Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.

» ФЛ О Т М У Р М А Н С К О Г О Р Ы Б Н О Г О П О Р Т А : О К Е А Н С К И Й П А Т Р У Л Ь И Т Р У Ж Е Н И К Р Е Й Д А БессшрашнЬіе помощники моряков О НИ МОГЛИ и не встре­ титься на безбреж­ ных океанских про­ сторах: экипажи спасатель­ ных буксиров портофло- та Мурманского рыбного порта «Капитан Нохрин» и «Стерегущий» несли обыч­ ную вахту с промысловиками 'S, Северо-Западной Атланти­ ке, английский же контейне­ ровоз «Амбассадор» держал курс к берегам Канады на трансатлантической линии. Капитаны всех судов этого района особенно пристально следили за обстановкой: ап­ рельские ветры и тепло ста­ ли спутниками приполярных льдов. Их глыбы, вперемеж­ ку с крошевом, сплошным покрывалом одели район промысла и часть трансат­ лантического пути. Радисты советских кораб­ лей в то предмайское утро работали с большой нагруз­ кой — берег поздравлял мо­ ряков промысла с предстоя­ щим праздником Междуна­ родной солидарности трудя­ щихся. И вдруг — сигнал бедствия! Как выяснилось потом, его еще раньше при­ нял американский корабль ‘ береговой охраны. Капитан контейнеровоза видя, что судно продолжает все боль­ ше погружаться из-за пробои­ ны, а все попытки американ­ цев помочь остаются безре­ зультатными, обратился за помощью к мурманским спа­ сателям. Первым, раздвигая пла­ вающие льды, приблизился спасатель «Капитан Нох­ рин», возглавляемый В. П. Гаузембергом. Затем в ра­ боту включился и «Стерегу­ щий» (во главе с капитаном — ветераном А. М. Зайце­ вым). Второй помощник капита­ на С. Л. Антонян уже в пор­ ту рассказывал: — Когда первая труд­ ность — плавание на шлюп­ ке в разводьях чистой ото льда воды — осталась поза­ ди, мы поняли, что спаса­ тельные работы будет вести нелегко. Дело в том, что на терпящем бедствие судне находились всего... два чело­ века. Да и они собирались покинуть корабль, судя по вываленной за борт шлюпке. Эти двое •— ими оказались капитан и старший механик — пояснили, что остальные ■^лены команды контейнеро­ воза успели перебраться на американский сторожевик... После того как аварийно- спасательная группа само­ стоятельно перешла на борт полузатонувшего «Амбас- садора», выяснилось, что его часы были бы сочтены, не приди на помощь мурман­ ские спасатели. Установить размеры пробоины в районе машинного отделения не бы­ ло возможности: помещение затопило на пять-шесть мет­ ров. Сначала счет жизни ко­ рабля шел на минуты. Мину­ ты складывались в часы. Сутки в недели. Приступив 22 апреля к спасению тону­ щего корабля, океанские буксиры Мурманского рыб­ ного порта «Капитан Нох- . рин» и «Стерегущий» 10 мая доставили спасенное' суд­ но в канадский порт .Сент- Джонс. П ОЧТИ КАЖДЫЙ ТРЕТИИ нз работаю­ щих в Мурманском ордена Ленина мор­ ском рыбном порту трудится в коллек­ тиве портового флота. Корабли этой единст­ венной в стране подобной флотилии, насчиты­ вают свыше семи десятков единиц. Они раз­ биты на восемь групп. Это производственные подразделения, решающие самостоятельно специфические для каждой группы задачи. Есть в портофлоте свои суда — спасатели, буксирные пароходы, нефтеналивные, водо­ лазные, пассажирские, вспомогательные су­ да. Имеются и танкеры. В одну из групп выделены специализиро­ ванные нефтемусоросборщики — друзья при­ роды и поборники чистоты. При всем том портовый флот является вспо­ могательным цехом рыбацких, причалов. Мо­ ряки и водолазы, рабочие и специалисты пор- тофлота внесли весомый вклад в успешное выполнение юбилейных обязательств всем коллективом орденоносного порта. Справившись с планом двух лет пятилетки по основной но­ менклатуре еще в дни предоктябрьской вахты, экипажи флота на полторы тысячи часов пре­ высили основной показатель — отработку су­ дами времени в заливе и на океанских просто­ рах. Только в третьем квартале они сэкономи­ ли топлива на сумму, превышающую 21 тыся­ чу рублей. Коллектив флота успешно справил­ ся с обязательствами по благоустройству под­ шефных улнц Мурманска и территории порта. Превышены также н показатели по подготовке специалистов, повышению классности моря­ ков. Подлинными организаторами социалисти­ ческого соревнования под девизом «Юбилей­ ному году — ударный финиш!» являются пар­ тийная и . комсомольская организации произ­ водственного подразделения. Они объединя­ ют 400 коммунистов и членов ВЛКСМ. Деле­ гаты состоявшейся в середине ноября отчетно- выборной профсоюзной конференции портово­ го флота с удовлетворением отмечали рост авторитета и активности профсоюзных орга­ низаций и групп, судовых комитетов проф­ союза. Сегодня бассейновая газета посвящает кол­ лективу портового флота специальную страни­ цу. Ее подготовили наши внештатные коррес­ понденты Д. П. Гринько и В. Н. Семенов. — Что же было потом? — - переспросил капитан-настав­ ник отряда спасательных су­ дов Н. А. Кудряшов и поло­ жил перед нами пухлую пап­ ку. Листаем бумаги, подши­ тые в дело, о спасении анг­ лийского контейнеровоза «Амбассадор» из Глазго, и ясно представляем, как ме­ нялось настроение руководи­ телей фирмы «Куннард». Целый год они торговались с МАКом (морской арбитраж­ ной комиссией), прежде чем выплатили морскому рыбно­ му порту и экипажам спаса­ телей полагающееся в таких случаях вознаграждение. — Все это время, — по­ ясняет Николай Алексеевич, — фирма «Куннард» пыта­ лась уйти от правильного толкования законов советско­ го и международного права. А они конкретны и недву­ смысленны:. есть спасение — есть вознаграждение. — Дела минувших дней, -— заметил кто-то из мор­ ских инспекторов, соседей Н. А. Кудряшова. -— Ты вы­ дай что-нибудь посвежее. И тогда капитан-наставник отряда спасательных судов достал из стола пачку фото­ графий. На одной из них, помеченных 1975 годом, бы­ ло запечатлено рыбацкое судно. Отчетливо виднелась надпись на б ор т у ,' которая переводилась и расшифровы­ валась так: БМРТ «Победа», принадлежит английскому рыбопромышленнику. Этот корабль, покинутый его эки­ пажем, тоже был спасен и отбуксирован в порт мурман­ скими буксирами после того, как его моряки потушили на траулере пожар. А судовла­ делец, верный капиталисти­ ческой морали, получив страховку, отказался вообще от своего судна, следователь­ но, и от выплаты вознаграж­ дения экипажу-спасателю «Бесстрашного». Рассказал Николай Алек­ сеевич нам и про спасатель­ ные работы в течение десяти суток летом -прошлого года французской яхты «Океа- ник» в Атлантике («Рыбный Мурман» писал об этом). Но главным, ради чего уходят спасатели портового флота на 150 суток в море, остает­ ся оказание помощи, в слу­ чае необходимости, рыбакам. Вот почему капитан-на­ ставник Н. А. Кудряшов с особой гордостью показывал радиограммы с промысла. В них —• слова благодарности советских экипажей букси­ рам-спасателям, которые со­ ставляют один из отрядов портового флота. Море есть морс. Его зако­ ны подчас необъяснимы. В самом деле, август принято считать сравнительно не­ сложным для мореплавания временем. Однако нынешний последаий летний месяц за­ ставил капитанов девяти траулеров обратиться за по­ мощью к мурманским спаса­ телям. О том, как они по­ могли попавшим в беду ры­ бакам, убедительно свиде­ тельствует одна из теле­ грамм. Ее прислало в адрес руководства рыбным портом командование эстонского СРТ-р-9097. «Благодарим бесстраш­ ных помощников рыбаков, — говорится в радиограмме.’ — Команда спасателя «Сме­ лый» занималась судном с 23 по 26 августа 1977 года. Отбуксировала наш средний- рыболовный траулер-рефри­ жератор в укрытие. Тут же занялась ремонтом гребного устройства, позволив нам уже на пятые сутки вновь заняться промыслом без до­ полнительных потерь време­ ни и затрат средств на заход в порт». % ЛидерЬі групп В ДНИ октябрьских пра­ здников на торжест­ венном собрании ор­ деноносному порту было вручено переходящее Крас­ ное знамя Минрыбхоза СССР и ЦК отраслевого профсоюза за победу во Все­ союзном соревновании в честь 60-летия Великого Ок-. тйбря. На собрании среди тех, кто стал победителем юбилейной ударной вахты, был назван и портовый флот. По условиям предок­ тябрьского социалистиче­ ского соревнования, утверж­ денным базкомом профсою­ за, победителем мог стать лишь коллектив, лидирую­ щий с начала второго года пятилетки. О том, что слово порто- флотовцез оказалось вер­ ным, свидетельствовали удар­ ные дела морякоз и рабочих всех его восьми групп. И са­ мым ярким подтверждением тому явились два события, особенно порадовавшие кол­ лектив портового флота: вру­ чение переходящего Красно­ го знамени за победу в со­ ревновании и завоеванное па ударной вахте право подпи­ сать трудовой рапорт орде­ ноносного предприятия Цент­ ральному Комитету КПСС в честь 60-летия Великого Ок­ тября. Рапорт подписали кавале­ ры ордена Ленина и других правительственных наград бригадир Таисия Ивановна Перминова, председатель цехкома профсоюза Валенти­ на Николаевна Долова, глав­ ный энергетик Сергей Ивано­ вич Дегтярев, бригадир электриков Николай Павло­ вич Бутусов, прославленный руководитель укрупненной комплексной бригады Нико­ лай Иванович Гринак. От портофлотовцев этой чести удостоился Виктор Афана­ сьевич Шашков. В порту и на промысло­ вых судах знают, что капи­ тан буксирного теплохода «Уран» коммунист В. А. Шашков достойно представ­ ляет свой флот. Здесь за 18 лет работы он прошел путь от матроса до руководителя экипажа коммунистическо­ го труда. Высокого звания команда буксира «Уран» бы­ ла удостоена как раз в канун 60-летия Великого Октября. — Команда «Урана» — десятый наш экипаж, удо­ стоенный столь высокого звания, — сказал Степан Коидратьевич Кушнир, пред­ седатель комитета профсою­ за плавсостава. — По труду и честь. Уже в начале ок­ тября коллектив «Урана» справился с годовым пла­ ном, а еще раньше — в. се­ редине лета — начал рабо-. тать по трудовому календа­ рю третьего года десятой пя­ тилетки. — В числе 35 судов наше­ го флота, — дополнил Нико­ лай Алексеевич Егоров, се­ кретарь парткома флота, — справившихся с планом двух лет, немало отличных экипа­ жей из других специализи­ рованных групп. Это прежде всего лидер соревнования по методу на- ро-фоминцев — экипаж ком­ мунистического труда танке­ ра «Джамрат» (капитан А. Н. Карпов, предсудкома И. С. Томляк). Несколько претендентов на победу есть в группе водолазных кате­ ров. Команда одного из них — катера «Решительный» — тоже в октябрьские праздни­ ки стала экипажем коммуни­ стического труда. И нема­ лая заслуга в том капитана В. Н. Кондакова и предсуд­ кома коммуниста В. И. Спи- риденкова. В авангарде В ТРУДОВОМ рапорте Центральному Коми­ тету КПСС мурман­ ские портовики, докладывая о все возрастающей полити­ ческой и трудовой активно­ сти в юбилейном году, на­ звали имена тех, на кого равняются в этом многоты­ сячном коллективе. Среди них ветераны моторист А. И. Шишмаков, боцман Ф. Ф. Шароватов, капитаны и ме­ ханики судов портового фло­ та Н. И. Авдеев, В. А. Ивин- ский, Л. М. Коган, А. Н. Ко­ ротков. — Видимо, — спросили мы у секретаря парткома флота Н. А. Егорова, — пе­ речень новаторов производ­ ства можно дополнить? — Безусловно, — согла­ сился Николай Алексеевич. — И прежде всего за счет коммунистов и комсомоль­ цев. Ведь каждый пятый портофлотовец состоит в ря­ дах КПСС или в комсомоле. Члены партии и комсомоль­ цы, как правило, трудятся на решающих участках работы. Каждый третий портофло­ товец отмечен высокими на­ градами Родины и почетны­ ми знаками трудовой добле­ сти. Больше половины из них коммунисты и комсо­ мольцы. Так, среди пяти от­ меченных в нынешнем году орденами и медалями трое коммунистов, а двое — ударники коммунистическо­ го труда. Это член парт­ бюро отдела портофлота боцман буксира «Борей» Илья Степанович Докукин, секретарь парторганизации водолазной группы водолаз первого класса Владимир Николаевич Виговский, член партии с 1961 года капитан буксирного теплохода «Уран» Виктор Афанасьевич Шашков и ветераны — луч­ ший рационализатор стар­ ший механик танкера «Ка­ нин» Николай Иванович Ав­ деев, боцман буксира «Буре­ вестник» Владимир Петро­ вич Кизенок. Высокой чести удостоен матрос комсомолец Григо­ рий Андрюшин. За произ­ водственные успехи в труде и активное участие в обще­ ственно-политической жизни ■ своего коллектива моряк на­ гражден знаком ЦК ВЛКСМ «Ударник-76». В . боевом со- . стязаиии молодых производ­ ственников, ставших, в. нача- .. ле года на юбилейную вахту «Шестьдесят трудовых вахт — шестьдесят трудовых по­ бед Великому Октябрю», матрос Андрюшин добился права подписать рапорт Ле­ нинского комсомола Цент­ ральному Комитету партии. Почетными грамотами обко­ ма ВЛКСМ отмечены судо­ водители Иван Ордин и Вла­ димир Куцевол. ...Таковы люди, таковы дела флота Мурманского ор­ дена Ленина морского рыб­ ного порта — океанского патруля и труженика рейда. Его коллектив сегодня па трудовой вахте под девизом «Юбилейному году — удар­ ный финиш!».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz