Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.
Г о д с о р о к в т о р о м Из воспоминаний ветерана рыбной промышленности В. МАЕВСКОГО В ЕЛИКАЯ Отечествен ная война прервала труд советского наро да. Перед моряками трало вого флота с первого дня ны и вместе с личным со ставом включились в охра ну северных рубежей нашей Родины. Они тралили и уничтожали мины противни ка, несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, высаживали десанты и выполняли другие опера ции. ского флота. Капитаны А. Стрельбицкий, К. Бур ков, И. Дугладзе, Я. Гунин, П. КорехоЕ и многие другие показали себя отличными боевыми командирами и бы ли награждены орденами. Оставшаяся в Мурман ском тралоЕом флоте не большая группа траулеров вела промысел у берегов под защитой крепостных орудий и дозорных судов. С наступ лением полярной ночи со- Д А В А Л И ОТПОР В Р А Г У войны была поставлена од на задача: как можно ско рее вооружить и ввести в строй действующего Север ного военно-морского фло та значительную часть трау леров. Задача была выпол нена в кратчайший срок, мирные суда были вооруже- Подвиги капитанов трало вого флота В. Окуневича, принявшего неравный бой с тремя немецкими эсминца ми, и напитана В. Киреева, потопившего таранным уда ром немецкую подводную лодку, навсегда вписаны золотыми словами в лето пись Северного военно-мор- ветские траулеры стали да леко от берега уходить на восток н Новой Земле. Труд ные тогда были условия для промысловой работы, так нак спускать и поднимать трал, обрабатывать рыбу и чинить сети приходилось в сплошной темноте. ІІІІІІІІІІШШІІІІІІІІШШМІІШНІШІІІІІІІШІШІІІШІІІІІІІІІШШІІІІІІШІІІІІІІІШІІІІІІШШШІІШІШШІІІШМІІІШШІІІ Военные будни Из воспоминаний ветерана тралового флота, бывшего командира отряда сторожевых катеров Северного флота С. ЕДЕМСКОГО В 1942 году в апреле— мае мы высадили в тыл, врага двенадца тую морскую бригаду и до ставляли ей пополнение во время боев. Помню, что тогда особенно самоотверженно действовали под огнем про тивника командиры натеров Илья Михайлович Титов (впоследствии капитан транс портного судна в Мурман ском морском порту), Степан Иванович Боровой, Анато лий Иванович Малыгин (ка питан траулера), Василий Григорьевич Нармановский (старший портнадзиратель на судоверфи). Много боевых операций “Ъровел дивизион стороже вых катеров. Летом 1942 года мы полу чили задание перебросить на полуостров Рыбачий не сколько 122-миллиметровых гаубиц. Наши катера без всякого сопровождения до ставляли орудия в бухту Озерко. Операцией руково дил комдив Бубынин. В губе Мотке один из ка теров, СК-213, которым ко мандовал Сергей Гордеевич Краев (впоследствии мор ской инспектор в траловом флоте), был ат'акован «мес- сершмиттами». Самолеты били из пушек, бомбили. Одна из бомб ударила в фальшборт, другая сбросила «максим» с треногой за борт, пробила палубу, дни ще и разорвалась на грун те. В пробоину хлынула ве да. Вышел из строя главныіі двигатель. Если бы не боц ман Карпин и комендор Ро дионов, катер затонул бы. Эти отважные моряки, попе ременно ныряя в холодную воду, заделали пробоину. Потом подошел маленький буксирчик и отвел СК-213 к причалу. Груз был достав лен в сохранности. ФРОНТОВОЕ СПАСИБО Из письма минометчиков коллективу Мурманской судоверфи «Ваш замечательный по дарок — легкие минометы — получили. В бою при шлось испытать их боевые качества. 30 бандитов пыта лись обойти наш фланг, 8 мин оказалось достаточным, чтобы с ними покончить. Скажем без обиняков, хоро шие, точные минометы сра ботали вы. товарищи, а за это вам спасибо, большое спасибо от всех наших бой цов и командиров». „Почти весь город уничтожен" Из дневника Командующего Северным флотом адмирала А. Г. ГОЛОВКО 2 июля. Вчера и сегодня авиация противника не сколько раз бомбардирова- От рыбодела - к пулемету Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского военизированного тралового флота Г. ТИСЛЕНКО Н АЧАЛСЯ 1942 год. Немецкие самоле ты и подводные лод ки блокировали выходы из Кольского залива. Обста новка создалась трудная. Надо было не только уметь ловить рыбу, но и научиться защищать корабли и свою жизнь от воздушных и под водных нападений. На помощь морякам тра лового флота пришли севе роморцы. Командующий Се верным флотом А. Г. Голов ко принял все зависящие от него меры, чтобы как мож но быстрее и лучше воору жить траулеры. Через не большой промежуток време ни длинноствольные мор ские пушки красовались на носу и корме наших судов. На е о о ѵ~ :сенных трауле рах работать стало спокой нее. Моряки не чувствовали себя беспомощными: теперь они могли дать отпор вра гу. В феврале 1942 года сек ретарь обкома партии М. И. Старостин вызвал меня к себе и дал задание — любы ми путями поймать тонн сто рыбы, крайне необходимой для снабжения армии. Для выполнения этого задания был подготовлен рыболов ный траулер № 14. Коман довали им капитан А. П. Хохлин и политрук А. А. Мокрецов. В первых числах февра ля корабль вышел в рейс. Не отрываясь далеко от бе рега, мы работали на Рыба чьей банке и у берегов Мо- товеного залива. Рыба ло вилась хорошо, но враже ская авиация не давала по- настоящему вести промы сел. По нескольку раз за день команда прекращала работу и по боевой тревоге J: занимала места у орудий и ■пулеметов. Были случаи, ко гда бомбы ложились рядом с судном. ' Но огонь пушек и пулеметов сбивал вражеских летчиков с боевого курса. 12 февраля в Мотовском заливе нас атаковало семь самолетов «фокке-вульф». Они сбросили несколько бомб, но сразу же прекра тили атаки после того, кан один самолет на наших гла зах загорелся и, оставляя за собой полосу черного ды ма, упал в море. Через 20 дней мы невре димыми пришли в порт и привезли 150 тонн рыбы. ла Мурманск. От пожара, который разгорелся при ве чернем вчерашнем налете, выгорело то, что уцелело от предыдущего пожара. Поч ти весь город уничтожен. За горелись на территории пор та склады с грузами, но их отстояли. Причалы и желез ная дорога работать могут, а потому порт сохраняет все свое значение. Будто нарочно, только те перь, когда Мурманска по существу нет как города, получены сто зенитных пу шек для обороны его. Впро чем, они еще послужат. ПОРТ ЖИЛ, БОРОЛСЯ, РАБОТАЛ Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского рыбного порта Я. БУРГУТТО С 1942 ГОДА, когда в порту развернулась выгрузка боеприпа сов и продовольствия с транспортов, на причалах были установлены два пор тальных и два железнодо рожных крана. Чтобы пере правлять грузы с судов не посредственно в вагоны, представитель Ставки Вер ховного Командования И. Д. Папанин поручил нам сроч но построить железнодорож ные пути к причалам. Мы делали’ их днем и ночью. Не хватало рельсов, креплений, шпал, отсутствовал балласт, не было транспорта для его подвоза. Ремонтники тт. Ро занов, Бикинеев, Золотавин, Лыков под руководством ма стера И. А. Сулякаева проя вили большую изобрета тельность. Они разбирали концы тупиков и использо вали материалы на новое строительство. Рельсы и шпалы они таскали вруч ную. Из-за бомбежек часто приходилось по нескольку раз переделывать одно и то же. Но работы не прекра щались и во время налетов. Была разрушена полови на здания управления порта, погибло шесть портовиков. Одна из бомб разорвалась у причала, где выгружались транспорты. Щелезнодо- рожный кран упал в залив. Одна бомба попала в котел первой котельной, но, к сча стью, не разорвалась. От дпугой загорелись склады и деревянные ограждения пор та. В нескольких местах йы- ли разбиты водопровод и железнодорожные пути, раз рушены электросеть, связь и столовая. Около порта пря мым попаданием засыпало выход из убежища. Более 200 человек оказались в ло вушке. Вместе с рабочими рыбокомбината и тралового флота портовики шесть ча сов разрывали убежище, из влекая из него еле живых, задохнувшихся людей. Налеты авиации случа лись иногда по 1 5 ^ 1 6 раз в сутки. Но, несмотря на все это, порт жил, боролся и рабо тал. Из воспоминаний бывшего командира БЧ-5 ТЩ-41, старшего техника-лейтенанта С. ШИТАРЕВА З ИМА 1941-42 годов была особенно суро вой. Белое море ско вало льдом. Но ледоколы обеспечивали снабжение мо рем через Архангельск. Во льдах работали эсминцы «Куйбышев», «Урицкий», наш тральщик отечествен ной постройки, имевший Б Ф Е В Ы Е Т Р А Л Е Н И Я клепаный корпус и прочный набор. Нелегко было и в Иоканьгской губе, где за мерзала акватория рейда и корабли часто вмерзали в лед. Но, несмотря на это, мы постоянно поддерживали живучесть и боеспособность тральщиков. В апреле 1942 года мы встречали караваны транс портов и сопровождали их до Двинского залива. Фашистские стервятники часто делали массированные налеты. Не обходилось без жертв. Но моряки ремонти ровали свои корабли, на сме ну погибшим товарищам приходили дрѵгие. Помню, в мае мы получи ли задание провести трале ние подходов к рейду. Уже заканчивая боевую работу, увидели большую группу вражеских бомбардировщи ков: бомбили наши траль щики. Мы маневрировали, вели огонь на форсирован ном ходу. ТЩ-41 продолжал служ бу. В 19.42 году работы нам прибавилось, вели конвой караванов, выполняли бое вые траления, несли дозор ную службу. В июле 1942 года многие моряки с минных заградите лей ушли на Сталинградский фронт. Среди них был и мой дублер инженер-лейтенант Синцов. Трудностям вопреки Н ИКАКИЕ трудности и опасности ке могли сломить упорство ры баков Мурмана. Они труди/ лись с полной отдачей сил, с высоким пониманием пат риотического долга. 3600 ра ботников рыбной промыш ленности включились во Все союзное социалистическое соревнование, приняли обя зательство досрочно выпол нить план 1942 г. Девятый пленум обкома партии, обсудивший в июле 1942 г. положение дел на промысле, отметил стаха новскую работу передовых траулеров «Чайка», «Аку ла». «Ким» и вместе с тем определил, что государст венный план добычи рыбы выполняется неудовлетвори тельно. Пленум при звал промысловиков в ко роткий срок ликвидировать недолов. Парторганизация Мурманской базы воени зированного тралового Фло та взяла под контроль выполнение обязательств, принятых командами трау леров, улучшила на судах массово-политическую рабо- Y ту, позаботилась о расшире нии объема ремонта кораб лей силами их экипажей. Организаторская деятель ность коммунистов, самоот верженный труд рыбаков принесли - спех. В 1942 г. промысловики добыли 150 тыс. центнеров рыбы, вы полнив годовое задание на 100,9 процента. За отличную работу бо лее 20 передовых тружени ков Мурманского бассейна были награждены орденами и медалями Советского Сою за, 63 — значком «Отлич ник рыбной промышленно сти», 73 — Почетными гра мотами Наркомрыбпрома. ............... ..I..— ьА—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz