Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.

Не говорите о Р О М А Н Т ложной И К Е — Что ж ты каску не на­ дел, ведь работаем на пп- грузке? — молодой моряк осуждающе посмотрел' на товарища, который лихо сбил на затылок голубой щегольской берет. — Каску? — тот расхохо­ тался, — эх ты, сухопутная твоя душа, да знаешь ли ты, что каска годится только бе­ реговику. А нам, — он стук­ нул себя кулаком в грудь, — нам; истинным морякам, подавай зюйдвестку, -мич­ манку. Самодовольно усмехнув­ шись к закуривая, продол­ жал: — В годы войны бедовые матросы морской пехоты. Озера и реки Кольского полуострова — большое на­ родное богатство. Его надо беречь. Это наша обязан­ ное гь и повседневная забота. Фото Д. Гриньк-о. н А Ш А 0 БЩ А я 3 АБ0 ТА ■D МУРМАНСКОМ 1грае- I § ведческом музее со­ стоялась пресс-кон­ ференция по вопросам охра­ ны окружающей среды. Журналисты предложили много вопросов по охране и приумножению лесных бо­ гатств Кольского полуостро­ ва, озеленению Мурманска, предупреждению загрязне­ ния воздуха, охране внут­ ренних, водоемоз. В частности, на вопрос: как -используются озера Кольского полуострова для развития рыболовства, от­ петая начальник «Мурман- рыбо да» Н. П. Лукин. У нас в области 106 тысяч озер и множество водохрани­ лищ. Основные виды рыб, которые разводят в них. это сиг, щука, окунь, на­ лип. голец, ряпушка и др. Треть водоемов не облавли­ вается из-за отсутствия до­ рог к ник. Строятся рыбо­ водные заводы, например, сигово-куможный на Иманд­ ре. Намечено строительство Вер ■: е-Туломского сигово- семужного завода. Активную помощь работ­ ника Fit «Мурманрыбвода» оказывают «голубые патру­ ли», насчитывающие около 500 школьников. Говорилось на пресс-кон­ ференции и о снижении объема лесосплавов по ре- :кам и озерам. Если в 1971 году по рекам и озерам об­ ласти сплавлялось 1 млн. 5 тысяч куб. м леса, то в 1977 г. только 715 тыс. куб. м., и с каждым годом эта цифра будет уменьшаться. 'Леспромхозы предпринима-" ют все возможное,' чтобы вы-, везти лес, минуя реки и озз- ■ра. Ю. В. Ильченко, испол­ няющий обязанности заве­ дующего Мурманской гидро­ химической лабораторией, ответил на вопрос, интере­ сующий очень многих! что делается для предупрежде­ ния загрязнения Кольского ‘залива? Выступающий сооб­ щил, что большое количество загрязняющих веществ сбра­ сывается ежедневно в воды 'Кольского залива. На заливе работает уникальная станция ■для сбора льяльно-балласт- ных вод, действует мусоро- сборщик. И тем не менее охрана вод Кольского залива от за­ грязнения является перво­ очередной задачей для всех моряков и жителей Мурман­ с к а Н А БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА влияет многое: личность рабочего и эксплуа­ тируемая техника, социальные факто­ ры и организация производства, нормирова­ ние труда и домашнее благополучие, техниче­ ское снабжение и множество других причин. Характерно, что все эти факторы влияют на процесс труда и его безопасность не непосред­ ственно, а через воздействие на человека. Дей­ ствительно, неисправности техники, недостат­ ки в организации труда, отрицательные воз­ действия окружающей среды прежде всего дезорганизуют деятельность человека и имен­ но через него отражаются на результатах тру­ да, на его безопасности. Существующая техника безопасности ока­ зывает свое защитное действие обычно тогда, когда она активно используется. Нарушения з процессе труда могут возникать как по вине человека, так и независимо от него. Однако н в том, и в другом случае человек может вли­ ять на последствия этих нарушенніі. Многолетний анализ позволил выявить ряд психологических причин и закономерностей, обусловливающих производственный травма­ тизм. Прежде всего травматизм оказался тес­ но связанным со стажем работы по специаль­ ности — он значительно повышается при накопле- нии стажа свыше 10 лег и достигает максимум при стаже 15—20 лет. Такая закономерность объясня­ ется в основном измене­ нием отношения рабочих к опасности. Недостаток своих навыков и умения новички компенсируют обычно большей осторож- ностью, осмотрительно­ стью действии, высокой концентрацией внима­ ния. Благодаря этому даже при недостаточном опыте им удается успешно и безопасно рабо­ тать. С накоплением стажа у рабочих появ­ ляется все большая уверенность в себе, и это положительно сказывается на результатах труда. Но здесь нередки переоценки собственных возможностей, появление уже излишней само­ уверенности — «я все знаю, все могу», ко­ торые ведут к понижению внимания, осторож­ ности и даже к пренебрея^ению правилами безопасности труда и росту травматизма. От­ сюда следует, что рабочие со стажем свыше 10 лет нуждаются в особом контроле. П О ДАННЫМ АНАЛИЗА производствен­ ного травматизма в управлении Мур­ манского тралового флота еніегодно or 30 до 35 процентов несчастных случаев от об­ щего их числа происходит с лицами, имеющи­ ми стаж работы свыше 10 лет. Установлены некоторые закономерности в периодичности травматизма. Так, в осенне-зим­ ние месяцы резко возрастает число несчаст­ ных случаев с матросами и в особенности с работниками палубной команды. Данные еже­ квартального анализа показывают, что на осенне-зимний период приходится от 60 до 65 процентов всех несчастных случаев. Причем в четвертом квартале их происходит примерно на 2о процентов больше, чем в первом. Воз­ растает число нарушений правил безопасности труда, а следовательно, и число несчастных случаев к концу репса, особенно на судах ти­ па БМРТ и ППР. Это объясняется снижением компенсаторных возможностей и утомлением, накопившимися за рейс. Характерно, что у мо­ лодых моряков больше травм бывает в начале рейса, а у пожилых — в' конце. ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ труда одну из решающих ролен играет отно­ шение самих рабочих к вопросам тех­ ники безопасности и мероприятиям по этим вопросам. Вместе с этим выполнение пра­ вил безопасности не всегда зависит от са­ мих рабочих. И в этом случае первоочередной задачей администрации судна и руководства флота является обеспечение всех необходимых условий для выполнения правил безопасности. Наиболее эффективным средством, способ­ ствующим выполнению этих правил, как счи­ тают сами работники флота, являются мате­ риальные и моральные стимулы. В то же вре­ мя они подчеркивают, что стремление больше заработать часто является побудителем к на­ рушению правил безопасности труда. Следо­ вательно. надо добиться того, чтобы больший заработок стал возможным только тогда, ко­ гда рабочий строго выполняет правила. Для этого нужно стимулировать людей, точно вы­ полняющих правила. В то же время наруши­ телей! правил безопасности труда, независимо от выработки, следует лишать премий. В большинстве случаев производственного травматизма причины ошибочных действий об­ условлены слабоіі подготовкой рабочего, от­ сутствием или недостаточностью у него необ­ ходимых знаний и навыков, несоответствием его индивидуально-психологических качестз выполняемой работе: недисциплинирован­ ностью, нерадивостью, временным снижением работоспособности, заболеванием, утомлением. Если работник не выполнит план или допу­ стит брак, то он меньше заработает и понизит свой авторитет. Если же он не выполнит зее правила техники безопасности, го с некоторой (сравнительно небольшой) вероятностью он может получить травму. По работник обычно не задумывается над тек. что полученные ТРАВМАТИЗМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — не случайность В травмы или увечья не компенсируются ника­ кими деньгами. А именно над этим и следует заставить его задуматься. Если работник одни раз пожертвовал правилами безопасности ра­ ди выработки и все обошлось благополучно, то в результате происходит изменение его от­ ношения к опасности, появление веры в без­ наказанность нарушений и в свои возможности обходиться без правил. А д а п т а ц и и к о п а с н о с т и способст­ вуют также недостаточно совершенные правила техники безопасности, нали­ чие в них пунктов, которые можно безболез­ ненно не выполнять. А если это так, то возни­ кает недоверие ко всему документу и появля­ ется сомнение в незыблемости остальных его пунктов. Травматизм у плавсостава промыслового флота имеет свои особенности -— и по харак­ теру повреждений, и по их локализации, и по причинам возникновения. Основными профессиональными группами, у которых отмечается наибольшее количество травм (около 40 процентов), являются матро­ сы, занятые работоіі с тралом и обработкой! рыбы (шкерщики, подавальщики, рубщики, за­ сольщики и др.). Значительная часть (42 про­ цента) травматических повреждений происхо­ дит при подъеме, спуске и ремонте трала, при­ чем это тяжелые травмы с длительной потерей трудоспособности. Второе место по частоте занимает травма­ тизм рыбообработчиков — 20 процентов от общего числа травм. Основными причинами возникновения травм при добыче и обработке рыбы являются преж­ де всего недостаточная механизация рабочих процессов, неправильная организация труда, режима работы, особенно во время больших уловов. [ЮБОИ НЕСЧАСТНЫ!! СЛУЧАИ на производстве — это не случайное сов­ падение обстоятельств^ а определенная закономерность, установить которую можно только путем расследования и анализа выяв­ ленных причин. Вопросы охраны труда выходят за пределы чисто производственные. Речь идет о здоровье человека, о самом ценном богатстве страны. Н. ОБРЯДИН, начальник отдела охраны труда Мурманске- і гв тралового флата. Л' » «черная смерть», как назы­ вали их фашисты, перэд штыковой атакой надевали бескозырки. В бескозырках и морских бушлатах, — пропет он, — а ты..."каска. Какая же а ней романтика?.. Вот такой разговор дове­ лось мне слышать на одном судне. Увлеченные ложной .романтикой, некоторые мо­ ряки подчас грубо наруша­ ют правил' техники без­ опасности и платятся за ого своим здоровьем. На СТР -314 «Солигалич* шла выгрузка кошелькового невода. Старший мастер ло­ ва (не будем называть его фамилии) работал без каски. И вдруг — падение балбер, удар по голове и... больнич­ ная койка но целый месяц. ...На БМРТ «Поволжье», шел обычный рабочий день. Матрос спустился в трюм на укладку ящиков с, "продук­ цией. Надеть каск>а он не удосужился. А пока матрос укладывал один ящик, дру­ гой застрял на транспортере, на переднике лотка, потом вдруг сорвался, полетел вниз. Матрос в горячке ра­ боты не почувствовал боли,- Через несколько дней появи­ лись головные боли, к о то ­ рые становились все силь­ нее. Пришлось доставлять моряка з порт. II он проле­ жал в больнице о к о п меся­ ца. А вот случай — в пользу каски. На БМРТ «Быково» старший мастер лова вел перемотку кабелей с одного барабана на другой. 'Вдруг трос сечением 15.5 милли­ метра от сильного натяже­ ния лопнул, конец его со страшной силой хлестнул тралмейстера по голове. Такой удар — верная смерть. Но старший мастер остался жив и даже пробо­ лел совсем недопг-. Спа-ол защитная кзеко. — Я теперь в эту каск'у верю, как в гтостоянстзз По­ лярно!! звезды, — говорит он товарищам. И в самом дело, каска прочна, легка, удобна, имеет два варианта — летний и зимний, совсем не мешает в работе. О необходимости ее ношения говорят приказ по Министерству рыбного хо­ зяйство, приказы по объеди­ нениям и флотам. •Составле­ ны перечня раб-г, при ;о- торьіх ношение кос:::' обяза­ тельно. Это вс с чзботы на промысловой палѵбе, на вы­ соте, за бортом, ремонтные, погрузочно - росгоузочные работы и т. д. Определена ответственность старших смен, вахт за вып ілнение правил техники безопасно­ сти. II все-таки подчас некото­ рые моряки не надевают касок, стараясь показать свою «лихость». Таким следует прямо ска­ зать: — Нз говорите о ложной романтике. £ } ' И. КОРШрОВ. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ­ ХОД: ПСТ-1307 «Рыбак Ззгтэ- лятэья». экипажа БМРТ-111 «Гольфстрим», на таллохэдэ в 11,03 в рыбный порт. БМРТ-338 «Солозэцкий». ЗАВТРА: РТ-303 «Милперз- во ►, РТ-265 «Гридино*. Редактор А. А. МИРОНОВ. «Рыбный Мурман Индекс 55854. Цена .1 зкз. — 2 V.. коп. Мурманская областная типография, г Мурманск, Загс. 5922. ПН-03020. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz