Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.
д а т Е т н ь і рыбногсй ѵІУРМАІ П ІШШ І І І І ШШМ ІШШ І І І І І ІШ І І І І І І І І ШШШ І І І І ; Д Е С Я ТИ Л Е Т И Я Р Ы Б А Ц К О Г О СЧАСТЬЯ сназать. В канун 1963 года уз нал, что за освоение разноглубинных тралов с командой БМРТ «Николай Островский» нам с капитан-директо ром Владимиром Васильевичем Рев- ниЕцевым присуждены медали ВДНХ. А 1964 год встречал с осо бенно радостным настроением: летом на БМРТ «Некрасов» мне вручили ;;пден Ленина. В канун 1971 года к этой высшей правительственной на- Т АК ГОВОРИТЬ мне дают право тридцать шесть лет работы в Мурманском ордена Ок тябрьской Революции трало вом флоте. Тем более что и встретил по-настоящему пер вый Новыіі год своей само стоятельной жизни я на РТ- 21 «Тралмейстер». На нем вышел в рейс в августе 1940 года матросом под началом своего первого капитана Ми хаила Михайловича Епарн- на. И хоть в воздухе, как пе лось в дня нашей молодости, «пахло грозой», не думал я в ту первую на Мурмане но вогоднюю ночь, что не за го рами воііна. Потом пошли годы работы и учебы на промысле в гроз ном море. Из тех лет памят ными стали новогодние встре чи 1943 и 1945 годов: в со рок третьем я стал мастером по добыче, а год Победы встречали мы уже в полной безопасности. Немцам было не до Северного театра воен ных действий. В памяти остались гордые названия рыболовных тра улеров, на которых прорыба- чил всю войну. Работать до велось на РТ-71 «Москва» и РТ-72 «Ленинград». Совре меннику и участнику борьбы с фашизмом имена городов- герсев вселяли веру и на дежды, придавали силы. Первый послевоенный год встречал на РТ-79 «Тбили си» в новой для себя долж ности. Вышел тогда в рейс тралмейстером. II все 30 лет люблю свою профессию и должность добытчика рыбы, горжусь ею. Тем более что с каждым годом становится не только лучше жить, но и радостнее работать. Появи лись у меня и свои учени ки, которые нет-нет да и на поминали о себе теплыми строчками радиограмм в но вогодние ночи. Когда переходил с рыбо ловного траулера «Тбилиси» на большие корабли, то свое заведование передал в на дежные руки моему подопеч ному Михаилу Маслюку. Старшими мастерами добы чи рыбы ходят в море и двое других толковых моряков. Это Василий Соколов и Ва силий Бутенко. И еще о трех памятных новогодних ночах хочется граде прибавилась еще одна — юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаме нование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Разумеется, за десятки лет, счет которым шел у ме ня по-особому, моряцкому календарю, бывало всякое. И все равно я благодарен судьбе за свою рыбацкую звезду счастья. Ничто не может затуманить ее, если любишь свое дело. И по- доброму относишься к нему. Что касается 1977, Нового года, то его встречаю с тай ной надеждой: возможно, уда стся переубедить врачей и сменить спокойную палубу кораблей, где работаю трал мейстером в составе берего вой бригады, на свою трал- мейстерскую каюту и место возле траловой лебедки БМРТ. Почел бы за большое счастье встретить еще один Новый год на промысле. П. РОЩАННИКОВ. стар ший мастер добычи Мур манского тралового флота. На снимке: кавалер орде на Ленина, ветеран Мурман ского ордена Октябрьской Революции тралового флота старший мастер добычи ры бы Петр Назарович Рощан- ников. И в береговых брига дах он добросовестно от носится к труду: два выс ших Знака за победу, в социалистическом соревно вании — лучшее подтверж дение этому . Фото Б. Щукина. І Ѵ І о р е С моею лн памятью споря, ревнивый ли оклик глуша, тревожится Белое море, как добрая чья-то душа. Но память рождает невольно приметы родной стороны: встают предо лною не волны, а буйных полей табуны, летящих в раздолье степное, собой горизонт заслоня. Уносит мальчишку в ночное горячая грива коня. И я уже памяти верю — полет обжигает висок. Но волны, нахлынув на берег, со вздохом утюжат песок. И все же разлука — не горе и даже не рана в бою. Спасибо, студеное море, за теплую душу твою. В. ЧЕРКАШИН. | і ” (» I' I' I» (' О о I» I' I' I» I» I» I» I» I» I» I» I' I» I» I» I» I» I' !> (I I» I» I» Б ОРИС СЕМЕНОВИЧ КАЛАМИН. началь ник слесарного участ ка слесарно - механического цеха головного предприятия объединения «Мурманская судоверфь», часто приходит домой поздним вечером. Же на его по этому поводу вы говаривает: — Далась тебе эта рабо та. Не можешь что ли как люди жить? Или тебе боль ше всех надо? Борис Семенович ужина ет молча: он привык к та ким упрекам и знает, что На дежда Васильевна говорит это не со зла. У них растет дочь Наталья, ученица. А он учится в высшей море ходке. Беспокойная душа у него. Как только завод сда ет из ремонта очередное суд но рыбакам, его трудно до ждаться домой. А жена уве рена, что там и без него мо гут обойтись. Правильно, без него обой тись могут. Зато он не мо жет обойтись без завода. Для него судоверфь — родное предприятие. Сюда он при шел мальчишкой учиться слесарному делу. Здесь он стал бригадиром, потом — мастером участка, старшим мастером, и вот — началь ник участка. Это все вехи, между которыми пролег тру довой путь в двадцать два года. Двадцать два года. Когда Борис Семенович оглядыва ется назад, то видит свой за вод сгруппированным в ос новном возле слипа. Сейчас же ему, чтобы от цеха прой ти на дальний док, нужно преодолеть путь больше ки лометра. Многих из тех, у кого он учился рабочему ис кусству, с кем долгое время стоял за одним верстаком, на глазах кого рос в про фессиональном отношении, уже нет на заводе: ушли люди на заслуженный от дых. На его участке больше трехсот рабочих. И почти умеют расставить с б о п х ра бочих. Умеют они и «пошу меть», если им вовремя не доставят важную деталь, и порей скандалят даже из за болтов. Другому начальнику, может быть, даже «шумли- каждого он знает по фами лии, имени и отчеству. Осо бенно он уважает старых, испытанных во многих делах слесарей. Бригадиры Саран ский и Пономарев всегда были его верной опорой. Обе бригады буквально на каж дом судне трудятся на со весть. С ними ему меньше всего приходится «нянчить ся», потому что и Саран ский и Пономарев сами вые» люди и не пришлись бы по душе, Борис Семено вич уЕажает в рабочем ини циативу и деловитость. Такой уж человек, Борис Семенович. Если он работа ет, так на совесть. Не мо жет он того, чтобы остава лись какие-то неясности. По тому и домой часто не ухо дит, а пропадает на судах, подарок М НОГИЕ РЫБАКИ из меряют свою морскую жизнь не годами, а траулерами и рейсами на них. К этим людям можно смело причислить матроса ПНР «Навигатор» Бориса Николаевича Перова. Я встретился с ним в отделе материально - техническо г о снабжения, и на мой вопрос, сколько лет он отработал на «Навигаторе», Борис Нико лаевич ответил: — На «Навигаторе» шесть раз выходил в море. Каждый рейс по полгода плюс стоян ки в порту. Четыре года на бирается. — А как долго вы знаете капитан-директора Леонтия Васильевича Евграфова? — Мы с ним знакомы очень давно. Сколько лет — это трудно сказать, — отве тил Борис Николаевич. — Когда познакомились, он был просто штурманом. Я был на его вахте матросом-рулевым. Ну а когда он стал капита ном, то сам закрепил за мною место на мостике, у руля. Борис Николаевич 22 года работает в Мурманском тра ловом флоте. Но прежде чем стать моряком, он был тока рем, служил в армии, был главным кондуктором на ус тановочном поезде, когда строилась железная дорога на Ковдор. В тралфлоте он начинал матросом - палубни ком, на «Моздоке» работал засольщиком. Его труд был ровным, продуктивным. Он умеет увлечь людей за со бой. Именно за все это его деятельность ’ на флоте Ро дина отметила орденом Тру дового Красного Знамени. — Матросом - рул е в ы м сложно быть? — Я бы сформулировал не так, — сказал Борис Ни колаевич. — Быть матросом- рулевым не сложно, а ответ ственно. Нарисуйте вообра жением такую картину. По исковый траулер передал ко ординаты косяка. Десятки нораблей в срочном порядке поднимают тралы и ложатся курсом к указанному квадра ту. Дизеля молотят на «пол ный вперед», от бортов пен ная волна отваливает, а до том в этой круговерти нораб лей начинается спуск тра ла. Штурман разрывается на части, и ты становишься его вторыми глазами. Нужно смотреть вперед, нужно ус ледить за положением вае- ров и особенно нужно быть внимательным, когда идут кабели. На палубе работают люди, сделай одно неверное движение — и можно посечь ноги всей вахте. И здесь же, нак мы, рыбаки, говорим, на до постараться не заскочить на слип впереди идущему судну. — Если говорить честно, то должность матроса-руле- вого на флоте многие склон ны рассматривать как сачко- вую, — ответил Борис Нико лаевич. — Иногда, когда стоишь в резерве, слышишь, „ Р ы б и ы Я Ш у р ш а т - ' *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz