Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.
И. Д . Я а д а я я н ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ |В ЛЕДЯНОМ ЦАРСТВЕ 4. ТРУДНОСТИ (Окончание. Нач. в № 69, 70) Немало трудностей пришлось пережить нам на льдине. Иногда нам приходилось физически работать сверх всяких сил. Дело в том, что все наше снаряжение не могло превы шать 9 тонн, оно лимитировалось тогда возможностями воз душной доставки. Поэтому нам пришлось отказаться от мно гих необходимых предметов, имевших либо большие разме ры, либо большой вес. Так, мы не могли позволить себе взять гзбольшой движок. Сейчас участники подобных экспедиций на Северный полюс без улыбки не могут слушать наши рас сказы о том, что в первой экспедиции на льдине движок заме няла наша мускульная сила. А это было именно так. Напри мер, для того, чтобы опустить барометр или грунтовую труб ку на глубину океана в 4000 метров, а затем поднять их на верх, нам приходилось крутить лебедку руками непрерывно по 20—25 часов посменно, по два человека'. А сколько неудобств тогда доставляла смена намокшей одежды, жизнь в неотапливаемой палатке или в снежном до мике. Но все эти трудности мы преодолевали, памятѵя о том, что выполняем ответственное задание Родины. 5. ДРЕЙФНА ЮГ Наша станция находилась в дрейфе 274 дня. пройдя путь в 2500 километров. Льдину несло все время на юг. Скорость дреііфа с каждым днем увеличивалась. В январе нас несло уже вдоль восточных берегов Гренландии со ско ростью около 10 миль в сутки. Начались толчки. Нас часто будил ночью рокочущий гул близких сжатий льда. В ночь на 1 февраля наша льдина начала ломаться. При шлось приложить немало труда, чтобы спасти склады. Когда наступило утро, то оказалось, что мы находились на облом ке ледяного поля. Под нашеіі жилой палаткой прошла тре щина. Решили переселиться в снежный дом. А льдина неслась уже со скоростью 20 миль в сутки. Продолжался раз лом ледяных полей. Наше положение с каждым днем ухудша лось. Тем временем в Москве уже разрабатывался план сня тия нашей группы с льдины. Мы же продолжали работать на ф обломке ледяного поля, которое вот-вот вынесет в открытый ф океан. ф Мы трудились спокойно, зная, что Родина не оставит нас I в беде. I! это было действительно так. Для нашего спасения ф направились ледоколы и самолеты. Из Мурманска и Ленин- ф града к нам вышли ледокольные суда - - «Мурман», «Тай- ф мыр» и «Ермак», На их борту находились самолеты летчиков ф Г П. Власова и И. И. Черевичного. Авиаторы производили ф ледовую разведку наиболее лучшего пути для кораблей. 1 6. ПОКИДАЕМ ЛАГЕРЬ Ф Народная мудрость гласит: «Счастье всегда сопутствует ф смелым». Так вышло и на этот раз. Смелым советским поляр- # аым морякам удалось завершить, казалось, невероятное — 2 подвести корабли почти вплотную к льдине и снять наш лагерь. 19 февраля 1938 года в 16 часов мы рапортовали Родине об окончании работы станции. По морской традиции я поки дал льдину последним. На высоком снежном холме поставил красный флаг нашей Советской державы, тщательно укрепил его и только после этого сошел с льдины. Девять месяцев продолжался наш дрейф. Наши труды были не напрасны. Нам удалось собрать большой научный материал и впервые получить для человечества много досто верных данных о природе и физических процессах в централь ной части Северного Ледовитого океана. Северный полюс был завоеван советскими людьми. Я до сих пор горжусь тем, что в этом благородном деле есть доля и моего труда. 7. ПО НАШЕМУ ПУТИ Наша четверка была первым отрядом, посланным совет ским народом на разведку тайн Северного полюса. Мы были первыми, но не оказались единственными. Опыт работы и дрейфа станции «Северный полюс» был тщательно изучен, и в послевоенные годы по ее образцу на льду Центрального полярного бассейна были созданы новые научные станции. С тех пор во льдах Арктики дрейфовали, да и сейчас дрейфуют все новые и новые советские научные станции. В организации труда и быта участников этих экспедиций, ко нечно, нет ничего похожего на нашу первую станцию... Арктика ныне стала обжитой окраиноіі нашей Родины. По трассе Северного морского пути ежегодно проходят сотни ко раблей. В Арктике выросли крупные промышленные цент ры, города и поселки. Природные ресурсы этого края играют все большую роль в народном хозяйстве нашей страны. Опыт, накопленный в Арктике, перенесен нашими поляр никами на ледяной материк Антарктиды, и успехи ее исследо вателей обусловлены прежде всего тем, что там трудятся со ветские люди, прошедшие суровую арктическую школу У" Памяти И. В. Бабушкина В Бурятии, на берегу Байкала, есть небольшой городок, который носит имя профессионального революционера, боль- шевика, рабочего корреспондента ленинской «Искры» —. Ивана Васильевича Бабушкина. В январе 1906 года, транспортируя из Читы в Иркутск оружие для рабочих, И. В. Бабушкин с пятью товарищами был захвачен на станции Слюдянка карателями и 18 января на станции Мысовая (теперь город Бабушкин) без суда я следствия зверски расстрелян. Свято чтут память большевика И. В. Бабушкина жители города. На верхнем снимке: памятник И. В. Бабушкину в центре города, носящего его имя. На нижнем снимке: картина заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Д. Н. Дугарова «Кровавая рас права» — экспонат мемориального музея И. В. Бабушкина. н о в ы й ВИД АКУЛЫ В конце прошлого года ис« следовательское судно «АФБ-14» (США) в 42 км к северо-востоку от мыса Каху- ку-Пойнт (о. Оаху, Гавайские о-ва) обнаружило экземпляр акулы, относящейся к неиз вестному до того науке виду* Рыба запуталась в стропах, спущенных с борта на глуби ну 150 м двух парашютов, использовавшихся как пла вучие якоря. Вниманию главного инженера Мурманского тралового флота! „За деловой контакт" («Рыбный Мурман» № 65 от 3 июня) В ЗАМЕТКЕ «ЗА ДЕЛОВОЙ КОНТАКТ» администрация научно-поискового суд на «Артемида» Мурманского тралового флота отмечает, что с целью ускорения выхо да НПС «Артемида» в рейс между экипажем н коллективом судоремонтного завода Мини стерства морского флота предлагается заклю чить договор на соревнование. Вызов на соцсоревнование экипажем НПС «Артемида» внимательно рассмотрен админи страцией завода, на заседании заводского ко митета профсоюза, с ним ознакомлены так же представители ведущих цехов н отделов. К сожалению, администрация судна не учла основного момента: докование судна проводит ся на ремонтной базе Министерства рыбного хозяйства. В договоре сказано, что срок докования НПС «Артемида» приплюсовывается к сроку основного ремонта, но до настоящего времени завод не знает как продолжительности докова ния, так и срока постановки судна в док. При принятии в ремонт НПС «Артемида» оговаривалось, что судно пойдет в док с 26 мая 1977 года, затем этот срок был перенесен на 1 июня, с 10 июня на 20 нюня 1977 года, а перенесение сроков влияет не только на нор мальный ритм, но и на организацию завод ских работ. ВЫСТУПЛЕНИИ По непонятным для нас причинам руководи тели тралового флота отзывают старшего ме ханика с НПС «Артемида», заменяя его под менным механиком, что также может повлияіь не только на ход, но и на сроки ремонта судна. В связи с вышеизложенным завод не может принять вызов экипажа НПС «Артемида» и оставляет за собой право считать срок оконча ния ремонта судна на основании договора от 12 мал 1977 г. П, ФИЛИМОНОВ, и. о, директора завода. От редакции: Хорошую инициативу проявил экипаж научно-поискового суда «Артемида». Соревнование между моряками и судоремонт никами действительно могло дать значитель ный эффект в сокращении стоянки этого ко- . рабля, который так нужен сегодня на промыс ле. Но (уж в который раз!) подвела тралфло- товцев несогласованность. Тем более она за метна, что моряки первыми выдвинули пред ложение о договоре с коллективом предприя тия, причем не нашего, а родственного ведом ства, которое нѳ раз оказывало существенную помощь флотам нашего бассейна. Редакция ждет ответа о принятых мерах. Редактор А. А. МИРОНОВ, Без вступительных экзаменов Мурманское мореходное училище имени И. И. Меся- цева с 1 июня по 31 июля 1977 года объявляет прием без вступительных экзаме нов на первый курс по спе циальности «Промышленное рыболовство». Отделение готовит техни- ков-механиков по промысло вым механизмам и орудиям лова на базе 8 классов сред ней школы. Зачисление на обучение осуществляется при наличии по окончании восьмилетней школы Похвального листа: но окончании восьмилетней школы на оценки «4» и «5». За справками обращаться по адресу: г. Мурманск, ул. Шмидта, 19. Телефоны: 7-37-03 и 7-22-51. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЩИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-185 «Веха», РТ-329 «Мурмаши», БМРТ- 404 «Мир», плавбазы «Гри горий Лысенко», ТР «Иван Шишкин», ТР «Валентин Серов», ТР «Космонавт Га гарин». ЗАВТРА: РТ-262 «Гатчи- на», РТ-147 «Прут», СРТ-р- 713. £і Ш т AUI АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор ответственный секретарь — — 63-96 и 70-45. Вызов с 7-63 96, 7-70-45. — 62-64, заместитель редактора, 70-89, литературные сотрудники городских АТС 7-62-64, 7 70-89, «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3377. ПН-04391.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz