Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.
СНОВА ВПЕРЕДИ Б1мое месяца назад я прово жал в реііс учебно-производст- сег.шіе судно «Борис Сафонов». Тогда первыіі помощник капи тана Вячеслав Васильевич Лу- жецкин рассказал о том, что экипаж выступил инициатором социалистического соревнова ния за выполнение плана двух лет пятилетки к 60-летию Ве ликого Октября, отметил луч ших. Среди них были матрос Алексеи Михайлович Тютерев, электрик Григорий Николаевич Балабан, моторист Петр Влади мирович Дюпдиков. И вот заканчивается труд ный рейс. На причале с букета ми цветов встречающие — род ные и близкие членов экипажа, курсантов, которые проходят практику на транспортном реф рижераторе. Гремит музыка оркестра. В четком строю за мерли однокурсники тех, кто воззращаетсп из первого плава ния. Подан трап. Начинается тор жественный митинг. Капитан транспортного ' рефрижератора Владимир Александрович Гав рилов предоставляет слово на чальнику управления «Севрыб- холодфлот» Михаилу Иванови чу Каргину. — Поздравляю моряков и курсантов с успешным завер шением рейса. — сказал на чальник флота. —• Значительно раньше срока, чем предусматри валось обязательствами, вы вы полнили план двух лет деся то!! пятилетки. Желаю всем отличного отдыха в родном порту. С теплыми словами привет ствия обратились к экипажу на чальник Северного отряда учеб ных судов Алексей Иванович Анохин и исполняющий обязан ности начальника Мурманского мореходного училища имени И. И. Месяцева Николай Оста пович Саенко. С ответным словом выступил курсант Сергей Ваганов. Он рассказал о том, как проходила практика, заверил собравшихся в том, что будущие промысло вики и впредь будут настойчи во изучать морское дело. Хорошую практику прошли курсанты в этом рейсе, про должая учебный процесс, рабо тая рядом с опытными моряка ми. А лучшими наставниками были и на этот раз матрос А. М. Тютерев. электрик Г. Н. Балабан, моторист П. В. Дюп диков. О слаженном труде экипажа ТР «Борис Сафонов» говорит тот факт, что промысловикам при разгрузке сэкономлено около ста часов времени. А помогло этому соревнование смежников. С четырьмя экипа жами промысловых судов за ключались локальные договоры. БМРТ «Эльбрус >, например, сэкономлено 44 часа, БМРТ «Беломорье» — 20 часов, БМРТ «Ловозеро» — 14 часов. К. ИЛЬИН. очередной том «Опыт применения матема тических методов в рыбохозяй ственных исследованиях Север ного бассейна» — так называ ется вышедший из печати XXXVIII том Трудов ПИНРО. В сборнике рассматриваются некоторые задачи обработки гидрологической и ихтиологи ческой информации, вопросы оценки и прогнозирования ряда океанологических параметров, первичноіі продукции и важ нейших характеристик промыс лового стада рыбы. В статье Салмова В. 3. и дру гих научных сотрудников «Ме тодика расчета средних значе нии океанологических характе ристик на гидрологических разр зах» предложен метод расчета средних значений океанологических характери стик с учетом площадей между станциями для разрезов со сложным профилем дна. Большой интерес представля ет работа Светлова И. И. «О цикличности колебаний гидро метеорологических характери стик в районе Западной Грен ландии и некоторых возмож ностях их прогнозирования». Исследуется характер много летних колебаний гидрометео рологических характеристик в районе Западной Гренландии и определяются возможности их прогноза. Проведен частотныіі анализ рядов этих характери стик. Выявлены периоды коле баний продолжительностью 3—5, 6—7, 8—13 и 15— 18 лет. В статье «Моделирование продукционного процесса в фи топланктоне» Ендальцев Н. В. и Рыжов В. М. предпри няли попытку описать процесс развития фитопланктона в ес тественной среде. Найдена эф фективная продукция фито планктона для губы Кислой Баренцева моря. Рассмотрена возможность краткосрочного прогнозирования развития планктонных водорослей. «Оценка коэффициентов до ступности для промысла лофо- тено-баренцевоморской трески» —- так называется статья ди ректора ПИНРО В. П. Пономаренко и других авторов. В ней излагается метод вычис ления коэффициентов особей от 3 до 10 лет, приводятся оценки коэффициентов. Описание усовершенство ванного гидроакустического ме тода эффективной оценки ко-, личественных характеристик рыбных скоплений различной плотности, структуры и верти кальной протяженности дано в работе Ермольчева В. А. «Гидроакустический метод и устройство для оценки числа рыб в скоплениях различноіі концентрации и вертикальной протяженности». Приведено краткое описание разработанно го в соответствии с данным ме тодом нового прибора — авто номного гидроакустического измерителя средней плотности скоплений рыб ИСП. Рассмот рены результаты применения прибора при проведении эхо метрических съемок скоплении мойвы и сайки в Баренцевом море, кильки в Каспийском мо ре, сельди и минтая в Охот ском море. В работе Гулимова А. В. «Некоторые теоретические воп росы оценки качества методов прогнозирования и оправдывае- мости прогнозов» формали зуется понятие «качество мето да прогнозирования». Рассмат риваются различные методы оценки оправдываемости прог нозов. Предлагается методика оценки оправдываемости прог нозов среднемесячной произво дительности промысла (на при мере донных рыб Баренцева моря). Статьи в сборнике сопровож даются иллюстрациями, схема ми, графиками, библиографией. А. ОДНОЛЬКО, зав. ОНТИ ПИНРО. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-323 «Морозовой». РТ-331 «Мурманчанин», РТ- 307 «Миргород», БМРТ-136 «Волгобалт», ТР «Иркутск», ТР «А. Венецианов», ТР «А. Иванов». ЗАВТРА: РТ-329 «Мурма- нш», РТ-230 «Зеленодольск», УПС «Комиссар Полухин», ПОДЗЕМНЫЙ э н Е р г Е- У в МЕРЕ ТИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВУАР Т АНКЕРЫ, частично но вейшей постройки, про стаивают в фиордах Швеции и покрываются ржа вчиной. Для них нет фрахта, хотя представители судокомпа- ний изыскивают все способы, чтобы обеспечить их грузом. Так, оші уже давно серьезно изучают возможности принося щей прибыли транспортировки воды, но воды, разумеется, не обычной. Магматические недра Ислан дии во многих частях страны постоянно выбрасывают на по верхность находящуюся там жидкость. Вот уже 50 лет го рячая вода с температурой при мерно 85 градусов по Цельсию поступает в центральную отопи тельную систему Рейкьявика — столицы Исландии. Запасы говорят о том, что для собст венных нужд республика на По лярном круге может использо вать только часть ресурсов жидкости с высокой температу рой. В представлении шведов, большие танкеры могли бы в портах острова принимать го рячую воду. На 2500-километ ровом пути из Исландии в Скандинавию температура во ды может упасть приблизи тельно на 30 градусов, но и вода в 5 0—60 градусов может вполне использоваться в Шве ции для обогрева промышлен ных и жилых зданий. «Пред ставители отдельных верфей и пароходств ведут дискуссию в отношении переоборудования стоящих без дела нефтяных ги гантов в водоналивные танке ры или же предлагают строить специальные суда, которые бы сохраняли температуру приня той на танкер воды. До сих пор подобные идеи еще не были осуществлены, и нет практического опыта, мож но ли и каким образом транс портировать миллионы литров горячей воды на большие рас стояния без значительных теп ловых потерь. Но риск, что транспортировка горячего гру за окажется толчением г.оды й ступе, огромен. Поэтому судо владельцы и владельцы верфей самой большой скандинавской страны пока не готовы сделать такую попытку. Центр шведского судострое ния Гетеборг переживает са мый тяжелый кризис со врем-'' ! окончания войны. До середі:..ъ; семидесятых годов, когда со стапелей сходил танкер за танкером, судостроительные и торговые концерны поправили свои дела. Затем наступил не достаток в заказах. Единствен ное, что пришло на ум предста вителям концернов в этоіі си туации, это обратиться к правительству с сигналом. Во семь важнейших ве- ’'ей страны должны были объединиться в одно государственное судо строительное предприятие — государственную верфь. Ми нистр финансов Аслинг решил поддержать только что родив шееся огромное шведское пред приятие несколькими миллиар дами крон из налоговых средств. Это старый, все время практикующийся в капитали стических странах метод: в это время предприниматели, разу меется, кладут прибыль в своіі карман. Во время кризисов правительство перекладывает убытки на плечи общества, возмещать их должно населе ние. Государственная верфь де тально занимается возЛ ю н о стью осуществления проекта транспортировки исландской воды в Швецию. Жители се верного острова настроены оп тимистически. В отличие от ограниченных мировых запас' з нефти их подземный энергети ческий резервуар «рассчитан» на тысячелетия. Они уже заня лись калькуляцией и считают, что каждое новое повышение цен на нефть представляет все большую выгоду для Ислан дии. Перевел с немецкого из еженедельника «Вохеи- пост» Н. ШУТОВ. Редактор А. А. МИРОНОВ. «Рыбныіі Мурман». Индекс 55654. Пена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3383. ПН-03490 Это — не Гулливеры... Наш внештатный морской корреспондент Александр Мо розов сфотографировал в рейсе, который проходил в жарких широтах, «младшего брата» ППР «Магнит». Бассейн на борту корабля, а вокруг — Мировой океан! ЪЛ> J Славными революцион ными традициями известен этот старый рабочий район в западной части Тбилиси. Здесь проходили первые стачки тифлисских рабочих, проводились маевки в при мыкавшем к нему лесу. Сейчас здесь проходит улица Октябрьская — цент ральная магистраль одного из самых крупных рабочих районов города — Ленинско го, который производит чет вертую часть промышленной продукции столицы респуб лики. Район два года под ряд завоевывал переходя щее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Октябрьская улица сегод ня — это новые 16- и 12- этажные жилые дома, уто пающие в зелени садов и скверов. В районе имеются медицинские учреждения, средние общеобразователь ные и музыкальные школы, парки, магазины, детские и спортивные площадки, пред приятия бытового обслужи вания. На его территории на ходятся профтехучилище железнодорожников, техни кум советской торговли, фи лиал Всесоюзного института метрологии. I На снимке: центральная I магистраль Ленинского райо * на города Тбилиси — улица Октябрьская. Фото С. Эдишерашвили. | (Фотохроника ТАСС). ]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz