Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.
« • • • ВЫПУСК 25-й ЗГод сорохе п ер вы й : Подвиг „Тумана" Из дневника Командующего Северным флотом “ Т. ГОЛ адмирала А. Г ОВКО ч,.В 4 часа 25 минут сиг нальщики -/Тумана > (бЫ Еш е- іо FT-10 «Лебедка») обнару жили на расстоянии 5 0— 55 кабельтовых три эсминца противника. Строем уступа эсминцы направлялись н сторсжсвому кораблю, кото рый шел зигзагами, придер живаясь генерального курса дозора. Первый залп оказался пе релетным; однако осколками разорвавшегося неподалеку снаряда на «Т ум а в о переби ло антенны. Сторожевой ко рабль лишился радиосвязи. Вражеские а ртиллеристы накрыли сюрсжсЕсй корабль со второго залпа: снаряды попали в корпус. Третьим залпом была повреждена корма. вызван пожар, пере бит штуртрос и выведено из строя рулевое управление. Ход «Тумана> заметно уменьшился Одни за другим залпы накрывали подбитый корабль: он уже имел попа дания б кост.ж, рулевую рубку и полубак. Очередным снарядом снесло дымовую трубу. Несколько человек из экипажа были убиты, в том числе офицер, управлявший постановкой дымовой заЕе- сы, и командир корабля старший лейтенант Л. А. Ше стаков. Несмотря на значительные повреждения и пожар, охва тивший надстройки, сторо- жеЕой норабль не прекра щал ответного орудийного огня по вражеским эсмин- РТ сменили профессию Из воспоминаний вегераиа тралового флота, бывшего командира отряда сторожевых катеров Северного флота С. ЕДЕМСКОГО Наш второй дивизион сто рожевых катеров был создан в первые дни Великой Оте чественной войны. Дивизион с о с т о я л из сем надцати катеров. Бее они в мирное время были рыбо ловными судами и не отли чались в ы с о к и м и боевыми качествами. Не могли мы похвалиться и вооружением. Оно состоя ло из 45-мнллиметровсй пушки и двух пулеметов ти па «максим». Но зато у нас были глубинные бомбы и гидроакустические приборы. Нашим катерам хватало работы: мы доставляли и вы саживали на западный берег Западноіі Лицы морскую пе хоту, а обратными рейсами вывозили в тыл раненых. С 7 по 11 июля 1941 года ди визион высадил в районе З а падной Лицы около 3 тысяч моряков. За успешную высадку де санта и снабжение войск наш комдив Бубынин был на гражден орденом Красного Знамени. цам из сеспх двух 45-мнлли- метрОЕЫх пушен. Личныіі состав «Ту глава > держался героически: вел одновремен но неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за жпвуче-сть кораб ля — с пожаром и с возра ставшей из-за новых пробо ин потерей п л а Е у ч е с т и . По мощь, оказанная сторожево му кораблю нашей батареей с мыса Сеть-Наволок, от крывшей огонь по фашист ским эсминцам и отогнав шей их. не могла изменить его участи: он к тему Б р е м е н и имел уже одиннадцать прямых попаданий. Плавучесть корабля ■уменьшалась катастрофиче ски, и в пять часов тридцать кинут был начат спуск шлю пок. В дЕе шлюпки сошли 37 человек. после чего •«Туман» стал быстро кре ниться на правый борт и в 5 часов. 50 минут затонул. Вместе с ним погибли (были убиты соколками снарядов еще в начале боя) 15 чо ло бок . Зорко несли вахту... Из воспоминаний бывшего капитана тралового флота П. ЗАДОРИНА В августе 1S41 года я вступил в командование СКР-66. Зто был переобору дованный траулер «Жда нов», Мы несли охрану вод ного района на линии Оле ний Рог — КирСей-Наволок. Работать приходилось не- 5 легко. Во время шторма ми ны, нотсрые были поставле ны у входа в Ионаньгскую ■ губу, то и дело срывались с S якорей и грозили опасно стью проходившим мимо су дам. Приходилось их обез вреживать. И все-тани мо ряки трудились самоотвер женно, зорко несли вахту. В тот первый год воины многие моряки добровольно встали в ряды защитников Р о д е ны . Стали военными экипажи траулеров «Киров», «Максим Горький» и другие. До войны «Пассат» был мирным рыболовным трау лером и носил имя РТ-102. В люкс 1941 года, как и мно гие другие траулеры, РТ- 102 и его экипаж вошли в состав Северного флота и стали нести дозорную служ бу в Баренцевом море. 13 июля 1941 года, зары ваясь в тяжелые волны, «Пассат» е сл деэ траулера, РТ-67 и РТ-32, к острову Харлов. Около четырех часов ут ра сигнальщики Толокнов и Ангер заметили на горизон те три приближающиеся точ ки, а вскоре из облаков не ожиданно вывалился фаши стский самолет-разведчик. Он пронесся над судами и скрылся. На -.Пассате» сыграли б о е в у ю тре-Есту: н а п е р е р е з о т р я д у ш л и т р и . ф а ш и с т с к и х эсминца. Три военных к о рабля с мощной артиллери ей против бывшего траулера с двумя пушчонками. Силы были несравнимы. Что де лать? И командир -Пассата» лейтенант Окунеьнч принял решение. Передав на транспорты команду «укрываться под береюм», «Пассат» пошел навстречу эсминцам, на встречу их орудиям, чтобы собой прикрыть, спасти пен- „Варяг** Великой От е ч е с т в е нной Еопруемые суда, дать им возможность уйти в бухту, под защиту родного берега. Вступать в бон с тремя эсминцами было безумством, но моряки «Пассата» реши ли пожертвовать собой, что бы спасти транспорты с гру зом. ...Сначала «Пассату» вез ло. Непрерывно обстреливая врага, он умело маневриро вал, и фашистские снаряды ложились мимо. Б то же время огонь канониров «Пассата» был более удач ным — на одном из мино носцев начался пожар. Тем Бременем транспорты с грузом отходили в бухту ГаЕрилоЕСкую. Один из них был накрыт вражескими сна рядами, Потеряв ход, судно остановилось. Заметив это, командир «Пассата» решил поставить дымовую завесу, чтобы за крыть израненный транспорт. Но е с т р а з с р Е а л с я снаряд на палубе «Пассата». Гухну- ла тяжелая труба, палуба окуталась едким дымом. Еще снаряд, еще... Забуше вало пламя. П все же «Пассат» жил! Жил и вел ответный огонь! Один снаряд разорвался в машине, корабль развернуло под ветер. Один за другим гибли моряки. А живые, гля дя на пробитый осколками флаг, продолжали сражать ся. Корабль тонул. Нос «Пас сата» стал погружаться, уш ла под боду палуба, а кор мовое орудие, у которого ос тался единственный человек •— комендор Борис Мсцель, продолжало бить по вра гу. С РТ-67 были спущены шлгопкн. чтобы спасти лю дей с «Пассата», но фаши сты расстреливали моряков даже в Еоде. Спаслись толь ко двое краснофлотцев — Борис Моцель и Мефодий Трофнменко. Остальные — тридцать девять человек — вместо с капитаном Окунс- Енчем навсегда остались на своем ■корабле. Из очерка В. МАИСУ- Экзаіен на стойкость Из воспоминаний бывшего начальника Мурманского рыбного порта Я. БУРГУТТО С первых же дней е с й н ы все молодые портовики уш ли на фронт. Их места заняли жены, се стры и матери, Из небольшо го числа оставшихся муж чин были созданы аварийно- спасательная, железнодо рожная и другие команды. Многие портовики, считав шиеся нетрудоспособными, Еернулись на производство. Рыбный порт быстро пе р е с т р о и л с я на Е о е н н ы й лад. Последние дни июня и Еесь июль 3941 года в пор ту срочно разгружались отозванные с промысла ко рабли и передавались Севев- ному военно-морскому фло ту. День и ночь портовики вместе с командами судов выгружали промысловое воо ружение; а взамен его уста навливали на кораблях бое вое, В августе 1941 года уголь ная база порта начала снаб жать боеЕые корабли Север ного флота. В августе на порт упали десятки вражеских бомб. Был выведен из строя глав ный водовод, разбита кана лизация, разрушена часть фильтрозавода. Перт остался без еоды. ДЕое суток шла напряжен ная работа по восстановле нию главного водовода и на- нализации. Двое суток еоду в действующую котельную еозилп бочками и цистерна ми. Этот первый экзамен на стойкость портовики выдер жали с честью. Корабли принимают бой Е Из воспоминаний ветерана Е тралового флота, ветерана Е Краснознаменного Северно- = го флота Б. Векшина ...иг ЛИ ДЕВЯТЫЕ СУТ КИ ВОИНЫ. Утро 30 июня наш МО-121 Е встречал в Мотовском зали- Е Ее, у песчаного перешейка, Е соединяющего полуостров Е Рыбачий с материком. Как- Е то не верилось, что совсем Е рядом, б о т за этим невысо- — ким хребтом Муста-Тунтури, Е на советско-финской грани- Е це, идут жестокие бои. Е Пришли к нам эскадрен- Е ные миноносцы «Валерий Е Куйбышев» и «Урицкий». У, Е них было задание — поддер- Е жать огнем корабельных Е орудиіі пехотные части, сдер- = живающие натиск фаши- Е стов, рвущихся на Мур- = манен. Нам отвели другую Е роль — охранять корабли Е от возможного нападения авиации противника и под водных лодок Ко перед этим мы высадили на берег і руппу корректировщиков. Три с лишним часа рва лись снаряды с «Валерия Куйбышева» и «Урицкого» среди боевых порядков аль пийских стрелков. Коррек тировщики докладывали: «Цель накрыта». Фашисты несли большие потери. Немецкое командование подняло в воздух пикирую щие бомбардировщики. Я первый заметил маленькие точки пятнадцати высоно летящих самолетов, сообщил об этом на эсминцы. На ко раблях отрепетовали наш си гнал воздушной тревоги. Резко осев на корму, они по спешили на выход из опасно го для них узкого залива. В этот момент первая тройка пшшровщиков по шла в стремительное пике. Но краснофлотцы были на чеку: встретили их плотным сгнем. Условная машина тут же была сбита. Ту го при шлось нашему МО-121. Три жды фашисты ссьершали на леты, ѵ которых участвовали сорок два самолета. Итог был для них лечалышй: три нашли гибель от меткого ог ня наших краснофлотцев. Получил повреждение и «охотник». Лишенного хода, управления, его отбуксиро вал на базу проходивший ми мо траулер. Осмотрели бор та, надстройки, в них оста лась чуть ли не тысяча про боин. Тан закончился первый морской бой на Северном те атре военных действий. Он стал проЕернсй нашего мас терства и поучительным для многих натерников. За участие в этом бою я был награжден орденом Кра сного Знамени. В дозоре Из рассказа старшего механика Мурманского тралового флота, бывшего командира БЧ-5 ТЩ-41, старшего техника- лейтенанта С. ШНТАРЕВА В начале августа 1941 го да наш отряд рыболовных судов, переоборудованных на Мурманской судоверфи, вы шел из Кольского залива в Иоканьгу. Наши корабли уже назывались СКР, полу чили бортовые'номера воен но-морского флота. Я коман довал боевой частью пять, то есть механико-судовой с л у ж бой. Люди на судне были Есе опытные, бывалые моря ки. Наш ТЩ-41, бывший трау лер «Гольфштрем», нес до зор на линии С еятой Нос — мыс Черный, охраняя под ступы к базе. Много раз мы подверга лись бомбежкам вражеской авиации. торпедированию фашистских подводных ло док Помню, однажды вы- Р бившийся из-за тучи гитле- р віжніі самолет <Осушил па судне, сразу той Сембы. Мсрлки не -растерялись. Сіт ро л уя'.рно ' ни вели ре- м< !-:т, чтобы наш СКР быст рое Еошел в строй. Особен но старательно трудились старшина ето с о й статьи, бывший старший механик тралового флота А. Брагин, старшина второй статьи трюмный машинист Мпга- лев, старший краснофлотец машинист Анциферов и дру гие. Спустя совсем немного времени ремонт был за кончен, и наш корабль вновь нес дозор на подступах к Иоканьгской губе. На. моих глазах СКР-25 старшего лейтенанта В. А. Киреева таранил фашист скую. подводную лодку. Все моряки — участники бес примерного боя были отме чены правительственными наградами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz