Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.
і г о в ы х к о р р е с п о н д е н т о в llllllllllillllllfltllllltltll'tUlllllllllllllfllitlllUlllllllllflllllirillllltillllHtllilltlltllUiftlfllltlttllllllirHlillllilllllllllltltllllllllllllllllllllltlllllllllfllllrlllllllltlillllllltltllltlltlltlllil Ч т о и к а к т р е б о в а т ь с котельного машиниста? В ОПРОС этот у меня уже давно наболевший, пото му что высокие темпы развития флота рыбной про мышленности выдвигают зада чи по обеспечению баланса между техническим вооружени ем производства и формами ор ганизации труда на судах. Я коснусь организации труда ко тельных машинистов на кораб лях бортового траления, по скольку хожу в море на них старшим механиком, и это, так сказать, моя стихия. Мурманский траловый флот, как и Архангельский, давно уже расстался с судами, рабо тавшими на твердом топливе, где труд кочегара требовал не малого физического напряже ния. Теперь в штатных распи саниях числятся котельные ма шинисты. Их работа не нужда ется ч больших затратах физи- чес/ -го труда. Зарплата увели чилась, а требования к квалифи кации, нормы выполнения объ емов работ по вахтам остались прежними. Это приводит вот к такому несоответствию. В Уставе сказано, что вах тенный котельный машинист (кочегар) обязан находиться в котельном отделении. И он по нимается буквально в прямом смысле слова, то есть сидеть в котельном отделении и все тут. Когда котельный машинист по нимает пункт в таком истолко вании, то хронометраж его ра бочего времени показывает: за мена и чистка форсунки — 10 минут, приборка плит палубы — 5 минут, дальше — пустое времяпрепровождение. Естест венно, можно задать вопрос: «Где старший и вахтенные ме ханики, почему они не контро лируют, куда они смотрят?» От вечу. На котлах, эксплуатируемых нами, средства автоматики от сутствуют. В котельном отделе- ft ѵ из всех приборов—один ма нометр. Наблюдение за режи мом работы парового котла в основном ведет вахтенный ме ханик. Котельный машинист делать это якобы не обязан. Вот и выходит, что он, как спе циалист, не совершенствуется, квалификация его остается на низком уровне, а так как он ни какой ответственности не несет, следовательно, нет и отдачи. Зарплата котельного маши ниста почти равна зарплате третьего механика. Но с меха ника спрос другой. Он и экс плуатационник, он и ремонт ник, он и электрик, он и реф- машинист, и ответственный за технологическое оборудование. Получается несоответствие: один работой не загружен, вто рой перегружен. Десять лет я работаю на су дах бортового траления. Часто задаю котельным машинистам вопрос: «Кто будет ремонтиро вать водомерное стекло?» От вет, как правило, один и тот же: «Механик». Спрашиваю: «Почему?» Отвечают обычно стереотипно: «Я эксплуатирую котел, а не ремонтирую», «Не умею», «Мне нельзя отлучать ся на вахте». Иногда ссылают ся на Устав службы. Встречают ся и такие, кто во время стоян ки судна в порту, когда требу ешь сделать уборку в котель ном помещении, отвечают, что они не уборщики, что вахтен ный механик их об этом не просил,.. Нет, не подумайте, будто всех котельных машинистов я равняю. Ничуть не бывало. В основном это хорошие и созна тельные люди, болеющие за де ла машинной команды и эки пажа. Но немало и вот таких, откровенных лодырей, желаю щих построить свое благополу чие за счет труда товарищей. И очень обидно, что вольно или невольно им помогают в этом отделы флота своими неверны ми консультациями. В основ ном это касается отделов тру да и заработной платы и техни ки безопасности. Приведу пример. На судах бортового траления нет сиг- 13 п о р я д к е п о с т а н о в к и в о п р о с а нальных устройств, предупреж дающих перелив топлива за борт при бункеровках. Топливо в связи с этим должны прини мать три человека, что и ста вит в необходимость вызывать на время бункеровки подвах тенного котельного машини ста. Ни одно предписание «Ме роприятий по предотвращению загрязнения Кольского залива», разработанное в управлении Мурманского тралового флота, не говорит об использовании личного состава судов на конт роле при бункеровках, затратах времени, форме оплаты. ОТиЗ консультирует пример но так: «На подвахту при бун керовке топливом у нас статей затрат нет. Кто поставит вас на подвахту, тот и будет опла чивать ваш труд». А чаще все го говорят и так: «Разберетесь на судне, вам потом дадут от гул». В этом случае механик находится «между двух огней»: или нарушать трудовое законо дательство о должностях, или Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 года, который гласит, что непринятие необходимых мёр к предотвращению потерь ве ществ, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря, наказывается лишением свобо ды или штрафом довольно большого размера. Пример необъективной кон сультации в отделе техники бе зопасности. Приходит котель ный машинист и жалуется, что механик заставляет его разби рать электромотор, а он боится или не умеет. В отделе, естест венно, отвечают: «Вы не обяза ны этого делать, механик поне сет ответственность». Почему бы инспектору отдела техники безопасности не подсказать этому котельному машинисту, что механик тоже о чем-то ду мает и ни в коем случае не по шлет человека ремонтировать агрегат, который находится под напряжением. В общем, можно было бы привести еще не один пример, когда котельный машинист убе ждается, что его без его согла сия на работах в машинном отделении, кроме основной, ис пользовать нельзя. Но правиль но ли это? Машинная команда в составе экипажа берет социа листические обязательства по качественному обслуживанию силовых установок, паро-водя- ных магистралей, борется за экономию горюче-смазочных материалов и электроэнергии. Машинные команды на судах бортового траления немного численны и трудовой вклад каждого в общее дело высоко ценится. И котельного машини ста — тоже. Приятно встретить отзывчивого машиниста, пони мающего все задачи, поставлен ные перед машинной командой на рейс или на время стоянки в порту. И совсем неприятно встречать буквоеда и откровен ного лентяя. Вот к таким, на мой взгляд, нужно применять административные меры. И в первую очередь требовать по вышения квалификации, вме нить им, может, приказом по флоту, обязанность оказывать всестороннюю помощь машин ной команде в обслуживании механизмов, их ремонте. Флот и экипажи от таких мероприя тий получат только выгоду. Тог да, возможно, старшие механи ки получат ответ на извечный своіі вопрос: «Что и как требо вать с котельного машиниста?» В. ДМИТРИЕВ, старший ме ханик РТ-186 «Мишуков». ТОГО СЕРДЦА После каждого занятия испы тываешь огромное удовлетворе ние от того, что узнал что-то новое, обогатил себя знаниями. Кроме того, школа на борту судна — это организация инте ресных тематических вечеров, это — лекции на различные те мы, с которыми выступают учи теля. Мне запомнился темати ческий вечер в канун праздни ка 60-летия Великого Октября «Маяковский — поэт револю ции», который готовили учащие ся одиннадцатого класса под руководством учительницы Р. А. Власовой совместно с комсомольской организацией. Вечер прошел интересно, никто не остался равнодушным. При зы за активное участие в викто рине получили одиннадцати классник Володя Зайцев, Сер гей Андреев, моторист, Нико лай Александрович Архипов, навигатор, шеф-повар Павел Удянский. Много нового узнали мы на вечере вопросов и отве тов «Все о море». Забота о нашем отдыхе, пра во на учебу в сложных услови ях морского труда заставляет нас трудиться еще лучше, что бы отблагодарить за все род ную страну. Хочется от чистого сердца поблагодарить и наших учите лей заочной школы моряков, которые делят с нами трудно сти морской жизни, помогают нам духовно обогащаться, орга низовывают интересный отдых. К. КАРНАКОВ, машинист РМУ БМРТ 263 «Самшит». гНОГО ЛЕТ отЭал морю ударник коммі/нистиче- 'ского труда Павел Лукья нович Горяйнов. И сегодня на судах работают десятки его учеников. Сейчас Павел Лукьянович, ра ботает вулканизаторщиком кранцевой мастерской управле ния «Севрыбхолодфлот». Он и сегодня передовик производст ва. Фото С. Н Е Е Л О В А , работни ка «Севрыбхолодфлота». «Юбилейному году — удар ный финиш!» — под такнм^де- визом работает экипаж учебно го транспортного рефрижерато ра «Комиссар Полухин». 25 но ября моряки судна первыми среди коллективов судов управ ления «Севрыбхолодфлот» вы полнили план трех лет пятилет ки по перевозке мороженой ры бопродукции. В этом рейсе, не смотря на сложную обстановку, частые сильные шторма, моря ки, широко развернув социали стическое соревнование по до срочной обработке промысло вых судов, обязуются сэконо мить им 48 часов. Так, при разгрузке БМРТ «Куприн» эки паж рефрижератора сэкономил рыбакам 12 часов ценного про мыслового времени. Хорошо ра ботает смена матроса М. В. Магдыча, суточное задание она выполняет на 160 процентов. Наряду с производственны ми задачами экипаж успешно выполняет программу по обу чению курсантов мореходных училищ страны. Руководству ясь решениями декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, моряки учебного транспортного рефрижератора «Комиссар По лухин» решили в 1978 году ра- бЬ ,а,ь по-ударном^. д н у ч [ № , ская судоверфь». Производ- I ственную практику его вос- I пнтанннки проходят в цехах I судоверфи и на заводах-фи- ль чх. В первое время ре- ■ ftrtt. A все интересно, но ско- 5 вывает их какая-то нереши- * тельность. Волнуются, как ■ их встретят рабочие и при- ■ мут ли в свой коллектив. - н а с т а в н и к И это волнение у них не спроста. Рабочие по своему опыту знают, что когда к ним в бригады приходят уче ники-практиканты, с ними приходится в прямом смыс ле возиться. Но времени для этого, как. правило, не хва та/”". Бригады СРЗ-1 выпол ни і ' междурейсовые ремон ты, которые строго ограни чены во времени. Стоянка отдельных кораблей — сут ки—двое. За этот период нужно выполнить большой объем работ с высоким каче ством. Ученик практически лишен самостоятельности. Ключ подаст, где-то что-то подержит — разве это прак тика? Вот почему на СРЗ-1 и решили создать учениче ские бригады, которым дает ся определенное производст венное задание. Коллектив несет ответственность за его выполнение, и с учеников, естественно, спрос не мень ший, чем с бригад опытных рабочих. Одну из таких бригад возглавил Георгий Петрович Петров — человек с большим жизненным и тру довым опытом. Хорошо помнит он пер вую встречу с бригадой. Со брались в конторке у на чальника участка. Торжест ва не было. Василий Алек сандрович Золотарев без предисловий познакомил ре бят с наставником. Четырна дцать пар придирчивых глаз смотрели на Георгия Петро вича. «Что, делать? С чего на чать?» — мучился Петров. ■ Первое время не докучал I мальчишкам своими совета- S ми. Присматривался. Выход ! из положения подсказали са- 5 ми ученики. і Было обеденное время, і все собрались у верстака, і Кто-то несмело посоветовал: і — Георгий Петрович, а ! что если разбиться на зве- 5 нья? ■ «А что? Идея! Они друг ; друга знают лучше меня»,— ■ подумал Петрович, но про- ; молчал — обмозговать нуж- ■ но. і Взвесили все «за» и «про- * тив». Георгий Петрович убе- 5 дился в резонности такого I предложения. В конце рабо- і чей смены, когда молодежь і убирала инструменты, брига- : дир' как бы между прочим ! сказал: • — Ребята, а вы все же ■ на досуге обсудите кандида- ! туры звеньевых. Попробуем « работать звеньями. ; На следующий день зве- J нья укомплектовали. Возгла- j вили их ребята, которые !знают цену своему труду и - любознательные. Опираясь ■ во всем на звеньевых, таких, ■ как Игорь Лосев и Влади- ■ мир Лещук, Георгий ГІетро- ■ вич поручал звеньям рабо- ; ты, идя от простого к слож- ■ ному. ; Бежало время, практи- ■ канты втягивались в общий ■ ритм цеха. Они уже смело ■ работали на металлорежу- ■ щем станке, без помощи бри- ■ гадира на другом станке мог- ■ ли подготовить трубу любой ■ конфигурации. Отношение ■ их к своему наставнику то- ■ же изменилось. Часто они ■ просили Петровича расска- ■ зать о себе, о том, как начи- ■ нал работать. Если говорить ■ о взаимоотношениях брига- ■ дира с коллективом, то оче- ■ редным толчком к сближе- ■ нию послужил такой случай. ■ Произошло это на БМРТ ■ х т и п а «Алтай». Доверили ! бригаде замену трубопрово- ■ да в десятки погонных мет- ■ ров. Работа подходила к ! концу, но несколько труб ни- ■ как не поддавались обварке ■ фланцев. Провозились весь ■ день. Рабочая смена заканчи- : валась. Казалось бы, можно было уходить, но ребята не бросили бригадира. Не сго вариваясь, остались на судне все. Только в девять часов вечера, как говорят, объяви ли «шабаш». Устали страш но, но возвращались в цех гордые и веселые. Рядом с ними шел довольный брига дир: будет толк, из его подо печных! Часто к нему прихо дит грусть, потому что бли зится время расставания с учениками, а он уже к ним так привык. По сердцу при шлись ему Олег Кошеваров, Саша Душенков, Владимир Лещук, другие парни... Но зря грустит Георгий Петро вич, к нему придут другие ученики, и все начнется сна чала. Без этого не обойдется. Ведь он — наставник моло дежи. Л. ПИВОВАРОВ, наш внештатный корреспон дент. На снимке: Георгий Пет рович Петров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz