Рыбный Мурман. 1977 г. Май.

Г о д тридцать восьмой 28 мая 1S38 г. Указом Президиума ВЦИК была образована Мурманская об­ ласть обшей площадью в 127 тыс. квадратных кило­ метров с населением 291 тыс. человек. Помимо тер­ ритории бывшего Мурман­ ского округа. в нее вошел Кандалакшский район, вы­ деленный из состава Карель­ ской Л ССР. Область состоя­ ла из 8 районов. 4 городов и 12 ра Г.г.чнх поселков. Э -'Сласти имелось 67 про­ мышленных предприятий, на которых раСотало 30 тыс. человек. Валовая продукция пр о мышл екк с.с ти составля­ ла 355,6 млн. рублей. Раз­ вивалась рыбная, гсрпохи» ми оес ная . ме 7аллосбраСа- 71ЛБа)і>шая , с уд о ремоні ная , лесная, лесопильная, дере- Е с об д с л - ч к ая лр см ышлен- нос7ь. Ведущей оставалась ■рыбная л рсмышленкссть. Удельный вес ее в экономи­ ке области составлял 33,4 процента. Основными пред­ приятиями были траловый флот (69 кораблей), рыбо­ комбинат, рыбныіі порт и бондарный завод. Создание областной партийной организаци ІШШШШШШШШІШШІШІШШІІ В областной партийной организации на 1 июля 1638 г. состояло 3340 ком­ мунистов. объединенных в 202 нерЕичные организации. Самыми крупными из них являлись Мурманская — 1928 коммунистов. Канда­ лакшская — 672, Кировская — 446, Мончегорская •— 272 коммуниста. . 21,3 процента коммуни­ стов организации работало ка рыбных предприятиях. 1-я областная партийная конференция преходила с 15 по 22 августа 1938 г. На ней присутствовало 269 де­ легатов. Конференция определила главные задачи коммунистов Мѵомана б д альнепше м раз- Ептни народного хозяйства, в с оганнзацио.ннс-партий- кей и партийно-политической работе. избрала обком ВКШР) из 45 членов и 11 кандидатов, оеопои "иную ко­ миссию из 7 человек. 23 августа 1938 г. состо­ ялся первый пленум обкома, избравший бюро нз 7 членов к 3 кандидатов. Первым сек­ ретарем обкома стал С. А. Петров, несколько позднее ■— М. II. Старостин, вторым ■— Н. С. Железняков. Из воспоминаний В. М. ЛІаевского. П ОЧИН кировцев и их последователе!! был поддержан всеми су­ дами. Это позволило дове­ сти средний вылов на трау­ лер в 3938 году до 32 ты­ сяч центнеров. На флоте ши­ роко развернулось соревно­ вание экипажей судов за вылов 4 0—50 тысяч цент­ неров рыбы В год. Такоіі бурный рост уло­ вов явился результатом упорного труда дружного коллектива моряков и инже­ нерно-технических работни­ ков флота. Летопись истории трало­ вого флота будет неполной, если не ьспг м : п іть добрым словом о славных делах ка- пнтанон-па и ск о еико в , этих ■разведчиков морских глу­ би)?, находивших Есе новые и новые промысловые райо­ ны в Баренцевом мере. Так, с 1924 по 1937 г. этими ка­ питанами были обследованы все районы Центральной ветки Гольфстрима вплоть РЫБАЦКИЕ РАЗВЕДЧИКИ до Новой Земли, район ост­ рова Медвежий, Демидов­ ская банка и многие другие. В 1938 году при тресте Мурманрыба была создана промысловая разведка. С ор­ ганизацией разведки в нее пришли наиболее опытные капитаны, которые отлично знали Баренцево море. Пио­ нерами поискового дола ЯЕилпиь капитаны С. Д. По­ пыток, II. Н. Демидов, Ю. С. Попов. М. М. Епаріін, бра­ тья Егоровы и другие. Ео главе научной части г ? зргд - ки стал ученый', знаток Еа- ренцева моря яооФесо-р М. П. Сомов. Широкий фронт поисковых 'работ, тес­ ное сотрудничество промыс­ ловой оазведки с наукой по­ зволили передать промыш­ ленности промысловые рай­ оны общеіі площадью 1 ] 5 тысяч квадратных миль. Используя опыт ленинградцев Из воспоминаний бывшего директора Мурманской судоверфи П. В. САИАНАДЗЕ. В 1938 году на верфи во­ шли в эксплуатацию новые мощные стапели. После это­ го речь могла идти уже не о дострсііке на Мурманской Еерфи траулеров, а о строи­ тельстве новых металличе­ ских кораблей. И в декабре 1938 года в торжественной обстановке были заложены на наших стапелях первые два траулера: ...Советская Конституция» и «.Михаил Громов >. В цеха;.: изготовлялись де­ тали для заложенных кораб­ лей; инженеры и техники разрабатывали технологиче­ ский процесс нового произ­ водства. Молодые судостроители сразу же выдвинули вопрос о скоростном судостроении. Нам очень хотелось осуще­ ствить этот метод на пост­ ройке траулеров, но мы не имели соответствующего опыта и потому решили сна­ чала испытать приемы ско­ ростного строительства на сооружении металлических барж. Для этой цели среди судостроителей было прове­ дено специальное производ­ ственное совещание. В сво­ ем обязательстве коллектив судоверфи записал: «Моло­ дое заполярное судострое­ ние нужно поднимать до уровня самой передовой тех­ ники, широко использовать опыт ленинградских судост­ роителей. На Мурманской судоверфи, оснащенной со­ вершенными механизмами, можно и нужно строить ме­ таллические корабли быстро, дешево, высококачественно. Мы знаем, что как только у нас будут введены скорост­ ные методы работы, наши передовики, да и все судо­ строители получат возмож­ ность во много раз перекры­ вать нормы выработки». ...В результате, если пер­ вое судно простояло на ста­ пелях 11 месяцев, второе, строившееся скоростным ме­ тодом, было закопчено менее чем за 6 месяцев. И это бы­ ло только начало. первый далеко не совершенный опыт. Люди-практики, капита­ ны-промысловики и рыбаки первые справились с постав­ ленной задачей — блестяще доказали возможность лова сельди Е д а л и от берегов. Но. чтобы как следует организовать промысел, нуж­ на была помощь пауки, надо было изучить биологию сель­ ди Баренцева моря. За дело энергично взялась группа молодых работни­ ков Полярного научно-иссле­ довательского института рыбного хозяйства. Зти люди сразу стали на правильный путь. Они отправились искать разгадку мурманской сель­ ди непосредственно в откры­ тых частях мооя. Экспедиционное судно «Персей» квадрат за квадра­ том обследовало морские глубины. Стало ясно, что мурман­ ская сельдь — ото особая, Разгадка мурманской сельди отличная от норвежской, разновидность атлантиче­ ской сельди. Теперь надо было разре­ шить особо важный вопрос: где эта сельдь нерестится. Выяснение этого вопроса да­ ло бы ключ к разгадке всей ее биологии. Найти нерестилища мож­ но по нескольким призна­ кам. Нерестилища находятся там, где в тралы попадают экземпляры сельди со зре­ лыми. легко вытекающими нкроіі и молоками, где нахо­ дят оплодотворенную икру и только что вышедших из ик­ ры личинок. Наконец, мож­ но найти места нереста по содержимому желудков пик­ ши — большой любительни­ цы сельдяной икры. Во время первого рейса «Персея» в апреле 1938 го­ да были найдены крупные сельди с текучей икрой и молоками, пойманы 1358 W14HHOK, только что вышед­ ших нз икры. и 3 пикши, желудки которых были на­ полнены сельдяной икрой. Ео втором, майском рей­ се были обнаружены сель­ ди, уже отметавшие икру, и много личинок. В третьем рейсе «Пер­ сей» нашел подросшие ли­ чинки. Итак, нерестилища мур­ манской сельди установле­ ны Они находятся в районе Лофотенских островов. Отсюда личинки уносятся течением в Баренцево мо­ ре. Здесь молодь откармли­ вается. растет, достигает пс- лоеси зрелости и снова от­ правляется к Лсфстенам ка нерест. Работники Полярного ин­ ститута рыбного хозяйства установили пути миграции сельди, условия ее питания, возрастноіі состав косяков, места и сезоны их промыс­ ловых концентраций. Таким образом, загадка мурманской сельди была развешена. Что не менее важно —1 Полярныіі институт не по­ хоронил это открытие на полках своей библиотеки, а быстро издал книжку, в но- тооой ознакомил капитанов, ■рыбаков, хозяйственников со своими научными выводами. Из публикации Б. МО­ СКАЛЕНКО, В. КОВА­ ЛЕВА. И В В В В В В В В В В В В В В В В В В В Е В В Г B B B B B B B B B B B B B B B B B S B 8 B B B K B B B B B B B B B S B B B B B B B B B B B W н а д р и ф т е р н ы м л о в В январе 1938 года тсв. Микоян издал свои приказ, в котором обязывал рыбаков Мурмана освоить технику лова сельди дрифтерными сетями б открытом море и выловить в 1938 году актив­ ными видами не менее 5 тыс. тонн. Рыбаки Мурмана вы­ полнили это задание и дали в 1938 году стране 6,8 тыс. тонн дрифтерной сельди. Первыіі опыт лова сельди в открытом море показал, что Баренцево море обладает ог­ ромной сельдяной базой, для использования которой необ­ ходим флот, состоящий из сотен крупных деревянных судов типа больших комбай­ нов, дрифтерботов и сейне­ ров. К созданию такого фло­ та уже приступлено. В на­ стоящее время управление морского государственного лова, Б.ходящее в состав треста Мурманрыба и имеющее задание организо­ вать большой промысел сельди в открытом море, уже располагает для этой цели 22 крупными судами (12 комбайнов, больших и малых и 10 дрифтерботов). К началу промыслового се­ зона 1940 года намечено по­ строить еще 20 дрифтербо­ тов. Тем не менее огромные возможности развития рыб­ ной промышленности в Ба­ ренцевом море еще далеко не освоены полностью. В ча­ сти сырьевых ресурсов здесь лишь в слабой степени ис­ пользуются огромные запа­ сы сельди: целый ряд райо­ нов ее сосредоточения — на западе и на востоке — в ча­ стности прибрежных-, ловом не затронуты; даже в отно­ шении трески, являющейся основной промысловой ры­ бой Е Баренцевом море, ос­ таются необловленными са­ мые богатые банки (Медве- жинская. Шпицбергенская). Такие ценные рыбы, как пикша и скунь, несмотря на их обилие, вылавливаются в незначительном количест­ ве: кроме того, остаются не­ исследованными в промыс­ ловом отношении целые рай­ оны возможного промысла. Новоземельский, Сев-Вост. и другие. Все процессы ло­ ва рыбы недостаточно меха­ низированы и поэтому оста­ ются чрезмерно трудоемки­ ми. Из материалов Оргкоми­ тета Президиума Верхов­ ного Совета РСФСР по Мурманской области. 1938 год траловый флот начал успешно. План янва­ ря был перекрыт, траулеры добыли 71 тысячу центнеров рыбы. (Для сравнения: в ян­ варе 1937 года было добыто 63 тысячи центнеров). Впереди соревнующихся команд шли экипажи РТ-29 «Киров», РТ-71 «Москва», РТ-1 «Акула» и другие. Они успешно боролись за вылов каждым кораблем не менее 35 тысяч центнеров рыбы. Все эти прославленные трау­ леры досрочно выполнили и НА 57 Т Ы С Я Ч МЕН ЬШЕ . . . полугодовой план. В адрес капитанов РТ-29 «Киров» и"' РТ-45 «Двина» пришла пра^ вительственкая телеграмма: «Приветствуем и поздравля­ ем вас и Есех моряков эки­ пажей траулеров «Киров» и «Двина» в связи с досроч­ ным выполнением полугодо­ вого плана добычи рыбы... Надеемся, что и в дальней­ шем они покажут образцы высокой производительно­ сти труда». Однако в целом траловый флот полугодовой план вы­ полнил лишь на 88,6 процен­ та. Многие суда системати­ чески не справлялись с за­ даниями по вылову рыбы. Всего в 1938 году флот дал стране 2100 тысяч центне­ ров рыбы — на 57 тысяч меньше, чем в 1937 году Главными причинами срыва были серьезные промысло­ вые трудности и недостатки в организации работы. Разукрупнение Госрыбтреста Карелии Из конъюктурного обзора деятельности «Карелгоерыбтрестг» за 1938 год. По состоянию на 1 янгаря 1938 года в состав треста входили три самостоятель­ ные производственные еди­ ницы: консервный комбинат, два рыбозавода и рыбзавуч. В течение этого года в структуре треста произошли изменения на основании приказов по «Карелгосрыб- трестѵ», Наркомпищепрому РСФСР и в порядке разук­ рупнения. На 31 декабря об­ разовано было 6 производст­ венных единиц: кандалакшскин консерв­ ный завод, сорокский рыбо­ завод, петрозаводский рыбо­ завод, выгозерская промкон- тора, нльинскии, онежский рыбозаводы. (Из фондов Центрально­ го государственного ар­ хива Карельской АССР).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz