Рыбный Мурман. 1977 г. Январь.

В ЕЛИКОЛЕПНОЕ ПЛЕМЯ ТУРИСТОВ всегда привлекает сваей пытливостью, неугомон­ ностью — независимо от возраста. О походе по трем рекам группы рабочих наших предприятий я узнал случайно. Захотелось познакомиться побли­ же' с этими ребятами, пожертвовавшими отпуском, чтобы на резиновых плотах проііти по Торопе, З а ­ падной Двине и Гауе. Вспомнилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. А Тверь (ныне Кали­ нин) — совсем недалеко от Торопца, где начали свое путешествие наши земляки. И вообще эти ме­ ста знамениты. Здесь — исток великой русской ре­ ки Волги, красивейшее озеро Селигер, бытуют сказы и легенды о славных делах предков, в пер­ вом ряду которых — Александр Невский... И еще — свидетельства боевой славы воинов Великой Отечественной, трудовые свершения наших совре- мѳнников... Переход был интересным, хотя и нелегким по по­ годным условиям: лили почти беспрерывно дожди, шла в атаку осень, которая не балует жителей Б е­ лоруссии и Прибалтики. Душой, как говорят, заводилой этого дела был электросварщик СРЗ-1 объединения «Мурманская судоверфь» Сигурт Аркадьевич Виноградов. Он еще в 1975 году с помощью своих друзей опробовал на­ дувной плот на небольшом отрезке Даугавы. Опыт этот пригодился. В первоначальном варианте в состав экипажа вхо­ дили три брата Саницких: шоферы автобазы главка «Севрыба» Владимир и Александр, Сергей — стар­ шекурсник Мурманского мореходного училища име­ ни II. И. Месяцеза, Петр Лысенко — электрик СРЗ-1, Виктор Гололобов и Владимир Логинов — слесари С Р З ММФ. Еще на первом этапе маршрута из группы ушло трое. У всех — свои при­ чины, свои доводы. Экипаж в Витебске пополнил акустик СРЗ-1 Володя Лукья­ нов. На маршруте было два плота: голов­ ной — моторный, второй — на буксире, транспортный. Но подробно об этом рас­ скажут участники перехода. Состав группы не случаен. Все ее участники — спортсмены, туристы. Так, братья Саницкие — бор­ цы-самбисты, Сигурт (его на русский лад зовут Сергеем) Виноградов и Петр Лысенко — штангисты. Петру в походе выпала роль летописца. Он регуляр­ но вел дневник, фотографировал. Исполнял и дру­ гие обязанности — наравне со всеми: дежурил на головном плоту во время переходов, кашеварил, за­ ботился о провианте и т. д. Когда я познакомился с материалом туристов, по­ думал: надо, чтобы все это стало достоянием чита­ телей, среди которых найдутся люди, последующие примеру участников похода по трем рекам. Мне са­ мому довелось побывать во мнвгих районах страны, но на этом маршруте знакома только Рига. Мыслен­ но проделал путь с группой. Начертил, для нагляд­ ности, примерную карту путешествия. Сознаюсь: было бы куда приятнее совершить путешествие «на­ яву». Уверен: эта добрая зависть вспыхнет в серд­ це не одного туриста. Вот такое предисловие показалось необходимым перед очередным нашим рассказом под рубрикой «Где были, что видели?» П. БЫСТРОУМОВ. ГДЕ БЫЛИ о ЧТО ВИДЕЛИ • Хождение по трем рекам іііішііжшнішііііншііішішіііиіііііішшнііішіііііішііііііііішііітшшішіішішіііміііііішішпіішшііішііііііііішіішіншііііішті 1. Подготовка — дело важное П УТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕН: куда пойти, чем привлекателен маршрут? Затем — поиск единомышленников. И, ко­ нечно, — тщательная подготовка. Без этого даже короткая, на несколько дней, туристская вылазка не доставит никакого удовольствия, а длительная — обречена на провал. Все это мы учли. Да и опыт уже кое-какой име­ ли. Но главное — было желание проверить себя в задуманном мероприятии. Единомышленники объявились сразу. Это знако­ мые по общим спортивным, трудовым интересам люди. Хотя, прямо скажем, далеко не всем легко было решить вопрос: «Идти — не идти?». Такой по­ ход во время очередного отпуска для семейного че­ ловека — проблема. Без совета с домочадцами, без поиска приемлемого для всех выхода, как говорят, дела не будет. Мы в этом смысле не составляли ис­ ключения .. Поход водный, хотя и речной. Нужна материаль­ но-техническая база. По рекам на чем только не путешествуют — от комфортабельного теплохода до обычного плота из четырех-пяти бревен. Мы выбра­ ли оптимальный вариант: ПСН-10 м (плот спаса­ тельный надувноіі десятиместный). Морякам плот хорошо знаком: это штатное спасательное средство. Он и в океане жизнь сбережет ■— авторитетно под­ тверждаем. Тем, кто не знаком с плотом, кратко по­ ясним, что к чему. ГІлот вытянутой овальной формы, с полом и надувными дугами, поддерживающими тент, имеющий выходы в носовоіі и кормовой частях. По бортам леера (не над бортами — по бортам, что­ бы удобнее с воды ухватиться за них). С тентом пришлось повозиться. Когда надуваешь плот, дуги при определенном давлении встают авто­ матически. Тейт создает большую парусность. А на головном плоте — лишает и обзора. После неболь­ шой реконструкции клапанов стало возможным дугі-. с тентом поднимать по необходимости. Тент на транспортном плоту мы тоже переделали: наглухо закрыли кормовой выход, а впереди края покрытия «заставили» распахиваться, как у обычной турист­ ской палатки, причем образовался небольшой сво­ бодный участок палубы, на котором размещалось два человека. Все это видно на нашем групповом снимке. Мотор к плотам не предусмотрен. Но и весла при таком объеме и парусности плотов — дело не­ надежное. Мы приспособили пятисильный подвесной «Прибой». Чтобы установить транец для крепления мотора, смастерили предварительно «киль». Без не­ го под усилием винта плот могло бы при движении деформировать, собрать в «гармошку». Конструк­ торы, как нам кажется, и задумали плот именно та­ ким, чтобы он на любой волне, особенно на гребне, не был жестким, «покорялся» стихии только по форме, но оставался живучим. Нам в лучших каче­ ствах этого плавсредства необходимо было найти «золотую середину», И мы ее нашли. Киль сделали разборным — из двух пластин многослойного ма­ териала. В середине — небольшие срезы, наклады­ ваемые друг на друга и закрепленные болтами «в потай». Сверху и снизу, для прочности, металличе­ ские пластины, также скрепленные болтами «в потай», чтобы киль был прочным и гладким. В носовой части киль упирался в специально при­ клеенный «карман», а в корме крепился транец, также разборный. Туристы и без чертежа поймут, как все это было сделано. На реках конструкцией плотов мы привлекала внимание экипажей катеров, буксирных судов. Под­ час речники «хулиганили»: ставили нас на невыгод ный угол атаки волны, поднятоіі их судами. Н а­ прасно! Моторный плот играючи справлялся со встречной, идущей градусов под сорок пять волной, а транспортный повторял корпусом ее «конфигура цию». Подробно об этом мы пишем в первую о- для тех, кто любит водную стихию. На всякий слу­ чай — вдруг пригодится. Еще несколько слов о подготовке к походу. Мо­ тор. плоты «обкатали» дома, на реке Коле. Проду- . мали все мелочи. Они, как известно, и в большом деле нередко срывают намеченные планы. Нанри- мер, не забыли мы о материале для шпонки, кото­ рая «держит» гребной винт на валу. На реках, где есть водоросли, топляки, другие неожиданные, пре­ пятствия, жесткое крепление винта недопустимо: «полетит» и вал, если на больших оборотах ударит­ ся о что-нибудь. Спасательные жилеты, бинокль, спички в специ­ альной упаковке, набор инструментов, посуда, кино­ фотопринадлежности, карты... Думаем, что все эти и многие другие «мелочи» знакомы даже неопытным туристам, собирающимся в очередной поход. Мы начали с «идеи»... Но о ней лучше потом. А в первой «главе» нашего рассказа разрешите по­ ставить точку. С. ВИНОГРАДОВ, электросварщик, П. ЛЫ ­ СЕНКО, электрик СРЗ-1. (Продолжение следует). Редактор А. А. МИРОНОВ. Щ ь НА ПРОМЫСЛЕ. Фото матроса А. Морозова. і р е м м с л м - п и # ! # ш - СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-304 «Ма- цеста», PT-33G «Молодогвардеец», СРТ-р-711. ЗАВТРА: РТ-260 «Ветлуга», РТ-188 «Лавна», РТ-331 «Мурманчанин», БМРТ-273 «Буран». И ЯНВАРЯ: РТ-274 «Вильнюс», РТ-332 «Мате­ лот», БМРТ-407 «Лунник», СРТ-4122. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62 64, заместитель ре­ дактора, ответственный секретарь — 70-89, литера­ турные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с го­ родских АТС 7 62-64, 7-70 89, 7-63-96, 7 70-45. «Рыбный Мурман». Индекс 55654 Цена I экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 7787. ПН-02009.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz