Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.
СИМВОЛ ОТВАГИ М О Р Я К О В (Окончание. Нач. в № 9). Ветер здесь не просто ду ет, а врывается,- налетает, угрожая разнести в клочья не только паруса, но и весь корабль. Непрестанно бушу ют злые штормы. Они несут с собой дождь, снег, град или туман. Парусникам приходи лось пробиваться сквозь встречную волну. Для этого требовалась большая сила. Эту силу им давал ветер, он же отнимал ее, заставляя убирать почти все паруса. И вот что из-за этого по лучалось. Ломаная, запутан- пая, словно заячий след, ли ния на карте — путь англий ского четырехмачтового бар ка «Эдвард Севалл», кото рым он шел из Атлантики в Тихий океан. Моряки вели долгую и тяжкую борьбу со стихией, когда надежды так же быстро возникали, как и угасали, сменяясь отчаянием, еще более ожесточавшим эту борьбу. 11 марта 1904 г. барк шел кратчайшим путем в Тихий океан. Стали налетать шква лы, сначала слабые, потом сильнее, сильнее — и засви стал в снастях шторм. Не сколько особенно высоких волн накренили корабль так, что спасательная шлюпка, подвешенная за бортом, лег ла на воду. 12 марта барк стало сносить на юг, но на другой день (13-го) он начал отвоевывать потерянные ми ли, приблизился к архипела гу, прошел мыс Горн и. ка залось, завершил переход. Но не тут-то было. 15 марта «Эдвард Севалл» снова от брасывает далеко на юг. Лишь во второіі половине марта (20-го) он начинает продвигаться по ломаной ли нии на запад, удаляясь от мыса Горн. 29 марта океан вновь заставляет барк отсту пать. и к концу первой поло- !"іны апреля он вновь ока зывается у мыса Горн. За- он описывает замыслова тую петлю и, борясь со •стречныд! ветром, удаляется от злополучного мыса, ухо дит на юг. К 10 апреля об становка меняется, барк идет на северо-запад, затем прямо па север, в Тихий океан. 22 апреля он проходит парал лель мыса Горн, но шквалы о " па сносят его к югу, 23 апреля морякам вновь уда ется вырваться вперед, но ненадолго. К концу апреля • Эдвард Севалл» выбивается чз сил и вновь отступает. Точько в первых числах мая он уходит на запад и, нако нец, вырывается из этого <наколдованного места», за тратив на весь переход це лых два месяца — с 10 марта по 9 мая 1904 г. Справедливость требует от,метить, что в проливе Дрейка преобладают запад ные ветры. Из-за этого пере ход в западном направлении более труден, чем в восточ ном. Наиболее благоприят ный период декабрь — фев раль. В это время выпадают дни, когда мыс Горн сбрасы вает покровы тумана и пред стает перед моряками во всем своем мрачном велико лепии. Мартом начинается самое худшее время. Впро чем, и здесь бывают исклю чения. Русские суда «На дежда» и «Нева» (наше пер вое кругосветное плавание) прошли мыс Горн, не встре тив ни штормов, ни продол жительных противных вет ров. У д а ч н ы й и с х о д ПЛАВАНИЯ в проли ве Дрейка зависел не только от мастерства и муг- жества капитана и всего эки пажа. Большое значение име ли качества самого судна. На деревянных парусниках от продолжительной борьбы с волной и ветром, от жесто кой качки расходились швы и возникала течь. Ручные помпы не справлялись с при бывающей водой. Ветер рвал паруса и ломал рангоут. Про дукты на исходе, горячую пи щу приготовить было невоз можно, люди выбивались из сил. Неудивительно, что мно гие суда шли ко дну. Большие стальные парус ники, построенные в конце XIX — начале XX веков, проходили злополучный рай он несколько легче своих предшественников. При сла бом ветре они почти не име ли хода, зато в свежий раз вивали значительную ско рость, а в проливе Дрейка ветра хватало. Парусники эти шли к западным бере гам Америки и возвращались в Европу с грузом селитры из Чили, фосфатов из Перу, пшеницы из Сан-Франциско, леса из Ванкувера, никеля из Калифорнии. Парусные суда компании Фердинанда Лаэша перевози ли грузы вплоть до начала второй мировой войны. Мно гие корабли Лаэша, огибая мыс, достигали больших но тем временам скоростей. Один из капитанов компании —Хильгендорф, старый мор ской волк, обогнул мыс 66 раз и установил своеоб разны!! рекорд на барке «По тосси». В 1900 году на весь реііс от Гамбурга до Валь параисо «Потосси» затратил 61 день — с 15 марта по 15 мая, причем в течение су ток с 10 по 11 апреля про шел 378 миль. Последние парусники оги бали мыс Горн еще в два дцатых годах нашего столе тия. Вместе с их походами закончилась целая эпоха в истории мореплавания. Мыс горновцы — так называют сейчас, эти парусные суда, ходившие вокруг Огненной Земли. Некоторые из этш: любимцев Эола дожили до наших дней и представляют собой великолепные и цен нейшие экспонаты некоторых морских музеев мира. Суще ствует международное това рищество моряков, которые на них плавали. Оно имеет представительства в несколь ких странах и насчитывает теперь уже менее 200 своих членов. Каждые два года старые моряки встречаются на съездах, организуемых этим товариществом. С ЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ вокруг мыса Горн все боль ше и больше привлекают внимание спортсменов-парус- ников. Они совершают та кие плавания даже в одиноч ку. На первый взгляд это ка жется невероятным. Как мо гут маленькие суденышки, управляемые всего лишь од ним человеком, пройти там, где нередко погибали боль шие парусники с многочис ленной, хорошо обученной командой. И все-таки эго оказалось возможным. Те, кто совершает такие плава ния, не просто спортсмены, а великолепные моряки, к тому же в совершенстве вла деющие навигационным ис кусством. Их яхты построе ны по последнему слову тех ники и науки. В 1968 г. обогнул мыс Горн, совершая кругосветное плавание, известный англий ский моряк-спортсмен Френ сис Чичестер. Корпус его яхты «Джипси Мот-ІѴ» был сделан из шести, а надстрой ка из четырех слоев прокле енного красного дерева, при общей толщине бортов менее 2,5 сантиметра. Такая кон струкция обеспечивала кор пусу легкость, прочность и надежную защиту от течи. В штормовую погоду, характер ную для южных шпрот, ма ленькая течь может усилить ся, и яхта погибает. Палуба яхты была сконструирована таким образом, что волны, которые обрушивались на яхту, свободно перекатыва лись в море, не встречая ни каких препятствий. Она име ла электрическое освещение, радиотелефон, вспомогатель ный двигатель, камбуз и мно гое другое. Несмотря на все техниче ские достижения. XX столе тия, нашлось не так ѵж мно го смельчаков, отваживших ся в одиночку обогнуть мыс Горн. 8 апреле 1973 г. проли вом Дрейка на яхте «Поло нез» прошел польский спорт смен Кшиштоф Барановский. Он был тринадцатым спорт сменом. который успешно миновал это страшное место. И СЕГОДНЯ ПРОЛИВ ДРЕЙКА — один из самых опасных и трудных для мореплавания районов. При подходе к нему капитаны современных судов настораживаются и нередко забывают про сон и еду. Но в эпоху парусников переход из Атлантики в Тихий океан и обратно вокруг Огненной Земли требовал от капитана и всего экипажа искусства и огромного напряжения сил. И. КВЯТКОВСКИИ. В рейсе моряки не забываюі о спорте. Фото А. Емельянова. М Е М О Р И А Л Р Ы Б А Ч Ь Е Г О Т УРИСТСКИИ МАРШ РУТ Мурманск — полу остров Рыбачий открыл, ся на северном побережье. Маршрут разработан Мурман ским областным советом по ту ризму и экскурсиям. На «гра нитном линкоре», как называли в годы Великой Отечественной войны Рыбачий, побывали пер вые группы любителей путеше ствий из разных уголков стра ны. ‘ ' Отрезанные от всего мира, воины Рыбачьего в течение 1150 дне'й отважно сражались в глубоком тылу фашистских войск. Отсюда, со скалистых со пок, советские воины расстрели вали фашистские транспорты, вели артиллерийские дуэли с вражескими батареями, сбива ли самолеты, отвлекая на себя значительные силы противника, рвущегося к Мурманску, Героическая защита ' Заполя рья вошла в историю нашего народа как одна из ярких, запо минающихся страниц. Здесь враг был остановлен осенью 1941 года. В Заполярье нахо. дится участок, где врагу в тече* ние всей войны так и не уда лось перейти нашу государствен ную границу. Охраняли эту вы соту бойцы 82-го пограничного отряда. Всех, кто попадает на Рыба чий, привлекает памятный ме мориал, созданный студентами — бойцами Мурманского сту денческого отряда «Север». Это — семиметровая стела в виде, развернутого знамени. Она символизирует силу и беспре дельную любовь советских лю дей к своей Родине. Молодые северяне восстановили на зали той кровью советских бойцов земле Рыбачьего линию оборо ны. проходившую по гранитно му полуострову в годы воііны. В. ЗАСУХИН. МЕХАНИЧЕСКИЙ «МЕХАНИК» Какоэ количество топлива необходимо на час ходового времени с/дна? Каков расход смазочных материалов? На эти вопросы поможет ответить оригинальный прибор, создан ный специалистами Глевреч- флота УССР. Фиксируя сред нюю частоту вращения и сум марное число оборотоз греб* ного вала, новый аппарат вы дает механикам и мотористам интересующие их данные. С его помощью можно так же прогнозировать износ дета лей силовой установки и опре делять сроки профилактиче ского ремонта. «ВОЛШЕБНАЯ» КРАСКА Одним из больших недосгат- кбв различных красок является I ПРОЧТИ І Ш I УТРИНТЕРЕСНО і их огнеопасность. А вот в Ру мынии создали огнеупорную краску, которая предохраняет легковоспламеняющиеся ма териалы от загорания. Нане сенная тонким слоем новая краска при температуре 125 градусов превращается в по ристый слой, обладающий тер моизоляционными свойствами* Одна из разновидностей но вой краски (со специальными добавками) выдерживает в те чение 3— 5 часов температуру 900 градусоз. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-283 «Алупка», БМРТ-415 «Рыбачий», ТР «Виктор Лягин». ЗАВТРА: РТ-ЗІ9 «Моги лев», танкера «Фиорд». А Д Р Е С И Т І Д І О О И Ы Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45.________________________________________ _ «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп, Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 290. ПН-04050.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz