Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.
• В Октябрьском райкоме КПСС У Ч А Т С Я НАСТАВНИКИ Н а с т а в н и ч е с т в о — форма работы с молоде жью, рожденная самой жизнью. Это одна из главных составных частей комплексного подхода к воспитанию трудовой смены. Кто может стать наставни ком? Как организуется это дви жение на предприятиях, фло тах, в учреждениях района? Обо всем этом вели подробный раз говор участники научно-практи ческой конференции, организо ванной Октябрьским районным комитетом КПСС, на тему: «По вышение роли наставничества в коммунистическом воспитании молодежи в свете решений XXV съезда КПСС». Докладчик — секретарь Ок тябрьского райкома КПСС Хар ченко В. П. рассказал, в част ности, и о том, как организует ся наставничество во флотских коллективах. На 120 судах тралового фло та созданы судовые советы на ставников, которые возглавля ют в основном капитаны или старшие механики. В объединении «Мурманрыб- пром» по инициативе обгцефлот- ского совета наставников коми тет комсомола совместно с ком сомольской организацией шко лы № 23 составили план шеф ской работы. За каждым клас сом закреплено одно из передо вых судов объединения. Между шефами и подшефными ведется переписка. В школе всегда зна ют сроки прихода судов с про мысла, и учащиеся с радостью встречают своих шефов в пор ту. *Рыбаки рассказывают ре бятам о своих трудовых де лах, о трудностях и радостях рыбацкой профессии. В резуль тате таких контактов многие выпускники школы выбирают себе профессию рыбака. Старший мастер механиче ского участка коммунистиче ского труда плавмас.терской «Резец» объединения «Мурмаи- рыбпром» П. В. Пискунов поде лился на конференции своими воспоминаниями о том, как их, мальчишек военных лет, отор ванных от дома, выводили в люди наставники. С тех пор бо лее 20 лет работает он на «Резце». Сам наставник моло дежи. Немало ему пришл.)сь отдать сил воспитанию молодо го рабочего Славы Буторина. А сейчас вот уже более трех лет подшефный работает без замечаний, повысил рабочий разряд. Второй механик БМРТ «По лярный» тралового флота В. И. Веретин рассказал о роли на ставников в его жизни и рабо те. В 1971 году он был направ лен для прохождения практики на БМРТ «Лунник». Его на ставником оказался старший механик П. П. Козел. — Это был наставник в бук- вальном смысле слова, — гово рит тов. Веретин. — От него всегда можно было получить деловой совет как в производ ственных делах, так и в лич ной жизни. А главное — лич ный пример. Когда в рейсе про изошла серьезная поломка тра ловой лебедки, П. П. Козел во семнадцать часов не уходил с рабочего места, личным приме ром воодушевлял мотористов и механиков. Потеря промыслово го времени была сведена к ми нимуму. Работа под началом такого наставника сыграла не маловажную роль в моей даль нейшей трудовой жизни. И ког да после окончания мореходно го училища я пришел работать в траловый флот уже па долж ность механика и когда уже сам стал наставником, я всегда стараюсь передавать весь свой накопленный опыт молодым и относиться к этому не фор мально, а с полной отдачей. Отмечая все эти положитель ные факты, районный комитет партии видит и ряд недостат ков. В этой важной работе не изжиты еще элементы форма лизма. Как правило, работа с подшефными хорошо проводит ся в море, на судне, а с прихо дом в порт она сворачивается, итоги работы совета наставни ков за рейс подводятся не всег да. Велика текучесть кадров на судах рыбопромысловых и транспортных флотов. В этом большая доля вины наставни ков. Значит, не привили они мо лодым любовь к своей профес сии, своему судну. Общефлот ские советы недостаточно зани маются распространением опы та лучших наставников. На су дах нет в необходимом количе стве методической литературы. Е. ЮРЬЕВА. Э Ф Ф Е К Т И В Н О , выгодно (Окончание. Нач. на 1 стр.). рнжератора вся оставшаяся рыбопродукция была обеспе чена вагонами, они уже нахо дились на подъездных путях порта. Все это позволило ес ли не избежать, то макси мально снизить простои в ожидании подачи или пере становки вагонов. При планировании нас сму щало, что в трюме, который расположен под надстройкой, находится 170 тонн продук ции. Выгрузка из этого трю ма осуществляется через транспортеры, и производи тельность труда при этом па дает. Твиндек № 3 был пол ностью загружен иной про дукцией. Количество ящи ков было такое же, как и в остальных твиндеках, а тон наж — в два раза меньше, а соответственно и взятыіі тон наж тоже оказывался мень ше. Здесь нужно отдать дол жное старшим звеньев, кото рые так расставили рабочую силу, что производитель ность труда при выгрузке изо всех четырех трюмов была Почти одинаковой. Пос ле окончания разгрузки трю ма № 1 — в нем было мень ше всего рыбопродукции — докеры освободившегося звена были расставлены по остальным трюмам, что дало увеличение темпов разгруз ки. Благодаря добросовестно му подходу к делу рабочих, комплексные нормы перевы полнялись на 4 0—60 про центов. Помощь смежников помогла нам избежать непро изводительных простоев. В результате судно было обра ботано на 25 с половиной ча сов раньше нормы и на де вять с половиной часов рань ше времени, рассчитанного нами. Себестоимость стоянки ТР «Комиссар Полухин» в пор ту — 201 рубль в час. Полу чается, что порт сэкономил управлению «Севрыбхолод- флот» свыше пяти тысяч руб лей. Экономия стояночного вре мени судна составила около тридцати процентов. А уже при экономии свыше 15 про центов бригада получает ма ксимальный размер премии- из фонда материального по ощрения — 25 процентов и из фонда заработной платы — 40 процентов от общей суммы, положенной за обра ботку судна. Кроме того, бригада получает 10 процен тов премии за экономию стояночного времени сѵднѵ. Н. ЕКИМОВ, старший диспетчер пер вого грузового района. ЗНАКОМЬТЕСЬ: Николай mj Алексеевич Титов, сле сарь шестого разряда ме ханического цеха Мурманского тарного комбината. 26 лет — таков его трудовой стаж на этом предприятии. Оно насы щено сложными механизмами, приспособлениями, облегчаю щими труд работниц. Боль шинство приспособлений — де ло рук и творческого ума Ни колая Алексеевича. Он актив ный рационализатор комбина та, за многие свои изобретения имеет грамоты, неоднократно удостоивался денежных пре мий. Н. А. Титов с гордостью носит звание ударника комму нистического труда. Фото Б. Щукина. Прочитав эти строки в «Комсомолке», я невольно вспомнил свой школьный вы пуск. Учился я в Москве, и все мы, бывшие десяти классники, гордые тем, что вступаем в самостоятельную жизнь, собрались на Крас ной площади. Были песни, смех, веселье. Все мы были уверены в завтрашнем дне. Ни перед кем не стояло проблемы, най дет он работу или нет. Каж дый выпускник выбирал се бе профессию по призванию, готовился к ней. Большинст во моих товарищей поступи ли в вузы. Например, Сер гей Карелин мечтал стать инженером. Сейчас он уже закончил Московский инже нерно-физический институт. Вячеслав Жуков стал офи цером воздушно-десантных войск, Валерий Куренков —• специалистом сельского хо зяйства. В детстве у меня было много заманчивых стремле ний. Решение стать моряком пришло позже—перед окон чанием школы, когда уже сложился характер, появи лась способность критиче ски относиться к своим по ступкам. Я поступил в Ленинград ское мореходное училище рыбной промышленности на судоводительское отделение. Старательно, с удовольстви ем занимался все три года, находясь на полном государ ственном обеспечении. В учи лище, на морской практике, я еще глубже убедился в том, что промысловое судо вождение — мое призвание. Вот уже три с половиной года я работаю в Мурман- С большим ин т е р е с ом БМРТ «Заволжск» ушел на промысел в двадцатых чи слах июля. Проект новой Конституции СССР экипаж обсуждал уже в рейсе. С докладом Л. И. Брежне ва «Великий Октябрь и прог ресс человечества» и матери алами седьмой сессии Вер ховного Совета СССР моря ки судна познакомились сна чала по радио и факсимиль ным газетам. Затем почта доставила на борт все мате риалы, а также уже ут вержденную Конституцию СССР, после чего началось их систематическое изучение во всех формах партийно-по литического и экономическо го образования. Комсомольцев на судне бы ло пятьдесят. Занятия с ни ми вел пропагандист В. Ф. Свежов. Раскрывая на собе седовании тему «Советский Союз в авангарде социаль ного прогресса», матрос Н. П. Павлюченко убежден но и аргументированно пока зал, как было создано го сударство нового типа, самое передовое, революционное, какие невиданные преобразо вания произошли в экономи ке, культуре нашей страны. Занятия в школе комму нистического труда вел про пагандист Е. М. Глазунов. Коммунист, ветеран флота, человек уважаемый, умный, он доходчиво объяснял на занятиях непонятные вопро сы, разрешал споры. Не от влеченно, а конкретно, при менительно к рыбацкому труду, экономике флота. Ус пеху его как пропагандиста, способствует доброжелатель ный тон учителя, наставни ка, с уважением относящего ся к слушателям. При изучении темы • Ве ликий Октябрь и изменение облика мира» слушатели очень интересовались совре менной международной об становкой. Они высказывали удовлетворение, что с Совет ским Союзом, авангардом политики мира, вынуждены теперь все более считаться те, кто потрясает нейтрон ными бомбами. Перед экипажем с лекцией «Развитие рыбной промыш ленности Мурмана и куль турно - жилищного строи тельства города Мурманска и области» выступил секре тарь областного комитета КПСС Ю. А. Лысый. А се кретарь горкома КПСС В. П. Проценко рассказал молоде жи и всему экипажу об иде логической борьбе на совре менном этапе, о попытке бур жуазных идеологов опоро чить положения Основного Закона нашей страны, о пра вах, свободах и обязанностях советских граждан. Оба эти выступления, тес но увязанные с положениями Конституции СССР, с убеди тельными фактами, привлек ли внимание слушателей и помогли не только им, но и пропагандистам еще глубже разобраться в изучаемых во просах. Н. ТРУХИН, первый по мощник капитана БМРТ «Заволжск». «Токио. Сотни тысяч выпускников японских средних школ в марте будущего года столкнутся с мрачной перспективой безработицы. Согласно данным министерства труда Японии три с лишним миллиона юношей и девушек по окончании j школ смогут рассчитывать только на 874 тысячи рабочих мест». («Комсомольская правда» от 23 ноября 1977 г.). П о п р и з в а н и ю Р а з д у м ь я п о с л е р е м с а ском траловом флоте и ни разу не подумал о том. чтобы изменить своей специально сти. Стараюсь углублять зна ния, брать пример с ветера нов, таких, как наш капи тан, выпускник Мурманско го мореходного училища име ни И. И. Месяцева Юрий Фролович Мокряк, отдавший флоту почти двадцать лет. По призванию избрали се бе профессию электромеха ник Виктор Васильевич По горелый, третий механик Сергей Петрович Воронцов и многие другие. У нас нема ло и матросов, посвятивших себя морю. Жена моя. Людмила Нико лаевна, техник-конструктор, как и многие ее сверстни цы. начинала в профессио нально-техническом училище и сразу получила направле ние на работу. Утром, когда я иду в порт, навстречу веселыми группа ми спешат школьники, завт рашние выпускники. У них отличное настроение: оста нутся позади годы учебы, а потом — широкая дорога в самостоятельную жизнь. У десятиклассников нет при чин для беспокойства, им всегда предоставлена воз можность для дальнейшей учебы и работы. Об этом говорят объявле ния: приглашают на учебу Мурманское мореходное учи лище имени И. И. Месяцева, Мурманский государствен ный педагогический инсти тут, Кировский горный тех никум, Мончегорский техни кум физической культуры. Мурманский техникум меха низации учета ЦСУ РСФСР. Мончегорский политехни кум, Мурманское педагогиче ское училище. Мурманская мореходная школа Всесоюз ного объединения «Севры- ба». В другом номере област ной газеты — объявления о приеме в профтехучилища. ПТУ готовят слесарей и ма шинистов, водителей и масте ров животноводства, маля ров и штукатуров, судокор- пусников и судовых офици антов. продавцов и электро монтеров. И это только у нас, в Мур манской области. А ведь учиться можно и в вузах, техникумах, профтехучили щах других городов. Завтрашние выпускники всегда найдут работу. Вот «Полярная правда» за 23 но ября. Предприятие автотран спорта и подсобных произ водств приглашает на рабо ту машинистов автокранов, машинистов экскаваторов. Мурманский горплодоовощ- торг — старшего инженера- автомеханика. Завод «Метал лист» — инженера-энергети- ка. ...Право же. как не гор диться Родиной, Конститу ция которой твердо гаранти рует нам все права. В. ЧИСТЯКОВ, второй штурман ПСТ «Красно- лерекопск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz