Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.

СИМВОЛ ОТВАГИ М О Р Я К О В (Окончание. Нач. в № 9). Ветер здесь не просто ду­ ет, а врывается,- налетает, угрожая разнести в клочья не только паруса, но и весь корабль. Непрестанно бушу­ ют злые штормы. Они несут с собой дождь, снег, град или туман. Парусникам приходи­ лось пробиваться сквозь встречную волну. Для этого требовалась большая сила. Эту силу им давал ветер, он же отнимал ее, заставляя убирать почти все паруса. И вот что из-за этого по­ лучалось. Ломаная, запутан- пая, словно заячий след, ли­ ния на карте — путь англий­ ского четырехмачтового бар­ ка «Эдвард Севалл», кото­ рым он шел из Атлантики в Тихий океан. Моряки вели долгую и тяжкую борьбу со стихией, когда надежды так же быстро возникали, как и угасали, сменяясь отчаянием, еще более ожесточавшим эту борьбу. 11 марта 1904 г. барк шел кратчайшим путем в Тихий океан. Стали налетать шква­ лы, сначала слабые, потом сильнее, сильнее — и засви­ стал в снастях шторм. Не­ сколько особенно высоких волн накренили корабль так, что спасательная шлюпка, подвешенная за бортом, лег­ ла на воду. 12 марта барк стало сносить на юг, но на другой день (13-го) он начал отвоевывать потерянные ми­ ли, приблизился к архипела­ гу, прошел мыс Горн и. ка­ залось, завершил переход. Но не тут-то было. 15 марта «Эдвард Севалл» снова от­ брасывает далеко на юг. Лишь во второіі половине марта (20-го) он начинает продвигаться по ломаной ли­ нии на запад, удаляясь от мыса Горн. 29 марта океан вновь заставляет барк отсту­ пать. и к концу первой поло- !"іны апреля он вновь ока­ зывается у мыса Горн. За- он описывает замыслова­ тую петлю и, борясь со •стречныд! ветром, удаляется от злополучного мыса, ухо­ дит на юг. К 10 апреля об­ становка меняется, барк идет на северо-запад, затем прямо па север, в Тихий океан. 22 апреля он проходит парал­ лель мыса Горн, но шквалы о " па сносят его к югу, 23 апреля морякам вновь уда­ ется вырваться вперед, но ненадолго. К концу апреля • Эдвард Севалл» выбивается чз сил и вновь отступает. Точько в первых числах мая он уходит на запад и, нако­ нец, вырывается из этого <наколдованного места», за­ тратив на весь переход це­ лых два месяца — с 10 марта по 9 мая 1904 г. Справедливость требует от,метить, что в проливе Дрейка преобладают запад­ ные ветры. Из-за этого пере­ ход в западном направлении более труден, чем в восточ­ ном. Наиболее благоприят­ ный период декабрь — фев­ раль. В это время выпадают дни, когда мыс Горн сбрасы­ вает покровы тумана и пред­ стает перед моряками во всем своем мрачном велико­ лепии. Мартом начинается самое худшее время. Впро­ чем, и здесь бывают исклю­ чения. Русские суда «На­ дежда» и «Нева» (наше пер­ вое кругосветное плавание) прошли мыс Горн, не встре­ тив ни штормов, ни продол­ жительных противных вет­ ров. У д а ч н ы й и с х о д ПЛАВАНИЯ в проли­ ве Дрейка зависел не только от мастерства и муг- жества капитана и всего эки­ пажа. Большое значение име­ ли качества самого судна. На деревянных парусниках от продолжительной борьбы с волной и ветром, от жесто­ кой качки расходились швы и возникала течь. Ручные помпы не справлялись с при­ бывающей водой. Ветер рвал паруса и ломал рангоут. Про­ дукты на исходе, горячую пи­ щу приготовить было невоз­ можно, люди выбивались из сил. Неудивительно, что мно­ гие суда шли ко дну. Большие стальные парус­ ники, построенные в конце XIX — начале XX веков, проходили злополучный рай­ он несколько легче своих предшественников. При сла­ бом ветре они почти не име­ ли хода, зато в свежий раз­ вивали значительную ско­ рость, а в проливе Дрейка ветра хватало. Парусники эти шли к западным бере­ гам Америки и возвращались в Европу с грузом селитры из Чили, фосфатов из Перу, пшеницы из Сан-Франциско, леса из Ванкувера, никеля из Калифорнии. Парусные суда компании Фердинанда Лаэша перевози­ ли грузы вплоть до начала второй мировой войны. Мно­ гие корабли Лаэша, огибая мыс, достигали больших но тем временам скоростей. Один из капитанов компании —Хильгендорф, старый мор­ ской волк, обогнул мыс 66 раз и установил своеоб­ разны!! рекорд на барке «По тосси». В 1900 году на весь реііс от Гамбурга до Валь­ параисо «Потосси» затратил 61 день — с 15 марта по 15 мая, причем в течение су­ ток с 10 по 11 апреля про­ шел 378 миль. Последние парусники оги­ бали мыс Горн еще в два­ дцатых годах нашего столе­ тия. Вместе с их походами закончилась целая эпоха в истории мореплавания. Мыс горновцы — так называют сейчас, эти парусные суда, ходившие вокруг Огненной Земли. Некоторые из этш: любимцев Эола дожили до наших дней и представляют собой великолепные и цен­ нейшие экспонаты некоторых морских музеев мира. Суще­ ствует международное това­ рищество моряков, которые на них плавали. Оно имеет представительства в несколь­ ких странах и насчитывает теперь уже менее 200 своих членов. Каждые два года старые моряки встречаются на съездах, организуемых этим товариществом. С ЛОЖНЫЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ вокруг мыса Горн все боль­ ше и больше привлекают внимание спортсменов-парус- ников. Они совершают та­ кие плавания даже в одиноч­ ку. На первый взгляд это ка­ жется невероятным. Как мо­ гут маленькие суденышки, управляемые всего лишь од­ ним человеком, пройти там, где нередко погибали боль­ шие парусники с многочис­ ленной, хорошо обученной командой. И все-таки эго оказалось возможным. Те, кто совершает такие плава­ ния, не просто спортсмены, а великолепные моряки, к тому же в совершенстве вла­ деющие навигационным ис­ кусством. Их яхты построе­ ны по последнему слову тех­ ники и науки. В 1968 г. обогнул мыс Горн, совершая кругосветное плавание, известный англий­ ский моряк-спортсмен Френ­ сис Чичестер. Корпус его яхты «Джипси Мот-ІѴ» был сделан из шести, а надстрой­ ка из четырех слоев прокле­ енного красного дерева, при общей толщине бортов менее 2,5 сантиметра. Такая кон­ струкция обеспечивала кор­ пусу легкость, прочность и надежную защиту от течи. В штормовую погоду, характер­ ную для южных шпрот, ма­ ленькая течь может усилить­ ся, и яхта погибает. Палуба яхты была сконструирована таким образом, что волны, которые обрушивались на яхту, свободно перекатыва­ лись в море, не встречая ни­ каких препятствий. Она име­ ла электрическое освещение, радиотелефон, вспомогатель­ ный двигатель, камбуз и мно­ гое другое. Несмотря на все техниче­ ские достижения. XX столе­ тия, нашлось не так ѵж мно­ го смельчаков, отваживших­ ся в одиночку обогнуть мыс Горн. 8 апреле 1973 г. проли­ вом Дрейка на яхте «Поло­ нез» прошел польский спорт­ смен Кшиштоф Барановский. Он был тринадцатым спорт­ сменом. который успешно миновал это страшное место. И СЕГОДНЯ ПРОЛИВ ДРЕЙКА — один из самых опасных и трудных для мореплавания районов. При подходе к нему капитаны современных судов настораживаются и нередко забывают про сон и еду. Но в эпоху парусников переход из Атлантики в Тихий океан и обратно вокруг Огненной Земли требовал от капитана и всего экипажа искусства и огромного напряжения сил. И. КВЯТКОВСКИИ. В рейсе моряки не забываюі о спорте. Фото А. Емельянова. М Е М О Р И А Л Р Ы Б А Ч Ь Е Г О Т УРИСТСКИИ МАРШ­ РУТ Мурманск — полу­ остров Рыбачий открыл, ся на северном побережье. Маршрут разработан Мурман­ ским областным советом по ту­ ризму и экскурсиям. На «гра­ нитном линкоре», как называли в годы Великой Отечественной войны Рыбачий, побывали пер­ вые группы любителей путеше­ ствий из разных уголков стра­ ны. ‘ ' Отрезанные от всего мира, воины Рыбачьего в течение 1150 дне'й отважно сражались в глубоком тылу фашистских войск. Отсюда, со скалистых со­ пок, советские воины расстрели­ вали фашистские транспорты, вели артиллерийские дуэли с вражескими батареями, сбива­ ли самолеты, отвлекая на себя значительные силы противника, рвущегося к Мурманску, Героическая защита ' Заполя­ рья вошла в историю нашего народа как одна из ярких, запо­ минающихся страниц. Здесь враг был остановлен осенью 1941 года. В Заполярье нахо. дится участок, где врагу в тече* ние всей войны так и не уда­ лось перейти нашу государствен­ ную границу. Охраняли эту вы­ соту бойцы 82-го пограничного отряда. Всех, кто попадает на Рыба­ чий, привлекает памятный ме­ мориал, созданный студентами — бойцами Мурманского сту­ денческого отряда «Север». Это — семиметровая стела в виде, развернутого знамени. Она символизирует силу и беспре­ дельную любовь советских лю­ дей к своей Родине. Молодые северяне восстановили на зали­ той кровью советских бойцов земле Рыбачьего линию оборо­ ны. проходившую по гранитно­ му полуострову в годы воііны. В. ЗАСУХИН. МЕХАНИЧЕСКИЙ «МЕХАНИК» Какоэ количество топлива необходимо на час ходового времени с/дна? Каков расход смазочных материалов? На эти вопросы поможет ответить оригинальный прибор, создан­ ный специалистами Глевреч- флота УССР. Фиксируя сред­ нюю частоту вращения и сум­ марное число оборотоз греб* ного вала, новый аппарат вы­ дает механикам и мотористам интересующие их данные. С его помощью можно так­ же прогнозировать износ дета­ лей силовой установки и опре­ делять сроки профилактиче­ ского ремонта. «ВОЛШЕБНАЯ» КРАСКА Одним из больших недосгат- кбв различных красок является I ПРОЧТИ І Ш I УТРИНТЕРЕСНО і их огнеопасность. А вот в Ру­ мынии создали огнеупорную краску, которая предохраняет легковоспламеняющиеся ма­ териалы от загорания. Нане­ сенная тонким слоем новая краска при температуре 125 градусов превращается в по­ ристый слой, обладающий тер­ моизоляционными свойствами* Одна из разновидностей но­ вой краски (со специальными добавками) выдерживает в те­ чение 3— 5 часов температуру 900 градусоз. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-283 «Алупка», БМРТ-415 «Рыбачий», ТР «Виктор Лягин». ЗАВТРА: РТ-ЗІ9 «Моги­ лев», танкера «Фиорд». А Д Р Е С И Т І Д І О О И Ы Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45.________________________________________ _ «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп, Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 290. ПН-04050.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz