Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.
Не говорите о Р О М А Н Т ложной И К Е — Что ж ты каску не на дел, ведь работаем на пп- грузке? — молодой моряк осуждающе посмотрел' на товарища, который лихо сбил на затылок голубой щегольской берет. — Каску? — тот расхохо тался, — эх ты, сухопутная твоя душа, да знаешь ли ты, что каска годится только бе реговику. А нам, — он стук нул себя кулаком в грудь, — нам; истинным морякам, подавай зюйдвестку, -мич манку. Самодовольно усмехнув шись к закуривая, продол жал: — В годы войны бедовые матросы морской пехоты. Озера и реки Кольского полуострова — большое на родное богатство. Его надо беречь. Это наша обязан ное гь и повседневная забота. Фото Д. Гриньк-о. н А Ш А 0 БЩ А я 3 АБ0 ТА ■D МУРМАНСКОМ 1грае- I § ведческом музее со стоялась пресс-кон ференция по вопросам охра ны окружающей среды. Журналисты предложили много вопросов по охране и приумножению лесных бо гатств Кольского полуостро ва, озеленению Мурманска, предупреждению загрязне ния воздуха, охране внут ренних, водоемоз. В частности, на вопрос: как -используются озера Кольского полуострова для развития рыболовства, от петая начальник «Мурман- рыбо да» Н. П. Лукин. У нас в области 106 тысяч озер и множество водохрани лищ. Основные виды рыб, которые разводят в них. это сиг, щука, окунь, на лип. голец, ряпушка и др. Треть водоемов не облавли вается из-за отсутствия до рог к ник. Строятся рыбо водные заводы, например, сигово-куможный на Иманд ре. Намечено строительство Вер ■: е-Туломского сигово- семужного завода. Активную помощь работ ника Fit «Мурманрыбвода» оказывают «голубые патру ли», насчитывающие около 500 школьников. Говорилось на пресс-кон ференции и о снижении объема лесосплавов по ре- :кам и озерам. Если в 1971 году по рекам и озерам об ласти сплавлялось 1 млн. 5 тысяч куб. м леса, то в 1977 г. только 715 тыс. куб. м., и с каждым годом эта цифра будет уменьшаться. 'Леспромхозы предпринима-" ют все возможное,' чтобы вы-, везти лес, минуя реки и озз- ■ра. Ю. В. Ильченко, испол няющий обязанности заве дующего Мурманской гидро химической лабораторией, ответил на вопрос, интере сующий очень многих! что делается для предупрежде ния загрязнения Кольского ‘залива? Выступающий сооб щил, что большое количество загрязняющих веществ сбра сывается ежедневно в воды 'Кольского залива. На заливе работает уникальная станция ■для сбора льяльно-балласт- ных вод, действует мусоро- сборщик. И тем не менее охрана вод Кольского залива от за грязнения является перво очередной задачей для всех моряков и жителей Мурман с к а Н А БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА влияет многое: личность рабочего и эксплуа тируемая техника, социальные факто ры и организация производства, нормирова ние труда и домашнее благополучие, техниче ское снабжение и множество других причин. Характерно, что все эти факторы влияют на процесс труда и его безопасность не непосред ственно, а через воздействие на человека. Дей ствительно, неисправности техники, недостат ки в организации труда, отрицательные воз действия окружающей среды прежде всего дезорганизуют деятельность человека и имен но через него отражаются на результатах тру да, на его безопасности. Существующая техника безопасности ока зывает свое защитное действие обычно тогда, когда она активно используется. Нарушения з процессе труда могут возникать как по вине человека, так и независимо от него. Однако н в том, и в другом случае человек может вли ять на последствия этих нарушенніі. Многолетний анализ позволил выявить ряд психологических причин и закономерностей, обусловливающих производственный травма тизм. Прежде всего травматизм оказался тес но связанным со стажем работы по специаль ности — он значительно повышается при накопле- нии стажа свыше 10 лег и достигает максимум при стаже 15—20 лет. Такая закономерность объясня ется в основном измене нием отношения рабочих к опасности. Недостаток своих навыков и умения новички компенсируют обычно большей осторож- ностью, осмотрительно стью действии, высокой концентрацией внима ния. Благодаря этому даже при недостаточном опыте им удается успешно и безопасно рабо тать. С накоплением стажа у рабочих появ ляется все большая уверенность в себе, и это положительно сказывается на результатах труда. Но здесь нередки переоценки собственных возможностей, появление уже излишней само уверенности — «я все знаю, все могу», ко торые ведут к понижению внимания, осторож ности и даже к пренебрея^ению правилами безопасности труда и росту травматизма. От сюда следует, что рабочие со стажем свыше 10 лет нуждаются в особом контроле. П О ДАННЫМ АНАЛИЗА производствен ного травматизма в управлении Мур манского тралового флота еніегодно or 30 до 35 процентов несчастных случаев от об щего их числа происходит с лицами, имеющи ми стаж работы свыше 10 лет. Установлены некоторые закономерности в периодичности травматизма. Так, в осенне-зим ние месяцы резко возрастает число несчаст ных случаев с матросами и в особенности с работниками палубной команды. Данные еже квартального анализа показывают, что на осенне-зимний период приходится от 60 до 65 процентов всех несчастных случаев. Причем в четвертом квартале их происходит примерно на 2о процентов больше, чем в первом. Воз растает число нарушений правил безопасности труда, а следовательно, и число несчастных случаев к концу репса, особенно на судах ти па БМРТ и ППР. Это объясняется снижением компенсаторных возможностей и утомлением, накопившимися за рейс. Характерно, что у мо лодых моряков больше травм бывает в начале рейса, а у пожилых — в' конце. ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ труда одну из решающих ролен играет отно шение самих рабочих к вопросам тех ники безопасности и мероприятиям по этим вопросам. Вместе с этим выполнение пра вил безопасности не всегда зависит от са мих рабочих. И в этом случае первоочередной задачей администрации судна и руководства флота является обеспечение всех необходимых условий для выполнения правил безопасности. Наиболее эффективным средством, способ ствующим выполнению этих правил, как счи тают сами работники флота, являются мате риальные и моральные стимулы. В то же вре мя они подчеркивают, что стремление больше заработать часто является побудителем к на рушению правил безопасности труда. Следо вательно. надо добиться того, чтобы больший заработок стал возможным только тогда, ко гда рабочий строго выполняет правила. Для этого нужно стимулировать людей, точно вы полняющих правила. В то же время наруши телей! правил безопасности труда, независимо от выработки, следует лишать премий. В большинстве случаев производственного травматизма причины ошибочных действий об условлены слабоіі подготовкой рабочего, от сутствием или недостаточностью у него необ ходимых знаний и навыков, несоответствием его индивидуально-психологических качестз выполняемой работе: недисциплинирован ностью, нерадивостью, временным снижением работоспособности, заболеванием, утомлением. Если работник не выполнит план или допу стит брак, то он меньше заработает и понизит свой авторитет. Если же он не выполнит зее правила техники безопасности, го с некоторой (сравнительно небольшой) вероятностью он может получить травму. По работник обычно не задумывается над тек. что полученные ТРАВМАТИЗМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — не случайность В травмы или увечья не компенсируются ника кими деньгами. А именно над этим и следует заставить его задуматься. Если работник одни раз пожертвовал правилами безопасности ра ди выработки и все обошлось благополучно, то в результате происходит изменение его от ношения к опасности, появление веры в без наказанность нарушений и в свои возможности обходиться без правил. А д а п т а ц и и к о п а с н о с т и способст вуют также недостаточно совершенные правила техники безопасности, нали чие в них пунктов, которые можно безболез ненно не выполнять. А если это так, то возни кает недоверие ко всему документу и появля ется сомнение в незыблемости остальных его пунктов. Травматизм у плавсостава промыслового флота имеет свои особенности -— и по харак теру повреждений, и по их локализации, и по причинам возникновения. Основными профессиональными группами, у которых отмечается наибольшее количество травм (около 40 процентов), являются матро сы, занятые работоіі с тралом и обработкой! рыбы (шкерщики, подавальщики, рубщики, за сольщики и др.). Значительная часть (42 про цента) травматических повреждений происхо дит при подъеме, спуске и ремонте трала, при чем это тяжелые травмы с длительной потерей трудоспособности. Второе место по частоте занимает травма тизм рыбообработчиков — 20 процентов от общего числа травм. Основными причинами возникновения травм при добыче и обработке рыбы являются преж де всего недостаточная механизация рабочих процессов, неправильная организация труда, режима работы, особенно во время больших уловов. [ЮБОИ НЕСЧАСТНЫ!! СЛУЧАИ на производстве — это не случайное сов падение обстоятельств^ а определенная закономерность, установить которую можно только путем расследования и анализа выяв ленных причин. Вопросы охраны труда выходят за пределы чисто производственные. Речь идет о здоровье человека, о самом ценном богатстве страны. Н. ОБРЯДИН, начальник отдела охраны труда Мурманске- і гв тралового флата. Л' » «черная смерть», как назы вали их фашисты, перэд штыковой атакой надевали бескозырки. В бескозырках и морских бушлатах, — пропет он, — а ты..."каска. Какая же а ней романтика?.. Вот такой разговор дове лось мне слышать на одном судне. Увлеченные ложной .романтикой, некоторые мо ряки подчас грубо наруша ют правил' техники без опасности и платятся за ого своим здоровьем. На СТР -314 «Солигалич* шла выгрузка кошелькового невода. Старший мастер ло ва (не будем называть его фамилии) работал без каски. И вдруг — падение балбер, удар по голове и... больнич ная койка но целый месяц. ...На БМРТ «Поволжье», шел обычный рабочий день. Матрос спустился в трюм на укладку ящиков с, "продук цией. Надеть каск>а он не удосужился. А пока матрос укладывал один ящик, дру гой застрял на транспортере, на переднике лотка, потом вдруг сорвался, полетел вниз. Матрос в горячке ра боты не почувствовал боли,- Через несколько дней появи лись головные боли, к о то рые становились все силь нее. Пришлось доставлять моряка з порт. II он проле жал в больнице о к о п меся ца. А вот случай — в пользу каски. На БМРТ «Быково» старший мастер лова вел перемотку кабелей с одного барабана на другой. 'Вдруг трос сечением 15.5 милли метра от сильного натяже ния лопнул, конец его со страшной силой хлестнул тралмейстера по голове. Такой удар — верная смерть. Но старший мастер остался жив и даже пробо лел совсем недопг-. Спа-ол защитная кзеко. — Я теперь в эту каск'у верю, как в гтостоянстзз По лярно!! звезды, — говорит он товарищам. И в самом дело, каска прочна, легка, удобна, имеет два варианта — летний и зимний, совсем не мешает в работе. О необходимости ее ношения говорят приказ по Министерству рыбного хо зяйство, приказы по объеди нениям и флотам. •Составле ны перечня раб-г, при ;о- торьіх ношение кос:::' обяза тельно. Это вс с чзботы на промысловой палѵбе, на вы соте, за бортом, ремонтные, погрузочно - росгоузочные работы и т. д. Определена ответственность старших смен, вахт за вып ілнение правил техники безопасно сти. II все-таки подчас некото рые моряки не надевают касок, стараясь показать свою «лихость». Таким следует прямо ска зать: — Нз говорите о ложной романтике. £ } ' И. КОРШрОВ. С промысла в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ ХОД: ПСТ-1307 «Рыбак Ззгтэ- лятэья». экипажа БМРТ-111 «Гольфстрим», на таллохэдэ в 11,03 в рыбный порт. БМРТ-338 «Солозэцкий». ЗАВТРА: РТ-303 «Милперз- во ►, РТ-265 «Гридино*. Редактор А. А. МИРОНОВ. «Рыбный Мурман Индекс 55854. Цена .1 зкз. — 2 V.. коп. Мурманская областная типография, г Мурманск, Загс. 5922. ПН-03020. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz