Рыбный Мурман. 1977 г. Август.

Матрос СРТ-р-726 «"Альба­ трос» Василий Степанович Му- хай, которого вьі( видите ва этом снимке, — ударник коммуни­ стического труда. О том, как он выполняет свои обязанности, свидетельствуют знаки «Побе­ дителя соревнования* четырех лет подряд — с- 1973 по 1976 год, знак <■Ударник девятом пя­ тилетки». А недавно передовой моряк отмечен высокой правительст­ венной наградой •— орденом •'Знак Почета'.". Василий Степанович пользу­ ется большим уважением сре­ ди своих товарищей, их довери­ ем: он избран председателей судового комитета профсоюза. Фото Б. Щукина. В н и м а н и е : о п ы т I В бось за высокое с т ш о за [Учеба и т р у д — рядом] РЕЗПДНУМ ЦК ПРОФСОЮЗА рабо- /•>)!>: пищевой промышленности обобщил ѵ ііыт совместной работы .профсоюзных, I хозяйственных, комсомольских организаций рыбной промышленности и органов народного I образования Мурманска по повышению обще­ образовательного уровня молодежи. Одобрив его, президиум рекомендовал комитетам проф­ союза широко использовать этот опыт. На судах Всесоюзного объединения -Ссвры- €а-> активно идет смотр *Каждому молодому труженику — среднее образование». В 1076-77 учебном топу при плане 4250 чело­ век к школу зачислено 4809 учащихся. Из G090 человек, не имеющих среднего образо­ вания, в икон школе моряков обучается 'Č948 и в средних специальных учебных заве­ дениях 679 человек. Для координации вопросов учебы при отде­ лах кадров объединения, управлений флотов с 1973 года работают консультационные пунк­ ты, которые ьч зглавляют учителя заочной школы моряков. Секторы приема на работу ежедневно сссбщпкл консультлунктам о вновь принятых на работу и направляют новичков в *1 школу. I B управлениях флотов имеются автоматиче­ ские справочные установки, где поступающие в школу могут получить информацию о пра­ вилах приема в школу, о требованиях к заче­ там, о предоставляемых льготах. | -’\ Ежегодно на заседаниях базовых комите­ тов профсоюза подводятся итоги смотра. «Каж­ дому молодому труженику — среднее образо­ вание» и соревнования за звание «отличник I учебы и производства». Большую работу в деле заочного обучения рыбаков проводит библиотека культ-базы плав­ состава. В своих фондах она имеет свыше 1 60 тыс. учебников и полностью удовлетворяет запросы моряков. Как правило, во все судо­ вые библиотеки комплектуется учебная лите­ ратура. В комплектовании принимают участие { преподаватели заочной школы, общественные консультанты. В настоящее время в Мурманском трало­ вом флоте из 2843 молодых рыбаков, не кме- І 50ШІІХ среднего образования, 2214 человек учатся в заочной школе моряков, 92 человека — в средних специальных учебных заведени­ ях и пока не учатся (вновь приняты на работу) 1 311 человек. Хорошо организована учеба на БМРТ «Гоголь;», -Серафимович>, ППР «Пе- ремышль», <■ К о е дер;-, «Гейзер.» и других Заочная учеба моряков учитывается при под- _ ведении итогов социалистического соревнова* I ния, определении победителей соревнования I «Лучший по профессии», при присвоении зва- I ния «Ударник коммунистического труда». - П 1976 ГОДУ на всех флотах начато со- 1 О ревиование «Отличник учебы и произ- ■ бс детва», разработаны условия, где од- ■ ним из показателей для определения победи- ■ тсле« смены, вахты, службы является отноше- I мне* работников к повышению общеобразо- сентябре этого года. Приказами начальников флотов первых по­ мощников капитанов обязали после каждого рейса отчитываться о проделанной работе по обучению рыбаков. В управлении «Севрыбхо- лодфлот> разработана типовая форма отчета, которая облегчает отчетность и позволяет про­ вести анализ работы, наметить мероприятия по улучшению учебной работы. В ходе смотра «Каждому молодому труже­ нику — среднее образование» добились хо­ роших результатов коллективы управления «Севрыбхолодфлот». Здесь на большинстве судов флота все моряки, не имеющие средне­ го образования, охвачены обучением. Из 942 молодых моряков, не имеющих среднего об­ разования, 900 вовлечены в учебу: 662 чело­ века учатся в заочной школе моряков, 238 — в средних специальных учебных заведениях. . Судовые библиотеки укомплектованы учеб- г £ ? ш и, произведениями классиков марксиз­ ма-ленинизма. Судовые вахты и наряды на ра­ боту распределяются так, чтобы было удобно учителям вести занятия одновременно со все­ ми учащимися одного класса. С учетом клас­ са идет и расселение по каютам. Экзамены? в море проводятся в торжественной обстановке, командование корабля заранее извещает эки­ паж о дне экзамена. За день до него учащие­ ся освобождаются от вахт и судовых работ. Разработано и утверждено приказом на­ чальника флота и постановлением базового комитета профсоюза положение «О поощрении работников управления - Севрыбхолодфлот» но результатам обучения в общеобразователь­ ной заочной школе». В положении указано, что «хорошо поставленное заочное обучение моряков на судах является одним из основных показателей при присвоении звания экипажа коммунистического труда, экипажа высокой к у л ь т у р ы п р о и з в о д с т в а . Успешно работает в управлении -Севрыбхо- ледфлот’> общефлотская комиссия содействия заочной школе моряков. Она решает- любой вопрос, связанный с учебой, и на любом уров­ не. Авторитет комиссии дает возможность е более принципиальных позиций заслушивать отчеты начальников служб об учебе своих подчиненных в ЗИШ , принимать решения но только рекомендательного, но порой и обяза­ тельного порядка. Комиссия содействия ЗШМ тесно сотрудничает с общественными органи­ зациями судна, опираясь на их помощь. О СНОВНЫМ ЦЕНТРОМ общеобразова­ тельной учебы молодых рыбаков Север- I ного рыбопромышленного бассейна яв­ ляется Мурманская заочная школа моряков, | Которая работает в своеобразных условиях. Учащиеся длительное время находятся в мо­ ре, рыболовные суда имеют непродолжитель­ ные стоянки В порту. I В школе 186 преподавателей по всем пред­ метам учебного плана средней школы. В те­ чение прошлого учебного года 113 учителей школы выходили в море. Перед выходом в море учителя принимают 1 участие в комплектовании групп заочников, | проверяют наличие учебников, технических средств обучения, художественной литерату­ ры, кроме того, преподаватели выходя в мо- | ре, имеют походную лабораторию, оснащен­ ную необходимым для работы по предмету. На судах проводятся групповые и индивиду­ альные консультации, принимаются зачеты и | экзамены. Учителя активно участвуют в вос­ питательной работе, ими прочитано 448 лек­ ций, организовано и проведено более 200 ве­ черов отдыха, диспутов, викторин, читатель- | сних конференций. ОЛЫПУЮ ПОМОЩЬ в учебно-воспи­ тательной работе оказывают общест­ венные консультанты. На некоторых су­ дах они единственные представители школы, единственные учителя, которые помогают I своевременно заочникам выполнить учебный план и завершить обучение. ‘ Количество общественных консультантов і ежегодно увеличивается. В этом году на су­ дах работает 596 общественных консультан­ тов, в 1975— 76 учебном году они приняли | 15 617 зачетов. Большую помощь в укреплении учебно-ма- I териальной базы заочной школы моряков ока­ зывают управления флотов. Только в 1976 го­ ду школа приобрела 40 магнитофонов, кино- проекторы, фильмоскопы и другие техниче- I ские средства обучения. В Мурманской заочной школе за все годы работы повысили свое образование более ІЗ I тысяч моряков, получили неполное среднее и среднее образование 4353 человека. Многие выпускники этой школы затем окончили сред­ ние специальные учебные заведения. Бывшие I выпускники школы работают на рыбопромыс- . ловых и транспортных флотах капитанами и механиками, штурманами и электрорадиона- •вигаторами, первыми помощниками капитанов и технологами. 1 Отмечая положительную работу, проводи- і мую хозяйственными, профсоюзными и ком­ сомольскими организациями Северного бас­ сейна, следует указать и на то, что в вопросе | повышения уровня общеобразовательной уче­ бы молодежи имеются недостатки. Основным I недостатком является отсев учащихся. I СПЕШНОЕ -решение за­ дачи поставленных пар­ тией и правительством од рыбаками нашей страны Т'-ды десято)! пятилетки, ео многом зависит от того, на­ сколько вдумчиво и серьезно будут о т о с;;твся пнж енернс- техннчеенпе оо1 ботн;зки отделов флотов и судовые специалисты к своим обязанностям зі пору­ ченному делу. Этот же фактор в большой степени влияет и на качество выпускаемом на судах продукции. Здесь пока пойдет разговор о рыбкой муке. чОсновными направлениями развития народного хозяйство СССР на 1976— 1980 годы» намечено к концу юбилейной пятилетки довести выработку комбинированных кормов для нужд животноводческих и пти­ цеводческих ф-еом примерно до 80 миллионов тонн против 45 миллионов тонн в 1975 году. Для произЕодства комбикормов рыбная мука является неизмен­ ным м' і.мів чзслI ом, та к как - на содержит животный беж к, ви­ тамины ■.-!>, -Д-> и группы «Б», а также большом набор микроэлементов. Однако все это можно извлечь только из рыбной муки высок'со качест­ ва. Поэтому одним из резервов повышения качества ’ рыбной муки и эффективною использо­ вания РМУ является широкое распространение лучших мето­ дов труда передовых машини­ стов рыбомучных установок на все суда нашего флота объеди­ нения <■Мурмак р ыбпром». Хорошего результата по вы­ пуску высококачественной муки из рыбных отходов добивается в рейсах экипаж БМРТ-264 «Град» под руководством опыт­ ного капитан-директора В. Ф. Стасенко. Рыбная мука, выра­ ботанная на этом траулере в 1976 году, была принята без замечаний к качеству. И этот результат был достигнут благо­ даря правильной организации труда машинистов РМУ. Для решения вопросов со­ вершенствования организации труда в отделении рыбомучной установки и повышения качест­ ва рыбной муки ка БМРТ «Град» была создана судовая творческая бригада научной ор­ ганизации труда, ео главе ко­ торой стал старший механик Ю. П. Юревич. В состав брига­ ды вошли все ведущие специа­ листы участков производства и члены бюро экономического анализа. Основной задачей творческой бригады НОТ стало устранение недостатков в кон­ струкции механизмов и обору­ дования, совершенствование организации труда на судовой рыбной фабрике и в отделении рыбомучной установки. Бригаду машинистов РМУ на данном судне возглавляет опытный специалист, грамот­ ный и инициативный мастер по рыбной муке, ударник ком­ мунистического труда И. Г. Гришанов. К матросам-рыбообработчи- кам при разделке рыбы предъ­ являлось, в принципе, два ос­ новных требования. Это — не пропускать в шнек рыбомучной установки вместе с приловом дерево-топляк, ракушки, нам­ ни и железные предметы. Ска­ жем, уронил шкерочный нож и он случайно попал в шнек — немедленно извести об этом мастера, который, в свою оче­ редь, остановит вал шнека. Во- вторых, при обработке рыбы матрос должен стараться так организовать своіі труд и убор­ ку рабочего места, чтобы иск­ лючить попадание в шнек воды. ::м;Т- Ос- ПШ1- Т себовазіпя, как впдн рые и легко усваивает тальное зависело ст СТОН РМУ зз твоочееко ды НОТ. .осю ріяооту бригады машиби- стов РМУ, С технической сто­ роны. возглавляет на ЕМFT Град > механик-наладчик по т£>.нсло. пческому с борудова- зіню , коммунист, ударник ком­ мунистического труда А. С. Валабер.дінч, Насколько это по­ зволяют судовые условия, все профилактические осмотры от­ деления РМУ и ремонтные ра­ боты ведутся нм самим или же под его контролем; по еззнѳ ре- монтно-механ 11 ческой сл у жбы корабля случаев простоя РМУ не было ни в прошлом году, ни в этом. Для выпуска, продукции вы­ сокого качества особое внима­ ние на БМРТ «Град» уделяется подготовке зі запуску рыбомуч- ной установки. В режим рабо- ты включаются последователь­ но'все агрегаты и механизмы и только тогда, когда машинисты убедятся в полной исправности их, запускается шнек подачи, рыбных отходов, которые слу­ жат сырьем. Было установлено в процее- се эксплуатации установки, что лучшие результаты по выработ­ ке высококачественной муки достигаются при постоянной загрузке варильника сырьем и подаче в его рубашку пара под давлением не менее 5 кг/см2. Это обеспечивает проварку сы­ рья прзі температурном режиме 9 2—95° С на выходе из ва- рильника и оптимальную рабо­ ту пресса, что в свою очередь ускоряет процесс сушки рыб­ ной муки в сушильных аппара­ тах. За работой пресса установ­ лен постоянный контроль в те­ чение Есего рейса. Это связано с необходимостью найти наибо­ лее выгодный вариант враще­ ния его вала, чтобы получить жом с наименьшим процентом содержания влаги. До недавнего времени серь­ езной помехой в деле повыше­ ния качества выпускаемой на БМРТ «Град» рыбной муки из отходов жирной рыбы был пневматический пресс для транспортировки муки, который проходил через всю рыбную фабрику, находился во влаж­ ной среде и постоянно забивал­ ся, останавливался. Совместно с работниками объединения, судовой творче­ ской бригадой НОТ на БМРТ «Град» была сконструирована; сзістема транспортеров, позво­ ляющая подавать готовую про­ дукцию за короткое время из отделения РМУ во второй трюм, минуя пневмотрассу. В трюме рыбная мука упаковы­ вается и складируется. Данное усовершенствование имеет вы­ сокую эффективность, однако, чтобы его полностью внедрить в производство, необходимо со­ гласовать ряд вопросов с Ре­ гистром СССР. Осуществив все мероприя­ тия, связанные с модерниза­ цией технологического оборудо­ вания судна, экипаж БМРТ <!Град» с честью выполнил при­ нятые на второй год десятой пятилетки повышенные обяза­ тельства. Иначе быть не может, потому что каждый участок производства корабля имеет хо­ рошую инженерную обеспечен­ ность. Ю. СТОКРАТСКИН, инже­ нер отдела НОТ объедине­ ния «Мурманрыбпром».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz