Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.
В ЕЛИКОЛЕПНОЕ ПЛЕМЯ ТУРИСТОВ всегда привлекает сваей пытливостью, неугомон ностью — независимо от возраста. О походе по трем рекам группы рабочих наших предприятий я узнал случайно. Захотелось познакомиться побли же' с этими ребятами, пожертвовавшими отпуском, чтобы на резиновых плотах проііти по Торопе, З а падной Двине и Гауе. Вспомнилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. А Тверь (ныне Кали нин) — совсем недалеко от Торопца, где начали свое путешествие наши земляки. И вообще эти ме ста знамениты. Здесь — исток великой русской ре ки Волги, красивейшее озеро Селигер, бытуют сказы и легенды о славных делах предков, в пер вом ряду которых — Александр Невский... И еще — свидетельства боевой славы воинов Великой Отечественной, трудовые свершения наших совре- мѳнников... Переход был интересным, хотя и нелегким по по годным условиям: лили почти беспрерывно дожди, шла в атаку осень, которая не балует жителей Б е лоруссии и Прибалтики. Душой, как говорят, заводилой этого дела был электросварщик СРЗ-1 объединения «Мурманская судоверфь» Сигурт Аркадьевич Виноградов. Он еще в 1975 году с помощью своих друзей опробовал на дувной плот на небольшом отрезке Даугавы. Опыт этот пригодился. В первоначальном варианте в состав экипажа вхо дили три брата Саницких: шоферы автобазы главка «Севрыба» Владимир и Александр, Сергей — стар шекурсник Мурманского мореходного училища име ни II. И. Месяцеза, Петр Лысенко — электрик СРЗ-1, Виктор Гололобов и Владимир Логинов — слесари С Р З ММФ. Еще на первом этапе маршрута из группы ушло трое. У всех — свои при чины, свои доводы. Экипаж в Витебске пополнил акустик СРЗ-1 Володя Лукья нов. На маршруте было два плота: голов ной — моторный, второй — на буксире, транспортный. Но подробно об этом рас скажут участники перехода. Состав группы не случаен. Все ее участники — спортсмены, туристы. Так, братья Саницкие — бор цы-самбисты, Сигурт (его на русский лад зовут Сергеем) Виноградов и Петр Лысенко — штангисты. Петру в походе выпала роль летописца. Он регуляр но вел дневник, фотографировал. Исполнял и дру гие обязанности — наравне со всеми: дежурил на головном плоту во время переходов, кашеварил, за ботился о провианте и т. д. Когда я познакомился с материалом туристов, по думал: надо, чтобы все это стало достоянием чита телей, среди которых найдутся люди, последующие примеру участников похода по трем рекам. Мне са мому довелось побывать во мнвгих районах страны, но на этом маршруте знакома только Рига. Мыслен но проделал путь с группой. Начертил, для нагляд ности, примерную карту путешествия. Сознаюсь: было бы куда приятнее совершить путешествие «на яву». Уверен: эта добрая зависть вспыхнет в серд це не одного туриста. Вот такое предисловие показалось необходимым перед очередным нашим рассказом под рубрикой «Где были, что видели?» П. БЫСТРОУМОВ. ГДЕ БЫЛИ о ЧТО ВИДЕЛИ • Хождение по трем рекам іііішііжшнішііііншііішішіііиіііііішшнііішіііііішііііііііішііітшшішіішішіііміііііішішпіішшііішііііііііішіішіншііііішті 1. Подготовка — дело важное П УТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕН: куда пойти, чем привлекателен маршрут? Затем — поиск единомышленников. И, ко нечно, — тщательная подготовка. Без этого даже короткая, на несколько дней, туристская вылазка не доставит никакого удовольствия, а длительная — обречена на провал. Все это мы учли. Да и опыт уже кое-какой име ли. Но главное — было желание проверить себя в задуманном мероприятии. Единомышленники объявились сразу. Это знако мые по общим спортивным, трудовым интересам люди. Хотя, прямо скажем, далеко не всем легко было решить вопрос: «Идти — не идти?». Такой по ход во время очередного отпуска для семейного че ловека — проблема. Без совета с домочадцами, без поиска приемлемого для всех выхода, как говорят, дела не будет. Мы в этом смысле не составляли ис ключения .. Поход водный, хотя и речной. Нужна материаль но-техническая база. По рекам на чем только не путешествуют — от комфортабельного теплохода до обычного плота из четырех-пяти бревен. Мы выбра ли оптимальный вариант: ПСН-10 м (плот спаса тельный надувноіі десятиместный). Морякам плот хорошо знаком: это штатное спасательное средство. Он и в океане жизнь сбережет ■— авторитетно под тверждаем. Тем, кто не знаком с плотом, кратко по ясним, что к чему. ГІлот вытянутой овальной формы, с полом и надувными дугами, поддерживающими тент, имеющий выходы в носовоіі и кормовой частях. По бортам леера (не над бортами — по бортам, что бы удобнее с воды ухватиться за них). С тентом пришлось повозиться. Когда надуваешь плот, дуги при определенном давлении встают авто матически. Тейт создает большую парусность. А на головном плоте — лишает и обзора. После неболь шой реконструкции клапанов стало возможным дугі-. с тентом поднимать по необходимости. Тент на транспортном плоту мы тоже переделали: наглухо закрыли кормовой выход, а впереди края покрытия «заставили» распахиваться, как у обычной турист ской палатки, причем образовался небольшой сво бодный участок палубы, на котором размещалось два человека. Все это видно на нашем групповом снимке. Мотор к плотам не предусмотрен. Но и весла при таком объеме и парусности плотов — дело не надежное. Мы приспособили пятисильный подвесной «Прибой». Чтобы установить транец для крепления мотора, смастерили предварительно «киль». Без не го под усилием винта плот могло бы при движении деформировать, собрать в «гармошку». Конструк торы, как нам кажется, и задумали плот именно та ким, чтобы он на любой волне, особенно на гребне, не был жестким, «покорялся» стихии только по форме, но оставался живучим. Нам в лучших каче ствах этого плавсредства необходимо было найти «золотую середину», И мы ее нашли. Киль сделали разборным — из двух пластин многослойного ма териала. В середине — небольшие срезы, наклады ваемые друг на друга и закрепленные болтами «в потай». Сверху и снизу, для прочности, металличе ские пластины, также скрепленные болтами «в потай», чтобы киль был прочным и гладким. В носовой части киль упирался в специально при клеенный «карман», а в корме крепился транец, также разборный. Туристы и без чертежа поймут, как все это было сделано. На реках конструкцией плотов мы привлекала внимание экипажей катеров, буксирных судов. Под час речники «хулиганили»: ставили нас на невыгод ный угол атаки волны, поднятоіі их судами. Н а прасно! Моторный плот играючи справлялся со встречной, идущей градусов под сорок пять волной, а транспортный повторял корпусом ее «конфигура цию». Подробно об этом мы пишем в первую о- для тех, кто любит водную стихию. На всякий слу чай — вдруг пригодится. Еще несколько слов о подготовке к походу. Мо тор. плоты «обкатали» дома, на реке Коле. Проду- . мали все мелочи. Они, как известно, и в большом деле нередко срывают намеченные планы. Нанри- мер, не забыли мы о материале для шпонки, кото рая «держит» гребной винт на валу. На реках, где есть водоросли, топляки, другие неожиданные, пре пятствия, жесткое крепление винта недопустимо: «полетит» и вал, если на больших оборотах ударит ся о что-нибудь. Спасательные жилеты, бинокль, спички в специ альной упаковке, набор инструментов, посуда, кино фотопринадлежности, карты... Думаем, что все эти и многие другие «мелочи» знакомы даже неопытным туристам, собирающимся в очередной поход. Мы начали с «идеи»... Но о ней лучше потом. А в первой «главе» нашего рассказа разрешите по ставить точку. С. ВИНОГРАДОВ, электросварщик, П. ЛЫ СЕНКО, электрик СРЗ-1. (Продолжение следует). Редактор А. А. МИРОНОВ. Щ ь НА ПРОМЫСЛЕ. Фото матроса А. Морозова. і р е м м с л м - п и # ! # ш - СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-304 «Ма- цеста», PT-33G «Молодогвардеец», СРТ-р-711. ЗАВТРА: РТ-260 «Ветлуга», РТ-188 «Лавна», РТ-331 «Мурманчанин», БМРТ-273 «Буран». И ЯНВАРЯ: РТ-274 «Вильнюс», РТ-332 «Мате лот», БМРТ-407 «Лунник», СРТ-4122. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62 64, заместитель ре дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера турные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с го родских АТС 7 62-64, 7-70 89, 7-63-96, 7 70-45. «Рыбный Мурман». Индекс 55654 Цена I экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 7787. ПН-02009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz