Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.

КАЖДОМ ! МОЛОДОМУ МОРЯКУ - СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ««« г Учились все В РЕЙС с 6 августа по 13 декабря 1976 года на БМРТ «Быково» ходи­ ли 24 члена эки п аж а в еоз - расте до 30 лет, ке имею­ щие законченного среднего образования. 17 молсдоіх моряков обучались в девя­ том классе заочной ш колы моряков, шесть — в деся­ том и один — в одиннадца­ том. . Штатных преподавателей на борту судна не было. В первый же день после от­ хода судна в рейс админи­ страции, партийкой органи­ зации и комсомольскому бюро пришлось изыскивать возможности для оказания поіѵощи членам экип аж а в продолжении обучения. Приказом по судну была создана комиссия содейст­ вия заочному обучению, в которую вошли начальники служб, представители п ар ­ тийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Комиссия выявила из чис­ ла членов экип аж а лиц с высшим образованием, спо­ собных вести работу обще­ ственных консультантов. С каж дым из них проводи­ лась соответствующая бесе­ да. Затем они утверждались на партийном собрании. Всего работало девять обще­ ственных консультантов. Комиссия содействия со­ вместно с общественными консультантами составила план работы на рейс, распи­ сание занятий и приема з а ­ четов на каждый день, рас­ пределила учащихся по группам и классам. З а к аж ­ дой группой был закреплен руководитель от бюро ком­ сомольской организации. Время н ачала зан ятий ежедневно объявлялось по трансляции с'/Ща, З а посе­ щаемость занятии несли от­ ветственность;' н ачальники . служб, которые еженедель­ но о результатах посещае­ мости и сдаче зачетов до­ клады вали на совещании при капитан-директоре. Не­ радивые ученики обсужда­ лись на заседании комсо­ мольского бюро или судово­ го комитета профсоюза, критиковались в стенной пе­ чати. Кроме этого, вопросы заочного обучения специаль­ но рассматривались на ком ­ сомольских и сбщесудовых собраниях. При подведении итогов социалистического соревно­ вани я на совместном засе­ дании судкома и админист­ рации судна в обязательном порядке учитывались успе­ ваемость и посещение за н я ­ тий учащимися. Лучшие по­ ощрялись, а те из учащ их ­ ся, которые даже хорошо работали на производстве, но плохо относились к з а ­ нятиям , к поощрению не представлялись. З а добросовестное отноше­ ние к заочной учебе и хоро­ шую успеваемость объявле­ на благодарность матросам тт. Осовику, Байчурину, Куз­ нецову, повару тов. Б айку- зиеву. Матросы тт. Барко- вич и Барахтанов н аграж ­ дены денежной премией. Всего в течение рейса консультантами принято 306 зачетов, что практиче­ ски означает сдачу зачетов всеми обучающимися по всем предметам, кроме рус­ ского я зы к а и литературы. В период стоянки судна в порту все учащиеся закон­ чат сдачу по всем предме­ там и будут переведены в следующие классы п о суще­ ству до окончания учебного года. Хорошо потрудились та­ кие общественные консуль­ танты, как м еханик-налад­ чик тов. Ильментьев, при­ нявший 105 зачетов, рыбма- стер тов. Хаустов, старший помощник капитана тов. Булдин и другие. З а хоро­ шую организацию занятий, добросовестное проведение консультации и прием заче­ тов поощрены денежной премией тт. Ильментьев, Хаустов и рефм еханик тов. Логинов. В своей работе админист­ рация, п артийная и обще­ ственные организации судна руководствовались п рика­ зом Министерства рыбного хозяйства СССР № 385 от 5 августа 1976 года, у к азан и я ­ ми и рекомендациями отде­ ла кадров и руководителей флота. Постоянную и эф ­ фективную помощь в н ала­ живании заочного обучения на судах оказывают сотруд­ ники учебно-методического кабинета флота. А. ЗУБАРЕВ, первый по­ мощник капитана БМРТ «Быково». Моряки-заочники ППР «Магнит» А. Свиръков (учится в девятом классе ЗШМ), В. Богданов, В. Кротов — курсанты мореходного училища имени И. И. Месяцева. С ПАСАТЕЛЬ «Капитан Нохрин» был готов к очередному рейсу. Уже и день отхода был известен, когда неожиданно нагряну­ ли к спасателям гости: мальчишки и девчонки из северодвинского клуба юных моряков «Северомо­ рец». Школьники давно ждали этой встречи. Как-то прочи­ тали они в «Правде» об и з­ вестном на Севере капитане Арсении Сергеевиче Нохри- не, узнали, что есть в Мур­ манске судно, на борту ко­ торого начертано имя про­ славленного моряка. «А что, если наш клуб будет н азы ­ ваться «имени капитана Нохрина»?» — размечтались ребята. Предложение всем понравилось. Вскоре об этой заветной мечте северодвин­ ских школьников, о делах их клуба узнала дочь капи ­ тана Нохрина — Г. А. Нох­ рина. С волнением и гордо­ стью вчитывалась она в строчки писем своих новых друзей. А потом они сооб­ щили: «Выезжаем в Мур­ манск». И вот недавно в столовой спасателя состоялась эта встреча. Галина Арсеньев­ на рассказала об отце — к а­ кой это был кристально честный и добрый человек. «Когда я слышу по радио о возвращении из рейса «Ка­ питана Нохрина», я к а ж ­ дый раз говорю: «Здрав­ ствуй, отец!» — Уже более пятнадцати лет спасатель бороздит моря и океаны, чутко вслушива­ ясь в эфир и всматриваясь в горизонт — не нужн а ли Ж И Л ОТВАЖНЫЙ К А П И Т А Н кому-нибудь срочная по­ мощь, — сказал капитан Н. Л. Будник. — Экипаж буксира небольшой — 40 человек, но все стараются работать на совесть: план первого года десятой п яти ­ летки мы выполнили до­ срочно, лучшим труж ени ­ кам присвоено звание удар­ ника коммунистического труда, они награждены зн а­ ками победителя социали­ стического соревнования. Не р аз спасатель выручал и суда и людей, предостав­ л ял попавшим в беду мо­ р я кам и кров и дом. Всему этому нас научил капитан Нохрин. Н а вопросы юных друзей моря ответил капи тан -на­ ставник спасателей Н. А. Кудряшов, а потом гости рассказали о себе. О том, что клуб существует всего год, что занимаются в нем 250 мальчишек и девчонок и популярность «Северомор­ ца» растет. Весной юные моряки будут сдавать эк за­ мены за первый курс, а ле­ том уйдут на практику в море. Деньги на экскурсии — и на эту поездку тоже — школьники зарабатывают сами в трз^довом лагере. После беседы состоялось у ребят знакомство с суд­ ном: рассказ рассказом, но обоими глазами все уви­ деть, руками потрогать — совсем иное дело. Вот о такой смене — лю ­ бознательной, пытливой, трудолюбивой — мечтал со­ ветский моряк, мужествен­ ный человек А. С. Нохрин. Г. МИ РОВА. НА СНИМКАХ: Г. А. Нохрина среди юных моряков; и дев­ чонки мечтают о море; стар­ ший механик «Капитана Нох­ рина» Б. И. Столяров с ребята­ ми в машинном отделении суд­ на. Фото Б. Щукина. Великий географ К 150-летию со дня рождения Петра Петровича Семенова- Тян-Шанского С именем Петра Петрови­ ча Семенова-Тян-Шанского (1827— 1914) связаны наи­ более блистательные страни­ цы истории русских геогра­ фических открытий второй половины XIX века. П. П. Семенов был пер­ вым европейцем, проникшим 120 лет тому назад на Тянь- Шань, создавшим схему ре­ льефа его горных цепей, от­ крывшим мощную леднико­ вую область. Это путешест­ вие Семенова-Тян-Шанского 1856— 1857 годов положило начало новому периоду изу­ чения Средней и Централь­ ной Азии. Географическая деятель­ ность Семенова-Тян-Шан­ ского неразрывно связана с Русским географическим об­ ществом л была посвящена исследованию «белых пятен» на географических картах. Он стал вдохновителем и практическим организато­ ром многочисленных экспе­ диций, прояснивших геогра­ фический лик Азиатского материка, выдвинувших гео­ графическое общество Рос­ сии в первый ряд мировых научных центров. Открыть Россию, познать, поставить на службу народу ее просто­ ры безграничные богатства ее природы — во имя этой цели неустанно трудился первый путешественник к «Небесным горам», назы­ вавший географию самой на­ родной из наук и создавший русскую школу комплекс­ ных исследований. Поколения географов учи­ лись по трудам Семенова- Тян-Шанского историческо­ му методу исследования, умению связывать географи­ ческую науку с практически­ ми потребностями страны. Семенов-Тян-Шанский был многогранным ученым. Он известен также как геолог, ботаник, он сыграл большую роль в развитии русской ста­ тистической и экономической наук. Экономическими и стати­ стическими работами Семе­ нова-Тян-Шанского пользо­ вались К. Маркс и В. И. Ле­ нин. «Стремлением каждого ученого должно быть, кроме старания подвинуть абсолют­ но вперед человеческое зна­ ние, еще и желание ввести его сокровища в жизнь на­ родную», — писал ученый- патриот. Благодарные потомки чтут память человека, служивше­ го всеми своими силами на­ роду и России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz