Рыбный Мурман. 1977 г. Август.
На снимке: ударник коммунистического труда токарь Юрий Дрынов. Отличную работу на БМРТ «Салют» он .успешно сочетает с учебой в заочной школе моряков. Фото моториста БМРТ «Салют» В. Сверчкова. Письма с БМРТ „Салют * 3. С о б р а н и я и цифры „молний а (Окончание. Нач. иа 1 стр.) И держали... — 25 мая подвахта стар пома и палубная команда с 8 до 12 часов нашкерилп пять тонн 960 килограммов. Это рекордный рубеж! Сло во за вами, вторая комп лексная смена! Равняйтесь на передовиков! И вот, наконец, долго жданная «молния»: — Сегодня, 11 іііоня, комплексная смена № 2 и подвахта за четыре часа на- шкерила 5920 килограммов я изготовила филе 900 кило граммов. Спасибо за хоро- шѵю работу! Ура передови кам! Коммунисты на разделке рыбы стаоались добиться высокой производительно сти. Наппнмер, рефмаши- нист В А. Панченко и А. А. Гулиев, матрос палубной команды, шкерили не хуже любого рыбообработчика. Окончательны)! результат мог только нас радовать. Ес ли до собрания разделанной рыбы выпускали в сутки 8 0— 100 центнеров. то к концу рейса до двухсот цент неров. П ОКАЗАТЕ Л Ь Н Ы VI было и партийное собрание в нюне с по весткой дня: «Задачи ком мунистов по мобилизации экипажа на досрочное вы полнение плана и принятых социалистических обяза тельств». Выли мнения некоторых членов экипажа, что, мол, рейс завершается успешно, а выполнение годового зада ния можно отложить на сле дующий рейс. Время терпит, до юбилейной даты еще да леко. На партсобрании встал вопрос о безусловном вы полнении социалистических обязательств до конца рейса. Технолог коммунист К. А. Захаров заверил, что на ры- бофабрике будут созданы для этого все условия. 1 / 15 ИЮЛЯ было до- | \ срочно выполнено со циалистическое обя зательство в честь юбилей ного года — завершено вы полнение годового задания по выпуску готовой продук ции. А на общесудовом собра нии было решено до конца года изготовить 30 тысяч центнеров высококачествен ной продукции. На каждом участке рабо ты коммунисты трудились с полной отдачей сил. Бригада консервщиков, а которую входил и член КПСС И И Колесник, еше раньше вы полнила годовое задание по выработке консервов, Матрос-ру.'.евой Е. И. Чу маков, как заместитель сек ретаря партийной организа ции, возглавлял группу на родного контроля. В эту же группу входил матрос-оуле- вой В. П. Штепа Успевали делать все: и на лодвахты выходить, и общественную работу выполнять. Благода ря дозорным в рейсе сэко номлено только промвоору- ження на 42 тысячи рублей и топлива на 1.3 тысячи рѵб- лей. Н АШЕ судно находится в хорошем техниче ском состоянии, но подмена основному экипажу запланирована не была. Сек ретарь партийной организа ции старший механик В. Т. Пузанов организовал подго товительные работы к подме не в рейсе. Была проведена чистка котла, профилактиче ский осмотр всех механиз мов. И когда пѵководство по шло нам навстречу и разре шило подмену, судно сдали подменному экипажу в пол ном порядке. В минувшем рейсе попол нились ряды коммунистов. Кандидатами в члены партии были приняты матрос С. П. Скрыпник и капитан-дирек- тоо Г. М. Рейтман. Наш ка питан и промысловик опыт ный и организатор хороший. Сейчас основной экипаж отдыхает. Разъехались кто куда. Но скоро все со берутся и пойдут в новый рейс выполнять взятые со циалистические обязатель ства в честь юбилейной го довщины Великого Октября. С. ДОРОНДА, первый по мощник капитана БМРТ «Салют», ЦП К Т Б IIII III 1111ИII і ' 111!I і 1111!!! 1111і II11II11И!I Н А ОСНОВНЫХ ТИПАХ СУДОВ Северного бас сейна применяются фос фатно-нитратный и фосфатно щелочной методы внутрикотло- вой обработки воды. В 1975— 1976 годах несколько улучши лось снабжение судов химиче скими реагентами, поэтому ре комендуемые водно-химические режимы котлов, как правило, выдерживаются. Обслуживаю щий персонал более квалифици рованно стал вести экспресс- контроль за ведением указан ных режимов. Все это дает по ложительные результаты. Пе риодичность работы котлов между очистками в целом воз росла в 1,5 раза. Однако, в силу специфиче ских условий работы флота и его эксплуатации (длительность рейсов, большая сменяемость обслуживающего персонала, трудности со снабжением в мо ре) имеют место случаи пере хода с одного режима внутри- котловой водообработки на дру гой, при этом затрудняется и контроль за ведением указан ных режимов. Кроме этого, не регулярный ввод химических реагентов в котлы во время рейса и особенно при стоянках судов в порту приводит к зна чительным нарушениям водао- химических режимов: увеличе нию остаточной жесткости з котловой воде, отсутствию фос фатов и щелочности и, как следствие этого, к образова нию накипных и коррознонн is отложений. Известно, что коэффициент теплопроводности накипи в 40 раз ниже, чем ѵ стали. Поэто му наличие накипи вызывает большие температурные на пряжения металла. узеличива- е^ потери тепла с уходящими газами и в конечном счете яри одном и то- же піросъеме уве личивает расход топлива и мо- жеі привести к аварийной си туации. Эти нарушения имели место на БМРТ «Подмосковье». «Бы- кс.’.о». ПБ «Феликс Кон» и подтвердились данными лабо раторных анализов контрсль- НЫХ проб котловой воды И кон трольными вскрытиями котлов для осмотра. Следует отметить, что нару шения отмечаются и на других судах, о чем теплохимическая лаборатория своевременно ста вит в известность специалистов механико-судовой службы, но они. к сожалению, достаточных мер не принимают. В результа те этого число судов, иаруща- сшт ы сшцши с т м с у п в siccilii: ПРОБЛЕМА ЖДЕТ РЕШЕНИЯ ющих ведение водно-хнмиче- скнх режимов котлов, имеет тенденцию к росту. Этим в ка кой-то мере объясняется и рост аварийных происшествий паро вых котлов. Причиной, на наш взгляд, яв ляется снижение контроля и требовательности со стороны специалистов МСС флотов. Они переложили свои обязанности по теплотехнической работе на ЦПКТБ, забыв, что они и толь ко они полноправные руково дители у себя на флоте. Види мо, отделу судоремонта и тех нической эксплуатации флота Всесоюзного рыбопромышлен ного объединения «Севрыба» необходимо обратить внимание механико-судовых служб на этот недостаток. Имеющиеся нарушения веде ния водно-химических режимов паровых котлов приводят к от ложениям накипи па поверхно стях нагрева, поэтому требует ся их периодическая очистка. Существующие методы очистки паровых котлов и теплообмен ных аппаратов на нашем бассей не, основанные на использова нии механических приспособле ний и ручного труда, не удов летворяют воооосшим требова ниям к качеству очистки, сни жению трудозатрат, не соответ ствуют новым техническим воз можностям. В настоящее время наиболее перспективными являются .и- мические методы очистки энер гооборудования , Преимущест во этих методов ставит вопрос о необходимости внедрения их на нашем бассейне. Необходимость химических методов очистки диктуется и тем, чго при длительной экс плуатации котлов (3 —5 лет) в труднодоступных местах скап ливаются наслоения накипи, удалить которые механическим способом ге представляется возможным. И наконец, иа флот поступа ют такие суда, как «Баренцево море». СРТМ проекта 502, сей неры-траулеры проекта 503, где установлены котлы КВА-1/5 и КВА-0.5/5, которые вообще недоступны для механической очистки. Проведенные опыты по хими ческой очистке паровых котлов с ' помощью сульфаминовой кислоты на танкере «Дарннца», ПСТ «Кижи» дали положитель ные результаты. Они могли быть еще лучше, если бы хи мическая очистка проводилась в строгом соответствии с ре комендуемой технологией, .Од нако эпизодическая работа в этом направлении силами судо вых экипажей не поь.йляет вы держивать технологию. Практика показала, что очи стку котлов с помощью суль фаминовой кислоты надо ста вить на промышленную основу, ; то есть требуется создание <пе- ' циализированного участка на базе объединения «Мурман ская судоверфь». Иа первом этапе может быть освоена очи стка паровых котлов всех ти пов, затем теп.-ообменные ап параты, системы охлаждения ДВС, рефрижераторных уста новок, электрооборудования. Создание участка химической очистки энергооборудования судов могло бы решить и про блему получения сульфамино вой кислоты, которой на пер вом этапе потребуется около 4 0—30 тонн в год. Результату технико-экономического обосно вания показывают, что по сравнению с существующей ор ганизацией работ экономическая эффективность только от сни жения трудозатрат по очистке составит около 60 тысгѵ оуб- лей в год, и срок окупаемости затрат по созданию участка не ппевышает 0,4 года. При этом необходимо учитывать, что вне дрение химической очистки зна чительно повысит чистоту по верхности нагрева котлов я кпд их работы. Только за счет этого может быть достигнуто снижение расхода топлива не менее 1,5 — 2 процента, или 8 — 10 тысяч тонн в год со сни жением затрат на топливо до 400 тысяч рублей в год. Види мо, Всесоюзному объединению «Севоыба» следует еще раз вернуться к воп.осу создания участка химической очистки. А ГАЛОЧКИН, заведующий теплотехнической лаборато рией ЦПКТБ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ участились случаи по вреждений вспомогатель ных паровых котлов на судах бассейна. Наряду с конструк тивными недостатками паровых котлов, на надежность их рабо ты оказывает большое влияние соблюден ие обслужи вающи м персоналом установленных ре жимов водообработки, перио дичности водоконтроля, качест ва очистки. Для вспомогательных паро вых котлов еудов Северного бассейна основным является фосфатно-нитратный метод об работки, который при правиль ном ведении обеспечивает без- накипную работу котлов и на дежно защищает металл от кор розии. Следует отметить, что при фосфатно-нитратном режи ме водообработки указанные выше положения обеспечивают ся только в том случае, если постоянно в котловой воде под держиваются следующие пока затели: фосфатное число в пре делах 3 0—50 мг/л, щелочное число не менее 15 мг/л, нит ратное число 50% от щелочно го, Вместе с тем практика экс плуатации паровых котлов, их ЭЛЕМЕНТЫ внутренние освидетельствова ния анализы котловой воды, выполняемые теплохимической лабораторией ЦПКТБ, показы вают, что на многих судах до пускаются нарушения по веде нию режимов водообработки, вследствие чего не обеспечива ется безнакипный режим, имеет место коррозия поверхностей нагрева. Одним из основных наруше ний водообработки и водоконт роля является отсутствие фос фатов и щелочного числа з котловой воде, что приводит к повышенному содержанию со лей жесткости и, как следствие, к отложению накипи. Подобные нарушения выявлены на БМРТ «Никель», «Полярный», «Же лезногорск», «Алтай», «Му- ромск», «Соловецкий», «Дик сон». Как правило, при очистке котлов на этих судах наблюда лось повышенное отложение накипи на поверхностях нагре ва. Ввод противонакипных при садок в котел производится не регулярно (с интервалом от 3 до 14 суток). Это приводит я быстрому росту наки-! в кот лах, возможному перегреву ме талла и деформации поверхно стей нагрева. Такие нарушения наблюдаются на большинстве проверяемых судов бассейна. Вот два характерных примера. На БМРТ «Планета» Мурман ского тралового флота в котло вой воде при контрольной про верке отсутствовали фосфаты, нитраты и щелочное число, а жесткость достигала 3,5 мг- экв/л, что свидетельствует об отсутствии водообработки вооб ще или крайне нерегулярном ее ведении. На БМРТ «Буран» объединения «Мурманрыб- про.м», наоборот, присадки вве дены с избытком, в расчете иа их срабатываемость в течение нескольких суток. При конт рольном анализе в кот.туюи во де содержание фосфатЬъ соста вило 480 мг/л, нитратов — 180 мг/л, щелочное число — 600 мг/л.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz