Рыбный Мурман. 1977 г. Май.
ѵ •-у ■s^ Г * : В красном уголке плавба зы «Антарктика» всегда можно хорошо отдохнуть. К услугам моряков — настоль ные игры, подшивки газет, журналы. Здесь всегда люд но. На снимке: подшивку но меров газеты «Правда» про сматривают начпрод С. С. Филиппов и рыбообработчик В. Е. Гуменюк. Фото нашего морского внештатного фотокор респондента токаря В. Топтунова. В » В В І К * Е И * И * * В * » * « В и € новыми орудиями лова Эффективно используя ры бопромысловую технику, но вые орудия лова, современ ную тактику облова и опыт передовых судов в любом районе промысла, экипаж БМРТ-378 «30-летие Побе ды» добивается хороших ре зультатов в работе. Про мышляя в сложных районах, каш коллектив досрочно вы полнил рейсовое задание но реализации пищевой рыбо продукции, перевыполнил задание по выпуску филе. А. КОЛЕСОВ, капитан- директор. Н е с к о н ч а е м о й ч е р е д о й накатывают ся на полубак средне го рыболовного траулера ши пящие зеленые волны. Бере гов не видно, вокруг пу стынно, только чайки и глу пыши горланят над мачта ми. С к е о з ь разрывы куче вых облаков изредка уда рит о палубу огненный луч солнца, и вспыхивает сере бристым пламенем рыба в ящиках. Справившись с вол ной и сбросив ее обратно в море, траулер Езбирается на гребень, чтобы затем вновь провалиться в бездну между побежденной волной и другой, летящей нанстре- чу. — Торопись, ребята, — призывает работающих на палубе матросов капитан Александр Анатольевич Ду бина. Он стоит на левом крыле надстройки в одной рубахе, которая пузырится на ветру. Он еще раз повто ряет: — Торопись, ребята, на горизонте — база! Ребята торопятся: до при хода рыбу нужно разделать, затарить в контейнеры, что бы при передаче на «Рыб ный Мурман» не затянулось дело, не набежали лишние нерабочие минуты. Матросы с членами псдвахты уложи лись к сроку. Хорошо работать в таком коллективе Н А ТРАУЛЕРЕ «ГА ЛИЧ» я всего вто рой рейс. Работая на этом судне, я убедился, что здесь дружныіі, сплоченный коллектив. У всех промысло виков какая-то особенная подтянутость, стремление помочь товарищу, С первых дней рейса мне большую помощь оказал ка питан Владимир Васильевич Дымов, знаток своего дела, бывалый промысловик.. Чуть ли не четверть вена работает он в траловом флоте. А на «Галиче» немало и других ветеранов. Это . и старший механик Александр Федорович Зотов, и секре тарь судовой партийной ор ганизации слесарь Николай Афанасьевич Буланов, и нлипфискный мастер- Евге ний Григорьевич Корягин. Благодаря помощи стар ших молодые моряки быст ро овладевают мастерством. Хорошо, например, трудится Громадина плавбаза гре мит цепями кранцев. Она медленно и ЕелнчестЕеино приближается к нашему судну, постепенно закрывая небо по правому борту. Ее стальная стена до боли в глазах отполирована огром ными резиновыми мешка ми. Легкий удар о них. Ма тросы ловко закрепили швартовые, но пляска на волне продолжается. Трау лер то взлетит чуть ли не до фальшборта базы, то чуть ли не е и с н т над морем, только концы скрипят. — Поторопимся, ребята, поторопимся, — опять гово рит капитан. — Эй, на палу бе! Подайте пенал с доку ментами на базу. — И уже на «Рыбный Мурман», не удержавшись,' командует: — Матрос, чего стоишь, давай гачок! ■ Так каждый раз, просто беспокойный у нас капитан, за двадцать пять лет неудер жимый азарт к рыбалке у него выработался. А вообще с экипажем плавбазы «Рыб ный Мурман» контачим от лично. По-моему, иначе и не может быть. Между нашим рыболовецким колхозом «Ударник» и управлением «Севрыбхолодфлот» во е то - ром году десятой пятилетки подписан трудовой договор о сотрудничестве и оказа- Иван Федорович Забрейно. Он сейчас старший маши нист. А совсем недавно мо ряну присвоено звание удар ника гійммуннстического труда. \ Экипаж «Галича» — в числе передовых. Перед мо точисткой судна он занимал третье место среди коллек тивов однотипных кораблеіі. Счастливыми были и два рейса, в которых я участво вал. Высоких показателей добились мы на облове тре ски и окуня в первом рейсе. А в минувшем моряки выпол нили задание пег выработке полуфабриката на 140 про центов. Хорошо работать в таком коллективе, где тебе оказывают дружескую по мощь и поддержку, Е. КОЗЛОВ, третий шіурман траулера. «Га лич» . нии взаимопомощи. Срывов по пунктам договора пока не было. На «Рыбном Мурмане» за пять минут вывалили стрелу, и вот уже гачок в ру ках матроса палубной номан- БУДЬ ВНИИА ТЕЛЕН, СУДОВОДИТЕЛЬ! КАК ИЗБЕЖАТЬ НАМОТОК СЕТНОГО ПОЛОТНА НА ГРЕБНОЙ ВИНТ СТР Н А СЕЙНЕРАХ-ТРАУ ЛЕРАХ намотка сет ного полотна кошель- нового невода на гребной б и н т и подруливающие уст ройства — явление не такое уж редкое. Причин для этого много. Среди них главными можно выделить две — неопыт ность капитанов, работаю щих кошельковыми невода ми, и конструктивные недо статки самих судов. Неопытность капитанов. В чем она может выражать ся? Во-перЕых, судоводи тель долгое время работал с донным тралом, и в первые дни на кошельковом про мысле его не покидает чув ство растерянности. Во- вторых, нет единой разрабо танной схемы, нотороіі капи- таны-новички могли бы твердо придерживаться. В-третьих, каждыіі рабста- .ет - по-своему, у каждого своя «метода». Одни дожи даются, пока закончится процесс кольцевания нево да, другие дают судну ход, не закончив его. В резуль тате — намотка. О конструктивных недо статках сейнеров-траулеров можно сказать следующее. На многих судах специаль ная балка для кольцевания невода расположена по цент р у корабля, при работе с неводом возрастает парус ность сейнера-траулера, си лы ее сосредоточиваются в его носовой части, и при кольцевании кормовую часть разворачивает и сильно за таскивает в н еЕ о д. Мощности кормового подруливающего устройства для разворачи вания судна носовой частью в невод не хватает, и в ре зультате — намотка сетно го полотна на гребной винт или подруливающее устрой ство. Чтобы избежать подобных случаев, капитанам сейне ров-траулеров необходимо выполнить хотя бы одно ус ловие: при кольцевании вы травливать половину об жимного троса, не подби рать «косынку» невода близко к судну. Во всяком случае, не ближе 25 метров. Начиная с половины кольце вания, траловая лебедка должна работать не на пол ную мощность, а на 50 про дом. Вся операция по переда че улова и нонсервов «Пе чень . трески натуральная» заняла ■очень мало времени. Получив обратно пенал с до кументации; капитан прнка- £J111111111!11ИIIII Iі IИ !! II1И 11151(IН Ш 11И11111!11!111111111111Ч 111111ІП !I!!! 11!11!1111И і^' п о д к и л е м m ш ды. Звучит команда «Би рай!», и первая аиоська, та рабаня о палубу изумруд ными каплями б о д ы , взви лась высоко в воздух и в следующую минуту исчезла за фальшбортом плавбазы. Затем пошли вторая, третья, четвертая авоськи... А потом выгружали консервы. Их передавали осторожно, как мать укладывает в постель любимое дитя. Тут же, над поддоном, хлопочет консерв ный мастер Эдуард Власов: продукт деликатесный, как бы не развалился строп да пе побили банки — каждая дается ему с большим тру- з ы в а е т о т д а т ь ш в а р т о Б ы е , и средний рыболовный трау л е р «Ясногорск» почти п о д прямым углом уходит от плавбазы в открытое м о р е . На п л а в б а з е никто нам не машет рукой, и мы ни с кем н е прощаемся: в м о р е к та ким подходам привыкли, в море Есе работают, в море н е до сентиментальности. Прокашлялся палубный громкоговоритель, капитан благодарил команду за чет кие действия во время швар товки и выгрузка продукции и. посоветовав еще раз. про верить трал и подсоединение к кабелям распорных досок, центов ее. Капитанам сейнеров- траулеров необходимо, в первую очередь, добиться от штурманов четкой е э х - тенной службы на мостике. Один штурман должен по стоянно быть наготове для того, чтобы в нужный мо мент, не .теряя ни секунды, отключить шинно-пневматй- ческую муфту, подвахтен ный штурман в это время следит за окружающей об становкой. На судах последней кон струкции (СТР ЛЬ 314, 315) отключение шинно-пневмати ческой муфты производится на ходовом мостике. Это очень удобно. На судах же «постарше» отключение ШПМ осуществляется по сле того, как капитан подаст команду по телеграфу или голосом по трансляции. Вполне естественно, что ис полнение команды задержи вается. Желательно, чтобы на всех . сейнерах-траулерах, работающих с кошельковы ми неводами, отключение шинно-пневматической муф- [ ты делалось пультом, выне сенным на мостик. Во время нахождения судна .в между рейсовом ремонте работы по переносу пульта сделать не трудно, они не потребуют больших материальных за трат. Оперативность же ра боты с кошельковым нево дом увеличится, за счет че го, разумеется, можно будет добиться резкого сокраще ния случаев намотки. Уже имеется схема коль цевания невода в носовой части судна, предложена она калининградскими ры баками. В настоящий мо мент эта схема внедрена на трех сейнерах-траулерах Мурманского рыбопромыш ленного объединения — СТР Л» 301, 302. 305. За ключается она в том, что в носовой части корабля уста навливают два выстрела с откидными блоками. Коль цевание кошелькового нево да на этих судах проходит без особого труда, с боль шой экономией моторесурса подруливающих устройств и главного двигателя. А. БОЙКО, капитан СТР-301 «Союз-9» объ единения «Мурманрыб- пром». выключил громкоговоритель. Теперь ему не до нас, он бу дет искать рыбу, потому что даже с современной нави гационной техникой е ы й т и на оставленный несколько часов назад курс траления почта невозможно. Траулер идет полным хо дом. Вновь он врезается во встречную волну, его швы ряет и раскачивает, как пу стую банку из-под консервов в бурливом ручье. Но на качку никто не обращает внимания. Экипаж «Ясно- горска» комсомольско-мо лодежный, у всех у нас крепкие нервы, в с морем нам спорить не в первый раз. Но вот, кажется, делаем разворот. Точно. Траулер, накре нившись, вспарывает вол ны, выходит на курс трале ния. Открывается окно хо- д о е о й рубки, вновь, покаш ляв, заработал динамик па лубы. — Под нами косяк! — объявляет капитан. Не сколько минут ожидания, и он дает команду: — Трал за борт! Тут же отдан стопор, и на чинается для нас новая ры- КРАСНОРУЦКИЙ, рыбмастер СРТ-р-35 «Яе- ногорск» рыболовецкого колхоза «Ударник».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz