Рыбный Мурман. 1977 г. Август.

На снимке: ударник коммунистического труда токарь Юрий Дрынов. Отличную работу на БМРТ «Салют» он .успешно сочетает с учебой в заочной школе моряков. Фото моториста БМРТ «Салют» В. Сверчкова. Письма с БМРТ „Салют * 3. С о б р а н и я и цифры „молний а (Окончание. Нач. иа 1 стр.) И держали... — 25 мая подвахта стар­ пома и палубная команда с 8 до 12 часов нашкерилп пять тонн 960 килограммов. Это рекордный рубеж! Сло­ во за вами, вторая комп­ лексная смена! Равняйтесь на передовиков! И вот, наконец, долго­ жданная «молния»: — Сегодня, 11 іііоня, комплексная смена № 2 и подвахта за четыре часа на- шкерила 5920 килограммов я изготовила филе 900 кило­ граммов. Спасибо за хоро- шѵю работу! Ура передови­ кам! Коммунисты на разделке рыбы стаоались добиться высокой производительно­ сти. Наппнмер, рефмаши- нист В А. Панченко и А. А. Гулиев, матрос палубной команды, шкерили не хуже любого рыбообработчика. Окончательны)! результат мог только нас радовать. Ес­ ли до собрания разделанной рыбы выпускали в сутки 8 0— 100 центнеров. то к концу рейса до двухсот цент­ неров. П ОКАЗАТЕ Л Ь Н Ы VI было и партийное собрание в нюне с по­ весткой дня: «Задачи ком­ мунистов по мобилизации экипажа на досрочное вы­ полнение плана и принятых социалистических обяза­ тельств». Выли мнения некоторых членов экипажа, что, мол, рейс завершается успешно, а выполнение годового зада­ ния можно отложить на сле­ дующий рейс. Время терпит, до юбилейной даты еще да­ леко. На партсобрании встал вопрос о безусловном вы­ полнении социалистических обязательств до конца рейса. Технолог коммунист К. А. Захаров заверил, что на ры- бофабрике будут созданы для этого все условия. 1 / 15 ИЮЛЯ было до- | \ срочно выполнено со­ циалистическое обя­ зательство в честь юбилей­ ного года — завершено вы­ полнение годового задания по выпуску готовой продук­ ции. А на общесудовом собра­ нии было решено до конца года изготовить 30 тысяч центнеров высококачествен­ ной продукции. На каждом участке рабо­ ты коммунисты трудились с полной отдачей сил. Бригада консервщиков, а которую входил и член КПСС И И Колесник, еше раньше вы­ полнила годовое задание по выработке консервов, Матрос-ру.'.евой Е. И. Чу маков, как заместитель сек­ ретаря партийной организа­ ции, возглавлял группу на­ родного контроля. В эту же группу входил матрос-оуле- вой В. П. Штепа Успевали делать все: и на лодвахты выходить, и общественную работу выполнять. Благода­ ря дозорным в рейсе сэко­ номлено только промвоору- ження на 42 тысячи рублей и топлива на 1.3 тысячи рѵб- лей. Н АШЕ судно находится в хорошем техниче­ ском состоянии, но подмена основному экипажу запланирована не была. Сек­ ретарь партийной организа­ ции старший механик В. Т. Пузанов организовал подго­ товительные работы к подме­ не в рейсе. Была проведена чистка котла, профилактиче­ ский осмотр всех механиз­ мов. И когда пѵководство по­ шло нам навстречу и разре­ шило подмену, судно сдали подменному экипажу в пол­ ном порядке. В минувшем рейсе попол­ нились ряды коммунистов. Кандидатами в члены партии были приняты матрос С. П. Скрыпник и капитан-дирек- тоо Г. М. Рейтман. Наш ка­ питан и промысловик опыт­ ный и организатор хороший. Сейчас основной экипаж отдыхает. Разъехались кто куда. Но скоро все со­ берутся и пойдут в новый рейс выполнять взятые со­ циалистические обязатель­ ства в честь юбилейной го­ довщины Великого Октября. С. ДОРОНДА, первый по­ мощник капитана БМРТ «Салют», ЦП К Т Б IIII III 1111ИII і ' 111!I і 1111!!! 1111і II11II11И!I Н А ОСНОВНЫХ ТИПАХ СУДОВ Северного бас­ сейна применяются фос­ фатно-нитратный и фосфатно­ щелочной методы внутрикотло- вой обработки воды. В 1975— 1976 годах несколько улучши­ лось снабжение судов химиче­ скими реагентами, поэтому ре­ комендуемые водно-химические режимы котлов, как правило, выдерживаются. Обслуживаю­ щий персонал более квалифици­ рованно стал вести экспресс- контроль за ведением указан­ ных режимов. Все это дает по­ ложительные результаты. Пе­ риодичность работы котлов между очистками в целом воз­ росла в 1,5 раза. Однако, в силу специфиче­ ских условий работы флота и его эксплуатации (длительность рейсов, большая сменяемость обслуживающего персонала, трудности со снабжением в мо­ ре) имеют место случаи пере­ хода с одного режима внутри- котловой водообработки на дру­ гой, при этом затрудняется и контроль за ведением указан­ ных режимов. Кроме этого, не­ регулярный ввод химических реагентов в котлы во время рейса и особенно при стоянках судов в порту приводит к зна­ чительным нарушениям водао- химических режимов: увеличе­ нию остаточной жесткости з котловой воде, отсутствию фос­ фатов и щелочности и, как следствие этого, к образова­ нию накипных и коррознонн is отложений. Известно, что коэффициент теплопроводности накипи в 40 раз ниже, чем ѵ стали. Поэто­ му наличие накипи вызывает большие температурные на­ пряжения металла. узеличива- е^ потери тепла с уходящими газами и в конечном счете яри одном и то- же піросъеме уве­ личивает расход топлива и мо- жеі привести к аварийной си­ туации. Эти нарушения имели место на БМРТ «Подмосковье». «Бы- кс.’.о». ПБ «Феликс Кон» и подтвердились данными лабо­ раторных анализов контрсль- НЫХ проб котловой воды И кон­ трольными вскрытиями котлов для осмотра. Следует отметить, что нару­ шения отмечаются и на других судах, о чем теплохимическая лаборатория своевременно ста­ вит в известность специалистов механико-судовой службы, но они. к сожалению, достаточных мер не принимают. В результа­ те этого число судов, иаруща- сшт ы сшцши с т м с у п в siccilii: ПРОБЛЕМА ЖДЕТ РЕШЕНИЯ ющих ведение водно-хнмиче- скнх режимов котлов, имеет тенденцию к росту. Этим в ка­ кой-то мере объясняется и рост аварийных происшествий паро­ вых котлов. Причиной, на наш взгляд, яв­ ляется снижение контроля и требовательности со стороны специалистов МСС флотов. Они переложили свои обязанности по теплотехнической работе на ЦПКТБ, забыв, что они и толь­ ко они полноправные руково­ дители у себя на флоте. Види­ мо, отделу судоремонта и тех­ нической эксплуатации флота Всесоюзного рыбопромышлен­ ного объединения «Севрыба» необходимо обратить внимание механико-судовых служб на этот недостаток. Имеющиеся нарушения веде­ ния водно-химических режимов паровых котлов приводят к от­ ложениям накипи па поверхно­ стях нагрева, поэтому требует­ ся их периодическая очистка. Существующие методы очистки паровых котлов и теплообмен­ ных аппаратов на нашем бассей­ не, основанные на использова­ нии механических приспособле­ ний и ручного труда, не удов­ летворяют воооосшим требова­ ниям к качеству очистки, сни­ жению трудозатрат, не соответ­ ствуют новым техническим воз­ можностям. В настоящее время наиболее перспективными являются .и- мические методы очистки энер­ гооборудования , Преимущест­ во этих методов ставит вопрос о необходимости внедрения их на нашем бассейне. Необходимость химических методов очистки диктуется и тем, чго при длительной экс­ плуатации котлов (3 —5 лет) в труднодоступных местах скап­ ливаются наслоения накипи, удалить которые механическим способом ге представляется возможным. И наконец, иа флот поступа­ ют такие суда, как «Баренцево море». СРТМ проекта 502, сей­ неры-траулеры проекта 503, где установлены котлы КВА-1/5 и КВА-0.5/5, которые вообще недоступны для механической очистки. Проведенные опыты по хими­ ческой очистке паровых котлов с ' помощью сульфаминовой кислоты на танкере «Дарннца», ПСТ «Кижи» дали положитель­ ные результаты. Они могли быть еще лучше, если бы хи­ мическая очистка проводилась в строгом соответствии с ре­ комендуемой технологией, .Од­ нако эпизодическая работа в этом направлении силами судо­ вых экипажей не поь.йляет вы­ держивать технологию. Практика показала, что очи­ стку котлов с помощью суль­ фаминовой кислоты надо ста­ вить на промышленную основу, ; то есть требуется создание <пе- ' циализированного участка на базе объединения «Мурман­ ская судоверфь». Иа первом этапе может быть освоена очи­ стка паровых котлов всех ти­ пов, затем теп.-ообменные ап­ параты, системы охлаждения ДВС, рефрижераторных уста­ новок, электрооборудования. Создание участка химической очистки энергооборудования судов могло бы решить и про­ блему получения сульфамино­ вой кислоты, которой на пер­ вом этапе потребуется около 4 0—30 тонн в год. Результату технико-экономического обосно­ вания показывают, что по сравнению с существующей ор­ ганизацией работ экономическая эффективность только от сни­ жения трудозатрат по очистке составит около 60 тысгѵ оуб- лей в год, и срок окупаемости затрат по созданию участка не ппевышает 0,4 года. При этом необходимо учитывать, что вне­ дрение химической очистки зна­ чительно повысит чистоту по­ верхности нагрева котлов я кпд их работы. Только за счет этого может быть достигнуто снижение расхода топлива не менее 1,5 — 2 процента, или 8 — 10 тысяч тонн в год со сни­ жением затрат на топливо до 400 тысяч рублей в год. Види­ мо, Всесоюзному объединению «Севоыба» следует еще раз вернуться к воп.осу создания участка химической очистки. А ГАЛОЧКИН, заведующий теплотехнической лаборато­ рией ЦПКТБ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ участились случаи по­ вреждений вспомогатель­ ных паровых котлов на судах бассейна. Наряду с конструк­ тивными недостатками паровых котлов, на надежность их рабо­ ты оказывает большое влияние соблюден ие обслужи вающи м персоналом установленных ре­ жимов водообработки, перио­ дичности водоконтроля, качест­ ва очистки. Для вспомогательных паро­ вых котлов еудов Северного бассейна основным является фосфатно-нитратный метод об­ работки, который при правиль­ ном ведении обеспечивает без- накипную работу котлов и на­ дежно защищает металл от кор­ розии. Следует отметить, что при фосфатно-нитратном режи­ ме водообработки указанные выше положения обеспечивают­ ся только в том случае, если постоянно в котловой воде под­ держиваются следующие пока­ затели: фосфатное число в пре­ делах 3 0—50 мг/л, щелочное число не менее 15 мг/л, нит­ ратное число 50% от щелочно­ го, Вместе с тем практика экс­ плуатации паровых котлов, их ЭЛЕМЕНТЫ внутренние освидетельствова­ ния анализы котловой воды, выполняемые теплохимической лабораторией ЦПКТБ, показы­ вают, что на многих судах до­ пускаются нарушения по веде­ нию режимов водообработки, вследствие чего не обеспечива­ ется безнакипный режим, имеет место коррозия поверхностей нагрева. Одним из основных наруше­ ний водообработки и водоконт­ роля является отсутствие фос­ фатов и щелочного числа з котловой воде, что приводит к повышенному содержанию со­ лей жесткости и, как следствие, к отложению накипи. Подобные нарушения выявлены на БМРТ «Никель», «Полярный», «Же­ лезногорск», «Алтай», «Му- ромск», «Соловецкий», «Дик­ сон». Как правило, при очистке котлов на этих судах наблюда­ лось повышенное отложение накипи на поверхностях нагре­ ва. Ввод противонакипных при­ садок в котел производится не­ регулярно (с интервалом от 3 до 14 суток). Это приводит я быстрому росту наки-! в кот­ лах, возможному перегреву ме­ талла и деформации поверхно­ стей нагрева. Такие нарушения наблюдаются на большинстве проверяемых судов бассейна. Вот два характерных примера. На БМРТ «Планета» Мурман­ ского тралового флота в котло­ вой воде при контрольной про­ верке отсутствовали фосфаты, нитраты и щелочное число, а жесткость достигала 3,5 мг- экв/л, что свидетельствует об отсутствии водообработки вооб­ ще или крайне нерегулярном ее ведении. На БМРТ «Буран» объединения «Мурманрыб- про.м», наоборот, присадки вве­ дены с избытком, в расчете иа их срабатываемость в течение нескольких суток. При конт­ рольном анализе в кот.туюи во­ де содержание фосфатЬъ соста­ вило 480 мг/л, нитратов — 180 мг/л, щелочное число — 600 мг/л.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz