Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.

Применение топлива имасел П РОБЛЕМА повыше­ ния эффективности топливо- и маслоис- пользования — одна из са­ мых насущных в области технической эксплуатации флота. В связи с этим кни­ га В. Ф. Большакова и Л. Г. Гинзбурга «Применение топ­ лив и масел в судовых дизе­ лях», выпущенная издатель­ ством «Транспорт», пред­ ставляет несомненный инте­ рес. В неіі приведены и сис­ тематизированы необходимые сведения в области топлив, масел, их подготовки, меха­ низма действия присадок, влияния физико-химических показателей на работу дизе­ ля и т. д. и даны практиче­ ские рекомендации, связан­ ные с выбором топлив и ма­ сел для судовых энергетиче­ ских установок, экономичным расходованием их, показана зависимость износа основ­ ных деталей от качества под­ готовки топлив и масел в су­ довых условиях, а также рас­ смотрены вопросы нормиро­ вания, учета и плакирова­ ния. Так, впервые в книге во­ просы совместимости высоко­ щелочных цилиндровых ма­ сел и .малосернистых топлив и ее связи с интенсивными износами втулок цилиндров отражены весьма подробно, в доступной форме. Авторами описаны методы и системы подготовки топли­ ва. Здесь, одна’ко, следовало Сы более четко разделить су­ ществующие и перспектив­ ные системы подготовки. Так, гомогенизация топлива еще не получила распростране­ ния па судах. Большая же часть ведущих дизелестро- ительных фирм гарантирует надежную работу выпускае­ мых ими дизелей только при очистке топлива методом се­ парации. Поэтому, формули­ руя общие требования к си­ стемам топливоподготовки с применением гомогенизации, необходимо было указать, что они носят рекоменда­ тельный характер. Иначе чи­ татель не поймет, почему на самых современных теп­ лоходах системы топливо- подготовки не соответствуют этим требованиям. На наш взгляд, нужно было также указать, что судовое мало­ вязкое топливо — опытное, его пока нет. Встречаются в книге и от­ дельные противоречия. Так, в § 25 главы VIII повышен­ ные износы втулок цилинд­ ров рассматриваются как следствие влияния множест­ ва факторов. В § 27 авторы указывают уже только на один фактор — соответствие щелочности масла содержа­ нию серы в топливе. Об этом свидетельствуют и выводы из табл. 7 на 21 стр., где дано распределение отказов по основным узлам и дета­ лям дизелей «Бурмейстер и Вайи» и «Зульцер». Дейст­ вительно, наибольшее коли­ чество отказов падает на де­ тали цилиндрово-поршневой группы. Большую роль в этом играют конструктивные и технологические недостат­ ки изготовления таких дета­ лей, качество и величина по­ дачи цилиндрового масла и др. А приписывать отказы только качеству топлива — неверно. Чтобы избежать противо­ речия, по нашему мнению, уместно было бы материалы по одному и тому же вопро­ су располагать в одном ме­ сте. даже если имеются раз­ личные концепции. Указанные недостатки не умаляют, однако, ценности книги, которую с интересом прочтут специалисты плавсо­ става. теплотехники, тепло- химики и др. Т. РЕНСКАЯ. Виктор Ануфриевич Васи* лец — котельный машинист транспортного рефрижерато­ ра «Полярные зори». А к т и в н о у ч а с т в у я в с о ц и а - л и с т и ч е с к о м с о р е в н о в а н и и з а д о с р о ч н о е в ы п о л н е н и е п л а н а в т о р о г о г о д а п я т и л е т ­ к и , В . А . В а с и л е ц д о б и в а е т с я в ы с о к и х п о к а з а т е л е й . М о р я ­ к у п р и с в о е н о з в а н и е у д а р н и ­ к а к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а . Е г о ф а м и л и я н а с у д о в о й Д о ­ с к е п о ч е т а . Н А С Н И М К Е : В . А . В а с и ­ л е ц . О П О С Е М Ь J I E T н а з а д п р и - f j ш е л т р у д и т ь с я р а д и с т о м н а к о р а б л и о б ъ е д и н е ­ н и я « М у р м а н р ы б п р о м » к о м ­ с о м о л е ц Ф р а н ц Ф р а н ц е в и ч Ж у р д з и н с к и й . Л ю б о з н а т е л ь ­ н ы й , с т а р а т е л ь н ы й м о л о д о й с п е ц и а л и с т с р а з у о к а з а л с я у д е л . Р а б о т а л о н б е з б р а к а , о п е р а т и в н о . С е й ч а с — о н н а ­ ч а л ь н и к р а д и о с т а н ц и и боль­ шого м о р о з и л ь н о г о т р а у л е р а « Н е в ь я н с к » . С у д н о э т о п е р е ­ д о в о е в о б ъ е д и н е н и и , е г о к о л л е к т и в о т л и ч н о п о р а б о ­ т а л в о в т о р о м г о д у д е с я т о й п я т и л е т к и . Н а « Н е в ь я н с к е » в ы р а б о т а н ы с о т н и т о н н в ы ­ с о к о с о р т н о й п и щ е в о й р ы б н о й п р о д у к ц и и , к о т о р а я б е з з а м е ­ ч а н и й р е а л и з о в а н а п о т р е б и ­ т е л ю . С р е д и о п ы т н ы х м о р я ­ к о в э т о г о с у д н а н а з ы в а ю т и Ф р а н ц а Ф р а н ц е в и ч а Ж у р д « з и н с к о г о . О н в э т о м г о д у н а ­ з в а н л у ч ш и м п о п р о ф е с с и и . Фото Б. Щукина. ПОД КОНТРОЛЕМ «РЫБНОГО МУРМАНА» Е РЕМОНТ 11 КРУПНО- ТОННАЖНЫХ СУДОВ = СНОВА I ЗАДЕРЖКА I БМРТ «Верхояны» вече- Е ром 16 декабря вышел из = ^ока. Судоремонтники, кото- ~ ' обещали завершить про- = ь-е'рку галтели гребного вала Е 17 декабря, сдержали слово, = завершив работы на сутки = раньше срока. = Как сообщил нашему кор- Е респонденту старший помощ- = лик капитана Н. К. Горошко, = по палубе все готово для = предъявления инспекции Ре- = гистра. Вовремя завершили = работы по механической ча- = сти судоремонтники СРЗ-1. = Сейчас задержка из-за не- Е предвиденной в свое время =: отцентровки вала. Из-за это- Е го судно задержится до кон- = ца недели, хотя по решению = совета директоров ВРПО Е «Севрыба» БМРТ «Верхоя- = иы» надо было еще 17 де- Е кабря выііти из ремонта. Е ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ ■ -.у в Іюябре В парно-груповом соревновании в объединении ■'si*Мурманрыопром» участвовало 58 экипажей судов флота. Администрация объединения совместно с базовым комитетом профсоюза и руководителями промысла подвели итоги и при­ знали победителями экипажи БМРТ «Соловецкий» (капитан- директор И. Е. Хилько), БМРТ «Мурмансельдь» (капитан- директор В. И. Мятас), БМРТ «Самшит» (капитан-директор В. А. Шевченко), БМРТ «Невьянск» (капитан-директор Б. П. Манохин), БМРТ «Новокуйбышевск» (капитан-директор В. В. Чурилин), БМРТ «Олентуй» (капитан-директор Б. А. Пан­ ков), БМРТ «Харовск» (капитан-директор Н. К. Муста­ фин). БМРТ «Кронштадт» (капитан-директор Е. Ф. Дурнов), БМРТ «Быково» (капитан-директор С. М. Полянский), БМРТ «Мыс Буденного» (капнтан-директор И. В. Миретин), БМРТ «Домодедово» (капитан-директор В. И. Растунов), БМРТ «Шереметьево» (капитан-директор В. В. Конев). СРТ-р-703 «Боровичи» (капитан Р. А. Кубаев), СРТ-р-705 «Борнслав» (капитан В. М. Бондаренко), СРТ-м-1431 «Оре- ХОВСК» (капитан В. И Лэг»" х-г^Кі- _ .. „ . . о м а И . Ф _____ _____ ‘•'fii' перечисленным причинам вести работу двигателей на возросли трудозатраты машин- емейь с присадкой мазута до ной команды на обслуживание 50 процентов. Учитывая важ- двигателен. Поэтому отдел теп- ность этого опыта и почина не лотехиики ходатайствовал пе- только для коллектива нашего ред руководством флота о пре- флота, начальник флота Ю. В. мировании особо отличившихся Манихин дал указание флагма- членов машинной команды ну принять меры для беспере- ППР «Гейзер». Общая сумма бойного снабжения мазутом премии составила 1100 рублей. ППР «Ван-Дейк». Об этом опы- Обобщив полученный опыт, те была поставлена в извест- механико-судовая служба дала ность и служба эксплуатации внедрения задание всем машинным коман­ дам ІІПР, начиная с первого сентября, применять в двигате­ лях смесь дизельного топлива с добавлением мазута до 40 процентов. Учитывая неритмич­ ную поставку топлива на про­ мысел, и если бы удалось осу­ ществить в полной мере пере­ ход на смесь, то только за три месяца потери промыслового времени по флоту можно было бы сократить на 150— 180 су­ ток. К сожалению, на этом пу­ ти /Мае подводят смежники. Вот ярР.яй пример. Старшин механик ППР «Ван- Дейк» В. И. Иликов принял ре­ шение первым на промысловых судах ВРПО «Севрыба» лере- «Севрыбхолодфлота ». Однако с ее стороны никаких конкретных шагов навстречу почину не было сделано, из-за чего 20 сентября на ППР «Ван-Дейк» проведе­ ние эксперимента вынуждены были прекратить. В ПОИСКАХ путей со­ кращения вынужденных простоев судов механи­ ко-судовая служба рекомендо­ вала всем судам типа «Лесков» с 19 октября применять для двигателей смесь с мазуто.м. На БМРТ-413 «Полярный» приме­ нили такое топливо (старший механик А. ГІ. Волков), израс­ ходовав 53 тонны мазута. Ни­ каких эксплуатационных ослож­ нений это для корабля не вьг- Коллектнв траулера «Ал­ тай» досрочно выполнил за­ дание четвертого квартала звало. Как показывает опыт работы машинных команд отдельных судов, смесь дизельного топли­ ва с добавлением до 40 процен­ тов мазута могут применять на всех кораблях типа «Грумант», «Рембрандт», «Лесков» без ка­ кого-либо ущерба для произ­ водства. Достаточно просто это осуществить на судах типа «Лесков», так как большинство из них имеют расходную ци­ стерну, разделенную перегород­ кой. Это дает возможность обес­ печить главные двигатели сме­ сью с 40 процентами мазута, а вспомогательные двигатели — чистым дизельным топливом или с добавкой 20 процентов мазута. Такую же возможность имеют механики на кораблях типа «Пушкин». По отзывам механиков, экс­ плуатировать двигатели такими смесями топлив гораздо легче и проще, чем газотурбинным. Опыт также показывает, что уже сейчас многие суда работа­ ют и могут успешно работать на смеси дизельного топлива с мазутом. Но вместе с тем сле­ дует предостеречь специалистов судов, что успех приходит толь­ ко к тем, кто повседневно, с творческой выдумкой, скрупу­ лезно занимается вопросами ра­ ционального использования топ­ лива. Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик тралово­ го флота. по всем показателям. В оставшееся время до конца года обязуемся работать не снижая темпов. Капитан БУРУНОВ, пред- судкома профсоюза ЖУ­ РАВЛЕВ. Победители Администрация объедине­ ния «Мурманрыбпром» и ба­ зовый комитет профсоюза, рассмотрев итоги социалисти­ ческого соревнования за мак­ симальный выпуск продук­ ции среди судов типа БМРТ, постановили наградить По­ четной грамотой победителя в соревновании экипаж БМ РТ-100 «Мурмансельдь» (капитан-директор В. И. Мя­ тас, секретарь парторганиза­ ции А. II. Мамбергер, пред­ седатель судового комитета профсоюза Г. П. Андрюхин, секретарь комсомольской ор­ ганизации П. А. Бордюк), до­ бившийся наилучших показа­ телей по выпуску пищевой продукции за одиннадцать месяцев 1977 года. Выпуск продукции составил 89050 центнеров при плане 78890 центнеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz