Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.

ВЫ Ж Д И Т Е Н А С . . . Наш день рабочий тянется полгода Без праздников, без выходных. В рыбацких буднях долгого похода Нам не до отдыха, здесь не до них. Нам праздник — телеграммы в два-три слова, Нам выходной, когда улова нет. А письма с берега — как будто встречи снова, Посланьем ласковым ты вновь в душе согрет. Ну. а пока все рыба, штормы, штили И труд рыбацкий день за днем... Не раз мы приходили, уходили, Вы ждите нас, мы скоро вновь придем. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, ремонтный слесарь ГІПР «Буссоль». С А МЫЙ П А МЯ Т Н ЫЙ ДЕ НЬ Не забуду вечерний залив И корабль наш, стоящий на рейде. Неоглядное море, как небо, В первом рейсе бросалось в глаза. И знакомые чайки другими Показались вдали от земли. Гладь — как зеркало, волны — как горы, И одни корабли, корабли. Самый памятный день — выход в море. Самый памятный день — встреча с морем. Самый памятный день — первый трал. Самый памятный день — возвращение На землю! В. ГАЛЮДКИН, матрос. ЮМОРЕСКИ К Н И Ж Е Ч К А Алло! Вы меня слушаете? А г .по! А это ктой-то? Если б»,, 'знал, кого надо, я бы не спрашивал. Да! Подожи-по- дожи-подожи! Не вешайте трубку. Фу, какие невежли­ вые люди! Алло, вы слуша­ ете? А куда это я попал? Видите ли, если бы я знал, куда звоню, то и не спраши­ вал бы. Как, откуда взял те­ лефон, не с потолка, конеч­ но. Вот тут у меня в книжеч­ ке номерок записан, а кто да и что — не значится этого. Подожи-подожи-подоши! Ну и люди! Ошибаетесь, уважа­ емая, для меня это важно. Слушайте, а это не у вас ли случайно Танечка работает? Пять Танечек? Ничего себе цветничок! Ну, блондиночка такая. Трое из них блонди- ночки? Так. А вы, случаем, не знаете, одна из них года УВАЖАТЬ Ч Е Л О В Е К А Объятия их были нера­ сторжимы. Они стояли на пе­ рекрестке н, влюбленно по­ глядывая друг на друга, це­ ловались. Замерло уличное движе­ ние, только раздавались ото­ всюду транспортные сигналы и возгласы пешеходов. Но два назад с Мишей была зна­ кома, который потом пропал? Поматросил, что называется, и бросил. Ну вы не знаете, а я знаю. Я тот Миша и есть. Все скромные, говорите? Ха, скромные! На работе скром­ ные, а в личной жизни? То- то и оно! Скажите, у нее еще фамилия такая нерус­ ская. Нет, сама-то она рус­ ская, просто замуж вышла не то за узбека, не то за эс­ тонца. Люсей зовут? А мо­ жет, и Люсей. Ну, этого вы не знаете... Носик у нее кур­ носый? А родинка на щечке? Ну вот видите, та самая и есть. Нет, нет, к телефону звать не надо... ни в коем случае. Просто узнать хотел: телефончик записан, а кто, что — непонятно. Подожи- подожи-подожи! Девушка, а. вас как зовут? Как зачем, познакомиться хочу. Давайте я ваше имя в книжечку за­ пишу... мир для этих двоих перестал существовать, и никто не решался приблизиться к ним и нарушить идиллию. Наконец это сделал мили­ ционер. При подходе к па­ рочке его чуткое ухо улови­ ло трогательные слова, от которых слезы умиления застлали глаза. И, преиспол­ ненный волнения, милици­ онер задушевно обратился к ним: — Милые мои граждане, пройдемте! Мои причалы Навек родньш становится причал... На картах он, наверно, меньше точки. Я счастлив — здесь начало всех начал, Родился я, как говорят, в сорочке: Мечтал о море — море за бортом. Оно парит, как будто после вспашки. Вторично мы рождаемся в тельняшке И не жалеем никогда о том, В. КРИВОЛАПОВ, матрос. Друзья. Фото П. Яркового. ТЕМ , КТО м о д ,,.Наверное, немногие зна­ ют, что постройка моделей су­ дов — очень древнее искусст­ во. На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок — детские игрушки. В древности модели судов имели и религи­ озное, культовое значение. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. профес- В ч а с ы р ы б а ц к о ю д о с у г а И они пошли, заботливо ведомые мили ц и о н е р о м. Один все спрашивал: — Ты м-меня увжашь, Вася? Разговор шел об уваже­ нии к человеку. М. МЕТЕЛИН. К Р О С С В О Р Д По горизонтали: 7. Спортивное судно. 8. Военный корабль небольших размеров. 9. Узкий, глубоко врезанный в берег морской залив. 10. Остов судна. 11. Деревянный мо­ лоток. 12. Всякое касание любой частью ран­ гоута или корпуса до любой части другого судна. 17. Прибрежное судоходство. 18. Крупное соединение военных кораблей. 19, Все снасти на судне, служащие для укреп­ ления рангоута и управления им и парусами. 21. Свитая из волокон пеньки нить. 26. Трос кабельной работы толщиной свыше 30 мм. 28. Прибор для определения курса корабля. 30. Крупная и жирная волжская сельдь. 31. Вид местности, открывающийся с возвышенного места. 32. Судно для китобой- коаа промысла. ■По вертикали: 1. Устройство для плотного закрытия иллюминаторов, люков и пр. 2. На­ клон шпангоутов от диаметральной плоскости. UIIIIIIHIIIMIIIIIIIIIIilllllllllllllllllllllltlltllllllllilllllllllllll |і: = Без слов... = П 1II11111111111111111і1111111111111111J11111111111і1111111111111111і11111іг; 3. Командир вспомогательного судна. 4. Спе­ циалист по вождению кораблей. 5. Точеный кружок на конце мачты. 6. Портовое судно, служащее для постановки и уборки мертвых якорей, бочек и т. д. 13. Причальная верев­ ка, канат. 14. Набег волн на берег. 15. Свод правил, положений, устанавливающих обязан­ ности военнослужащих. 16. Ледяной затор. 20. Летающий аппарат легче воздуха. 22. Ге­ рой Советского Союза, генерал-лейтенант ин­ женерных войск. 23. Группа совместно букси­ руемых судов. 24. Наиболее выгодный способ постановки парусов на судах с косым воору­ жением при следовании курсом фордевинд. 25. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному командиру. 27. Моряк, рядовой флота. Составил В. УСТЬЯНОВ. г. Североморск. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 11 ДЕКАБРЯ. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Лазарев. 7. Бабоч­ ка. 8. Банка. 9. Ворса. 10. Шторм. 14. Нева. 15. Блок. 16. Капитан. 17. Коса. 18. Огон. 21. Шкала. 25. Лоция. 26. Залив. 27. Кара­ ван. 28. Рулевой. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Параван. 2. Качка. 3. Торос. 4. Акустик. 6. Винт. 7. Буер. 11. Об­ шивка. 12. Накат. 13. Обнос. 17. Каботаж. 19, Нахимов. 20. Лиман. 22. Крен. 23. Леер. 24. Катер, сор Вулли нашел очень инте­ ресную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом тысячелетии до на­ шей эры. Эта старейшая мо­ дель длиной 65 см, изготовлен­ ная из серебра, с четырьмя си­ дениями для гребцов и весла­ ми с лопастями была положе­ на в гробницу, что свидетель­ ствует о ее культовом характе­ ре. В Древнем Египте модели судов также имели культовое значение. В Долине царей и других ме­ стах при раскопках найдены многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей, — это так называемые суда мертвых с алтарем умер­ шего посредине, или вотив-су- да, т. е. суда-пожертвования. Роскошные модели, в основ­ ном золотые или серебряные, находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева, — в простых моги­ лах бедного люда. Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутан- хамона. Они изящно отделаны, раскрашены и имеют интерес­ ные детали. Национальный му­ зей в Каире обладает обширной коллекцией судов времен I— XXX династий, которая нагляд­ но показывает развитие еги­ петского судостроения в тече­ ние трех тысяч лет. ...Недавно была найдена прекрасная модель римского грузового судна 100 г. н. э., по­ строенная, вероятно, в Сирии. Подобные модели, хотя и не являются копиями оригиналов с выдержанными пропорциями (они изготовлены ремесленни­ ками довольно грубо и стили­ зованно), наглядно отображают судостроение древности. Начиная с XVII века, во всех странах к изготовлению моде­ лей судов относятся как к соз­ данию произведений искусства. Поэтому модели, относящиеся к этому времени, бережно со­ храняют в музеях и частных собраниях. ...В последние пятьдесят лет постройка моделей судов полу­ чила широкое распространение. СТРОИТ судов Воссоздание копий старинных и современных судов — на­ стольных и самоходных — ста­ новится увлечением многих людей. Модели судов имеют свою судьбу. Их часто крадут, осо­ бенно модели, выполненные из золота или серебра. Некото­ рые из них совершают дли­ тельные плавания. Так, в 1935 году один американский моде­ лист изготовил тендер длиной 80 см и на побережье Вирджи­ нии пустил в плавание по Ат­ лантическому океану. На палу­ бе он закрепил стенлянную трубку, в которую вложил об­ ращение с просьбой сообщить ему о судьбе модели за возна­ граждение в 50 долларов. Че­ рез два года модель со следа­ ми длительного плавания была обнаружена рыбаком на рейде Гавра. Он и получил обещан­ ную награду. Это маленькое суденышко — чудо остойчиво­ сти и прочности — за два года прошло не менее 7000 км! ...Так пишет Орацио Курти во введении к своей книге «По­ стройка моделей судов. Энци­ клопедия судомоделизма»,’ не­ давно выпущенной нздательст* вом «Судостроение» (Л., 1977). Все больше людей в нашей стране и за рубежом посвяща­ ют свое свободное время по­ стройке самоходных и управ­ ляемых моделей, а также мо* делей — копий старинных су­ дов. Для того, чтобы создать их, моделист должен обладать не только обширными знания­ ми по теории корабля, но и достоверными сведениями о судах-оригиналах. З а послед­ ние годы издательство «Судо­ строение» выпустило ряд пе­ реводных книг, посвященных истории судостроения, архитек* туре судов. Книга О. Курти представля- ет собой практическое руко» водство для судомоделиста. Она знакомит читателей с ис* торией судостроения, устройст* вом старинных судов, воору­ жением и деталями. Автор книги О. Курти — заведующий отделом транс­ портной техники Национально­ го музея науки и техники в Милане, вице-президент италь­ янского объединения судомоде­ листов «Навимодель» — рас* сказывает, как и из какого ма­ териала лучше всего делать такелаж, детали вооружения, показывает их развитие. Ос­ новное внимание он уделяет судам XVI—XVII вв., наиме­ нее известным читателям. В книге содержится боль­ шое количество (более 600) ри­ сунков, которые помогают со­ ставить представление о судах и их устройстве и позволяют создавать исторически верные модели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz