Рыбный Мурман. 1977 г. Май.

ѵ •-у ■s^ Г * : В красном уголке плавба­ зы «Антарктика» всегда можно хорошо отдохнуть. К услугам моряков — настоль­ ные игры, подшивки газет, журналы. Здесь всегда люд­ но. На снимке: подшивку но­ меров газеты «Правда» про­ сматривают начпрод С. С. Филиппов и рыбообработчик В. Е. Гуменюк. Фото нашего морского внештатного фотокор­ респондента токаря В. Топтунова. В » В В І К * Е И * И * * В * » * « В и € новыми орудиями лова Эффективно используя ры­ бопромысловую технику, но­ вые орудия лова, современ­ ную тактику облова и опыт передовых судов в любом районе промысла, экипаж БМРТ-378 «30-летие Побе­ ды» добивается хороших ре­ зультатов в работе. Про­ мышляя в сложных районах, каш коллектив досрочно вы­ полнил рейсовое задание но реализации пищевой рыбо­ продукции, перевыполнил задание по выпуску филе. А. КОЛЕСОВ, капитан- директор. Н е с к о н ч а е м о й ч е ­ р е д о й накатывают­ ся на полубак средне­ го рыболовного траулера ши­ пящие зеленые волны. Бере­ гов не видно, вокруг пу­ стынно, только чайки и глу­ пыши горланят над мачта­ ми. С к е о з ь разрывы куче­ вых облаков изредка уда­ рит о палубу огненный луч солнца, и вспыхивает сере­ бристым пламенем рыба в ящиках. Справившись с вол­ ной и сбросив ее обратно в море, траулер Езбирается на гребень, чтобы затем вновь провалиться в бездну между побежденной волной и другой, летящей нанстре- чу. — Торопись, ребята, — призывает работающих на палубе матросов капитан Александр Анатольевич Ду­ бина. Он стоит на левом крыле надстройки в одной рубахе, которая пузырится на ветру. Он еще раз повто­ ряет: — Торопись, ребята, на горизонте — база! Ребята торопятся: до при­ хода рыбу нужно разделать, затарить в контейнеры, что­ бы при передаче на «Рыб­ ный Мурман» не затянулось дело, не набежали лишние нерабочие минуты. Матросы с членами псдвахты уложи­ лись к сроку. Хорошо работать в таком коллективе Н А ТРАУЛЕРЕ «ГА­ ЛИЧ» я всего вто­ рой рейс. Работая на этом судне, я убедился, что здесь дружныіі, сплоченный коллектив. У всех промысло­ виков какая-то особенная подтянутость, стремление помочь товарищу, С первых дней рейса мне большую помощь оказал ка­ питан Владимир Васильевич Дымов, знаток своего дела, бывалый промысловик.. Чуть ли не четверть вена работает он в траловом флоте. А на «Галиче» немало и других ветеранов. Это . и старший механик Александр Федорович Зотов, и секре­ тарь судовой партийной ор­ ганизации слесарь Николай Афанасьевич Буланов, и нлипфискный мастер- Евге­ ний Григорьевич Корягин. Благодаря помощи стар­ ших молодые моряки быст­ ро овладевают мастерством. Хорошо, например, трудится Громадина плавбаза гре­ мит цепями кранцев. Она медленно и ЕелнчестЕеино приближается к нашему судну, постепенно закрывая небо по правому борту. Ее стальная стена до боли в глазах отполирована огром­ ными резиновыми мешка­ ми. Легкий удар о них. Ма­ тросы ловко закрепили швартовые, но пляска на волне продолжается. Трау­ лер то взлетит чуть ли не до фальшборта базы, то чуть ли не е и с н т над морем, только концы скрипят. — Поторопимся, ребята, поторопимся, — опять гово­ рит капитан. — Эй, на палу­ бе! Подайте пенал с доку­ ментами на базу. — И уже на «Рыбный Мурман», не удержавшись,' командует: — Матрос, чего стоишь, давай гачок! ■ Так каждый раз, просто беспокойный у нас капитан, за двадцать пять лет неудер­ жимый азарт к рыбалке у него выработался. А вообще с экипажем плавбазы «Рыб­ ный Мурман» контачим от­ лично. По-моему, иначе и не может быть. Между нашим рыболовецким колхозом «Ударник» и управлением «Севрыбхолодфлот» во е то - ром году десятой пятилетки подписан трудовой договор о сотрудничестве и оказа- Иван Федорович Забрейно. Он сейчас старший маши­ нист. А совсем недавно мо­ ряну присвоено звание удар­ ника гійммуннстического труда. \ Экипаж «Галича» — в числе передовых. Перед мо­ точисткой судна он занимал третье место среди коллек­ тивов однотипных кораблеіі. Счастливыми были и два рейса, в которых я участво­ вал. Высоких показателей добились мы на облове тре­ ски и окуня в первом рейсе. А в минувшем моряки выпол­ нили задание пег выработке полуфабриката на 140 про­ центов. Хорошо работать в таком коллективе, где тебе оказывают дружескую по­ мощь и поддержку, Е. КОЗЛОВ, третий шіурман траулера. «Га­ лич» . нии взаимопомощи. Срывов по пунктам договора пока не было. На «Рыбном Мурмане» за пять минут вывалили стрелу, и вот уже гачок в ру­ ках матроса палубной номан- БУДЬ ВНИИА ТЕЛЕН, СУДОВОДИТЕЛЬ! КАК ИЗБЕЖАТЬ НАМОТОК СЕТНОГО ПОЛОТНА НА ГРЕБНОЙ ВИНТ СТР Н А СЕЙНЕРАХ-ТРАУ­ ЛЕРАХ намотка сет­ ного полотна кошель- нового невода на гребной б и н т и подруливающие уст­ ройства — явление не такое уж редкое. Причин для этого много. Среди них главными можно выделить две — неопыт­ ность капитанов, работаю­ щих кошельковыми невода­ ми, и конструктивные недо­ статки самих судов. Неопытность капитанов. В чем она может выражать­ ся? Во-перЕых, судоводи­ тель долгое время работал с донным тралом, и в первые дни на кошельковом про­ мысле его не покидает чув­ ство растерянности. Во- вторых, нет единой разрабо­ танной схемы, нотороіі капи- таны-новички могли бы твердо придерживаться. В-третьих, каждыіі рабста- .ет - по-своему, у каждого своя «метода». Одни дожи­ даются, пока закончится процесс кольцевания нево­ да, другие дают судну ход, не закончив его. В резуль­ тате — намотка. О конструктивных недо­ статках сейнеров-траулеров можно сказать следующее. На многих судах специаль­ ная балка для кольцевания невода расположена по цент­ р у корабля, при работе с неводом возрастает парус­ ность сейнера-траулера, си­ лы ее сосредоточиваются в его носовой части, и при кольцевании кормовую часть разворачивает и сильно за­ таскивает в н еЕ о д. Мощности кормового подруливающего устройства для разворачи­ вания судна носовой частью в невод не хватает, и в ре­ зультате — намотка сетно­ го полотна на гребной винт или подруливающее устрой­ ство. Чтобы избежать подобных случаев, капитанам сейне­ ров-траулеров необходимо выполнить хотя бы одно ус­ ловие: при кольцевании вы­ травливать половину об­ жимного троса, не подби­ рать «косынку» невода близко к судну. Во всяком случае, не ближе 25 метров. Начиная с половины кольце­ вания, траловая лебедка должна работать не на пол­ ную мощность, а на 50 про­ дом. Вся операция по переда­ че улова и нонсервов «Пе­ чень . трески натуральная» заняла ■очень мало времени. Получив обратно пенал с до­ кументации; капитан прнка- £J111111111!11ИIIII Iі IИ !! II1И 11151(IН Ш 11И11111!11!111111111111Ч 111111ІП !I!!! 11!11!1111И і^' п о д к и л е м m ш ды. Звучит команда «Би­ рай!», и первая аиоська, та­ рабаня о палубу изумруд­ ными каплями б о д ы , взви­ лась высоко в воздух и в следующую минуту исчезла за фальшбортом плавбазы. Затем пошли вторая, третья, четвертая авоськи... А потом выгружали консервы. Их передавали осторожно, как мать укладывает в постель любимое дитя. Тут же, над поддоном, хлопочет консерв­ ный мастер Эдуард Власов: продукт деликатесный, как бы не развалился строп да пе побили банки — каждая дается ему с большим тру- з ы в а е т о т д а т ь ш в а р т о Б ы е , и средний рыболовный трау­ л е р «Ясногорск» почти п о д прямым углом уходит от плавбазы в открытое м о р е . На п л а в б а з е никто нам не машет рукой, и мы ни с кем н е прощаемся: в м о р е к та­ ким подходам привыкли, в море Есе работают, в море н е до сентиментальности. Прокашлялся палубный громкоговоритель, капитан благодарил команду за чет­ кие действия во время швар­ товки и выгрузка продукции и. посоветовав еще раз. про­ верить трал и подсоединение к кабелям распорных досок, центов ее. Капитанам сейнеров- траулеров необходимо, в первую очередь, добиться от штурманов четкой е э х - тенной службы на мостике. Один штурман должен по­ стоянно быть наготове для того, чтобы в нужный мо­ мент, не .теряя ни секунды, отключить шинно-пневматй- ческую муфту, подвахтен­ ный штурман в это время следит за окружающей об­ становкой. На судах последней кон­ струкции (СТР ЛЬ 314, 315) отключение шинно-пневмати­ ческой муфты производится на ходовом мостике. Это очень удобно. На судах же «постарше» отключение ШПМ осуществляется по­ сле того, как капитан подаст команду по телеграфу или голосом по трансляции. Вполне естественно, что ис­ полнение команды задержи­ вается. Желательно, чтобы на всех . сейнерах-траулерах, работающих с кошельковы­ ми неводами, отключение шинно-пневматической муф- [ ты делалось пультом, выне­ сенным на мостик. Во время нахождения судна .в между­ рейсовом ремонте работы по переносу пульта сделать не­ трудно, они не потребуют больших материальных за­ трат. Оперативность же ра­ боты с кошельковым нево­ дом увеличится, за счет че­ го, разумеется, можно будет добиться резкого сокраще­ ния случаев намотки. Уже имеется схема коль­ цевания невода в носовой части судна, предложена она калининградскими ры­ баками. В настоящий мо­ мент эта схема внедрена на трех сейнерах-траулерах Мурманского рыбопромыш­ ленного объединения — СТР Л» 301, 302. 305. За­ ключается она в том, что в носовой части корабля уста­ навливают два выстрела с откидными блоками. Коль­ цевание кошелькового нево­ да на этих судах проходит без особого труда, с боль­ шой экономией моторесурса подруливающих устройств и главного двигателя. А. БОЙКО, капитан СТР-301 «Союз-9» объ­ единения «Мурманрыб- пром». выключил громкоговоритель. Теперь ему не до нас, он бу­ дет искать рыбу, потому что даже с современной нави­ гационной техникой е ы й т и на оставленный несколько часов назад курс траления почта невозможно. Траулер идет полным хо­ дом. Вновь он врезается во встречную волну, его швы­ ряет и раскачивает, как пу­ стую банку из-под консервов в бурливом ручье. Но на качку никто не обращает внимания. Экипаж «Ясно- горска» комсомольско-мо­ лодежный, у всех у нас крепкие нервы, в с морем нам спорить не в первый раз. Но вот, кажется, делаем разворот. Точно. Траулер, накре­ нившись, вспарывает вол­ ны, выходит на курс трале­ ния. Открывается окно хо- д о е о й рубки, вновь, покаш­ ляв, заработал динамик па­ лубы. — Под нами косяк! — объявляет капитан. Не­ сколько минут ожидания, и он дает команду: — Трал за борт! Тут же отдан стопор, и на­ чинается для нас новая ры- КРАСНОРУЦКИЙ, рыбмастер СРТ-р-35 «Яе- ногорск» рыболовецкого колхоза «Ударник».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz