Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

) £ На промысловых кораблях работают люди раз- ~ ных поколений. Наглядный пример — экипаж £ траулера «Гродно» Мурманского тралового флота, s Здесь мы сделали фоторепортаж на двух смежных = производственных участках. £ На палубе во время промысла признанный хозя- ин мастер по добыче Алексей Иванович Лексин (ле­ вый снимок). 30 лет в траловом флоте, ударник ком- На правом снимке — машинист РМУ Александр Е комсомолец' Виктор Юзе^ ич Невский. Ветеран награжден медаль., 1 мунистического труда, наставник молодежи, В цент ре — матрос первого класса Фомин. Стал классный матросом благодаря комо щи старших всего за год. <<3а доблестный труд». Этим все сказано. Фото Б. Щукина. Они — с .РіГ „Гродно** [ І А Т : достоинства, проблемы, перспективы I и НЖЕНЕР-ОРГАНИЗАТОР лаборатории НОТ М; майского тралового флота Вадим Александрович сов побывал в морской пятимесячной командировке на большом автономном траулере «Адмирал Головко». Он предлагает сегодня читателям бассейновой газеты свои за­ метки о промыслово-производственной деятельности экипа­ жа, о достоинствах и недостатках корабля — с точки зрения организации труда, жизни, учебы и отдыха моряков. I ■ ла I не; I та) МОСТИК И ПАЛУБА Р АБОЧЕЕ место судо­ водителей — штур­ манская рубка. Она оснащена самым современ­ ным оборудованием и прибо­ рами нак для управления судном, тан и для поиска и промысла рыбы. Хороший круговой обзор, система кон­ диционирования воздуха со­ здают благоприятные усло­ вия для работы. Однако размещение ры­ бопоисковых приборов не­ удобное. На «Адмирале Го­ ловко» прибор контроля па­ раметров трала «Кальмар» и рыбопоисковый прибор «Прибой-101» расположены в разных местах ходовой рубки. Это создает опреде­ ленные неудобства при об­ лове рыбы и наблюдении за окружающей обстановкой. Вахтенный помощник ка­ питана управляет и механиз­ мами спуска—подъема тра­ ла. Пульт управления трало­ выми лебедками находится в кормовой части штурманской рубки, а пульт управления ВРШ — в носовой. Необхо­ димо установить дополни­ тельный пост управления ВРШ в кормовой части руб­ ки. Это даст возможность штурману изменять ход суд­ на при спуске—подъеме тра­ ла, значительно повысит безопасность и культуру су­ довождения. Небольшие усовершенст­ вования в ходовой рубке бы­ ли сделаны судовыми рацио­ нализаторами. К примеру, проектом не предусмотрена установка приборов, показы­ вающих нагрузку главных двигателей. Механики по автоматике Люшнеико А. И, и Косырев В. А. предложи­ ли установить приборы в секции машинного телеграфа пульта «Веха». Теперь на­ грузка главных двигателей всегда перед глазами вахтен­ ного помощника капитана. Схема спуска-подъема тра­ ла на супер-траулере мало отличается от схемы БМРТ типа «Алтай». Большая пло­ щадь промысловой палубы создает больше удобств мо­ рякам, работающим с трала­ ми. Люки рыбных бункеров находятся рядом со слипом. При вьіливе улова почти нет перетаскиваний мешка, мень­ ше мнется рыба, сохраняет­ ся ее качество. Вместе с тем большая длина рабочей па­ лубы (41 м) увеличивает время спуска—подъема тра­ а на 5— 10 минут по срав­ нению с БМРТ типа «Ал­ тай». Вероятно, при замене гидравлических ваерных ле­ бедок на более мощные электрические это время значительно уменьшается. Предположительно будет сэкономлено 90 часов про­ мыслового времени, что рав­ но заморозке 180 тонн мой­ вы. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА РЫБНОЙ ФАБРИКЕ Р ЫБНАЯ фабрика с у ­ п е р - т р а у л е р а насы­ щена большим коли­ чеством оборудования, ме­ ханизмами и средствами ма­ лой механизации для обра­ ботки рыбы. Здесь имеют­ ся: — линия для разделки Трески и тресковых пород Щ» филе в составе машин А8- ИРУ, ИФ1-Т и ИШМ; — линия потрошеноіі и обезглавленной рыбы, на ба­ зе машины А8-ИР2-СМ; — линия для разделки трески на тушку, состоя­ щая из машины А8-ИР2-СМ и двух станков А8-ИТ2-УА; — линия неразделанной рыбы. На этой линии пре­ дусмотрена возможность раз­ делки рыбы на машине А8-ИРУ для обеспечения в общем по рыбцеху 35 т/сут­ ки разделанной рыбы (тео­ ретически); — две жиромучные уста­ новки для переработки отхо- доа от разделки на кормовую муку и технический рыбий жир; — оборудование для вы­ пуска консервов; — два котла типа И/ЦК для выработки полуфабрика­ та медицинского жира. Как видим, судно может выпускать различный ассор­ тимент продукции. Однако не все рабочие ме­ ста на рыбной фабрике со­ ответствуют современным требованиям эргономики, эс­ тетики и культуры произ­ водства, неудачно располо­ жены посты управления лен­ точными и ковшовыми транспортерами, теснота из- за наличия большого количе­ ства рыборазделочной техни­ ки. Корабль в рейсе работал на облове мойвы и ставри­ ды. Не было возможности посмотреть в работе все машины, линии и средства малой механизации. При выработке тушки п-іи неработающей машине А8- ИР2-СМ условия производст­ ва работающих у станков А8-ИТ2-УА еще более ухуд­ шатся. Необходимо при по­ стройке судна устанавливать линию производства тушки, подооно тем, какие внедре­ ны на некоторых наших БМРТ. Ведь интенсификация производства, выпуск про­ дукции высокого качества Предполагают создание мак­ симально удобного рабочего места исполнителей, рабо­ тающих с техникой, дающей наибольшую эффективность. «Узким» местом на рыбо- фабрике является и кон­ сервное производство: меша­ ет шум от работающих ваер­ ных лебедок, много ручно­ го, непроизводительного тру­ да (переноска стамп и ем­ костей, наполненных сырь­ ем,^ производится вручную), мойка сырья — рядом со шнеком ЖМУ, Специалисты флота и моряки устранила бы эти недостатки, но, к со­ жалению, силами судовой команды это сделать невоз­ можно. Необходимо при по­ стройке h гарантийном ре­ монте обратить на это самое серьезное внимание. Судовая творчесная брига­ да НОТ провела большую работу по совершенствова­ нию организации труда на рыбофабрике. В районе лифта третьего трюма по проекту установ­ лен выдвижной роликовыіі конвейер, который в работе показал себя неудовлетвори­ тельно. Заменили роликовый конвейер на ленточный. Пе­ рестали застревать ящики е готовой продукцией, улуч­ шилась ритмичность рабоче­ го цикла. Судовые умельцы измени­ ли конструкцию устройства для смазки цепей моро­ зильных к о н в е й е р о в «АСМА» (экономия времени — больше продукции), из­ менили конструкцию короба пресса агрегата И7-ИЖР/2 (увеличение производства рыбной муки), улучшили конструкцию роликовой до­ рожки на упаковке и многое другое. Большая заслуга в этом механика по технологиче­ скому оборудованию Деми- денко Ю. К. и слесаря-на­ ладчика Михайлова П. В. МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ орга­ низации обслужива­ ния работающих ме­ ханизмов машинное отделе­ ние траулера соответствует всем еов-ременньш требова­ ниям. По сравнению с дру­ гими судами здесь меньший шум, т. к. в рейсе вспомога­ тельные двигатели не рабо­ тают, а питание судовой электростанции осуществля­ ется от двух валогенерато- ров. В машинном отделении имеются: прекрасно обору­ дованный, звукоизоличо- ванный центральный пост управления с приборами контроля и сигнализации, по­ мещение для испытания форсунок, выгородка для ла­ бораторий СКЛАМТ и СКЛАВ, холодильная уста­ новка комфортного кондицио­ нирования воздуха. Судно обеспечивается водой ваку­ умной водоопреснительной установкой с минерализацией и аэрацией. Высокая степень автомати­ зации, наличие сложной сов­ ременной техники требуют соответствующей квалифи­ кации членов машинной команды. На БЛТ «Адмирал Головко» именно такие спе­ циалисты. Высокая квалифи­ кация, творческая мысль отличают старшего электро­ механика Левшнна А. С., второго электромеханика Одинцова Ю. И., механика по автоматике Косырева А., второго механика [ербаиа В. В., электрика Федорова Е. В., рефмехани- Ка Фомича Б. Я. Много сделано ими для совершенствования органи­ зации труда как в машинном Отделении, так и но судну в целом. Только за последний рейс этими специалистами подано 33 рационализатор­ ских предложения. Из них 24 уже внедрено. Вот неко­ торые из этих предложений. ■ Существующая схема про­ качки забортной охлаждаю­ щей воды главных двигате­ лей не позволяет произво­ дить ремонт холодильников без их остановки. Второй ме­ ханик Щербак В. В. внес предложение, исключающее остановку двигателей при чи­ стке и ремонте холодильни­ ков пресной воды. Оно по­ зволяет экономить за год 140 часов дорогого промыс­ лового времени. Одно из предложений старшего электромеханика Левшнна А . С. направлено на увеличение надежности схемы электропривода ВРШ. Четвертый механик За­ месов Н. Е. усовершенство­ вал систему пресной воды. Производственная холо­ дильная установка траулера отличается от существующих и изученных холодильных установок других судов флота. Здесь хладагентом является не аммиак, а фре­ он-22. Хотя фреон, нак хладагент, имеет много преи­ муществ перед аммиаком, од­ нако холодильная установка требует особенного внимания со стороны обслуживающего персонала. Необходимы по­ стоянный контроль за соеди­ нениями, более качественное выполнение ремонтных ра­ бот, т. к. утечку фреона очень трудно обнаружить. По освоению промышленностью масел для холодильных ус­ тановок, имеющих темпера­ туру застывания до —50° С, холодильная установка трау­ лера сможет замораживать большее количество рыбы, чем при работе на масле ХА-30. К БЫТ ЭКИПАЩА •АЮТЫ для капитан- директора и главного механика состоят из кабинета, спальной и под­ собных помещений. Первый помощник капитана, старший помощник капитана, помощ­ ник капитана по производ­ ству и старший электроме­ ханик размещены в благо­ устроенных одноместных каютах. Командный состав размещен в двенадцати од­ номестных каютах. Осталь­ ные члены экипажа разме­ щены в тридцати трех двух­ местных и четырех четырех­ местных каютах. Большой шум при вы­ грузке рыбопродукции и сильные удары во время вол­ нения моря создают опреде­ ленные помехи для отдыха экипажа. Условия для быта экипа­ жа хорошие. Имеются две комнаты отдыха, библиоте­ ка, душевые обрабатываю­ щей и добывающей команд, прекрасная баня, женский санблок, гладильная, прачеч­ ная. Предусмотрен необходи­ мый спортинвентарь для за­ нятий спортом на открытой палубе: боксерская груша, мешок, штанга и разборный помост, гимнастический мат и т. д. Условия работы учителей и учащихся ЗШМ нельзя признать удовлетворитель­ ными. Как говорилось выше, на корабле имеются две комнаты отдыха, смежные со столовой команды и кают- компанией. Преподаватели обычно занимались с учащимися в комнате отдыха личного со­ става. Но, начиная с 16.45, в столовой и кают-компании начинается демонстрация кинофильмов, поэтому после 16.00 преподаватели прак­ тически не имеют помещения для занятий, в отличие от БМРТ, где всегда свободна кают-компания. н ЕСМОТРЯ на ряд не­ достатков, отмечен­ ных выше, н других (отсутствие оборудования для глубоководного промысла, наличие на рыбофабрике не­ работоспособной машины для потрошения трески А8-ИР2- СМ и малая эксплуатацион­ ная надежность рефрижера­ торной установки), большой автономный траулер остав­ ляет неплохое впечатление. У него выше скерветь, боль­ ше автономность плавания, белее мощная ССУ, лучше бытовые условия, чем у су­ ществующих морозильных траулеров. С решением по­ ставленных выше вопросов эффект от использования этих судов существенно возрастет. В. НОСОВ, инженер лаборатории НОТ Мурманского трало­ вого флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz