Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.

д а т Е т н ь і рыбногсй ѵІУРМАІ П ІШШ І І І І ШШМ ІШШ І І І І І ІШ І І І І І І І І ШШШ І І І І ; Д Е С Я ТИ Л Е Т И Я Р Ы Б А Ц К О Г О СЧАСТЬЯ сназать. В канун 1963 года уз­ нал, что за освоение разноглубинных тралов с командой БМРТ «Николай Островский» нам с капитан-директо­ ром Владимиром Васильевичем Рев- ниЕцевым присуждены медали ВДНХ. А 1964 год встречал с осо­ бенно радостным настроением: летом на БМРТ «Некрасов» мне вручили ;;пден Ленина. В канун 1971 года к этой высшей правительственной на- Т АК ГОВОРИТЬ мне дают право тридцать шесть лет работы в Мурманском ордена Ок­ тябрьской Революции трало­ вом флоте. Тем более что и встретил по-настоящему пер­ вый Новыіі год своей само­ стоятельной жизни я на РТ- 21 «Тралмейстер». На нем вышел в рейс в августе 1940 года матросом под началом своего первого капитана Ми­ хаила Михайловича Епарн- на. И хоть в воздухе, как пе­ лось в дня нашей молодости, «пахло грозой», не думал я в ту первую на Мурмане но­ вогоднюю ночь, что не за го­ рами воііна. Потом пошли годы работы и учебы на промысле в гроз­ ном море. Из тех лет памят­ ными стали новогодние встре­ чи 1943 и 1945 годов: в со­ рок третьем я стал мастером по добыче, а год Победы встречали мы уже в полной безопасности. Немцам было не до Северного театра воен­ ных действий. В памяти остались гордые названия рыболовных тра­ улеров, на которых прорыба- чил всю войну. Работать до­ велось на РТ-71 «Москва» и РТ-72 «Ленинград». Совре­ меннику и участнику борьбы с фашизмом имена городов- герсев вселяли веру и на­ дежды, придавали силы. Первый послевоенный год встречал на РТ-79 «Тбили­ си» в новой для себя долж­ ности. Вышел тогда в рейс тралмейстером. II все 30 лет люблю свою профессию и должность добытчика рыбы, горжусь ею. Тем более что с каждым годом становится не только лучше жить, но и радостнее работать. Появи­ лись у меня и свои учени­ ки, которые нет-нет да и на­ поминали о себе теплыми строчками радиограмм в но­ вогодние ночи. Когда переходил с рыбо­ ловного траулера «Тбилиси» на большие корабли, то свое заведование передал в на­ дежные руки моему подопеч­ ному Михаилу Маслюку. Старшими мастерами добы­ чи рыбы ходят в море и двое других толковых моряков. Это Василий Соколов и Ва­ силий Бутенко. И еще о трех памятных новогодних ночах хочется граде прибавилась еще одна — юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаме­ нование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Разумеется, за десятки лет, счет которым шел у ме­ ня по-особому, моряцкому календарю, бывало всякое. И все равно я благодарен судьбе за свою рыбацкую звезду счастья. Ничто не может затуманить ее, если любишь свое дело. И по- доброму относишься к нему. Что касается 1977, Нового года, то его встречаю с тай­ ной надеждой: возможно, уда­ стся переубедить врачей и сменить спокойную палубу кораблей, где работаю трал­ мейстером в составе берего­ вой бригады, на свою трал- мейстерскую каюту и место возле траловой лебедки БМРТ. Почел бы за большое счастье встретить еще один Новый год на промысле. П. РОЩАННИКОВ. стар­ ший мастер добычи Мур­ манского тралового флота. На снимке: кавалер орде­ на Ленина, ветеран Мурман­ ского ордена Октябрьской Революции тралового флота старший мастер добычи ры­ бы Петр Назарович Рощан- ников. И в береговых брига­ дах он добросовестно от­ носится к труду: два выс­ ших Знака за победу, в социалистическом соревно­ вании — лучшее подтверж­ дение этому . Фото Б. Щукина. І Ѵ І о р е С моею лн памятью споря, ревнивый ли оклик глуша, тревожится Белое море, как добрая чья-то душа. Но память рождает невольно приметы родной стороны: встают предо лною не волны, а буйных полей табуны, летящих в раздолье степное, собой горизонт заслоня. Уносит мальчишку в ночное горячая грива коня. И я уже памяти верю — полет обжигает висок. Но волны, нахлынув на берег, со вздохом утюжат песок. И все же разлука — не горе и даже не рана в бою. Спасибо, студеное море, за теплую душу твою. В. ЧЕРКАШИН. | і ” (» I' I' I» (' О о I» I' I' I» I» I» I» I» I» I» I» I' I» I» I» I» I» I' !> (I I» I» I» Б ОРИС СЕМЕНОВИЧ КАЛАМИН. началь­ ник слесарного участ­ ка слесарно - механического цеха головного предприятия объединения «Мурманская судоверфь», часто приходит домой поздним вечером. Же­ на его по этому поводу вы­ говаривает: — Далась тебе эта рабо­ та. Не можешь что ли как люди жить? Или тебе боль­ ше всех надо? Борис Семенович ужина­ ет молча: он привык к та­ ким упрекам и знает, что На­ дежда Васильевна говорит это не со зла. У них растет дочь Наталья, ученица. А он учится в высшей море­ ходке. Беспокойная душа у него. Как только завод сда­ ет из ремонта очередное суд­ но рыбакам, его трудно до­ ждаться домой. А жена уве­ рена, что там и без него мо­ гут обойтись. Правильно, без него обой­ тись могут. Зато он не мо­ жет обойтись без завода. Для него судоверфь — родное предприятие. Сюда он при­ шел мальчишкой учиться слесарному делу. Здесь он стал бригадиром, потом — мастером участка, старшим мастером, и вот — началь­ ник участка. Это все вехи, между которыми пролег тру­ довой путь в двадцать два года. Двадцать два года. Когда Борис Семенович оглядыва­ ется назад, то видит свой за­ вод сгруппированным в ос­ новном возле слипа. Сейчас же ему, чтобы от цеха прой­ ти на дальний док, нужно преодолеть путь больше ки­ лометра. Многих из тех, у кого он учился рабочему ис­ кусству, с кем долгое время стоял за одним верстаком, на глазах кого рос в про­ фессиональном отношении, уже нет на заводе: ушли люди на заслуженный от­ дых. На его участке больше трехсот рабочих. И почти умеют расставить с б о п х ра­ бочих. Умеют они и «пошу­ меть», если им вовремя не доставят важную деталь, и порей скандалят даже из за болтов. Другому начальнику, может быть, даже «шумли- каждого он знает по фами­ лии, имени и отчеству. Осо­ бенно он уважает старых, испытанных во многих делах слесарей. Бригадиры Саран­ ский и Пономарев всегда были его верной опорой. Обе бригады буквально на каж­ дом судне трудятся на со­ весть. С ними ему меньше всего приходится «нянчить­ ся», потому что и Саран­ ский и Пономарев сами вые» люди и не пришлись бы по душе, Борис Семено­ вич уЕажает в рабочем ини­ циативу и деловитость. Такой уж человек, Борис Семенович. Если он работа­ ет, так на совесть. Не мо­ жет он того, чтобы остава­ лись какие-то неясности. По­ тому и домой часто не ухо­ дит, а пропадает на судах, подарок М НОГИЕ РЫБАКИ из­ меряют свою морскую жизнь не годами, а траулерами и рейсами на них. К этим людям можно смело причислить матроса ПНР «Навигатор» Бориса Николаевича Перова. Я встретился с ним в отделе материально - техническо г о снабжения, и на мой вопрос, сколько лет он отработал на «Навигаторе», Борис Нико­ лаевич ответил: — На «Навигаторе» шесть раз выходил в море. Каждый рейс по полгода плюс стоян­ ки в порту. Четыре года на­ бирается. — А как долго вы знаете капитан-директора Леонтия Васильевича Евграфова? — Мы с ним знакомы очень давно. Сколько лет — это трудно сказать, — отве­ тил Борис Николаевич. — Когда познакомились, он был просто штурманом. Я был на его вахте матросом-рулевым. Ну а когда он стал капита­ ном, то сам закрепил за мною место на мостике, у руля. Борис Николаевич 22 года работает в Мурманском тра­ ловом флоте. Но прежде чем стать моряком, он был тока­ рем, служил в армии, был главным кондуктором на ус­ тановочном поезде, когда строилась железная дорога на Ковдор. В тралфлоте он начинал матросом - палубни­ ком, на «Моздоке» работал засольщиком. Его труд был ровным, продуктивным. Он умеет увлечь людей за со­ бой. Именно за все это его деятельность ’ на флоте Ро­ дина отметила орденом Тру­ дового Красного Знамени. — Матросом - рул е в ы м сложно быть? — Я бы сформулировал не так, — сказал Борис Ни­ колаевич. — Быть матросом- рулевым не сложно, а ответ­ ственно. Нарисуйте вообра­ жением такую картину. По­ исковый траулер передал ко­ ординаты косяка. Десятки нораблей в срочном порядке поднимают тралы и ложатся курсом к указанному квадра­ ту. Дизеля молотят на «пол­ ный вперед», от бортов пен­ ная волна отваливает, а до­ том в этой круговерти нораб­ лей начинается спуск тра­ ла. Штурман разрывается на части, и ты становишься его вторыми глазами. Нужно смотреть вперед, нужно ус­ ледить за положением вае- ров и особенно нужно быть внимательным, когда идут кабели. На палубе работают люди, сделай одно неверное движение — и можно посечь ноги всей вахте. И здесь же, нак мы, рыбаки, говорим, на­ до постараться не заскочить на слип впереди идущему судну. — Если говорить честно, то должность матроса-руле- вого на флоте многие склон­ ны рассматривать как сачко- вую, — ответил Борис Нико­ лаевич. — Иногда, когда стоишь в резерве, слышишь, „ Р ы б и ы Я Ш у р ш а т - ' *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz