Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.
Г о д сороковом а . а . ш и к о в . Министр рыбного хозяйства СССР, Герой Социалистического Труда Г ОДЫ ПЕРВЫХ ПЯ ТИЛЕТОК б ы л и д л я рыбного :-:сзяйства периодам расширения мор ского р ы б о л о Е с т в а II техниче ского прогресса в добыче и обработке рыбы. Значитель ные 'капиталовложения в рыбную промышленность по зволили осуществить широ кую программу строительст ва флота и береговой рыбо обрабатывающей базы. В эти годы рыболовный флот непрерывно пополнял ся новыми судами. Только за десятилетие, с 1931 по 1940 годы, число судов самоход- РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ, ДАТЬ СТРАНЕ БОЛЬШЕ ПРОДУКТОВ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА! ' Из Обращения моряков Мурманского тралового флота ко всем рыбакам Советского Союза «Развернем подлинное со циалистическое соревнова ние между кораблями, заво дами, цехами, бригадами и ■него флота и их мощность возросли в два раза. Незначительный объем об щего улова колхозов, добы вавших рыбу Е 0 внутренних морях, в озерно-речных во- берега нашей Родины омыва ют четырнадцать морен, име ющих выход н Атлантиче скому, Тихому и Леде вито му океанам, в которых со средоточены стройные био логические ресурсы. Зачинателями этого боль шого дела стали рыбаки Се вера. бей и рыбной продукцией. JI на за- В п е р и о д п е п я т и л е Р т В Ы X о к доемах и водохранилищах, ке мог удовлетворить потреб ности растущего населения страны. В этих условиях курс на развитие быстрыми темпами государственного океаниче ского рыболовства был един ственно правильным и наи более эффективным. Ведь к омандам за досрочное вы полнение и перевыполнение годового плана. Боритесь за тысячи тонн рыбы сверх пла на, за снижение себестоимо сти продукции, за жесткую экономию в расходовании де нежных средств, материалов, топлива, сетей, за полную загрузну рабочего дня, за совмещение профессий». («Советский рыбник», 1940 г.). В создании тралового фло та на Севере огромную роль сыграли ленинградские су достроители, которые прило жили большие усилия, что бы вооружить рыбаков со вершенными судами, способ ными резко повысить добычу рыбы, улучшить снабжение промышленных центров ры- рысаии ответили боту новым трудовым подъе мом.' Вылов . рыбы в 19-30 году в Северной бассейне возрос до 2 миллионов 178 тысяч центнеров, из которых 1 миллион 726 тысяч цент неров было добыто флотом. В целом по стране в ре зультате общих усилий мо ряков государственного лова и рыбаков-колхозникрв вы лов в стране рыбы и вод ных животных в Т940 году достиг 13,1 миллиона, цент неров. За годы предвоенных пя тилеток было построено 33 рыбокомбината, 38 холо дильников, 58 консервных заводов; в их числе рыбо комбинаты в Мурманске и на Дальнем Востоке, боль шие ' консервные заводы в Азово - Черноморском бас сейне. Н а рыбоноіИЕбіінате Этому предприятию нет равного по производственной мощности. Оно обрабатывает почти весь улов рыбы Ба ренцева моря, выпускает ежегодно свыше миллиона центнеров разнообразной продукции. На филейном заводе ком бината из свежей трески приготовляют филе, заслу женно пользующееся боль шим спросом у потребителя; оно отличается замечатель ным вкусом, питательностью, высокой экономичностью. От личные мастера филейного дела стахановки тт. В о л н о е э , Соболева добились прекрас ных результатов: повысили выход продукции, улучшили ее качество, намного увели чили производительность труда филейщиц. С завода филе поступает на холодильник, откуда выхо дит в виде крепко заморо женных, обернутых в перга мент брусков. Коптильный заЕОд выпу скает чудесные балыки из морского окуня, копченую сельдь. На нонсе-рвном заводе из готовляются выоонопитатель- ные кснсерЕЫ из тресковой, жирной, как масло, печени, консервы из тресни с соуса ми и желе, рольмопсы и т. д. Агрегаты фильтрзавода да ют прозрачный рыбий жир, восстанавливающий здоровье человека. Недавно этот жир стали обогащать витамина ми. На мукомольном заводе вырабатывается из отходов На фото тех лет (слева направо): старший мастер комбина та Л. Будникова, мастер филейного цеха В. Соболева; рыбо комбинат. промысла кормовая мука, на которую предъявляют боль шой спрос птицеводческие и животноводческие совхозы; примесь этой муки к обыч ному норму скота ускоряет рост животных, повышает их упитанность и вес. Б. МОСКАЛЕНКО. 1940 год. Вступили в строй судоре монтные и суд: С7о-отельные заводы в Петр олаЕЛОЕСке- Ка:• 1 ча тском, Му о-•;анске, Владивостоке, Никс лаевске- на-Амуре, Астрахани, в Керчи и Азове. Наряду с государственной рыбной промышленностью быстрыми темпами р а з Е и в а - лсск колхозное рыболоЕство. Техническому перевооруже н и ю рыболовецких колхозов способствовало создание мо- торио-рыболоЕных с т а н ц и й , которые оказывали колхозам всестороннюю техническую помощь Ео внедрении совре менных методов рыболов ства. К 19*10 году в составе мо торного флота МРС уже на считывалось 1211 судоЕ, а общий вылов в рыбеловецко- нслхозной системе составил в 1940 году 56,2 процента от всей добычи рыбы по стра не. НАШИ ПЕРВЕНЦЫ Из воспоминаний бывшего директора Мурманской судоверфи ІІ. В. САПАНАДЗЕ В 1940 году Мурманская судоверфь достроила два ле нинградских траулера - - «Иван ПаПанин» и «Вале рий Чкалов». На первом ко рабле оказалось немало не доделок, и нам пришлось вы слушать от моряков много упреков. На втором же не доделок почти не было. Нас интересовал вопрос: как будет работать’ корабль в море? Старший штурман его тов. Дружинин о своем первом рейсе на траулеое «Валерий Чкалов» рассказы вал: — Семь с половиной су ток разбушевавшееся море с остервенением швыряло норабль, как будто оно вме сте с нами хотело испытать его .качество. Тгаулер хоро шо переносил натиск штор ма. Машина, несмотря на трудные условия плавания, работала нормально. Отзывы о наших первен цах были наградой для кол лектива Еерфи. Разведка сельди в Белом море Беломорская моторно рыболовецкая станция на правила моторное судно «Се ледка» на разведку новых участков лова в Белом моле,- Разведкой будут охвачены те места моря, в которых ранее лов рыбы не производился. Для проведения опытного лова на новых местах колхо зы Беломорского района вы делили лучших рыба:, м . Среди них кубанский рыбак- стахановец тов. Анатский. Промысловое судно имеет большой ставной и закидной невода, несколько заколов новой конструкции и дриф терные сети. (Газета «Красная Каре лия», 1940 г.). Т РАУЛЕР возвращает ся с промысла. Уже мелькнул вдали свет маяка. Судно идет среди снежных гор, окаймляющих узкую ленту Кольского за лива. Жарче пылают топки. Чаще подбрасывают уголь кочегары. Матросы выска кивают на палубу из горя чей бани и по дороге в куб рик засматривают через фальшборт в темь ночи. Вот впереди мелькнѵли одинокие огни. Потянулась сияющая нить электроламп на уголь ных причалах Зеленого мы са. Мурманск близко. Мурманск сегодняшнего дня — крупнейший в мире заполярный город. Его гро мадный порт обслуживает многочисленную рыбопро мысловую траловую флоти лию. ...Годы пятилеток преоб разили лицо города. К 1 ян варя 1931 года в Мурманске было лишь 21500 жителей, а сейчас его население пре вышает' 130 тысяч человек. Вместо хаотически разбро санных хибарок, составляв ших прежние районы города; «Шанхай», «Порт» и т. д., выросли красивые проспек ты с большими двухэтажны ми деревянными домами. Развертывается строитель ство многоэтажных камен ных жилых домов. Создают ся предприятия культурного и бытового обслуживания. Рыбники построили в Мур манске 396 зданий. И все же этой площади не хватает. Рыбная индустрия Заполя рья развивается бурными темпами, требует все новых людей. Поэтому надо стро ить больше и больше домов. На окраине города распо ложено внушительное зда- из прославленных водителей стахановских нораблей вче ра еще были матросами, штурманами. Многие годы плавали они на тральщиках, учились на практике, а за тем повышали свою квали фикацию в техникуме и, сдав экзамены, получали Мурманск —город рыбный На широком проспекте высятся семиэтажные корпу са домов «Мурманрыбы». В них живут капитаны и меха ники тралового флота, ин женеры верфи и рыбного комбината. Они гордятся своими уютными, благоуст роенными квартирами с цент ральным отоплением, об ширными кухнями и ванны ми комнатами, с паркетными полами, хорошеіі обстанов кой, выполненной по спс ;и- альному заказу в Ленингра де. ние морского рыбопромыш ленного техникума. В свет лых аудиториях за партами сидят юноши и девушки, только что окончившие се милетку, и люди, исколесив шие немало мореіі и океа нов. Капитаны, штурманы пер вых траулеров комплектова лись из судоводителей тор гового флота. Сейчас боль шинство капитанов, штурма нов, механиков тралового флота — это люди, вырос шие на траулерах. Многие дипломы на праЕО вождения судов. Техникум и учебно-курсо вой комбинат «Мурманрыбы» готовят эти кадры, повыша ют квалификацию практи ков, дают им теоретические знания. Сейчас рыбники Мурмана могут с гордостью сказать: кадры рыбной индустрии Заполярья выросли и воспи таны в Заполярье, в рыбном городе Мурманске. В. КОВАЛЕВ. К940 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz