посвящают со ветскому периоду жизни учи лища. Они подчеркивают, что после установления Совет ской власти были созданы большие возможности для развития специального обра зования. Интерес представ ляют те страницы книги, где авторы рассказывают о рево люционных традициях училища. Его курсанты и вы пускники никогда не остава лись в стороне от важнейших политических событий. Так, специалисты, окон чившие училище в первые годы Советской власти, при няли активное участие в вос становлении водного транс порта, реализации разрабо танного по инициативе В. И. Ленина плана развития про изводительных сил на Севе ре и освоения морей Север ного Ледовитого океана. «Годы становления техни кума водного транспорта, преобразованного из торгово мореходного училища, — пи шет в предисловии секретарь Архангельского обкома КПСС, кандидат историче ских наук Ю. Н. Кучепатов, выпускник училища, —> это волнующие годы, когда в неимоверно трудных услови ях, переживаемых страной, готовились не только кадры судоводителей, но и судоме хаников. Светом Великого Октября была озарена его деятельность». В заключение можно отме тить, что, по нашему мне нию, книгу К, Бурснна и Г. Попова с интересом прочтут не только те, кто окончил Архангельское мореходное училище, но и многие дру гие, которые хотят узнать о развитии мореходного обра зования на русском Севере. В. РЕДАНСКИИ, В О З В Р А Щ А Я С Ь К Н А П Е Ч А Т А Н Н О М У Проблема протирки 28 октября с. г. «Рыбный Мурман» опубликовал письмо консервного мастера рыболовно го траулера «Морозовск» П. Е. Жигунова под заголовком «Тре бовать, но не придираться». В письме рассказывалось о том, что на «Морозовске» долгое время не могли сдать рыбоком бинату большую партию делика тесной продукции — «Печень трески натуральная», и консерв ная бригада, которую заставили приемщики протирать чистые банки, не успела отдохнуть в междурейсовую стоянку, кроме того, была задержана зарплата экипажу, Оказывается, такая участь — протирать банки с консервами — постигла не только эту кон сервную бригаду. Вот письмо в редакцию механика - наладчика БМРТ «Пушкин» В. Я. Чербу- нина. * * * Я очень хорошо понимаю тревогу бригады по изготовле нию консервов РТ-323, потому что и нашим консервщикам при шлось пройти через это же ис пытание. И мы хранили в трю мах «Печень трески натураль ную» в течение всей междурей совой стоянки в порту. А дли лась она полтора месяца. И вот в этот раз по приходе в порт (7 октября) мы привезли консервы из тресковой печени. И было-то их немного — девять тысяч условных банок, ибо рейс был коротким. Думали, быстро сдадим всю продукцию, успеем что-нибудь подремонтировать. Однако не так все скоро дела лось: принимать консервы на рыбокомбинате отказались. Ес тественно, я, как предсудкома, поинтересовался, в чем же де ло. Причиной задержки оказа- лись сами банки, которые нуж но было протирать. И вот вме сто того, чтобы консервным мас терам и их помощникам подго тавливать свое хозяйство к ре монту (навести порядок в цехе, кое-что списать и т. д.), они все время потратили на протирку банок. И протирали не один раз. Зарплата рейсовая всему эки пажу была также задержана. б а н о к В беседе начальник отдела ВРПО «Севрыба» тов. Мотории сказал в защиту рыбокомбина та, что, мол, есть для банок спе циальная моечная машина, од нако Мурманский рыбообраба тывающий комбинат в настоя щее вревія не имеет специали стов для ее наладки. Лично мне такое заступничество кажется несерьезным. Мы заставляем работать в условиях моря ма шины, проработавшие на судо вых рыбных фабриках более 20 лет, помогаем этим экипажам выполнять планы по различным ассортиментам и гордимся этим. На нашем корабле задание года, например, по консервам уже давно намного перекрыто, а іушку выпускаем с флотским знаком качества. И вдруг слы шим, что в условиях берега не могут наладить одну машину. Не думаю, чтобы эта м о ем а я машина напоминала по сложнос ти исполнения вычислительную, а если не получается, можн^ об ратиться за помощью на флота. Думаю, руководители не отка жут, откомандируют специали стов, тем боле-- что живет и дей ствует Договор одиннадцати смежных предприятий. В связи с этим я и консерв- ная бригада БМРТ-250 «Пуш кин» просим руководителей производственного отдела ва шего тралового флота, рыбопе рерабатывающего комбината и консервного завода объяснить нам, когда с судов будут сни мать консервы за короткое вре мя полностью, а не малыми пар тиями, когда трюмы корабл * перестанут использовать кан складские помещения, В. ЧЕРБУНИН. механик-, наладчик БМРТ «Пушкин». -'ШІІІІІІІІІІШІІІІІІШІІІІІІІІІШІШІІІІІІІІШІІІІІШІШІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШе: = Комсомолец боцман ПСТ-1308 «Кренометр» Георгин Масленников ~ Е — один из передовиков экипажа. =• = Фото Б. Щук# . . Щ ’>111II11 1 11111!і 111 11 1 ! 111111 ! 11 !і 111111111111 ! і 111 ! I! 1111 !і 11 ! 11111111111 ! 1111 !! Ill 1111111111111111111 ! 11111111111II111111 і 11111 !! 111 III 111 ! I !ПIП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz