Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.

Предложение матроса В пользе подменных экипа­ жей едва ли кто сомневается. Доказывают это и статьи в на­ шей рыбацкой газете, которая цифрами и фактами показывает, какую выгоду приносят подмен­ ные экипажи в борьбе за вы­ полнение планов по добыче ры­ бы и увеличению выпуска про­ дукции. Недавно у нас состоялось об­ щее собрание моряков рыболов­ ного траулера «Советская Кон­ ституция». Здесь наш капитан В. Д. Дьяконов посоветовал каждому подумать, что еще мы можем сделать для лучшего об­ служивания морских подменных экипажей, и помочь им в выпол­ нении и перевыполнении рейсо­ вых заданий. Подумав, я решил, что и мое предложение пойдет на пользу. Заключается оно вот в чем. Суда вспомогательного фло­ та обслуживают рыболовные подменные экипажи непосред­ ственно в море: доставляют им промысловое снаряжение, про­ дукты, топливо, пресную воду, в общем, все необходимое для работы на промысле. А от ры­ баков на свой траулер перегру­ жаем консервы, муку и то, что нужно доставить в порт. Подробнее я хочу сказать о доставке продуктов питания. Все моряки знают, какое это хлопотное и трудоемкое дело. Ведь в магазине рабочие грузят продукты в машину, которая привозит их на причал. Здесь продукты перекладывают в сет­ ки, не приспособленные для этой цели. Затем этот разнооб­ разный и ценнейший груз рас­ кладывают по трюму, который не всегда соответствует сани­ тарным нормам. А когда подхо­ дим в море к промысловым ко­ раблям, все повторяется. Отнимается много дорогого времени, требуется тяжелый фи­ зический труд. Главное же со­ стоит в том, что немало продук­ тов теряется, мнется, рассыпа­ ется: стеклотара бьется, бумаж­ ная упаковка рвется. Не исклю­ чены и такие случаи, когда не все, перегруженное на рыбо­ ловный траулер, попадает в об­ щий котел. Уверен — всего этого можно избежать, если для доставки продуктов изготовить контейне­ ры, наподобие тех, в каких пе­ ревозят из транспортно-склад­ ской конторы снабжение для работы на промысле. При такой транспортировке исключаются порча и потери продуктов питания. Механизм руется труд, экономится вре­ мя. Ведь тогда все пойдет по отработанному циклу: в магази­ не загружают контейнеры, а остальное возьмет на себя тех­ ника. В контейнерах надо до­ ставлять продукты и на суда, стоящие в порту. Мне могут задать вопрос, а как же грузить контейнеры на машину. Отвечу —• надо исполь­ зовать автокран, который оку­ пится за счет уменьшения ко­ личества автомашин, ибо про­ стои машин сократятся, по-мое­ му, в несколько раз. То же про­ изойдет и с рейсооборотом. В. ГРИГОРЬЕВ, матрос РТ-106 Мурманского ордена Октябрьской Револю­ ции тралового флота. С ПАСАТЕЛЬНЫЕ СУ­ ДА Мурманского орде­ на Ленина морского рыбного порта несут много­ месячную вахту в районах промысла. В практической деятельности их экипажей встречается немало интерес­ ного, Недавно из очередного рейса вернулся спасатель «Бесстрашный». Он стано­ вится в ремонт. Мы побыва­ ли на корабле. Моряки рас­ сказали о случае, который произошел летом прошлого года во время международ­ ных трансатлантических го­ нок. • У РАГАН ТЕРЗАЛ Ат­ лантику целую неделю. Шли, презирая рассви­ репевшую стихию, огромные лайнеры, танкеры-гиганты, упорно боролись с океаном траулеры... II в этом кипящем аду, где смешались вода и небо, были один на один с Нептуном смельчаки-яхтсмены. За их дерзким поединком с Ат­ лантикой следили, затаив дыхание, в Европе и Амери­ ке. Океан ке жаловал участ­ ников гонки ОСТАР-76. Яхт­ смены-одиночки имели совре­ менны;’ гоночные суда, но никто не ожидал такого рез­ кого ухудшения погоды. Когда, наконец, ураган покатился дальше, в "эфире зазвучал сигнал бедствия. Его приняли радисты многих судов. В том числе и тех, что шли в раііоне, откуда звал на помощь Ивон Фав- конниер с яхты «ИТТ-Океа- шік». Это документально подтверждено: радисты дава­ ли знать, что сигнал принят. Но хозяев компаний, кото­ рым принадлежали суда, не очень-то волновала судьба раненого, одинокого в борь­ бе с океаном яхтсмена. Курс эти суда не изменили... Спасатель «Бесстрашный» Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта был недалеко от Сент-Джонса, когда радист Владимир Ва­ сильевич Еремеев принял «SOS »с «Океаника». Доло­ жил капитану Николаю Лав­ рентьевичу Буднику. У нашего экипажа — свои задачи: помогать рыбакам, ведущим лов в открытых районах Мирового океана. Дело у советских промысло­ виков поставлено так, что по прямому назначению спаса­ тель почти не используется. В этом смысле он ■— «на всякий случай». Но работа находится , — в качестве снабженца, курьера и т. д. А тут — сигнал бедствия. Да еще какой сигнал: нуж­ дался в помощи не экипаж огромного современного ко­ рабля, а всего один человек. И вахта океанская у «Бес­ страшного» кончалась — его сменял спасатель «Капитан ІІохрин». Можно было воз­ вращаться в родной Мур­ манск... Но вот принято решение: «Спасать! Немедленно!». До района, где «Океаник» лежал в дрейфе, миль 450. В это же время обнаружил­ ся, вышел в эфир еще один неудачник —■ катамаран «Критер-3» с /Каком Ив Тер- леном на борту. У него был полузатоплен левый корпус, повреждено соединение кор­ пусов. Кому оказать помощь в первую очередь? — встал вопрос перед командованием «Бесстрашного». Ответили сами себе без колебаний: «Раненому яхтсмену». К нему и направились полным ходом. Шли около трех суток. Поиск затруднял туман. Волнение — до шести баллов: океан еще «не от­ дышался» после урагана. — Крутились в районе яхты часов восемь, — рас­ сказывает стармех спасателя Михаил Андреевич Сапронов. — II связь уже с «Океани- ком» установили, а сближа­ емся медленно. И вдруг бе­ рег передает: видели яхту с пролетающих самолетов. На­ до сказать, что Сент-Джонс, Галифакс, радиостанции дру­ гих городов американского континента постоянно инфор­ мировали нас об обстановке. Конечно, передали и коор­ динаты, сообщенные летчи­ ками. Туман не рассеивался. На­ конец, в 1.00 (по местному времени) 18 июня увидели яхту. ' Координаты ее места: 48 градусов 36 минут север­ ной широты, 38 градусов 8 минут западной долготы. Яхтсмен, указывая свое ме­ сто по радио, ошибался на 150 миль. Это и затруднило поиск. Яхта была (ее бортовой номер 39) примерно на пол- пути между Францией и Ка­ падоіі. Порт приписки «Океани­ ка» — Мартиника. Все это спасатели уточнили потом. А в этот момент они видели судно, на котором был ра­ неный яхтсмен... Крик Ивона Фавконниера перекрывал шум волн. Обес­ силенный многодневной борь­ бой со стихией, без сна и от­ дыха, на грани отчаяния, те­ перь яхтсмен был уверен: русские пришли, все закон­ чилось хорошо... И он исчез в каюте яхты, мгновенно ус­ нул... Михаил Андреевич входил в состав аварийной партии, которую возглавил второй штурман Игорь Васильевич Доможиров (сейчас он стар­ пом). В группе, как и поло­ жено при спасении, были во­ долазы, боцман, фельдшер, матросы —• всего восемь че­ ловек. Утром катер с «Бесстраш­ ного» подошел к «Океанику». Крупная зыбь мешала швар­ товке. Дюралевому катеру и от кранцев «не мягче»... при ударах досталось на орехи. С помощью линеметатель­ ной установки подали про­ водник и завели буксир, за­ крепив его за мачту яхты и в носовом клюзе. Яхта по размерам не так уж мала: длина корпуса — І39 метров. Особенно удив­ ляли высокие тридцатимет­ ровые мачты. Они-то и по­ могли окончанию поиска. За девять миль «засек» мачты локатором радиооператор Александр Тимофеевич Гор­ бунков. Случилось это на вахте третьего штурмана Алексея Прокофьевича Онипко. Беседую с Алексе­ ем Прокофьевичем (он уже второй помощник капитана). — Как вы рассматриваете этот случай? — Работа у нас такая — спасать. К делу стараемся относиться с большой ответ­ ственностью. добросовестно. Помню, как капнтан, все штурманы во время поиска не спали. Нашей вахте по­ везло: поставили в этом де­ ле «точку». Фавконниер обрадовался, увидев нас, включил фонарь, чтобы мы в тумане лучше видели яхту. Как потом выяснилось, у яхтсмена был сильный ушиб, а не перелом руки, как он предполагал вначале. «Уго­ стила» его рукоятка лебедки, с помощью котороіі яхтсмен управлял парусами. Рукоят­ ка при сильном крене вырва­ лась, храповик лебедки не сработал, Ивон не успел увернуться от удара... Даже по характеру пере­ дачи но радио чувствовалось, что потерпевшему нелегко, превозмогая боль, держать ключ Морзе. Фельдшер «Бесстрашного» Виктор Алексеевич Шульга оказал необходимую помощь яхтсмену. Спасатель, букси­ руя «Океаник», направился к катамарану. Операция облегчилась двухсторонней связью сооте­ чественников. «Критер-3», потерявший { рули, искалеченный, полуза­ топленный, беспомощно пе­ рекатывался с волны на вол­ ну. • Посовещавшись между со- j бой, посоветовавшись с бе­ регом, яхтсмены решили: «Катамаран затопить». Сня­ ли с него радиостанцию, при­ боры, лебедки, насосы, за­ пасные паруса... Терлен в последний раз осмотрел свое судно, казав­ шееся еще несколько дней назад таким надежным, и от- і крыл кингстоны... ; За яхтой постоянно вели |і наблюдение, ход был опти- |[ мальным. На вторые сутки остановились, спустили ка- jj тер, осмотрели «Океаник». || Обнаружили немного воды, откачали, пошли дальше. !| В Сент-Джонсе ждала теп­ лая встреча родных, друзей, представителей власти, жур­ налистов. Морякам спасате­ ля канадцы выразили боль­ шую благодарность, яхтсме­ ны-французы обещали «пом­ нить всю жизнь» их велико­ душие. ...«Бесстрашный», проба­ сив тнфоном трижды, попро­ щался с Канадой, взял курс к родным берегам — в шорт приписки Мурманск. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКАХ: члены экипажа «Бесстрашного», при | нимавшне в июне 1976 года участие в спасении яхтсменов ■ трансатлантической гонки: вверху — радиооператор (сейчас | начальник радиостанции) Александр Тимофеевич Горбунков j и второй штурман Алексей Прокофьевич Онипко (слева на- ! право). Внизу — матрос первого класса Николай Иванович | Сергеев, старпом Игорь Васильевич Доможиров и боцман j Михаил Захарович Антоненко. - Фото Б. Щукина. Г. I I Я —« Б Е С С Т Р А Ш Н Ы Й » ! I I L 1 I I ИДУ НА ПОМОЩЬ! I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz