Рыбный Мурман. 1977 г. Июнь.

Г о д сороковом а . а . ш и к о в . Министр рыбного хозяйства СССР, Герой Социалистического Труда Г ОДЫ ПЕРВЫХ ПЯ­ ТИЛЕТОК б ы л и д л я рыбного :-:сзяйства периодам расширения мор­ ского р ы б о л о Е с т в а II техниче­ ского прогресса в добыче и обработке рыбы. Значитель­ ные 'капиталовложения в рыбную промышленность по­ зволили осуществить широ­ кую программу строительст­ ва флота и береговой рыбо­ обрабатывающей базы. В эти годы рыболовный флот непрерывно пополнял­ ся новыми судами. Только за десятилетие, с 1931 по 1940 годы, число судов самоход- РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ, ДАТЬ СТРАНЕ БОЛЬШЕ ПРОДУКТОВ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА! ' Из Обращения моряков Мурманского тралового флота ко всем рыбакам Советского Союза «Развернем подлинное со­ циалистическое соревнова­ ние между кораблями, заво­ дами, цехами, бригадами и ■него флота и их мощность возросли в два раза. Незначительный объем об­ щего улова колхозов, добы­ вавших рыбу Е 0 внутренних морях, в озерно-речных во- берега нашей Родины омыва­ ют четырнадцать морен, име­ ющих выход н Атлантиче­ скому, Тихому и Леде вито­ му океанам, в которых со­ средоточены стройные био­ логические ресурсы. Зачинателями этого боль­ шого дела стали рыбаки Се­ вера. бей и рыбной продукцией. JI на за- В п е р и о д п е п я т и л е Р т В Ы X о к доемах и водохранилищах, ке мог удовлетворить потреб­ ности растущего населения страны. В этих условиях курс на развитие быстрыми темпами государственного океаниче­ ского рыболовства был един­ ственно правильным и наи­ более эффективным. Ведь к омандам за досрочное вы­ полнение и перевыполнение годового плана. Боритесь за тысячи тонн рыбы сверх пла­ на, за снижение себестоимо­ сти продукции, за жесткую экономию в расходовании де­ нежных средств, материалов, топлива, сетей, за полную загрузну рабочего дня, за совмещение профессий». («Советский рыбник», 1940 г.). В создании тралового фло­ та на Севере огромную роль сыграли ленинградские су­ достроители, которые прило­ жили большие усилия, что­ бы вооружить рыбаков со­ вершенными судами, способ­ ными резко повысить добычу рыбы, улучшить снабжение промышленных центров ры- рысаии ответили боту новым трудовым подъе­ мом.' Вылов . рыбы в 19-30 году в Северной бассейне возрос до 2 миллионов 178 тысяч центнеров, из которых 1 миллион 726 тысяч цент­ неров было добыто флотом. В целом по стране в ре­ зультате общих усилий мо­ ряков государственного лова и рыбаков-колхозникрв вы­ лов в стране рыбы и вод­ ных животных в Т940 году достиг 13,1 миллиона, цент­ неров. За годы предвоенных пя­ тилеток было построено 33 рыбокомбината, 38 холо­ дильников, 58 консервных заводов; в их числе рыбо­ комбинаты в Мурманске и на Дальнем Востоке, боль­ шие ' консервные заводы в Азово - Черноморском бас­ сейне. Н а рыбоноіИЕбіінате Этому предприятию нет равного по производственной мощности. Оно обрабатывает почти весь улов рыбы Ба­ ренцева моря, выпускает ежегодно свыше миллиона центнеров разнообразной продукции. На филейном заводе ком­ бината из свежей трески приготовляют филе, заслу­ женно пользующееся боль­ шим спросом у потребителя; оно отличается замечатель­ ным вкусом, питательностью, высокой экономичностью. От­ личные мастера филейного дела стахановки тт. В о л н о е э , Соболева добились прекрас­ ных результатов: повысили выход продукции, улучшили ее качество, намного увели­ чили производительность труда филейщиц. С завода филе поступает на холодильник, откуда выхо­ дит в виде крепко заморо­ женных, обернутых в перга­ мент брусков. Коптильный заЕОд выпу­ скает чудесные балыки из морского окуня, копченую сельдь. На нонсе-рвном заводе из­ готовляются выоонопитатель- ные кснсерЕЫ из тресковой, жирной, как масло, печени, консервы из тресни с соуса­ ми и желе, рольмопсы и т. д. Агрегаты фильтрзавода да­ ют прозрачный рыбий жир, восстанавливающий здоровье человека. Недавно этот жир стали обогащать витамина­ ми. На мукомольном заводе вырабатывается из отходов На фото тех лет (слева направо): старший мастер комбина­ та Л. Будникова, мастер филейного цеха В. Соболева; рыбо­ комбинат. промысла кормовая мука, на которую предъявляют боль­ шой спрос птицеводческие и животноводческие совхозы; примесь этой муки к обыч­ ному норму скота ускоряет рост животных, повышает их упитанность и вес. Б. МОСКАЛЕНКО. 1940 год. Вступили в строй судоре­ монтные и суд: С7о-отельные заводы в Петр олаЕЛОЕСке- Ка:• 1 ча тском, Му о-•;анске, Владивостоке, Никс лаевске- на-Амуре, Астрахани, в Керчи и Азове. Наряду с государственной рыбной промышленностью быстрыми темпами р а з Е и в а - лсск колхозное рыболоЕство. Техническому перевооруже­ н и ю рыболовецких колхозов способствовало создание мо- торио-рыболоЕных с т а н ц и й , которые оказывали колхозам всестороннюю техническую помощь Ео внедрении совре­ менных методов рыболов­ ства. К 19*10 году в составе мо­ торного флота МРС уже на­ считывалось 1211 судоЕ, а общий вылов в рыбеловецко- нслхозной системе составил в 1940 году 56,2 процента от всей добычи рыбы по стра­ не. НАШИ ПЕРВЕНЦЫ Из воспоминаний бывшего директора Мурманской судоверфи ІІ. В. САПАНАДЗЕ В 1940 году Мурманская судоверфь достроила два ле­ нинградских траулера - - «Иван ПаПанин» и «Вале­ рий Чкалов». На первом ко­ рабле оказалось немало не­ доделок, и нам пришлось вы­ слушать от моряков много упреков. На втором же не­ доделок почти не было. Нас интересовал вопрос: как будет работать’ корабль в море? Старший штурман его тов. Дружинин о своем первом рейсе на траулеое «Валерий Чкалов» рассказы­ вал: — Семь с половиной су­ ток разбушевавшееся море с остервенением швыряло норабль, как будто оно вме­ сте с нами хотело испытать его .качество. Тгаулер хоро­ шо переносил натиск штор­ ма. Машина, несмотря на трудные условия плавания, работала нормально. Отзывы о наших первен­ цах были наградой для кол­ лектива Еерфи. Разведка сельди в Белом море Беломорская моторно­ рыболовецкая станция на­ правила моторное судно «Се­ ледка» на разведку новых участков лова в Белом моле,- Разведкой будут охвачены те места моря, в которых ранее лов рыбы не производился. Для проведения опытного лова на новых местах колхо­ зы Беломорского района вы­ делили лучших рыба:, м . Среди них кубанский рыбак- стахановец тов. Анатский. Промысловое судно имеет большой ставной и закидной невода, несколько заколов новой конструкции и дриф­ терные сети. (Газета «Красная Каре­ лия», 1940 г.). Т РАУЛЕР возвращает­ ся с промысла. Уже мелькнул вдали свет маяка. Судно идет среди снежных гор, окаймляющих узкую ленту Кольского за­ лива. Жарче пылают топки. Чаще подбрасывают уголь кочегары. Матросы выска­ кивают на палубу из горя­ чей бани и по дороге в куб­ рик засматривают через фальшборт в темь ночи. Вот впереди мелькнѵли одинокие огни. Потянулась сияющая нить электроламп на уголь­ ных причалах Зеленого мы­ са. Мурманск близко. Мурманск сегодняшнего дня — крупнейший в мире заполярный город. Его гро­ мадный порт обслуживает многочисленную рыбопро­ мысловую траловую флоти­ лию. ...Годы пятилеток преоб­ разили лицо города. К 1 ян­ варя 1931 года в Мурманске было лишь 21500 жителей, а сейчас его население пре­ вышает' 130 тысяч человек. Вместо хаотически разбро­ санных хибарок, составляв­ ших прежние районы города; «Шанхай», «Порт» и т. д., выросли красивые проспек­ ты с большими двухэтажны­ ми деревянными домами. Развертывается строитель­ ство многоэтажных камен­ ных жилых домов. Создают­ ся предприятия культурного и бытового обслуживания. Рыбники построили в Мур­ манске 396 зданий. И все же этой площади не хватает. Рыбная индустрия Заполя­ рья развивается бурными темпами, требует все новых людей. Поэтому надо стро­ ить больше и больше домов. На окраине города распо­ ложено внушительное зда- из прославленных водителей стахановских нораблей вче­ ра еще были матросами, штурманами. Многие годы плавали они на тральщиках, учились на практике, а за­ тем повышали свою квали­ фикацию в техникуме и, сдав экзамены, получали Мурманск —город рыбный На широком проспекте высятся семиэтажные корпу­ са домов «Мурманрыбы». В них живут капитаны и меха­ ники тралового флота, ин­ женеры верфи и рыбного комбината. Они гордятся своими уютными, благоуст­ роенными квартирами с цент­ ральным отоплением, об­ ширными кухнями и ванны­ ми комнатами, с паркетными полами, хорошеіі обстанов­ кой, выполненной по спс ;и- альному заказу в Ленингра­ де. ние морского рыбопромыш­ ленного техникума. В свет­ лых аудиториях за партами сидят юноши и девушки, только что окончившие се­ милетку, и люди, исколесив­ шие немало мореіі и океа­ нов. Капитаны, штурманы пер­ вых траулеров комплектова­ лись из судоводителей тор­ гового флота. Сейчас боль­ шинство капитанов, штурма­ нов, механиков тралового флота — это люди, вырос­ шие на траулерах. Многие дипломы на праЕО вождения судов. Техникум и учебно-курсо­ вой комбинат «Мурманрыбы» готовят эти кадры, повыша­ ют квалификацию практи­ ков, дают им теоретические знания. Сейчас рыбники Мурмана могут с гордостью сказать: кадры рыбной индустрии Заполярья выросли и воспи­ таны в Заполярье, в рыбном городе Мурманске. В. КОВАЛЕВ. К940 год.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz