Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

« • • • ВЫПУСК 25-й ЗГод сорохе п ер вы й : Подвиг „Тумана" Из дневника Командующего Северным флотом “ Т. ГОЛ адмирала А. Г ОВКО ч,.В 4 часа 25 минут сиг­ нальщики -/Тумана > (бЫ Еш е- іо FT-10 «Лебедка») обнару­ жили на расстоянии 5 0— 55 кабельтовых три эсминца противника. Строем уступа эсминцы направлялись н сторсжсвому кораблю, кото­ рый шел зигзагами, придер­ живаясь генерального курса дозора. Первый залп оказался пе­ релетным; однако осколками разорвавшегося неподалеку снаряда на «Т ум а в о переби­ ло антенны. Сторожевой ко­ рабль лишился радиосвязи. Вражеские а ртиллеристы накрыли сюрсжсЕсй корабль со второго залпа: снаряды попали в корпус. Третьим залпом была повреждена корма. вызван пожар, пере­ бит штуртрос и выведено из строя рулевое управление. Ход «Тумана> заметно уменьшился Одни за другим залпы накрывали подбитый корабль: он уже имел попа­ дания б кост.ж, рулевую рубку и полубак. Очередным снарядом снесло дымовую трубу. Несколько человек из экипажа были убиты, в том числе офицер, управлявший постановкой дымовой заЕе- сы, и командир корабля старший лейтенант Л. А. Ше­ стаков. Несмотря на значительные повреждения и пожар, охва­ тивший надстройки, сторо- жеЕой норабль не прекра­ щал ответного орудийного огня по вражеским эсмин- РТ сменили профессию Из воспоминаний вегераиа тралового флота, бывшего командира отряда сторожевых катеров Северного флота С. ЕДЕМСКОГО Наш второй дивизион сто­ рожевых катеров был создан в первые дни Великой Оте­ чественной войны. Дивизион с о с т о я л из сем­ надцати катеров. Бее они в мирное время были рыбо­ ловными судами и не отли­ чались в ы с о к и м и боевыми качествами. Не могли мы похвалиться и вооружением. Оно состоя­ ло из 45-мнллиметровсй пушки и двух пулеметов ти­ па «максим». Но зато у нас были глубинные бомбы и гидроакустические приборы. Нашим катерам хватало работы: мы доставляли и вы­ саживали на западный берег Западноіі Лицы морскую пе­ хоту, а обратными рейсами вывозили в тыл раненых. С 7 по 11 июля 1941 года ди­ визион высадил в районе З а­ падной Лицы около 3 тысяч моряков. За успешную высадку де­ санта и снабжение войск наш комдив Бубынин был на­ гражден орденом Красного Знамени. цам из сеспх двух 45-мнлли- метрОЕЫх пушен. Личныіі состав «Ту глава > держался героически: вел одновремен­ но неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за жпвуче-сть кораб­ ля — с пожаром и с возра­ ставшей из-за новых пробо­ ин потерей п л а Е у ч е с т и . По­ мощь, оказанная сторожево­ му кораблю нашей батареей с мыса Сеть-Наволок, от­ крывшей огонь по фашист­ ским эсминцам и отогнав­ шей их. не могла изменить его участи: он к тему Б р е м е ­ н и имел уже одиннадцать прямых попаданий. Плавучесть корабля ■уменьшалась катастрофиче­ ски, и в пять часов тридцать кинут был начат спуск шлю­ пок. В дЕе шлюпки сошли 37 человек. после чего •«Туман» стал быстро кре­ ниться на правый борт и в 5 часов. 50 минут затонул. Вместе с ним погибли (были убиты соколками снарядов еще в начале боя) 15 чо ло ­ бок . Зорко несли вахту... Из воспоминаний бывшего капитана тралового флота П. ЗАДОРИНА В августе 1S41 года я вступил в командование СКР-66. Зто был переобору­ дованный траулер «Жда­ нов», Мы несли охрану вод­ ного района на линии Оле­ ний Рог — КирСей-Наволок. Работать приходилось не- 5 легко. Во время шторма ми­ ны, нотсрые были поставле­ ны у входа в Ионаньгскую ■ губу, то и дело срывались с S якорей и грозили опасно­ стью проходившим мимо су­ дам. Приходилось их обез­ вреживать. И все-тани мо­ ряки трудились самоотвер­ женно, зорко несли вахту. В тот первый год воины многие моряки добровольно встали в ряды защитников Р о д е ны . Стали военными экипажи траулеров «Киров», «Максим Горький» и другие. До войны «Пассат» был мирным рыболовным трау­ лером и носил имя РТ-102. В люкс 1941 года, как и мно­ гие другие траулеры, РТ- 102 и его экипаж вошли в состав Северного флота и стали нести дозорную служ­ бу в Баренцевом море. 13 июля 1941 года, зары­ ваясь в тяжелые волны, «Пассат» е сл деэ траулера, РТ-67 и РТ-32, к острову Харлов. Около четырех часов ут­ ра сигнальщики Толокнов и Ангер заметили на горизон­ те три приближающиеся точ­ ки, а вскоре из облаков не­ ожиданно вывалился фаши­ стский самолет-разведчик. Он пронесся над судами и скрылся. На -.Пассате» сыграли б о е в у ю тре-Есту: н а п е р е р е з о т р я д у ш л и т р и . ф а ш и с т с к и х эсминца. Три военных к о ­ рабля с мощной артиллери­ ей против бывшего траулера с двумя пушчонками. Силы были несравнимы. Что де­ лать? И командир -Пассата» лейтенант Окунеьнч принял решение. Передав на транспорты команду «укрываться под береюм», «Пассат» пошел навстречу эсминцам, на­ встречу их орудиям, чтобы собой прикрыть, спасти пен- „Варяг** Великой От е ч е с т в е нной Еопруемые суда, дать им возможность уйти в бухту, под защиту родного берега. Вступать в бон с тремя эсминцами было безумством, но моряки «Пассата» реши­ ли пожертвовать собой, что­ бы спасти транспорты с гру­ зом. ...Сначала «Пассату» вез­ ло. Непрерывно обстреливая врага, он умело маневриро­ вал, и фашистские снаряды ложились мимо. Б то же время огонь канониров «Пассата» был более удач­ ным — на одном из мино­ носцев начался пожар. Тем Бременем транспорты с грузом отходили в бухту ГаЕрилоЕСкую. Один из них был накрыт вражескими сна­ рядами, Потеряв ход, судно остановилось. Заметив это, командир «Пассата» решил поставить дымовую завесу, чтобы за­ крыть израненный транспорт. Но е с т р а з с р Е а л с я снаряд на палубе «Пассата». Гухну- ла тяжелая труба, палуба окуталась едким дымом. Еще снаряд, еще... Забуше­ вало пламя. П все же «Пассат» жил! Жил и вел ответный огонь! Один снаряд разорвался в машине, корабль развернуло под ветер. Один за другим гибли моряки. А живые, гля­ дя на пробитый осколками флаг, продолжали сражать­ ся. Корабль тонул. Нос «Пас­ сата» стал погружаться, уш­ ла под боду палуба, а кор­ мовое орудие, у которого ос­ тался единственный человек •— комендор Борис Мсцель, продолжало бить по вра­ гу. С РТ-67 были спущены шлгопкн. чтобы спасти лю­ дей с «Пассата», но фаши­ сты расстреливали моряков даже в Еоде. Спаслись толь­ ко двое краснофлотцев — Борис Моцель и Мефодий Трофнменко. Остальные — тридцать девять человек — вместо с капитаном Окунс- Енчем навсегда остались на своем ■корабле. Из очерка В. МАИСУ- Экзаіен на стойкость Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского рыбного порта Я. БУРГУТТО С первых же дней е с й н ы все молодые портовики уш­ ли на фронт. Их места заняли жены, се­ стры и матери, Из небольшо­ го числа оставшихся муж­ чин были созданы аварийно- спасательная, железнодо­ рожная и другие команды. Многие портовики, считав­ шиеся нетрудоспособными, Еернулись на производство. Рыбный порт быстро пе­ р е с т р о и л с я на Е о е н н ы й лад. Последние дни июня и Еесь июль 3941 года в пор­ ту срочно разгружались отозванные с промысла ко­ рабли и передавались Севев- ному военно-морскому фло­ ту. День и ночь портовики вместе с командами судов выгружали промысловое воо­ ружение; а взамен его уста­ навливали на кораблях бое­ вое, В августе 1941 года уголь­ ная база порта начала снаб­ жать боеЕые корабли Север­ ного флота. В августе на порт упали десятки вражеских бомб. Был выведен из строя глав­ ный водовод, разбита кана­ лизация, разрушена часть фильтрозавода. Перт остался без еоды. ДЕое суток шла напряжен­ ная работа по восстановле­ нию главного водовода и на- нализации. Двое суток еоду в действующую котельную еозилп бочками и цистерна­ ми. Этот первый экзамен на стойкость портовики выдер­ жали с честью. Корабли принимают бой Е Из воспоминаний ветерана Е тралового флота, ветерана Е Краснознаменного Северно- = го флота Б. Векшина ...иг ЛИ ДЕВЯТЫЕ СУТ­ КИ ВОИНЫ. Утро 30 июня наш МО-121 Е встречал в Мотовском зали- Е Ее, у песчаного перешейка, Е соединяющего полуостров Е Рыбачий с материком. Как- Е то не верилось, что совсем Е рядом, б о т за этим невысо- — ким хребтом Муста-Тунтури, Е на советско-финской грани- Е це, идут жестокие бои. Е Пришли к нам эскадрен- Е ные миноносцы «Валерий Е Куйбышев» и «Урицкий». У, Е них было задание — поддер- Е жать огнем корабельных Е орудиіі пехотные части, сдер- = живающие натиск фаши- Е стов, рвущихся на Мур- = манен. Нам отвели другую Е роль — охранять корабли Е от возможного нападения авиации противника и под­ водных лодок Ко перед этим мы высадили на берег і руппу корректировщиков. Три с лишним часа рва­ лись снаряды с «Валерия Куйбышева» и «Урицкого» среди боевых порядков аль­ пийских стрелков. Коррек­ тировщики докладывали: «Цель накрыта». Фашисты несли большие потери. Немецкое командование подняло в воздух пикирую­ щие бомбардировщики. Я первый заметил маленькие точки пятнадцати высоно летящих самолетов, сообщил об этом на эсминцы. На ко­ раблях отрепетовали наш си­ гнал воздушной тревоги. Резко осев на корму, они по­ спешили на выход из опасно­ го для них узкого залива. В этот момент первая тройка пшшровщиков по­ шла в стремительное пике. Но краснофлотцы были на­ чеку: встретили их плотным сгнем. Условная машина тут же была сбита. Ту го при­ шлось нашему МО-121. Три­ жды фашисты ссьершали на­ леты, ѵ которых участвовали сорок два самолета. Итог был для них лечалышй: три нашли гибель от меткого ог­ ня наших краснофлотцев. Получил повреждение и «охотник». Лишенного хода, управления, его отбуксиро­ вал на базу проходивший ми­ мо траулер. Осмотрели бор­ та, надстройки, в них оста­ лась чуть ли не тысяча про­ боин. Тан закончился первый морской бой на Северном те­ атре военных действий. Он стал проЕернсй нашего мас­ терства и поучительным для многих натерников. За участие в этом бою я был награжден орденом Кра­ сного Знамени. В дозоре Из рассказа старшего механика Мурманского тралового флота, бывшего командира БЧ-5 ТЩ-41, старшего техника- лейтенанта С. ШНТАРЕВА В начале августа 1941 го­ да наш отряд рыболовных судов, переоборудованных на Мурманской судоверфи, вы­ шел из Кольского залива в Иоканьгу. Наши корабли уже назывались СКР, полу­ чили бортовые'номера воен­ но-морского флота. Я коман­ довал боевой частью пять, то есть механико-судовой с л у ж ­ бой. Люди на судне были Есе опытные, бывалые моря­ ки. Наш ТЩ-41, бывший трау­ лер «Гольфштрем», нес до­ зор на линии С еятой Нос — мыс Черный, охраняя под­ ступы к базе. Много раз мы подверга­ лись бомбежкам вражеской авиации. торпедированию фашистских подводных ло­ док Помню, однажды вы- Р бившийся из-за тучи гитле- р віжніі самолет <Осушил па судне, сразу той Сембы. Мсрлки не -растерялись. Сіт ро л уя'.рно ' ни вели ре- м< !-:т, чтобы наш СКР быст­ рое Еошел в строй. Особен­ но старательно трудились старшина ето с о й статьи, бывший старший механик тралового флота А. Брагин, старшина второй статьи трюмный машинист Мпга- лев, старший краснофлотец машинист Анциферов и дру­ гие. Спустя совсем немного времени ремонт был за­ кончен, и наш корабль вновь нес дозор на подступах к Иоканьгской губе. На. моих глазах СКР-25 старшего лейтенанта В. А. Киреева таранил фашист­ скую. подводную лодку. Все моряки — участники бес­ примерного боя были отме­ чены правительственными наградами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz