Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.

і г о в ы х к о р р е с п о н д е н т о в llllllllllillllllfltllllltltll'tUlllllllllllllfllitlllUlllllllllflllllirillllltillllHtllilltlltllUiftlfllltlttllllllirHlillllilllllllllltltllllllllllllllllllllltlllllllllfllllrlllllllltlillllllltltllltlltlltlllil Ч т о и к а к т р е б о в а т ь с котельного машиниста? В ОПРОС этот у меня уже давно наболевший, пото­ му что высокие темпы развития флота рыбной про­ мышленности выдвигают зада­ чи по обеспечению баланса между техническим вооружени­ ем производства и формами ор­ ганизации труда на судах. Я коснусь организации труда ко­ тельных машинистов на кораб­ лях бортового траления, по­ скольку хожу в море на них старшим механиком, и это, так сказать, моя стихия. Мурманский траловый флот, как и Архангельский, давно уже расстался с судами, рабо­ тавшими на твердом топливе, где труд кочегара требовал не­ малого физического напряже­ ния. Теперь в штатных распи­ саниях числятся котельные ма­ шинисты. Их работа не нужда­ ется ч больших затратах физи- чес/ -го труда. Зарплата увели­ чилась, а требования к квалифи­ кации, нормы выполнения объ­ емов работ по вахтам остались прежними. Это приводит вот к такому несоответствию. В Уставе сказано, что вах­ тенный котельный машинист (кочегар) обязан находиться в котельном отделении. И он по­ нимается буквально в прямом смысле слова, то есть сидеть в котельном отделении и все тут. Когда котельный машинист по­ нимает пункт в таком истолко­ вании, то хронометраж его ра­ бочего времени показывает: за­ мена и чистка форсунки — 10 минут, приборка плит палубы — 5 минут, дальше — пустое времяпрепровождение. Естест­ венно, можно задать вопрос: «Где старший и вахтенные ме­ ханики, почему они не контро­ лируют, куда они смотрят?» От­ вечу. На котлах, эксплуатируемых нами, средства автоматики от­ сутствуют. В котельном отделе- ft ѵ из всех приборов—один ма­ нометр. Наблюдение за режи­ мом работы парового котла в основном ведет вахтенный ме­ ханик. Котельный машинист делать это якобы не обязан. Вот и выходит, что он, как спе­ циалист, не совершенствуется, квалификация его остается на низком уровне, а так как он ни­ какой ответственности не несет, следовательно, нет и отдачи. Зарплата котельного маши­ ниста почти равна зарплате третьего механика. Но с меха­ ника спрос другой. Он и экс­ плуатационник, он и ремонт­ ник, он и электрик, он и реф- машинист, и ответственный за технологическое оборудование. Получается несоответствие: один работой не загружен, вто­ рой перегружен. Десять лет я работаю на су­ дах бортового траления. Часто задаю котельным машинистам вопрос: «Кто будет ремонтиро­ вать водомерное стекло?» От­ вет, как правило, один и тот же: «Механик». Спрашиваю: «Почему?» Отвечают обычно стереотипно: «Я эксплуатирую котел, а не ремонтирую», «Не умею», «Мне нельзя отлучать­ ся на вахте». Иногда ссылают­ ся на Устав службы. Встречают­ ся и такие, кто во время стоян­ ки судна в порту, когда требу­ ешь сделать уборку в котель­ ном помещении, отвечают, что они не уборщики, что вахтен­ ный механик их об этом не просил,.. Нет, не подумайте, будто всех котельных машинистов я равняю. Ничуть не бывало. В основном это хорошие и созна­ тельные люди, болеющие за де­ ла машинной команды и эки­ пажа. Но немало и вот таких, откровенных лодырей, желаю­ щих построить свое благополу­ чие за счет труда товарищей. И очень обидно, что вольно или невольно им помогают в этом отделы флота своими неверны­ ми консультациями. В основ­ ном это касается отделов тру­ да и заработной платы и техни­ ки безопасности. Приведу пример. На судах бортового траления нет сиг- 13 п о р я д к е п о с т а н о в к и в о п р о с а нальных устройств, предупреж­ дающих перелив топлива за борт при бункеровках. Топливо в связи с этим должны прини­ мать три человека, что и ста­ вит в необходимость вызывать на время бункеровки подвах­ тенного котельного машини­ ста. Ни одно предписание «Ме­ роприятий по предотвращению загрязнения Кольского залива», разработанное в управлении Мурманского тралового флота, не говорит об использовании личного состава судов на конт­ роле при бункеровках, затратах времени, форме оплаты. ОТиЗ консультирует пример­ но так: «На подвахту при бун­ керовке топливом у нас статей затрат нет. Кто поставит вас на подвахту, тот и будет опла­ чивать ваш труд». А чаще все­ го говорят и так: «Разберетесь на судне, вам потом дадут от­ гул». В этом случае механик находится «между двух огней»: или нарушать трудовое законо­ дательство о должностях, или Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 года, который гласит, что непринятие необходимых мёр к предотвращению потерь ве­ ществ, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря, наказывается лишением свобо­ ды или штрафом довольно большого размера. Пример необъективной кон­ сультации в отделе техники бе­ зопасности. Приходит котель­ ный машинист и жалуется, что механик заставляет его разби­ рать электромотор, а он боится или не умеет. В отделе, естест­ венно, отвечают: «Вы не обяза­ ны этого делать, механик поне­ сет ответственность». Почему бы инспектору отдела техники безопасности не подсказать этому котельному машинисту, что механик тоже о чем-то ду­ мает и ни в коем случае не по­ шлет человека ремонтировать агрегат, который находится под напряжением. В общем, можно было бы привести еще не один пример, когда котельный машинист убе­ ждается, что его без его согла­ сия на работах в машинном отделении, кроме основной, ис­ пользовать нельзя. Но правиль­ но ли это? Машинная команда в составе экипажа берет социа­ листические обязательства по качественному обслуживанию силовых установок, паро-водя- ных магистралей, борется за экономию горюче-смазочных материалов и электроэнергии. Машинные команды на судах бортового траления немного­ численны и трудовой вклад каждого в общее дело высоко ценится. И котельного машини­ ста — тоже. Приятно встретить отзывчивого машиниста, пони­ мающего все задачи, поставлен­ ные перед машинной командой на рейс или на время стоянки в порту. И совсем неприятно встречать буквоеда и откровен­ ного лентяя. Вот к таким, на мой взгляд, нужно применять административные меры. И в первую очередь требовать по­ вышения квалификации, вме­ нить им, может, приказом по флоту, обязанность оказывать всестороннюю помощь машин­ ной команде в обслуживании механизмов, их ремонте. Флот и экипажи от таких мероприя­ тий получат только выгоду. Тог­ да, возможно, старшие механи­ ки получат ответ на извечный своіі вопрос: «Что и как требо­ вать с котельного машиниста?» В. ДМИТРИЕВ, старший ме­ ханик РТ-186 «Мишуков». ТОГО СЕРДЦА После каждого занятия испы­ тываешь огромное удовлетворе­ ние от того, что узнал что-то новое, обогатил себя знаниями. Кроме того, школа на борту судна — это организация инте­ ресных тематических вечеров, это — лекции на различные те­ мы, с которыми выступают учи­ теля. Мне запомнился темати­ ческий вечер в канун праздни­ ка 60-летия Великого Октября «Маяковский — поэт револю­ ции», который готовили учащие­ ся одиннадцатого класса под руководством учительницы Р. А. Власовой совместно с комсомольской организацией. Вечер прошел интересно, никто не остался равнодушным. При­ зы за активное участие в викто­ рине получили одиннадцати­ классник Володя Зайцев, Сер­ гей Андреев, моторист, Нико­ лай Александрович Архипов, навигатор, шеф-повар Павел Удянский. Много нового узнали мы на вечере вопросов и отве­ тов «Все о море». Забота о нашем отдыхе, пра­ во на учебу в сложных услови­ ях морского труда заставляет нас трудиться еще лучше, что­ бы отблагодарить за все род­ ную страну. Хочется от чистого сердца поблагодарить и наших учите­ лей заочной школы моряков, которые делят с нами трудно­ сти морской жизни, помогают нам духовно обогащаться, орга­ низовывают интересный отдых. К. КАРНАКОВ, машинист РМУ БМРТ 263 «Самшит». гНОГО ЛЕТ отЭал морю ударник коммі/нистиче- 'ского труда Павел Лукья­ нович Горяйнов. И сегодня на судах работают десятки его учеников. Сейчас Павел Лукьянович, ра­ ботает вулканизаторщиком кранцевой мастерской управле­ ния «Севрыбхолодфлот». Он и сегодня передовик производст­ ва. Фото С. Н Е Е Л О В А , работни­ ка «Севрыбхолодфлота». «Юбилейному году — удар­ ный финиш!» — под такнм^де- визом работает экипаж учебно­ го транспортного рефрижерато­ ра «Комиссар Полухин». 25 но­ ября моряки судна первыми среди коллективов судов управ­ ления «Севрыбхолодфлот» вы­ полнили план трех лет пятилет­ ки по перевозке мороженой ры­ бопродукции. В этом рейсе, не­ смотря на сложную обстановку, частые сильные шторма, моря­ ки, широко развернув социали­ стическое соревнование по до­ срочной обработке промысло­ вых судов, обязуются сэконо­ мить им 48 часов. Так, при разгрузке БМРТ «Куприн» эки­ паж рефрижератора сэкономил рыбакам 12 часов ценного про­ мыслового времени. Хорошо ра­ ботает смена матроса М. В. Магдыча, суточное задание она выполняет на 160 процентов. Наряду с производственны­ ми задачами экипаж успешно выполняет программу по обу­ чению курсантов мореходных училищ страны. Руководству­ ясь решениями декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, моряки учебного транспортного рефрижератора «Комиссар По­ лухин» решили в 1978 году ра- бЬ ,а,ь по-ударном^. д н у ч [ № , ская судоверфь». Производ- I ственную практику его вос- I пнтанннки проходят в цехах I судоверфи и на заводах-фи- ль чх. В первое время ре- ■ ftrtt. A все интересно, но ско- 5 вывает их какая-то нереши- * тельность. Волнуются, как ■ их встретят рабочие и при- ■ мут ли в свой коллектив. - н а с т а в н и к И это волнение у них не­ спроста. Рабочие по своему опыту знают, что когда к ним в бригады приходят уче­ ники-практиканты, с ними приходится в прямом смыс­ ле возиться. Но времени для этого, как. правило, не хва­ та/”". Бригады СРЗ-1 выпол­ ни і ' междурейсовые ремон­ ты, которые строго ограни­ чены во времени. Стоянка отдельных кораблей — сут­ ки—двое. За этот период нужно выполнить большой объем работ с высоким каче­ ством. Ученик практически лишен самостоятельности. Ключ подаст, где-то что-то подержит — разве это прак­ тика? Вот почему на СРЗ-1 и решили создать учениче­ ские бригады, которым дает­ ся определенное производст­ венное задание. Коллектив несет ответственность за его выполнение, и с учеников, естественно, спрос не мень­ ший, чем с бригад опытных рабочих. Одну из таких бригад возглавил Георгий Петрович Петров — человек с большим жизненным и тру­ довым опытом. Хорошо помнит он пер­ вую встречу с бригадой. Со­ брались в конторке у на­ чальника участка. Торжест­ ва не было. Василий Алек­ сандрович Золотарев без предисловий познакомил ре­ бят с наставником. Четырна­ дцать пар придирчивых глаз смотрели на Георгия Петро­ вича. «Что, делать? С чего на­ чать?» — мучился Петров. ■ Первое время не докучал I мальчишкам своими совета- S ми. Присматривался. Выход ! из положения подсказали са- 5 ми ученики. і Было обеденное время, і все собрались у верстака, і Кто-то несмело посоветовал: і — Георгий Петрович, а ! что если разбиться на зве- 5 нья? ■ «А что? Идея! Они друг ; друга знают лучше меня»,— ■ подумал Петрович, но про- ; молчал — обмозговать нуж- ■ но. і Взвесили все «за» и «про- * тив». Георгий Петрович убе- 5 дился в резонности такого I предложения. В конце рабо- і чей смены, когда молодежь і убирала инструменты, брига- : дир' как бы между прочим ! сказал: • — Ребята, а вы все же ■ на досуге обсудите кандида- ! туры звеньевых. Попробуем « работать звеньями. ; На следующий день зве- J нья укомплектовали. Возгла- j вили их ребята, которые !знают цену своему труду и - любознательные. Опираясь ■ во всем на звеньевых, таких, ■ как Игорь Лосев и Влади- ■ мир Лещук, Георгий ГІетро- ■ вич поручал звеньям рабо- ; ты, идя от простого к слож- ■ ному. ; Бежало время, практи- ■ канты втягивались в общий ■ ритм цеха. Они уже смело ■ работали на металлорежу- ■ щем станке, без помощи бри- ■ гадира на другом станке мог- ■ ли подготовить трубу любой ■ конфигурации. Отношение ■ их к своему наставнику то- ■ же изменилось. Часто они ■ просили Петровича расска- ■ зать о себе, о том, как начи- ■ нал работать. Если говорить ■ о взаимоотношениях брига- ■ дира с коллективом, то оче- ■ редным толчком к сближе- ■ нию послужил такой случай. ■ Произошло это на БМРТ ■ х т и п а «Алтай». Доверили ! бригаде замену трубопрово- ■ да в десятки погонных мет- ■ ров. Работа подходила к ! концу, но несколько труб ни- ■ как не поддавались обварке ■ фланцев. Провозились весь ■ день. Рабочая смена заканчи- : валась. Казалось бы, можно было уходить, но ребята не бросили бригадира. Не сго­ вариваясь, остались на судне все. Только в девять часов вечера, как говорят, объяви­ ли «шабаш». Устали страш­ но, но возвращались в цех гордые и веселые. Рядом с ними шел довольный брига­ дир: будет толк, из его подо­ печных! Часто к нему прихо­ дит грусть, потому что бли­ зится время расставания с учениками, а он уже к ним так привык. По сердцу при­ шлись ему Олег Кошеваров, Саша Душенков, Владимир Лещук, другие парни... Но зря грустит Георгий Петро­ вич, к нему придут другие ученики, и все начнется сна­ чала. Без этого не обойдется. Ведь он — наставник моло­ дежи. Л. ПИВОВАРОВ, наш внештатный корреспон­ дент. На снимке: Георгий Пет­ рович Петров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz