Рыбный Мурман. 1977 г. Август.
П ИШУ вам впервые: просто захотелось поделиться те* ?-ш впечатлениями, размышлениями, которые роди лись в поре, захотелось рассказать о морских буд нях в праздниках, о своих учениках, об интересных ветре* «ах, которые, оказывается, и в море возможны. Работать здесь трудно, но все же интересно. С уважением к вам Т. ВАРЫШЕВА, преподаватель заоч ной школы моряков. Т АК у;к случилось, что я, сугубо сухопутный человек, оказалась в море, Л ведь и моря нико гда не видела, п жизнь эки пажа судна представить се* ѵе не могла, И вот меня свя зывают с морем десять ме сяцев, десять однообразных, казалось бы, я в то лее время таких непохожих друг- на друга месяцев, В море свои трудности, в море іі своя прелесть. Это не просто красное словцо. Стоит по жить будничной жизнью эки пажа, его маленькими пра здниками, встречать мор ение восходы, провожать за меть?, чтобы познать эту прелесть. Мне кажется, что все выразит краткая, но емкая фраза: море всегда а^жрасно.. Да, оно прекрас но своим вечным движени ем, своей жизнью, от кото рой веет.глубиной, веет си лой, какой-то извечной муд ростью. Я не знаю южного моря, зю мне известны суровые Судии моряка в водах Севе ра. Каждый новый день — это день напряженного, нро- яотливого труда по выпол нению рейсового задания. Если шутки, смех, оживле ние умолкают, то рабочие ритмы судна бесперебойны, они не замолкают ни на минуту. Эти ритмы способ ны вдохновлять человека, вселять в него веру в свои силы, наполнять радостью сердце. И все же отдыха ждут все... Смена вахт.,., обед и, на* конец, долгожданный отдых. Кому отдыхать, а кому и учиться пора. Однако, если откровенно признаться, ох как порой не хочется лодни- . маться в нают-комланию что-то слушать, записы вать, что-то отвечать. И, оз накомившись с условиями труда, увидев своих парней на палубе, на фабрике, в ма шинном отделении, невольно начинаешь им сочувствовать, хотя стремишься внешне не проявить этого сочувствия. Сейчас у меня десятый нласе, разговор пойдет о Че хове, о его рассказе «Ио ныч», о том, как гибнут луч шие человеческие чувства, умирают благие порывы, происходит смирение с обы денным, перерождение чело века в обывателя. И вот идет у нас на уроке разговор о жизни. Классика затронула, оказывается, извечную про блему о жизни человеческой/ об умении человека делать жизнь, о том, что легче, ко нечно, ■ «плыть по тече нию»... ко вот тогда уже нет человека — есть обыва тель. II оживились мои пар ии, остается только удив ляться: куда усталость да равнодушна девались, отку да столько примеров взя лось.А ведь это таи важно и •интересно на уроках лите ратуры и, сели откровенно признаться, нечасто так по- Вот лучается. в он, ленький праздник! мои ма- Спутники наши... Фото А. Морозова. г.'ННМШШШШШШШШШШПШШШШШШШШНШШШШШШШНИШШ*-’ ( видеть жизни ! ( К Р А С О Т У ) РОК заканчивается, У договорились, что в этот раз план сочи нения и эпиграф моряки продумают совсем самостоя тельно. А вечером в каюту приходит Леня Шадрин с уже составленным планом, с удачным для темы эпигра фом: «Только ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со ста рыми порядками и глупо или умно борется с ними» (А. П. Чехов). Что ж, я вполне довольна его самосто ятельными мыслями. ШадринТ” Кононов, л Кур батов, Захаров, Морозов, Би- барсов... Приятно учителю иметь дело с моряками, ко торых не приходится на за нятия приглашать, которые не нуждаются в напомина нии о выполнении вовремя задания. А ведь им тоже хочется и фильм посмотреть, и книгу прочесть, и с ребя тами поспорить, и, наконец, просто помечтать... Выйти на палубу, всмотреться в дале кий горизонт, вспомнить бе рег... или «пофилософство вать»... НАШИХ морских буд нях бывают и ма ленькие праздники, бывают и случайные, ко па мятные встречи. Об одном таком личном празднике я уже рассказала, но сейчас В хочется говорить о наших общих праздниках, потому что здесь мы, пусть времен ная, но единая семья, еди ный трудовой коллектив, а общие беды и радости толь ко сближают пас, Вот один из наших празд ников — почта. Ждет, наде ется получить весточку каж дый, но не всегда надеждам суждено Сбыться. Нет пи сем, есть свежие газеты и журналы, а благодаря им и радиовещанию мы связаны с большой жизнью всей страны, В день, когда при ходит почта, приобщение на ше к этой большой жизни более полное, более ощути мое, поэтому чувствуется заметное оживление, А вот праздник - встреча, столь редкий в море и столь памятный. У нас в гостях ар тисты Ленинградской фи лармонии. Мы соприкасаем ся с миром искусства, а ко гда рядом мастера своего дела, это соприкосновение особенно весомо. В салоне команды звучат песни о лю бимом городе наших гостей. И мы готовы понять их за душевную гордость за слав ный город на Неве. Песни сменяются стихами совет ских и зарубежных поэтов, которые для нас читает веду щая программу концерта Эр- на Креж. А вот перед нами человек, встреча с которым особенно памятна, потому что музыку его мы часто слышим, песни его поем. Пе ред нами Илья Наумович Лазовский, в своем бесхит ростном рассказе он сообща ет о том, как стал композито- ром-песенннком, о том, как рождались некоторые песни. Илья Наимович . исполняет несколько этих песен, и чув ствуется удивительная спо собность этого пожилого человека располагать к себе аудиторию простотой, заду шевностью, мягкой, доброй улыбкоіі. Илья Наумович впервые в Заполярье, но тан уж по велось, что каждая памятная поездка рождает новую пес ню. Здесь, в море, и роди лась песня о рыбаках Запо лярья. Нам удалось прослу шать мелодию только что родившейся, еще не совсем отработанной песни. Но встреча закончена, на ши гости покидают судно, звучат напутственные слова, мы обмениваемся последни ми прощальными улыбками. Завтра нас снова ждет от крытое море. Прощай, ТР «Иван Шишкин», прощайте, дорогие ленинградские друзья! II все же Илья На умович Лазовский вспомнил о нас и передал перед отхо дом текст новой песни с обе щанными нотами. На доро гом для нас послании авто граф композитора, его поже лания экипажу. Особенно ин тересно то, что новая песня «Заполярные рыбаки» рож дена в соавторстве компози тора с матросом В. Володь киным. который написал слова песни. Песня еще не утвердилась, но нам очень хочется прослушать ее в профессиональном исполне нии, а это уже дело недале кого будущего. АМЯТНО для меня не- п продолжительное пре бывание на ТР «Бо рис Сафонов», где проводи ла с учащимися консульта ции, принимала зачеты. Пер вый помощник капитана про вел меня в каюту—своеобраз ный судовой музей, отобра жающий славные традиции судна. Здесь я ѵзнала о ле гендарных подвигах Б. Ф. Сафонова — славного запо лярного летчика, ушедшего навсегда в огненные годы Великой Отечественной вой ны. Какой удивительный поимер для сегодняшних на ших юношей, для моих уче ников, которые размышляют о назначении человека, ко торые испытывают своіі ха рактер, свои способности, за каляют свою волю в море. Суров северный край, су ровы его воды, нелегок путь моряка. Но именно здесь., в море, человек учится по-на стоящему ценить жизнь, доѵжбу, "доброе слово, имен но здесь он учится ценить оа- ности жизни, учится уметь быть стойким в бедах, поео- долевать неудачи, чтобы с н о ва испытать радость победі -1 над своим и слабостями. О ) эт )м м да с тихи: Учит море Ветер треплет пои волосы, На губах морская соль. В небе стынут сини полосы, Мысли рвутся на простор. Здесь как будто очищаешься, очищаешься душой. Морю тихо улыбаешься, солнцу тоже улыбаешься. Ветру шлешь привет земной. Здесь о береге мечтается, об улыбках, о весне, Здесь березка вспоминается что маячила в окне. Вспоминаются знакомые, вспоминаются друзья, Их улыбки невесомые, жесты их и их слова. Здесь как будто ценишь заново Ту земную простоту, Будто море учит наново Видеть жизни красоту. Море учит и терпению. Волю учит закалять, Море дарит вдохновение, Помогает жизнь понять. Т. БАРЫШЕВА. Ка рейде Диксона Летними циклонами освистана, Арктика капризна и ворчлива. Восемь суток нас на рейде Диксона Льды томят, Забившие проливы. Медно стынет солнце заполярное. Спать не спим, И не услышать шутки. Надоели фильмы старые, Метеопророчество на сутки. Самолеты с почтой ждем. досадуя, Что погода не подвластна главкам. Слушаем известия по радио, Слушаем концерты по заявкам. Как там, На Востоке и на Западе? На ночь накурив в каюте шаткой, Говорим о белокурой Клайпеде, Бредим черноглазою Камчаткой. А вернемся в порт, Где мы приписаны З а столом припомним в разговоре, Как держал нас лед на рейде Дикс.ич?..,» И Еотянет В ГОП"", F '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz