Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.
» ФЛ О Т М У Р М А Н С К О Г О Р Ы Б Н О Г О П О Р Т А : О К Е А Н С К И Й П А Т Р У Л Ь И Т Р У Ж Е Н И К Р Е Й Д А БессшрашнЬіе помощники моряков О НИ МОГЛИ и не встре титься на безбреж ных океанских про сторах: экипажи спасатель ных буксиров портофло- та Мурманского рыбного порта «Капитан Нохрин» и «Стерегущий» несли обыч ную вахту с промысловиками 'S, Северо-Западной Атланти ке, английский же контейне ровоз «Амбассадор» держал курс к берегам Канады на трансатлантической линии. Капитаны всех судов этого района особенно пристально следили за обстановкой: ап рельские ветры и тепло ста ли спутниками приполярных льдов. Их глыбы, вперемеж ку с крошевом, сплошным покрывалом одели район промысла и часть трансат лантического пути. Радисты советских кораб лей в то предмайское утро работали с большой нагруз кой — берег поздравлял мо ряков промысла с предстоя щим праздником Междуна родной солидарности трудя щихся. И вдруг — сигнал бедствия! Как выяснилось потом, его еще раньше при нял американский корабль ‘ береговой охраны. Капитан контейнеровоза видя, что судно продолжает все боль ше погружаться из-за пробои ны, а все попытки американ цев помочь остаются безре зультатными, обратился за помощью к мурманским спа сателям. Первым, раздвигая пла вающие льды, приблизился спасатель «Капитан Нох рин», возглавляемый В. П. Гаузембергом. Затем в ра боту включился и «Стерегу щий» (во главе с капитаном — ветераном А. М. Зайце вым). Второй помощник капита на С. Л. Антонян уже в пор ту рассказывал: — Когда первая труд ность — плавание на шлюп ке в разводьях чистой ото льда воды — осталась поза ди, мы поняли, что спаса тельные работы будет вести нелегко. Дело в том, что на терпящем бедствие судне находились всего... два чело века. Да и они собирались покинуть корабль, судя по вываленной за борт шлюпке. Эти двое •— ими оказались капитан и старший механик — пояснили, что остальные ■^лены команды контейнеро воза успели перебраться на американский сторожевик... После того как аварийно- спасательная группа само стоятельно перешла на борт полузатонувшего «Амбас- садора», выяснилось, что его часы были бы сочтены, не приди на помощь мурман ские спасатели. Установить размеры пробоины в районе машинного отделения не бы ло возможности: помещение затопило на пять-шесть мет ров. Сначала счет жизни ко рабля шел на минуты. Мину ты складывались в часы. Сутки в недели. Приступив 22 апреля к спасению тону щего корабля, океанские буксиры Мурманского рыб ного порта «Капитан Нох- . рин» и «Стерегущий» 10 мая доставили спасенное' суд но в канадский порт .Сент- Джонс. П ОЧТИ КАЖДЫЙ ТРЕТИИ нз работаю щих в Мурманском ордена Ленина мор ском рыбном порту трудится в коллек тиве портового флота. Корабли этой единст венной в стране подобной флотилии, насчиты вают свыше семи десятков единиц. Они раз биты на восемь групп. Это производственные подразделения, решающие самостоятельно специфические для каждой группы задачи. Есть в портофлоте свои суда — спасатели, буксирные пароходы, нефтеналивные, водо лазные, пассажирские, вспомогательные су да. Имеются и танкеры. В одну из групп выделены специализиро ванные нефтемусоросборщики — друзья при роды и поборники чистоты. При всем том портовый флот является вспо могательным цехом рыбацких, причалов. Мо ряки и водолазы, рабочие и специалисты пор- тофлота внесли весомый вклад в успешное выполнение юбилейных обязательств всем коллективом орденоносного порта. Справившись с планом двух лет пятилетки по основной но менклатуре еще в дни предоктябрьской вахты, экипажи флота на полторы тысячи часов пре высили основной показатель — отработку су дами времени в заливе и на океанских просто рах. Только в третьем квартале они сэкономи ли топлива на сумму, превышающую 21 тыся чу рублей. Коллектив флота успешно справил ся с обязательствами по благоустройству под шефных улнц Мурманска и территории порта. Превышены также н показатели по подготовке специалистов, повышению классности моря ков. Подлинными организаторами социалисти ческого соревнования под девизом «Юбилей ному году — ударный финиш!» являются пар тийная и . комсомольская организации произ водственного подразделения. Они объединя ют 400 коммунистов и членов ВЛКСМ. Деле гаты состоявшейся в середине ноября отчетно- выборной профсоюзной конференции портово го флота с удовлетворением отмечали рост авторитета и активности профсоюзных орга низаций и групп, судовых комитетов проф союза. Сегодня бассейновая газета посвящает кол лективу портового флота специальную страни цу. Ее подготовили наши внештатные коррес понденты Д. П. Гринько и В. Н. Семенов. — Что же было потом? — - переспросил капитан-настав ник отряда спасательных су дов Н. А. Кудряшов и поло жил перед нами пухлую пап ку. Листаем бумаги, подши тые в дело, о спасении анг лийского контейнеровоза «Амбассадор» из Глазго, и ясно представляем, как ме нялось настроение руководи телей фирмы «Куннард». Целый год они торговались с МАКом (морской арбитраж ной комиссией), прежде чем выплатили морскому рыбно му порту и экипажам спаса телей полагающееся в таких случаях вознаграждение. — Все это время, — по ясняет Николай Алексеевич, — фирма «Куннард» пыта лась уйти от правильного толкования законов советско го и международного права. А они конкретны и недву смысленны:. есть спасение — есть вознаграждение. — Дела минувших дней, -— заметил кто-то из мор ских инспекторов, соседей Н. А. Кудряшова. -— Ты вы дай что-нибудь посвежее. И тогда капитан-наставник отряда спасательных судов достал из стола пачку фото графий. На одной из них, помеченных 1975 годом, бы ло запечатлено рыбацкое судно. Отчетливо виднелась надпись на б ор т у ,' которая переводилась и расшифровы валась так: БМРТ «Победа», принадлежит английскому рыбопромышленнику. Этот корабль, покинутый его эки пажем, тоже был спасен и отбуксирован в порт мурман скими буксирами после того, как его моряки потушили на траулере пожар. А судовла делец, верный капиталисти ческой морали, получив страховку, отказался вообще от своего судна, следователь но, и от выплаты вознаграж дения экипажу-спасателю «Бесстрашного». Рассказал Николай Алек сеевич нам и про спасатель ные работы в течение десяти суток летом -прошлого года французской яхты «Океа- ник» в Атлантике («Рыбный Мурман» писал об этом). Но главным, ради чего уходят спасатели портового флота на 150 суток в море, остает ся оказание помощи, в слу чае необходимости, рыбакам. Вот почему капитан-на ставник Н. А. Кудряшов с особой гордостью показывал радиограммы с промысла. В них —• слова благодарности советских экипажей букси рам-спасателям, которые со ставляют один из отрядов портового флота. Море есть морс. Его зако ны подчас необъяснимы. В самом деле, август принято считать сравнительно не сложным для мореплавания временем. Однако нынешний последаий летний месяц за ставил капитанов девяти траулеров обратиться за по мощью к мурманским спаса телям. О том, как они по могли попавшим в беду ры бакам, убедительно свиде тельствует одна из теле грамм. Ее прислало в адрес руководства рыбным портом командование эстонского СРТ-р-9097. «Благодарим бесстраш ных помощников рыбаков, — говорится в радиограмме.’ — Команда спасателя «Сме лый» занималась судном с 23 по 26 августа 1977 года. Отбуксировала наш средний- рыболовный траулер-рефри жератор в укрытие. Тут же занялась ремонтом гребного устройства, позволив нам уже на пятые сутки вновь заняться промыслом без до полнительных потерь време ни и затрат средств на заход в порт». % ЛидерЬі групп В ДНИ октябрьских пра здников на торжест венном собрании ор деноносному порту было вручено переходящее Крас ное знамя Минрыбхоза СССР и ЦК отраслевого профсоюза за победу во Все союзном соревновании в честь 60-летия Великого Ок-. тйбря. На собрании среди тех, кто стал победителем юбилейной ударной вахты, был назван и портовый флот. По условиям предок тябрьского социалистиче ского соревнования, утверж денным базкомом профсою за, победителем мог стать лишь коллектив, лидирую щий с начала второго года пятилетки. О том, что слово порто- флотовцез оказалось вер ным, свидетельствовали удар ные дела морякоз и рабочих всех его восьми групп. И са мым ярким подтверждением тому явились два события, особенно порадовавшие кол лектив портового флота: вру чение переходящего Красно го знамени за победу в со ревновании и завоеванное па ударной вахте право подпи сать трудовой рапорт орде ноносного предприятия Цент ральному Комитету КПСС в честь 60-летия Великого Ок тября. Рапорт подписали кавале ры ордена Ленина и других правительственных наград бригадир Таисия Ивановна Перминова, председатель цехкома профсоюза Валенти на Николаевна Долова, глав ный энергетик Сергей Ивано вич Дегтярев, бригадир электриков Николай Павло вич Бутусов, прославленный руководитель укрупненной комплексной бригады Нико лай Иванович Гринак. От портофлотовцев этой чести удостоился Виктор Афана сьевич Шашков. В порту и на промысло вых судах знают, что капи тан буксирного теплохода «Уран» коммунист В. А. Шашков достойно представ ляет свой флот. Здесь за 18 лет работы он прошел путь от матроса до руководителя экипажа коммунистическо го труда. Высокого звания команда буксира «Уран» бы ла удостоена как раз в канун 60-летия Великого Октября. — Команда «Урана» — десятый наш экипаж, удо стоенный столь высокого звания, — сказал Степан Коидратьевич Кушнир, пред седатель комитета профсою за плавсостава. — По труду и честь. Уже в начале ок тября коллектив «Урана» справился с годовым пла ном, а еще раньше — в. се редине лета — начал рабо-. тать по трудовому календа рю третьего года десятой пя тилетки. — В числе 35 судов наше го флота, — дополнил Нико лай Алексеевич Егоров, се кретарь парткома флота, — справившихся с планом двух лет, немало отличных экипа жей из других специализи рованных групп. Это прежде всего лидер соревнования по методу на- ро-фоминцев — экипаж ком мунистического труда танке ра «Джамрат» (капитан А. Н. Карпов, предсудкома И. С. Томляк). Несколько претендентов на победу есть в группе водолазных кате ров. Команда одного из них — катера «Решительный» — тоже в октябрьские праздни ки стала экипажем коммуни стического труда. И нема лая заслуга в том капитана В. Н. Кондакова и предсуд кома коммуниста В. И. Спи- риденкова. В авангарде В ТРУДОВОМ рапорте Центральному Коми тету КПСС мурман ские портовики, докладывая о все возрастающей полити ческой и трудовой активно сти в юбилейном году, на звали имена тех, на кого равняются в этом многоты сячном коллективе. Среди них ветераны моторист А. И. Шишмаков, боцман Ф. Ф. Шароватов, капитаны и ме ханики судов портового фло та Н. И. Авдеев, В. А. Ивин- ский, Л. М. Коган, А. Н. Ко ротков. — Видимо, — спросили мы у секретаря парткома флота Н. А. Егорова, — пе речень новаторов производ ства можно дополнить? — Безусловно, — согла сился Николай Алексеевич. — И прежде всего за счет коммунистов и комсомоль цев. Ведь каждый пятый портофлотовец состоит в ря дах КПСС или в комсомоле. Члены партии и комсомоль цы, как правило, трудятся на решающих участках работы. Каждый третий портофло товец отмечен высокими на градами Родины и почетны ми знаками трудовой добле сти. Больше половины из них коммунисты и комсо мольцы. Так, среди пяти от меченных в нынешнем году орденами и медалями трое коммунистов, а двое — ударники коммунистическо го труда. Это член парт бюро отдела портофлота боцман буксира «Борей» Илья Степанович Докукин, секретарь парторганизации водолазной группы водолаз первого класса Владимир Николаевич Виговский, член партии с 1961 года капитан буксирного теплохода «Уран» Виктор Афанасьевич Шашков и ветераны — луч ший рационализатор стар ший механик танкера «Ка нин» Николай Иванович Ав деев, боцман буксира «Буре вестник» Владимир Петро вич Кизенок. Высокой чести удостоен матрос комсомолец Григо рий Андрюшин. За произ водственные успехи в труде и активное участие в обще ственно-политической жизни ■ своего коллектива моряк на гражден знаком ЦК ВЛКСМ «Ударник-76». В . боевом со- . стязаиии молодых производ ственников, ставших, в. нача- .. ле года на юбилейную вахту «Шестьдесят трудовых вахт — шестьдесят трудовых по бед Великому Октябрю», матрос Андрюшин добился права подписать рапорт Ле нинского комсомола Цент ральному Комитету партии. Почетными грамотами обко ма ВЛКСМ отмечены судо водители Иван Ордин и Вла димир Куцевол. ...Таковы люди, таковы дела флота Мурманского ор дена Ленина морского рыб ного порта — океанского патруля и труженика рейда. Его коллектив сегодня па трудовой вахте под девизом «Юбилейному году — удар ный финиш!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz