Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.
) £ На промысловых кораблях работают люди раз- ~ ных поколений. Наглядный пример — экипаж £ траулера «Гродно» Мурманского тралового флота, s Здесь мы сделали фоторепортаж на двух смежных = производственных участках. £ На палубе во время промысла признанный хозя- ин мастер по добыче Алексей Иванович Лексин (ле вый снимок). 30 лет в траловом флоте, ударник ком- На правом снимке — машинист РМУ Александр Е комсомолец' Виктор Юзе^ ич Невский. Ветеран награжден медаль., 1 мунистического труда, наставник молодежи, В цент ре — матрос первого класса Фомин. Стал классный матросом благодаря комо щи старших всего за год. <<3а доблестный труд». Этим все сказано. Фото Б. Щукина. Они — с .РіГ „Гродно** [ І А Т : достоинства, проблемы, перспективы I и НЖЕНЕР-ОРГАНИЗАТОР лаборатории НОТ М; майского тралового флота Вадим Александрович сов побывал в морской пятимесячной командировке на большом автономном траулере «Адмирал Головко». Он предлагает сегодня читателям бассейновой газеты свои за метки о промыслово-производственной деятельности экипа жа, о достоинствах и недостатках корабля — с точки зрения организации труда, жизни, учебы и отдыха моряков. I ■ ла I не; I та) МОСТИК И ПАЛУБА Р АБОЧЕЕ место судо водителей — штур манская рубка. Она оснащена самым современ ным оборудованием и прибо рами нак для управления судном, тан и для поиска и промысла рыбы. Хороший круговой обзор, система кон диционирования воздуха со здают благоприятные усло вия для работы. Однако размещение ры бопоисковых приборов не удобное. На «Адмирале Го ловко» прибор контроля па раметров трала «Кальмар» и рыбопоисковый прибор «Прибой-101» расположены в разных местах ходовой рубки. Это создает опреде ленные неудобства при об лове рыбы и наблюдении за окружающей обстановкой. Вахтенный помощник ка питана управляет и механиз мами спуска—подъема тра ла. Пульт управления трало выми лебедками находится в кормовой части штурманской рубки, а пульт управления ВРШ — в носовой. Необхо димо установить дополни тельный пост управления ВРШ в кормовой части руб ки. Это даст возможность штурману изменять ход суд на при спуске—подъеме тра ла, значительно повысит безопасность и культуру су довождения. Небольшие усовершенст вования в ходовой рубке бы ли сделаны судовыми рацио нализаторами. К примеру, проектом не предусмотрена установка приборов, показы вающих нагрузку главных двигателей. Механики по автоматике Люшнеико А. И, и Косырев В. А. предложи ли установить приборы в секции машинного телеграфа пульта «Веха». Теперь на грузка главных двигателей всегда перед глазами вахтен ного помощника капитана. Схема спуска-подъема тра ла на супер-траулере мало отличается от схемы БМРТ типа «Алтай». Большая пло щадь промысловой палубы создает больше удобств мо рякам, работающим с трала ми. Люки рыбных бункеров находятся рядом со слипом. При вьіливе улова почти нет перетаскиваний мешка, мень ше мнется рыба, сохраняет ся ее качество. Вместе с тем большая длина рабочей па лубы (41 м) увеличивает время спуска—подъема тра а на 5— 10 минут по срав нению с БМРТ типа «Ал тай». Вероятно, при замене гидравлических ваерных ле бедок на более мощные электрические это время значительно уменьшается. Предположительно будет сэкономлено 90 часов про мыслового времени, что рав но заморозке 180 тонн мой вы. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА РЫБНОЙ ФАБРИКЕ Р ЫБНАЯ фабрика с у п е р - т р а у л е р а насы щена большим коли чеством оборудования, ме ханизмами и средствами ма лой механизации для обра ботки рыбы. Здесь имеют ся: — линия для разделки Трески и тресковых пород Щ» филе в составе машин А8- ИРУ, ИФ1-Т и ИШМ; — линия потрошеноіі и обезглавленной рыбы, на ба зе машины А8-ИР2-СМ; — линия для разделки трески на тушку, состоя щая из машины А8-ИР2-СМ и двух станков А8-ИТ2-УА; — линия неразделанной рыбы. На этой линии пре дусмотрена возможность раз делки рыбы на машине А8-ИРУ для обеспечения в общем по рыбцеху 35 т/сут ки разделанной рыбы (тео ретически); — две жиромучные уста новки для переработки отхо- доа от разделки на кормовую муку и технический рыбий жир; — оборудование для вы пуска консервов; — два котла типа И/ЦК для выработки полуфабрика та медицинского жира. Как видим, судно может выпускать различный ассор тимент продукции. Однако не все рабочие ме ста на рыбной фабрике со ответствуют современным требованиям эргономики, эс тетики и культуры произ водства, неудачно располо жены посты управления лен точными и ковшовыми транспортерами, теснота из- за наличия большого количе ства рыборазделочной техни ки. Корабль в рейсе работал на облове мойвы и ставри ды. Не было возможности посмотреть в работе все машины, линии и средства малой механизации. При выработке тушки п-іи неработающей машине А8- ИР2-СМ условия производст ва работающих у станков А8-ИТ2-УА еще более ухуд шатся. Необходимо при по стройке судна устанавливать линию производства тушки, подооно тем, какие внедре ны на некоторых наших БМРТ. Ведь интенсификация производства, выпуск про дукции высокого качества Предполагают создание мак симально удобного рабочего места исполнителей, рабо тающих с техникой, дающей наибольшую эффективность. «Узким» местом на рыбо- фабрике является и кон сервное производство: меша ет шум от работающих ваер ных лебедок, много ручно го, непроизводительного тру да (переноска стамп и ем костей, наполненных сырь ем,^ производится вручную), мойка сырья — рядом со шнеком ЖМУ, Специалисты флота и моряки устранила бы эти недостатки, но, к со жалению, силами судовой команды это сделать невоз можно. Необходимо при по стройке h гарантийном ре монте обратить на это самое серьезное внимание. Судовая творчесная брига да НОТ провела большую работу по совершенствова нию организации труда на рыбофабрике. В районе лифта третьего трюма по проекту установ лен выдвижной роликовыіі конвейер, который в работе показал себя неудовлетвори тельно. Заменили роликовый конвейер на ленточный. Пе рестали застревать ящики е готовой продукцией, улуч шилась ритмичность рабоче го цикла. Судовые умельцы измени ли конструкцию устройства для смазки цепей моро зильных к о н в е й е р о в «АСМА» (экономия времени — больше продукции), из менили конструкцию короба пресса агрегата И7-ИЖР/2 (увеличение производства рыбной муки), улучшили конструкцию роликовой до рожки на упаковке и многое другое. Большая заслуга в этом механика по технологиче скому оборудованию Деми- денко Ю. К. и слесаря-на ладчика Михайлова П. В. МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ орга низации обслужива ния работающих ме ханизмов машинное отделе ние траулера соответствует всем еов-ременньш требова ниям. По сравнению с дру гими судами здесь меньший шум, т. к. в рейсе вспомога тельные двигатели не рабо тают, а питание судовой электростанции осуществля ется от двух валогенерато- ров. В машинном отделении имеются: прекрасно обору дованный, звукоизоличо- ванный центральный пост управления с приборами контроля и сигнализации, по мещение для испытания форсунок, выгородка для ла бораторий СКЛАМТ и СКЛАВ, холодильная уста новка комфортного кондицио нирования воздуха. Судно обеспечивается водой ваку умной водоопреснительной установкой с минерализацией и аэрацией. Высокая степень автомати зации, наличие сложной сов ременной техники требуют соответствующей квалифи кации членов машинной команды. На БЛТ «Адмирал Головко» именно такие спе циалисты. Высокая квалифи кация, творческая мысль отличают старшего электро механика Левшнна А. С., второго электромеханика Одинцова Ю. И., механика по автоматике Косырева А., второго механика [ербаиа В. В., электрика Федорова Е. В., рефмехани- Ка Фомича Б. Я. Много сделано ими для совершенствования органи зации труда как в машинном Отделении, так и но судну в целом. Только за последний рейс этими специалистами подано 33 рационализатор ских предложения. Из них 24 уже внедрено. Вот неко торые из этих предложений. ■ Существующая схема про качки забортной охлаждаю щей воды главных двигате лей не позволяет произво дить ремонт холодильников без их остановки. Второй ме ханик Щербак В. В. внес предложение, исключающее остановку двигателей при чи стке и ремонте холодильни ков пресной воды. Оно по зволяет экономить за год 140 часов дорогого промыс лового времени. Одно из предложений старшего электромеханика Левшнна А . С. направлено на увеличение надежности схемы электропривода ВРШ. Четвертый механик За месов Н. Е. усовершенство вал систему пресной воды. Производственная холо дильная установка траулера отличается от существующих и изученных холодильных установок других судов флота. Здесь хладагентом является не аммиак, а фре он-22. Хотя фреон, нак хладагент, имеет много преи муществ перед аммиаком, од нако холодильная установка требует особенного внимания со стороны обслуживающего персонала. Необходимы по стоянный контроль за соеди нениями, более качественное выполнение ремонтных ра бот, т. к. утечку фреона очень трудно обнаружить. По освоению промышленностью масел для холодильных ус тановок, имеющих темпера туру застывания до —50° С, холодильная установка трау лера сможет замораживать большее количество рыбы, чем при работе на масле ХА-30. К БЫТ ЭКИПАЩА •АЮТЫ для капитан- директора и главного механика состоят из кабинета, спальной и под собных помещений. Первый помощник капитана, старший помощник капитана, помощ ник капитана по производ ству и старший электроме ханик размещены в благо устроенных одноместных каютах. Командный состав размещен в двенадцати од номестных каютах. Осталь ные члены экипажа разме щены в тридцати трех двух местных и четырех четырех местных каютах. Большой шум при вы грузке рыбопродукции и сильные удары во время вол нения моря создают опреде ленные помехи для отдыха экипажа. Условия для быта экипа жа хорошие. Имеются две комнаты отдыха, библиоте ка, душевые обрабатываю щей и добывающей команд, прекрасная баня, женский санблок, гладильная, прачеч ная. Предусмотрен необходи мый спортинвентарь для за нятий спортом на открытой палубе: боксерская груша, мешок, штанга и разборный помост, гимнастический мат и т. д. Условия работы учителей и учащихся ЗШМ нельзя признать удовлетворитель ными. Как говорилось выше, на корабле имеются две комнаты отдыха, смежные со столовой команды и кают- компанией. Преподаватели обычно занимались с учащимися в комнате отдыха личного со става. Но, начиная с 16.45, в столовой и кают-компании начинается демонстрация кинофильмов, поэтому после 16.00 преподаватели прак тически не имеют помещения для занятий, в отличие от БМРТ, где всегда свободна кают-компания. н ЕСМОТРЯ на ряд не достатков, отмечен ных выше, н других (отсутствие оборудования для глубоководного промысла, наличие на рыбофабрике не работоспособной машины для потрошения трески А8-ИР2- СМ и малая эксплуатацион ная надежность рефрижера торной установки), большой автономный траулер остав ляет неплохое впечатление. У него выше скерветь, боль ше автономность плавания, белее мощная ССУ, лучше бытовые условия, чем у су ществующих морозильных траулеров. С решением по ставленных выше вопросов эффект от использования этих судов существенно возрастет. В. НОСОВ, инженер лаборатории НОТ Мурманского трало вого флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz