Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.

Б РАТЬЕВ ЕЛФИМОВЫХ — Николая И Вла­ димира — я знаю много лет. - Николай Ки­ риллович, напитан-днректор ЕМРТ «Некра­ сов», — инициатор соревнования промысловиков в пятидесятые годы н сорокалетию Советской власти за шксамальныіі б ы л о е рыбы ка корабль нового ти­ па. Их называли «•стотысячннкамп». Руководитель экипажа, взявшего и выполнившего такое высокое обязательство, не раз потом доказывал ка практике, что могут сделать настойчивые, смелые, умелые ры­ баки. Как, например, ка ППР «Перемышль», взяв­ шем рекордный вылсв — 153 тысячи центнеров — к 50-летию Советской власти. С Владимиром Кирилловичем я встретился на траулере «Азербайджан». Стармех был здесь и за первого помощника. А нашу редакцию он считал ше­ фом их коллектива. Контакт этот возник как-то по- человечески просто, без всяких рекомендаций. Вла­ димир Кириллович прошел большую школу жизни. В море с пятнадцати лет, коммунист — с ноября 1929 года — два штриха биографии, а что они зна­ чат! В. К. Елфкмов — автор многих деловых выступ­ лении в нашеіі газете. Работая ка судах типа БМРТ, ПНР, ПР, ва - Алтаях», он всегда находит, как .мы говорим, «раазернс» в улучшении эксплуатации тех­ ники. Техника эта на промысловых кораблях. Но Владимир Кириллович начинал с е о і і морской путь на судах торгоЕОго флота, как его называли раньше, да и сейчас порой назьзЕ&нзт. Северное, Мурманское паосходства всегда ва ботали Сорт о борт. П ОЗДРАВЛЯЯ СЕГОДНЯ моряков с их про­ фессиональным праздником, хочу рассказать о том, как в’их строю выполнял свои нелегкие обязанности Владимир Кириллович Елфнмов. Он видимым удовлетворением носит знак «Участник п л а Е а к н я в ковбоях ». А ка публикуемом снимке редкий документ — пропуск в порт Нью-Йорк, полу­ ченный В. К. Елфимовым 9 июня 1943 года. У ЧАСТИЕ В КОНВОЯХ — одна из славных страниц в истории Морского флота СССР. Об одном таком, длительном, и опасном рей­ се мне рассказал Владимир Кириллович. Вот как это было... В МАЕ СОРОК ВТОРОГО в Архангельск при­ была группа моряков, принявших предложе­ ние политуправления Нарномморфлота стать помполитами. Большинство привлекал Север, где и торговый флот воевал — в составе конвоев. Позади у Владимира Кирилловича была блокад­ ная ленинградская зима 1941 — 1942 гг., перелет в Москву через фронт. В столице их, «дистрофиков», как онц шутя себя называли, поставили на ноги. В. К. Елфнмов получил назначение на пароход «Чернышевский», которым командовал опытный, известный напитан Елизбар Шабанович Гогитидзе. Пароход только что вернулся из плавания в конвое, доставив из Галифакса военное снаряжение. Плава­ ние в условиях полярного дня было исключительно трудным. Беспрерывные атаки торпедоносцев, под­ водных лодок врага изматывали людей, которые сут­ ками не отходили от автоматических пушек-пулеме­ тов «Эрликонов». Но экипаж из всех передряг вы­ шел победителем. На фронтах Великой Отечественной войны было тогда тяжело. Потерпев сокрушительное поражение под Москвой, развеявшее миф о непобедимости не­ мецко-фашистской армии, враг рвался к Волге и Кавказу. Наша страна, эвакуировав промышлен­ ность из западных областей, наращивала в тяже­ лых условиях выпуск вооружения и боеприпасов на Урале и в Сибири. А союзники в это время бросили на произвол судьбы своіі семнадцатый конвой. Чи­ татели хорошо знают об этой трагедии. Напомню лишь цифры. 23 транспорта было потоплено. На дно ушли 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбар­ дировщиков и около 100 тысяч тонн других грузов. Разгром семнадцатого конвоя послужил для союз­ ников поводом для прекращения перевозок. Было решено сделать попытку пройти к берегам Канады л США Северным морским путем. ВОТ КОНВОИ в составе судов «Щорс», «Ал­ ма-Ата». «Петровский», «Двина», «Диксон», «Азербайджан», Донбасс» (два последних — советские танкеры из разгромленного конвоя) и других, в сопровождении ледореза «Литке», ледо­ кола «Ленин» и кораблей сопровождения Северного флота вышел из Архангельска. В трюмах «Черны­ шевского» был отборный игаркский лес. В проливе Маточкин Шар простояли несколько дней — до вы­ яснения ледовой обстановки. В эти дни при полном штиле подорвался на мел­ ководье, вероятно, на мине, сброшенной фашистами с самолета, пароход «Щорс». Взрыв послужил сиг­ налом для стрельбы по «перископам» подлодок, по­ ка до сознания людей не дошло: «Какие тут лодки на такой глубине?». Надстройки погибшего корабля, труба, мачты, даже часть корпуса остались над во­ дой — их видели потом много лет... Кстати, старпо­ мом здесь был Владимир Иванович Спрыгин, кото­ рый в 50-е годы руководил экипажем БМРТ «Мур­ манск» тралового флота. Благополучно миновав ледовые поля Карского мо­ ря, караван вошел в Енисей, рассредоточившись на якорной стоянке. Рядом стал танкер «Азербайджан». С болью смотрели моряки на искалеченный ко­ рабль, который даже не успели отремонтировать. Бункеровались в Диксоне, Видели, как уходил ледокольный пароход «Сибиряков» в свой послед-* иий, легендарный рейс. Плавание конвоя на восток продолжалось. Но лед остановил его. Как-то с судов увидели гидроплан без опознавательных знаков. Выяснилось потом — с крейсера-рейдера «Адмирал Шеер», с которым и провел неравный героический бой «Сибиряков». Этот бой спас наши суда, так как фашисты считали, что конвой идет с востока с воен­ ным снаряжением, решили потопить его. Через льды пролива Вилькицкого пробились с по­ мощью ледоколов, но суда получили тяжелые по­ вреждения: были погнуты и обломаны лопасти греб­ ных винтов, в корпусах — трещины, пробоины, вмятины. Непрерывно работали насосы, откачивая воду... В порту Тикси узнали о гибели «Снбирякова». Рассказывали моряки'и о том, что фашистский рей­ дер, не обнаружив конвоя, пошел к Диксону и об­ стрелял его. Получив отпор советских артиллери­ стов, «Шеер» удалился. Еше одна неудачная попытка пробиться на во­ сток, и н с н е о й вернулся. И З ГУБЬІ БЕЛУШЬЕЙ, что на Новой Земле, суда отправляли поодиночке рекомендован­ ными курсами в Исландию. С интервалами в два дня ушли поочередно «Диксон», «Азербайд­ жан'», «Донбасс», «Чернышевский». Е. Ш. Гогитид­ зе вручили английскую карту, но он выразил недове­ рие к указанным там данным для плавания: была, слишком велика опасность встречи с врагом. К пере­ ходу до Шпицбергена пароход хорошо подготовили. Способствовала рейсу и ненастная погода. У орудия и крупнокалиберных пулеметов дежурили постоян­ но опытные расчеты. «Рекомендованные», курсы дали о себе знать: по- гда движение «притормаживалось»; он занимал свое место. Эти «прощания—встречи» были своего рода развлечением для моряков быстроходных судов, но увидев «Чернышевского» снова, они бурно выража­ ли свою радость. ,ѵ В районе Ньюфаундленда был отдан приказ: «Сле-- доевть самостоятельно! Курс — на Нью-Йорк». Па­ роход идет в одиночестве. Но на горизонте еидньі суда береговой -охраны США —• его прикрывают. II в воздухе — самолеты и дирижабли. С одного из них просигналили: «Капитан, дым из трубы вашего парохода немецкая подЕодная лодка видит за 20 миль». Но моряки были бдительны — все обошлось. НЮНЯ ошЕартоЕались у одного из пнреоз Нью-Йорка, приняли бункер, привели в по­ рядок механизмы перед дальним переходом до Панамского канала и дальше — до Сан-Францис­ ко. Познакомились с городом, осмотрели его с высо­ ты небоскреба. В нашем представительстве услыша­ ли рассказ о необычайной популярности четвертого штурмана турбохода «Двина» Валентины Орлико- вой. Мурманчанам это имя хорошо знакомо: извест­ ный напитан тралового флота, Герой Социалистиче­ ского Труда. ОГНЕННЫЕ Н I л САП'АШ Ьт РОЙТІ ... Ш ¥ YORK .,..’., Й*. ; Гг,*>?/С 4 а т ы ш '«п ег i t w m m m aam aB a и . s , с . s , Сове тские м о р я к и в годы, во&шы гибли «Донбасс», а также шедший из Галифакса «Декабрист»... «Чернышевский» без особых происшествий дошел до исландского фиорда Акурейри. Но моряки паро­ хода были заочно, по эфиру, свидетелями многих трагедий: суда гибли от фашистских пиратов. На рейде Акурейри с радостью увидели родной флаг. Здесь стояли «Диксон», «Азербайджан», «Двина». Вскоре прибыли гости — офицеры эсминца «Чер­ чилль». Их радушно встретили, нанесли ответный визит. Здесь впервые узнали о судовых радиолока­ торах. П ОТОМ были Рейкьявик, английский порт Ньюкасл на реке Тайн. Очень обрадовало советских моряков отношение к лесу, кото­ рый они доставили, — его очень ждали. «Чернышевский» в доке. Удивлению специали­ стов не было предела: покалеченные лопасти винта, вмятины, трещины — так могут плавать только рус­ ские!.. Ремонт длился пять месяцев. Много повидал эки­ паж за это время. Особенно запомнились праздник в честь 25-й годовщины Красной Армии, ликование англичан по поводу победы на Волге. Тогда с дорог были сняты противотанковые надолбы. «Гитлеру те­ перь не до нас, русские сломают ему шею», — слы­ шали наши моряки такие разговоры. В январе 1943 года В. К. Елфнмов с капитаном побывал в Лондоне — по делам службы. Посетили могилу Карла Маркса, познакомились с экспози­ цией Британского музея, со знаменитым музеем восковых фигур... Представители флота дали перво­ му помощнику возможность связаться с Ленингра­ дом, где находился его брат Николай с семьей, о судьбе которых он ничего не знал уже более полу- года. Ответ из еще блокированного Ленинграда при­ шел быстро: «Все живы». Даже для невозмутимых англичан это было сенсацией. В ТРЮМЫ «Чернышевского» погружен полный комплект оборудования военного завода. На­ конец, пароход в строю быстроходного кон­ воя, идущего из Англии к берегам Северной Аме­ рики. Внушительное зрелище!И прикрытие с моря и воздуха отличное. Из семи суток перехода самолеты сопровождали шесть (по три с каждого побережья), а сутки прикрытия с воздуха не было. Конвой из ста судов {с прикрытием) не мог уйти незамечен­ ным. «Волчьи стаи» фашистских подлодок делали свое дело. Караван был скоростным, а у «Чернышевского» парадный ход 7—8 миль в час: смена винта не оправдала надежд на 10-мильную скорость. Постоянно к вечеру пароход был позади госпи­ тальных судов, шедших в конце конвоя, к утру, ко- В эти дни Валентина выступила на митинге-кон­ церте солидарности с Советским Союзом. Когда ве­ дущий программы объявил о том, что она пережила блокаду в Ленинграде, едва избежала там смерть, те­ перь идет штурманом корабля по огненным трассам Арктики и Атлантики, а на центральную площадку зала, залитую светом прожекторов, поднялась почтя девочка-подросток в форме советского моряка, по за- * лу прокатился возглас удивления, затем все встали и И устроили ей таную овацию, каких не удостаивались никакие знаменитости. Валя читала стихи Ольги Берггольц с Ленинграде, стихи Сергея Есенина. Многие плакали. И у испол­ нительницы слезы бежали по лицу. Переход в составе конвоя через «кладбище кораб­ лей» — Карнбское море, где особенно свирепствова­ ли фашистские подводники, и «Чернышевский» у входа в Панамский канал. Прошел через него. На бортах и надстройке на белом фоне — яркое изо­ бражение нашего Государственного флага: для опо­ знания японцами и американцами. В Тихом океане моряки чувствовали себя в безопасности. И напрас­ но: погибли «Трансбалт», «Кола», «Перекоп»... Кто их потопил? Американцы кивали на японцев, япон­ цы — на американцев... В САН- ФРАНЦИСКО пришли 4 июля. Город взбудоражен известиями о Курской битье. «Горят немецкие «тигры», «350 «тигров» сожжено за сутки русскими!» — кричали заголов­ ки газет. Советские моряки гордились своей арми­ ей, своим народом, выстоявшим в единоборстве с таким сильным и коварным врагом. В середине июля взяли курс на Алеутские остро­ ва, а оттуда — на Камчатку. В начале августа па­ роход уже был в Охотском море. До Владивостока оставалось 5—6 суток перехода. «Дома!» — радо­ вались моряки. Но вдруг... На вторые сутки плавания в пять часов утра не­ далеко от борта раздался сильный взрыв, затем вто­ рой —- за кормой. Судно маневрировало, эш-~Ы был встревожен. Еще бы! Пройти тысячи миль'Л^Ьд огнем и в нейтральных водах, чтобы погибнуть на пороге родного дома?! Никакие объяснения, какие были получены позже, моряков не удовлетворили. Экипаж «Чернышевского» гордился тем, что вы­ полнил свой долг перед Родиной, доставив ценный груз, который был так нужен в то грозное время. * * * Много лет прошло с тех пор. Долго проработал на судах Мурманского тралового флота В. К. Елфимов. Но плавание в течение года по трем океанам — в со­ ставе конвоев и в одиночку — нм не забывалось ни­ когда. П. БЫСТРОУМОВ. О К Е А Н Океан не любит I Океан с такими Ты к работе всяческой белоручек. приучен, Если ты зовешься не знаком. моряком. Не проходят попусту уроки. Хоть наука эта нелегка... -> Оттого подтянутость 'jr и строгость Отличают всюду моряка, В. ЗАХАРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz