Рыбный Мурман. 1977 г. Июль.

СНОВА ВПЕРЕДИ Б1мое месяца назад я прово­ жал в реііс учебно-производст- сег.шіе судно «Борис Сафонов». Тогда первыіі помощник капи­ тана Вячеслав Васильевич Лу- жецкин рассказал о том, что экипаж выступил инициатором социалистического соревнова­ ния за выполнение плана двух лет пятилетки к 60-летию Ве­ ликого Октября, отметил луч­ ших. Среди них были матрос Алексеи Михайлович Тютерев, электрик Григорий Николаевич Балабан, моторист Петр Влади­ мирович Дюпдиков. И вот заканчивается труд­ ный рейс. На причале с букета­ ми цветов встречающие — род­ ные и близкие членов экипажа, курсантов, которые проходят практику на транспортном реф­ рижераторе. Гремит музыка оркестра. В четком строю за­ мерли однокурсники тех, кто воззращаетсп из первого плава­ ния. Подан трап. Начинается тор­ жественный митинг. Капитан транспортного ' рефрижератора Владимир Александрович Гав­ рилов предоставляет слово на­ чальнику управления «Севрыб- холодфлот» Михаилу Иванови­ чу Каргину. — Поздравляю моряков и курсантов с успешным завер­ шением рейса. — сказал на­ чальник флота. —• Значительно раньше срока, чем предусматри­ валось обязательствами, вы вы­ полнили план двух лет деся­ то!! пятилетки. Желаю всем отличного отдыха в родном порту. С теплыми словами привет­ ствия обратились к экипажу на­ чальник Северного отряда учеб­ ных судов Алексей Иванович Анохин и исполняющий обязан­ ности начальника Мурманского мореходного училища имени И. И. Месяцева Николай Оста­ пович Саенко. С ответным словом выступил курсант Сергей Ваганов. Он рассказал о том, как проходила практика, заверил собравшихся в том, что будущие промысло­ вики и впредь будут настойчи­ во изучать морское дело. Хорошую практику прошли курсанты в этом рейсе, про­ должая учебный процесс, рабо­ тая рядом с опытными моряка­ ми. А лучшими наставниками были и на этот раз матрос А. М. Тютерев. электрик Г. Н. Балабан, моторист П. В. Дюп­ диков. О слаженном труде экипажа ТР «Борис Сафонов» говорит тот факт, что промысловикам при разгрузке сэкономлено около ста часов времени. А помогло этому соревнование смежников. С четырьмя экипа­ жами промысловых судов за­ ключались локальные договоры. БМРТ «Эльбрус >, например, сэкономлено 44 часа, БМРТ «Беломорье» — 20 часов, БМРТ «Ловозеро» — 14 часов. К. ИЛЬИН. очередной том «Опыт применения матема­ тических методов в рыбохозяй­ ственных исследованиях Север­ ного бассейна» — так называ­ ется вышедший из печати XXXVIII том Трудов ПИНРО. В сборнике рассматриваются некоторые задачи обработки гидрологической и ихтиологи­ ческой информации, вопросы оценки и прогнозирования ряда океанологических параметров, первичноіі продукции и важ­ нейших характеристик промыс­ лового стада рыбы. В статье Салмова В. 3. и дру­ гих научных сотрудников «Ме­ тодика расчета средних значе­ нии океанологических характе­ ристик на гидрологических разр зах» предложен метод расчета средних значений океанологических характери­ стик с учетом площадей между станциями для разрезов со сложным профилем дна. Большой интерес представля­ ет работа Светлова И. И. «О цикличности колебаний гидро­ метеорологических характери­ стик в районе Западной Грен­ ландии и некоторых возмож­ ностях их прогнозирования». Исследуется характер много­ летних колебаний гидрометео­ рологических характеристик в районе Западной Гренландии и определяются возможности их прогноза. Проведен частотныіі анализ рядов этих характери­ стик. Выявлены периоды коле­ баний продолжительностью 3—5, 6—7, 8—13 и 15— 18 лет. В статье «Моделирование продукционного процесса в фи­ топланктоне» Ендальцев Н. В. и Рыжов В. М. предпри­ няли попытку описать процесс развития фитопланктона в ес­ тественной среде. Найдена эф­ фективная продукция фито­ планктона для губы Кислой Баренцева моря. Рассмотрена возможность краткосрочного прогнозирования развития планктонных водорослей. «Оценка коэффициентов до­ ступности для промысла лофо- тено-баренцевоморской трески» —- так называется статья ди­ ректора ПИНРО В. П. Пономаренко и других авторов. В ней излагается метод вычис­ ления коэффициентов особей от 3 до 10 лет, приводятся оценки коэффициентов. Описание усовершенство­ ванного гидроакустического ме­ тода эффективной оценки ко-, личественных характеристик рыбных скоплений различной плотности, структуры и верти­ кальной протяженности дано в работе Ермольчева В. А. «Гидроакустический метод и устройство для оценки числа рыб в скоплениях различноіі концентрации и вертикальной протяженности». Приведено краткое описание разработанно­ го в соответствии с данным ме­ тодом нового прибора — авто­ номного гидроакустического измерителя средней плотности скоплений рыб ИСП. Рассмот­ рены результаты применения прибора при проведении эхо­ метрических съемок скоплении мойвы и сайки в Баренцевом море, кильки в Каспийском мо­ ре, сельди и минтая в Охот­ ском море. В работе Гулимова А. В. «Некоторые теоретические воп­ росы оценки качества методов прогнозирования и оправдывае- мости прогнозов» формали­ зуется понятие «качество мето­ да прогнозирования». Рассмат­ риваются различные методы оценки оправдываемости прог­ нозов. Предлагается методика оценки оправдываемости прог­ нозов среднемесячной произво­ дительности промысла (на при­ мере донных рыб Баренцева моря). Статьи в сборнике сопровож­ даются иллюстрациями, схема­ ми, графиками, библиографией. А. ОДНОЛЬКО, зав. ОНТИ ПИНРО. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-323 «Морозовой». РТ-331 «Мурманчанин», РТ- 307 «Миргород», БМРТ-136 «Волгобалт», ТР «Иркутск», ТР «А. Венецианов», ТР «А. Иванов». ЗАВТРА: РТ-329 «Мурма- нш», РТ-230 «Зеленодольск», УПС «Комиссар Полухин», ПОДЗЕМНЫЙ э н Е р г Е- У в МЕРЕ ТИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВУАР Т АНКЕРЫ, частично но­ вейшей постройки, про­ стаивают в фиордах Швеции и покрываются ржа­ вчиной. Для них нет фрахта, хотя представители судокомпа- ний изыскивают все способы, чтобы обеспечить их грузом. Так, оші уже давно серьезно изучают возможности принося­ щей прибыли транспортировки воды, но воды, разумеется, не­ обычной. Магматические недра Ислан­ дии во многих частях страны постоянно выбрасывают на по­ верхность находящуюся там жидкость. Вот уже 50 лет го­ рячая вода с температурой при­ мерно 85 градусов по Цельсию поступает в центральную отопи­ тельную систему Рейкьявика — столицы Исландии. Запасы говорят о том, что для собст­ венных нужд республика на По­ лярном круге может использо­ вать только часть ресурсов жидкости с высокой температу­ рой. В представлении шведов, большие танкеры могли бы в портах острова принимать го­ рячую воду. На 2500-километ­ ровом пути из Исландии в Скандинавию температура во­ ды может упасть приблизи­ тельно на 30 градусов, но и вода в 5 0—60 градусов может вполне использоваться в Шве­ ции для обогрева промышлен­ ных и жилых зданий. «Пред­ ставители отдельных верфей и пароходств ведут дискуссию в отношении переоборудования стоящих без дела нефтяных ги­ гантов в водоналивные танке­ ры или же предлагают строить специальные суда, которые бы сохраняли температуру приня­ той на танкер воды. До сих пор подобные идеи еще не были осуществлены, и нет практического опыта, мож­ но ли и каким образом транс­ портировать миллионы литров горячей воды на большие рас­ стояния без значительных теп­ ловых потерь. Но риск, что транспортировка горячего гру­ за окажется толчением г.оды й ступе, огромен. Поэтому судо­ владельцы и владельцы верфей самой большой скандинавской страны пока не готовы сделать такую попытку. Центр шведского судострое­ ния Гетеборг переживает са­ мый тяжелый кризис со врем-'' ! окончания войны. До середі:..ъ; семидесятых годов, когда со стапелей сходил танкер за танкером, судостроительные и торговые концерны поправили свои дела. Затем наступил не­ достаток в заказах. Единствен­ ное, что пришло на ум предста­ вителям концернов в этоіі си­ туации, это обратиться к правительству с сигналом. Во­ семь важнейших ве- ’'ей страны должны были объединиться в одно государственное судо­ строительное предприятие — государственную верфь. Ми­ нистр финансов Аслинг решил поддержать только что родив­ шееся огромное шведское пред­ приятие несколькими миллиар­ дами крон из налоговых средств. Это старый, все время практикующийся в капитали­ стических странах метод: в это время предприниматели, разу­ меется, кладут прибыль в своіі карман. Во время кризисов правительство перекладывает убытки на плечи общества, возмещать их должно населе­ ние. Государственная верфь де­ тально занимается возЛ ю н о ­ стью осуществления проекта транспортировки исландской воды в Швецию. Жители се­ верного острова настроены оп­ тимистически. В отличие от ограниченных мировых запас' з нефти их подземный энергети­ ческий резервуар «рассчитан» на тысячелетия. Они уже заня­ лись калькуляцией и считают, что каждое новое повышение цен на нефть представляет все большую выгоду для Ислан­ дии. Перевел с немецкого из еженедельника «Вохеи- пост» Н. ШУТОВ. Редактор А. А. МИРОНОВ. «Рыбныіі Мурман». Индекс 55654. Пена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3383. ПН-03490 Это — не Гулливеры... Наш внештатный морской корреспондент Александр Мо­ розов сфотографировал в рейсе, который проходил в жарких широтах, «младшего брата» ППР «Магнит». Бассейн на борту корабля, а вокруг — Мировой океан! ЪЛ> J Славными революцион­ ными традициями известен этот старый рабочий район в западной части Тбилиси. Здесь проходили первые стачки тифлисских рабочих, проводились маевки в при­ мыкавшем к нему лесу. Сейчас здесь проходит улица Октябрьская — цент­ ральная магистраль одного из самых крупных рабочих районов города — Ленинско­ го, который производит чет­ вертую часть промышленной продукции столицы респуб­ лики. Район два года под­ ряд завоевывал переходя­ щее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Октябрьская улица сегод­ ня — это новые 16- и 12- этажные жилые дома, уто­ пающие в зелени садов и скверов. В районе имеются медицинские учреждения, средние общеобразователь­ ные и музыкальные школы, парки, магазины, детские и спортивные площадки, пред­ приятия бытового обслужи­ вания. На его территории на­ ходятся профтехучилище железнодорожников, техни­ кум советской торговли, фи­ лиал Всесоюзного института метрологии. I На снимке: центральная I магистраль Ленинского райо * на города Тбилиси — улица Октябрьская. Фото С. Эдишерашвили. | (Фотохроника ТАСС). ]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz