Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.

За отличную эксплуатацию судовой техники В «ОСНОВНЫХ направлениях развития народного хозяйст­ ва СССР на 1976—1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС, записано: «Всемерно повышать эффек­ тивность использования рыбопромыслового флота». Путей для этого много. Один из них — тщательный уход за судовой тех­ никой, своевременный профилактический осмотр, ремонт меха­ низмов, что, естественно, означает увеличение эксплуатацион­ ного временн работы судов. Сегодня машинные специалисты стремятся сделать посиль­ ное своими руками. В «Севрыбхолодфлоте», в частности, ма­ шинная команда плавбазы «Григорий Лысенко» десять лет уже эксплуатирует судно без большого заводского ремонта, а техни­ ческое состояние механизмов не оставляет сомнения в их на­ дежности. Плавбаза построена в 1966 году. За это время другие од­ нотипные суда прошли и средние и капитальные ремонты, а «Григорий Лысенко» — лишь три доково-профилактических с минимальной затратой средств: 100 тысяч. 400 тысяч (надо подчеркнуть, половина этой суммы пошла на корпусные рабо­ ты н приобретение у завода необходимых для флота материа­ лов, шлюпок), 59 тысяч рублей. Для сравнения: только на один ремонт плавбазы «Полярная звезда» израсходовано более мил­ лиона рублей. Так выглядит экономическая сторона дела. Но ведь извест­ но: чем меньше плавучий рыбоперерабатывающий завод, а плавбазу иначе и не назовешь, стоит у причалов порта, тем больше рыбных товаров дают моряки. За девятую пятилетку экипа£ -«Григория Лысенко» выработал 656960 центнеров рыб- ивй іІродѵкции, пищевой сверх плана — 45030 центнеров. Сегодня об опыте работы машинной команды рассказывает главный механик этого судна Владислав Владимирович Мар- ковипн. силами: на остановить фабрики, среднегодо- З А ДЕСЯТЬ лет .эксплуа­ тации нашей плавбазы заводской ремонт соста- г';л всего -139 тысяч нормо-ча- С'.'з, тогда как только на один текущий, а их должно было быть три, планируется 175 ты­ сяч нормо-часов, плюс тридцать процентов этого объема на вся- ьне непредвиденные дополни­ тельные заказы. Но и из на­ званных 439 тысяч половину составили корпусные работы и -ремонт технологического обору­ дования, который трудно про­ изводить своими промысле нельзя механизмы рыбной В то же время Бои объем ремонта, выполняе­ мый силами машинной коман­ ды равен 23243 нормо-часа.ѵі при плане 17428. А когда пере- г -‘ч н на эксплуатацию судна по ьЛТО, за два года выполнили работ на 132608 нормо-часов, хотя планировалось 99794. Вывод может быть один: чем больше сделаешь своими р ук г ми, тем меньше будет заказов .заводу, а следовательно, ис­ ключаются простои судна в порту из-за междурейсового ремонта. Понятно, разговор идет не о том, чтобы вообще отказаться от заводских услуг (есть работы, с которыми при всем желании самим не спра­ виться, напрямеч, трубопро­ водные). Задача состоит в том, чтобы свести заказы до мини­ мума. На мой взгляд, машин­ ной команде «Григория Лы­ сенко» этого удалось достичь. Так, при последнем текущем ремонте в январе—феврале 1977 г. рабочим завода были сданы технологическое обору­ дование, корпѵсные работы, а по механической части — лишь чистка главного двигателя. После длительных рейсов, а плавбазы находятся в море по нескольку месяцев, личный со­ став нашего судна практически не занимается ремонтом, толь­ ко реет вахты. Значит, появ­ ляется больше возможности хо­ рошо отдохнуть, а это одно из условий эффективного труда моряков в плавании. Среднегодовой объем ремон­ та, выполненного рабочими, составляет 30,4 тысячи нормо- часа. хотя в отдельные годы он равнялся 7—8 тысячам нор­ ме-часов. З А СЧЕТ чего мы добива­ лись сокращения зака­ зов? Назову три глаз­ ных фактора: постоянство кад­ ров ведущих специалистов, знание людей, с. которыми ра­ ботаешь, правильная их расста­ новка, высокая дисциплина и четкое выполнение планов ре­ монтных, профилактических ра- С т. На «Григории Лысенко» по нескольку лет трудятся стар­ ший рефрижераторный механик Геннадий Васильевич Яковлев, старший механик технологиче­ Десять лет без заводского ремонта Фото Б. Щ ского оборудования Владимир Михайлович Олухов, старший электромеханик Виктор Грид- лов (раньше ходил у нас вто­ рым электромехаником) и дру­ гие. (Все десять лет со дня ввода плавбазы в эксплуата­ цию работает здесь и автор ста­ тьи — примеч. ред.). Постоянство кадров веду­ щих специалистов дает очень многое. Каждый из них доско­ нально знает оборудование по своему заведованию, а следо­ вательно, вовремя производит ремонт или осмотр, не наде­ ясь, что кто-то за него это сде­ лает. Как часто бывает, когда моряк думает: схожу в рейс, а потом хоть трава не расти. Психология человека, долго проработавшего на одном суд­ не. иная: делаю для себя, мне эксплуатировать механизмы за­ ведования, так какой же резон запускать их техническое со­ стояние. Списываясь в отпуск, такой специалист уверен: вер­ нется и найдет свое хозяйство в надлежащем порядке. Понятно, одному, будь о:і, как говорят, и семи пядей во лбу, многого не достичь. По­ этому командиры стремятся закрепить рядовых специали­ стов. Зная их деловые качест­ ва, дадут работу, которая им по душе, квалификации, воз­ можности. А значит, и отдача будет наибольшая. Все три фактора, влияющие на сокращение объема завод­ ского ремонта, взаимосвязаны. Для доказательства можно при­ вести такой пример. По планам настает срок полной профилак­ тики какого-либо механизма. Мы не всегда следуем букве инструкции. Считаем: в данном случае достаточно произвести замену узла, который действи­ тельно износился. Но для это­ го надо знать «здоровье» каж­ дого механизма. А знать мо­ жет работник, долго обслужи- взющий их. Представим. что подошел срок полной разборки компрес­ сора пускового воздуха. Но старший механик производит только притирку всасывающе- нагнетательного клапана, за остальное он спокоен, потому что знает техническое состоя­ ние компрессора. И людей зай­ мет более важной работой, ре­ монтом механизмов, которые наиболее подвержены износу, эксплуатируются в тяжелых ус­ ловиях, внедрением новой тех­ ники, поддержанием чистоты, порядка, общей культуры по заведованию. Одним словом, силы будут брошены туда, где именно сегодня они нужны. З А ДЕСЯТЬ лет со дня ввода ілавбазы в строй мы, кроме чистки, ника­ ких заказов по главному двига­ телю судоремонтникам не да­ вали. Правильная эксплуата­ ция, своевременные профилак­ тические осмотры, во время которых составляем общую картину технического состоя­ ния ГД и на основе которой по­ том устраняем неполадки, если такие обнаруживаются, позво­ лили постоянно содержать главный двигатель в рабочем состоянии. Все работы, связанные с ГД, производим в то время, когда пет рыбы или судно стоит у борта 'ГР и не производится швартовок. В этом случае до­ говариваемся с вахтенным штурманом, например, о два­ дцатиминутной готовности, и к концу этого срока стараемся управиться с делом. После чистки главного дви­ гателя в порту с выходом в море обязательно производим две—три проверки. Цель: с началом промысловой работы все должно быть подготовлено. Это относится не только к дви­ гателю, а и ко всему машинно­ му хозяйству. На промысле почти нет возможности остано­ вить тот или иной механизм. На сегодня на «Григории Лысенко» многое оборудование в хорошем техническом со­ стоянии. Например, рефриже­ раторная установка, с которой никогда но было «ЧП», никог­ да не подводила в море. Все работы, связанные с поддер­ жанием ее в должном порядке, планируем в зависимости от ус­ ловий плавания, времени года. Скажем, рейс предстоит в Центрально-Восточную Атлан­ тику. Значит, нагрузка на ус­ тановку будет пиковая. На пе­ реходе в ЦВА стараемся про­ извести необходимый ремонт осмотры. В северных районах можно обходиться двумя из трех компрессоров.. Тут другая ор­ ганизация работ, но опять же в зависимости от времени годэ. Летом и на Севере не всегда есть возможность на промысле ремонтировать компрессоры. Такой практики придержива­ емся и в отношении вспомога­ тельных механизмов, котельной установки. Для сокращения объема ре­ монта двигателей, механизмов у нас внедрен метод разделе­ ния -деталей и узлов по пред­ расположению их к износу. Заключается он в следующем. Механизмы имеют узлы и де­ тали с ограниченным моторе­ сурсом (быстроизнашиваемые, высоконагруженные) и малона- груженные с большим запасом прочности. Учитывая ко.чкрепи износ машины, при п р оф и л ак ­ тическом ремонте мы не р а зби­ раем механизм в объеме з т о г : ремонта, а заменяем узел, имеющий ограниченный мото­ ресурс. Планирование ремонтных ра­ бот, подлежащих выполнению силами экипажа, проводим на год и конкретно на каждый рейс с учетом технического со­ стояния механизмов и репсово­ го состояния. То есть в зависи­ мости от загрузки тех или иных механизмов и возможно­ сти проведения ремонта. В плане на рейс указываем конкретно объем проводимого ремонта узлов или механизмов и срок выполнения. Затем каж­ дую декаду производим про­ верку работ, выясняем, что м е ­ шает проведению ремонта, вы­ являются причины задержки и т. д. Ремонтные работы про­ изводим как во время вахты, так и на подвахте согласно гр а ­ фику и срочности выполнения их. Четкий контроль за качест­ вом и сроками выполнения ре­ монта — одно из главных ус­ ловий содержания механизмов е хорошем техническом состоя­ нии. В. МАРКОВНИН, главный механик плавбазы «Григо­ рий Лысенко». У причалов рыбного порта. Фото А. Сергеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz