Рыбный Мурман. 1977 г. Август.

К а к э ф ф е к т и в н е е э к с п л у а т и р о в а т ь к о т л ы 0 ДНОП из основных задач фосфатно-нитратного ре­ жима водообработни яв­ ляется предупреждение корро­ зии поверхностей нагрева кот­ ла. Интенсивность коррозион­ ных процессов зависит от соле­ вого состава котловой воды, на­ ходящейся в непосредственном соприкосновении с поверхно- і стями нагрева. Коррозионная активность воды, кроме других [ факторов, определяется содер­ жанием хлоридов и сульфатов. При суммарном содержании сульфатов и хлоридов (сульфа- ! ты составляют 3 0—50%) от со­ держания хлоридов) меньше : 50 мг/л вода является слабо агрессивной, при 150 мг/л и вц г — сильно агрессивной. I Вода в судовых котлах в силу специфики работы их содержит ' значительное количество хлори- ; дов и сульфатов, как правило, выше 150 мг/л, и соответствен­ но является сильно агрессив­ ной. В практике эксплуатации су- 1довых паровых котлов для пре* ; дупреждения коррозионного : воздействия воды на металл наибольшее распространение получил метод обработки ее . пассиваторами (ингибиторами). Пассиваторы вводятся строго в заданном количестве — в завн- . симости от наличия агрессіівно- ; го агента. Значительные нзме- ! нения количественного содержа- ' ния пассиватора в большую или ’ .меньшую сторону могут при­ вести к обратному воздействию. При фосфатно-нитратном спо­ собе внутрикотловой обработки, принятом в качестве основного на вспомогательных котлах Се- верного бассейна, пассиватора- ми являются фосфаты, щелочь и нитраты. Ввод химических реагентов в котловую воду дол­ жен осуществляться строго в расчетном количестве. Фосфаты относятся к типу анодных замедлителей корро­ зии, которые при значительной их концентрации осуществляют защиту, поэтому в котловой во­ де необходимо постоянно под­ держивать заданный избыток фосфатов 3 0—50 мг/л, а в от­ дельных случаях до 80 мг/л. Щелочь, образованная в кот­ ловой воде в результате гидро­ лиза тринатрийфосфата, созда­ ет условия, при которых ней­ трализуется действие агрессив­ ного агента—кислорода, и со­ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ К О Р Р О З И И держание ее в котловой воде должно быть не менее 15 мг/л. Таким образом, совместное дей­ ствие фосфатов и щелочей при указанном их избытке способст­ вует образованию на внутрен­ них поверхностях котла фос­ фатных и оксидных защитных пленок, предохраняющих ме­ талл от электрохимической и кислородной коррозии, а нит­ раты, внесенные в количестве 50 процентов от щелочного чи­ сла, — от мешкристаллитной коррозии. П РАКТИКА эксплуатации паровых котлов, их внут­ реннее освидетельствова­ ние и анализы котловой воды показывают, что на многих су­ дах допускаются нарушения по ведению фосфатно - нитратного режима водообработки, вследст­ вие чего имеет место коррозия поверхностей нагрева. Допу* щенные нарушения, такие как завышение против установлен­ ных норм содержания нитратов и фосфатов при отсутствии ще­ лочного числа, привели к кор­ розионным поражениям метал­ ла котлов ППР «Павлово», ВАТ «Адмирал Головко, БМРТ «Каракумы», «Желез­ ногорск», «Николай Кононов;-, «Прикарпатье», «Диксон», ЗРС «Териберка», ПСТ «Роста». Указанные нарушения явля­ ются следствием недостаточ* ных знаний судовыми механика­ ми сущности химического взаи­ модействия вводимых в котел реагентов и слабого контроля за действиями обслуживающего персонала котлов со стороны старших механгков и тепло­ технических подразделений. При эксплуатаци . котлов сле­ дует иметь ввиду, что при по­ вышении тепловой нагрузки во­ зрастает вероятность возникно­ вения кислородной коррозии, поэтому следует усилить конт­ роль за возможными подсосами воздуха в питательных насосах, особенно при временной работе их помимо теплых .ящиков. Большое влияние на корро­ зионные процессы в котле ока­ зывает наличие агентов и сти­ муляторов коррозии в виде окислов железа и меди, а так­ же шлама. Действие этого фак­ тора целиком зависит от тща­ тельности очистки котла и пре­ дупреждения поступления в ко­ тел с питательной водой про­ дуктов коррозии. Из-за несоблюдения или недо­ статочного выполнения правил но консервации котлов при «мокром» хранении металл оказывается не защищенным от коррозии,, поэтому при вводе котла в действие после продол­ жительной стоянки действие указанного выше фактора про­ является особенно заметно. Как подтверждение сказанному яв­ ляются обнаруженные случаи коррозии котлов на тех судах, где время от времени котлы бездействуют (БМРТ «Кивач», «Диксон», «Каракумы»), Поскольку некачественная очистка оказывает непосредст­ венное влияние на коррозион­ ные процессы, следует обра­ щать особое внимание на каче­ ство очистки поверхностей на­ грева, по возможности сокра­ щать время нахождения котла во вскрытом состоянии во избе­ жание покрытия металла оки­ слами железа (ржавчиной), в любом случае отдавать предг почтение химическим методам очистки котлов от накипных от­ ложений и шлама. С ОБЛЮДЕНИЕ установ­ ленных режимов водооб­ работки, постоянный контроль за качеством питатель­ ной воды, выполнение правил по консервации и очистке кот­ лов обеспечат надежную защи­ ту поверхностей нагрева от коррозии, продлят сроки меж­ ду очистками, снизят потребле­ ние топлива, что будет способ­ ствовать повышению эффектив­ ности использования флота. Теплотехническая лабора­ тория ЦПКТБ. Н А Д Е Ж Н О С Т И Нерегулярный контроль ка­ чества питательной и котловой воды (раз в 2—3 суток) приво­ д и т к засолению ее и попада- *ю масла в котел. Данное на- Iрушение является наиболее ча­ стой причиной аварий котлов. Примером, где допущены такие нарушения, могут служить БМРТ «Лунник». «Мурманск», ППР <■Перемышль». Указанные нарушения явля­ ются следствием недостаточно­ го контроля со стороны глав­ ных и старших механиков су­ дов, а также работников тепло­ технических подразделений за соблюдением обслуживающим персоналом установленных режимов водообработки и водо- контроля или незнания судовы­ ми механиками сущности хими­ ческого действия и взаимодей­ ствия вводимых в котел реа­ гентов. Известно, что при вводе три- иатрийфосфата в котел проис­ ходит его гидролиз с образова­ нием щелочи. При достаточном щелочном числе и избытке фо­ сфатов поступающие с пита­ тельной водой накипеобразую­ щие соли жесткости выводятся в неприкипающий шлам, кото­ рый затем легко удаляется продувкой. Таким образом, из­ быток фосфатов в щелочной среде (только в щелочной) обес­ печивает безнакипный режим, а постоянная щелочность и со­ ответствующая еіі концентра­ ция нитратов защищает металл от коррозии. Такое соотношение легко выдерживается, если питатель­ ная вода будет содержать не­ большое количество солей-наки- пеобразователей, то есть ее об­ щая жесткость не будет превы­ шать установленных норм для данного типа котлов, а также ведется регулярный контроль ее качества и в котел вводит­ ся расчетное количество реа­ гентов. Вместе с тем в практике встречаются случаи, когда один или несколько показателей ка­ чества котловой воды выходят за установленные нормы и трудно поддаются корректиров­ ке. Как следует поступать в та­ ких случаях? Если питательная вода со­ держит соли жесткости выше установленной нормы, то это вызовет падение щелочного числа в котловой воде. В этом случае следует увеличить дози­ ровку тринатрийфосфата, под­ держивая щелочное число в лю­ бом случае не ниже 15 мг/л, при этом содержание фосфатов может достигать 80 мг/л и вы­ ше. При содержании в питатель­ ной воде солей временной жест­ кости и взаимодействии іг: с трннатриііфосфатом образуется дополнительная щелочь, что приводит к оссту щелочного и падению фосфатного числа. В этом случае также следует увеличить дозировку тринат­ рийфосфата, не допуская паде­ ния фосфатного числа ниже 10 мг/л, щелочное число может достигнуть при этом 150 мг/л. Следует помнить, что в экс­ плуатационных условиях при неудовлетворительной работе водоподготовительных систем и установок, недостаточно гибком регулировании продувок котла и корректировке водного режи­ ма те или иные показатели ка­ чества котловоіі воды выходят за установленные нормы а сравнительно короткий проме­ жуток времени. В этой связи особое значение приобретает постоянный и тщательный конт­ роль за качеством питательной воды, который на судах осу­ ществляется еще недостаточно. Кроме этого, следует обратить особое внимание, что выполне­ ние всех мероприятий по веде­ нию воднохимического режима является обязательным как во время рейса, так и во время стоянки в порту. Опыт эксплуатации котель­ ных установок подтверждает, что там, где соблюдаются режи­ мы водообработки и за качест­ вом воды ведется постоянный контроль, результаты вссі•да хорошие. Так. на БМРТ «Знамя Побе­ ды» объединения «Му рман р ью • пром» обеспечивается практи­ чески безнакипный режим. Ана­ логичное состояние котлов на БМРТ «Котельнич» Мурманско­ го тралового флота. Добиться повышения эксплуатационной надежности паровых котлов пу­ тем ведения рациональных ре­ жимов водообработки — зада­ ча вполне выполнимая. Для этого главным и старшим ме­ ханикам, специалистам МСС управлений флотов нужно уси­ лить контроль за соблюдением установленных режимов водо­ обработки, обеспечить снабже­ ние судов реагентами в доста­ точном количестве, принимать меры но каждому выявленному случаю нарушений. При проверке знании судл- вых механиков по вопросам теплотехники со сторсны ЦПКТБ обращается особое вни­ мание на умение судовых спе­ циалистов выполнять гнал: ни воды и понимание ими суншо- сти обработки котловой вн -. і реагентами. И. ЗАЙЦЕВА, ведупшй ин­ женер лаборатории ЦПКТБ. ! БАНКИ АЛЮМИНИЕВЫЕ ДЛЯ КОНСЕРВОВ 1 Основной материал для изготовления консервной тары — белая жесть с защитным покрытием из дефицитного олова. За­ менить олово могут только алюминиевые сплавы. «Консервный алюминий» — это холодный прокат алюми­ ниевых сплавов с анодированной и лакированной поверхностью. , По сравнению с белой жестью такие сплавы имеют меньшую механическую прочность, зато большую пластичность — ка'че- ство, позволяющее изготавливать лекговекрываемые крышки. II в этом проявляется большое преимущество алюминиевых ба- 1 нок перед жестяными. 1 У цилиндрических алюминиевых банок на верхней части 1 корпуса находится специальный уступ, благодаря которому по- 1 вышается их жесткость, образуется качественный закаточный ' шов. Конструкция лекговскрываемой крышки отличается тем. 11 ] [ Алюминиевые консервные банки с легковскрываемой крыш. (' гл-°- ------------------- ----- : - • ' что часть ее открывается по контуру предварительной подееч ки — с помощью специального кольца. кой — универсальная упаковочная тара, которая может при­ меняться на предприятиях рыбной и пищевой промышлен- I» ности. Экономический эффект от применения алюминиевой тары для упаковки рыбв тысячу условных банок. •. вки рыбной продукции составляет 4,22 руб. на Г , ---- " с с I' (Ленинградский ЦНТН) ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ СЕПАРАТОР (I Внедрен в Архангельском траловом флоте. І> Из-за попадания в судовую рыбомучную установку метад- 1 I лических предметов выходят из работы комплекты молотков, 1 1мельничного сита и транспортные мучные шнеки. Чтобы защи­ т и т ь оборудование рыбомучной установки от аварий, механик- ll наладчик А. В. Океанов и электромеханик А. Г. Лисицкий 1 1предложили установить на выходе муки из сушилки в мельницу I*электромагнит — для задержания металлических предметов. I• Вся пусковая аппаратура смонтирована в одном ящике, в I I качестве которого удобно использовать корпус магнитного (I пускателя. Пускатель соединен с электромагнитом кабелем 1*2—2,5 мм*. Предложенная схема рассчитана на длительный (I режим работы и безопасна в эксплуатации благодаря прите­ мненному низкому напряжению. С внедрением сепаратора попадание металлических предые- I*тов в установку прекратилось. 1L В ЫСОКО НЕСЕТ ЗНАМЯ социалистического сорев­ нования коллектив Магнитогорского металлургиче­ ского комбината имени В. И. Ленина. Рожденная я годы первой пятилетки, Магнитка продолжает славные тру­ довые традиции. На снимке: передовые работники комбината — маете я доменной печи Герой Социалистического Труда Н. Д, Ко­ четков (слева) и газовщик А. И. Спиридоиенко. Они — г* числе инициаторов движения за экономию сырья и выплав­ ку в юбилейном году сверх плана 70 тысяч тонн чугуна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz