Рыбный Мурман. 1977 г. Декабрь.

• В Октябрьском райкоме КПСС У Ч А Т С Я НАСТАВНИКИ Н а с т а в н и ч е с т в о — форма работы с молоде­ жью, рожденная самой жизнью. Это одна из главных составных частей комплексного подхода к воспитанию трудовой смены. Кто может стать наставни­ ком? Как организуется это дви­ жение на предприятиях, фло­ тах, в учреждениях района? Обо всем этом вели подробный раз­ говор участники научно-практи­ ческой конференции, организо­ ванной Октябрьским районным комитетом КПСС, на тему: «По­ вышение роли наставничества в коммунистическом воспитании молодежи в свете решений XXV съезда КПСС». Докладчик — секретарь Ок­ тябрьского райкома КПСС Хар­ ченко В. П. рассказал, в част­ ности, и о том, как организует­ ся наставничество во флотских коллективах. На 120 судах тралового фло­ та созданы судовые советы на­ ставников, которые возглавля­ ют в основном капитаны или старшие механики. В объединении «Мурманрыб- пром» по инициативе обгцефлот- ского совета наставников коми­ тет комсомола совместно с ком­ сомольской организацией шко­ лы № 23 составили план шеф­ ской работы. За каждым клас­ сом закреплено одно из передо­ вых судов объединения. Между шефами и подшефными ведется переписка. В школе всегда зна­ ют сроки прихода судов с про­ мысла, и учащиеся с радостью встречают своих шефов в пор­ ту. *Рыбаки рассказывают ре­ бятам о своих трудовых де­ лах, о трудностях и радостях рыбацкой профессии. В резуль­ тате таких контактов многие выпускники школы выбирают себе профессию рыбака. Старший мастер механиче­ ского участка коммунистиче­ ского труда плавмас.терской «Резец» объединения «Мурмаи- рыбпром» П. В. Пискунов поде­ лился на конференции своими воспоминаниями о том, как их, мальчишек военных лет, отор­ ванных от дома, выводили в люди наставники. С тех пор бо­ лее 20 лет работает он на «Резце». Сам наставник моло­ дежи. Немало ему пришл.)сь отдать сил воспитанию молодо­ го рабочего Славы Буторина. А сейчас вот уже более трех лет подшефный работает без замечаний, повысил рабочий разряд. Второй механик БМРТ «По­ лярный» тралового флота В. И. Веретин рассказал о роли на­ ставников в его жизни и рабо те. В 1971 году он был направ­ лен для прохождения практики на БМРТ «Лунник». Его на­ ставником оказался старший механик П. П. Козел. — Это был наставник в бук- вальном смысле слова, — гово рит тов. Веретин. — От него всегда можно было получить деловой совет как в производ­ ственных делах, так и в лич­ ной жизни. А главное — лич­ ный пример. Когда в рейсе про­ изошла серьезная поломка тра­ ловой лебедки, П. П. Козел во­ семнадцать часов не уходил с рабочего места, личным приме ром воодушевлял мотористов и механиков. Потеря промыслово­ го времени была сведена к ми­ нимуму. Работа под началом такого наставника сыграла не маловажную роль в моей даль­ нейшей трудовой жизни. И ког­ да после окончания мореходно­ го училища я пришел работать в траловый флот уже па долж­ ность механика и когда уже сам стал наставником, я всегда стараюсь передавать весь свой накопленный опыт молодым и относиться к этому не фор мально, а с полной отдачей. Отмечая все эти положитель­ ные факты, районный комитет партии видит и ряд недостат ков. В этой важной работе не изжиты еще элементы форма лизма. Как правило, работа с подшефными хорошо проводит­ ся в море, на судне, а с прихо­ дом в порт она сворачивается, итоги работы совета наставни­ ков за рейс подводятся не всег­ да. Велика текучесть кадров на судах рыбопромысловых и транспортных флотов. В этом большая доля вины наставни­ ков. Значит, не привили они мо­ лодым любовь к своей профес­ сии, своему судну. Общефлот­ ские советы недостаточно зани­ маются распространением опы­ та лучших наставников. На су­ дах нет в необходимом количе­ стве методической литературы. Е. ЮРЬЕВА. Э Ф Ф Е К Т И В Н О , выгодно (Окончание. Нач. на 1 стр.). рнжератора вся оставшаяся рыбопродукция была обеспе­ чена вагонами, они уже нахо­ дились на подъездных путях порта. Все это позволило ес­ ли не избежать, то макси­ мально снизить простои в ожидании подачи или пере­ становки вагонов. При планировании нас сму­ щало, что в трюме, который расположен под надстройкой, находится 170 тонн продук­ ции. Выгрузка из этого трю­ ма осуществляется через транспортеры, и производи­ тельность труда при этом па­ дает. Твиндек № 3 был пол­ ностью загружен иной про­ дукцией. Количество ящи­ ков было такое же, как и в остальных твиндеках, а тон­ наж — в два раза меньше, а соответственно и взятыіі тон­ наж тоже оказывался мень­ ше. Здесь нужно отдать дол­ жное старшим звеньев, кото­ рые так расставили рабочую силу, что производитель­ ность труда при выгрузке изо всех четырех трюмов была Почти одинаковой. Пос­ ле окончания разгрузки трю­ ма № 1 — в нем было мень­ ше всего рыбопродукции — докеры освободившегося звена были расставлены по остальным трюмам, что дало увеличение темпов разгруз­ ки. Благодаря добросовестно­ му подходу к делу рабочих, комплексные нормы перевы­ полнялись на 4 0—60 про­ центов. Помощь смежников помогла нам избежать непро­ изводительных простоев. В результате судно было обра­ ботано на 25 с половиной ча­ сов раньше нормы и на де­ вять с половиной часов рань­ ше времени, рассчитанного нами. Себестоимость стоянки ТР «Комиссар Полухин» в пор­ ту — 201 рубль в час. Полу­ чается, что порт сэкономил управлению «Севрыбхолод- флот» свыше пяти тысяч руб­ лей. Экономия стояночного вре­ мени судна составила около тридцати процентов. А уже при экономии свыше 15 про­ центов бригада получает ма­ ксимальный размер премии- из фонда материального по­ ощрения — 25 процентов и из фонда заработной платы — 40 процентов от общей суммы, положенной за обра­ ботку судна. Кроме того, бригада получает 10 процен­ тов премии за экономию стояночного времени сѵднѵ. Н. ЕКИМОВ, старший диспетчер пер­ вого грузового района. ЗНАКОМЬТЕСЬ: Николай mj Алексеевич Титов, сле­ сарь шестого разряда ме­ ханического цеха Мурманского тарного комбината. 26 лет — таков его трудовой стаж на этом предприятии. Оно насы­ щено сложными механизмами, приспособлениями, облегчаю­ щими труд работниц. Боль­ шинство приспособлений — де­ ло рук и творческого ума Ни­ колая Алексеевича. Он актив­ ный рационализатор комбина­ та, за многие свои изобретения имеет грамоты, неоднократно удостоивался денежных пре­ мий. Н. А. Титов с гордостью носит звание ударника комму­ нистического труда. Фото Б. Щукина. Прочитав эти строки в «Комсомолке», я невольно вспомнил свой школьный вы­ пуск. Учился я в Москве, и все мы, бывшие десяти­ классники, гордые тем, что вступаем в самостоятельную жизнь, собрались на Крас­ ной площади. Были песни, смех, веселье. Все мы были уверены в завтрашнем дне. Ни перед кем не стояло проблемы, най­ дет он работу или нет. Каж­ дый выпускник выбирал се­ бе профессию по призванию, готовился к ней. Большинст­ во моих товарищей поступи­ ли в вузы. Например, Сер­ гей Карелин мечтал стать инженером. Сейчас он уже закончил Московский инже­ нерно-физический институт. Вячеслав Жуков стал офи­ цером воздушно-десантных войск, Валерий Куренков —• специалистом сельского хо­ зяйства. В детстве у меня было много заманчивых стремле­ ний. Решение стать моряком пришло позже—перед окон­ чанием школы, когда уже сложился характер, появи­ лась способность критиче­ ски относиться к своим по­ ступкам. Я поступил в Ленинград­ ское мореходное училище рыбной промышленности на судоводительское отделение. Старательно, с удовольстви­ ем занимался все три года, находясь на полном государ­ ственном обеспечении. В учи­ лище, на морской практике, я еще глубже убедился в том, что промысловое судо­ вождение — мое призвание. Вот уже три с половиной года я работаю в Мурман- С большим ин т е р е с ом БМРТ «Заволжск» ушел на промысел в двадцатых чи­ слах июля. Проект новой Конституции СССР экипаж обсуждал уже в рейсе. С докладом Л. И. Брежне­ ва «Великий Октябрь и прог­ ресс человечества» и матери­ алами седьмой сессии Вер­ ховного Совета СССР моря­ ки судна познакомились сна­ чала по радио и факсимиль­ ным газетам. Затем почта доставила на борт все мате­ риалы, а также уже ут­ вержденную Конституцию СССР, после чего началось их систематическое изучение во всех формах партийно-по­ литического и экономическо­ го образования. Комсомольцев на судне бы­ ло пятьдесят. Занятия с ни­ ми вел пропагандист В. Ф. Свежов. Раскрывая на собе­ седовании тему «Советский Союз в авангарде социаль­ ного прогресса», матрос Н. П. Павлюченко убежден­ но и аргументированно пока­ зал, как было создано го­ сударство нового типа, самое передовое, революционное, какие невиданные преобразо­ вания произошли в экономи­ ке, культуре нашей страны. Занятия в школе комму­ нистического труда вел про­ пагандист Е. М. Глазунов. Коммунист, ветеран флота, человек уважаемый, умный, он доходчиво объяснял на занятиях непонятные вопро­ сы, разрешал споры. Не от­ влеченно, а конкретно, при­ менительно к рыбацкому труду, экономике флота. Ус­ пеху его как пропагандиста, способствует доброжелатель­ ный тон учителя, наставни­ ка, с уважением относящего­ ся к слушателям. При изучении темы • Ве­ ликий Октябрь и изменение облика мира» слушатели очень интересовались совре­ менной международной об­ становкой. Они высказывали удовлетворение, что с Совет­ ским Союзом, авангардом политики мира, вынуждены теперь все более считаться те, кто потрясает нейтрон­ ными бомбами. Перед экипажем с лекцией «Развитие рыбной промыш­ ленности Мурмана и куль­ турно - жилищного строи­ тельства города Мурманска и области» выступил секре­ тарь областного комитета КПСС Ю. А. Лысый. А се­ кретарь горкома КПСС В. П. Проценко рассказал молоде­ жи и всему экипажу об иде логической борьбе на совре­ менном этапе, о попытке бур­ жуазных идеологов опоро­ чить положения Основного Закона нашей страны, о пра­ вах, свободах и обязанностях советских граждан. Оба эти выступления, тес­ но увязанные с положениями Конституции СССР, с убеди­ тельными фактами, привлек­ ли внимание слушателей и помогли не только им, но и пропагандистам еще глубже разобраться в изучаемых во­ просах. Н. ТРУХИН, первый по­ мощник капитана БМРТ «Заволжск». «Токио. Сотни тысяч выпускников японских средних школ в марте будущего года столкнутся с мрачной перспективой безработицы. Согласно данным министерства труда Японии три с лишним миллиона юношей и девушек по окончании j школ смогут рассчитывать только на 874 тысячи рабочих мест». («Комсомольская правда» от 23 ноября 1977 г.). П о п р и з в а н и ю Р а з д у м ь я п о с л е р е м с а ском траловом флоте и ни разу не подумал о том. чтобы изменить своей специально­ сти. Стараюсь углублять зна­ ния, брать пример с ветера­ нов, таких, как наш капи­ тан, выпускник Мурманско­ го мореходного училища име­ ни И. И. Месяцева Юрий Фролович Мокряк, отдавший флоту почти двадцать лет. По призванию избрали се­ бе профессию электромеха­ ник Виктор Васильевич По­ горелый, третий механик Сергей Петрович Воронцов и многие другие. У нас нема­ ло и матросов, посвятивших себя морю. Жена моя. Людмила Нико­ лаевна, техник-конструктор, как и многие ее сверстни­ цы. начинала в профессио­ нально-техническом училище и сразу получила направле­ ние на работу. Утром, когда я иду в порт, навстречу веселыми группа­ ми спешат школьники, завт­ рашние выпускники. У них отличное настроение: оста­ нутся позади годы учебы, а потом — широкая дорога в самостоятельную жизнь. У десятиклассников нет при­ чин для беспокойства, им всегда предоставлена воз­ можность для дальнейшей учебы и работы. Об этом говорят объявле­ ния: приглашают на учебу Мурманское мореходное учи­ лище имени И. И. Месяцева, Мурманский государствен­ ный педагогический инсти­ тут, Кировский горный тех­ никум, Мончегорский техни­ кум физической культуры. Мурманский техникум меха­ низации учета ЦСУ РСФСР. Мончегорский политехни­ кум, Мурманское педагогиче­ ское училище. Мурманская мореходная школа Всесоюз­ ного объединения «Севры- ба». В другом номере област­ ной газеты — объявления о приеме в профтехучилища. ПТУ готовят слесарей и ма­ шинистов, водителей и масте­ ров животноводства, маля­ ров и штукатуров, судокор- пусников и судовых офици­ антов. продавцов и электро­ монтеров. И это только у нас, в Мур­ манской области. А ведь учиться можно и в вузах, техникумах, профтехучили­ щах других городов. Завтрашние выпускники всегда найдут работу. Вот «Полярная правда» за 23 но­ ября. Предприятие автотран­ спорта и подсобных произ­ водств приглашает на рабо­ ту машинистов автокранов, машинистов экскаваторов. Мурманский горплодоовощ- торг — старшего инженера- автомеханика. Завод «Метал­ лист» — инженера-энергети- ка. ...Право же. как не гор­ диться Родиной, Конститу­ ция которой твердо гаранти­ рует нам все права. В. ЧИСТЯКОВ, второй штурман ПСТ «Красно- лерекопск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz