Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

И. Д . Я а д а я я н ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ |В ЛЕДЯНОМ ЦАРСТВЕ 4. ТРУДНОСТИ (Окончание. Нач. в № 69, 70) Немало трудностей пришлось пережить нам на льдине. Иногда нам приходилось физически работать сверх всяких сил. Дело в том, что все наше снаряжение не могло превы­ шать 9 тонн, оно лимитировалось тогда возможностями воз­ душной доставки. Поэтому нам пришлось отказаться от мно­ гих необходимых предметов, имевших либо большие разме­ ры, либо большой вес. Так, мы не могли позволить себе взять гзбольшой движок. Сейчас участники подобных экспедиций на Северный полюс без улыбки не могут слушать наши рас­ сказы о том, что в первой экспедиции на льдине движок заме­ няла наша мускульная сила. А это было именно так. Напри­ мер, для того, чтобы опустить барометр или грунтовую труб­ ку на глубину океана в 4000 метров, а затем поднять их на­ верх, нам приходилось крутить лебедку руками непрерывно по 20—25 часов посменно, по два человека'. А сколько неудобств тогда доставляла смена намокшей одежды, жизнь в неотапливаемой палатке или в снежном до­ мике. Но все эти трудности мы преодолевали, памятѵя о том, что выполняем ответственное задание Родины. 5. ДРЕЙФНА ЮГ Наша станция находилась в дрейфе 274 дня. пройдя путь в 2500 километров. Льдину несло все время на юг. Скорость дреііфа с каждым днем увеличивалась. В январе нас несло уже вдоль восточных берегов Гренландии со ско­ ростью около 10 миль в сутки. Начались толчки. Нас часто будил ночью рокочущий гул близких сжатий льда. В ночь на 1 февраля наша льдина начала ломаться. При­ шлось приложить немало труда, чтобы спасти склады. Когда наступило утро, то оказалось, что мы находились на облом­ ке ледяного поля. Под нашеіі жилой палаткой прошла тре­ щина. Решили переселиться в снежный дом. А льдина неслась уже со скоростью 20 миль в сутки. Продолжался раз­ лом ледяных полей. Наше положение с каждым днем ухудша­ лось. Тем временем в Москве уже разрабатывался план сня­ тия нашей группы с льдины. Мы же продолжали работать на ф обломке ледяного поля, которое вот-вот вынесет в открытый ф океан. ф Мы трудились спокойно, зная, что Родина не оставит нас I в беде. I! это было действительно так. Для нашего спасения ф направились ледоколы и самолеты. Из Мурманска и Ленин- ф града к нам вышли ледокольные суда - - «Мурман», «Тай- ф мыр» и «Ермак», На их борту находились самолеты летчиков ф Г П. Власова и И. И. Черевичного. Авиаторы производили ф ледовую разведку наиболее лучшего пути для кораблей. 1 6. ПОКИДАЕМ ЛАГЕРЬ Ф Народная мудрость гласит: «Счастье всегда сопутствует ф смелым». Так вышло и на этот раз. Смелым советским поляр- # аым морякам удалось завершить, казалось, невероятное — 2 подвести корабли почти вплотную к льдине и снять наш лагерь. 19 февраля 1938 года в 16 часов мы рапортовали Родине об окончании работы станции. По морской традиции я поки­ дал льдину последним. На высоком снежном холме поставил красный флаг нашей Советской державы, тщательно укрепил его и только после этого сошел с льдины. Девять месяцев продолжался наш дрейф. Наши труды были не напрасны. Нам удалось собрать большой научный материал и впервые получить для человечества много досто­ верных данных о природе и физических процессах в централь­ ной части Северного Ледовитого океана. Северный полюс был завоеван советскими людьми. Я до сих пор горжусь тем, что в этом благородном деле есть доля и моего труда. 7. ПО НАШЕМУ ПУТИ Наша четверка была первым отрядом, посланным совет­ ским народом на разведку тайн Северного полюса. Мы были первыми, но не оказались единственными. Опыт работы и дрейфа станции «Северный полюс» был тщательно изучен, и в послевоенные годы по ее образцу на льду Центрального полярного бассейна были созданы новые научные станции. С тех пор во льдах Арктики дрейфовали, да и сейчас дрейфуют все новые и новые советские научные станции. В организации труда и быта участников этих экспедиций, ко­ нечно, нет ничего похожего на нашу первую станцию... Арктика ныне стала обжитой окраиноіі нашей Родины. По трассе Северного морского пути ежегодно проходят сотни ко­ раблей. В Арктике выросли крупные промышленные цент­ ры, города и поселки. Природные ресурсы этого края играют все большую роль в народном хозяйстве нашей страны. Опыт, накопленный в Арктике, перенесен нашими поляр­ никами на ледяной материк Антарктиды, и успехи ее исследо­ вателей обусловлены прежде всего тем, что там трудятся со­ ветские люди, прошедшие суровую арктическую школу У" Памяти И. В. Бабушкина В Бурятии, на берегу Байкала, есть небольшой городок, который носит имя профессионального революционера, боль- шевика, рабочего корреспондента ленинской «Искры» —. Ивана Васильевича Бабушкина. В январе 1906 года, транспортируя из Читы в Иркутск оружие для рабочих, И. В. Бабушкин с пятью товарищами был захвачен на станции Слюдянка карателями и 18 января на станции Мысовая (теперь город Бабушкин) без суда я следствия зверски расстрелян. Свято чтут память большевика И. В. Бабушкина жители города. На верхнем снимке: памятник И. В. Бабушкину в центре города, носящего его имя. На нижнем снимке: картина заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Д. Н. Дугарова «Кровавая рас­ права» — экспонат мемориального музея И. В. Бабушкина. н о в ы й ВИД АКУЛЫ В конце прошлого года ис« следовательское судно «АФБ-14» (США) в 42 км к северо-востоку от мыса Каху- ку-Пойнт (о. Оаху, Гавайские о-ва) обнаружило экземпляр акулы, относящейся к неиз­ вестному до того науке виду* Рыба запуталась в стропах, спущенных с борта на глуби­ ну 150 м двух парашютов, использовавшихся как пла­ вучие якоря. Вниманию главного инженера Мурманского тралового флота! „За деловой контакт" («Рыбный Мурман» № 65 от 3 июня) В ЗАМЕТКЕ «ЗА ДЕЛОВОЙ КОНТАКТ» администрация научно-поискового суд­ на «Артемида» Мурманского тралового флота отмечает, что с целью ускорения выхо­ да НПС «Артемида» в рейс между экипажем н коллективом судоремонтного завода Мини­ стерства морского флота предлагается заклю­ чить договор на соревнование. Вызов на соцсоревнование экипажем НПС «Артемида» внимательно рассмотрен админи­ страцией завода, на заседании заводского ко­ митета профсоюза, с ним ознакомлены так­ же представители ведущих цехов н отделов. К сожалению, администрация судна не учла основного момента: докование судна проводит­ ся на ремонтной базе Министерства рыбного хозяйства. В договоре сказано, что срок докования НПС «Артемида» приплюсовывается к сроку основного ремонта, но до настоящего времени завод не знает как продолжительности докова­ ния, так и срока постановки судна в док. При принятии в ремонт НПС «Артемида» оговаривалось, что судно пойдет в док с 26 мая 1977 года, затем этот срок был перенесен на 1 июня, с 10 июня на 20 нюня 1977 года, а перенесение сроков влияет не только на нор­ мальный ритм, но и на организацию завод­ ских работ. ВЫСТУПЛЕНИИ По непонятным для нас причинам руководи­ тели тралового флота отзывают старшего ме­ ханика с НПС «Артемида», заменяя его под­ менным механиком, что также может повлияіь не только на ход, но и на сроки ремонта судна. В связи с вышеизложенным завод не может принять вызов экипажа НПС «Артемида» и оставляет за собой право считать срок оконча­ ния ремонта судна на основании договора от 12 мал 1977 г. П, ФИЛИМОНОВ, и. о, директора завода. От редакции: Хорошую инициативу проявил экипаж научно-поискового суда «Артемида». Соревнование между моряками и судоремонт­ никами действительно могло дать значитель­ ный эффект в сокращении стоянки этого ко- . рабля, который так нужен сегодня на промыс­ ле. Но (уж в который раз!) подвела тралфло- товцев несогласованность. Тем более она за­ метна, что моряки первыми выдвинули пред­ ложение о договоре с коллективом предприя­ тия, причем не нашего, а родственного ведом­ ства, которое нѳ раз оказывало существенную помощь флотам нашего бассейна. Редакция ждет ответа о принятых мерах. Редактор А. А. МИРОНОВ, Без вступительных экзаменов Мурманское мореходное училище имени И. И. Меся- цева с 1 июня по 31 июля 1977 года объявляет прием без вступительных экзаме­ нов на первый курс по спе­ циальности «Промышленное рыболовство». Отделение готовит техни- ков-механиков по промысло­ вым механизмам и орудиям лова на базе 8 классов сред­ ней школы. Зачисление на обучение осуществляется при наличии по окончании восьмилетней школы Похвального листа: но окончании восьмилетней школы на оценки «4» и «5». За справками обращаться по адресу: г. Мурманск, ул. Шмидта, 19. Телефоны: 7-37-03 и 7-22-51. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЩИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-185 «Веха», РТ-329 «Мурмаши», БМРТ- 404 «Мир», плавбазы «Гри­ горий Лысенко», ТР «Иван Шишкин», ТР «Валентин Серов», ТР «Космонавт Га­ гарин». ЗАВТРА: РТ-262 «Гатчи- на», РТ-147 «Прут», СРТ-р- 713. £і Ш т AUI АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор ответственный секретарь — — 63-96 и 70-45. Вызов с 7-63 96, 7-70-45. — 62-64, заместитель редактора, 70-89, литературные сотрудники городских АТС 7-62-64, 7 70-89, «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3377. ПН-04391.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz