Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

Г о д с о р о к в т о р о м Из воспоминаний ветерана рыбной промышленности В. МАЕВСКОГО В ЕЛИКАЯ Отечествен­ ная война прервала труд советского наро­ да. Перед моряками трало­ вого флота с первого дня ны и вместе с личным со­ ставом включились в охра­ ну северных рубежей нашей Родины. Они тралили и уничтожали мины противни­ ка, несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, высаживали десанты и выполняли другие опера­ ции. ского флота. Капитаны А. Стрельбицкий, К. Бур­ ков, И. Дугладзе, Я. Гунин, П. КорехоЕ и многие другие показали себя отличными боевыми командирами и бы­ ли награждены орденами. Оставшаяся в Мурман­ ском тралоЕом флоте не­ большая группа траулеров вела промысел у берегов под защитой крепостных орудий и дозорных судов. С наступ­ лением полярной ночи со- Д А В А Л И ОТПОР В Р А Г У войны была поставлена од­ на задача: как можно ско­ рее вооружить и ввести в строй действующего Север­ ного военно-морского фло­ та значительную часть трау­ леров. Задача была выпол­ нена в кратчайший срок, мирные суда были вооруже- Подвиги капитанов трало­ вого флота В. Окуневича, принявшего неравный бой с тремя немецкими эсминца­ ми, и напитана В. Киреева, потопившего таранным уда­ ром немецкую подводную лодку, навсегда вписаны золотыми словами в лето­ пись Северного военно-мор- ветские траулеры стали да­ леко от берега уходить на восток н Новой Земле. Труд­ ные тогда были условия для промысловой работы, так нак спускать и поднимать трал, обрабатывать рыбу и чинить сети приходилось в сплошной темноте. ІІІІІІІІІІШШІІІІІІІІШШМІІШНІШІІІІІІІШІШІІІШІІІІІІІІІШШІІІІІІШІІІІІІІІШІІІІІІШШШІІШІШШІІІШМІІІШШІІІ Военные будни Из воспоминаний ветерана тралового флота, бывшего командира отряда сторожевых катеров Северного флота С. ЕДЕМСКОГО В 1942 году в апреле— мае мы высадили в тыл, врага двенадца­ тую морскую бригаду и до­ ставляли ей пополнение во время боев. Помню, что тогда особенно самоотверженно действовали под огнем про­ тивника командиры натеров Илья Михайлович Титов (впоследствии капитан транс­ портного судна в Мурман­ ском морском порту), Степан Иванович Боровой, Анато­ лий Иванович Малыгин (ка­ питан траулера), Василий Григорьевич Нармановский (старший портнадзиратель на судоверфи). Много боевых операций “Ъровел дивизион стороже­ вых катеров. Летом 1942 года мы полу­ чили задание перебросить на полуостров Рыбачий не­ сколько 122-миллиметровых гаубиц. Наши катера без всякого сопровождения до­ ставляли орудия в бухту Озерко. Операцией руково­ дил комдив Бубынин. В губе Мотке один из ка­ теров, СК-213, которым ко­ мандовал Сергей Гордеевич Краев (впоследствии мор­ ской инспектор в траловом флоте), был ат'акован «мес- сершмиттами». Самолеты били из пушек, бомбили. Одна из бомб ударила в фальшборт, другая сбросила «максим» с треногой за борт, пробила палубу, дни­ ще и разорвалась на грун­ те. В пробоину хлынула ве­ да. Вышел из строя главныіі двигатель. Если бы не боц­ ман Карпин и комендор Ро­ дионов, катер затонул бы. Эти отважные моряки, попе­ ременно ныряя в холодную воду, заделали пробоину. Потом подошел маленький буксирчик и отвел СК-213 к причалу. Груз был достав­ лен в сохранности. ФРОНТОВОЕ СПАСИБО Из письма минометчиков коллективу Мурманской судоверфи «Ваш замечательный по­ дарок — легкие минометы — получили. В бою при­ шлось испытать их боевые качества. 30 бандитов пыта­ лись обойти наш фланг, 8 мин оказалось достаточным, чтобы с ними покончить. Скажем без обиняков, хоро­ шие, точные минометы сра­ ботали вы. товарищи, а за это вам спасибо, большое спасибо от всех наших бой­ цов и командиров». „Почти весь город уничтожен" Из дневника Командующего Северным флотом адмирала А. Г. ГОЛОВКО 2 июля. Вчера и сегодня авиация противника не­ сколько раз бомбардирова- От рыбодела - к пулемету Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского военизированного тралового флота Г. ТИСЛЕНКО Н АЧАЛСЯ 1942 год. Немецкие самоле­ ты и подводные лод­ ки блокировали выходы из Кольского залива. Обста­ новка создалась трудная. Надо было не только уметь ловить рыбу, но и научиться защищать корабли и свою жизнь от воздушных и под­ водных нападений. На помощь морякам тра­ лового флота пришли севе­ роморцы. Командующий Се­ верным флотом А. Г. Голов­ ко принял все зависящие от него меры, чтобы как мож­ но быстрее и лучше воору­ жить траулеры. Через не­ большой промежуток време­ ни длинноствольные мор­ ские пушки красовались на носу и корме наших судов. На е о о ѵ~ :сенных трауле­ рах работать стало спокой­ нее. Моряки не чувствовали себя беспомощными: теперь они могли дать отпор вра­ гу. В феврале 1942 года сек­ ретарь обкома партии М. И. Старостин вызвал меня к себе и дал задание — любы­ ми путями поймать тонн сто рыбы, крайне необходимой для снабжения армии. Для выполнения этого задания был подготовлен рыболов­ ный траулер № 14. Коман­ довали им капитан А. П. Хохлин и политрук А. А. Мокрецов. В первых числах февра­ ля корабль вышел в рейс. Не отрываясь далеко от бе­ рега, мы работали на Рыба­ чьей банке и у берегов Мо- товеного залива. Рыба ло­ вилась хорошо, но враже­ ская авиация не давала по- настоящему вести промы­ сел. По нескольку раз за день команда прекращала работу и по боевой тревоге J: занимала места у орудий и ■пулеметов. Были случаи, ко­ гда бомбы ложились рядом с судном. ' Но огонь пушек и пулеметов сбивал вражеских летчиков с боевого курса. 12 февраля в Мотовском заливе нас атаковало семь самолетов «фокке-вульф». Они сбросили несколько бомб, но сразу же прекра­ тили атаки после того, кан один самолет на наших гла­ зах загорелся и, оставляя за собой полосу черного ды­ ма, упал в море. Через 20 дней мы невре­ димыми пришли в порт и привезли 150 тонн рыбы. ла Мурманск. От пожара, который разгорелся при ве­ чернем вчерашнем налете, выгорело то, что уцелело от предыдущего пожара. Поч­ ти весь город уничтожен. За­ горелись на территории пор­ та склады с грузами, но их отстояли. Причалы и желез­ ная дорога работать могут, а потому порт сохраняет все свое значение. Будто нарочно, только те­ перь, когда Мурманска по существу нет как города, получены сто зенитных пу­ шек для обороны его. Впро­ чем, они еще послужат. ПОРТ ЖИЛ, БОРОЛСЯ, РАБОТАЛ Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского рыбного порта Я. БУРГУТТО С 1942 ГОДА, когда в порту развернулась выгрузка боеприпа­ сов и продовольствия с транспортов, на причалах были установлены два пор­ тальных и два железнодо­ рожных крана. Чтобы пере­ правлять грузы с судов не­ посредственно в вагоны, представитель Ставки Вер­ ховного Командования И. Д. Папанин поручил нам сроч­ но построить железнодорож­ ные пути к причалам. Мы делали’ их днем и ночью. Не хватало рельсов, креплений, шпал, отсутствовал балласт, не было транспорта для его подвоза. Ремонтники тт. Ро­ занов, Бикинеев, Золотавин, Лыков под руководством ма­ стера И. А. Сулякаева проя­ вили большую изобрета­ тельность. Они разбирали концы тупиков и использо­ вали материалы на новое строительство. Рельсы и шпалы они таскали вруч­ ную. Из-за бомбежек часто приходилось по нескольку раз переделывать одно и то же. Но работы не прекра­ щались и во время налетов. Была разрушена полови­ на здания управления порта, погибло шесть портовиков. Одна из бомб разорвалась у причала, где выгружались транспорты. Щелезнодо- рожный кран упал в залив. Одна бомба попала в котел первой котельной, но, к сча­ стью, не разорвалась. От дпугой загорелись склады и деревянные ограждения пор­ та. В нескольких местах йы- ли разбиты водопровод и железнодорожные пути, раз­ рушены электросеть, связь и столовая. Около порта пря­ мым попаданием засыпало выход из убежища. Более 200 человек оказались в ло­ вушке. Вместе с рабочими рыбокомбината и тралового флота портовики шесть ча­ сов разрывали убежище, из­ влекая из него еле живых, задохнувшихся людей. Налеты авиации случа­ лись иногда по 1 5 ^ 1 6 раз в сутки. Но, несмотря на все это, порт жил, боролся и рабо­ тал. Из воспоминаний бывшего командира БЧ-5 ТЩ-41, старшего техника-лейтенанта С. ШИТАРЕВА З ИМА 1941-42 годов была особенно суро­ вой. Белое море ско­ вало льдом. Но ледоколы обеспечивали снабжение мо­ рем через Архангельск. Во льдах работали эсминцы «Куйбышев», «Урицкий», наш тральщик отечествен­ ной постройки, имевший Б Ф Е В Ы Е Т Р А Л Е Н И Я клепаный корпус и прочный набор. Нелегко было и в Иоканьгской губе, где за­ мерзала акватория рейда и корабли часто вмерзали в лед. Но, несмотря на это, мы постоянно поддерживали живучесть и боеспособность тральщиков. В апреле 1942 года мы встречали караваны транс­ портов и сопровождали их до Двинского залива. Фашистские стервятники часто делали массированные налеты. Не обходилось без жертв. Но моряки ремонти­ ровали свои корабли, на сме­ ну погибшим товарищам приходили дрѵгие. Помню, в мае мы получи­ ли задание провести трале­ ние подходов к рейду. Уже заканчивая боевую работу, увидели большую группу вражеских бомбардировщи­ ков: бомбили наши траль­ щики. Мы маневрировали, вели огонь на форсирован­ ном ходу. ТЩ-41 продолжал служ­ бу. В 19.42 году работы нам прибавилось, вели конвой караванов, выполняли бое­ вые траления, несли дозор­ ную службу. В июле 1942 года многие моряки с минных заградите­ лей ушли на Сталинградский фронт. Среди них был и мой дублер инженер-лейтенант Синцов. Трудностям вопреки Н ИКАКИЕ трудности и опасности ке могли сломить упорство ры­ баков Мурмана. Они труди/ лись с полной отдачей сил, с высоким пониманием пат­ риотического долга. 3600 ра­ ботников рыбной промыш­ ленности включились во Все­ союзное социалистическое соревнование, приняли обя­ зательство досрочно выпол­ нить план 1942 г. Девятый пленум обкома партии, обсудивший в июле 1942 г. положение дел на промысле, отметил стаха­ новскую работу передовых траулеров «Чайка», «Аку­ ла». «Ким» и вместе с тем определил, что государст­ венный план добычи рыбы выполняется неудовлетвори­ тельно. Пленум при­ звал промысловиков в ко­ роткий срок ликвидировать недолов. Парторганизация Мурманской базы воени­ зированного тралового Фло­ та взяла под контроль выполнение обязательств, принятых командами трау­ леров, улучшила на судах массово-политическую рабо- Y ту, позаботилась о расшире­ нии объема ремонта кораб­ лей силами их экипажей. Организаторская деятель­ ность коммунистов, самоот­ верженный труд рыбаков принесли - спех. В 1942 г. промысловики добыли 150 тыс. центнеров рыбы, вы­ полнив годовое задание на 100,9 процента. За отличную работу бо­ лее 20 передовых тружени­ ков Мурманского бассейна были награждены орденами и медалями Советского Сою­ за, 63 — значком «Отлич­ ник рыбной промышленно­ сти», 73 — Почетными гра­ мотами Наркомрыбпрома. ............... ..I..— ьА—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz