Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.
Предложение матроса В пользе подменных экипа жей едва ли кто сомневается. Доказывают это и статьи в на шей рыбацкой газете, которая цифрами и фактами показывает, какую выгоду приносят подмен ные экипажи в борьбе за вы полнение планов по добыче ры бы и увеличению выпуска про дукции. Недавно у нас состоялось об щее собрание моряков рыболов ного траулера «Советская Кон ституция». Здесь наш капитан В. Д. Дьяконов посоветовал каждому подумать, что еще мы можем сделать для лучшего об служивания морских подменных экипажей, и помочь им в выпол нении и перевыполнении рейсо вых заданий. Подумав, я решил, что и мое предложение пойдет на пользу. Заключается оно вот в чем. Суда вспомогательного фло та обслуживают рыболовные подменные экипажи непосред ственно в море: доставляют им промысловое снаряжение, про дукты, топливо, пресную воду, в общем, все необходимое для работы на промысле. А от ры баков на свой траулер перегру жаем консервы, муку и то, что нужно доставить в порт. Подробнее я хочу сказать о доставке продуктов питания. Все моряки знают, какое это хлопотное и трудоемкое дело. Ведь в магазине рабочие грузят продукты в машину, которая привозит их на причал. Здесь продукты перекладывают в сет ки, не приспособленные для этой цели. Затем этот разнооб разный и ценнейший груз рас кладывают по трюму, который не всегда соответствует сани тарным нормам. А когда подхо дим в море к промысловым ко раблям, все повторяется. Отнимается много дорогого времени, требуется тяжелый фи зический труд. Главное же со стоит в том, что немало продук тов теряется, мнется, рассыпа ется: стеклотара бьется, бумаж ная упаковка рвется. Не исклю чены и такие случаи, когда не все, перегруженное на рыбо ловный траулер, попадает в об щий котел. Уверен — всего этого можно избежать, если для доставки продуктов изготовить контейне ры, наподобие тех, в каких пе ревозят из транспортно-склад ской конторы снабжение для работы на промысле. При такой транспортировке исключаются порча и потери продуктов питания. Механизм руется труд, экономится вре мя. Ведь тогда все пойдет по отработанному циклу: в магази не загружают контейнеры, а остальное возьмет на себя тех ника. В контейнерах надо до ставлять продукты и на суда, стоящие в порту. Мне могут задать вопрос, а как же грузить контейнеры на машину. Отвечу —• надо исполь зовать автокран, который оку пится за счет уменьшения ко личества автомашин, ибо про стои машин сократятся, по-мое му, в несколько раз. То же про изойдет и с рейсооборотом. В. ГРИГОРЬЕВ, матрос РТ-106 Мурманского ордена Октябрьской Револю ции тралового флота. С ПАСАТЕЛЬНЫЕ СУ ДА Мурманского орде на Ленина морского рыбного порта несут много месячную вахту в районах промысла. В практической деятельности их экипажей встречается немало интерес ного, Недавно из очередного рейса вернулся спасатель «Бесстрашный». Он стано вится в ремонт. Мы побыва ли на корабле. Моряки рас сказали о случае, который произошел летом прошлого года во время международ ных трансатлантических го нок. • У РАГАН ТЕРЗАЛ Ат лантику целую неделю. Шли, презирая рассви репевшую стихию, огромные лайнеры, танкеры-гиганты, упорно боролись с океаном траулеры... II в этом кипящем аду, где смешались вода и небо, были один на один с Нептуном смельчаки-яхтсмены. За их дерзким поединком с Ат лантикой следили, затаив дыхание, в Европе и Амери ке. Океан ке жаловал участ ников гонки ОСТАР-76. Яхт смены-одиночки имели совре менны;’ гоночные суда, но никто не ожидал такого рез кого ухудшения погоды. Когда, наконец, ураган покатился дальше, в "эфире зазвучал сигнал бедствия. Его приняли радисты многих судов. В том числе и тех, что шли в раііоне, откуда звал на помощь Ивон Фав- конниер с яхты «ИТТ-Океа- шік». Это документально подтверждено: радисты дава ли знать, что сигнал принят. Но хозяев компаний, кото рым принадлежали суда, не очень-то волновала судьба раненого, одинокого в борь бе с океаном яхтсмена. Курс эти суда не изменили... Спасатель «Бесстрашный» Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта был недалеко от Сент-Джонса, когда радист Владимир Ва сильевич Еремеев принял «SOS »с «Океаника». Доло жил капитану Николаю Лав рентьевичу Буднику. У нашего экипажа — свои задачи: помогать рыбакам, ведущим лов в открытых районах Мирового океана. Дело у советских промысло виков поставлено так, что по прямому назначению спаса тель почти не используется. В этом смысле он ■— «на всякий случай». Но работа находится , — в качестве снабженца, курьера и т. д. А тут — сигнал бедствия. Да еще какой сигнал: нуж дался в помощи не экипаж огромного современного ко рабля, а всего один человек. И вахта океанская у «Бес страшного» кончалась — его сменял спасатель «Капитан ІІохрин». Можно было воз вращаться в родной Мур манск... Но вот принято решение: «Спасать! Немедленно!». До района, где «Океаник» лежал в дрейфе, миль 450. В это же время обнаружил ся, вышел в эфир еще один неудачник —■ катамаран «Критер-3» с /Каком Ив Тер- леном на борту. У него был полузатоплен левый корпус, повреждено соединение кор пусов. Кому оказать помощь в первую очередь? — встал вопрос перед командованием «Бесстрашного». Ответили сами себе без колебаний: «Раненому яхтсмену». К нему и направились полным ходом. Шли около трех суток. Поиск затруднял туман. Волнение — до шести баллов: океан еще «не от дышался» после урагана. — Крутились в районе яхты часов восемь, — рас сказывает стармех спасателя Михаил Андреевич Сапронов. — II связь уже с «Океани- ком» установили, а сближа емся медленно. И вдруг бе рег передает: видели яхту с пролетающих самолетов. На до сказать, что Сент-Джонс, Галифакс, радиостанции дру гих городов американского континента постоянно инфор мировали нас об обстановке. Конечно, передали и коор динаты, сообщенные летчи ками. Туман не рассеивался. На конец, в 1.00 (по местному времени) 18 июня увидели яхту. ' Координаты ее места: 48 градусов 36 минут север ной широты, 38 градусов 8 минут западной долготы. Яхтсмен, указывая свое ме сто по радио, ошибался на 150 миль. Это и затруднило поиск. Яхта была (ее бортовой номер 39) примерно на пол- пути между Францией и Ка падоіі. Порт приписки «Океани ка» — Мартиника. Все это спасатели уточнили потом. А в этот момент они видели судно, на котором был ра неный яхтсмен... Крик Ивона Фавконниера перекрывал шум волн. Обес силенный многодневной борь бой со стихией, без сна и от дыха, на грани отчаяния, те перь яхтсмен был уверен: русские пришли, все закон чилось хорошо... И он исчез в каюте яхты, мгновенно ус нул... Михаил Андреевич входил в состав аварийной партии, которую возглавил второй штурман Игорь Васильевич Доможиров (сейчас он стар пом). В группе, как и поло жено при спасении, были во долазы, боцман, фельдшер, матросы —• всего восемь че ловек. Утром катер с «Бесстраш ного» подошел к «Океанику». Крупная зыбь мешала швар товке. Дюралевому катеру и от кранцев «не мягче»... при ударах досталось на орехи. С помощью линеметатель ной установки подали про водник и завели буксир, за крепив его за мачту яхты и в носовом клюзе. Яхта по размерам не так уж мала: длина корпуса — І39 метров. Особенно удив ляли высокие тридцатимет ровые мачты. Они-то и по могли окончанию поиска. За девять миль «засек» мачты локатором радиооператор Александр Тимофеевич Гор бунков. Случилось это на вахте третьего штурмана Алексея Прокофьевича Онипко. Беседую с Алексе ем Прокофьевичем (он уже второй помощник капитана). — Как вы рассматриваете этот случай? — Работа у нас такая — спасать. К делу стараемся относиться с большой ответ ственностью. добросовестно. Помню, как капнтан, все штурманы во время поиска не спали. Нашей вахте по везло: поставили в этом де ле «точку». Фавконниер обрадовался, увидев нас, включил фонарь, чтобы мы в тумане лучше видели яхту. Как потом выяснилось, у яхтсмена был сильный ушиб, а не перелом руки, как он предполагал вначале. «Уго стила» его рукоятка лебедки, с помощью котороіі яхтсмен управлял парусами. Рукоят ка при сильном крене вырва лась, храповик лебедки не сработал, Ивон не успел увернуться от удара... Даже по характеру пере дачи но радио чувствовалось, что потерпевшему нелегко, превозмогая боль, держать ключ Морзе. Фельдшер «Бесстрашного» Виктор Алексеевич Шульга оказал необходимую помощь яхтсмену. Спасатель, букси руя «Океаник», направился к катамарану. Операция облегчилась двухсторонней связью сооте чественников. «Критер-3», потерявший { рули, искалеченный, полуза топленный, беспомощно пе рекатывался с волны на вол ну. • Посовещавшись между со- j бой, посоветовавшись с бе регом, яхтсмены решили: «Катамаран затопить». Сня ли с него радиостанцию, при боры, лебедки, насосы, за пасные паруса... Терлен в последний раз осмотрел свое судно, казав шееся еще несколько дней назад таким надежным, и от- і крыл кингстоны... ; За яхтой постоянно вели |і наблюдение, ход был опти- |[ мальным. На вторые сутки остановились, спустили ка- jj тер, осмотрели «Океаник». || Обнаружили немного воды, откачали, пошли дальше. !| В Сент-Джонсе ждала теп лая встреча родных, друзей, представителей власти, жур налистов. Морякам спасате ля канадцы выразили боль шую благодарность, яхтсме ны-французы обещали «пом нить всю жизнь» их велико душие. ...«Бесстрашный», проба сив тнфоном трижды, попро щался с Канадой, взял курс к родным берегам — в шорт приписки Мурманск. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКАХ: члены экипажа «Бесстрашного», при | нимавшне в июне 1976 года участие в спасении яхтсменов ■ трансатлантической гонки: вверху — радиооператор (сейчас | начальник радиостанции) Александр Тимофеевич Горбунков j и второй штурман Алексей Прокофьевич Онипко (слева на- ! право). Внизу — матрос первого класса Николай Иванович | Сергеев, старпом Игорь Васильевич Доможиров и боцман j Михаил Захарович Антоненко. - Фото Б. Щукина. Г. I I Я —« Б Е С С Т Р А Ш Н Ы Й » ! I I L 1 I I ИДУ НА ПОМОЩЬ! I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz