Рыбный Мурман. 1977 г. Февраль.

В е?а ртн о ме р м а н р ы б п р ѳ м t t I ч е м у п р и в е л а недооценка обстановка Х ОРОШО ИЗВЕСТНО: рыба сама в трал не рвется. Предпочитает ловцов умелых, расторопных, tl вот что нынче наблюдаем. Капитан К. В. Ардеев на поис­ ковом траулере «Сулой», а ему это даже и не обязатель­ но, берет полновесные уловы. А рядом промысловые кораб­ ли, такие, как БМРТ «Торос» и «Славгород», идя по проторен­ ной дорожке, «не тянут». И ка­ питану К. В. Ардееву невдо­ мек поделиться опытом, и кол­ легам с промысловых судов шапку ломать, на поклон идти не хочется. И калитаны-флаг- маны не позаботились о переда­ че передового опыта. Капитан БМРТ «Кронштадт» Л. С. Уразов, например, 14 су­ ток «прирабатывался» да соб­ ственный печальный опыт ко­ пил. А между тем потерял в вылове в сравнении с работав­ шим рядом БМРТ «Мурман- сельдь» 350 тонн. А кан мешает долгая на­ стройка промысловых механиз­ мов, освоение личным составом тактики лова. Так, экипаж БМРТ «Самшит», где капита­ ном В. А. Далидович, к про­ мыслу приступил 18 января, а нормальных результатов в ра­ боте достиг только 24 января, недоловив 250 тонн. Пролов в 'Течение пяти суток имел эки­ паж БМРТ «Плутоний», кото­ рым командует опытный напи­ тан В. Л. Баринов. Админист­ рация судна неправильно оце­ нила промысловую обстановку, не проанализировала работу судов в группе. Длительное время слабо работали экипажи БМРТ «Нарочь», «Таруса» и другие. Все эти примеры приводи­ лись на расширенном заседании партийного комитета объедине­ ния «Мурманрыбпром», когда слушался вопрос о причинах невыполнения флотом плана ян­ варя 1977 года" и задачах кол­ лектива по выполнению плана первого квартала. Н если сложить все недолов­ ленное отдельными кораблями, 8ТИМ можно было с лихвой по­ крыть допущенное отставание. К такому мнению пришли все выступавшие на заседании парткома. Неравномерность работы су­ дов на промысле дело не новое, «но, как говорится, в зубах на­ вязло. Объективные причины, называвшиеся на заседании парткома, очень веские, но от­ нюдь не неожиданные. Но их действие, усугубленное возрос­ шей неравномерностью, обусло­ вило переход количества в ка­ чество. А вот то, что сейнеры-трау­ леры сработали ниже своих воз­ можностей, как сказал началь­ ник отдела добычи Т. Г. Зеля- пукин, объективными причина­ ми не объяснишь, их просто нет. А субъективные предсто­ ит выяснять. А пока суд да де­ ло, эти траулеры за 20 дней без­ возвратно потеряли 520 тонн. Особенно плохо работали экипа­ жи СТР «Союз-9» и «Сортава­ ла», где капитанами Н. Г. Бел- кр и С. К. Прохоров. В создавшейся неблагоприят­ ной обстановке не сработал уп­ равленческий аппарат — от­ делы и службы флота: недопо­ няли или недооценили ситуа­ цию. не обеспечили четкую ор­ ганизацию промысла. Отдел добычи слабо анали­ зирует работу кораблей. Иллю­ стрирует это тот же факт с сей- нерзми-траулерами. Несмотря на то, что задание 1976 года по производству про­ дукции улучшенного ассорти­ мента выполнено не было, глав­ ный технолог Е. В. Черкашин, руководство отдела обработки не смогли сориентировать эки­ пажи судов на безусловное вы­ полнение заданий по ассорти­ менту. Недодано в январе: филе 861 тонна, тушки 449 тонн, продукции спецразделки 17 тонн, консервов 235 тысяч условных банок. Свыше 90 ты­ сяч условных банок не вырабо­ тано только из-за отсутствия баикотары, по этой же причине недодано 300 туб пресервов. Руководители ведущих отде­ лов — добычи и обработки — не дали на заседании парткома четкого определения причин от­ ставания и путей их преодоле­ ния. Были высказаны претензии в адрес других служб и отделов. Так. по вине механико-судовой службы флота и службы экс­ плуатации (начальники комму­ нисты Н. А. Резниченко и П. Н. Кобец), не обеспечивших своевременный ремонт и равно­ мерный выход и подход судов, в январе на промысле недоста­ вало 4,7 единицы судов, непро­ изводительные простои соста­ вили 61,4 судо-суток. Руководители промысла А. И. Алексеев и Ю. Н. Емельянов не приняли своевременных мер к сплочению групп, подтягиванию отстающих судов до уровня пе­ редовых. Флагманские специа­ листы допускали частые пере­ бежки судов, в результате чего нахождение трала в воде при облове донных пород составило только 5 5—60 процентов, тогда как именно этот фактор решает успех дела. Партийный комитет, комму­ нисты флота своевременно за­ били тревогу. По многим пози- производительности циям положение к моменту за­ седания было выправлено, флот впервые взял суточную добычу. В перспективе — только четкая работа всех звеньев управления, каждого специалиста береговых отделов и судов может служить залогом выполнения кварталь­ ного плана. Но есть проблемы, решение которых в квартал не уложишь, от их решения зависит стабиль­ ность работы флота. Это, в пер­ вую очередь, воспитание, учеба кадров. Сегодня мало сказать, что отдел кадров и служба мо­ реплавания допускают просчеты в комплектации экипажей. Воп­ рос острее ■— как все службы и отделы учат своих специали­ стов, повышают их квалифика­ цию. Наличие грамотных спе­ циалистов намного исключит случаи просчетов в комплекта­ ции, а это обеспечит переход к ликвидации неравномерной ра­ боты судов. До недавнего времени флот славился своими высококвали­ фицированными акустиками. Но вот старшее поколение уш­ ло — новым опыт не передан. По месяцу стоят в резерве ма­ стера добычи. Постоянно дей­ ствующих курсов для повыше­ ния их практических навыков при отделе добычи нет. Нет за­ боты о повседневном обучении и других специалистов. На заседании парткома было внесено предложение о созда­ нии стабильных групп высоко­ квалифицированных работни­ ков всех специальностей, кото­ рые могли бы непосредственно на промысле учить судовых специалистов. Именно высоко­ квалифицированных, так как неудачные попытки направлять на промысел горе-специалистов уже были. Следующая по значимости проблема — передача передо­ вого опыта. Все лучшее, до­ стигнутое в работе любым ры­ баком — от капитана до матро­ са, должно становиться до­ стоянием каждого моряка. И особенно оперативно там, на промысле. Опыт в большом и малом должен перениматься у рыба­ ков Мурманского тралового флота, Эстонского рыбопро­ мышленного объединения «Оке­ ан», соперника по соревнова­ нию, и других флотов страны. И, наконец, трудовая и про­ изводственная дисциплина. Без нее немыслим эффективный труд. Однако процент всевоз­ можных нарушений не снижает­ ся. Увеличилось количество опозданий к отходу и отстава­ ний от рейсов. На новый, более высокий уровень необходимо поднять со­ циалистическое соревнование, говорится в принятом постанов­ лении. Партийным организациям су­ дов и береговых предприятий предложено проанализировать работу января месяца, наметить конкретные мероприятия к изысканию резервов подъема труда, улучшения качества продукции, расширения ее ассортимента. Партийному бюро аппарата объединения «Мурманрыб­ пром» необходимо взять в свои руки налаживание социалисти­ ческого соревнования между коллективами отделов и служб, обеспечив авангардную роль коммунистов. Партийный комитет, админи­ страция <•Мурманрыбпрома», коммунисты не искали причины срыва вне флота: резервы по его ликвидации и обеспечению дальнейшей успешной работы они видят и дали им четкое оп­ ределение в принятом поста­ новлении. II только в одном случае они обращаются во Всесоюзное ры­ бопромышленное объединение «Севрыба» — план квартала флот может не выполнить, если на промысле не окажется необ­ ходимого количества плавбаз. Е. ЧУЛКОВА. З в у к н а д н е о к е а н а М АССЫ ВОДЫ В ОКЕАНЕ перемещаются не ко плавно изгибающимся траекториям, как это считалось до по­ следнего времени, а по спирали, диаметр витков которой достигает сотен километров. Это открытие, сделанное совет­ скими океанологами, поможет лучше понять особенности под­ водного мира, проследить миграцию его обитателей, раскрыть некоторые тайны «кухни погоды». Подтвердить открытие помогли новые приборы — акусти­ ческие поплавки. Такие аппараты обладают нейтральной пла­ вучестью, то есть могут постоянно находиться на заданной глубине. Через каждые пять минут они излучают звуковые вол­ ны определенной частоты. По сигналам, улавливаемым при­ брежными стационарными установками, определяется местопо­ ложение приборов. Так прослеживается путь исследуемых те­ чений. Б ОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ в коллективе СРЗ-1 пользу* ется проработавший на этом предприятии 22 года токарь Александр Николаевич Гуряяев. Всю продукцию он даег только высокого качества: передовой рабочий имеет личное клей­ мо контроля. ' Фото Б. Щукина, % FPM A H A «ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ» («Рыбный Мурман» № 7 от 14 января 1977 г.) Механико-судовая служба управления Мурманского трало­ вого флоіа сообщает, что вопросы, затронутые в статье, свое­ временны, полезны и выполнение их осуществляется. Группа теплотехники, механико-судовая служба проводят значительную работу но внедрению организационно-техниче­ ских мероприятий, направленных на снижение затрат на ГСМ. Эффективность теплотехнического контроля на флоте сни­ жена из-за недоукомплектованности штатов группы теплотехни­ ки (составляющей 60 процентов по сравнению с требованиями нормативных документов Министерства рыбного хозяйства СССР.) А сектор организации и оперативного контроля теп­ лотехнической работы, созданный в ЦПКТБ, состоящий из трех человек, существенной помощи флоту оказать не смо­ жет. По мнению специалистов флота, обеспечить значительное снижение затрат на ГСМ только одними оргтехмероприятия чи по экономии топливно-энергетических ресурсов невозможно без широкого использования в судовых двигателях рациональных сортов топлива. А. ЧЕРТОВСКИЙ, зам. главного инженера, начальник механико-судовой службы. * * * Сообщаем, что созданный в 1976 году в отделе теплотехни­ ческих испытаний сектор по организации и оперативному конт­ ролю теплотехнической работы ка судах успешно выполняет свои функции. Сектор укомплектован квалифицированными спе­ циалистами, но численный состав его пока недостаточный. Но этой причине под контроль взято 13 наиболее перспективных типов судов бассейна, что составляет порядка 30 процентов от общего числа судов. Возможности увеличения численности этого сектора ЦПКТіЫ в настоящее время не имеет, и решение этого вопроса зависит от объединения «Севрыба». Ю. КОРОЛЕВСКИЙ, директор ЦПКТБ. Звук, распространяющийся в воде на большие расстояния, используется для локации морского дна, помогает рысакам своевременно обнаружить косяки рыб в море. На частоте 2 0—50 герц звук пронизывает не только массу воды, но и проходит дальше, в толщу земных пород. Это явление дало возможность ученым опраделять геологическое строение дна океана. — У океана еще немало тайн, — рассказывает академик, — секретарь отделения океанологии, физики атмосферы и гео­ графии Академии наук СССР Л. М. Вреховских. — Одна из них —- возникновение внутренних волн. При совершенно спо­ койной поверхности океана в его глубине вдруг разыгрываются страшные бури с волнами, длина которых достигает сотен метров. Периоды таких волн составляют десятки минут и да­ же часы. Помочь исследователям в разгадке тайн окчлна и должна родившаяся недавно отрасль науки — акустйка океана. Н. ЦАРАПККН. корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz