Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

21 мая 1937 года на льдину вблизи Северного полюса со­ вершил посадку флагманский самолет Советской арктиче­ ской экспедиции, и начала действовать первая в мире науч­ ная дрейфующая станция. Сегодня предлагаем читателям отрывки из воспоминаний дважды Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Дмитриевича Папанина. И • Д . И а,п а и им ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ 1« ЛЕДЯНОМ ЦАРСТВЕ 1. ЧЕТВЕРО НА ЛОДЮСЕ ...6 июня состоялось торжественное открытие станции. Выступая на митинге, начальник экспедиции О. Ю, Шмидт говорил: — Сегодня мье прощаемся с полюсом, прощаемся тепло, ибо полеос оказался для нас не страшным, а гостеприимным, родным, словно он веками ждал, чтобы стать совегскЕЕм, словно он нашел своих настоящих хозяев. Мы улетаем. Чет­ веро наших товарищей остаются на полЕосе. Мы уверены, что они высоко будут держать знамя, которое мы им сейчас вручим. Мы уверены, что их работа в истории мировой нау­ ки никогда не потеряется, а в истории нашей страны будет славной страницей большевистских побед... В тот же день все четыре самолета поднялись в воздух и взяли курс на один из островов. И потекли дни тяжелого, напряженного труда. Моими товарищами по дрейфу были Е. К. Федоров, кото­ рого я хорошо знал по совместным зимовкам на Земле Фраи- ца-Иосифа и на мысе Челюскин, где он проявил себя талант­ ливым полярным ученым-геофизиком, П. П. Ширшов — океанограф. До этого он участвовал в нескольких экспед Еіци - ях, в том числе на «Сибирякове» и «Челюскине», и приоб­ рел к тому времени известность своими научными трудами по гидробиологии полярных морей. Имя еще одного участни­ ка нашей экспедиции Э. Т. Кренкеля было тогда уже широ- ко известно, он начал работать в Арктике с 1924 года, зимо­ вал на нескольких полярных станциях, участвовал в аркти­ ческом перелете на дирижабле «Граф Цеппелин» в 1931 го­ ду, был участником исторических плаваний на «Сибирякове» и «Челюскине». Я забыл упомянуть о пятом участнике дрейфа — это был сибирский пес Веселый. Мы прозвали собаку так за ее весе­ лый, беззаботный характер. Веселый должен был нести сторожевую службу и предупреждать нас о появлении белых медведей. (Продолжение следует). У меня растут года, Я живу у моря. Часто снятся мне суда В голубом просторе. С моряками я знаком И твержу все чаще. Что, как папа, моряком Приозерье Под ветрами, Под небом хмурым Бурелома леса полны.., Густо Мхом обросшие бурым, Как медведи, Лежат валуны. Бродит небыль, Рисует она мне, Вижу я, Сквозь костровый чад: На дыбы поднимаются камни. Тронь их палкой — И зарычат. Сережка Считай, полжизни отдал Я войне. А сын Сережка Только в киномраке Видал на белом Ровном полотне Кровавое подобие атаки, Ему, рожденному при тишине Романтику, поди И сказка впору... И вижу, сын не хочет Верить мне. Артистам верит. Верит режиссеру. А понимает парень. Что к чему, Ничуть воображенья не лишенный. Но, видно, В жизнь влюбленному, ему Не нужно страшной правды Обнаженной, М. САЗОНОВ. Стану настоящим. Я уйду в далекий кран В бой с волной упрямой. До свиданья, не скучай, Дорогая мама! К. ИЛЬИН. Фото Б. Щукина, РОБОТ-БУКСИР В ФРГ сконструировал робот для буксировки спорт- сменов-воднолыжников. Дли­ на механизма два и ширина один метр. На нем установ­ лен мотор мощностью 15,5 квт. Элементы управления помещены на конце длинно­ го плеча. Робот непотопляем. Хитроумно выполненное приспособление автоматиче­ ски выключает мотор, если руль выскользнет из рук вод­ нолыжников, так что буксир не сможет от него уйти. Вес робота всего 75 кило­ граммов. ДЕФИЦИТ ВОЗДУХА В районе Исландии нахо­ дится область пониженного атмосферного давления, которую метеорологи назы­ вают «исландским миниму­ мом». Установлено, что формирующиеся здесь цик­ лоны вызывают отток воз­ душных масс в сторону ев* ропейского континента. Этот процесс особенно заметен а осенний и зимний периоды, когда возникающий дефицит воздуха достигает здесь че­ тырнадцати тысяч тонн на один квадратный километр земной поверхности. К р о с с в о р д По горизонтали: 3. Механическое устройство для пуска самолета с палубы корабля. 7. Танец. 8. Воспалешіе белоч­ ной оболочкЕЕ глаза. 9. Норвежский композитор. 10. Город в ТерЕЕОпольской области. 13. Хищное млекопитающее семей­ ства кошачьих. 17. Продукт сухой перегошш древесины. 18. Уплотнение, герметизируЕОщее зазор между подвиншой и не­ подвижной частямі; машины. 19, Хвостатое земноводное. 22. Изделие, получаемое посредством литья жидкого материала в форму. 23. Русский писатель XIX века. 24. Город в Вели­ кобритании. 25. Тележка для перевозки груза. 28. Емкость для хранения и перевозки товаров. 31. Архитектурный п а ­ мятник феодальной Грузии XVI—XVII веков недалеко от Тбилиси. 32. Государство в юго-западной частів Северной Америки. 33. Река, вп адаЕ Ощ ая в Бенгальский залив. По вертикали: 1. Мастерская живописца, скульптора. 2. Священнослужитель. 3. Площадка для игры в теннис. 4, Из- вествіый п р о в о Е іа то р из партии эсеров. 5. Мужской голос. 6. Стаііная хищная рыба. 9. Пушной зверек. 11. Порядок веде­ ния заседаний, конференций, съездов. 12. Сорт яблок. 14. Болгарская плодовая водка. 15. Остров в Средиземном море. 16. Музыкальный инструмент. 20. Приступы головной боли. 21. Изображение из цветных камней. 26. Река в Югославии. 27. Перечень, опись. 29, В буржуазном обществе приверже­ нец всех требований моды ее правил так называемого хоро­ шего тона, 30. Тяжелая заразная болезнь. Составил И. ШУТОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 29 МАЯ 1. Палуба. 2. Патрон. 3. Рапорт. 4, Пароль. 5. Лопарь. 6. Кокора. 7. Корвет. 8 Тендер. 9. Полчед. 10. Лайнер. 11. Битенг. 12. Кортик. 13. Брифок. 14. Буксир. 15. Кубрик. 16. Шкипер. 17. Фрегат. 18. Талреп. 19. Клипер. 20. Шпигат 21. Танкер. 22. Ботдек. 23. Стопор. 24. Роульс. Все о пожарах Всесоюзное рыбопромыш­ ленное объединение «Севрьь ба», специалисты флотов, ЦПКТБ, пожарная инспекция порта провели бассейновый семинар по изучению и прак­ тическому применениЕО средств противопожарной за­ щиты судов. Было обсужде­ но десять квалифицирован­ ных сообщений на эту тему, основной доклад «Анализ по­ жаров, возникших на судах ВРПО «Севрыба» в 1972—■ 77 гг., и характерные причи­ ны их возникновения» сде­ лал начальник бассейновой пожарной морской инспек- ціеи А. А. Пудов. Семинар проводился с целью обмена опытом по обе­ спечению мер пожарной без­ опасности судов флота рыб­ ной промышленности Север­ ного бассейна и выработки рекомендаций, направленных на ее усиление. З а послед­ ние годы на бассейне осуще­ ствлен ряд мероприятий, на­ правленных на усиление противопожарного режима • и внедрение более эффек-' тивных средств тушения по­ жаров. Значительно снижено ко­ личество пожаров при веде­ нии огневых работ в период ремонта. Заканчивается разработка и обеспечение судов опера­ тивно-тактическими картами пожаротушения. Постоянно ведется работа по повышению уровня подго­ товки судовых специалистов в вопросах пожарной безо­ пасности и усиления их от­ ветственности за ее обеспе­ чение. Вместе с тем на бассейне существует ряд нерешенных проблем и вопросов в этой области. Еще имеются слу­ чаи пожаров, связанные с на­ рушением членами экипажей судов элементарных норм пожарной безопасностЕЕ и правил технической эксплуа­ тации судового оборудова­ ния ее механизмов. На низком уровне ведется подготовка членов судовых экипажей для работы в изо­ лирующих аппаратах. Медленно решается воп­ рос о создании в Мурман­ ском рыбном порту специа- лизированных мастерских по ремонту и перезарядке средств пожаротушения. По­ стоянно ощущается острая нехватЕса ряда видов средств противопожарного снабже­ ния. Заслушав доклады и вы­ ступления, обсудив состоя­ ние мер пожарной безопас­ ности на бассейне, участники семинара приняли ряд реко­ мендаций, которые будут доведеЕЕЫ до сведения экипа­ жей судов, специалистов бе­ реговых служб. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-306 «Мага­ дан» . ЗАВТРА: РТ-143 «Сване- тия», РТ-145 «Латвия», БМРТ-417 «Всполох». 14 ИЮНЯ: РТ-332 «Мате­ лот», РТ-318 «Макеевка». «Рыбный Мурмав». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. З аЕі, 3525. ПН-04382.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz