Рыбный Мурман. 1977 г. Май.
• • ВЫПУСК 18-й П Ч Р М Н У Ц Ы И С Т О Р И И РЫЕНаН П Р О М Ы Ш Л Е Н Н О С Т И С Е В Е Р А Г о д трм дщ л тж ч е т в е р т ы й Из доклада В. В. Куйбы шева на XVII съезде ВКП(б) 3 февраля 1934 года Упор на большее развитие с 1 }:г слей, вырабатывающих наиболее ценную ло пита тельным и Еку соеы ' л свойст вам продукцию, является доля парной и мороженой рыбы, резко возрастает удельный Бес свинины в про дукции мясной промышлен ности, повышается удельный вес высоких сортов муки, улучшается качество хлеба, макарон и кондитерских из делии. ревыполкпЕшая пятилетку в четыре года, за последние два года систематически не довыполняет план. В 1931 г. добыча рыбы достигла 1-1.3 млн. ц (против плана первой пятилетки в 13 млн. к', в 1932 г. добыча рыбы понизи лась до 13,3 млн. ц, в Второй пятилетний план сс'-сеной чертой втерего ля- лнлетнего ллаі:а пишевкусо- вси промышленности. Про тив среднего роста пишевку^ собой промышленности в 2,6 раза группа отраслей, выра-. Сбывающих пнніевыс жиры, увеличивается в 2.3 раза, производство ■сахара — в 3 раза, прсизесдстео колба сы и мпеной' копченой про дукции — в 2,7 раза. Одновременно с этим на мечены решающие качест венные сдвиги по изменению ассортимента изделий вну- II три каждой'отрасли. Растет Ряд отраслей пищевой промышленности не справил ся в первой пятилетке и с за дачей организаций сырьевой базы. По зтим отраслям мы имеем, систематическое недо выполнение производствен ной программы из-за недо статка сырья, из-за его лор- чи или гибели, из-за неуме лого. его хранения, транспор тировки и т. д. Особенно зна чительны прорывы в выпол нении плана таких отраслей, как консервная, мясная, рыб ная. сахарная, маслобойная. Рыбная промышленность, пе- 1933 г. — до 13 млн. ц. Это снижение добычи про изошло, несмотря на рост механизации добывающей рыбной промышленности за годы первой пятилетки, не смотря ка рост основных фондов рыбопромышленно сти с 64 млн. руб. до 434 мл и, руб. Во втором пятиле тии необходимо добиться увеличения добычи рыбы не менее чем до 18 млн. ц. На мечаемый рост технического вооружения рыбной промыш ленности создаст для этого вое необходимые условия. С. Ж Киров — экипажу РТ „Киров" Телеграмма капитану РТ- 29 «Киров» 8 сентября 1934 г. Поздравляю Еас, всю команду тральщика досроч ным выполнением годового плана добычи рыбы. Ваше первенство в траловом фло те достигнуто на основе упорной работы и доказало, каких успехов можно достиг нуть, если организовать ра боту должным образом. Деритесь за увеличение улова, дальнейшее улучше ние качества рыбы, хорошую работу машин, дисциплину. Передавайте свой опыт дру гим отстающим тральщикам. Секретарь Ленинградского комитета партии КИРОВ. Разделка рыбы. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫБОЗАВОДА В КАРЕЛИИ Выписка из приказа по «Карелгосрыбтресту» № 151 от 20 октября 1934 г. § 1 О роли Архангельска Для рентабельной эксплу атации нашего тралфлота на Севере основная база — Мурманск должна быть до полнена вспомогательной тралбазой. До некоторой сте пени эту роль несет сейчас Архангельск. Архангельская тралбаза за время существования «Севгосрыбтреста» значи тельно расширена и переобо рудована н может теперь принять в течение навигации не менее 150 траулеро-рей- сов. Архангельск располага ет значительными средства ми для ремонта судов. Здесь легче комплектовать трал- команды. чем, например, в Мурманске. Вообще Архан гельск. как достаточно обжи той пункт, имеет ряд и дру гих преимуществ. Однако все плюсы Архангельска не ,40- гут компенсировать его важ ного недостатка: удален ности от основных рыбопро мысловых банок. Достаточно сказать, что 'Архангельск расположен дальше Мурманска даже от ближайших к нему (Архан гельску) Канино - Колгусв- ских банок, не говоря уже о других водах. Итак, Архангельск не име ет перед Мурманском даже сезонных преимуществ. Все плюсы Архангельска покры ваются одним его минусом— дальностью расстояния. Та ким образом, Архангельск в качестве вспомогательной базы не будет способствовать рентабельной эксплуатации тралфлота. На Архангельск в настоя щее время и в дальнейшем следует смотреть как на за пасную тралбазу, работаю щую в случае перегрузки Мурманска, а такяге исполь зуемую для ремонта судов. По мере расширения и обо рудования Мурманска значе ние Архангельска как важ ной. тралбазы будет сни жаться и при наличии насто ящей вспомогательной трал базы Архангельск может быть использован лишь для судов, работающих в Белом море (комбаііны, бота и т. п.). ...Итак, Архангельск не годен для роли вспомогатель ной тралбазы. Для нее под ходят другие пункты, распо ложенные по Тиманскому по бережью в восточной части Баоснцева моря. К. ВОРОНОВ. («За рыбную индустрию Севера»), Организовать в г. Петро заводске центральный при емно-обработочный рыбоза вод «Петушки». Управляющий КГРтре- стом ЦЕТЛИН. СТИХИ ТЕХ ЛЕТ У іѵюря Где стремительно падают ветры II рокочет сердитый прибой. Громыхающим вечером светлым Я встречаюсь, рыбачка, с тобой. Штормы мечутся к нашему краю. Только гребни сердитых пен, Как всегда, замирают и тают У просоленных морем колен. Там встречается наша дружба, Пусть не дружба, а даже любовь, Оба здесь мы для жизни нужны, Разжигая рыбацкую новь. Да и крепок наш берег, не зыбок. Право счастья дано и нам. Но на сердце, кроме улыбок, Мы таскаем еще промфинплан. А. ГОРБУНОВ. ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ Из воспоминании бывшего директора Мурм анекой судевер фи П. В. Сапевадзе Судоремонтники был 11 взволнованы. Про» с У. однл о большое событие: первый подъем траулера ка новом елнпе. Специалисты еще газ проверили механизмы, рас ставили людей •' и отдали команду. Электрики включи ли рубильники, и юощные моторы заработал);. - Огром ные стальные тросы, протя нутые. через массивные ро лики, медленно потянулись из воды к металлическим б,і- рабапем мощных лебедок. Траулер, стоявший невдале ке. качнулся и стал придви гаться к рельсам, . теряв шимся.г- воде. Так в августе I f 34 года началось освоение высокой техники судоверфи. На подъ ем судна было затрачено тогда более двух с полови ной часов. Но ест страну схватило стахановское дви жение, быстро распростра ни л-мь ООО и в ( пусти немного тмн.рье, и )€ГЛ6НИ Су~ доремошгнинн на том же сли пе стали производить подъ ем судна вдЕое скорее. Работники литейного -л нашли способ дли многой-ат- ного перевыполнения норм. Началось с мелочи. В сто:..] цехе отливались грузила для рыболовной снасти — мас сивные металлические - гну щ и х Обычно в одной о- его отливались ДЕл-ірн мн-нт грузила. Рабочие измочили процесс Ф'рмоЕнн и веете отливки вынимали уже но пе два-три грузила, а целую гроздь их. пасчитывагсинл-о 10— 12 штук. Формсвіннк В. Кожевников і тал выпол нять корму на 2.60 с лишним процентов. Стахановок-'е движение перебрасывалось из цеха в цех, порождая все новых но ваторов. передовиков произ водства. Стахановцы г.- ови лись в кузнечном. котель ном. механическом и других цехах. Ю б и д е й н ы „Персе я Постановление бюро Мурманского окруѵккома ВКП(б) от 14 сентября 193,4 г. В настоящее время экспе диционное судно «Персей» успешно заканчивает свой 50-Л рейс. В 1934 году «Персей» выполняет пятый рейс, че тыре из них по ледовой раз ведке. В конце июня «Пер сей» достиг островов Фран ца-Иосифа и осветил для Ленско-Карской экспедиции Главного управления Сев- морпути состояние льдов между островами Франца- Иосифа и Новой Землей. За 50 научных рейсов «Персей» сделал в морях арктического района (Барен цевом, Гренландском, Кар ском) около 60000 миль, из них более 5000 миль во льдах. Материалы, полученные в результате этих рейсов, да ли возможность выпустить в СБет более ста научных ра бот, являющихся основой наших знаний по Баренцеву морю. Материалы последних рейсов обрабатываются и значительно увеличат сте пень изученности полярных морей. Работа «Персея» дала большую часть тех знаний, располагая которыми народ ное хозяйство СССР (рыбо промышленность, Главное управление Северного мор ского пути. Бедный транс порт и т. д } получает все увеличивающуюся ориенти ровку в плановом воздейст вии на стихию моря и его обитателей. Бюро окружном а особо отмечает, что вся эта рабо та проведена за советский период и на советском судне («Персей» построен в Архан гельске в -У- и «Персей» первым из всех экспедиционных судов вы полнил пятидесятый научно- исследовательский рейс. Бюро скружкома поста новляет: — разрешить ПИНРО ор ганизовать в , Мурманском Доме культуры чествование команды и состава экспеди ции «Персея» по его воз вращении из 50-го рейса; — поручить редакции «Полярной правды > (т. Дви- нину) поместить в ряде но меров газеты материал о со держании и значении работ «Персея» и показать лучших ударников судна; — поручить т Хлыновско му (ПИНРО) к 19 сентября составить краткую справку о работе «Персея», как ма териал для проведения мас совых собраний и бесед на предприятиях Мурманска, Хибиногорска и в колхозах округа. К опубликованию подго товила научный сотруд ник партийного архива Мурманского обкома КПСС Р К. СОКОЛО ВА. Публикуется впервые. С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О Т Е Р И Б Е Р С К О Й М Р С Начало стройки следует отнести к первым месяцам 1934 года. В июле того же года были начаты первые работы по разбивке общей площадки, подготовке котло вана под электростанцию, расчистке берега на месте пристани и свайно-ряжевые работы по сооружению при стани. Количество рабочих до стигнет 400 человек, а об щее число персонала, обслу живающего МРС, вместе с семьями определяется в 2000 человек, для размеще ния которых будет создан поселок с обслуживающим его рядом общественно-бы товых предприятий: амбула тории, бани, прачечной, дет- яслей, столовой, клуба, на чальной школы и админист ративных учреждений. Строительство всех объ ектов расположением своим занимает узкую подошву скалистой гряды вдоль бе рега. Несколько севернее промышленного участка рас полагается поселок, а за ре кой — административный центр — Териберка. Публикация Б. ФАВО- РОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz