Рыбный Мурман. 1977 г. Август.
Матрос СРТ-р-726 «"Альба трос» Василий Степанович Му- хай, которого вьі( видите ва этом снимке, — ударник коммуни стического труда. О том, как он выполняет свои обязанности, свидетельствуют знаки «Побе дителя соревнования* четырех лет подряд — с- 1973 по 1976 год, знак <■Ударник девятом пя тилетки». А недавно передовой моряк отмечен высокой правительст венной наградой •— орденом •'Знак Почета'.". Василий Степанович пользу ется большим уважением сре ди своих товарищей, их довери ем: он избран председателей судового комитета профсоюза. Фото Б. Щукина. В н и м а н и е : о п ы т I В бось за высокое с т ш о за [Учеба и т р у д — рядом] РЕЗПДНУМ ЦК ПРОФСОЮЗА рабо- /•>)!>: пищевой промышленности обобщил ѵ ііыт совместной работы .профсоюзных, I хозяйственных, комсомольских организаций рыбной промышленности и органов народного I образования Мурманска по повышению обще образовательного уровня молодежи. Одобрив его, президиум рекомендовал комитетам проф союза широко использовать этот опыт. На судах Всесоюзного объединения -Ссвры- €а-> активно идет смотр *Каждому молодому труженику — среднее образование». В 1076-77 учебном топу при плане 4250 чело век к школу зачислено 4809 учащихся. Из G090 человек, не имеющих среднего образо вания, в икон школе моряков обучается 'Č948 и в средних специальных учебных заве дениях 679 человек. Для координации вопросов учебы при отде лах кадров объединения, управлений флотов с 1973 года работают консультационные пунк ты, которые ьч зглавляют учителя заочной школы моряков. Секторы приема на работу ежедневно сссбщпкл консультлунктам о вновь принятых на работу и направляют новичков в *1 школу. I B управлениях флотов имеются автоматиче ские справочные установки, где поступающие в школу могут получить информацию о пра вилах приема в школу, о требованиях к заче там, о предоставляемых льготах. | -’\ Ежегодно на заседаниях базовых комите тов профсоюза подводятся итоги смотра. «Каж дому молодому труженику — среднее образо вание» и соревнования за звание «отличник I учебы и производства». Большую работу в деле заочного обучения рыбаков проводит библиотека культ-базы плав состава. В своих фондах она имеет свыше 1 60 тыс. учебников и полностью удовлетворяет запросы моряков. Как правило, во все судо вые библиотеки комплектуется учебная лите ратура. В комплектовании принимают участие { преподаватели заочной школы, общественные консультанты. В настоящее время в Мурманском трало вом флоте из 2843 молодых рыбаков, не кме- І 50ШІІХ среднего образования, 2214 человек учатся в заочной школе моряков, 92 человека — в средних специальных учебных заведени ях и пока не учатся (вновь приняты на работу) 1 311 человек. Хорошо организована учеба на БМРТ «Гоголь;», -Серафимович>, ППР «Пе- ремышль», <■ К о е дер;-, «Гейзер.» и других Заочная учеба моряков учитывается при под- _ ведении итогов социалистического соревнова* I ния, определении победителей соревнования I «Лучший по профессии», при присвоении зва- I ния «Ударник коммунистического труда». - П 1976 ГОДУ на всех флотах начато со- 1 О ревиование «Отличник учебы и произ- ■ бс детва», разработаны условия, где од- ■ ним из показателей для определения победи- ■ тсле« смены, вахты, службы является отноше- I мне* работников к повышению общеобразо- сентябре этого года. Приказами начальников флотов первых по мощников капитанов обязали после каждого рейса отчитываться о проделанной работе по обучению рыбаков. В управлении «Севрыбхо- лодфлот> разработана типовая форма отчета, которая облегчает отчетность и позволяет про вести анализ работы, наметить мероприятия по улучшению учебной работы. В ходе смотра «Каждому молодому труже нику — среднее образование» добились хо роших результатов коллективы управления «Севрыбхолодфлот». Здесь на большинстве судов флота все моряки, не имеющие средне го образования, охвачены обучением. Из 942 молодых моряков, не имеющих среднего об разования, 900 вовлечены в учебу: 662 чело века учатся в заочной школе моряков, 238 — в средних специальных учебных заведениях. . Судовые библиотеки укомплектованы учеб- г £ ? ш и, произведениями классиков марксиз ма-ленинизма. Судовые вахты и наряды на ра боту распределяются так, чтобы было удобно учителям вести занятия одновременно со все ми учащимися одного класса. С учетом клас са идет и расселение по каютам. Экзамены? в море проводятся в торжественной обстановке, командование корабля заранее извещает эки паж о дне экзамена. За день до него учащие ся освобождаются от вахт и судовых работ. Разработано и утверждено приказом на чальника флота и постановлением базового комитета профсоюза положение «О поощрении работников управления - Севрыбхолодфлот» но результатам обучения в общеобразователь ной заочной школе». В положении указано, что «хорошо поставленное заочное обучение моряков на судах является одним из основных показателей при присвоении звания экипажа коммунистического труда, экипажа высокой к у л ь т у р ы п р о и з в о д с т в а . Успешно работает в управлении -Севрыбхо- ледфлот’> общефлотская комиссия содействия заочной школе моряков. Она решает- любой вопрос, связанный с учебой, и на любом уров не. Авторитет комиссии дает возможность е более принципиальных позиций заслушивать отчеты начальников служб об учебе своих подчиненных в ЗИШ , принимать решения но только рекомендательного, но порой и обяза тельного порядка. Комиссия содействия ЗШМ тесно сотрудничает с общественными органи зациями судна, опираясь на их помощь. О СНОВНЫМ ЦЕНТРОМ общеобразова тельной учебы молодых рыбаков Север- I ного рыбопромышленного бассейна яв ляется Мурманская заочная школа моряков, | Которая работает в своеобразных условиях. Учащиеся длительное время находятся в мо ре, рыболовные суда имеют непродолжитель ные стоянки В порту. I В школе 186 преподавателей по всем пред метам учебного плана средней школы. В те чение прошлого учебного года 113 учителей школы выходили в море. Перед выходом в море учителя принимают 1 участие в комплектовании групп заочников, | проверяют наличие учебников, технических средств обучения, художественной литерату ры, кроме того, преподаватели выходя в мо- | ре, имеют походную лабораторию, оснащен ную необходимым для работы по предмету. На судах проводятся групповые и индивиду альные консультации, принимаются зачеты и | экзамены. Учителя активно участвуют в вос питательной работе, ими прочитано 448 лек ций, организовано и проведено более 200 ве черов отдыха, диспутов, викторин, читатель- | сних конференций. ОЛЫПУЮ ПОМОЩЬ в учебно-воспи тательной работе оказывают общест венные консультанты. На некоторых су дах они единственные представители школы, единственные учителя, которые помогают I своевременно заочникам выполнить учебный план и завершить обучение. ‘ Количество общественных консультантов і ежегодно увеличивается. В этом году на су дах работает 596 общественных консультан тов, в 1975— 76 учебном году они приняли | 15 617 зачетов. Большую помощь в укреплении учебно-ма- I териальной базы заочной школы моряков ока зывают управления флотов. Только в 1976 го ду школа приобрела 40 магнитофонов, кино- проекторы, фильмоскопы и другие техниче- I ские средства обучения. В Мурманской заочной школе за все годы работы повысили свое образование более ІЗ I тысяч моряков, получили неполное среднее и среднее образование 4353 человека. Многие выпускники этой школы затем окончили сред ние специальные учебные заведения. Бывшие I выпускники школы работают на рыбопромыс- . ловых и транспортных флотах капитанами и механиками, штурманами и электрорадиона- •вигаторами, первыми помощниками капитанов и технологами. 1 Отмечая положительную работу, проводи- і мую хозяйственными, профсоюзными и ком сомольскими организациями Северного бас сейна, следует указать и на то, что в вопросе | повышения уровня общеобразовательной уче бы молодежи имеются недостатки. Основным I недостатком является отсев учащихся. I СПЕШНОЕ -решение за дачи поставленных пар тией и правительством од рыбаками нашей страны Т'-ды десято)! пятилетки, ео многом зависит от того, на сколько вдумчиво и серьезно будут о т о с;;твся пнж енернс- техннчеенпе оо1 ботн;зки отделов флотов и судовые специалисты к своим обязанностям зі пору ченному делу. Этот же фактор в большой степени влияет и на качество выпускаемом на судах продукции. Здесь пока пойдет разговор о рыбкой муке. чОсновными направлениями развития народного хозяйство СССР на 1976— 1980 годы» намечено к концу юбилейной пятилетки довести выработку комбинированных кормов для нужд животноводческих и пти цеводческих ф-еом примерно до 80 миллионов тонн против 45 миллионов тонн в 1975 году. Для произЕодства комбикормов рыбная мука является неизмен ным м' і.мів чзслI ом, та к как - на содержит животный беж к, ви тамины ■.-!>, -Д-> и группы «Б», а также большом набор микроэлементов. Однако все это можно извлечь только из рыбной муки высок'со качест ва. Поэтому одним из резервов повышения качества ’ рыбной муки и эффективною использо вания РМУ является широкое распространение лучших мето дов труда передовых машини стов рыбомучных установок на все суда нашего флота объеди нения <■Мурмак р ыбпром». Хорошего результата по вы пуску высококачественной муки из рыбных отходов добивается в рейсах экипаж БМРТ-264 «Град» под руководством опыт ного капитан-директора В. Ф. Стасенко. Рыбная мука, выра ботанная на этом траулере в 1976 году, была принята без замечаний к качеству. И этот результат был достигнут благо даря правильной организации труда машинистов РМУ. Для решения вопросов со вершенствования организации труда в отделении рыбомучной установки и повышения качест ва рыбной муки ка БМРТ «Град» была создана судовая творческая бригада научной ор ганизации труда, ео главе ко торой стал старший механик Ю. П. Юревич. В состав брига ды вошли все ведущие специа листы участков производства и члены бюро экономического анализа. Основной задачей творческой бригады НОТ стало устранение недостатков в кон струкции механизмов и обору дования, совершенствование организации труда на судовой рыбной фабрике и в отделении рыбомучной установки. Бригаду машинистов РМУ на данном судне возглавляет опытный специалист, грамот ный и инициативный мастер по рыбной муке, ударник ком мунистического труда И. Г. Гришанов. К матросам-рыбообработчи- кам при разделке рыбы предъ являлось, в принципе, два ос новных требования. Это — не пропускать в шнек рыбомучной установки вместе с приловом дерево-топляк, ракушки, нам ни и железные предметы. Ска жем, уронил шкерочный нож и он случайно попал в шнек — немедленно извести об этом мастера, который, в свою оче редь, остановит вал шнека. Во- вторых, при обработке рыбы матрос должен стараться так организовать своіі труд и убор ку рабочего места, чтобы иск лючить попадание в шнек воды. ::м;Т- Ос- ПШ1- Т себовазіпя, как впдн рые и легко усваивает тальное зависело ст СТОН РМУ зз твоочееко ды НОТ. .осю ріяооту бригады машиби- стов РМУ, С технической сто роны. возглавляет на ЕМFT Град > механик-наладчик по т£>.нсло. пческому с борудова- зіню , коммунист, ударник ком мунистического труда А. С. Валабер.дінч, Насколько это по зволяют судовые условия, все профилактические осмотры от деления РМУ и ремонтные ра боты ведутся нм самим или же под его контролем; по еззнѳ ре- монтно-механ 11 ческой сл у жбы корабля случаев простоя РМУ не было ни в прошлом году, ни в этом. Для выпуска, продукции вы сокого качества особое внима ние на БМРТ «Град» уделяется подготовке зі запуску рыбомуч- ной установки. В режим рабо- ты включаются последователь но'все агрегаты и механизмы и только тогда, когда машинисты убедятся в полной исправности их, запускается шнек подачи, рыбных отходов, которые слу жат сырьем. Было установлено в процее- се эксплуатации установки, что лучшие результаты по выработ ке высококачественной муки достигаются при постоянной загрузке варильника сырьем и подаче в его рубашку пара под давлением не менее 5 кг/см2. Это обеспечивает проварку сы рья прзі температурном режиме 9 2—95° С на выходе из ва- рильника и оптимальную рабо ту пресса, что в свою очередь ускоряет процесс сушки рыб ной муки в сушильных аппара тах. За работой пресса установ лен постоянный контроль в те чение Есего рейса. Это связано с необходимостью найти наибо лее выгодный вариант враще ния его вала, чтобы получить жом с наименьшим процентом содержания влаги. До недавнего времени серь езной помехой в деле повыше ния качества выпускаемой на БМРТ «Град» рыбной муки из отходов жирной рыбы был пневматический пресс для транспортировки муки, который проходил через всю рыбную фабрику, находился во влаж ной среде и постоянно забивал ся, останавливался. Совместно с работниками объединения, судовой творче ской бригадой НОТ на БМРТ «Град» была сконструирована; сзістема транспортеров, позво ляющая подавать готовую про дукцию за короткое время из отделения РМУ во второй трюм, минуя пневмотрассу. В трюме рыбная мука упаковы вается и складируется. Данное усовершенствование имеет вы сокую эффективность, однако, чтобы его полностью внедрить в производство, необходимо со гласовать ряд вопросов с Ре гистром СССР. Осуществив все мероприя тия, связанные с модерниза цией технологического оборудо вания судна, экипаж БМРТ <!Град» с честью выполнил при нятые на второй год десятой пятилетки повышенные обяза тельства. Иначе быть не может, потому что каждый участок производства корабля имеет хо рошую инженерную обеспечен ность. Ю. СТОКРАТСКИН, инже нер отдела НОТ объедине ния «Мурманрыбпром».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz