Рыбный Мурман. 1977 г. Май.
Г о д тридцать восьмой 28 мая 1S38 г. Указом Президиума ВЦИК была образована Мурманская об ласть обшей площадью в 127 тыс. квадратных кило метров с населением 291 тыс. человек. Помимо тер ритории бывшего Мурман ского округа. в нее вошел Кандалакшский район, вы деленный из состава Карель ской Л ССР. Область состоя ла из 8 районов. 4 городов и 12 ра Г.г.чнх поселков. Э -'Сласти имелось 67 про мышленных предприятий, на которых раСотало 30 тыс. человек. Валовая продукция пр о мышл екк с.с ти составля ла 355,6 млн. рублей. Раз вивалась рыбная, гсрпохи» ми оес ная . ме 7аллосбраСа- 71ЛБа)і>шая , с уд о ремоні ная , лесная, лесопильная, дере- Е с об д с л - ч к ая лр см ышлен- нос7ь. Ведущей оставалась ■рыбная л рсмышленкссть. Удельный вес ее в экономи ке области составлял 33,4 процента. Основными пред приятиями были траловый флот (69 кораблей), рыбо комбинат, рыбныіі порт и бондарный завод. Создание областной партийной организаци ІШШШШШШШШІШШІШІШШІІ В областной партийной организации на 1 июля 1638 г. состояло 3340 ком мунистов. объединенных в 202 нерЕичные организации. Самыми крупными из них являлись Мурманская — 1928 коммунистов. Канда лакшская — 672, Кировская — 446, Мончегорская •— 272 коммуниста. . 21,3 процента коммуни стов организации работало ка рыбных предприятиях. 1-я областная партийная конференция преходила с 15 по 22 августа 1938 г. На ней присутствовало 269 де легатов. Конференция определила главные задачи коммунистов Мѵомана б д альнепше м раз- Ептни народного хозяйства, в с оганнзацио.ннс-партий- кей и партийно-политической работе. избрала обком ВКШР) из 45 членов и 11 кандидатов, оеопои "иную ко миссию из 7 человек. 23 августа 1938 г. состо ялся первый пленум обкома, избравший бюро нз 7 членов к 3 кандидатов. Первым сек ретарем обкома стал С. А. Петров, несколько позднее ■— М. II. Старостин, вторым ■— Н. С. Железняков. Из воспоминаний В. М. ЛІаевского. П ОЧИН кировцев и их последователе!! был поддержан всеми су дами. Это позволило дове сти средний вылов на трау лер в 3938 году до 32 ты сяч центнеров. На флоте ши роко развернулось соревно вание экипажей судов за вылов 4 0—50 тысяч цент неров рыбы В год. Такоіі бурный рост уло вов явился результатом упорного труда дружного коллектива моряков и инже нерно-технических работни ков флота. Летопись истории трало вого флота будет неполной, если не ьспг м : п іть добрым словом о славных делах ка- пнтанон-па и ск о еико в , этих ■разведчиков морских глу би)?, находивших Есе новые и новые промысловые райо ны в Баренцевом мере. Так, с 1924 по 1937 г. этими ка питанами были обследованы все районы Центральной ветки Гольфстрима вплоть РЫБАЦКИЕ РАЗВЕДЧИКИ до Новой Земли, район ост рова Медвежий, Демидов ская банка и многие другие. В 1938 году при тресте Мурманрыба была создана промысловая разведка. С ор ганизацией разведки в нее пришли наиболее опытные капитаны, которые отлично знали Баренцево море. Пио нерами поискового дола ЯЕилпиь капитаны С. Д. По пыток, II. Н. Демидов, Ю. С. Попов. М. М. Епаріін, бра тья Егоровы и другие. Ео главе научной части г ? зргд - ки стал ученый', знаток Еа- ренцева моря яооФесо-р М. П. Сомов. Широкий фронт поисковых 'работ, тес ное сотрудничество промыс ловой оазведки с наукой по зволили передать промыш ленности промысловые рай оны общеіі площадью 1 ] 5 тысяч квадратных миль. Используя опыт ленинградцев Из воспоминаний бывшего директора Мурманской судоверфи П. В. САИАНАДЗЕ. В 1938 году на верфи во шли в эксплуатацию новые мощные стапели. После это го речь могла идти уже не о дострсііке на Мурманской Еерфи траулеров, а о строи тельстве новых металличе ских кораблей. И в декабре 1938 года в торжественной обстановке были заложены на наших стапелях первые два траулера: ...Советская Конституция» и «.Михаил Громов >. В цеха;.: изготовлялись де тали для заложенных кораб лей; инженеры и техники разрабатывали технологиче ский процесс нового произ водства. Молодые судостроители сразу же выдвинули вопрос о скоростном судостроении. Нам очень хотелось осуще ствить этот метод на пост ройке траулеров, но мы не имели соответствующего опыта и потому решили сна чала испытать приемы ско ростного строительства на сооружении металлических барж. Для этой цели среди судостроителей было прове дено специальное производ ственное совещание. В сво ем обязательстве коллектив судоверфи записал: «Моло дое заполярное судострое ние нужно поднимать до уровня самой передовой тех ники, широко использовать опыт ленинградских судост роителей. На Мурманской судоверфи, оснащенной со вершенными механизмами, можно и нужно строить ме таллические корабли быстро, дешево, высококачественно. Мы знаем, что как только у нас будут введены скорост ные методы работы, наши передовики, да и все судо строители получат возмож ность во много раз перекры вать нормы выработки». ...В результате, если пер вое судно простояло на ста пелях 11 месяцев, второе, строившееся скоростным ме тодом, было закопчено менее чем за 6 месяцев. И это бы ло только начало. первый далеко не совершенный опыт. Люди-практики, капита ны-промысловики и рыбаки первые справились с постав ленной задачей — блестяще доказали возможность лова сельди Е д а л и от берегов. Но. чтобы как следует организовать промысел, нуж на была помощь пауки, надо было изучить биологию сель ди Баренцева моря. За дело энергично взялась группа молодых работни ков Полярного научно-иссле довательского института рыбного хозяйства. Зти люди сразу стали на правильный путь. Они отправились искать разгадку мурманской сель ди непосредственно в откры тых частях мооя. Экспедиционное судно «Персей» квадрат за квадра том обследовало морские глубины. Стало ясно, что мурман ская сельдь — ото особая, Разгадка мурманской сельди отличная от норвежской, разновидность атлантиче ской сельди. Теперь надо было разре шить особо важный вопрос: где эта сельдь нерестится. Выяснение этого вопроса да ло бы ключ к разгадке всей ее биологии. Найти нерестилища мож но по нескольким призна кам. Нерестилища находятся там, где в тралы попадают экземпляры сельди со зре лыми. легко вытекающими нкроіі и молоками, где нахо дят оплодотворенную икру и только что вышедших из ик ры личинок. Наконец, мож но найти места нереста по содержимому желудков пик ши — большой любительни цы сельдяной икры. Во время первого рейса «Персея» в апреле 1938 го да были найдены крупные сельди с текучей икрой и молоками, пойманы 1358 W14HHOK, только что вышед ших нз икры. и 3 пикши, желудки которых были на полнены сельдяной икрой. Ео втором, майском рей се были обнаружены сель ди, уже отметавшие икру, и много личинок. В третьем рейсе «Пер сей» нашел подросшие ли чинки. Итак, нерестилища мур манской сельди установле ны Они находятся в районе Лофотенских островов. Отсюда личинки уносятся течением в Баренцево мо ре. Здесь молодь откармли вается. растет, достигает пс- лоеси зрелости и снова от правляется к Лсфстенам ка нерест. Работники Полярного ин ститута рыбного хозяйства установили пути миграции сельди, условия ее питания, возрастноіі состав косяков, места и сезоны их промыс ловых концентраций. Таким образом, загадка мурманской сельди была развешена. Что не менее важно —1 Полярныіі институт не по хоронил это открытие на полках своей библиотеки, а быстро издал книжку, в но- тооой ознакомил капитанов, ■рыбаков, хозяйственников со своими научными выводами. Из публикации Б. МО СКАЛЕНКО, В. КОВА ЛЕВА. И В В В В В В В В В В В В В В В В В В В Е В В Г B B B B B B B B B B B B B B B B B S B 8 B B B K B B B B B B B B B S B B B B B B B B B B B W н а д р и ф т е р н ы м л о в В январе 1938 года тсв. Микоян издал свои приказ, в котором обязывал рыбаков Мурмана освоить технику лова сельди дрифтерными сетями б открытом море и выловить в 1938 году актив ными видами не менее 5 тыс. тонн. Рыбаки Мурмана вы полнили это задание и дали в 1938 году стране 6,8 тыс. тонн дрифтерной сельди. Первыіі опыт лова сельди в открытом море показал, что Баренцево море обладает ог ромной сельдяной базой, для использования которой необ ходим флот, состоящий из сотен крупных деревянных судов типа больших комбай нов, дрифтерботов и сейне ров. К созданию такого фло та уже приступлено. В на стоящее время управление морского государственного лова, Б.ходящее в состав треста Мурманрыба и имеющее задание организо вать большой промысел сельди в открытом море, уже располагает для этой цели 22 крупными судами (12 комбайнов, больших и малых и 10 дрифтерботов). К началу промыслового се зона 1940 года намечено по строить еще 20 дрифтербо тов. Тем не менее огромные возможности развития рыб ной промышленности в Ба ренцевом море еще далеко не освоены полностью. В ча сти сырьевых ресурсов здесь лишь в слабой степени ис пользуются огромные запа сы сельди: целый ряд райо нов ее сосредоточения — на западе и на востоке — в ча стности прибрежных-, ловом не затронуты; даже в отно шении трески, являющейся основной промысловой ры бой Е Баренцевом море, ос таются необловленными са мые богатые банки (Медве- жинская. Шпицбергенская). Такие ценные рыбы, как пикша и скунь, несмотря на их обилие, вылавливаются в незначительном количест ве: кроме того, остаются не исследованными в промыс ловом отношении целые рай оны возможного промысла. Новоземельский, Сев-Вост. и другие. Все процессы ло ва рыбы недостаточно меха низированы и поэтому оста ются чрезмерно трудоемки ми. Из материалов Оргкоми тета Президиума Верхов ного Совета РСФСР по Мурманской области. 1938 год траловый флот начал успешно. План янва ря был перекрыт, траулеры добыли 71 тысячу центнеров рыбы. (Для сравнения: в ян варе 1937 года было добыто 63 тысячи центнеров). Впереди соревнующихся команд шли экипажи РТ-29 «Киров», РТ-71 «Москва», РТ-1 «Акула» и другие. Они успешно боролись за вылов каждым кораблем не менее 35 тысяч центнеров рыбы. Все эти прославленные трау леры досрочно выполнили и НА 57 Т Ы С Я Ч МЕН ЬШЕ . . . полугодовой план. В адрес капитанов РТ-29 «Киров» и"' РТ-45 «Двина» пришла пра^ вительственкая телеграмма: «Приветствуем и поздравля ем вас и Есех моряков эки пажей траулеров «Киров» и «Двина» в связи с досроч ным выполнением полугодо вого плана добычи рыбы... Надеемся, что и в дальней шем они покажут образцы высокой производительно сти труда». Однако в целом траловый флот полугодовой план вы полнил лишь на 88,6 процен та. Многие суда системати чески не справлялись с за даниями по вылову рыбы. Всего в 1938 году флот дал стране 2100 тысяч центне ров рыбы — на 57 тысяч меньше, чем в 1937 году Главными причинами срыва были серьезные промысло вые трудности и недостатки в организации работы. Разукрупнение Госрыбтреста Карелии Из конъюктурного обзора деятельности «Карелгоерыбтрестг» за 1938 год. По состоянию на 1 янгаря 1938 года в состав треста входили три самостоятель ные производственные еди ницы: консервный комбинат, два рыбозавода и рыбзавуч. В течение этого года в структуре треста произошли изменения на основании приказов по «Карелгосрыб- трестѵ», Наркомпищепрому РСФСР и в порядке разук рупнения. На 31 декабря об разовано было 6 производст венных единиц: кандалакшскин консерв ный завод, сорокский рыбо завод, петрозаводский рыбо завод, выгозерская промкон- тора, нльинскии, онежский рыбозаводы. (Из фондов Центрально го государственного ар хива Карельской АССР).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz