Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.
За отличную эксплуатацию судовой техники В «ОСНОВНЫХ направлениях развития народного хозяйст ва СССР на 1976—1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС, записано: «Всемерно повышать эффек тивность использования рыбопромыслового флота». Путей для этого много. Один из них — тщательный уход за судовой тех никой, своевременный профилактический осмотр, ремонт меха низмов, что, естественно, означает увеличение эксплуатацион ного временн работы судов. Сегодня машинные специалисты стремятся сделать посиль ное своими руками. В «Севрыбхолодфлоте», в частности, ма шинная команда плавбазы «Григорий Лысенко» десять лет уже эксплуатирует судно без большого заводского ремонта, а техни ческое состояние механизмов не оставляет сомнения в их на дежности. Плавбаза построена в 1966 году. За это время другие од нотипные суда прошли и средние и капитальные ремонты, а «Григорий Лысенко» — лишь три доково-профилактических с минимальной затратой средств: 100 тысяч. 400 тысяч (надо подчеркнуть, половина этой суммы пошла на корпусные рабо ты н приобретение у завода необходимых для флота материа лов, шлюпок), 59 тысяч рублей. Для сравнения: только на один ремонт плавбазы «Полярная звезда» израсходовано более мил лиона рублей. Так выглядит экономическая сторона дела. Но ведь извест но: чем меньше плавучий рыбоперерабатывающий завод, а плавбазу иначе и не назовешь, стоит у причалов порта, тем больше рыбных товаров дают моряки. За девятую пятилетку экипа£ -«Григория Лысенко» выработал 656960 центнеров рыб- ивй іІродѵкции, пищевой сверх плана — 45030 центнеров. Сегодня об опыте работы машинной команды рассказывает главный механик этого судна Владислав Владимирович Мар- ковипн. силами: на остановить фабрики, среднегодо- З А ДЕСЯТЬ лет .эксплуа тации нашей плавбазы заводской ремонт соста- г';л всего -139 тысяч нормо-ча- С'.'з, тогда как только на один текущий, а их должно было быть три, планируется 175 ты сяч нормо-часов, плюс тридцать процентов этого объема на вся- ьне непредвиденные дополни тельные заказы. Но и из на званных 439 тысяч половину составили корпусные работы и -ремонт технологического обору дования, который трудно про изводить своими промысле нельзя механизмы рыбной В то же время Бои объем ремонта, выполняе мый силами машинной коман ды равен 23243 нормо-часа.ѵі при плане 17428. А когда пере- г -‘ч н на эксплуатацию судна по ьЛТО, за два года выполнили работ на 132608 нормо-часов, хотя планировалось 99794. Вывод может быть один: чем больше сделаешь своими р ук г ми, тем меньше будет заказов .заводу, а следовательно, ис ключаются простои судна в порту из-за междурейсового ремонта. Понятно, разговор идет не о том, чтобы вообще отказаться от заводских услуг (есть работы, с которыми при всем желании самим не спра виться, напрямеч, трубопро водные). Задача состоит в том, чтобы свести заказы до мини мума. На мой взгляд, машин ной команде «Григория Лы сенко» этого удалось достичь. Так, при последнем текущем ремонте в январе—феврале 1977 г. рабочим завода были сданы технологическое обору дование, корпѵсные работы, а по механической части — лишь чистка главного двигателя. После длительных рейсов, а плавбазы находятся в море по нескольку месяцев, личный со став нашего судна практически не занимается ремонтом, толь ко реет вахты. Значит, появ ляется больше возможности хо рошо отдохнуть, а это одно из условий эффективного труда моряков в плавании. Среднегодовой объем ремон та, выполненного рабочими, составляет 30,4 тысячи нормо- часа. хотя в отдельные годы он равнялся 7—8 тысячам нор ме-часов. З А СЧЕТ чего мы добива лись сокращения зака зов? Назову три глаз ных фактора: постоянство кад ров ведущих специалистов, знание людей, с. которыми ра ботаешь, правильная их расста новка, высокая дисциплина и четкое выполнение планов ре монтных, профилактических ра- С т. На «Григории Лысенко» по нескольку лет трудятся стар ший рефрижераторный механик Геннадий Васильевич Яковлев, старший механик технологиче Десять лет без заводского ремонта Фото Б. Щ ского оборудования Владимир Михайлович Олухов, старший электромеханик Виктор Грид- лов (раньше ходил у нас вто рым электромехаником) и дру гие. (Все десять лет со дня ввода плавбазы в эксплуата цию работает здесь и автор ста тьи — примеч. ред.). Постоянство кадров веду щих специалистов дает очень многое. Каждый из них доско нально знает оборудование по своему заведованию, а следо вательно, вовремя производит ремонт или осмотр, не наде ясь, что кто-то за него это сде лает. Как часто бывает, когда моряк думает: схожу в рейс, а потом хоть трава не расти. Психология человека, долго проработавшего на одном суд не. иная: делаю для себя, мне эксплуатировать механизмы за ведования, так какой же резон запускать их техническое со стояние. Списываясь в отпуск, такой специалист уверен: вер нется и найдет свое хозяйство в надлежащем порядке. Понятно, одному, будь о:і, как говорят, и семи пядей во лбу, многого не достичь. По этому командиры стремятся закрепить рядовых специали стов. Зная их деловые качест ва, дадут работу, которая им по душе, квалификации, воз можности. А значит, и отдача будет наибольшая. Все три фактора, влияющие на сокращение объема завод ского ремонта, взаимосвязаны. Для доказательства можно при вести такой пример. По планам настает срок полной профилак тики какого-либо механизма. Мы не всегда следуем букве инструкции. Считаем: в данном случае достаточно произвести замену узла, который действи тельно износился. Но для это го надо знать «здоровье» каж дого механизма. А знать мо жет работник, долго обслужи- взющий их. Представим. что подошел срок полной разборки компрес сора пускового воздуха. Но старший механик производит только притирку всасывающе- нагнетательного клапана, за остальное он спокоен, потому что знает техническое состоя ние компрессора. И людей зай мет более важной работой, ре монтом механизмов, которые наиболее подвержены износу, эксплуатируются в тяжелых ус ловиях, внедрением новой тех ники, поддержанием чистоты, порядка, общей культуры по заведованию. Одним словом, силы будут брошены туда, где именно сегодня они нужны. З А ДЕСЯТЬ лет со дня ввода ілавбазы в строй мы, кроме чистки, ника ких заказов по главному двига телю судоремонтникам не да вали. Правильная эксплуата ция, своевременные профилак тические осмотры, во время которых составляем общую картину технического состоя ния ГД и на основе которой по том устраняем неполадки, если такие обнаруживаются, позво лили постоянно содержать главный двигатель в рабочем состоянии. Все работы, связанные с ГД, производим в то время, когда пет рыбы или судно стоит у борта 'ГР и не производится швартовок. В этом случае до говариваемся с вахтенным штурманом, например, о два дцатиминутной готовности, и к концу этого срока стараемся управиться с делом. После чистки главного дви гателя в порту с выходом в море обязательно производим две—три проверки. Цель: с началом промысловой работы все должно быть подготовлено. Это относится не только к дви гателю, а и ко всему машинно му хозяйству. На промысле почти нет возможности остано вить тот или иной механизм. На сегодня на «Григории Лысенко» многое оборудование в хорошем техническом со стоянии. Например, рефриже раторная установка, с которой никогда но было «ЧП», никог да не подводила в море. Все работы, связанные с поддер жанием ее в должном порядке, планируем в зависимости от ус ловий плавания, времени года. Скажем, рейс предстоит в Центрально-Восточную Атлан тику. Значит, нагрузка на ус тановку будет пиковая. На пе реходе в ЦВА стараемся про извести необходимый ремонт осмотры. В северных районах можно обходиться двумя из трех компрессоров.. Тут другая ор ганизация работ, но опять же в зависимости от времени годэ. Летом и на Севере не всегда есть возможность на промысле ремонтировать компрессоры. Такой практики придержива емся и в отношении вспомога тельных механизмов, котельной установки. Для сокращения объема ре монта двигателей, механизмов у нас внедрен метод разделе ния -деталей и узлов по пред расположению их к износу. Заключается он в следующем. Механизмы имеют узлы и де тали с ограниченным моторе сурсом (быстроизнашиваемые, высоконагруженные) и малона- груженные с большим запасом прочности. Учитывая ко.чкрепи износ машины, при п р оф и л ак тическом ремонте мы не р а зби раем механизм в объеме з т о г : ремонта, а заменяем узел, имеющий ограниченный мото ресурс. Планирование ремонтных ра бот, подлежащих выполнению силами экипажа, проводим на год и конкретно на каждый рейс с учетом технического со стояния механизмов и репсово го состояния. То есть в зависи мости от загрузки тех или иных механизмов и возможно сти проведения ремонта. В плане на рейс указываем конкретно объем проводимого ремонта узлов или механизмов и срок выполнения. Затем каж дую декаду производим про верку работ, выясняем, что м е шает проведению ремонта, вы являются причины задержки и т. д. Ремонтные работы про изводим как во время вахты, так и на подвахте согласно гр а фику и срочности выполнения их. Четкий контроль за качест вом и сроками выполнения ре монта — одно из главных ус ловий содержания механизмов е хорошем техническом состоя нии. В. МАРКОВНИН, главный механик плавбазы «Григо рий Лысенко». У причалов рыбного порта. Фото А. Сергеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz