Рыбный Мурман. 1977 г. Август.

вы п у с к 34-й Г о д ш м т ш д е с м т ѣ іА За творчество , умение, мастерство М ОРЯКИ тралового флота работают на од­ ном из ответственных участков народного хозяйст­ ва. Их роль в создании пи­ щевых продуктов огромна. Им, вооруженным передовой, самой совершенной техникой, поручено полностью освоить и использовать на благо на­ шей Родины огромные рыб­ ные богатства Баренцева мо­ ря и Северной Атлантики. - Чемалых успехов добились лйгояки тралового флота з этом деле Освоены и изу­ чены огромные площади мо­ ря. В последние годы освое­ ны новые высокоширотные районы, почти вдвое увели­ чившие воле деятельности промысловых кораблей. Уро­ вень добычи на один трау­ лер, производительность гру­ да наших моряков намного выше, чем в траловом про­ мысле капиталистических стран. Непревзойдены никем в мире рекордные выловы траулеров «Киров» и «Ро­ лик», добывших по 60 ты­ сяч центнеров рыбы в год. Пя тидееятитысячиый вылов стал нормой добычи для ря­ да кораблей Мурманского тралового флота. Но это ни в малейшей степени не дает право почивать на лаврах, самоуспокаиваться. Мы дол­ жны и дальше повышать темпы добычи рыбы, повы­ шать производительность труда, давать больше рыбы стране. Моряки траулера <•Сем­ га » взяли на себя обяза­ тельство выловить в 1950 го­ ду 60 тысяч центнеров, о полной справедливостью за­ являли в своем обращений ко всем морякам тралового флота: «Мы можем работать луч­ ше! Моряки заполярного тра­ лового флота уже не раз до­ казывали, что нет предела нашей любви к Родине, как нет предела заботы Родины о пас. Значит, нет н не мое жег быть предела нашему стахановскому труду >. И затем они подчеркива­ ли: «Надо только трудиться С любовью, вкладывая в рабо­ ту опыт, умение, мастерст­ во ■> . Всему траловому флоту известны достижения, кол­ лектива «Семги.». Изучив й освоив прежние достижения стахановцев передовых ко­ раблей, использовав богатей­ ший опыт экипажей «Киро­ ва» и <•Ролика;-, моряки «Семги» на 4 месяца раньше срока завершили годовой план добычи рыбы, перевы­ полнили задание ло субпро­ дуктам, добились резкого снижения себестоимости продукции. Опыт моряков «Семги», их приемы и методы работы, »х организация труда и произ­ водства имеют огромное зна­ чение для всего тралового флота. Ведь помимо передо­ вых судов, перевыполняю­ щих планы, у нас есть и «се­ редняки», которые идут •только ва уровне заданий, есть и отстающие, которые не справляются с планом а -ŠTHM самым тормозят рабо­ ту всего флота, тянут его вниз, сводят на-нет богатые Результаты передовых кол­ лективов. Но мы не можем пройти мимо такого нетерпи­ мого явления, как наруше­ ние законов об обязательном ьыв олі еі«; \ і гоеуда о стбен- ных планов. Только изучение передо­ вого опыта и его распростра­ нение среди ьеех моряков тралового флота, среди всех Экипажей позволят подтянуть отстающих до уровня пере­ довых, изжить отставание, добиться полного перелома работы всего флота в целом. Высокие показатели произ­ водительности труда, достиг­ нутые экипажем ■.-Семги»1, должны стать достоянием всех моряков. Й переносить этот опыт нужно не механически, а творчески, с полным учетом всех особенностей и тактико- технических свойств своего траулера. Надо научиться на ■примере экипажа <•Семги» вскрывать свои собственные возможности и резервы л на­ ходить пути повышения про­ изводительности труда и про­ изводства. Как и любая работа, рас­ пространение л внедрение стахановского опыта не мо­ гут идти самотеком. Ком­ состав траулера, партийные, профсоюзные и комсомоль­ ские организации кораблей должны возглавить дело изу­ чения передового опыта эки­ пажа «Семги», .нести это изу- чоние по вседновно, система- уѵі чеоки, ?;ас тоі;чпво. Уже но нерЕКй раз моря­ ки передовых судок указыва­ ют всему траловому флоту пути подъема производи­ тельности труда и повыше­ ния добычи рыбы. II не раз уже, следуя этими путями и используя опыт и достиже­ нии передовиков - новаторСБ, траловый флот добивался нового подъема добычи ры­ бы. Н на этот раз опыт мо­ ряков траулера -Семга», подхва чо;іныіI г- с ем флотом, послужит началом нового подъема в производственной деят с льности тра левого фJіо- та. Больше рыбы стране! Не только выполнять, но и пере­ выполнять планы — вот ло- jунг, осуществлению которо­ го должны посвятить все свои силы, умение и знании моряки тиалового флота. А . СТРЕЛЬБИЦКИН, начальник тралового фло­ та объединения «Мѵрман- рыба». З А одиннадцать рей­ сов, сделанных в этом году, экипаж трауле­ ра «Семга» выполнил годо­ вой план добычи рыбы. Я хочу рассказать о мето­ дах руководства кораблем и о том, как организован труд на судне. Когда я пришел на «Сем­ гу», экипаж этого траулера уже стяжал себе славу ста­ хановского коллектива и счи­ тался общепризнанным ли­ дером флота. Передо мною встала задача — организо­ вать руководство кораблем, так, как это делали плаваю­ щие до меня капитаны тт", Бурков и Криворученко. Подготовка к очередному рейсу, как; известно, начина­ ется уже в порту и от се ус­ пешного проведения зависит успех промысла. Поэтому я и мои помощники заранее го­ товим орудия лова, проверя­ ем, в каком состоянии нахо­ дятся механизмы, все ли не­ обходимые материалы взяты на борт корабли. Все это капитан должен контролиро­ вать, давать правильные ука­ зания. Еще будучи в порту, я внимательно изучаю про­ мысловую обстановку в мо­ ре, слежу за промысловыми сводками, обращая особое внимание на обстановку з тем районе, в котором при­ дется работать, отдаю прика­ зания, как нужно вооружать тралы, как снаряжать ко­ рабль. Как только корабль выхо­ дит на промысел, намечается основная работа. От капита­ на и его помощников — штурманов — требуется не только правильно вывести корабль па рыбный косяк, но удержаться на нем н. добить­ ся, чтобы уловы постоянно возрастали. Для этого необ­ ходимо, не только следить за работой промышляющих ря­ дом кораблей, но и за тем, ка каких глубинах ловится лучше всего в данном квад­ рате моря рыба, учитывать силу ветра и течения, елф дить, чтобы корабль не снес* ло в сторону. У нас на « С е й ге» ведутся два промысло­ вых планшета. Один запол­ няется вахтенньш штурман ІШШШШІІІШШіШШІШШІІІШІЕі НАШОПЫТ П. КОРЕХОВ, капитан траулера «Семга». ном, другой — капитаном. На планшеты заносятся дан­ ные о состоянии грунта, мес­ та буя, силы течения и вет­ ра. Ведение двух параллель­ ных планшетов позволяет нам улучшить промысловое судовождение, лучше дер­ жаться на косяках, Кроме того, на корабле каждый вах­ тенный штурман системати­ чески, через каждые три- пять минут, определяет глу­ бины моря и заносит эти данные в промысловый жур­ нал. Сравнивая их, а также направление курсов, которых придержива етс я корабль, величину уловов, я опреде­ ляю наиболее выгодное в промысловом отношении по­ ложение судна. Точное знание глубины мо­ ря позволяет нам также из­ бегать задевов и поврежде­ ний орудий лова. Нередко на многих кораблях при спуске трала в воду, траловые доски врезаются в грунт. Происхо­ дит это потому, что некото­ рые судоводители при спус­ ке трала травят ваера с боль­ шей глубины на меньшую. Как мы убедились на собст­ венном опыте, делать этого нельзя. Мы травим ваера только с меньших глубин на большие, з доски идут сво­ бодно, не врезаясь в мооское дно. Бывает, что при подъеме трала, когда он всплывает за поверхность моря, мешок рвется, рыба из него уходит, К этому есть несколько при­ чин. Во-первых, при работе на каменистых грунтах меш­ ки сильно протираются, и когда в них попадает много рыбы, не выдерживают на­ грузки. Чтобы, этого не было, не нужно увлекаться дли­ тельными тралениями. Луч­ ше делать в сутки больше коротких тралений. Причем время среднесуточного гра­ дирования остается то же. На иных кораблях тратит­ ся много промыслового вре­ мени на поиски рыбы, пере­ ходы. Как показывают мно­ гочисленные примеры, по­ добные переходы б боль­ шинстве случаев оказывают­ ся излишними, и поэтому я стараюсь их избегать. Если же действительно необходи­ мо перейти Е другой район, то и тогда мы стараемся по возможности не прекращать тралений и во время перехо­ да. Осуществляя руководство своим экипажем, я никогда не забываю, что успех дела решают люди. Поэтому ста­ раюсь всячески поощрять инициативу своих подчинен­ ных. На корабле широко раз­ вернуто социалистич*еское со­ ревнование, организована техническая учеба. Боль­ шинство членов экипажа — стахановцы, выросшие па «Семге», стали опытными специалистами. Они дорожат честью своего корабля, че­ стью и хорошей славой кол­ лектива. Укрепление колхозов Неуклонно развивается в послевоенный период кол­ хозное строительство, при­ нимаются меры к укрепле­ нию рыболовецких колхозов. Колхозный флот начал по­ полняться за счет новых, бо­ лее совершенных типов про­ мысловых судов. К 1950 го­ ду почти все старые суда за­ менены малыми рыболовны­ ми траулерами. Они оснаще­ ны траловой лебедкой для работы тралом, кошелько­ вым неводом и поворотной площадкой для укладки и замета невода! Внедрение тралового ло­ ва изменило всю систему ор­ ганизации промысла в при­ брежной зоне. Новая техни­ ка позволила колхозникам выходить в открытое море и ловить рыбу далеко от бере­ гов. Оснащение новой техни­ кой, совершенствование ме­ тодов лова способствовало организационно - хо з я й с т- венному укреплению рыбо­ ловецких хозяйств, увеличе­ нию заработков рыбаков- колхозников. Так, в артеле «Свободный Мурман» Тери- берского района средний годовой заработок каждого рыбака в 1950 году составил 23 тыс. рублей. В 1950 году рыбаки-кол­ хозники впервые применили на сельдяном лову глубоко­ стенные кошельковые нево­ да, что привело к значитель­ ному увеличению добычи рыбы. Вылов рыбы в прибреж­ ном промысле в 1950 году составил 184 тысячи центне­ ров. ХРОНИКА В июне года бюро обкома партии обсудило воп­ рос «О неправильном стиле работы Мурманского горко­ ма ВКП('б)», Бюро отметило, что гор­ ком слишком увлекся прове­ дением различного рода за­ седаний и совещаний. Толь­ ко за одну неделю, с 20 по 25 июня 1950 г., в горкоме состоялось 21 совещание и 2 заседания бюро. Вместе с тем за .11 месяцев горком не рассмотрел ни одного вопро­ са. связанного с работой тра­ лового флота — основного пред®ри гя в я города, О неправильном стало ра­ боты Мурманского городско­ го комитета ЬКП(б) говори­ лось и на пленуме горкома, обсудившем постановлен:!! о бюро обкома, и ва собраниях в п.ерв і і чяых оргаиизациях . Критика помогла горкому сс с і ) едот1 очитъ &яіі м авне на главных вопросах, постепен­ но освободиться от подмены советских я хозяйственных органов, добиваться правиль­ ного сочетания партийной и хозяйственной работы. ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ...Началась подготовка н новой, третьей по счету, сельдяной экспедиции, в эк­ спедиции к Исландии в 1950 году, кроме мурманских су­ дов, участвовали и калинин­ градские. Всего в составе эк­ спедиции было 4 $ кораблей. К моменту организации «Мурмансельдь» имела всего семь разнотипных судов, а к концу 1.950 года было 4 2 судна. Перед .моряками третьей экспедиции стояла задача: учтя опыт работы прошлых дет. полностью перейти к ши­ рокому промышленному ло­ ву сельди в Северной Атлан­ тике. Предстояло в сложных условиях за короткий срок освоить дело, которым иност­ ранцы занимались уже пол- сотни лет. Несмотря ра огромные трудности, промысловики экспедиций успешно справи­ лись с заданием. Выполнили свои программы все экипа­ жи. Более чем в полтора ра­ за перекрыли план добычи сельди команды средних тра­ улеров «Муссон», «Аму-Да­ рья», «Рупор», «Сигнал», «Араке>, возглавляемые к а­ питанами тт. Кузнецовым, Поляевым, Камниньш, Голу­ биным, Михайловым, Отли­ чились в труде штурманы тт. Ваганов, Пчелинцев, Ба­ занов, Долидовнч и другие. В сложных условиях плава­ ния в незнакомом районе они умело водили суда. Моряки исландской экспе­ диции дали Родине 105 ты­ сяч центнеров сельди. Глав­ ным достижением экспеди­ ции было открытие в Север­ ной Атлантике нового пер­ спективного района сельдя­ ного промысла для советской рыбной промышленности. Д. ЧЕРЕВИЧНЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz